Представление загробного мира в верованиях древних славян



Происхождение славян

Славяне –  одна из самых больших этнических общин в Европе, о природе происхождения которой ходят многочисленные мифы.
Существует несколько теорий происхождения славян, согласно которым одни историки относят их к постоянно проживающему на территории Европы племени, другие к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, есть и множество других теорий. Рассмотрим их последовательно:

Наиболее популярной является теория об арийском происхождении славян. Суть данной теории заключалась в следующем: славяне – это индоевропейский народ, перекочевавший в Европу в ходе Великого переселения народов, и входивший в некую древнюю «германо-славянскую» общность. Но в результате различных факторов, отколовшийся от цивилизации германцев и оказавшись на границе с дикими восточными народами, и став отрезанным от передовой на то время римской цивилизации, он настолько отстал в своем развитии, что пути их развития кардинально разошлись.


Вторая популярная теория имеет более европейский характер, да и она намного старше норманнской. Согласно его теории, славяне не отличались от других европейских племен. Теория пользовалась в Европе достаточной популярностью, и идея о происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа очень нравилась историкам того времени.

Первые верования

До принятия на Руси христианства в 988 году, древние славяне, как и большинство народов Европы исповедовали язычество. Вера в богов, духов и существование других миров оказывало большое влияние на быт, культуру и традиции наших предков.

Язычество – христианский теологический термин для общего обозначения всех верований, кроме христианства, ислама и иудаизма. Язычество – очень широкое понятие, охватывающее как примитивные религиозные представления древних народов (аниматизм, анимизм, культ предков, магию, тотемизм и др.), так и развитые политеистические системы культурных народов древнего мира: египтян, шумеров, греков, римлян, кельтов, скандинавов, славян и т.д. Поскольку религия славян сочетала в себе как архаичные элементы примитивных верований, так и представления о множестве богов, то использование данного термина по отношению к ней адекватно.

Стоит отметить, что славяне обычно не возводили храмовых построек. Вместо храмов, язычники создавали святилища с идолом под открытым небом. Каждое племя имело свое святилище, где можно было установить связь с богами и духами посредством ритуальных костров и жертвоприношений зерна или животных.

Также у славян имели довольно широкое распространение тотемистические верования. Характерные тотемные звери славян – лось, медведь и кабан. С течением времени восхваление животных-предков приняло форму почитания священного животного того или иного божества. У славян так же были широко распространены растительные тотемы. Наиболее часто ими становились дубы, березы, вербы. Деревья широко почитались в языческие времена не только как предки, но и как священные предметы. Подтверждением этого может служить почитание священных рощ или же отдельно стоящих деревьев, у которых проводились определенные ритуалы.

Боги и богини

В религии древних славян было не так много персонифицированных богов, причем разные племена чтили как "общих" божеств, так и 2-3 своих.

Основные сведения о пантеоне богов восточных славян мы узнаём благодаря религиозной реформе князя Владимира конца Х века. Пришедший к власти князь понимал, что для создания единого государства необходима единая вера. Он сформировал, так называемый «пантеон семи богов», где языческие божества были расставлены в порядке их старшинства.

1. Верховным божеством в пантеоне восточных славян считается Перун. Он однозначно истолковывается как бог грозы, культ которого восходил к древнейшему культу Громовержца в индоевропейской мифологии, связанного с военной функцией. Потому и Перун считается у славян покровителем военной княжеской дружины и самого князя. Возможно, именно потому с усилением у восточных славян княжеской власти Перун оказался во главе пантеона.
Перуна представляли в виде немолодого мужа с усами и бородой: по древнерусскому летописному описанию, голова его деревянного идола была серебряной, а усы -- золотыми. Как покровитель воинов, он был вооружен. Перун мечет в противников камни, боевые топоры и громовые стрелы. Также он защищает Явь от существ из Нави, изгоняя их молниями и огнем обратно в другой мир.

2. Велес - один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами. В качестве «скотьего бога» он заведовал небесными, мифическими стадами, а потом ему было приписано покровительство и охрана земных стад. Также ему было придано значение бога, помогающего трудам земледельцев. Так как скот всегда считался богатством семьи, то Велес был и богом богатства.
Велес всегда открыто противопоставлялся Перуну, и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни.

3. Единственное женское божество древнерусского пантеона это Мокошь, она представлялась в виде женщины с распущенными волосами, большой головой и длинными руками, прядущей по ночам в избе. Мокошь покровительствует специфическим женским работам, преимущественно прядению, ткачеству, домашним делам. Традиционно Мокошь связана со всем нижним, левым, темным, с дождем, ночью, плодородием. В старинных памятниках она сближается с Гекатой - богиней мрака, ночных видений, чародейства, связанной с миром мертвых. Мокошь соотносилась с днями недели, носящими женские имена.

?. Бог Сварог не представлен среди идолов Владимирова пантеона и, следовательно, не входит в перечень «семи богов». Однако исследователи все же считают его божеством высшего уровня. В одном из отрывков византийского автора говорится, что после Сварога царствовал Дажьбог, его сын. Это свидетельство дало основание выделять периоды главенства Сварога и Дажьбога в истории славянской мифологии.
Сварог считался верховным владыкой Вселенной, родоначальником прочих светлых богов. От него родились боги солнца, молнии, облаков, ветров, огня и вод. Сварог, как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Его постоянный атрибут - огонь, зажигаемый в ритуальных целях, называемый сварожичем.

4. Его сын - Дажьбог - бог солнца и его олицетворение. Люди верили, что он покровительствует свадьбам. Он считался покровителем всего русского народа. В качестве помощника Дажьбога упоминался соловей, который приносил богу ключи, чтобы тот запирал зиму и отпирал лето. С образом Даждьбога также связан лев, божество часто изображали в колеснице запряженной львами, так же считалось, что сам бог способен обращаться в этого зверя. Помимо льва, с образом Даждьбога связаны конь и утка. Внешне Даждьбог выглядел как мужчина средних лет с синими глазами и длинными золотистыми волосами. Даждьбог - бог-защитник, он вооружен огненным щитом, который способен отразить любое оружие.

5. В древнерусских источниках Дажьбог упоминается вместе с Стрибогом, богом ветра. Внешне Стрибог выглядит как высокий худой старец с крыльями. Волосы и борода у него седые, бог имеет черные глаза и брови.

6. В славянской мифологии был еще один бог солнца и солнечного диска - Хорс. Его представляли в виде всадника, скачущего по небу. По всей вероятности, в этом образе славяне сохранили следы почитания какого-то очень древнего божества. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой Xорс связан не с солнцем, а с месяцем.

7. Так же во Владимирском.пантеоне присутствовал бог - Семаргл. Функции этого божества неясны, может быть связь с сакральным числом семь. По мнению большинства учёных, Семаргл - вестник между небесным и земным мирами, ведающий огнем. Возможно, он был божеством низшего разряда и охранял семена и посевы. Он бы единственным зооморфным существом пантеона - его представляли в образе священного крылатого пса.

Добрые и злые духи

Все природные пространства у славян имели мифических хозяев. В лесу хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной и русалки, в болоте — болотник, в поле — полевой. Обжитое человеком пространство также было заселено духами. В доме тайно жил домовой, в бане — банник, в овине — овинник. А если в доме появлялась кикимора, то его обитатели ждали беды.

Леший. Хозяином леса славяне считали лешего. Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Правда, он, как правило, не губил людей, а наказывал их за нарушение обычаев и неправильное поведение в лесу. Леший представлялся в виде косматого старика, иногда даже обросшего корой. У него могут быть рога и козлиные ноги. Он меняет рост в зависимости от окружения: идет по лесу — вровень с деревьями, идет по лугу — вровень с травой. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Леший часто появляется в сопровождении волков, перегоняет с места на место лесное зверье и птиц, стережет лес от охотников.


Леший

Водяной. Царь земных вод и рек водяной обитает, по поверьям славян, в «черной воде», в речных омутах. Водяной обликом похож на лешего: лохматый, покрытый тиной старик с большим брюхом, длинной бородой и зелеными волосами, весь покрытый грязью и тиной. Вера в водяного была порождена языческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать свой век в воде.


Русалка. Резьба по дереву. XIX в.

Водяной почти всегда враждебен людям. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта. Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. Считалось, что водяной расположен к тому, кто уважает его и приносит в жертву животных и плоды. В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники.

Русалки. Водяному служат русалки, происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти или утащить его в воду.


Домовой

Домовой. В каждом доме, по поверьям славян, живет невидимый дух — домовой. Он покровительствует хозяйству, защищает дом и, как правило, не делает зла хозяевам. Зимой он живет в доме близ печки, а летом, если в хозяйстве есть лошади, помещается на конюшне. Домовой «скотину водит», он любит лошадей, холит их и кормит, заплетает им хвост и гриву в косички. Но если домовой невзлюбит скотину, то может ее замучить. Если домовой рассердится на хозяев, то он может ночью ущипнуть человека до синяков, может и напроказить — напугать, спрятать что-нибудь в доме.

У славян к домовому было двойственное отношение. Его считали «своим», уважали и ублажали, но в то же время и побаивались.

Обычаи и обряды

Ритуальную составляющую славянского язычества было бы уместно разделить на две сферы. Первая из них – это ритуалы общинного, народного значения, к которым относятся календарные праздники, связанные с аграрным культом, и праздники в честь богов. Вторая – это ритуалы и обряды индивидуально-семейного значения, такие как свадьба, «родильный» обряд, похорон. Иначе их можно назвать обрядами перехода. Обряды перехода – обряды, отмечающие важнейшие вехи в жизни человека, смену его социального статуса. Такие обряды разделяются на два подвида: «крайние» (родильный и похоронный обряд, соответственно вхождение и выход из жизненного цикла) и «срединные» (свадебный об

ряд, различные инициации и посвящения).

 Мужчине-язычнику, не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить. Также любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них. Знакомясь, древние славяне обязательно должны были упомянуть чей он сын, внук и правнук, без этого люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что то скрывает.

Начиная работу, молились на восход солнца и выпивали поставленную хозяином «заручную».

Дома у древних славян

Место под постройку выбирали очень тщательно, от этого зависело, будет ли в доме удача, счастье и достаток. Плохим считалось место, где раньше стояла баня, был похоронен самоубийца, где горел дом и т.д. На приглянувшемся месте ставили на ночь под открытым небом воду в каком-либо сосуде. Если к утру она сохраняла чистоту и прозрачность, то это считали хорошим знаком.

Переезд в новый дом совершали ночью, в полнолунье. Он сопровождался различными обрядами. Хозяева обычно несли с собой петуха, кошку, икону и хлеб–соль; нередко – горшок каши, угли из старой печи, мусор из прежнего дома и т.д. . В передний, «святой» угол клали три вещи: деньги (монету) – «для богатства», ладан – «для святости», овечью шерсть – «для тепла».

Если дом был защитой, убежищем, то ворота являлись символом границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром. Они считались опасным местом, где обитает всякая нечистая сила. На ворота вешали образа, а утром, выйдя из дома, молились сначала на церковь, потом на солнышко, а затем на ворота и на все четыре стороны.
Родильный и свадебный обряды славян реконструированы на основе летописных записей и этнографического материала.
Обрядовый комплекс, связанный с рождением ребенка, происходит в несколько этапов и имеет, отчасти, не только семейный, но и общинный характер. Прежде всего, повитуха подготавливает будущую мать к родам, что сопровождается определенным набором ритуальных действий, вроде переступания через веревку. Иногда в таких ритуалах участвует и отец ребенка. После родов, которые принимали не в доме, а в другом помещении (зачастую, в бане), производят ритуал принятия нового члена общины. Таковым обычно является омовение, т.е. ритуальное очищение ребенка, а также его матери и повитухи.
Свадебный обряд происходит в три этапа, в каждом из которых повторяются одинаковые ритуальные действия, которые постепенно развиваются и усложняются. Эти основные этапы:
1) сватанье;
2) помолвка;
3) сама свадьба.
Всем трем этапам свадьбы присущ мотив похищения невесты женихом, внесения выкупа за невесту. В комплексе свадебных ритуалов также имеют место ритуалы очищения, связанные с древними культами воды и огня и отражающие представление об очистительных свойствах стихий. (см. Свадебные обычаи древних славян) Свадьба состояла из поклонения Ладе, Триглаву и Роду, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева по обыкновению вокруг берёзы), призывая в свидетели богов и берегинь того места, где происходил обряд. На пиру молодожены не пили, им было запрещено, считалось что от любви пьяны будут. Первую ночь проходила на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

Погребальный обряд.Практически все захоронения языческой эпохи проводились по обряду кремации (трупосожжения). Вероятно, это было обусловлено характером верований славян в душу и ее загробное существование. Ритуал ингумации (трупоположения) пришел на смену кремации только с окончательным введением христианства на Руси. Вторым способом хоронили так называемых «заложных» покойников — умерших подозрительной, нечистой смертью. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела подальше в болото или овраг, после чего это тело заваливали сверху ветками. Обряд выполнялся именно в такой форме, чтобы не осквернять землю и воду «нечистым» покойником.
Древние могильники славян были коллективными. Урны с прахом умерших закапывали в землю в пределах погребального комплекса племени, своеобразного кладбища. Иногда вместе с урной хоронили какие-то вещи умершего. Более поздние захоронения осуществлялись в виде круглых (Полесье, Поднестровье) или длинных (бассейн озер Ильмень и Псковское) курганов. Курганные захоронения в большинстве своем коллективные. Индивидуальные захоронения распространяются в Х – ХІ вв. (например, на территории Черниговского княжества).

Представление загробного мира в верованиях древних славян

Представления о жизни души человека после смерти его физического тела у славян довольно разнообразны. Прежде всего, бытовало мнение, что человек после насильственной, неестественной смерти или же тот, над кем не был проведен правильный погребальный обряд, становится духом природы, зачастую враждебным людям. К таким духам относятся упыри, лешие, водяные и прочая нечистая сила. Не находят упокоение и души ведьм и колдунов, которые после смерти продолжают причинять вред людям.

Был в представлениях славян и таинственный загробный мир, называемый Ирий, Вырий. В него после смерти попадали души тех, кто был похоронен согласно обычаю, «чистых» покойников. Таких умерших величали «дедами» и верили, что они могут помочь своим потомкам, оставшимся в мире живых. По поверьям славян, жизнь «на том свете» была продолжением земной. (Подробнее см. Погребальный обряд древних славян)


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!