Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»



«В путь» №1

 

«Колыбельная ручья» №20

Вокальный цикл

Зимний путь»

Год создания

1827

Тема

 История несчастной любви, страданий и трагического одиночества юноши-подмастерья. Содержание - Бедный юноша отвергнут богатой невестой. В отчаянии он оставляет родной город и уходит бродить по свету. Он одинок, беден и нелюбим. Его спутниками становятся ветер, метель, зловеще каркающий ворон.

Строение

24 песни

· «Спокойно спи» (№ 1) – вступление, рассказ о былых надеждах и любви.

· «Весенний сон» (№ 11) – переломный момент в цикле. Три контрастных раздела олицетворяют столкновение мечты и действительности.

 Во второй половине цикла тема одиночества сменяется темой смерти (№ 15 «Ворон», № 20 «Путевой столб»).

· «Шарманщик» (№ 24) – трагическая кульминация цикла. Это символический образ судьбы артиста, чьё искусство никому не нужно.

Форма

Во всех песнях есть вступление и заключение. Преобладают трёхчастные построения разных видов (с развёрнутой серединой, динамической репризой, вариационными изменениями основной темы).

Мелодия

 В каждой песне свой круг интонаций. Интонационно выделяются некоторые детали текста. Напевная мелодика обогащается декламационными и речитативными оборотами.

Гармония

Большинство песен звучит в миноре. По сравнению с «Прекрасной мельничихой» гармонический язык усложняется: альтерированные септаккорды («Весенний сон»), увеличенное трезвучие («Ворон»), резкие терцовые и секундовые сдвиги, мажоро-минорные сопоставления, неожиданные модуляции.

Партия фортепиано

 Важная изобразительная роль: драма героя разворачивается на фоне зимнего пейзажа, лая собак, наигрыша почтового рожка, криков ворона, скрипов флюгера, заунывных звуков шарманки. Фоном для многих песен цикла служит строгий маршевый ритм.

Вокальный цикл «Зимний путь»

«Спокойно спи» №1

«Весенний сон» №11

 

«Шарманщик» № 24

Симфония си минор

«Неоконченная»

Год создания

1822

Впервые5 была исполнена в Вене в 1865 году – спустя 43 года после ее написания (при жизни Шуберта не исполнялась)

 

Жанр

Романтическая, лирико-драматическая.

Образы и темы

 Мир человеческих чувств и мыслей, конфликт мечты и жестокой реальности.

 Строение

 Двухчастный цикл: 

  Первая часть Вторая часть
Темп Allegro moderato Andante con moto
Форма Сонатная форма со вступлением Сонатная форма  без разработки
Тональность си минор Ми мажор
Характер Драматический Мечтательно – созерцательны с драматическим включением

 

Новаторство

· Двухчастный цикл (сохранились наброски третьей части).

·  Между частями нет внутренних противоречий.

· Все темы симфонии – лирические. Главная партия первой части – лирико-драматическая, побочная партия первой части – песенно-танцевальная.  Главная тема второй части – лирико-созерцательная.

· Вместо связующей темы – небольшая связка из трёх аккордов.

· Влияние песенного жанра на симфонию:

- песенная основа тематизма.

- фактура изложения: мелодия и аккомпанемент (как нередко бывает в песнях – несколько тактов аккомпанемента предшествуют вступлению голоса).

- завершённость тем (как в куплете песни).

- вариационные приёмы развития тем.

· Тембровая индивидуальность тем

·  Тема вступления – контрабасы и виолончели (в октаву) в низком регистре. Главная партия – унисон гобоя и кларнета. Побочная партия – виолончели.

Особенности первой части

Вступление олицетворяет трагическую безысходность – основную мысль симфонии. Тема вступления главенствует в разработке и коде. Основной контраст первой части заключён между вступлением и темами экспозиции – главная и побочная партии дополняют друг друга. Большое значение полифонических приемов развития. Красочная игра мажоро – минора, яркие модуляционные сдвиги.

Симфония си минор

I часть. Вступление

 

                Умеренно быстро

I часть. Главная партия

 

I часть. Побочная партия

II часть. Главная тема

               В среднем темпе, с движением

II часть. Побочная тема

Список основных произведений

§ Песни для голоса и фортепиано (более 600). Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», Лебединая песня».

§ Вокальные ансамбли.

§ Симфонии 9 симфоний (одна утеряна).

§ Фортепианное творчество 23 сонаты, фантазия «Скиталец». 11 экспромтов. 6 музыкальных моментов. Рондо. Вариации. Свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы).

§ Фантазия для скрипки и фортепиано.2 фортепианных трио. 2 струнных трио. Фантазия для скрипки и фортепиано.

§ Камерные инструментальные произведения 14 или 16 струнных квартетов. Фортепианный квинтет «Форель». Струнный квинтет. Октет для струнных и духовых.

§ 7 месс, «Немецкий реквием», «Магнификат».

§ Оратории, кантаты

§ Музыка к театральным пьесам.

§ Оперы «Альфонсо и Эстрелла», «Фьерабрас».

§ Зингшпили «Братья близнецы», «Заговорщики или Домашняя война»


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!