По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 8-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

 

Общая характеристика учебного предмета

Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

       Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).

Цель программы:

Задачи художественного развития учащихся в 8 классе

Год обучения (8 класс)

       Учащиеся должны знать:

· как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

· особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

· основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

· конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

· моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

· работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

· конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

· использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

· владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

· создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

· создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

· работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

· использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

· использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.

 

дополнительные пособия для учителя:

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

 – Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

 

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 8 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

 Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

 

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

 

Для изучения раздела программы «Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»-8ч.

Для изучения раздела программы «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.»-8ч.

Для изучения раздела программы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека» - 10ч.

Для изучения раздела программы «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»- 9ч.

 

Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе

По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство

№ п/п Тема урока Задачи урока Примечание Кол-во уроков Домашнее задание
1-2 Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля  Добиваться простоты и выразительности   2 Гармонично сбалансировать композиции из трех – пяти прямоугольников
3 Прямые линии и организация пространства. Учить с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости Выполнение коллажно - графических работ с разными видами композиций 1    
4 Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст. Создание композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах. 1  
5 Буква – строка- текст. Искусство шрифта. Познакомить с различными шрифтами Выполнение упражнений 1 Создание композиции с буквами
6-7 Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Познакомит с историей развития плаката , показать важность агитационной деятельности Выполнение макета плаката 2  
8 Многообразие форм полиграфического дизайна Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и худ. оформление книги Изготовления макета книги 1  

ІІ четверть

9 Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа Баланс объемов между собой и с полем макета 1 Выполнение плоскостной композиции                        
10 Архитектура -композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях Построение трех уровней рельефа 1 Прочтения линии проекции объекта
11 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля. Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции . Формирование навыков моделирования сложных , объемных композиций , используя необходимые средства . Создания макета дома. 1  
12 Важнейшие архитекиурные элементы здания. Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций. Создание зарисовки архитектурных элементов здания. 1  
13-14 Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Создание тематической инсталляции 2  
15 Роль и значение материала в конструкции. Дать понятия что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами Построение формы исходя из материала, его фактуры и свойства. 1  
16 Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности Цветовое решение макетной объемно- пространственной композиции    

ІІІ четверть

17-18 Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого. Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни. Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания. 2  
19-20 Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры Дать понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки. Зарисовка «архитектура будущего» 2  
21 Живое пространство города. Город микрорайон, улица. Познакомить с исторической формы планировки городской среды и их связь с образом жизни. дать понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др. Макетно - рельефное моделирование фрагмента города 1  
22 Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Дать понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектуры. Эскизный макет витрины магазина. 1 подобрать иллюстрации по данной теме.
23 Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Познакомить детей с интерьером различных общественных мест . Мебель и архитектура : гармония контраст. Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура в техники аппликации. 1 Выполнить эскиз проект мебельного гарнитура
24 Природа и архитектура. Организация архитектурно -ландшафтного пространства Дать понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой . обучить технологии макетирования путем введения бумагопластики различных материалов и фактур Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды, использовать имитирующие фактур. 1  
25-26 Ты –архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Учить конструировать объемно-пространствнной композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты Коллективная работа создания сложной пространственной композиции с использованием различных фактур и материалов. 2 Подбор зрительного ряда

ІV четверть

27 Мой дом – мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома Учить фантазировать и воплотить в архитектурно-дизайнерских проектах. Выполнить технический рисунок частного дома 1 Подбор иллюстраций современных строений
28 Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно - пространственной среды жилища. Познакомить с дизайн интерьером .Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Учить создавать схемы, проекты. Выполнение эскизного рисунка с использованием коллажа проекта пространственного воплощения плана своей комнаты 1  
29 Дизайн и архитектура моего сада. Учить моделировать сад, используя малые архитектурные формы. Учить соотносить здания и растения Макетирования фрагмента сада из природного материала 1 Создания композиции из цветов по группам
30 Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды Ознакомить с технологией создания одежды. Дать понятия законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Создание своего собственного проекта вечернего платья, костюма рисунок или коллаж. 1 Специфика эскиза модных коллекций одежды- создания рисунка- копии.
31 Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Учить создавать костюм что бы выражал личностные качества человека, подбор цветовой гаммы. Дать понятия стилей. Проектный рисунок одного из комплектов костюма 1 Создание словесного списка перечня всех элементов гардероба с небольшими зарисовками.
32-33 Грим, визажистика и прическа в практике дизайна Ознакомить с искусством грима и прически . Обучить азбуки визажистики и парикмахерского стилизма. Упражнение в нанесении макияжу и создания прически на натуре ( по парно) 2 Рисование прически и макияжа на фотографии
34 Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна Дать понятия имидж дизайн как сфера деятельности, объединяющие аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику и т.д., определяющей форму поведения в обществе. Коллективное задание по группам создания имиджмейкерского сценария проекта. Соревновательно–игровой показ проектов. 1 Принести атрибуты
35 Моделируя себя - моделируешь мир. Обобщить знания , полученные на урок .Проконтролировать владение учащимися терминологией и средствами композиции в создании коллективной работы Урок викторина 1  

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!