Упражнение на ощущение среднего регистра.

РЕЗОНАТОРЫ

Сила, объемность, звучность его зависят не от физических усилий, которые приводят в напряжение мышцы гортани и голосовые связки, а от правильного, активного речевого дыхания и умения пользоваться резонаторами — усилителями звука, которые преобразуют слабый и невыразительный звук, рожденный колебаниями голосовых связок, в сильный объемный и красивый голос.

Человек пользуется двумя резонаторными системами:

1) верхней — это черепная коробка, полости носа и рта;

2) нижней, включающей грудную полость.

Необходимым условием тренировки голоса является мышечная свобода, полное расслабление, полная раскрепощенность. Поэтому начнем с обеспечения свободы фонационных путей.

Сделайте 5-10 полных (но не глубоких) вдохов и выдохов (диафрагмально-реберный тип дыхания);

вдох - полный, но короткий через нос, выдох - замедленный, продолжительный. После этого приступайте к голосовым упражнениям.

Упражнение «Стон».

Чтобы обеспечить свободу фонационных путей, сядьте на стул, сохраняя «осанку» - не откидывайтесь на спинку стула, держите привычно спину прямо, руки, плечи, шея - свободные

и легкие. Произносите звук [М] в тональности, свойственной разговорной речи, но с закрытым ртом. Получится что-то похожее на мычание. Стоните. Делайте это тихо, без напряжения, на выдохе. Все должно быть свободно: мышцы лица, шеи, ног, рук. Голова слегка склоняется вниз, вправо, влево, продолжайте стонать. Рот закрыт, губы слегка соприкасаются. Тихий стон. «Успокаивайте» себя. Вы вскоре почувствуете, как легко, без всякого напряжения голосовых связок звук заполнит верхние резонаторы, начнут вибрировать губы, вибрация отразится на твердом нёбе, в носоглоточной полости. Резонацию можно ощутить даже физически, прикладывая пальцы попеременно к губам, ко лбу, к темени, к затылку. Если звук направлен верно, то пальцы почувствуют легкую вибрацию.

 

Упражнение

Укрепив звук [М] в упражнении «стон», постепенно присоединяйте к нему гласные звуки: у-о-а-э-ы-и. Непрерывно на одной ноте звучит «М-мммм», изредка через ровные промежутки времени? прерываемое короткими гласными: «Ммммм-У-мммм-О-мммм-А-мммм-Э-мммм-Ы-мммм-И».

Упражнение.

Продолжая стонать на звуке [М], произнесите слитно, как одно слово, следующую фразу: «Мам, мёду нам». Слегка открывая рот на гласных, сейчас же мягко возвращайте рот в исходное положение на [М] - стон. Так как фраза произносится на «стоне», то сонорные согласные удваиваются: ммаммёдуннамммаммёдунамм...

Стоните в разных тональностях: надоело стонать на одной ноте, стали то повышать, то слегка понижать тон голоса, увлекаясь услышанным разнообразием звучания. Ощутив свободу звучания на «стоне», надо сохранять эту свободу и в разговорной речи.

 

Упражнение «Доканючу».

В этом упражнении будем чередовать полу напевный способ произнесения слов «на стоне» с речевым. На стоне произнести уже знакомую фразу: «Ммаммёдуннамм». И здесь же - речевое произнесение: Мам! Мёду! Нам!

Сделайте так несколько раз и следите, чтобы ничто не изменилось в речевом аппарате, чтобы не было чрезмерной активности при произнесении, чтобы сохранялась та же свобода и легкость, как при полунапевном «стоне».

РЕГИСТРЫ

Упражнение на ощущение нижнего регистра.

Стать прямо, ноги слегка расставлены, левая рука лежит на верхней части грудной клетки, правая, согнутая в локте, энергично разгибаясь, движется вниз, как бы ударяя мяч об пол, при одновременном произнесении звукосочетания «БА, БА, БА, БА, БА».  Постараться ощутить вибрацию звука в грудной полости и опору его на диафрагму при этом. Звук посылать как можно ниже. После каждого звукосочетания делать добор воздуха.

Упражнение на ощущение верхнего регистра.

Стать прямо. Ноги слегка расставлены, положение тела «на колок», ладонь левой руки положить на темя, ладонь правой руки, согнутой в локте, будто подбрасывает мяч вверх. Одновременно произносить звукосочетания «МИ, МИ, МИ, МИ, МИ».  Посылать звук как можно выше. Постараться ощутить ладонью левой руки вибрацию звука в головных резонаторах, почувствовать опору на диафрагму.

Упражнение на ощущение среднего регистра.

Стать прямо, ноги слегка расставлены, положение тела «на колок», ладонь левой руки положить на темя, ладонь правой руки на верхнюю часть грудной клетки. Произносить звукосочетания «МА, MA, MA, МА, МА»,  посылая звук вперёд, как бы бросая мяч в стенку. Постараться ощутить вибрацию звука во всех резонаторах – как в нижних, так и в верхних. Одновременное участие нижнего и верхнего регистров даёт среднее звучание, так называемый «средний регистр».

4. Выполнить упражнение 1 в нижнем регистре, произнося сочетания: БА – БА – БА; БА – БА – БА; БА – БА – БА.

Сразу же после этого упражнения перейти к третьему, произнося в среднем регистре сочетания: МА – МА – МА; МА – МА – МА; МА – МА – МА, а затем уже ко второму, произнося сочетания: МИ – МИ – МИ; МИ – МИ – МИ; МИ – МИ – МИ.

При этом как бы ударяем мячом об пол, о стену, об потолок; то же самое выполнить в обратном порядке, посылая звук вверх, вперёд, вниз: МИ – МИ – МИ… МА – МА – МА… БА – БА – БА.

5. Выполнить то же упражнение со звукосочетанием: ДА, ДА, ДА, ДА, ДА; ДА – ДА – ДА, ДА – ДА – ДА, ДА – ДА – ДА  в нижнем, среднем, верхнем регистрах и обратно.

6. Выполнить то же упражнение со звукосочетаниями: ОН, ОН, ОН; ОМ, ОМ, ОМ;  с использованием слов: ЛИМОН, ЛИМОН, ЛИМОН; СОН, СОМ; МИМОЗА, МИМОЗА, МИМОЗА  в нижнем, среднем, верхнем регистрах и обратно. Следить, чтобы вибрация звука ощущалась в резонаторах и соответствовала тренируемому регистру.

– ДА – ДА; ОН; ОМ;  слов: ЛИМОН, МИМОЗА.

7. Выполнить все указанные выше упражнения, повышая голос речитативом, как бы шагая по «ступенькам» вначале вверх, а затем вниз. При этом используется интонация запятой при перечислении, когда голос повышается и понижается равномерно.

Слоговые упражнения с сонорными согласными помогают оформить звук, установить верное его направление, удобное, свободное, полётное звучание.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!