Он – труженик искусства, не баловень его.



Ошибочно думать, что первый обязательно Сальери, второй – Моцарт.

Я уже цитировал строчки Анненского – свидетельство поэта о самом себе. Если Сальери у Пушкина, при всей глубине произносимого над ним суда, все же в музыке – неудачник, Анненского неудачником в поэзии не назовешь. И уж никак не назовешь им Бодлера.

А это ли не труженик поэзии!

 

L'homme a pour payer sa ran(on

Deux champs au tuf profond et riche,

Qu'il faut qu'il remue et defriche

Avec le fer de la raison;

Pour obtenir la moindre rose,

Pour extorquer quelques epis,

Des pleurs sales de son front gris

Sans cesse il faut qu'il les arrose.

L'un est l'Art et 1'autre 1'Amour...

 

Это сопоставление трудного искусства и трудной любви (у Бодлера любви к женщине, у Анненского – материнской, к больным детям), освящает тяжесть труда, но «соленые слезы» и тут не забыты.

Нет, разумеется, никакой возможности с точностью определить границы века золотого и века серебряного.

Всего проще, быть может, считать золотым веком два-три лучших десятилетия жизни «свой век увлекающего гения».

Золотой век русской поэзии прошлого столетия, «первая любовь» России – жизнь и стихи Пушкина.

Благодаря Баратынскому, серебряный век существует одновременно с золотым.

Не таков случай Языкова. Он по свободе и звучности голоса – образчик века золотого, но это образчик второго или третьего сорта.

На Лермонтове золотой век как бы замедляет свое исчезновение.

Историческое десятилетие и столетие, разумеется, не имеют никакого отношения к летоисчислению поэзии.

Ее золотой век для двадцатого столетия – Тютчев и Блок. Не существенно, что между ними – десятилетия. Между Виргилием и Данте – двумя вершинами европейского золо­того века – столетия.

В несравненно более малом масштабе –  России и для ее поэтов, ныне действующих, – Тютчев и Блок – поэты одной стихии. Есть в ней и что-то от Лермонтова, но Лермонтов наполовину – с Пушкиным, с тем давнопрошедшим золотым веком.

Тютчев – весь в двадцатом столетии, и наш современник Блок нисколько Тютчева не устраняет, не заменяет, а только становится рядом с ним. Оба – в сердце всего, что движет современной поэзией.

Блок к тому же дал голос нашей злободневности и был как бы физически ощутимым, страшным и ангельским лицом нашего золотого века.

С исчезновением своего гения время теряет голос, он кажется сдавленным, охрипшим.

Но и в нем та же тема и даже ее как бы подземное углубление.

Хочется верить, что именно это присутствует в современной послеблоковской поэзии и что это послужит рано или поздно ее оправданием.

 

1 Кровь и почва (нем.).

2 Коллективная вина (фр.)


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!