Научные и технические достижения

Особенности и достижения культуры Древнего Египта

Египет дает нам самый яркий пример той стадии становле­ния древней восточной культуры, где практические достиже­ния и развитость прагматически ориентированной рацио­нальности сочетается с основополагающей ролью чувств и об­разов, доставшихся в наследство от первобытного мифа.

Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Хронологически история Древнего Египта делится на:

1. Древнее царство: 3197—2160 гг. до н. э.

2. Среднее царство: 2160—1580 гг. до н. э.

3. Новое царство: 1580— 1100 гг. до н. э.

4. Поздний период: 1100 г. до и. э. — 395 г. н. э.

В III тысячелетии до н. э. Нижний, Средний и Верхний Египет, представлявшие собой три само­стоятельных государства, объединились. С этого события и начинается развитие культуры и истории Древнего Египта.

В последний период Египет теряет свое могущество, и его постепенно завоевывают другие народы: персы, ассирийцы, греки, римляне, византийцы. В раннем средневековье в Еги­пет проникает ислам.

Географическое положение

Древнеегипетское государство зародилось вдоль реки Нил, на севере Африки. Его местоположение обусловливалось пло­дородием иловых почв, образованных разливами Нила, и воз­можностью получать несколько урожаев в год. Этот геогра­фический и климатический фактор сыграл решающую роль в экономическом и политическом развитии Египта.

Административное деление на номы (сельскохозяйствен­ные общины), которыми управляли номархи, позволило обес­печить четкое управление страной.

Особенности мировоззрения

Социальное устройство. Схема социального устройства напоминает пирамиду: вершину занимал фараон (царь), со­средоточивший в одном лице все формы власти. За ним — жрецы, министры, военачальники, номархи. Следующую, более нижнюю ступень занимали писцы, сборщики налогов, контролировавшие исполнение законов. Ступень ниже — крестьяне, еще ниже — ремесленники, торговцы. В подно­жье пирамиды — рабы, не имевшие никаких прав. Ряды ра­бов пополнялись военнопленными: Египет вел завоеватель­ные войны.

Более трех тысяч лет египетское государство было самым могущественным для своего времени. Тому способствовали крепкая государственная власть, налаженная система управ­ления, совершенное по тому времени законодательство, вы­сокая культура земледелия, развитие науки и огромная роль религии в жизни египтян (самого религиозного народа в ис­тории древнего мира).

Религия.

Древний Египет считается классической страной поклонения богам в виде животных. Помимо общеегипетских, у каждой группы населения были еще свои местные священ­ные животные. Египетские боги имели суровый, «звериный» облик и должны были устрашать, заставлять бояться, пови­новаться и поклоняться.

Боги в изображении древних египтян — это существа с че­ловеческим телом и головами животных, их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих свя­щенную природу.

Наиболее распространенные древнеегипетские культы: культ животных, культ Нила, культ фараона, культ Солнца, культ мертвых (заупокойный культ), культ Осириса (культ природы).

Культ животных самый древний. Наиболее популярные боги-животные — крокодил, кошка, бык, змея, корова, жук-скарабей. Во все периоды своей истории Древний Египет предпочитал солярный культ (культ солнца), связанный с поклонением Солнцу (Ра) и обожествлением фараона. Бог Амон — покро­витель фараонов — символизировал их божественное про­исхождение от Ра, а соединение двух божеств в одно (Амон- Ра) утверждало тождественность Солнца и верховного пра­вителя.

К пантеону главных богов можно причислить Осириса, бога мертвых, культ которого олицетворял поклонение уми­рающей и вечно возрождающейся природе. С этим культом связано поклонение Исиде (богине плодородия), ее сыну Гору и Тоту (богу мудрости). Их антиподом был бог зла — Сет.

Одной из особенностей древнеегипетских верований, оп­ределивший характер древнеегипетского искусства, являет­ся заупокойный культ, в основе которого — вера в загробную жизнь и бессмертие души («Ба») и ее покровителя («Ка»). По представлениям египтян, человек состоит из двух элемен­тов — материального (тела) и духовного («Ка» и «Ба»), Пос­ле смерти душа покидает тело через глаза и ее ждет суд Оси­риса. Душа грешника должна быть отдана на растерзание чу­довищу с головой крокодила и туловищем собаки. Душе пра­ведника уготована вечная жизнь, для чего ей необходима вне­шняя оболочка. Следствием этих представлений является бальзамирование (изготовление мумий). Мумию могла заме­нить статуя — точная копия умершего. Заупокойный культ привел к развитию химии, медицины (хирургии), искусства скульптурного портрета.

Большинство обрядов Древнего Египта было связано с Ни­лом — источником процветания государства. Праздники в честь Нила были важными государственными земледельчес­кими праздниками, такими, как праздник первой борозды или начала жатвы. При наступлении времени разлива Нила фа­раон бросал в реку папирус с приказом о начале разлива, он также начинал пахоту, срезал первый сноп нового урожая.

Таким образом, религиозная система египтян с развитым культом богов и мертвых, устойчивая и консервативная, скреп­ляла все проявления культуры, искусства, науки в единый иде­ологический монолит.

Письменность и литература

Египтяне — создатели иероглифического письма, в кото­ром информация передается с помощью рисуночных знаков, неадекватных алфавиту. Умение зафиксировать мысль пись­менно египтяне считали важнейшим качеством мудрости. Египетская письменность является комбинированной, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и кар­тинно-образными знаками. Искусство живописцев практи­чески не отделялось от искусства писцов, то есть мудрецов и словесников. Древнеегипетские иероглифы произошли от рисунков, и пиктографические элементы (пиктография — картинное письмо) навсегда остались в их текстах. Живопис­ное изображение древним египтянином воспринималось как знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изоб­разительный знак предмета — значило сберечь и увекове­чить жизненное начало. Но и иероглифическая надпись тоже знак, обладающий подобной способностью. Письменность, как и искусство, была в Древнем Египте частью религии, де­лом жрецов.

Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно точно они рисовали предметы и животных. На первый взгляд, такая иероглифическая система письма чрезвычайно сложна. Однако в процессе ее изучения выяснилось, что египетские письменные знаки передавали и звуки. Гласных не писали, поэтому после слова, написанного звуковыми знаками, ста­вился определитель — знак, поясняющий читающему общее значение слова. В Египте появился первый алфавит, азбука из 25 букв.

Кроме иероглифов употреблялись и другие виды письмен­ности. Практические потребности вызвали к жизни иератичес­кое письмо (деловое скорописное). Особенностью иератики яв­ляется связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каж­дый знак пишется отдельно. Гораздо позднее появился еще один вид письма - демотика. Система этого письма та же: звуковые знаки, определители, но намечается попытка обозна­чить гласные.

Основным материалом для письма был папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали перпендикулярно друг другу так, что края нахо­дили один на другой. Полоски смачивали водой и клали под пресс. После высыхания получался лист папируса. Писали чернилами, а в качестве ручки употребляли тростниковую палочку, распушенную на конце.

История расшифровки египетской письменности связана с Жаном Франсуа Шампольоном. Постоянно читая труды, ка­сающиеся Египта, он глубоко изучил культуру и историю этой страны, поставил себе цель — прочесть древнеегипетские тексты. В этом исследовании он пошел своим собственным путем. К тому времени был обнаружен так называемый «Розеттский камень» — каменная (базальтовая) плита, покры­тая надписями на двух языках, относящаяся к 196 г. до н. э. Ценность этой находки заключалась именно в двуязычной надписи. Сравнивая отдельные слова и фонетические знаки, можно было раскрыть тайну египетских иероглифов. Шампольон сумел в 1822 г. дешифровать не только этот текст, но и многие другие, написанные на папирусах, став крупнейшим научным авторитетом в египтологии.

Литература. Развитие письменности и технология обра­ботки папируса (тростника) для письма привели к появлению литературы. Значимость слова, не магического, а человечес­кого, слова как выражения человеческой мудрости, проявля­лась в Древнем Египте особенно ярко.

Египет — родина исторической повести, сказок, басен, лю­бовной лирики («Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Ре­чения», «Песнь арфиста» и др.). Религиозно-мистические, медицинские, научные тексты, хроники и летописи составля­лись и хранились в скрипториях («домах жизни») при хра­мах или записывались на стенах гробниц и пирамид, т. е., письменность являлась неотъемлемой частью древнеегипет­ского искусства.

Научные и технические достижения

Науки в Древнем Египте носили прикладной характер: ма­тематика, астрономия, механика были связаны с сельским хо­зяйством (ирригационные и земледельческие работы), мо­реплаванием, строительством. Химия и медицина (в основ­ном, хирургия) — с искусством бальзамирования.

О высоком развитии математики свидетельствуют матема­тические трактаты. Из них видно, что египтяне оперировали с дробными величинами, умели возводить в степень, решали уравнения с двумя неизвестными. Особенно велики были до­стижения в области геометрии: вычисление площадей раз­личных фигур, приемы вычислений объемов пирамиды и ци­линдра.

Врачи (сину) самых различных специальностей име­лись уже в Древнем царстве. Многие болезни описаны в медицинских трактатах довольно подробно. Кроме лекарств, среди которых были очень сложные по составу, египетские врачи применяли магию, заговоры, заклинания. В Египте возникла первая в истории медицины теория возникновения болезней: египетские врачи считали причиной многих забо­леваний изменения деятельности сосудов и сердца. Описано много случаев повреждений и лечения черепа, мозга, облас­ти шеи, горла, ключиц, грудной клетки, конечностей. Древ­ние египтяне подошли к изучению физиологии, к убеждению связи деятельности головного мозга и других органов.

С древ­них времен развивается астрономия. Египтяне располагали звезды по созвездиям, но называя их по-своему, вели наблю­дения за планетами.

В эпоху Среднего царства начали со­ставляться «энциклопедии», т.е. сборники слов, виды про­дуктов питания, виды злаков, сорта хлеба, виды животных, описания чужеземных городов и т. п. Египтяне впервые куль­тивировали яблоню, гранат, маслину. Развились и начала других наук: зоологии, географии, физики, химии.

Влияние египетской науки заметно в области научных терминов. Египетские слова для самых разнообразных по­нятий через греческий, латинский, древнееврейский, араб­ский языки были восприняты романскими, германскими, славянскими языками и имеют широкое хождение до сих пор: Ливия, оазис, ибис, лев, папирус, химия, натр, стибиум (сурьма), а само слово «хими» означает «Египет».

Египтяне — создатели первой в истории человечества аг­рарной экономики.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!