ГЛАВА 7 (АСРАВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ)

ДЖАЙНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (ДЖАЙНИЗМ)

 

Название третьей по значимости (после брахманизма и буддизма) религиозной традиции Индии связано с именем основателя учения Махавиры, прозванного Джиной, т.е. Победителем. Махавира завершил плеяду джайнских "пророков" будучи двадцать четвертым тиртханкаром (букв. "создатель переправы"). Его деятельность относится к VI- V вв. до н.э. к так называемому осевому времени истории индийской цивилизации.

История жизни Махавиры во многом сходна с историей Будды, который был, вероятно, его младшим современником. Согласно преданию, одиннадцать ближайших учеников - ганадхаров после смерти Джины составили каждый по книге его наставлений. Вместе с 14 "лекциями" - пувва Учителя, записанными ганадхарами, они образовали двенадцатикнижие джайнского канона, именуемого "Агама", или "Сиддханта".

Последователи Махавиры из-за существенных расхождений во мнениях по ряду вопросов раскололись на многочисленные группы, которые к 1-11 вв. н.э. оформились в два основных направления: дигамбаров ("одетых воздухом") и шветамбаров ("одетых в белое").

Как бы ни разнились джайны во взглядах, все они признают обязательность соблюдения "четырех обетов": ахимса - отказ от насилия ко всем без исключения живым существам: астейя - отказ от воровства; брахмачарья - отказ от нарушения целомудрия; апариграха - отказ от погони за мирскими приобретениями.

Точно так же едины джайны и в своем отношении к Ведам, которые не признаются ими в качестве священного откровения, и в отрицании акта божественного творения. Естественно, что учение джайнизма зачислено в разряд настика, т.е. "ереси" по отношению к брахманизму.

Джайнское учение о бытии может быть охарактеризовано как плюралистический реализм. Оно признает существование мира вещей вне и независимо от человеческого сознания. Все сущее входит в состав одной из пяти или шести субстанций (дравья), включающих дживу - бесконечное число духовных субстанций, или душ; пудгалу – вещество; акашу – пространство; дхарму - "условие движения"; адхарму - "условие покоя" и, наконец, калу - время, которое относят к категории субстанции только дигамбары.

В джайнской философии уделяется большое внимание проблемам познания: абсолютное знание рассматривается в качестве важнейшего аспекта "освобождения". Джайны известны разработкой знаменитой методологической доктрины сьяд-вада. утверждающей, что ни одно высказывание о предмете не является абсолютно истинным или абсолютно ложным, ибо всякая истина конкретна. Специальную разработку в их учении получил вопрос о природе заблуждений. Религиозно-философские воззрения джайнов были собраны в систему Шри Умасвати. Обе ветви джайнской общины признают авторитет его "Таттвартха-адхигама-сутры". Играющей для них роль своеобразной Веды.

"Таттвартха-адхигама-сутра" Шри Умасвати Вачаки

ГЛАВА 1 (ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)

1. Путь к Мокше - праведные воззрение, познание, поведение.

2. Праведное воззрение - вера в категории реальности (таттвартха).

3. Оно врожденно или постигается (адхигама).

4. Категории - джива, аджива, асрава, бандха, самвара, нирджара, мокша.

5. Их аспекты - имя, форма, субстанция и состояние.

6. Постижение [достигается] через средства познания [и] отношения;

7. [а также через] определение, [исследование] принадлежности, возникновения, области существования, продолжительности [существования], видов [объекта познания];

8. а также через [исследование таких характеристик:] существование, число, место, распространенность, время существования, время несуществования, величина.

9. Познание [подразделяется на] чувственно-логическое, авторитарное, ясновидческое, телепатическое, абсолютное. 10. Это средства познания.

11. Два первые - опосредованные.

12. Остальные - непосредственные.

13. Синонимы чувственно-логического познания: вспоминание, восприятие, размышление, дедукция.

14. Оно [обусловливается] сигналами (нимитта) органов чувств и "не-органов чувств" [в такой последовательности:]

15. выделение объекта в поле восприятия, формирование познавательной установки, распознавание образа, уточнение и удержание.

16. [Эти четыре стадии могут относиться к] многим или одному, разнообразным или одинаковым, быстрым или медленным, наблюдаемым полностью или частично, незнакомым или знакомым, длящимся или моментальным

17. объектам.

18. "Неопределенное выделение" объекта в поле восприятия (вйанджана)

19. не [происходит в случае восприятия] глазом или умом.

20. Чувственно-логическое [познание] предшествует авторитарному, [которое] двухвидово: многообразное и 12-образное.

21. Ясновидение двухвидово:

22. врожденно у существ ада (нарака) и божеств;

23. у остальных [же может возникнуть] по названным причинам [и имеет] шесть разновидностей.

24. Телепатия [бывает] прямая и полная.

25. Различие между ними в ясности и устойчивости.

26. Ясновидение и телепатия различаются ясностью, дальнодействием, субъектом и объектом.

27. Чувственно-логическое и авторитарное относятся ко всем субстанциям, но не во всех проявлениях;

28. ясновидение - [к проявлениям, обладающим] цветоформой,

29. телепатия - к бесконечно малой их доле,

30. абсолютное - ко всем проявлениям всех субстанций.

31. Одновременно [могут] присутствовать от одного до четырех видов познания.

32. Чувственно-логическое, авторитарное и ясновидение [бывают] ошибочны

33. из-за неразличения существующего и несуществующего [и] из-за произвольности извращенного понимания.

34. Отношения - найгама, санграха, вйавахара, риджусутра,

Шабда.

35. Найгама делится на две, шабда - на три части.

ГЛАВА 2 (ПРИРОДА ДЖИВЫ)

1. Собственная сущность дживы - состояния аупашамика, , кшайика, (их) сешение, а также состояния аудайика и паринамика.

2. Они делятся на 2,9,18,21,3 вида соотвественно.

3. Праведность и поведение [виды аупашамики];

4. познание, воззрение, даяние, получение, наслаждение, блаженство, рвение [вместе с праведностью и неведением - виды кшаиики];

5. познание, непознание, воззрение, даяние и прочие лабдхикачества [достижения?], имеющие 4, 3, 3, 5 видов соответственно, праведность, поведение и несовершенный самоконтроль [- виды смешения кшайики и аупашамики];

6. удел, омрачения, пол, искаженное воззрение, непознание, неконтролируемость, безуспешность, аура, имеющие 4, 4, 3, 1, 1, 1, 1, 6 видов соответственно, [- виды аудайикн];

7. одушевленность, удачливость, неудачливость и подобные [свойства - виды паринамики].

8. Субъективирующее отражение - определяющий признак [дживы].

9. Оно имеет два вида, разделенные на 8 и 4 подвида [соответственно].

10. [Дживы бывают]: сансарные и освободившиеся;

11. с разумом и без разума;

12. передвигающиеся и неподвижные.

13. Неподвижные - [те, кто имеет тело из] земли, воды, дерева. 14. Передвигающиеся - [из] огня, воздуха, [а также] те, кто имеет два и более органов чувств.

15. [Всего есть] пять органов чувств

16. двух видов:

17. физический орган чувства - [это] воспринимающее [и] вспомогательное,

18. психический орган чувства - [это] специфическая восприимчивость [и] субъективирующее отражение (упайога).

19. Субъективирующее отражение - тактильной и прочих [видов чувствительности, то есть:]

20. тактильной, вкусовой, обонятельной, зрительной, слуховой.

21. Объекты соответствующих [органов чувств] - осязаемое, вкусовое, запах, цветоформа и звук.

22. Авторитарное познание не [обусловлено] органами чувств.

23. [Дживы с телами] до "изменчивого" включительно имеют один [орган чувств].

24. Черви, муравьи, пчелы, люди и подобные [этим существам] имеют каждый на один орган чувств больше, нежели предшествующий.

25. обладающие разумом имеют способность суждения.

26. Во время "трансмиграции" [не прекращается] активность карм.

27. Атом движется по прямой,

28. дживы - прямо вверх.

29. [Но] сансарные дживы могут менять направление движения до четырех раз.

30. Беспрепятственное [движение] длится один момент (самая).

31. Один или два [момента трансмигрирующий джива] не присоединяет [кармического] вещества.

32. [Существуют следующие виды] рождения: "синтезирующее", утробное, эмерджентное (упапата).

33. Живое, холодное, накрытое, противоположное им и смешение каждого со своей противоположностью [представляют собой девять] мест рождения [джив].

34. Из утробы рождаются в хорионе (джараюджа), яйце или голыми.

35. Эмерджентно рождаются боги и жители адов .(нарака).

36. Остальные [существа] - синтезирующим способом.

37. [Существуют следующие] тела: "пищевое", "изменчивое", "выделяемое", "огненное" и "кармическое".

38. Каждое последующее тоньше предыдущего. ", 39. Из первых трех тел каждое последующее обладает бесчисленно большим количеством единиц пространства (прадеша), нежели предшествующее.

40. [А из двух] последних - бесконечно большим.

41. [Огненное и кармическое тела] не имеют преград при движении 42. и извечно связаны друг с другом

43. у всех сансарных [джив].

44. Вместе с этими [телами] у одного [дживы] не может быть более четырех [тел] одновременно.

45. Последнее, [то есть кармическое тело], не наслаждается.

46. Первое, [то есть пищевое тело], рождается из утробы или синтезируется.

47. Изменчивое рождается эмерджентно,

48. а также в результате использования [сил] лабдхи.

49. Выделяемое [тело] - благое, чистое, неуязвимое. Им владеет знающий 14 пурв.

50. Жители адов и существа, [возникающие] синтетически,

51. Но не боги

52. Продолжительность жизни "эмерджентных" существ, воплотившихся последний раз, высших людей долгожителей не может быть сокращена.

ГЛАВА 5 (АДЖИВА)

1. Неживые объекты (адживакайя) - дхгрма, адхарма, пространство, вещество (пудгала).

2. Джива - тоже субстанция (дравья).

3. [Субстанции] вечны, неизменны, бесформенны.

4. [Лишь] вещества имеют форму.

5. До пространства включительно субстанции неделимы

6. и неактивны.

7. Дхарма и адхарма [заполняют] бесчисленно много прадеш.

8. Дживы тоже.

9. Пространство - бесконечно много.

10. Вещества - много или бесчисленно много.

11. [Но] не атом.

12. Вмещение [всего существующего] - в мировом пространстве.

13. Дхарма и адхарма - во всем [пространстве мира].

14. Вещества подразделяются на занимающие одну прадешу или более.

15. Дживы [заполняют] бесчисленно много и более частей (бхага).

16. Ибо они сокращают и расширяют [область заполняемых ими] прадеш подобно [свету] лампы,

17. Назначение дхармы и адхармы - обусловливание движения и пребывания;

18. [назначение] пространства - вмещать;

19. [назначение] веществ - обусловливать тело, речь, ум, вдох, выдох,

20. а также приятное, неприятное, жизнь, смерть;

21. [назначение] джив - обусловливать друг друга;

22. времени - делать становление, развитие, последование и предшествование.

23. Вещества обладают осязаемостью, вкусом, запахом, цветом, 24. а также звучанием, связью, тонкостью, грубостью, "фигурой", делимсотью, темнотой, тенью, излучением тепла, светимостью.

25. Атомы и "молекулы"

26. возникают через соединение, распад, рекомбинацию.

27. Атомы - через распад.

28. Наблюдаемые [вещества] - через рекомбинацию.

29. [Все] существующее возникает, преходит и пребывает.

30. То, сущность (бхава) чего не преходит, - вечно.

31. Известное постигает неизвестное.

32. Соединение [осуществляется] благодаря "вязкости" и "сухости" [компонентов],

33. [но] не осуществляется, если эти качества слабо выражены

34. [или] если [оба компонента] имеют одно и то же качество, выраженное в равной степени.

35. Но [компоненты одинакового качества], если качество одного вдвое выше качества другого, соединяются.

36. В соединение [вступают] либо равные противоположные качества, либо высокие [и низкие однородные качества].

37. Субстанция [названа так], ибо имеет качество и проявления. 38. По мнению некоторых, к субстанциям [относится] и время.

39. Оно [соткано] из бесконечного [количества] моментов (самая). 40. Качества бескачественны, принадлежат лишь субстанциям.

41. Их сущность (бхава) [именуется] паринама.

42. [Паринама] либо имеет, либо не имеет начала:

43. имеет у обладающих формой.

44. У джив [паринама состоит] в субъективирующем (упайога) 'отражении и активности.

ГЛАВА 6 (АСРАВА)

1. Активность (йога) - деятельность тела, речи и ума.

2. Это - асрава.

3. Благая [активность - причина] благоприятной [асравы],

4. неблагая - греховной.

5. [Активность] с омрачениями и без омрачений [дает асраву] длящихся или преходящих [карм соответственно].

6. Причинами первой являются аморальность, омраченность, чувственность и деяния, имеющие соответственно 5, 4, 5, 25 видов.

7. Их различия [определяются] различиями деяния (адхи-карана), ровения, намеренности, ненамеренности, слабости, силы.

8. Деяние (связано) с дживой и адживой.

9. Первое подразделяют на [1] домысел, приготовление, совершение; [2] вид активности; [3] сам ли делает, заставляет ли другого или делает вместе с другими; [4] "омрачения"; на 3, 3, 3, и 4 вида соответственно.

10. Виды другого [деяния] - произведение, опускание, соединение и излияния, имеющие 2, 4, 2, 3 разновидюсти.

11. [Асрава кармы] "преграда познанию и воззрению" (джня-надаршана-аварана) из-за искажения, сокрьггт, ревности, прерывания, отсиживания и зловредности.

12. [Асрава кармы] "чувства страдания" (асадведйя) из-за страдания, горя, боли, рыданий, убиения, жалоб [по отношению к] себе, другому [или] обоим.

13. [Асрава кармы] "чувства удовольствия" [садведйя] из-за сострадания ко всем существам, к блюдущим обеты, [а также] щедрости (дана), частичного самоконтроля (саратасамйяма) и тому подобного, йоги, негневливости (кшанти), нежадиости (шауча).

14. [Асрава кармы] "помутняющей воззрение" (даршана-моха) из-за злословия [в адрес] святых, писаний, общины, учения (дхарма) и божеств.

15. [Асрава кармы] "помутняющей поведение" (чаритра-моха) из-за чрезмерной силы душевного состояния, обусловленного подъемом страстей.

16. [Асрава кармы] "долгожития в аду" (карака-аюх) из-за излишней предприимчивости и стяжательности.

17. [Асрава кармы] "[долгожития] в виде животного или растения" (тайрйяг-йонасйя-[аюх]) из-за хитрости.

18. [Асрава кармы] "[долгожития] в обличье человека" (ману-шасйя[аюх]) из-за небольшой предприимчивости и стяжательности, а также естественности, смиренности (кротости) и прямоты.

19. Небрежение моралью (шила) и обетами [дает асраву] всех [трех карм долгожития].

20. [Асрава кармы] "[долгожития] в обличий бога" (дайвасйя-[аюх]) из-за самоконтроля над эмоциями, частичного самоконтроля, непроизвольной нирджары, незрелого подвижничества.

21. [Асрава кармы] -"неблагой внешности" (ашубха-нама) из-за неискренней активности и препирательства.

22. [Асрава кармы] "благой внешности" (шубха-нама) - из-за противоположного.

23. [Асрава кармы] "тиртханкара" (тиртханкара-[нама]) из-за проясненноеT воззрения, полного соблюдения предписаний, неотклонения от добродетели и соблюдения обетов, непрестанного внимания к познанию, непрестанного трепета (перед страданиями сансары), усиленной практики преодоления телесного (тйяга) и подвижничества (тапас), заботы об общине и странниках (садху), служения добродетельным, преданности (бхакти) святым (архат), руководителям общин (ачарья), проповедникам (бахушрута) и писаниям, выполнения ритуалов авашйяка, освещения пути [для других], любви к собратьям по вере, следующим писаниям.

24. [Асрава кармы] "низкого рождения" (ничайр-[готра]) из-за злословия, самохвальства, принижения чужих достоинств, притязаний на обладание несуществующими достоинствами.

25. [Асрава кармы] "высокого рождения" (уттара-[готра]) из-за обратного этому, смиренности, скромности.

26. [Асрава кармы] "помехи" (антарая) из-за устраивания помех другим.

ГЛАВА 7 (АСРАВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ)

1. Обеты - прекращение злодеяния, лжи, воровства, нецеломудрия, стяжательства.

2. Частичные обеты [называют] малыми, полные - великими.

3. Для утверждения в них - пятью пять правил (бхавана).

4. [Кроме того, следует] созерцать разрушительность и по-зорность

злодеяния и других [проступков] в этой и следующей жизни

5. или тождественность их страданию;

6. [и культивировать] дружелюбие ко всем живым существам, радость по отношению к [духовно] высшим, сострадание к несчастным и индифферентность к неправедным.

7. А для трепета (самвега) и бесстрастия [следует созерцать] aci-.abl мира и сущность тела [соответственно].

8. Злодеяние - повреждение живого активностью, связанной с омрачениями.

9. Ложь - высказывание не-истинного.

10. Воровство - взятие неданного.

11. Нецеломудрие - соитие.

12. Стяжательство - одержимость.

13. Принимающий обеты [должен быть] без "шипов".

14. [Он может быть] домохозяином или бездомным.

15. Домохозяин принимает малые обеты,

16. а также дополнительные обеты относительно передвижения, места, недостойного поведения, медитации, постов, "средств существования", подаяния.

17. [И] обет удовлетворенно умереть - самлекхана.

18. Проступки праведно-зрящих -сомнения, желания, любопытство, признание и восхваление инакомыслящих.

19. [Бывает] по пять [проступков] против обетов и "нравственности".

20. [Против не-злодеяния] - связывание, избиение, мучение, непосильное нагружение, лишение еды и питья.

21. [Против не-лживости] - проповедование ложных теорий, разглашение [чужих] тайн, подделка, нечестное ведение дел, сообщение заповедной мантры негодному.

22. [Против не-воровства] - совершение воровства, прием ворованного, спекуляция и контрабанда, использование ложных мер и весов, фальшивые деньги.

23. [Против целомудрия] - сводничество, связь с замужними аморальными женщинами, связь с незамужними аморальными женщинами, извращения, похотливость.

24. [Против нестяжательства} - превышение меры [во владении] землей и зданиями, серебром и золотом, скотом и зерном, служанками и слугами, вещами.

25. [Проступки против обета "передвижения" - движение] выше, ниже, в сторону, превышение наибольшего [дозволенного] расстояния, забывание [пределов обета].

26. [Против обета "места"] - посылать [вещь], посылать курьера, окликать, давать знаки, швырять [за дозволенный предел].

27. [Против обета "недостойного поведения"] - насмешки, розыгрыши, болтовня, излишнее трудолюбие, приверженность к удовольствиям.

28. [Против обета медитации] - неправильное направление йоги, нерадивость, забывание правил.

29. [Против обета постов] - испражняться, поднимать и опускать [предметы], ложиться или садиться, не осмотрев и не очистив места, нерадивость, забывание правил.

30. [Против обета "средств существования"] - есть живое, связанное с живым, смешанное с живым, возбуждающие напитки, плохо приготовленная пища.

31. [Проступки против обета "подаяния"] - класть еду на живое, живым, отказываться от обязанностей хозяина, проявлять неуважение, подавать в неурочное время.

32. [Против обета "самлекхана"] - жажда жизни, жажда смерти, привязанность к друзьям, вспоминания о минувшем счастье, сладострастии.

33. Даяние есть отдавание своего на благо [себе и другим].

34. [Результаты] этого различны из-за различий способа [даяния], предмета, дающего, берущего.

ГЛАВА 8 (БАНДХА)

1. Причины бандхи - ложное воззрение, аморальность, беспечность, омраченность, активность.

2. Из-за омраченности джива присоединяет вещество соответствующих карм -

3. это бандха.

4. Ее характеристики - природа, время действия, реализация, локализованность.

5. Первое - препятствующее (аварана) познанию и воззрению, чувственное (ведания), искажающее (мохания), определяющее продолжительность жизни (аюх), свойства (нама), семью (готра), а также задерживающее (антарая).

6. Они делятся на 5, 9, 2, 28, 4, 42, 2, 5 подвидов соответственно:

7. [5 карм, препятствующих познанию] чувственно-логическому и прочим.

8. [9 карм, препятствующие воззрению, - это препятствия воззрению] глазами, не-глазами, ясновидения, абсолютному, [а также 2 кармы] чувственного (ведания), дремота (прачала), глубокий сон и сомнамбулизм.

9. [2 кармы чувственного - ] испьггывание приятного и неприятного.

10. [28 искажающих карм разделены на] искажение воззрения, искажение поведения, чувственное с омрачениями и чувственное без омрачений, имеющие 3, 2, 16, 9 видов соответственно. [А именно:] праведность, неправедность, их смешение; чувственное с омрачениями, чувственное без омрачений. [Чувственное с омрачениями] бесконечно связывающие, препятствующие принятию частичных обетов, препятствующие принятию полных обетов, препятствующие совершенно праведному поведению [омрачения] гнев, гордыня, хитрость, жадность. [Чувственное без омрачений] веселость, страстность, скромность, печальность, отвращение, страх, мужская чувственность, женская чувственность, прочая чувственность, прочая чувственность.

11. (4 карма продолжительной жизни-) жителей ада, животных и растений, людей, богов.

12. [42 кармы "свойств" (нама);] удел, род, тело, члены, строение, связь, сопряженность, фигура, твердость скелета, [способности] осязания, ощущения вкуса, обоняния, цветовосприятия, кармическая инерция, "ни тяжелость, ни легкость", "самоубийственность", "смертельность", теплота, светимость, дыхание, летучесть, [а также] одноместность тела, подвижность, симпатичность, сладкоголосость, благость, тонкость, стабильность, привлекательность, знаменитость, свойства, обратные последним, "тиртханкарость".

13. [2 кармы семьи:] знатная и низкая.

14. [5 карм задерживающих - задерживают] деяние и прочие [лабдхи].

15. Наибольшая продолжительность действия трех первых и задерживающих карм - сагаропам,

16. искажающих - 70,

17. свойств и семьи - 20,

18. продолжительность жизни - 33 сагаропамы.

19. Наименьшая длительность [карм] чувственного - 12 мухурт,

20. свойств и семьи - 8,

21. остальных - 1 мухурта.

22. Реализация [плодов кармы] - по созревании.

23. Это [происходит] в соответствии с именами.

24. Тем самым [осуществляется] и нирджара.

25. Бесконечно-бесконечные прадеши [карм локализуются] во всех прадешах души (атман) и пребывают там в соответствии с именами, различаясь [предшествовавшей] активностью. [Они] тонки, погружены в одно [и то же] место [с прадешами души].

26. От добродетели (пунья) - удовольствие, праведность, веселость, страстность (рати), мужской пол, благоприятные продолжительность жизни, "свойства" (нама) и семья.

ГЛАВА 9 (САМВАРА И НИРДЖАРА)

1. Самвара - остановка асравы.

2. Она [осуществляется посредством] "контроля", "попечения", дхармы, созерцаний, побеждения страданий, [праведного] поведения.

3. [А] подвижничеством [достигается] также и нирджара.

4. "Контроль" - праведное ограничение активности.

5. "Попечение" - (при)хождение, речении, сборе подаяний, поднимании-опускании и испражнении.

6. Дхарма - высшая степень кротости, смиренности, непреклонности, чистоты, правдивости, самоконтроля, подвижничества, преодоления телесного, отрешенности, целомудрия.

7. Созерцания состоят в узрении невечности, беззащитности, сансары, одиночества, отчужденности, загрязненности, асравы, самвары, нирджары, Вселенной, труднодостижимости пробуждения, благозвучности дхармы.

8. Для нирджары и неотклонения с пути [следует] спокойно переносить:

9. голод, жажду, холод, жару, оводов и москитов, наготу, уныние, [соблазны] женщин, скитания, сидение, лежание, брань, Побои, прошение подаяния, неполучение подаяния, болезнь, колкость трав, грязь, уважение и неуважение, мудрость, познание, отсутствие [праведного] воззрения.

10. [Стоящий на ступени] "слабых омрачений", на одиннадцатой и двенадцатой ступенях, [подвержен] 14 [страданиям];

11. Джина - одиннадцати;

12. [Тот], у кого сильные омрачения, - всем [страданиям].

13. [Страдания] от [недостатка] мудрости и познания [обусловлены кармой], препятствующей познанию (джняна-варана).

14. Отсутствие [праведного] воззрения и неполучение подаяния [обусловлены кармами] "воззрение-искажающей" (даршана-мохания) и задерживающей (антарая).

15. Нагота, уныние, женщина, сидение, брань, прошение по-Даяния, уважение и неуважение обусловлены [кармой], искажающей поведение (чаритра-моха). ! 16. Остальные - [кармами] чувственного (ведания).

17. Одновременно у одного [существа бывает] до 19 [страданий]. 18. [Пять видов праведного] действия [определяются наличием] успокоенности, уравновешенности, чистоты, "почти-бесстрастности", безмятежности.

19. Внешний подвиг - это голодание, ограничение пищи, избирательное питание, отказ от вкусного, отшельничество и умерщвление плоти.

20. Другой, [то есть внутренний, подвиг] - это искупление, почитание, услужение, изучение, отречение, медитация.

21. [Разделы внутреннего подвига] до медитации включительно имеют 9, 4, 10, 5, 2 вида соответственно.

22. [Виды искупления:] исповедь, противодействие, их сочетание, отделение, отречение.

23. [Виды почитания: почитание} познания, воззрения, поведения, [а также] поклонение.

24. [Виды услужения:] главы общины, наставнику, аскетам, новичкам, больным, ордену, семье, общине, странникам и мирским святым.

25. [Виды изучения:] слушание, исследование, созерцание, воспроизведение, проповедование дхармы.

26. [Виды отречения:] от внешних и внутренних атрибутов.

27. Медитация (дхйяна) - однонаправленность, уничтожение [отклонений] мысли - [возможна только] при крепчайшем теле.

28. [Она может длиться] до 48 минут.

29. [Четыре вида медитации:] болезненная, неправедная, праведная, чистая.

30. Два последних [вида] - причина освобождения.

31. Болезненная: в соединении с нежелательным, устремить сознание на отделение от него.

32. То же с ощущением [боли].

33. Обратное - [при отделении] от желательного.

34. И сладострастие.

35. Это [бывает у] непринявших обеты, у принявших частичные обеты, у "почти-бесстрастных".

36. Неправедная медитация [направлена на] злодеяние, ложь, воровство, накопительство [и бывает у] грубых людей, принявших частичные обеты, и у непринимавших обетов.

37. Праведная [медитация направлена, на] знание, устранение помех, созревание [карм, строение] мироздания.

38. [Она бывает] у тех, кто нейтрализовал, и [у тех, кто] уничтожил омрачения.

39. У них [же] два первых вида чистой [медитации].

40. [И у] знающих пурвы.

41. Два последних - у кевалинов.

42. [Четыре вида чистой медитации:] несфокусированное рассуждение, сфокусированное рассуждение, тонкие колебания, прекращение всяких колебаний.

43. Они [бывают] - у имеющих три, одну [помимо телесной, только] телесную [или] никакой активности [соответственно].

44. Два первых вида, включающих рассуждение, имеют один объект. 45. Второй из них - без колебаний.

46. Рассуждение [базируется на] знании текстов.

47. Колебания - перелет (мысли) от объекта ( к объекту), от (одной) неопределенной активности (к другой).

48. Нирджара каждого последующего [из перечисленных] ', бесконечно сильнее: праведнозрящий, принявший частичные обеты шравака), принявший полные обеты, подавляющий омрачения, уничтожающий искажения воззрения, подавивший его, полностью подавивший искажение воззрения и омрачения, уничтожающий искажение воззрения и омрачения, уничтожающий искажение воззрения, уничтоживший его, джина.

Искажение воззрения, уничтоживший его, джина.

49. Монахи (ниргрантхи) - это пустой колос, "пестрый", "своенравный", "очистившийся".

50. Их рассматривают по степеням [следующих] аспектов: самоконтроль, знания текстов, устойчивость, тиртха, положение, аура, возрождение.

ГЛАВА 10 (МОКША)

1. Благодаря уничтожению "искажения" и уничтожению "препятствующего воззрению и познанию", а также [благодаря уничтожению] "задержки" возникают абсолютное познание и воззрение.

2. Благодаря несуществованию причин бандхи и нирджаре

3. [достигается] уничтоженность всех карм - мокша,

4. [что происходит] также и благодаря несуществованию ау-пашамики и других "удачных" состояний, за исключением абсолютных праведности, познания, воззрения и "сиддхости".

5. После этого [сиддха] поднимается вверх до конца Вселенной.

6. Так движется [он] благодаря предшествовавшей активности, неотягощенности, развязанности, присущести такого движения.

7. [Сиддхи] различаются по месту, времени, уделу, полу, тиртхе, действию, [качеству] пратйекабуддха-бодхита, познанию, фигуре, интервалу, количеству.

Так заканчивается "Таттвартха-адхигама сутра".

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!