Подпись под иллюстрацией на стр. 102: Умеренность. Таро Висконти ( Visconti Tarot).



Подпись под иллюстрацией на стр. 103: Двадцать первый Старший аркан. Французское Таро ( Tarocco Francese).

 

 

Тарок был обычной карточной игрой, похожей на бридж, но с постоянным набором из пятнадцати карт. Некоторые варианты этой игры до сих пор существуют в разных странах Европы, в особенности во Франции, Италии, Венгрии, Австрии и Швейцарии (правила для одного из наиболее распространенных современных вариантов приведены в приложении 6). Колоды для игры в тарок несколько отличаются от привычных нам колод Таро; на них могут быть изображения бытовых или исторических сцен, животных, коронованных особ, охоты, кораблей, пейзажей и всего, что только можно себе вообразить, причем эти предметы совершенно не обязаны иметь какое-либо эзотерическое содержание.

Насколько сейчас известно, Таро создавалось отнюдь не для гадания, хотя что именно замышлял создатель самой первой колоды, нам, конечно же, неизвестно, как и то, кем он, собственно, был. Тем не менее, эпоха Ренессанса в Италии изобиловала религиозными, философскими и метафизическими концепциями, которые та или иначе отразились в символизме Старших арканов (в то время на картах Младших арканов большинства колод изображались только богато разукрашенные символы мастей – единственное, но весьма примечательное исключение составляла колода Сола Буска (Sola Busca). Независимо от того, каково могло быть его первоначальное назначение, этот символизм впоследствии послужил основой для использования Таро в гадательных и других метафизических целях.

Как и обычные игральные карты, Таро вскоре стало ассоциироваться с гаданием и предсказанием судьбы. В источниках конца XVIII века мы находим первое полное рассмотрение значений Таро и игральных карт в гадании. Тогда же на сцене появилась первая колода Таро, созданная с намеренным использованием эзотерического и метафизического символизма. Она была опубликована французским оккультистом Эттейлой. С тех пор и в течение всего XIX века Таро было окружено великим множеством романтических домыслов и инсинуаций. Считалось, что оно ведет свое происхождение не то из Древнего Египта, не то от цыган; ни та, ни другая версия не выдерживают никакой критики. В середине XIX века французский маг Элифас Леви провел параллели между Таро и ивритом, каббалой и четырьмя стихиями. В дальнейшем многие лица и организации, известные своими связями с магией и франкмасонством, внесли свой вклад в систематизацию Таро и создание системы соответствий между картами и астрологией, алхимией и другими аспектами западной мистической традиции. Среди них можно назвать Папюса во Франции и Герметический Орден Золотой Зари и Алистера Кроули в Англии.

 

 

Подпись под иллюстрацией на стр. 104: Карта Таро 5. Счастье. Эзотерические Таро древности ( Esoteric Ancient Tarots).

 

 

В 1909 г. новая колода была создана Артуром Эдвардом Уэйтом (автор) и Памелой Колман Смит (художник) и опубликована компанией Райдер энд Компании в Лондоне (сейчас она известна под названием Райдер-Уэйт-Смит). Это была первая современная колода, в которой все Младшие арканы были снабжены картинками. Символизм колоды должен был отражать западную мистическую традицию, и потому претерпел значительное влияние учения ордена Золотой Зари, к которому принадлежали и А. Э. Уэйт, и Памела Колман Смит. За многие десятилетия эта колода, наряду с Таро Тота, созданным Алистером Кроули и Фридой Харрис, была одной из немногих, получивших хождение в США, где ее считали «стандартной» колодой Таро. В Европе ее используют гораздо меньше. Кроме того, сейчас появилось великое множество новых колод, отражающих любые мыслимые духовные, религиозные и метафизические традиции.

 

Религиозные и мифологические концепции.

 

Современные тарологи, возможно, удивятся, узнав, что первоначально образный ряд Таро был чрезвычайно насыщен христианским религиозным символизмом. Историки расходятся во мнениях, является ли этот символизм по существу ортодоксальным, или в нем присутствуют некоторые еретические элементы. Тем не менее почти все согласны, что он совершенно типичен для всех произведений искусства эпохи Ренессанса, изобилующих религиозными, философскими и мифологическими коннотациями.

Очень трудно идентифицировать логически последовательную концепцию (если, конечно, таковая была), которую хотели отобразить авторы ранних колод Таро. С другой стороны, раньше Старшие арканы не имели номеров, и почти во всех старых колодах, которые теперь хранятся в музеях, не хватает нескольких (если не большинства) карт. Нам известно, что самые старые колоды значительно отличались друг от друга не только порядком карт, но нередко даже количеством Старших арканов и придворных карт. Тот факт, что нам неизвестны точное количество и порядок следования Старших арканов, значительно затрудняет понимание круга отраженных в них идей. Тем не менее? за несколько веков тарологи выработали несколько весьма интересных теорий.[8] Одна из концепций состоит в том, что trionfi, или козыри, изображали триумфальную процессию из тех, что были столь популярны в то время, и которые воспел Петрарка в своем стихотворении I Trionfi. Это было аллегорическое изображение жизни, в которой одни группы побеждают другие, а потом и сами терпят поражение. Например, первая группа могла изображать простых смертных и включать козыри от 0 до 5. Над этой группой в середине Старших арканов брали верх добродетели и силы судьбы, а также Смерть и Дьявол. В свою очередь последние были побеждены небесными телами и Ангелом (другое название карты Суд), то есть козырями от 17 до 21.

Другая теория гласит, что Старшие арканы представляют вселенную на всех уровнях совершенства – от низшего до высшего. Они начинаются с Нищего или Дурака в самом низу, дальше идет Шут или Маг, за которым следуют мирские короли и королевы и Папа. Следующие карты представляют различные идеи, которые имели вес и значение в культуре того времени, и которые считали либо добродетелями, к которым нужно стремиться, либо могущественными силами, неподвластными человеку. В число добродетелей, сохранившихся во многих ранних колодах, входили Сила, Справедливость и Умеренность. В середине колоды располагались силы, в руках которых находилась судьба смертных – Время (Отшельник, которого тогда называли Кроносом), Судьба (Колесо Фортуны) и Смерть.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!