Контрольный тест по произведению Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»
Определите жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо»
а) роман-эпопея
б) рассказ-эпопея
в) поэма-эпопея
г) повесть-эпопея
На поиски кого отправились мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) счастливого
б) богатого
в) доброго
г) волшебные предметы
Где встречаются мужики для великого спора и по какой земле держат путь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) в Москве
б) в Петербурге
в) «в каком селе – угадывай»
г) «в Подтянутой губернии»
Какие мотивы звучат в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
а) былинные
б) песенные
в) сказочные
г) мотивы легенд
Сколько мужиков ведут спор на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) десять
б) шесть
в) девять
г) семь
Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» провел 20 лет на каторге?
а) Савелий
б) Матрена Тимофеевна
в) Яким Нагой
г) Гриша Добросклонов
7) О ком говорит автор в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: « И сам на землю — матушку. Похож он: шея бурая, как пласт, сохой отрезанный, кирпичное лицо» ?
а) Савелий
б) Яким Нагой
в) Гриша Добросклонов
г) Ермил Гирин
Кто из героев ради народной правды отказался от материальных благ - покоя, богатства?
а) Яким Нагой
б) Ермил Гирин
в) Матрена Тимофеевна
г) Савелий
За что уважает автор Матрену Тимофеевну?
|
|
а) за долготерпение и многострадание
б) за умение справляться с трудностями, находить выход из сложных ситуаций
в) за хозяйственность и домовитость
г) за верность русским традициям
Почему несчастливы поп, помещик?
а) крестьяне у них забрали все, что было
б) они не понимают своего счастья
в) «порвалась цепь великая»: мужик обеспечивал им спокойное существование
г) они глупы и ограниченны
Кто, по мнению Некрасова, счастливый в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) Оболт-Оболдуев
б) Григория Добросклонова
в) поп
г) Матрена Тимофеевна
Каков, по мнению Некрасова путь к счастью?
а) покорность и смирение
б) холопское угодничество
в) путь борьбы и противостояния
г) накопительство
Что хотел сказать читателю Некрасов главой «О двух великих грешниках»?
а) убийство угнетателя не грех
б) грехи необходимо искупать страданием
в) грехи человеческие искупить нельзя
г) убийство угнетателя – грех
Чем отличается путь противостояния Гриши Добросклонова от протеста Якима и Савелия?
а) это сознательный выбор жизненного пути
б) его судьба тяжелее, чем у Якима и Савелия
в) отличия в жизненных позициях нет
|
|
Найдите соответствия:
а) Утятин б) Яким Нагой в) Ермил Гирин г) Гриша Добросклонов
1. «Пьяная ночь» 2. «Счастливые» 3. «Пир на весь мир» 4. «Последыш»
Ответы:
1. В
2. А
3. В
4. В
5. Г
6. А
7. Б
8. Б
9. Б
10. В
11. Б
12. В
13. А
14. А
15. А – 4, Б – 1, В – 2, Г – 3
Краткие разборы
1. П.Ф. Якубович писал о Некрасове, что «поэт всего чаще и охотнее воспевает мужицкое горе».
2. «В дороге». Необычна композиция стихотворения. В основе стихотворения — слово ямщика. Это напряжённое по своему драматизму повествование о мужицкой жизни. Ямщик рассказывает о своей судьбе, об истории крепостной Груши, выросшей в барском доме, затем насильственно выданной замуж — за него. Своим воспитанием, неспособностью к тяжёлой деревенской работе она вконец «сокрушила» его. Читателю становится понятно, что виноват в драме сам рассказчик, не способный понять трагедии крепостной интеллигентки, невежественный и тёмный противник грамоты и просвещения, унижающий достоинство женщины. В итоге своего рассказа сам ямщик приходит к выводу, «погубили её господа». Для автора очевидно, что виновником драмы является антинародный крепостнический уклад в целом, с его жестоким миром, где «не нужна-ста в дворянстве холопка», а в крестьянстве — белоручка. Сказовая форма повествования, просторечие, диалектизмы — все это мастерски подчинено осуществлению идейно-художественной задачи.
|
|
3. «Несжатая полоса». Стихотворение начинается с предельно сжатых, коротких предложений, призванных запечатлеть картину, наводящую грустную думу:
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился, поля опустели...
Далее в грустную думу поэта вводится драматизированный текст: шёпот колосьев и ответ ветра. Пахарь-крестьянин сломлен непосильным трудом, болезнью. И потому ответ ветра назван «печальным», а песня пахаря — «заунывной». М. Исаковский писал: «С первых же строк вас берёт за сердце щемящая боль. Вас охватывает жалость к этой одинокой крестьянской полоске. Все ощутимее, все ярче встаёт перед вами образ русского мужика, задавленного нуждой». В стихотворении в аллегорической форме воплощается и тема поэта и поэзии, связанная с биографическими страницами Некрасова, его собственной болезнью и предчувствиями, что главный труд его жизни так и останется незаконченным.
4. В «Забытой деревне» воспроизведены пять законченных картин из истории одного поместья, давно оставленного барином на произвол и разграбление. Перед читателем проходят история бабушки Ненилы, осмелившейся попросить лесу на починку избы и получившей отказ; эпизод ограбления крестьян, когда сосед отрезал у них кусок земли; случай с Наташей, которой управляющий не позволил выйти замуж по любви. В четвёртой строфе объединяются все ранее появившиеся перед нами персонажи. Веры в доброго барина здесь уже нет. Жизнь разметала людей, трагически определив их судьбы. Барин появляется, но в гробу. Новый барин «сел в карету — и уехал в Питер». Вслед за абсолютной безучастностью к судьбе крестьян следует новое проявление барского равнодушия.
|
|
5. Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасов на протяжении своего творчества постоянно обращался к теме поэта и поэзии.
Стихотворение «Поэт и гражданин» — программное произведение Некрасова. Перед нами Поэт, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством». Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, к обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению.
Речь в стихотворении идёт о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
6. В стихотворении Некрасова «Вчерашний день часу в шестом...» Муза совсем не похожа на своих предшественниц в классической поэзии. Между Музой и «крестьянкой молодой» нет никаких различий, они одинаково дороги и близки поэту. Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза — сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ.
7. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» задача поиска счастливого тесно связана с двумя проблемами: освещением результатов реформы 1861 года и осмыслением сути счастья, как его понимают встреченные странниками люди, сами странники и автор. Некрасов показал, что в пореформенное время и низы, и верхи являются по-своему несчастными.
8. В «Прологе» завязывается действие. Семеро крестьян спорят, «кому живется весело, вольготно на Руси». Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее — поп, помещик, купец, чиновник или царь, — обнаруживает ограниченность их представления о счастье, которое сводится к материальной обеспеченности. Встреча с попом заставляет мужиков над многим призадуматься: «Ну, вот тебе хвалёное / Поповское житье».
9. Начиная с главы «Счастливые» в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. Звучат рассказы — исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Конечно, «счастливцы» эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горькой иронией восклицают:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке — Ермиле Гирине. Всей своей жизнью Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет «всё, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт». Но в критическую минуту жизни Ермил этим «счастьем» жертвует ради правды народной и попадает в острог.
10. Постепенно в сознании крестьян рождается идеал подвижника, борца за народные интересы. В последней части поэмы появляется новый герой: Гриша Добросклонов — русский интеллигент, знающий о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «непоротую губернию, непотрошёную волость, избытково село»:
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
11. Счастливый человек на Руси — тот, кто твердо знает, что надо «Жить для счастия убогого и темного родного уголка». Пятая глава последней части завершается словами, выражающими идейный пафос всего произведения: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, / Если б знать могли они, что творилось с Гришею». Этими строчками как бы дается ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы.
12. Представление о счастье помещиков и крестьян различно.
Для помещиков это «покой, богатство, честь». Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев счастьем считает те времена, когда он жил «как у Христа за пазухой, и знал... почет», когда «всё веселило барина, любовно травка каждая шептала: “Я твоя!”». Нелепый и страшный персонаж князь Утятин. Когда прочел манифест об отмене крепостного права, «...озлился так, что к вечеру хватил его удар». Живущий в искусственно созданном для него мире крепостнических отношений Утятин уверен, что имеет «права... дворянские, веками освящённые», «что мужику у барина до светопреставления зажату быть в горсти».
Циничный Глуховский, «пан богатый, знатный» открыто заявляет:
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.
13. В отличие от помещиков, нищие, измученные крестьяне сохраняют «в груди своей силы необъятные». В народном представлении о счастье главным является не богатство, а сострадание, справедливость, красота, свобода и правда.
Народный заступник Гриша Добросклонов говорит:
«Не надо мне ни серебра
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!» —
Зардевшись, словно девушка,
Сказал из сердца самого
Григорий — и ушел.
14. В главе «Пир на весь мир» ключевым становится вопрос: «Кто на Руси всех грешней?» (первоначальный авторский подзаголовок). Проблеме вины и греха оказываются подчинены все разговоры, все песни, все рассказы, споры и действия «вахлаков». Эта проблема прямо связана и с поисками «счастья», и с определением причин «несчастья».
Простейшим образом она решается в рассказе «О двух великих грешниках». «Диалог между Кудеяром и паном Глуховским, — пишет исследовавший эту некрасовскую легенду М.М. Гин, — имеет немало общего с народными легендами. Так же, как там, пан, заинтересовавшись Кудеяром, задает ему вопрос, и в ответ последний рассказывает о себе, и, так же как там, пан встречает это насмешкой, а Кудеяр, возмущённый его жестокосердием, убивает его». Но дело не только в «жестокосердии». Пан — страшный грешник, живущий под лозунгом: «В мире я чту только женщину / Золото, честь и вино». Но тут же — уточняет свою позицию относительно проблемы греха и раскаяния: «Спасения я уж не чаю давно». В православной традиции учение о спасении понимается как обретение праведниками вечного блаженства в загробном мире. Нравственность — единственный критерий спасения, и сознательный отказ от него — высшая степень греха, более даже страшная, чем безверие.
Выполните задания
1. Дополните схему примерами: приведите не менее трёх названий стихотворений Некрасова, соответствующих каждому из указанных мотивов.
2. Дополните таблицу примерами из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Сделайте вывод о значении традиций устного народного творчества в этом произведении.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сопоставьте фрагменты из повести Гоголя «Сорочинская ярмарка» и главу «Сельская ярмонка» из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Почему писатели включают в свои произведения подробные изображения сельской ярмарки? Чем похожи и чем различаются общее настроение, колорит, художественные детали, персонажи этих фрагментов? В чём особенность картин ярмарочной жизни в поэме Некрасова?
«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нём ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдаётся в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие тёмную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото...
Да, лет тридцать будет назад тому, когда дорога, верст за десять до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. С утра еще тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгромождённого на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши...
Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брёл, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин... Много встречных, и особливо молодых парубков, брались за шапку, поравнявшись с нашим мужиком. Однако ж не седые усы и не важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза немного вверх, чтоб увидеть причину такой почтительности: на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с чёрными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на её очаровательной головке. Всё, казалось, занимало её; всё было ей чудно, ново...
Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдалённый водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев — все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки — всё ярко, пёстро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосные речи потопляют друг друга, и ни одно слово не выхватится, не спасётся от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно. Только хлопанье по рукам торгашей слышится со всех сторон ярмарки. Ломается воз, звенит железо, гремят сбрасываемые на землю доски, и закружившаяся голова недоумевает, куда обратиться».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочтите фрагменты из статьи русского философа Н.А. Бердяева и сопоставьте данную им оценку особенностей русского характера с «душой русского крестьянина», изображённой в творчестве Некрасова. В чём, на ваш взгляд, близость позиций поэта и философа, в чём различие?
«Для нас самих Россия остаётся неразгаданной тайной... Можно ... вскрыть много противоречий в русской душе...
Нет пределов смиренному терпению многострадального русского народа... Никакая философия истории... не разгадала еще, почему... свободный духом народ как будто не хочет свободной жизни?..
Тип странника так характерен для России и так прекрасен... Русской душе не сидится на месте... Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни. Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутомимость и неудовлетворимость ничем временным, относительным, условным...
Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива ... так покорно мирится со своей жизнью...
Безграничная свобода оборачивается безграничным рабством, вечное странничество — вечным застоем...
Мужественный дух потенциально заключён в России пророческой, в русском странничестве и русском искании правды».
Тест по произведению Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Я не люблю иронии твоей.
Оставь её отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Ещё остаток чувства сохранившим —
Нам рано предаваться ей!
Пока ещё застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
1. Как изобразительно-выразительные средства стихотворения помогают поэту передать настроение лирического героя?
2. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в этом произведении и в приведённом стихотворении Н.А. Некрасова?
Недаром наши странники
Поругивали мокрую,
Холодную весну.
Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут — хоть волком вой!
Не греет землю солнышко,
И облака дождливые,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам.
Согнало снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается
Зелёным ярким бархатом
И, как мертвец без савана,
Лежит под небом пасмурным
Печальна и нага.
Жаль бедного крестьянина,
А пуще жаль скотинушку;
Скормив запасы скудные,
Хозяин хворостиною
Прогнал её в луга,
А что там взять? Чернёхонько!
Лишь на Николу вешнего
Погода поуставилась,
Зелёной свежей травушкой
Полакомился скот.
День жаркий. Под березками
Крестьяне пробираются,
Гуторят меж собой:
«Идем одной деревнею,
Идем другой — пустёхонько!
А день сегодня праздничный,
Куда пропал народ?..»
Идут селом — на улице
Одни ребята малые,
В домах — старухи старые,
А то и вовсе заперты
Калитки на замок.
Замок — собачка верная:
Не лает, не кусается,
А не пускает в дом.
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»
1. Как изображение природы в данном фрагменте помогает выразить его ведущее настроение?
2. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором воссозданы образы крестьян. В чём схоже (или чем различается) изображение крестьянства в этом произведении и в «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова?
1 ВАРИАНТ
Тест по творчеству Н. А. Некрасова. Стихотворения. Поэмаэ-попея
1) Некрасова звали:
а) Иван Алексеевич
б) Алексей Николаевич
в) Сергей Алексеевич
г) Николай Алексеевич
2) Некрасов:
а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
б) участвовал в обороне Севастополя
в) был редактором журнала «Современник»
г) был влюблен в П. Виардо
3) Некрасов учился
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Петербургском университете
4) Произведение «Кому на Руси жить хорошо»
а) роман-эпопея
б) рассказ-эпопея
в) поэма-эпопея
г) повесть-эпопея
5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:
а) «Железная дорога»
б) «Невский проспект»
в) «Памяти Добролюбова»
г) «Русские женщины»
6) Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
а) Заплатово
б) Дырявино
в) Неурожайка
г) Безруково
7) Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) счастливого
б) богатого
в) ученого
г) скатерть-самобранку
8) Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить
хорошо», подарил им скатерть-самобранку?
а) лисица
б) волк
в) пеночка
г) синичка
9) Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»?
а) помещик ОболтОболдуев
б) поп
в) Григорий Добросклонов
г) князь Утятин
10) Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит
а) в Москве
б) в Калинове
в) «в каком селе – угадывай»
г) в Петербурге
11)Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»?
а) былины
б) песни
в) бывальщины
г) сказа
12) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?
а) Савелий
б) Ермил Гирин
в) Яким Нагой
г) Гриша Добросклонов
13) Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси…»
а) женская доля так же тяжела, как мужская
б) женская доля тяжелее мужской
в) женская доля легче мужской
г) женщина вообще никакой доли не имеет
14) Определите стихотворный размер: «Сейте разумное, доброе, вечное…»
а) дактиль
б) хорей
в) анапест
г) ямб
15) Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
а) купчину толстопузого
б) Григория Добросклонова
в) попа
г) мужиков
16) Кто из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прямо не участвует в действии?
а) Савелий
б) Яким Нагой
в) Ермил Гирин
г) Одинцова
17) Кто рассказал о себе:
"Семья была большущая,
Сварливая... попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал…»?
а) Матрена Тимофеевна
б) Ненила Власьевна
в) княжна Переметьева
г) старуха старая, рябая, одноглазая
18) О каком персонаже идет речь?
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума
б) Ненила Власьевна
в) княжна Переметьева
г) Матрена Тимофеевна
2 ВАРИАНТ
1) Годы жизни Н Некрасова:
а) 1814 1841
б) 1809 1852
в) 1821 1877
г) 1799 1837
2) В жизни Некрасова:
а) была ссылка на Кавказ в действующую армию
б) были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он
не выдержал
в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина
г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики
3) Некрасов учился в:
а) Петербургском университете
б) Царскосельском лицее
в) Нежинской гимназии
г) Симбирском университете
4) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась:
а) два года
б) пять лет
в) десять лет
г) двадцать лет
5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:
а) «Дворянское гнездо»
б) «Памяти Добролюбова»
в) «Железная дорога»
г) «Русские женщины»
6) Произведение «Кому на Руси жить хорошо»:
а) рассказ-эпопея
б) поэма-эпопея
в) роман-эпопея
г) повесть-эпопея
7) Сколько мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси
жить хорошо»?
а) пять
б) шесть
в) семь
г) десять
8) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» это происходит:
«Роман тузит Пахомушку,/Демьян тузит Луку. /А два братана Губины /Утюжат
Прова дюжего»
а) «Пролог»
б) «Поп»
в) «Счастливые»
г) «Помещик»
9) Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
а) купчину толстопузого
б) помещика
в) крестьянку, Матрену Тимофеевну
г) попа
10) Кто сказал:
«Напутствуешь усопшего/ И поддержать в оставшихся/ По мере сил
стараешься/ Дух бодр! А тут к тебе/Старуха, мать покойника,/
Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой…»?
а) поп
б) купец Алтынников
в) ОболтОболдуев
г) князь Утятин
11) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» происходило?
А день сегодня праздничный,/Куда пропал народ?/Идут селом на улице/
Одни ребята малые,/В домах старухи старые…
а) «Пролог»
б) «Поп»
в) «Сельская ярморка»
г) «Счастливые»
12) Какую роль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играет образ Якима Нагого?
а) показывает трудолюбие русского крестьянства
б) показывает роль красоты в жизни русского крестьянства
в) показывает роль юродивого в жизни русского крестьянства
г) показывает протест русского крестьянства
13) Какие черты помещичьего класса не отразились в образе Оболта Оболдуева?
а) глупость
б) любовь к родине
в) мудрость
г) вседозволенность
Кому адресованы строки:
«Ему судьба готовила/ Путь славный, имя громкое/
Народного заступника/ Чахотку и Сибирь»
а) Григорию Добросклонову
б) Ермилу Гирину
в) Якиму Нагому
г) деду Савелию
15) Кто из героев поэмы говорит о себе: "Клейменый, да не раб!"?
а) Яким Нагой
б) Григорий Добросклонов
в) Ермил Гирин
г) Савелий
16) Кто рассказал о себе:
«Абрам Гордеич Ситников,
Господский управляющий,
Стал крепко докучать:
"Ты писаная кралечка,
Ты наливная ягодка..."?
а) Матрена Тимофеевна
б) Ненила Власьевна
в) княжна Переметьева
г) старуха старая, рябая, одноглазая
17) Чья портретная характеристика?
И сам на землюматушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
а) Яким Нагой
б) Григорий Добросклонов
в) Ермил Гирин
г) Савелий
18) О каком персонаже идет речь?
Заснул старик на солнышке,
Скормил свиньям Демидушку
Придурковатый дед!..
а) Яким Нагой
б) Григорий Добросклонов
в) Ермил Гирин
г) Савелий
ОТВЕТЫ:
1 вариант
1г, 2в, 3г, 4в, 5б, 6г, 7а, 8в, 9б, 10в, 11г, 12а, 13б, 14а, 15б, 16г, 17а, 18г,
2 вариант
1в, 2б, 3а, 4г, 5а, 6б, 7в, 8а, 9г, 10а, 11в, 12б, 13в, 14а, 15г, 16а, 17а, 18г,
Конец формы
1) Как называется литературное направление, возникшее в русской литературе в 30-40 годы XIX века, стремящееся объективно изобразить окружающую действительность?
1.1) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Н. Некрасовым картины мира?
2) Кто счастлив в поэме? Какой герой является народным заступником?
ОТВЕТЫ:
1, 1.1 - реализм
Гриша Добросклонов
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» семь странников-крестьян ищут на Руси счастливого. Поэт писал эту поэму несколько десятилетий, так и не завершил её. Странники не встретили счастливого и поэма осталась с открытым финалом. Но можно ли кого-то из героев произведения назвать счастливым? Что нужно для счастья, с точки зрения героев и самого поэта?
В поэме показано кризисное состояние русского мира. Во-первых, это нищета и голод. Вспомним названия деревень, из которых пришли странники: Дырявино, Заплатово, Неурожайка… Во-вторых, после отмены крепостного права «порвалась цепь великая», и ударила «одним концом по барину, другим по мужику»: никто не знает, как обустроить свою жизнь, на какую систему ценностей опереться.
Именно поэтому многие герои поэмы несчастливы – даже те, кто этого достоин. Например, Савелий, который был «богатырем святорусским» сильным, упорным, отбыл каторгу, просмотрел, как свинья погубила правнука Демушку, и долго отмаливал свой грех и т.п. Утрачены на Руси и «ключи от счастья женского». Матрена Тимофеевна, крестьянка, которая была доброй, хорошей женой, прекрасной матерью, из-за всех забот, возложенных на ее плечи по дому, по хозяйству, из-за голодной жизни, отсутствия опоры была лишена счастья.
Но и у тех, кто чувствует себя счастливым, представления о счастье часто убогие. Странники в поисках счастливого человека обошли всю Русь. Некрасов использует прием «поэтического многоголосия», словно «предоставляя слово» самим русским людям. Как выяснилось, для одних счастье заключается в покое, богатстве и чести, у других в возможности залить водкой свою «счастливую» жизнь. В главе «Счастливые» мы видим как за возможность «хлебнуть вина бесплатного» люди меряются счастьем, если это можно назвать таковым. У кого-то уродилось реп до тысячи, кто-то видит счастье в признании хозяев: «Я счастлив, видит бог! У первого боярина, у князя Переметьева, я был любимый раб.» Счастье помещика это праздная жизнь, пиры, охота, власть над людьми. Автор пишет: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями…» Это примитивное представление о счастье, о котором говорил каждый «счастливый», истинного счастья ни одному из них не приносит.
Обладателем истинного счастья в поэме является Гриша Добросклонов. Несмотря на жизнь «беднее захудалого последнего крестьянина» и тяжелую каждодневную работу в нем есть стремление к духовному развитию. В нем есть тяга к прекрасному, к творчеству, к мечтаниям. Гриша – поэт, он сочиняет песни о России, о народе, и готовится посвятить себя борьбе за счастье народное. Это то, что отличает его от других героев этой поэмы. Но странники так и не встретились с Гришей и не нашли счастливого.
«Кому на Руси жить хорошо?» — это эпическая поэма. В ней благодаря образу дороги и сюжету-путешествию возникает панорамная картина русской жизни, картина народного горя, разлада и пр. По-настоящему счастливых людей не может быть, если жизнь в целом устроена неразумно, находится в состоянии кризиса. Но в целом поэма не носит трагического характера, поскольку, по мнению автора, в русской жизни все равно сохраняются здоровые и крепкие начала, надо дать им только возможность созреть и проявиться.
Таким образом, Н. Некрасов считает, что счастье заключается в постоянном движении, развитии, творчестве. Это то, что наделяет смыслом жизнь человека. Именно поэтому счастливым в поэме становится Гриша Добросклонов.
1) Чтобы ответить на вопрос «Какое отношение автора к Грише Добросклонову?», проанализируем отрывок из произведения «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова. Гриша Добросклонов является тем персонажем, который будет вести за собой всех остальных. Именно он является лучом, направляющим народ к демократии и вольной жизни. Автор относиться к нему с уважением, ведь Добросклонов идет на самопожертвование, его ждет «путь славный, имя заступника, чахотка и Сибирь». Гриша Добросклонов обладает теми же мыслями и целями, что и Некрасов. Они оба стремятся пробудить в народе чувство гражданского долга, ведь именно гражданин способен бороться за благополучие своей страны.
2) Чтобы ответить на вопрос «В каких произведениях важную роль играют песни?», проанализируем произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В произведении «Евгений Онегин» А.С.Пушкин через пение показывает общий настрой обычного народа, рассказывает о его истории и настроении. В данном произведении песни играют роль раскрывающего образ простого народа элемента. В своем произведении «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов показывает девушку- «певунью», образ, который раскрывается как раз через ее песню. Эта песня своевольна и не похожа на другие песни, как и певица. Именно эта песня привлекает внимание главного героя к девушке, что станет потом одним из самых ярких знакомств в жизни Печорина. В произведении Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» песня Гриши Добросклонова является ключом к описанию современной для героя ситуации. В ней рассказывается о горестях невольных славян и призывает к становлению гражданином. Именно эта песня является позицией Добросклонова. Во всех данных произведения песня является элементом, раскрывающим важные для автора понятия, так творец привлекает внимание к какой-либо проблеме или образу.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 8158; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!