Красный/Желтый/Синий (и Зеленый)



 

Красный, желтый и синий – три первичных цвета и в силу этого обладают соответствующим эзотерическим значением. Это первая эманация белого света или источника мироздания, соотносящаяся с тремя «духовными» элементами – огнем (красный), воздухом (желтый) и водой (синий). Если внимательно просмотреть колоду Райдер-Уэйт-Смит, то можно заметить, что эти три цвета в ее графике превалируют. Четвертая, мирская стихия земли ассоциируется с вторичным цветом – зеленым. Холодные цвета – зеленый и синий – представляют энергии земли и воды, которые символизируют пассивные, женские, рецептивные качесвта, в то время как красный и желтый ассоциируются с мужскими, активными свойствами воздуха и огня. Эти цветовые ключи могут дать гадателю представление о том, какие энергии играют в рассматриваемой ситуации наибольшую роль.

Все эти четыре цвета часто можно обнаружить в картах, сочетающих все четыре стихии в магическом или ритуальном контексте. Четыре четверти земли (и круга как ее отображения) символизируются четырьмя ангелами-хранителями, каждому из которых соответствуют определенная элементальная энергия. Их призывают, когда создают круг защиты.

 

Красный

 

Как уже говорилось, красный – это цвет огня; он представляет действие, страсть, вдохновение, энергию, кровь и жизненность, ртуть, планету Марс, масть Жезлов (хотя иногда это могут быть и Мечи) и астрологические знаки огненного тригона. Это страсть к жизни, а также гнев, вожделение и другие животные импульсы; по этой причине лев на карте Сила иногда бывает красного цвета. Императрица восседает на красных подушках и покрывалах, символизирующих месячные и плодородие. Император – тоже очень красная карта; здесь цвет говорит о его сильной воле и маскулинности, а также об ассоциации с астрологическим знаком Овна.

 

Оранжевый

 

Император – это одна из немногих карт, в которых много оранжевого цвета; именно так окрашены горы и небо у него за спиной. Это можно считать намеком на трудности и проблемы, преодолеть которые можно только при помощи силы воли. В других колодах оранжевый просто используется как атрибут стихии огня и масти жезлов.

 

Желтый

 

Желтый цвет ассоциируется со стихией воздуха, а также с мужским принципом и энергией солнца. В колоде Райдер-Уэйт-Смит небо чаще всего желтого, а не голубого цвета, и солнце всегда зрительно выделяется в любой композиции, как, например, в карте Шут. Желтый можно также ассоциировать со сверхсознанием и прямой связью с высшими сферами (отсюда и его присутствие в карте Шут). Для сравнения, красный служит отражением рассудка или сознания, а синий – подсознательной сферы.

 

Зеленый

 

Зеленый – это цвет стихии земли, представляющий жизнь, природу, изобилие и рост. В старых колодах Таро он встречается не так уж часто, поскольку природа там фигурирует довольно мало.

 

Синий

 

Синий – это цвет стихии воды, а также подсознания. Многие карты, на которых присутствует голубое небо или просто много синего цвета, ассоциируются с работой подсознания или через подсознание – таковы Верховная Жрица, Отшельник, Звезда, Луна, Весьмерка Кубков и Двойка Мечей. У любой фигуры, одетой в синие одежды, ум обращен к внутренним материям, либо этот персонаж каким-то образом использует силу подсознания.

 

Пурпурный

 

Пурпурный цвет редко встречается в колоде Райдер-Уэйт-Смит и, как правило, представляет роскошь, изобилие (Король Пентаклей) или власть (Император). Мне очень нравится проводить параллели между картами по маленькой пурпурной лозе винограда, которая появляется в виде хвостика у женщины в карте Дьявол, а потом на платье Короля Пентаклей, символизирующего путы материального мира, привязывающие нас к Дьяволу, если только мы сами это допустим (у мужчины на той же карте есть хвостик в виде языков огня, символизирующий страсти, которые часто приводят к неприятностям).

Пурпурный цвет также стойко ассоциируется с психической энергией и тайнами – как, напрмиер, в случае пурпурной драпировки за спиной у Справедливости. В более современных колодах, таких как Спиральное Таро ( Spiral) и Дочери Луны ( Daughters of the Moon) пурпурный цвет используется более широко.

 

Розовый

 

Это еще один цвет, который почти не встречается в колоде Райдер-Уэйт-Смит, за одним исключением (Паж Кубков). Розовый обычно принимает оттенок пурпурного, и чаще всего присутствует в масти Кубков, подразумевая психическую связь, а также светлую сторону эмоциональных наслаждений. Иногда розовый цвет говорит об изобилии или чувственном удовольствии, как в карте Туз Кубков, где изображен бутон лотоса.

 

Коричневый

 

В большинстве колод коричневый встречается достаточно редко, но если все же встречается, то говорит о связи с землей или о человеке, занятом повседневными делами. В этом качестве он чаще всего появляется в масти Пентаклей (например, см. Восьмерку Пентаклей).

 

Радуга или радужные цвета

 

Радуги и радужный спектр часто используются в Таро Робин Вуд ( Robin Wood Tarot) в совершенно разных формах: кристаллы на концах жезлов, радужные кубки (Восьмерка Кубков) или разноцветные рукояти Мечей, но также иногда появляются и в других колодах (обычно в карсте Десятка Кубков). Радуга представляет богатство, изобилие, исполнение желаний и счастье, как, например, в Девятке и Десятке Кубков. Также она может символизировать широкий спектр ресурсов, которые можно использовать, или которые нужно защищать, разнообразие проблем и их возможных решений, описывать различные жизненные ситуации и прославлять многообразие жизни и интеграцию целого.

 

*

 

Стихии и природа

 

Символы стихий

 

Для представления четырех стихий традиционно используются четыре символа, происхождение которых восходит к алхимической науке:

 

Земля: перевернутый вершиной вниз треугольник с поперечной полоской

 

Вода: перевернутый вершиной вниз треугольник

 

Воздух: треугольник вершиной вверх с горизонтальной полоской

 

Огонь: треугольник вершиной вверх

 

 

(Верстальщику – вставить символы со стр. 150 оригинала)

 

Все четыре символа можно увидеть на карте Колесница Спирального Таро – они обозначены на четырех колоннах, поддерживающих сень над нею. Это говорит о том, что чтобы заставить колесницу двигаться, вознице не только придется интегрировать и контролировать свои энергии инь и ян (сфинксов), но и научиться повелевать стихиями. С правой стороны есть обращенный вершиной вниз треугольник большего размера, свидетельствующий о том, что в целом карта считается принадлежащей к стихии воды, поскольку ею управляет знак Рака. В этой колоде большинство символов включено в контекст изображений карт, особенно это касается Старших арканов и придворных карт. Поэтому данную колоду можно использовать в качестве справочной. Возьмем, к примеру, ее Императрицу – над ее головой можно увидеть идущие слева направо в направлении по часовой стрелке символы земли, древнееврейскую букву, соответствующую карте, ее собственный номер (III), астрологический символ Венеры и миниатюрное Древо Жизни. На придворных картах тоже встречаются все эти атрибуты; например, на пряжке пояса у Короля Мечей красуются символ воздуха и символ Водолея.

Хотя эти базовые символы используются во многих колодах, Уэйт решил не применять их в своем варианте карт Таро, возможно, потому что предпочитал более загадочную символику. Единственным обнаруженным мной исключением стала карта Умеренность, на которой имеются хорошо всем знакомые знаки огня и Солнца. На возничем колесницы надета туника, затканная алхимическими символами стихий вместо более простых знаков, изображенных на предыдущей странице. Точно так же карта Колесо Фортуны свидетельствует об интересе Уэйта к алхимии, поскольку на центральном ободе колеса присутствуют четыре весьма специфических символа. Начиная с востока, то есть с позиции, которая на циферблате часов соответствует цифре три, и двигаясь по колесу против часовой стрелки, мы получим:

 

Сера: Расширение

 

Ртуть: Объединение

 

Соль: Сжатие

 

Вода: Растворение

 

 

(Верстальщику – вставить символы со стр. 251 оригинала)

 

 

Первые три элемента из списка представляют три базовых принципа алхимии, из которых, как считается, состоит сама жизнь. Это можно интерпретировать как процесс рождения, жизни и смерти, имеющий параллели и в других трехчастных символах, таких как Дева-Мать-Старуха. Однако здесь между номерами три и четыре наблюдается некоторое напряжение. По аналогии с  сакральным циклом Богини, состоящим из трех частей, но представленным четырьмя фазами лунного цикла, Уэйт посчитал, что нужно добавить четвертый элемент – в частности потому, что это сделало его колесо более эстетически сбалансированным, но и в качестве противовеса объединению Ртути. Растворение можно считать той фазой, которая имеет место между смертью и новым рождением, когда земная личность растворяется и остается только высшее Я.

Спускаясь с эзотерического уровня на более простой, следует отметить, что во многих колодах стихии представлены на картах более наглядно. Например, на карте Мир колоды Робин Вуд в четырех углах карты представлены все четыре стихии в виде гор, облаков, языков пламени и волн. В картах Рыцарей также замечательным образом использованы стихии - конь каждого из Рыцарей движется по ландшафту, где доминирует одна из стихий, причем животное идеально к ней адаптировано. Так, Рыцарь Кубков скачет в открытое море, а его конь – настоящий морской скакун с гривой из искрящейся пены.

 

Природный ландшафт

 

В традиционных колодах Таро мир природы особой роли не играл – он просто служил фоном для людей и их деятельности. Это соответствует тогдашней культурной и религиозной парадигме, согласно которой природа и все живые существа были предназначены исключительно для того, чтобы удовлетворять нужды человека. Сейчас есть несколько современных колод, неотъемлемой частью изобразительного ряда которых является природа – это Гринвуд ( Greenwood), Колесо Перемен ( Wheel of Change), Мудрость Животных ( Animal- Wise)и целый ряд языческих кельтских колод. Легенда: Артурианское Таро ( Legend: The Arthurian Tarot) еще один пример колоды, персонажи которой живут в естественном мире, и в которой место некоторых придворных карт занимают животные. Если вы любите природу и вам ее сильно не хватает в традиционных колодах, советую попробовать одну из современных альтернативных колод.

 

Небо

 

Как я ни пыталась, мне так и не удалось обнаружить какие-нибудь закономерности, касающиеся цвета неба в колоде Райдер-Уэйт-Смит, равно как и особые значения цветов, кроме тех, что небо желтое чаще всего на положительных картах и тех, что тесно связаны с солнечной энергией. На картах, отмеченных ночной, лунной энергией, небо, как правило, темно-синее. Четким показателем значения карты служит погода: гроза имеет место в картах типа Пятерки Мечей или Рыцаря Мечей, где есть стремительные и разрушительные действия; пасмурное небо и тяжелые облака появляются в Десятке Мечей и Тройке Мечей, говорящих о боли и страдании; в карте Пятерка Пентаклей идет снег, отражающий ее основную тему – страдания. Возможно, причиной того, что лучше всего погода отражена в Мечах, служит связь между небом и воздухом – стихии этой масти. Таким образом, состояние неба частично представляет расположение духа клиента.

Пышные облака, наподобие тех, откуда появляются руки в Тузах, чаще всего говорят о мистическом или высшем происхождении феномена. Также они появляются в Пятерке Кубков (четвертую чашу предлагает рука) и в Семерке Кубков (здесь они окружают кубки). В карте Мир стоит обратить внимание на летучих созданий, располагающихся по углам композиции.

 

Вода

 

На многих картах в той или иной форме присутствует вода, и это очень важно для понимания того, что на карте происходит. Вода обычно представляет подсознание или эмоциональное состояние клиента. Если вода спокойна, эмоции уравновешены. Если воды бурные, то у клиента стресс – иногда только на подсознательном уровне. В изображениях воды между колодами могут наблюдаться значительные различия. На Двойке Кубков и Двойке Мечей в одних колодах вода спокойна, а в других – бурлит. Такие карты всегда следует толковать именно в том виде, в каком они присутствуют в вашей колоде. В изображении второстепенных деталей и, следовательно, в оттенках и нюансах смысла колоды могут сильно отличаться между собой.

Очень интересна в этом отношении Шестерка Мечей. В некоторых ее вариантах с одной стороны лодки вода более бурная, чем с другой, что говорит о перемещении из штормового моря в более спокойные воды. Заметим также, что путешествие по водам символизирует здесь переход к лучшему и более уравновешенному эмоциональному состоянию. Всегда обращайте внимание на то, течет ли вода на карте, или она неподвижна – это говорит о том, стабильна ли ситуация, или ей свойственно движение. Текущая вода часто ассоциируется с прошлым и памятью, струящейся через настоящее в будущее.

 

Горы, скалы

 

Горы чаще всего указывают на проблемы и препятствия. Большое количество крутых гор на заднем плане карты Император говорит о его власти и способности преодолевать препятствия. На фоне карты Шут также видны горы, хотя сам Шут стоит на плато в самом начале пути. В карте Отшельник мы видим, что мудрый старец преодолел все препятствия и взошел на заснеженную вершину горы. Скалы могут говорить об опасности, как в карте Шут, или о проблемах, которым клиент успешно противостоит, как в Семерке Жезлов. Округлые холмы и небольшие скалы могут появляться в картах, где есть определенный элемент опасности, но не такой большой и суровой, как та, что символизирует ландшафт, на который смотрит Рыцарь Кубков (обратите внимание также и на текущий поток). Очень интересны парные холмы или горы, особенно если к ним ведет дорога. Этот символ присутствует в карте Умеренность, но также и во многих других картах самых разных колод. Эти парные холмы представляют собой просто другой вариант парных башен или врат, которые будут обсуждаться в этом приложении чуть позже, и обычно символизируют отдаленную цель, достичь которой можно, только проработав урок данного Старшего аркана.

 

Зеленые деревья и кусты

 

В традиционных колодах семейства Райдер-Уэй-Смит зелень изображается довольно скупо, скорее как некий символ, недели неотъемлемая часть ландшафта. В карте Императрица она говорит о плодородии, изобилии и росте. Деревянные жезлы в масти Жезлов обычно изображаются с почками, указывающими на то, что это не простом ертвые инструменты, но источники нового роста, идей и перемен. Это же можно сказать и о дереве, с которого свисает Повешенный; его состояние – не стагнация, а пауза, которая ведет к внутреннему росту. Еще один сходный символ – вспаханное поле, которое есть в картах Смерть и Рыцарь Пентаклей. Оно символизирует состояние сна, содержащее потенциал для нового роста – семена будущих перемен, а в случае с Рыцарем – для материального вознаграждения и богатства.

 

Времена года

 

В некоторых колодах масти ассоциируются с временами года. Возможно, это лучше всего проиллюстрировано на примере колоды Путь предков ( Ancestral Path). В этой колоде каждой масти соответствует свое время года и одна из великих исторических цивилизаций прошлого. Цивилизации подобраны с учетом западного, восточного, северного и южного направления. Заметим, что соответствия мастей временам года и сторонам света совсем не такие, как в системе Золотой Зари.

 

*

 

Числа

 

Числа в Таро отображаются и используются по-разному. Мы решили сосредоточить внимание в основном на старших арканах, поскольку с числовыми соответствиями Младших проблем, как правило, не возникает, а их нумерологические значения уже обсуждались в приложении 2. В Младших арканах числа представлены символами мастей, которые являются частью изображения (иногда к ним добавляются дополнительные символы, как, например, знак бесконечности на Двойке Пентаклей). В противоположность им, в Старших арканах числа символизируют различные эзотерические понятия и присутствуют в изображении не так явно. В этой части приложения мы будем обсуждать версию Универсальный Уэйт колоды Райдер-Уэйт-Смит. Многие из символов, о которых мы будем говорить, носят религиозный или метафизический характер, но мы описываем их вне какой бы то ни было связи с конкретными системами верований.

 

Ноль

 

Число ноль ассоциируется только с Шутом. В ранних колодах Таро старшие арканы вообще не имели номеров. Это были просто двадцать две непронумерованные карты, из которых двадцать одна считалась козырями, а Шут стоял отдельно, как бы не принадлежа к ним, и вследствие этого не находился ни в начале, ни в конце списка, ни где-нибудь посередине. В игре в тарок у него были свои особые правила счета. Тем не менее, среди тарологов до сих пор ведутся споры, стоит ли считать Шута первым или последним в ряду Старших арканов, причем, возможно оба мнения следует считать правильными. В качестве нулевого аркана Шут представляет прямую инкарнацию вселенского Ничто, ибо самосознание появляется только у первого аркана, Мага. Циклический аспект нуля присутствует также и в двух других картах – в Колесе Фортуны (десятый аркан) и в мире (двадцать первый аркан). Эти три карты представляют начало, середину и конец последовательности старших арканов и, соответственно, путешествия Шута. Они формируют нескончаемый цикл, круг или спираль, в которой и разворачивается танец воплощения. Циклическая природа этих карт говорит о том, что Старшие арканы следует рассматривать не как линейную последовательность, а как повторяющийся цикл или спираль.

 

Один

 

Рассматривая цикл Шута-Колеса Фортуны-Мира мы обнаруживаем, что есть три карты, чьи номера можно сократить до единицы – это сам Маг, а также колесо Фортуны и солнце. Колесо Фортуны, как мы уже говорили, это ось или поворотная точка всего цикла старших арканов. Маг и солнце – это две карты, наиболее точно представляющие разум и сознание. Маг есть первый проблеск сознания, а солнце – окончательная его интеграция со всеми остальными аспектами «я». Это говорит о том, что первая и вторая половина Старших арканов как бы отражают друг друга – разумная и духовная или темная части Я должны стать единым целым.

 

Два

 

Говоря о цветах и природных ландшафтах, мы уже упоминали о том, как в Старших арканах проявляется идея двойственности. Это многочисленные сочетания мужского/женского, инь/ян, позитивного/негативного, пассивного/активного, солнца/луны, сознательного/бессознательного и т.д., представленные в виде комбинаций черного/белого и красного/белого цветов, двойных гор или башен, овальных символов инь/ян, роз и лилий. Кроме того, есть карту вроде Любовников или Дьявола, где особую роль в композиции изображения играют фигурки двух людей – в первом случае за ними наблюдает ангел, а во втором – Дьявол. Есть также карты типа Умеренности и Звезды, на которых вода переливается из одного сосуда в другой, а центральная фигура стоит одной ногой на земле, а другой в воде. Два ключа в руках у Иерофанта – это ключи от земли и неба. Как вверху, так и внизу. Идея двойственности является неотъемлемой частью концепции Старших арканов и подчеркивает тот факт, что у каждой карты есть темная и светлая сторона.

 

Три

 

Тройка – главное мистической число западной традиции; оно используется для отображения целого корпуса схожих понятий, таких как разум-тело-дух, отец-сын-святой дух, алхимические принципы расширения-объединения-сжатия, рождение-жизнь-смерть, а также Дева-Мать-Старуха. В концепции Древа Жизни над материальным миром располагаются три царства, которые нужно пройти ищущему, чтобы достичь Источника. Их символизируют три первичных стихии – воздух, огонь и вода, а также три основных цвета – желтый, красный и синий. Этому также соответствуют три «материнских» буквы древнееврейского алфавита. Эти три высших царства или сферы представлены на карте Иерофант тремя поперечными перекладинами на его жезле власти, тремя ярусами тиары и тремя точками на самом верхнем из них. Некоторые авторы считают, что старшие арканы первоначально были объединены в группы по три, причем третью позицию в каждой из них занимала одна из семи канонических добродетелей (игра в тарок предназначалась для трех игроков – если убрать Шута, то останется двадцать один козырь, что прекрасно делится на три). И, наконец, на карте Суд воскресающие люди представляют собой семьи, состоящие из отца, матери и ребенка.

 

Четыре

 

Четверка – еще одна центральная концепция в нумерологии. Существуют четыре стихии, четыре масти, четыре буквы мистического слова таро или рота. Все это наглядно отображено в картах Колесо Фортуны и мир, особенно колесо Фортуны. Уэйт сделал это главной концепцией придуманной им колоды Таро и, продублировав четверку, пришел к Колесу с восемью спицами. Имя Бога в древнееврейском языке состоит из трех букв, одна из которых повторяется дважды, так что получается четыре; они изображены на ободе колеса, перемежаясь мистическими буквами слова ТАРО. Четыре крылатые фигуры вокруг Колеса представляют четыре фиксированных знака зодиака – Тельца (бык), Льва (лев), Скорпиона (орел) и Водолея (человек). Каждая из них изображается с крыльями и открытой книгой, что отражает концепцию знания как пути к божественному. Эти же символы в несколько измененной форме присутствуют и по углам Мира, концептуально объединяя эти две карты. Четыре колонны, поддерживающие сень над Колесницей также суть отражение интеграции четырех стихий в дополнение к символу инь/ян и другим объединяющим символам этой карты.

 

Пять

 

Пять – число пентаграммы и число пятого элемента – духа. Можно считать, что в колоде Таро присутствуют пять мастей: четыре масти представляют четыре стихии, а в Пятую включены Старшие арканы. Сама пентаграмма явным образом фигурирует только на карте Дьявол, причем в перевернутом виде, ибо она представляет противоположность духовной интеграции. Белая роза о пяти лепестках на карте Смерть служит алхимическим символом Ордена Розенкрейцеров и идентична пентаграмме, направленной вершиной вверх и символизирующей триумф духа над низшими материями, очищение человеческих желаний и устремление к Богу. На одном из трех ярусов тиары Иерофанта изображены пять точек, говорящие о том, что в его руках находятся ключи к этому знанию.

 

Шесть

 

Шестерка редко появляется в Старших арканах и более явно представлена в шестилучевой Звезде Давида, которая находится внутри лампы Отшельника и источает свет. Шестилучевая звезда есть древний символ равновесия между направленными внутрь и наружу потоками энергии, мужским и женским принципами, огнем и водой (которые представлены треугольниками с вершинами, направленными вверх и вниз) и другими полярными противоположностями. Отшельник достигает прсветления через совершенное равновесие этих энергий – вспомните наш список ключевых слов для Шестерок – и это активное, текучее, а вовсе не статичное равновесие. Этот символ представляет сердечную чакру и шестую сефиру каббалистического Древа Жизни – Тиферет, высшую точку, которой человек способен достичь в смертном теле. Путь от нее к другим сефирот образует шестиконечную звезду, и это единственная из доступных нам сефирот, имеющая прямой выход на Источник всего сущего. Все это понятия, вполне достойные Отшельника, который взыскует подлинного просветления, тем более, что его карта – последняя в первой половине Сатрших арканов перед поворотом Колеса, ведущим в иной мир. Также шестилучевая звезда присутствует в декоре короны Императрицы.

 

Семь

 

На третьем ярусе тиары Иерофанта семь точек, что означает семь печатей Книги Откровения. Семью печатями запечатана Книга Господа, которая была вручена Иисусу, и который начал ее открывать. Со сломом каждой печати людям открывается что-то новое о Боге (отсюда и Откровение). Когда будет сломана седьмая печать, придет Страшный Суд. У семерки есть и другие значения – самые священные числа, три и четыре, в сумме дают семь, которое считается числом тайны и магии. В то время, когда открыли Таро, было известно семь планет (включая Солнце и Луну). В неделе – семь дней (названных по именам главных божеств римского пантеона); существует семь чудес света, семь добродетелей и семь смертных грехов; Господь создал мир за семь дней и за семь же дней царь Соломон построил свой Храм; людям известно семь наук и свободных искусств, отсюда использование символизма семерки в масонской традиции. Интересно, что в Таро это число фигурирует довольно мало, хотя Уэйт был адептом франкмасонства.

 

Восемь

 

Число восемь, как уже упоминалось выше, получается путем удвоения четырех в карте Колесо Фортуны и представляет собой важный повторяющийся символ в колоде Райдер-Уэйт-Смит. Колесо с восемью спицами часто появляется в колодах этого семейства, а сам Уэйт даже носил подвеску в виде такого колеса, которая служила ему напоминанием о Таро и о всем корпусе понятий, символизируемых колесом Фортуны. Первоначально оно появляется как элемент декора туники Шута, хотя из-за плохой графики во многих репродукциях колоды этого невозможно различить. Этот мотив появляется и в других картах, чаще всего в виде восьмиконечной звезды (в отличие от пятиконечной, шестиконечной и семиконечной звезд которые были более распространенными символами и тогда, и теперь) в картах Звезда и колесница. В первом случае в композиции присутствуют даже восемь восьмиконечных звезд.

 

Теперь мы пропускаем несколько чисел, которые никак не отражены в Таро.

 

Двенадцать

 

Число двенадцать появляется в Таро весьма часто и почти всегда ассоциируетс с двенадцатью знаками зодиака. Уэйт использовал двенадцать гораздо реже, чем другие авторы колод, у которых даже колесо Фортуны иногда имело двенадцать спиц. Если повнимательнее рассмотреть пояс возничего колесницы, то можно различить, что он состоит из астрологических символов, причем по всей его длине их явно двенадцать (и это еще один пример того, что Колесница символизирует мастерство и контроль во всех возможных сферах). В карте Любовники за спиной мужчины находится Древо Жизни с двенадцатью огненными языками. В колоде Уэйта на короне Императрицы красуется двенадцать звезд, что говорит о ее власти над двенадцатью месяцами года в ипостаси Матери-Природы.

 

Двадцать два

 

В древнееврейском алфавите двадцать две буквы, каждая из которых представляет также и число. На этом была построена целая мистическая система, основанная на параллелях с двадцатью двумя картами старших арканов и двадцатью двумя путями между сефирот каббалистического Древа Жизни. Никто не знает, можно ли считать, что Старшие арканы специально были созданы в таком количестве, чтобы соответствовать этому мистическому числу. Некоторые исследователи говорят, что арканов на самом деле двадцать один, плюс Шут. Тем не менее в ордене Золотой Зари считали, что связь между силом арканов и числом священных букв действительно существует. На долгие годы это стало предметом оживленных дискуссий среди тарологов.

В некоторых колодах (таких, например, как Спиральное Таро)на карты нанесены еврейские буквы, которые, как считается, соответствуют Старшим арканам; другие использует числовую систему еврейского алфавита, которая может значительно отличаться от привычных нам номеров Старших арканов. Число двадцать два в нумерологии известно как одно из «главных», наряду с одиннадцатью и тридцатью тремя. В числе символических значений этого числа – алхимия и вселенская трансформация, две концепции, которые всегда были тесно связаны с последовательностью Старших арканов.

 

Бесконечность

 

Положенная на бок восьмерка появляется на нескольких картах Таро и означает бесконечность и бесконечно повторяющиеся циклы. Этот символ находится над головой Мага, над головой женщины на карте Сила и на Двойке Пентаклей. Мне не известно, почему именно эти два Старших аркана получили знак бесконечности; можно развернуть целую дискуссию о том, что он бы лучше соответствовал другим картам. Интересно, что во многих ранних итальянских колодах на картах встречались фигуры в мягких шляпах с широкими полями, спереди загнутыми вверх, так что край полей образовывал как раз эту лежачую восьмерку или символ бесконечности. Никто на самом деле не знает, была ли шляпа создана по образцу символа, или символ вошел в обиход из-за шляпы, и была ли между ними вообще какая-то связь.

 

 

*

 

Цветы, плоды и растения

 

 

Яблоки и груши

 

Сами по себе яблоки символизируют знание, поскольку считается, что Древо Познания в райском саду было именно яблоней. Знание обладает мистической природой; если разрезать его пополам, то рисунок семян образует звездочку или пентаграмму. На некоторых картах колоды Райдер-Уэйт-Смит яблоки присутствуют вместе с грушами (например, на Королеве Пентаклей) и в таком контексте означают плодородие и изобилие.

 

Виноград

 

Он представлен на картах Девятка Пентаклей и Король Пентаклей и символизирует богатство, процветание и праздник счастливой жизни.

 

Падуб

 

Символ мужественности, падуб был очень популярен в кельтской и других языческих культурах, а потом стал неотъемлемой частью христианского религиозного символизма. В колодах семейства Райдер-Уэйт-Смит он не используется, но зато встречается во многих других.

 

Ирис

 

Много ирисов присутствует в декоре карты Умеренность. Они растут у воды и означают послания богов или внутренних наставников. Ирида была богиней радуги, символизировавшей гармоничное сочетание цветов и широкий спектр будущих возможностей.

 

Плющ

 

Символ женского начала, плющ часто использовался в кельтской языческой культуре, а впоследствии стал частью христианского символизма.

 

Лавр

 

Чаще всего появляется в виде лаврового венка и символизирует победу и достижения.

 

Белые лилии

 

Как уже говорилось в разделе, посвященном цвету, белые лилии в Таро часто символизируют чистоту мыслей и действий, невинность, добродетель, а также женское начало. Обычно встречаются в сочетании с красными розами.

 

Лотос

 

Лотос традиционно изображается на карте Туз Кубков, но в некоторых колодах может встречаться и на других картах этой масти .Он символизирует мир и чистоту, расцвет психики и ее открытость высшему осознанию.

 

Дубовые листья

 

Дубовые листья символизируют силу, мудрость, возраст, королевское достоинство, а также врата в иной мир (в кельтской языческой традиции).

 

Гранат

 

Гранат встречается на картах Верховная Жрица и Императрица и говорит о женской сексуальности и плодородии, Великой Богине, тайном знании и возрождении.

 

Роза о пяти лепестках

 

Пятилепестковая роза была символом ордена Розенкрейцеров и символизировала четыре стихии плюс пятый элемент – дух; пятые лепесток указывает в небо, как и в случае с прямой пентаграммой.

 

Красная роза

 

Красная роза означает страсть, отвагу, действие, мужское начало ян и кровь. Часто встречается в сочетании с белой лилией.

 

Белая роза

 

Белая роза символизирует трансформацию и обычно имеет пять лепестков. Самый яркий пример ее использования – черное знамя в руке Смерти. Здесь она символизирует то, что ждет нас по ту сторону тьмы, а также растворение «я».

 

Овощи

 

Это символы урожая. На Тройке Кубков они означают богатый урожай и связанное с ним празднование жизни, а на Семерке Пентаклей – урожай, который пока еще только в будущем и станет результатом напряженных усилий.

 

Подсолнух

 

Подсолнух долгое время был символом солнца и потому появляется на связанных с ним картах, таких как само Солнце, Королева Жезлов и другие огненные придворные карты. Он символизирует радость, жизненную силу и энергию.

 

Древо познания

 

Древо познания появляется в райском саду на карте Любовники, обычно с той стороны, где стоит Ева. Оно символизирует осознанный выбор знания и неизбежно следующие за ним трансформацию и отделение.

 

Пшеница

 

Пшеница появляется в карте Императрица как символ плодородия, и ее связи с землей и природой. Это целостность, жизнь, материнская забота, а также смерть и возрождение всех живых существ и времен года.

 

*

 

Животные

 

Летучая мышь

 

Появляется только в виде нетопырьих крыльев Дьявола. Летучая мышь – символ подземного мира, в котором обитает Дьявол, скрытых и подавленных желаний и теневной стороны нашей личности.

 

Птица

 

Птицы представляют свободу, вдохновение и являются посланниками Бога или Богини.

 

Бык

 

Бык – это символ астрологического знака Тельца. Его изображение часто присутствует в декоре трона Короля Пентаклей. Кроме того, это один из четырех персонажей карт Колесо фортуны и Мир. Бык говорит о стабильности, силе и власти (или жесткости и отсутствии гибкости).

 

Бабочка

 

Бабочка символизирует трансформацию, свободу и легкость бытия. Обычно встречается в картах Смерть и Шут.

 

Кошка

 

В большинстве колод кошка появляется только на карте Королева Жезлов, символизируя чувственность, игривость, страсть и грацию (возможно, с некоторой толикой высокомерия). Кошка обладает многими качествами, характерными для льва, но, в отличие от него, она приручена и одомашнена.

 

Речной рак

 

В карте Луна рак вылезает из коллективного бессознательного, символизируемого водой. Рак – это неизвестная часть нас самих, часть нашей животной природы, первичной и немного пугающей в своем шипастом панцире. Это неизвестное создание поднимается из глубины, заставляя нас отправиться в путешествие через царство Луны.

 

Собака

 

В карте Шут почти всегда присутствует маленькая белая собачка. Кто-то считает ее верным спутником, который слепо следует за шутом в порыве любви и готов идти за ним, куда бы тот ни отправился; другие считают ее вестником, пытающимся предупредить Шута об опасности свалиться в открывшуюся перед ним пропасть. В карте Луна собака представляет силы разума и самообладания, противостоящие дикой, неприрученной природе волка или шакала. Это две крайности, путь между которыми и должен найти человек.

 

Голубь

 

Голубь появляется в карте Туз Кубков, а также в некоторых колодах – в карте Звезда. Это вестник мира и вечной любви.

 

Дракон

 

Дракон – это древний символ королевской власти и мудрости, и потому нередко встречается на королевских картах и на карте Император.

 

Сокол

 

Сокол появляется в Девятке Пентаклей и представляет разум и здравый смысл, быстроту и свободу. Иногда он изображается в клобучке и путах, чтобы показать, что держащая его женщина предпочла богатство и физические удовольствия свободе и независимости.

 

Рыба

 

Рыба – это символ стихии воды, и также христианства и Господней любви.

 

Козел

 

Козел – это символ астрологического знака Козерога, и Дьявол носит его рога частично для того, чтобы подчеркнуть эту ассоциацию. Козел также связан с богом Паном, игривостью и трикстерством, но и с пороком и черной магией.

 

Лошадь

 

Лошадь – это средство передвижения «я», обузданные и запряженные силы природы или цивилизации, признавшие власть человека. Все рыцари изображаются верхом, что говорит об их контроле над стихией соответствующей масти, которую они могут заставить работать на себя.

 

Лев

 

Лев символизирует страстную, первичную природу человека, наши животные импульсы. Это очень хорошо отображено на карте Сила. В применении к придворным картам это знак благородства, гордости и отваги. Кроме того, это символ астрологического знака Льва и в таком качестве он фигурирует на картах Колесо Фортуны и Мир.

 

Кролик

 

Символ плодородия, часто изображается на карте Королева Пентаклей.

 

Баран

 

Баран – это символ астрологического знака Овна, и потому является частью декора трона Императора. Также ассоциируется с мужественностью, упорством и воинственностью (свойства планеты Марс).

 

Саламандра

 

Это мифическое создание, ассоциирующееся с огнем. Его изображения часто украшают одеяния придворных карт масти Жезлов.

 

Змея

 

Змея – знак женской мудрости и психической силы. Она несет знание, как это случилось в саду Эдема. Змея, кусающая себя за хвост, служит символом бесконечности и вечности. Иногда появляется в виде пояса Мага.

 

Сфинкс

 

Это мифическое создание, чье тело состоит из частей четырех существ, ассоциирующихся с четырьмя первичными астрологическими знаками: лев, человек, орел и бык. Это хранитель врат и страж тайных мистерий.

 

Волк/шакал

 

Волк или шакал появляется на карте Луна в паре с собакой, где они стоят по обе стороны дороги. Он представляет нашу дикую, неприрученную природу, страсти, неконтролируемые эмоции и желания, а также жестокость и алчность.

 

*

 

Светила

 

 

Солнце и луна

 

Солнце обычно представляет мужскую энергию и начало ян, а Луна – женскую энергию и начало инь (однако, в некоторых культурах все наоборот). Таким образом, получается, что солнце и Луна равны – это две стороны одной монеты, два дополняющих друг друга типа энергии. Но это лишь один из вариантов концепции.

В последовательности Старших арканов Луна появляется первой и традиционно считается более проблемной и трудной частью пути, нежели Солнце, в котором, с психологической точки зрения, мы поднимаемся из нижнего мира, завершив работу со своим теневым «я», и готовы перейти к следующему этапу – достижению подлинной целостности. Согласно этой модели, Солнце – это более поздняя стадия интеграционного процесса, чем Луна, которая символизирует долгое возвращение к свету из мира бессознательного.

Эта концепция и связанный с нею символизм солнца/Луны ведут свое происхождение от алхимии. С основными алхимическими процессами ассоциируются три первичных цвета: черный, белый и желтый (или красный). Черный представляет ранние стадии алхимической трансформации, на которых мужской и женский элементы отделяются друг от друга, а затем вновь соединяются разными способами. Они переходят в форму пепла и претерпевают некоторые другие изменения, во время которых исходные материалы чернеют. Эти процессы представлены картами Дьявол и Башня. На следующей стадии, черные вещества успешно очищаются и белеют, что символизируют карты Звезда и Луна, а также сам белый или серебряный цвет. Наконец, эта женственная субстанция или белый/серебряный камень соединяется с золотым зерном, или мужским принципом, результатом чего становится целостное Я, символизируемое золотом или философским камнем. Этот процесс начинается в карте Солнце и заканчивается Миром.

 

Солнце

 

Во многих колодах солнце представлено в виде перемежающихся прямых и волнистых лучей. Это древний способ изображать солнце, известный как солнце философов, который подчеркивает его значение как источника света (прямые лучи) и тепла (волнистые лучи) – главных жизнетворных свойств светила.

 

Луна

 

В колодах семейства Райдер-Уэйт-Смит Луна часто золотого цвета, который, казалось бы, меньше всего ассоциируется с ночным светилом. Это служит иллюстрацией той концепции, что Луна отражает сияние Солнца, и единственный свет, доступный в подсознании и нижнем мире, есть лишь отражение, несущее искажения и иллюзии.

Капли, падающие с Луны, могут служить реминисценцией росы, которую алхимики собирали в свете полной луны и использовали для очищение черных субстанций и превращения их в серебро. Эта роса, именуемая Майской, собирается по ночам прямо из воздуха и обладает молочным цветом. Считается, что она связана с алхимическими молоком и кровью, и потому представляет женский очищающий и жизнетворный принцип.

На некоторых картах Луна изображается в виде большого круга, внутри которого находится круг поменьше, смещенный в одну из сторон. Робин Вуд объясняет это как символическое представление «полной луны в объятиях новой», то есть аллюзию на вечную смену лунных фаз и ее переменчивую, но вполне предсказуемую и циклическую природу.

 

Звезды

 

В карте Звезда семь звезд соотносятся с семью известными планетами античной астрологии/астрономии, а также семью алхимическими операциями и металлами, которые они представляют. Центральная восьмиконечная звезда ассоциируется с Колесом о восьми спицах, которое является одной из центральных концепций, на которых Уэйт строил свою колоду Таро (см. раздел Числа). Однако восьмиконечная звезда сама по себе гораздо старше Уэйта и восходит к Марсельскому Таро и потому может служить символом древних мистических традиций.

 

*

 

Рукотворные строения

 

Дома и замки

 

Замки встречаются на многих картах колоды Райдер-Уэйт-Смит и являются символами цивилизации, безопасности, самоопределения (как в случае Туза Жезлов) и стабильности. Очень интересно, что простые дома появляются крайне редко, по большей части на картах, имеющих довольно скромный статус, таких как Шестерка Кубков и Десятка Жезлов. Быть может, дело в том, что эти карты были нарисованы в Англии, где много замков, и где обычные сельские дома выглядят как замки. Разрушенный замок появляется на втором плане карты Восьмерка Жезлов и говорит о том, что время идет и все на свете ждут перемены.

 

Города

 

Большие города встречаются всего на нескольких картах, таких как Король Пентаклей и Четверка Пентаклей. Это карты, напрямую ассоциирующиеся с деньгами и коммерцией. В Восьмерке Пентаклей присутствуют городские ворота, говорящие о возможности торговли и продажи плодов своего труда.

 

Помещения

 

Интерьеры также встречаются очень редко – и снова это почти всегда Пентакли, в данном случае Тройка и Восьмерка. Это карты, которые больше всего ассоциируются с продуктивной работой.

 

Стены

 

Стена – еще один символ защищенности и безопасности. Она появляется в картах солнце, Шестерка Пентаклей, Король Пентаклей и Двойка Жезлов. В некоторых случаях стены носят защищающий характер – в Шестерке Пентаклей они скрывают нечто, оставшееся в прошлом, так что само прошлое видится в розовых ностальгических тонах. В Двойке Жезлов человек находится под защитой стены, в полной безопасности, довольствуясь тем, что у него уже есть. В будущем ему предстоит решить, хочет ли он оставить эти надежные стены и выйти в мир, не зная, что он там найдет – ему придется выбирать между безопасностью и риском. В других колодах человек на карте Четверка Пентаклей заключен в четырех стенах (Робин Вуд) или даже в тюрьме (Спиральное Таро).

 

Церковь

 

В нескольких картах встречаются изображения церквей. Особенно этот образ заметен в Пятерке Пентаклей, Четверке Мечей и Иерофанте. Все эти карты говорят о духовном обновлении. В случае Пятерки Пентаклей это способ пережить физические лишения. Интересно, что в карте Тройка Пентаклей человек тоже работает в помещении, напоминающей церковь, - быть может, это говорит о том, что духовность можно обрести даже в повседневности, выполняя привычную работу.

 

Шатры

 

Единственные шатры в колоде изображены на Семерке Мечей. Для меня они всегда означали временное пристанище, возможно, в связи с ведущейся на каком-то уровне битвой. Отсюда проистекает нравственная амбивалентность этой карты: занимается ли ее персонаж воровством или с полным моральным правом усложняет жизнь своим врагам и поработителям? Или это просто мародер, удирающий с военной добычей, которая никому не принадлежит?

 

Башни

 

В колоде имеется много башен. Наиболее примечательны парные башни на картах Смерть и Луна. Это врата и их башни несут тот же символизм, что и двойные горы на других картах. На карте Смерть башни располагаются далеко на втором плане, но за ними восходит солнце, так что кажется, будто там находится иной мир. Если вы пройдете между башнями, то уже не сможете вернуться туда, откуда пришли. В ту же сторону течет река, наполняя пространство между ними: единственный путь в тот мир – растворить свое эго в бессознательном и последовать за потоком туда, куда он понесет вас.

На карте Луна башни совсем другие. Они находятся ближе к зрителю, и между ними пролегает дорога. Но дорога длинна и извилиста и ведет в тонущую во тьме страну. В башнях видны маленькие окошки, так что кажется, что оттуда кто-то за вами наблюдает. Это похоже на сознание или разум, заключенные за неприступными стенами; чтобы спуститься во мглу подсознания, нам нужно оставить там, наверху, все свои мысли. Ну и, разумеется, есть еще башня, изображенная на одноименной карте. Эта Вавилонская башня представляет наше эго, нашу материальную и интеллектуальную структуру, наши защитные механизмы и надменное отношение к жизни. На ее вершине – большая золотая корона, которая должна пасть, символизируя утрату гордости и смирение, являющееся главным уроком этой карты.

 

Колонны

 

Символизм столбов или колонн весьма близок к символизму башен. Они появляются на трех картах Старших арканов: Верховной Жрице, Иерофанте и Справедливости. В двух из этих карт колонны носят конкретный характер и работают в материальном мире (Иерофант и Справедливость). В Верховной Жрице они имеют эзотерическое значение. Один из них белый, другой – черный, оба увенчаны цветами лотоса, что связывает их с каббалой и франкмасонством, а также говорит о духовном смысле карты.

На Верховной Жрице и Справедливости между столпами натянуто покрывало, символизирующее защиту и тайное знание. Покрывало Верховной Жрицы украшено гранатами и напоминает об Императрице; эго говорит о том, что, хотя перед нами и девственная жрица, в ней скрыт потенциал женственности и плодородия. За покрывалом видно открытое море – намек на то, что царство Жрицы – память и подсознание. Покрывало Справедливости – пурпурного цвета, что символизирует ее способность видеть скрытое (при помощи третьего глаза) и защиту вселенских кармических сил, не всегда доступных нашему пониманию. По этой причине мировая справедливость может казаться нам весьма таинственной, поскольку мы не можем видеть всего, что известно ей. Столпы Иерофанта, кажется, являются частью каменной стены, так что за ними либо ничего нет, либо там скрывается, нечто, недоступное простым смертным. В руках Иерованта – ключи от земли и неба, а за троном, быть может, прячется невидимая замочная скважина, вот тоько увидеть ее нам не дано.

 

Троны

 

У всех Королей и Королев, а также у Императора и Императрицы есть троны. Это одна из причин, по которой Короли и Королевы ассоциируются с этими двумя Старшими арканами. Трон символизирует зрелость и власть на той сферой, которую они себе избрали. На тронах иногда встречаются весьма интересные детали, такие как астрологические и стихийные символы. Трон Короля Кубков, например, стоит посреди озера, словно бы покоясь на его поверхности, что говорит о его власти над водой и эмоциями и способности по желанию создавать сушу посреди вод.

 

Колесница

 

На этой карте у возницы есть свой трон, который тоже сделан из камня, но который движется по его воле. Без этой воли и без полного понимания доступных вознице средств и инструментов колесница просто не сдвинулась бы с места. Ее четыре колонны символизируют четыре стихии. Символ на передней стенке говорит сам за себя – круглая втулка в круглом отверстии, означающая: все на своем месте. Обратите внимание, что возница буквально заключен в тот же камень – он часть колесницы и неотделим от нее.

 

Корабли

 

На некоторых картах изображены плывущие по морю корабли: Тройка Жезлов, Двойка Пентаклей, Шестерка Мечей. Иногда к ним присоединяется Паж Кубков. На картах Двойка Пентаклей и Паж Кубков корабли находятся в штормовом море, говорящем о том, что принимаемому решению будут неизбежно сопутствовать перемены в жизни и эмоциональная нестабильность. В Шестерке Мечей путь ведет прочь от треволнений прошлого в воды ровных и позитивных эмоций. На Тройке Жезлов изображено спокойное и мерцающее море, по которому беспечно плывут навстречу приключениям несколько кораблей. И все же мы знаем, что путь, приведший к этому спокойствию и безмятежности не был свободен от бед и невзгод, и что это – награда за долгую и трудную работу.

 

Мосты

 

Мост присутствует только на одной карте Таро – на Пятерке Кубков. Человек находится далеко от дома и с грустью смотрит на лежащие на земле разлившиеся кубки. Можно представить себе, что он пришел сюда только чтобы предаться горестным размышлениям, потому что не хотел, чтобы его видели другие. Река представляет прошлые эмоции, и пересечь ее нелегко. Но через нее перекинут мост, говорящий о том, что выход все же есть, даже если на карте его инее видно. Человек может оставить здесь свои разившиеся кубки, взять два оставшихся, найти путь и пересечь реку, чтобы вернуться домой.

 

Могилы

 

Наконец, на двух картах присутствуют могилы – это Четверка Мечей и Суд. Хотя эти карты не особенно связаны друг с другом, они обе имеют непосредственное отношение к духу – одна говорит о временном, но мирном отдыхе и возможном обновлении, а вторая – о более глобальном и радостном возрождении души.

 

*

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

ИГРА В ТАРОК

 

Игра в тарокки (или в тарок, как принято произносить это название в германоговорящих странах) больше распространена в Европе, так что найти ее правила на английском языке довольно трудно. Здесь я предлагаю вам мой перевод. В сети есть компьютерные программы для электронного варианта этой игры, по большей части на французском языке. Существует множество разновидностей тарока, от исторических до современных; здесь я даю правила для довольно современной французской версии, с которой вы, скорее всего, столкнетесь, если купите себе компьютерную программу. Французские термины даются курсивом. Правила для древней исторической игры, а также для других современных вариантов можно найти на сайте, посвященном карточным играм www.pagat.com. Это довольно сложная и захватывающая игра с трудной стратегией.

 

Сдача

 

Семьдесят две карты сдаются четырем игрокам (есть вариант и на трех человек). Оставшиеся шесть карт кладутся в банк ( chien) рубашкой вверх. На руках карты нужно расположить по мастям, а внутри масти - в возрастающем порядке, начиная с Тузов и заканчивая придворными картами. Старшие арканы считаются пятой мастью, которая начинается с Мага (1 аркан) и заканчивается Миром (21 аркан). Шут номера не имеет (обычно он помечен звездочкой), и его кладут либо перед первым арканом, либо после последнего, так как его роль отличается от остальных козырей.

 

Ставки

Ставки начинаются с человека, сидящего справа от сдающего, и идут вокруг стола против часовой стрелки. Есть пять возможных ставок: «пас» ( Passe), «беру» ( Prise), «гард» ( Garde), «гард без банка» ( Garde sans) и «гард против банка» ( Garde contre) в порядке возрастания сложности и выгодности. Если все игроки пасуют, кон не играется, банк открывается, карты тасуют и сдающим становится следующий человек справа. Так может продолжаться любое количество раз, пока кто-нибудь не сделает ставку. Если кому-то из игроков сдали только одного козыря и это козырь номер один (Маг), а других нет, то он должен немедленно сообщить об этом; в таком случае кон не играется, а право сдачи снова передается направо, как и в случае с полным пасом.

Если кто-то делает ставку, то любой другой игрок, желающий тоже сделать ставку, должен ставить больше, чем первый. Например, если второй игрок объявляет, что «берет», третий должен ставить гард или выше. Если третий ставит гард, то четвертый должен поставить еще выше. Игрок, сделавший самую высокую ставку, играет один, и старается брать как можно больше взяток, а все остальные играют против него командой. Далее следуют описания возможных ставок.

 

«Беру»

 

Игрок забирает банк и добавляет его к своей сдаче, сначала показав его всем остальным игрокам. Затем он скидывает шесть карт рубашкой вверх; они будут добавлены к его очкам в конце игры. Нельзя скидывать королей, Шута и козыри. Если у него нет другого выбора, кроме как скинуть козыри, то он может сделать это, но скидывать Мага, Мир и Шута, которому в игре отведена особая роль, все равно не разрешается. Если он скидывает козыри, то должен сначала показать их остальным игрокам.

 

«Гард»

 

Эта ставка такая же, как и предыдущая, но выигранные или проигранные очки за игру умножаются на два.

 

«Гард без банка»

 

Банк остается рубашкой вверх и не прибавляется к сдаче игрока. В конце кона он переворачивается и складывается с его очками. Выигранные или проигранные им очки умножаются на четыре.

 

«Гард против банка»

 

Банк остается рубашкой вверх и не прибавляется к сдаче игрока. В конце игры он переворачивается и его сумма прибавляется к очкам игроков противоположной команды. Выигранные или проигранные данным игроком очки умножаются на шесть.

 

Объявления

 

Во время первого круга игроки могут делать разные объявления, которые влияют на подсчет очков. Объявление делается в тот момент, когда подходит очередь данного игрока разыгрывать карту; в противном случае шанс теряется и подсчет идет в обычном порядке. Дополнительные очки начисляются тому, кто выигрывает кон, и необязательно тому, кто сделал объявление. Делать объявления или открывать карты игрокам не обязательно. Объявления могут быть следующими:

 

Пуанье[17]

 

У игрока на руках десять козырей (стоимость – 20 очков).

 

Дубль пуанье[18]

 

У игрока на руках тринадцать козырей (стоимость – 30 очков).

 

Трипль пуанье[19]

 

У игрока на руках пятнадцать козырей (стоимость – 40 очков).

 

Делая такое объявление, игрок должен предъявить остальным заявленное количество козырей, и ни единым больше. Если у него не хватает козырей, то он может включить в общее количество Шута.

 

Большой шлем

 

Еще до игры можно объявить Большой шлем; это означает, что игрок намерен взять все взятки. Если ему это удается, то он получает 400 дополнительных очков. Если нет, он теряет 200 очков. Если игрок берет все взятки, не объявив заранее Большой шлем, то он получает 200 дополнительных очков.

 

 

Игра

 

Человек, сидящий справа от сдающего делает первый ход и может разыгрывать любую карту, кроме козыря. С козырей ходить нельзя, пока кто-нибудь не будет вынужден брать взятку. Каждый игрок должен ходить с карты той масти, которой ходили под него. Если у него нет карты нужной масти, он ходит с козыря, если он у него есть. Если козыря нет, то он может ходить с любой другой карты любой масти. Если игрок ходит с козыря, то он должен быть выше по рангу, чем любые до сих пор разыгрывавшиеся козыри, если у него таковой есть; если нет он ходит с любого другого козыря.

Единственным исключением из этих правил является Шут. Шута можно разыгрывать когда угодно, невзирая на то, какая масть в игре, и какие еще карты есть в сдаче у игрока. Игрок может ходить с Шута, а следующий за ним после этого может разыгрывать любую масть (а не ходить непременно с козыря), и эта масть с этого момента становится козырной.

Если не было разыграно ни одного козыря, игрок, разыгравший самую старшую карту козырной масти, выигрывает кон. Если в игре есть козыри, то кон выигрывает тот, кто разыграл самый старший козырь. Шут никогда не берет взятку, за исключением особых обстоятельств (когда игрок берет все взятки в Большом шлеме и ходит с Шута в последнем круге).

Та команда, которая выигрывает кон (тот, кто сделал самую большую ставку или три остальных игрока вместе) забирает все карты и кладет их в свою стопку. Однако если в игре был Шут, он достается тому, кто его разыграл. Если разыгравший его не является выигравшим кон, то выигравшему в возмещение дается карта низкой стоимости (см. дальше).

Единственным исключением здесь является тот случай, когда в последнем круге кона Шут остается у того, кто выиграл круг (но Шут вообще представляет собой одно сплошное исключение!). Поэтому предпочтительно разыграть Шута до последнего круга, потому что во время подсчета очков он приносит много дополнительных очков. Также если в последнем круге разыгрывается Маг, то выигравшая его команда получает 10 дополнительных очков (petit au bout). По этой причине Мага стоит оставлять на последний круг только если вы уверены, что ни у кого больше не осталось никаких козырей.

 

Подсчет очков

 

В конце кона банк добавляется к соответствующей стопке и производится подсчет очков. Стоимость карт определяется следующим образом:

 

Маг, Мир, Шут: 4.5 очков

 

Короли: 4.5 очков

 

Королевы: 3.5 очков

 

Рыцари: 2.5 очков

 

Пажи: 1.5 очков

 

Все остальные карты (включая козыри от 2 до 20): 0.5 очков

 

Игрок, сделавший самую высокую ставку, сравнивает число полученных им очков и число очков, которые ему были нужны, чтобы выиграть кон. Количество недостающих очков зависит от особых карт ( bouts), которые игроки получают во время игры – и это как раз Маг, Мир и Шут. Чем больше их у вас, тем меньше очков вам нужно, чтобы выиграть кон.

 

0 bouts: не хватает 56 очков

 

1 bouts: не хватает 51 очка

 

2 bouts: не хватает 41 очка

 

3 bouts: не хватает 36 очков

 

Как видите, количество имеющихся у вас на руках bouts сильно влияет на шансы выиграть кон и определяет стратегию ставок. Можно быть уверенным, что с Миром можно побить любую карту, а если хорошо продумать игру, то можно выиграть и с Магом, хотя это первый козырь. Шута лучше стараться придержать и разыграть только перед последним кругом. Ставки по большей части определяются количеством bouts, имеющихся у игрока на руках, а также количеством придворных карт высокого ранга.

 

Шаг 1: Игрок, сделавший самую высокую ставку, вычитает количество очков, необходимое, чтобы выиграть кон, из количества реально полученных им очков. Если результат больше нуля, он добавляет на свой счет 25 очков. Если результат меньше нуля, то вычитается еще 25 очков (они прибавляются противной стороне). Если игрок берет Мага с последней взяткой, то получает дополнительно 10 очков; если же Мага получила противная сторона, 10 очков вычитаются из его счета.

 

Шаг 2: Сумма очков, получившаяся после шага 1, умножается на число, соответствующее ставке игрока. Например, если он ставил Гард, она умножается на два, независимо от того, выигранные это очки или проигранные.

 

Шаг 3: Очки за любой объявленный пуанье также имеют большое значение. Если игрок, сделавший самую высокую ставку, выигрывает кон, то он получает дополнительные очки по стоимости всех своих пуанье. Если он проигрывает кон, то очки за пуанье вычитаются из его счета. Точно так же происходит и с очками за Большой шлем, которые начисляются в бонус или вычитаются со счета игрока. Все начисления или вычитания происходят после того, как было произведено умножение, описанное в шаге 2.

 

Шаг 4: Окончательный счет влияет на всех четырех игроков, поскольку считается, что каждый из трех игроков другой команды отдал соответствующее количество очков игроку, сделавшему самую высокую ставку. Если последний выиграл кон и его окончательный счет больше нуля, он получает количество очков, в три раза превышающее сумму окончательного счета, а у каждого из трех других игроков отнимается количество очков, равное окончательному счету. Если же он проигрывает кон и его счет меньше нуля, то ему в минус идет количество очков, в три раза превышающее сумму окончательного счета, а каждому из трех других игроков прибавляется количество очков, равное окончательному счету.

 

Окончание игры

 

Игра обычно ведется до тех пор, пока один из игроков не наберет 1 000 очков. Другие условия окончания игры оговариваются игроками дополнительно.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

ГЛОССАРИЙ

 

Алхимия – средневековое учение, приверженцы которого верили в возможность трансмутации низших металлов (например, свинца) в золото. Настоящей философской и духовной целью этого процесса было очищение тела и духа и достижение просветления и бессмертия.

 

Анима/анимус – одна из форм внутреннего «я», обитающая в подсознании; обладает характеристиками противоположного пола.

 

Архетип – универсальная идея или концепция, присутствующая в коллективном бессознательном и общая для всех индивидуумов. Образ, непосредственно связанный с эмоцией, и служащий прототипом для творческого воображения и концептуальной деятельности сознания.

 

Астрологическая карта – карта неба, показывающая положение планет в момент вашего рождения, или любого другого важного события, или просто в интересующее вас время в интересующем вас месте. Карта выглядит как круг, разделенные на двенадцать домов-секторов, каждый из которых имеет свое значение; карта показывает, какие астрологические знаки управляют или будут управлять домами в рассматриваемый момент, а также местоположения планет.

 

Астрология – наука, изучающая планеты и их движения, а также то, каким образом они влияют на человека и его дела.

 

Асцендент – астрологический знак, восходящий над восточным горизонтом в момент рождения человека. Правит первым домом астрологической карты.

 

Гадание – любой метод получения информации о будущих событиях или тайного знания, которое невозможно постичь иными способами. Среди таких методов можно назвать Таро, астрологию, И-цзин (Книгу Перемен), руны, чайные листья и др.

 

Детерминистические расклады – расклады, предполагающие фиксированный результат, который невозможно изменить. Расклады, носящие более определенный и предиктивный характер, чем другие.

 

Достоинства – стихийные характеристики карт Таро (т.е. их ассоциации с водой, огнем, воздухом и землей), которые взаимодействуют друг с другом и как следствие усиливают или ослабляют те или иные карты в раскладе.

 

 

Древо Жизни – диаграмма, представляющая вселенную или процесс ее создания, основанная на учении еврейского мистицизма, или каббалы. Также представляет нашу внутреннюю вселенную, или микрокосм. Двадцать два пути соотносятся с двадцатью двумя Старшими арканами Таро, а десять сефирот – с картами Младших арканов от Туза до Десятки.

 

Золотая Заря – более правильное название Герметический Орден Золотой Зари. Основан в 1887 г. в Лондоне доктором Уильямом Уэсткоттом и Сэмюэлем Макгрегором Мазерсом. Это было тайное общество, занимавшееся теорией и практикой западной мистической традиции, включавшей церемониальную магию, каббалу, астрологию, гадания (в том числе и Таро) и алхимию. Участниками Золотой Зари были многие известные тарологи, в том числе Артур Эдвард Уэйт, Алистер Кроули и Памела Колман Смит. Также к ордену в разное время принадлежали поэт Уильям Батлер Йейтс, писатели Герман Гессе и Брэм Стокер, инженер Алан Беннет, известная оккультистка Дион Форчун и др.

 

Каббала – мистическая традиция иудаизма, бывает как теоретической, так и практической. Последняя непосредственно связана с магией. См. также Древо Жизни.

 

Кельтский крест – расклад из десяти карт Таро, разработанный в 1890-е годы одним из участников ордена Золотой Зари. Его открывали только посвященным самого высшего уровня. Стал широко известен после публикации книги Артура Эдварда Уэйта «Графический ключ к Таро» (“Pictorial Key to the Tarot”).

 

Клиент – человек, консультирующийся у таролога.

 

Ключевые слова – слова или фразы, представляющие значение той или иной карты Таро.

 

Козыри – двадцать две карты Старших арканов; не принадлежат ни к какой масти. Носят номера от 0 Шут) до 21 (Мир).

 

Коллективное бессознательное – часть бессознательного разума или подсознания, с которой рождается каждый человек; естественные, присущие человеку как биовиду, паттерны сознания, наследуемые от родителей; включает архетипы, инстинкты и коллективную память.

 

Лунный знак - астрологический знак, в котором Луна находится в момент вашего рождения.

 

Маленькие Белые Книжечки – маленькие брошюрки, входящие в комплект многих колод Таро, в которых содержатся краткие описания карт и их основные значения.

 

Младшие арканы – карты каждой масти от Туза до Короля; придворные карты плюс числовые.

 

Нумерология – наука, изучающая числа и их значения.

 

Перевернутая карта – карта, выпавшая «вверх ногами»; читается, как правило, по-иному, нежели выпавшая в нормальном положении.

 

Подсознание – скрытые или подавленные ментальные процессы. Мысли, эмоции и мотивации, которых мы не осознаем, или осознаем неясно.

 

Придворные карты – Паж, Рыцарь, Королева и король каждой масти. В некоторых колодах встречаются другие названия двух первых придворных карт, такие как Принцы и Принцессы.

 

Райдер-Уэйт-Смит – оригинальная колода Таро, либо семейство сходных колод, во многом повторяющих Таро Райдера, опубликованное в 1909 г. Райдер – название издательства; А. Э. Уэйт – автор колоды и сопровождающей ее книги; Памела Колман Смит – художник.

 

Расклад – организация карт в пространстве для гадания. Каждая позиция имеет особое строго определенное значение, хотя карты можно читать и в свободном порядке.

 

Ретроградный период – период, во время которого считается, что планета движется вспять по небу и в астрологической карте (с точки зрения наблюдателя, находящегося на земле).

 

Сигнификатор – карта в раскладе Таро, представляющая клиента.

 

Синхронистичность – «значимое совпадение». Теория о том, что вся вселенная пронизана тонкими временными и пространственными связями, вследствие чего кажущиеся случайными события (такие как выпадение карт Таро во время гадания) могут отражать состояние мира и происходящие в нем в тот или иной момент времени события.

 

Сознание – самый верхний уровень разума и мышления. Ментальные процессы, которые человек осознает.

 

Солнечный знак – астрологический знак, в котором на момент вашего рождения находилось Солнце.

 

Стихии – четыре классических стихии, известных с эпохи Ренессанса: вода, земля, огонь и воздух.

 

Старшие арканы – 22 козырных карты колоды Таро; не принадлежат ни к одной масти. Носят номера от 0 (Шут) до 21 (Мир).

 

Тарок – карточная игра, для которой, скорее всего, первоначально и предназначались карты Таро. В нее до сих пор играют во многих странах Европы (также известна как тарокки).

 

Теневое «я», тень – часть нашей личности, отрицаемая и подавляемая сознанием. Несмотря на это, она существует и влияет на наше поведение, обычно негативным образом, в особенности, если мы не осознаем это как свои собственные черты характера и проецируем их на других.

 

Транзит – в астрологии планета, проходящая по части неба, управляемой тем или иным знаком зодиака.

 

Числовые карты – карты каждой масти от Туза до Десятки.

 

Эго – сознательный разум; ваше сознательное восприятие себя.

 

*

 

Текст на последней странице обложки:

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!