Памятники градостроительства, монументальные памятники.



    Владивосток - город «Воинской славы!»

 Монументально-изобразительное искусство  нашего края развивалось в соответствии с основными вехами истории страны и края.

1.1897-1922гг. 2.1922-1940 гг. 3.1945-кон.1980-х гг. 4.кон.XX-нач.XXI вв. 1897-1922гг.

 Рассмотрим этапы на примере Вдадивостока. В 1897г. во Владивостоке открылись два первых памятника-26 октября адмиралу Г.И. Невельскому (ул. Светланская, сквер им. Невельского; авторы-инженер флота А.Н.Антипов и скульптор Р.Бах) (Приложение №5) и через 2 дня-экипажу шхуны «Крейсерок», погибшей осенью 1889г. при возвращении с Тюленьего острова во Владивосток ( ул. Светланская, сквер Матросского клуба). С установлением Советской власти на Дальнем Востоке начинается новый этап развития монументального советский, начало которому было положено декретом Совнаркома от 14 апреля 1918г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции», подписанным Лениным.  Предполагалось увековечить в металле и камне не только выдающихся революционеров прошлого, борцов за свободу, предводителей народных восстаний, но и деятелей мировой культуры, художников и поэтов, композиторов и ученых. Один из памятников  В.И.Ленину. В 1960-1980-е годы значительно расширилось количество видов монументальной скульптуры. Появились и получили широкое распространение мемориальные комплексы (самый большой монумент города, памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке, 1961г., ск. А.И. Тенета, арх. А.А. Усачев и Т.Л. Шульгина.   С 2010 года Владивосток носит почетное звание «Город воинской славы», присвоенное ему за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества. Напоминанием об этом сегодня служит одноименный мемориальный комплекс, установленный летом 2012 года на центральной площади приморской столицы и уже успевший стать одной из ее ключевых достопримечательностей. В основе мемориального комплекса «Город воинской славы» – гранитная колонна дорического ордера высотой более 10 метров, которую венчает герб Российской Федерации – двуглавый орел. По углам монумента стоят четыре тумбы с шестнадцатью барельефами, изображающими важные сцены из истории Владивостока. Среди них – основание военного поста, перевод главной базы Сибирской флотилии из Николаевска-на-Амуре во Владивосток в 1871 году, строительство уникальных фортификационных сооружений в городе и на близлежащих островах. Особое внимание привлекают скульптуры, изображающие эпизоды Русско-японской войны – здесь увековечены легендарные крейсеры «Варяг» и «Рюрик». Отдельные барельефы посвящены событиям Великой Отечественной войны и освобождению Порт-Артура от японских захватчиков в 1945 году.   Пожалуй самым известным историческим памятником Приморья является Владивостокская крепость. (Приложение №4) Это уникальное фортификационное сооружение, не имеющее аналогов нигде в мире, на многие километры протянулось по побережью. Музей является подразделением Приморского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.  В 2008 году легендарная Владивостокская крепость вышла в финал национального конкурса «Семь чудес России. Церемония закладки первого камня памятника героям Русско-японской войны 1904—1905 годов от благодарных потомков во Владивостоке состоялась в июне 2006 года, а открытие 16 декабря 2006 года и приурочено к очередной годовщине со дня основания Тихоокеанского флота России.  Во Владивостоке установлен памятник пограничникам, погибшим при защите границ Отечества, на котором установлен «Вечный огонь». Единственный на Дальнем востоке мемориальный комплекс  1997 года защитникам границы. Это искренняя благодарность всем тем, кто, рискуя своей жизнью добивался светлого будущего для Родины.  

Таким образом, скульптурные памятники отражают не только ценностные ориентации в период установления памятника, но и  общую культуру и гражданскую позицию членов общества.

 

Памятники истории и культуры моего города.

В Уссурийске 511 памятников, древние и современные достопримечательности Уссурийска привлекают в этот город множество туристов, в том числе из Китая и регионов РФ. Увидеть основные достопримечательности Уссурийска в течение одной пешей прогулки можно, отправившись в исторический центр города. Жители называют его Арбатом, по аналогии с известной московской улицей.  Оказавшись в этом районе города, вы сможете увидеть множество 1- и 2-этажных зданий, построенных в конце 19 — начале 20 века.   Капитальные застройки центра являются памятниками архитектуры и могут рассказать многое, об истории города, они уникальны по своей архитектуре и сохраняют неповторимый облик Уссурийска. В здании спортивного магазина когда-то находился книжный писчебумажный магазин «Товарищества Янковский и Трусов». В 1890-е годы был построен «Старый ГУМ торговым домом «Чурин и К. (Приложение № 7)  Всего в Никольске-Уссурийском было два магазина И.Я. Чурина, иркутского купца основавшего крупную торговую фирму, имевшую представительства в соседнем Китае. Одежда и обувь, ювелирные украшения, мебель, строительные материалы, вино, индийский чай, печатные машинки, огнетушители, – далеко не полный перечень товаров, продававшихся в магазине «Чурина и К» в нашем городе. Одна из достопримечательностей города, это здание универсального магазина «Кунст и Альберс» памятник архитектуры конца 19 века. К началу 1850-х товарооборот этого немецкого товарищества на Дальнем Востоке в три раза превосходил Францию и догонял США и Англию. Сегодня в здании располагается гастроном, кафе, военкомат. На одном из фасадов здания городской поликлиники до сих пор сохранилась надпись «1907», означающая год постройки. Именно в этом здании находилась престижная гостиница «Гранд Отель», название которой обычно писали на английском языке, в 1935 года здание было передано городскому здравоохранению. В 1897 г. в тогда еще селе Никольском, было построено здание для первого учебного заведения начальной школы. В советские годы в здании помещались общеобразовательная и спортивная школы. Сегодня здесь находится Уссурийский музей  главное историко-просветительское учреждение города.
 Храм Покрова Пресвятой Богородицы Церковь   была освящена в 1914 году. Ее построили на месте обветшалого Свято-Никольского храма, в котором в 1891 году был отслужен молебен в присутствии тогда еще цесаревича, будущего императора Николая II. В конце 20-х годов прошлого века церковь закрыли и использовали для хозяйственных нужд. Однако в 1945 году его вернули верующим, а сегодня храм является центром духовной жизни Уссурийска, а его колокольня считается одним из архитектурных символов города. В городе есть несколько мемориалов, посвященных воинам, отдавшим жизнь за Родину: Главным из них является комплекс, расположенный на площади Победы. Он был воздвигнут в 1977 году в честь бойцов сформированной в Уссурийске 239-й стрелковой дивизии, которая воевала под Москвой и дошла до Берлина. Еще один памятник посвящен юным жителям города  юнгам, которые в 1942-1945 годах, наряду со взрослыми моряками, бороздили воды Тихого океана.  В мае 2005 года возле железнодорожного вокзала был открыт памятник машинистам и рабочим, которые погибли в годы ВОВ. Он примечателен тем, что на памятнике закреплена табличка с завещанием потомкам. По задумке авторов мемориала, ее необходимо будет вскрыть только в 2045 году  через 100 лет после Великой Победы. В поселке Восход находится памятник уссурийским шахтерам, героический труд которых приближал Великую Победу. Его частью являются две настоящие вагонетки с углем. В 1860-х годах в селе Никольском, как тогда назывался город, было обнаружено два   каменных изваяния. Первое из них было отправлено в Хабаровск, а второе увидел и описал известный путешественник и исследователь Дальнего Востока Н. Пржевальский. Сегодня адрес этой важнейшей достопримечательности Уссурийска таков: парк ДОРА, ул. Володарского. По свидетельству ученых,  изваяние каменной черепахи (Приложение № 3) относится к 12 веку нашей эры и является одним из немногочисленных объектов чжурчжэньского города Суйпиня, сохранившихся до наших дней. Одним из известных в городе памятников архитектуры является Уссурийский городской театр, бывший Народный дом имени братьев Пьянковых. Построен он в 1909 году. Строительством руководил А.А. Виноградов. Автором проекта, по версии краеведа О.Б. Лынша, был владивостокский архитектор Мешков. Городской театр обосновался в этом здании в 1958 году. До этого он располагался в здании по ул. Калинина. 

 Локомотив ЕЛ-629 (Приложение№8) известен тем, что здесь на станции Уссури в апреле 1920 года в его топке которого сожжены революционеры Лазо, Сибирцев и Луцкий. В 1972 году к 50-летней годовщине окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке партийное и советское руководство Приморского края приняло решение установить памятник, посвящённый этому событию. Локомотив был доставлен с базы запаса и после косметического ремонта установлен на постамент в микрорайоне станции Уссурийск, в сквере рядом с домом культуры имени Чумака. Дворец культуры им. Чумака Бывшее здание начальной школы-пансиона. Строительство здания началось в 1906 г. и было закончено в 1909 г. Архитектор В. А. Плансон. 1926году клубу дали имя машиниста, активного участника революционного движения на Дальнем Востоке А.К. Чумака. На проспекте Блюхера (бывшей улице Романовской) воздвигнут   памятник – Ивану Дуракову, открыт памятник 25 мая 1968 г. Скульптор – В.К. Ненаживин.

Ландшафтно-исторический парк «Изумрудная долина»  (Приложение9) открыт летом 2012 года. Парк развивается, его предполагается расширить за 10 лет до 50 гектаров. Целью создателей ландшафтно-исторического парка является знакомство с историей Древней Руси и народов Приморского края. Таким образом, памятники истории и культуры нашего города имеют свою историю и культуру.

Заключение.

 

 Проделав работу по исследованию памятников истории и культуры Приморского края мы определили какие есть памятники культуры на территории  нашего края, родного города. Какую они несут роль для общества и пришли к выводу, что памятники культуры имеют экономический потенциал и выполняют социальные функции, несут информацию, которая нужна для прогнозирования будущих процессов. Наука, используя такой археологический материал, как памятники, не только восстанавливает то, что происходило в прошлом, но и делает прогнозы. В архитектурном плане, памятники помогают организовывать пространство, исполняют роль визуального центра общественного пространства. Встречаясь с культурой минувшего, мы можем ощутить дыхание будущего.   Римляне говорили, что искусство вечно, а жизнь коротка. К счастью, это не совсем так, ведь бессмертное искусство создается людьми. И в наших   силах хранить бессмертие человечества. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывают влияние на формирование мировоззрения каждого жителя. Историко-культурное наследие постепенно осознается в качестве специфического ресурса территории, выступает как новое активное явление экономической жизни, которое оказывает определенное влияние на регион и на материальную и духовную сферы деятельности, приводит к увеличению числа рабочих мест. Задача будущих поколений сохранить памятники истории и культуры  как следы нашей общей памяти.

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Основы Законодательства Российской Федерации о культуре.(в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

2. Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. От 24 мая. 2002 года.

3. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. 218 С.

  1. Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. // История. 2003. № 38. С. 4-10.
  2. Галкова О.В. Понятие «Памятник культуры»: современные подходы в интерпретации. // Вестник МГУКИ. 2009. № 2. С. 182-187.
  3. Гришаев С.П. Правовая охрана памятников культуры. 21 февраля 2005 г.
  4. Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. С. 19-40.
  5. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2000. 431 С.
  6. Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово, 2001. 403 С.
  7. Лихачев Д.С. Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации). М., 1981. 232 С.
  8. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Владивосток, 2005.

 

Приложение №1

Надеждинский район

Обнаружено весной 1972 года, в том же году обследовано и предварительно датировано Э.В. Шавкуновым. В 1973 году под руководством Э.В. Шавкунова начались раскопки этого памятника, а с 1976 г. по 1993 г. они велись Хоревым В.А.

Городище расположено в 4,5 – 5 км к западу от железнодорожной станции Веневитиново Надеждинского района Приморского края и в 10 – 12 км к северо-западу от устья р. Раздольной (р. Суйфун) – одной из главных водных артерий южного Приморья. Памятник занимает восточную оконечность горного отрога, узкой грядой протянувшегося по долине р. Ананьевки (р. Эльдуга), одного из правых притоков р. Раздольной. С восточной, наиболее уязвимой стороны городище было прикрыто целой системой фортификационных сооружений, включающих в себя овальной формы мысовой редут и три линии валом длиной соответственно 32, 42, 64 метра и рвов, глубиной до 0,4 м, пересекающих мыс с юга на север. Собственно городище занимает центральную часть возвышенности в 230 м к юго-западу от этой оборонительной системы. Площадь его более 10,5 гектаров, протяженность с юга на север около 430 м, с востока на запад около 490 м. Крепостной вал сооружен в полном соответствии с естественными очертаниями возвышенной части этого участка отрога. Общая его протяженность чуть более 1800 м. Древние градостроители основательно укрепили восточную границу городища. Высота вала с этой стороны 4 – 5 м. В обе стороны от ворот, которые находились ближе к юго-восточному углу городища, были возведены две башни. Ананьевское городище могло быть одним из пунктов, через которые проходил торговый путь из соседней губернии Хэлань в губернию Сюйпинь. Одновременно военный гарнизон обязан был охранять подходы к Краснояровскому городищу – предположительно центру губернии Сюйпинь, расположенному всего лишь в 40 км к северо-востоку.


Приложение №2

Маори Чертов Палец.
Согласно легенде, во времена Бохайской империи Пидан являлся главным святилищем бохайцев, скрывавшим на своей вершине огромный магический кристалл. Лишь только избранная каста жрецов могла общаться с кристаллом, который давал им ответы на самые важные вопросы по управлению империей. Для простых же смертных вход на гору был закрыт и хорошо обученные стражи убивали каждого, кто пытался приблизиться к кристаллу. Каждый из 27 стражей Пидана имел в помощниках маори− каменные мегалиты, которые своим гудением и свечением предупреждали стража о приближении непрошенного гостя. Именно таким маори является «Страж горы» или «Чертов палец», венчающий собой верхнюю часть знаменитой стены Пидана.
Чертов палец – это огромная каменная глыба высотой в три человеческих роста, установленная вертикально на вершине пирамиды из груды огромных камней. Чертов палец установлен таким образом, что привлекает к себе внимание из любой точки и является своеобразным древним ориентиром. Сегодня маори Чертов палец является едва ли не главной достопримечательностей Пидана.   

 

Приложение №3

Археологические памятники эпохи чжурчжэней. На территории Приморья находилась цзиньская губерния Сюйпинь (Субинь) с центром в районе современного г. Уссурийска. Она включала в себя три городища, укрепленные высокими валами. Два из них (Южно-Уссурийское и Западно-Уссурийское) находились на равнине, в черте современного города и в настоящее время разрушены. Третье (Краснояровское городище), имеющее наибольшую протяженность городских стен, занимает высокий отрог горного плато на правом берегу р. Раздольная, в трех километрах к югу от Уссурийска. На территории Уссурийска, между двумя городищами находились также и могилы знатных чжурчжэней. Перед ними ставились каменные статуи полководцев и чиновников, тигров и баранов, а также посвященные умершим каменные стелы на пьедесталах в виде каменных черепов.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!