Возможности  автоматизированной  системы  «АИС-Музей»

Информационные   технологии  в  музейной деятельности

__________________________________________________________________

 

В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Процессы, связанные с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Современные музеи широко используют информационные технологии во всех сферах деятельности (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской и др.).

 

Основные направления информатизации музейной деятельности

1.

Учётно-хранительская работа

регистрация новых поступлений в фонды музея
оформление движения музейных предметов
приём на временное хранение и возврат владельцам
исключение музейных предметов из учетной документации
составление топографических описей
ведение различных картотек; проведение сверок

2.

Реставрационная деятельность

ведение картотек сохранности
составление реставрационных паспортов
моделирование утраченных объектов
восстановление поврежденных объектов

3.

Выставочная и экспозиционная работа

моделирование выставочного пространства
подбор экспонатов для выставки
подготовка выставочных каталогов и сопроводительной документации
оснащение мультимедиа-комплексами
проведение виртуальных выставок

4.

Пропаганда музейных коллекций

печать публикаций, сборников, брошюр, каталогов
создание мультимедийных компакт-дисков
создание интернет-ресурсов

 

Создание комплексной информационной системы, обеспечивающей реализацию основных операций в музейной базе данных, организующей и упорядочивающей все процессы подготовки документов, способно дать реальную экономию трудозатрат и привести к созданию сводного каталога музейного собрания.

Информационные системы при работе с коллекциями позволяют избежать многократного дублирования одинаковой информации, искажения информации, сложности внесения изменений, неэффективного поиска. С помощью информационных технологий  музейная информация становится доступна большому количеству пользователей, легко осуществляется межмузейный обмен коллекциями, интеграция. Перечисленные выше недостатки невозможно было устранить в рамках традиционной технологии, сложившейся ещё в конце 19 в. и базирующейся на ручной обработке бумажных документов – книг, журналов, карточек и т.д.


 

Информационные технологии в управлении деятельностью музея

 

Одной из главных целей использования информационных технологий  в музее является совершенствование управления деятельностью музея. Существует два направления управленческой деятельности: управление коллекциями (фондами) и управление программами, адресованными публике.

Выделяют две тенденции, проявившиеся в процессе информатизации деятельности музея:

· информатизация сервисных функций музея, а именно создание и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС) для совершенствования деятельности музея, связанной с решением «внутренних» задач музея (учёт, фондовая работа, реставрация и др.);

· информатизация ресурсных функций музея, т.е. создание и представление в открытом информационном пространстве электронных публикаций (ЭП) о музее, его деятельности и его коллекциях, и организация свободного доступа к информации в этом пространстве, мультимедиа, интеграция в интернет-пространство.

Автоматизированная информационная система (АИС) в современном музее охватывает как административно-хозяйственную, так и основную деятельность, связанную с коллекциями.

Для автоматизации «административно-хозяйственных» задач, которые решаются в таких подразделениях музея, как административные службы, секретариат, бухгалтерия, отдел кадров, складские службы и т.д. специализированные фирмы предлагают весьма широкий выбор типовых программ (например, программные комплексы «1С», «Парус»).

Для автоматизации деятельности, связанной с обработкой данных о коллекциях музея, другими словами АИС основной деятельности музея в работе отечественных музеев используются системы «КАМИС», «НИКА-Музей», «АИС-Музей».

Благодаря АИС в музеях создаются базы данных  музейных коллекций, которые постоянно пополняются и корректируются. Существующие базы данных дают возможность музейным работникам выполнять быстрый поиск музейных предметов по заданным критериям и использовать полученные результаты в соответствии со своими целями (научными, хранительскими, экспозиционными, реставрационными и т.д.). Оформление учётной документации и фиксирование внутримузейного передвижения предметов и их выдача из стен музея также осуществляется с помощью АИС.

Возможности  автоматизированной  системы  «АИС-Музей»

Возможности системы

Ведение государственного учета музейных фондов
Осуществление вспомогательных форм учета поступивших предметов
Подготовка выставок и экспозиций
Проведение научных исследований
Обширный научно-справочный аппарат
Отбор и сортировка записей с помощью запросов
Экспорт/импорт данных любых других баз данных, таблиц, web-ресурсы
Обмен данными с ФГИС «Госкаталог музейного фонда Российской Федерации»
Гарантированное сопровождение системы государственной организацией-разработчиком

Основные функции системы

 

Проведение экспоната по всем ступеням учёта музейных предметов
Ведение электронного каталога предметов
Учет письменных источников по правилам ГАУ
Специальный учет музейных предметов, содержащих драгоценные металлы и камни
Учёт движения музейных предметов
Учет изменения сохранности предмета
Учет сведений о реставрационных работах
Ведение авторских картотек и других справочников
Формирование учетных книг
Составление коллекционных описей
Печать карточек с описаниями предметов
Получение статистической информации по БД
Ведение архива научных исследований музея

Характеристики системы

Минимальные требования к техническому оснащению и программному обеспечению
ПК с процессором не ниже Pentium-II
Оперативная память не менее 128 Мб Видеокарта SVGA (память не менее 2 Мб)
Наличие MSOffice (полные версии MS Access и MS Word)
Операционная система Windows
Возможность работы в сетевом режиме
Физическое расположение БД на сервере музея
Миграция данных в любые другие системы
Гарантированное сопровождение организацией-разработчиком
Подробные инструкции и справочная литература

 

Программный комплекс АИС весьма широко используется на самых различных этапах жизненного цикла выставок и экспозиций в современном музее - с момента создания научной и архитектурно-художественной концепции экспозиции и до ее практической реализации в залах музея.

Подбор и анализ материалов и оформление документации для выставок и экспозиций - важнейший элемент экспозиционно-выставочной деятельности. Уже на предварительном этапе подготовки к экспозиции, подбирая и анализируя коллекционный материал, сотрудник музея может обратиться к информационно-поисковой системе и получить списки тех предметов, которые соответствуют заданным критериям отбора (например, по датировке, по жанру, по событиям и др.). Вместе с тем  экспозиционер имеет возможность подбирать материал, анализируя представленный на экране монитора изобразительный ряд. Вряд ли следует убеждать кого-либо, что такая технология позволяет существенно сократить и упростить последующий этап работы непосредственно с предметами в запаснике.

А как много времени и усилий занимает у музейного сотрудника оформление выставочной документации (особенно при подготовке внешних выставок): всевозможных списков, актов, приказов и прочих документов, регламентированных существующими нормами и инструкциями! Эти функции предусмотрены в стандарте типовых музейных АИС.


 

Использование информационных технологий в реставрации

 

Неоценимую помощь оказывают информационные технологии при реставрационных работах в специальных реставрационных центрах крупных музеев или музейных мастерских. Просматривая   изображения экспонатов, специалисты имеют реальное представление о процессах старения и всех изменениях, происходящих с каждым конкретным памятником, документируя их. Необходимо такое оборудование и при проведении различных исследований, требующих анализа изображений (например, просмотр видеоряда, отражающего состояния предмета на различных стадиях его реставрации, сопоставление рентгенограмм, снимков в инфракрасном излучении и др.). Многие программы позволяют соединить воедино разрозненные фрагменты экспонатов, просканировать красочный или археологический слой и многое другое.

Основные функции информационных технологий при реставрационных работах:

¾ виртуальная реконструкция;

¾ реставрация живописи;

¾ 3D-сканирование;

¾ оцифровка произведений искусства.

 

Виртуальная трехмерная реконструкция – это технология визуализации, применяющаяся при воссоздании отдельных предметов искусства и памятников архитектуры (утраченных либо частично разрушенных объектов). Возможности современных компьютерных программ позволяют создавать как трехмерные модели отдельных сооружений, так и ансамбли целиком. Соединение традиционных знаний с возможностями компьютерных технологий в искусстве реставрации дает возможность осуществления «виртуальных» проектов. В рамках федерального проекта «Актуализация историко-культурного наследия» в 2011 году создана виртуальная трехмерная реконструкция комплекса православных храмов г. Енисейск – старейшего города Средней Сибири. На основе сохранившихся архивных и музейных материалов, имеющейся проектной документации в 2009 г. воссозданы 4 культовых сооружения: Спасский мужской монастырь, Троицкая церковь, Богоявленский и Успенский соборы.

 

Виртуальная трехмерная реконструкция Богоявленского собора              (г. Енисейск)

 


 

 

     
Современное состояние (фото)
 
Восстановленная часть собора (3D-модель

 

 


Основная работа по реставрации живописи на фрагментах заключается в поиске стыкующихся между собой фрагментов. До недавнего времени процесс подбора пар фрагментов производился вручную. Помимо колоссальных временных затрат, недостатком метода ручной подборки является то, что фрагменты постоянно подвергаются механическому воздействию. Возможности информационных технологий в обработке и хранении больших объемов информации об изображениях позволили использовать для стыковки фрагментов не только информацию о контуре фрагментов, но и о распределении цвета по поверхности, векторе мазка (если он имеется), а также результаты проведенных расчетов по стыку фрагментов.

В июне 2001 г. было подписано Соглашение об оказании безвозмездной помощи в восстановлении церкви Успения на Волотовом поле.

Появилась реальная возможность не только извлечь фрески из руин, но и собрать разрозненные фрагменты живописи в композиции. Последнее невероятно осложняется наличием огромного количества фрагментов — 1 710 370, большая часть из которых мелкие (1-2 кв. см) (Штукатурное основание волотовских фресок очень тонкое (1-2 мм), поэтому живопись разбилась на множество мелких фрагментов). Компьютерная технология, разработанная для работы с фресками церкви Успения на Волотовском поле, позволяет выделить из массы небольших фрагментов (средний размер штукатурки с живописью Успенской церкви от 1 до 6 см2) те пары, которые вероятнее всего могут стыковаться друг с другом, при этом хранение изображений в электронном виде позволяет стыковать фрагменты бесконтактно, не разрушая изломы боковых граней.

На сегодняшний день в мастерской художников-реставраторов Научно-реставрационной мастерской «Фреска» в работе находятся более 30 композиций Успенской церкви.

 

В последние годы технология 3D-сканирования находит все более широкое применение при решении самых различных задач в области сохранения культурного наследия. В основе данной технологии лежит бесконтактное определение координат отдельных точек поверхности исходного объекта с помощью высокоточных лазерных дальномеров. В результате сканеры позволяют получить трехмерную электронную модель объекта («виртуальную копию»), которая несет в себе информацию о его размерах и геометрической форме. Полученные таким образом цифровые данные в виде компьютерного файла загружаются в микропроцессор станка с ЧПУ. По команде оператора станок-робот начинает постепенно фрезеровать глыбу камня, в результате чего на свет появляется высокоточная копия исходного объекта. В Государственном музее-заповеднике «Царское Село» была создана мраморная копия бюста «Примавера» из коллекции.

Создание копии проходило в два этапа:

- 3D сканирование «Примаверы» в Санкт-Петербурге и передача 3D модели в Италию, где из глыбы белого каррарского мрамора на станке с ЧПУ была изготовлена точная копия этого памятника.

- окончательная доводка копии в Санкт-Петербурге в реставрационной мастерской «Ресстроя». Весной 2015 г. оригинал «Примаверы» переехал в закрытое помещение и уступил свое место на открытом воздухе копии.

3D-сканирование может быть использовано не только для изготовления копий, но и для воссоздания сильно поврежденных и даже утраченных памятников. Полученная с помощью 3D сканирования электронная модель памятника может быть доработана методами компьютерной графики. Используя старинные фотографии и рисунки скульптуры или изображения близких ей аналогов, можно получить компьютерную реконструкцию, т.е. 3D модель, в которой будут восполнены все имеющиеся утраты или дефекты.

 

 

 

 
Мраморный бюст «Примавера»: слева — фото оригинала, в центре — его 3D-модель, справа — фото копии  

 

 


Следующий этап работы - создание физической модели («материальной копии») реконструируемого памятника из промежуточного материала. Цель создания такой модели состоит в визуальной проверке правильности компьютерной реконструкции.

При изготовлении физической модели из промежуточного синтетического материала могут быть использованы методы так называемого быстрого прототипирования, например, специальные устройства - 3D-принтеры или установки лазерной стереолитографиии. После проверки правильности промежуточной копии и последующей доработки компьютерной модели можно приступать к завершающей стадии работы, когда на станке с ЧПУ реконструируемый памятник создается в виде единой композиции из исторического материала.

В результате в неприкосновенном виде сохраняется (музеефицируется) дошедший до нашего времени оригинал, а посетили музеев и парков получают возможность любоваться целостным реконструированным обликом памятника, который не имеет утрат и иных дефектов.

Таким образом, лазерное сканирование и 3D-моделирование при создании копий предметов искусства даёт следующие преимущества по сравнению с традиционными методами:

- высочайшая точность и достоверность результатов измерений;

- отсутствие контакта с объектом сканирования;

- существенное сокращение времени на создание прототипа;

- возможность многократного создания прототипа в любом масштабе;

- создание сечений и форм для любой детали модели;

- виртуальная реставрация и воссоздание произведений искусства;

- возможность сличения оригинала, вернувшегося после экспозиции вне стен музея, с математической моделью, хранящейся в базе данных музея;

- замена скульптур и монументов, находящихся на открытом воздухе и подверженных вредному влиянию внешних факторов;

- использование 3D-моделей для компьютерной анимации.

 

3D модель с восстановленными элементами  
Фарфоровая скульптура Офелии  
 

 

 

 

Для выполнения множества задач в музейной деятельности  необходимо выполнять оцифровку произведений искусства. Оцифровку можно производить цифровыми камерами, сканерами, специальной техникой для 3D-сканирования. Объектами оцифровки с помощью сканера могут быть слайды, фотопленки, негативы, фотографии, иконы, гравюры, картины, рукописи и т.д.

При помощи цифровых камер могут быть выполнены:

микросъемка фрагментов музейных предметов с использованием бинокулярного микроскоп, таким образом, появляется возможность фиксировать цифровой камерой красочные слои живописи, обеспечивать документирование этапов реставрации;

съемка в инфракрасном диапазоне - помогает при реставрации, экспертизе. Получаемое при этом изображение позволяет определять за счет отличий в химическом составе красителей разных красочных слоев под верхним (видимым) красочным слоем более ранний рисунок, возможно, авторский;

 
Пример протокольной фиксации состояния сохранности живописи 1497 года из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского музея. Цифровое фото. Макросъемка. Фрагмент иконы «Оплакивание»    

 


 
Цифровое фото. Макросъемка в инфракрасных лучах. Выявление состояния сохранности красочного слоя.  

 

 


съемка в ультрафиолетовом диапазоне - позволяет выявить за счет эффекта люминесценции различные вставки или записи участков поверхности красочного слоя.

Масштабные проекты музеев по оцифровке коллекций крупных музеев позволили создать объединенную базу данных (ОБД) «Мемориал». На сегодняшний день ее объем насчитывает порядка 50 миллионов записей и более 40 миллионов страниц документов. Проект «Русская классика», реализуемый Российской государственной и Российской национальной библиотеками, позволил оцифровать  и перевести  в электронный вид книги XIX-XX веков. В электронный вид уже переведено более 1,2 тысяч шедевров из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: японская графика XVI–XX веков, британская и российская гравюра XVIII–XIX веков. Масштабную работу по оцифровке своих фондов проводит Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный Русский музей, Государственный музей «Эрмитаж», считающийся лидером в России в области использования «музейных» цифровых технологий для взаимодействии с посетителями.


 

Применение информационных технологий в пропаганде музейных коллекций

 

Применение  информационных технологий  значительно активизировало издательскую деятельность музеев и ускорило процесс публикации научных  и популярных изданий  на электронных носителях.  Современные электронные публикации создаются с применением технологии мультимедиа. Её основные характеристики - гипертекст и интерактивность. Компоненты - текст, звук, видео, анимация, в статичном (CD-ROM, DVD) и динамичном (интернет-технологии ) виде.

                                                       

Мультимедиа-объекты

 

 

 

Среди СD-RОМ-публикаций о российском и мировом культурном наследии, путеводители по музеям:

«Московский Кремль», «ГМИИ им. А.С. Пушкина», «Государственный Эрмитаж»;

каталоги («Западноевропейский рисунок ХV-ХVII веков из собрания Кунстхалле в Бремене», «Русский портрет. XX век»);

альбомы (например, «Императорские дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга», «Шедевры русской живописи»);

монографии («Из жизни Христа, Евангельский цикл В.Д. Поленова»);

энциклопедии искусства и многое другое.

Электронные публикации, созданные в последние годы, имеют сложную структуру; в них используются современный дизайн и усовершенствованные приемы навигации. Способы представления информации в этих путеводителях весьма многообразны: текст, 2 и 3D представления объектов, вращения, панорамы, анимация, интерактивная графика, видеофрагменты, лекции, музыка, анимация и т.д.

Например, CD «Государственная Третьяковская галерея» - электронный путеводитель по музею, разработан коллективом галереи совместно с Республиканским мультимедиа-центром Министерства образования РФ. Структура диск включает четыре крупных раздела: «История», «Музейное объединение», «Коллекция и Жизнь музея».

Электронные энциклопедии  зарубежного и отечественного классического и современного искусства подробно рассказывают об истории живописи и графики. Они проводят по виртуальным залам музея изобразительного искусства, где пользователь знакомится  с шедеврами разных времен и народов, начиная с наскальных рисунков первобытного человека и заканчивая работами представителей современных течений: инсталляции, хепенинга и пр. Электронная «Энциклопедия изобразительного искусства» содержит исчерпывающую информацию о 18 основных течениях живописи и обо всех ее стилях и школах.

СD-RОМ «Древняя живопись Ярославля» (2003) - пример электронной публикации типа «Научная монография», выполненной на самом современном уровне. В создании этого диска принимали участие специалисты Ярославского государственного университета, Ярославского художественного музея и Ярославского историко-культурного и художественного музея-заповедника, иконописной мастерской «Ковчег», а также партнеры из компании Iconfile Inc.

СD-RОМ «Николай Рерих» - пример электронной публикации о художнике, философе, гуманисте, общественном деятеле Николае Константиновиче Рерихе. Как по содержанию, так и по дизайну и технологическим характеристикам публикация отвечает самым высоким современным требованиям.

СD-RОМ «Античные сюжеты» выпущен Государственным Эрмитажем в серии образовательных электронных изданий. Курс «Античные сюжеты в западноевропейском искусстве ХУ1-ХХ вв.» рассчитан прежде всего на детей среднего школьного возраста (10-13 лет) и знакомит школьников с текстами античных авторов (Гомера, Аполлодора, Ксенофонта, Вергилия, Овидия, Апулея, Лукиана), которыми вдохновлялись художники Западной Европы. Кроме живописи в него включены также произведения прикладного искусства.

Электронные публикации образовательного характера широко используются педагогами в школах, колледжах, высших учебных заведениях при проведении уроков, лекций, семинаров, мероприятий по внеурочной деятельности, дополнительном образовании.

 

Вливание музеев в мировую интернет-среду в начале 2000-х годов позволило создать широкое информационное художественное пространство в сети интернет, позволяя удаленным пользователям быть в курсе жизни музеев, участвовать в их жизни, посещать виртуальные выставки, мероприятия, узнавать о новинках, получать художественное образование и т.д. Наиболее крупные арт-порталы в России:

 Интернет-ресурс Государственного Эрмитажа http://www.hermitagemuseum.org  Помимо стандартных режимов посетителю предоставляется уникальная возможность поиска предметов коллекции по цвету (необходимо задать цвета из спектра и их пропорции и запустить поиск), а также поиск по композиции (с помощью геометрических форм можно образовать цветовые области на виртуальном холсте, чтобы показать примерную организацию визуальных объектов в нужном вам произведении). Другое интересное решение - «Виртуальная академия», содержащая мультимедийные публикации по разделам «Древний мир», «Библейские сюжеты», «Времена рыцарей» и др.

Сайт Государственного Русского музея http://www.rusmuseum.ru/ знакомит в выставками во всех корпусах музея, проводит дистанционные лекции, викторины, виртуальные экскурсии, содержит специальный раздел для детей, интернет-магазин, рассказывает о текущих проектах и т.д. Используется современная система навигации.

На сайте Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/ представлены сведения не только о главном здании, где хранятся основные коллекции, но и о Музее личных коллекций; об Учебном художественном музее им. И.В. Цветаева, размещенном в здании Российского государственного гуманитарного университета, а также о Музее-квартире С.Т. Рихтера. На сайте музея представлена виртуальная демонстрация, созданная на основе уникальной «технологии трехмерной фотографии»: виртуальная прогулка по залам выставки «Италия - Россия, Россия - Италия. От Джотто до Малевича». Посетитель сайта имеет возможность перемещаться по различным выставочным залам музея, управляя своим перемещением с помощью навигационных кнопок «вправо-влево», «приблизиться-удалиться».

Арт-портал «Соловки - ЮНЕСКО On-line» http://www.museum.ru/solovki/ посвящен Соловецкому государственному историко-культурному и природному комплексу, включенному в Список всемирного наследия в декабре 1992 г. На сайте он представлен в окружении других памятников всемирного наследия ЮНЕСКО (Венеция, Иерусалим и др.). В главное меню сайта входят четыре основных раздела: «Соловки», где представлены план Соловецкого Кремля и подборка фотографий; «Параллели», содержащий ссылки на российские и зарубежные памятники-аналоги, отсортированные по типам, например крепости, сады, горы и др.; «ЮНЕСКО», где представлен ряд документов, касающихся памятников всемирного наследия (в том числе их полный список); «Музей», содежащий подробнейшую информацию об истории и природе Соловков, о музейных коллекциях и экскурсионном обслуживании и много других сведений. Одна из важнейших особенностей сайта - демонстрация в режиме on-line видов на Соловецкий Кремль и Спасо-Преображенский собор через две web-камеры.

Использование музеями интернет-технологий не ограничивается сейчас публикацией сайтов. Широкие возможности открывают технологии видеоконференцсвязи, позволяя музеям проводить дистанционные сетевые мероприятия он-лайн для своих зрителей: открытия выставок, встречи с художниками, критиками, искусствоведами, концерты, аукционы, сетевые семинары, дистанционные курсы и др. Кроме широко известного сервиса Skipe, в интернете существует достаточно большое количество социальных сервисов, предоставляя своим клиентам общаться с удаленной аудиторией он-лайн: Webinar.ru; iMind; WebEx; GoToMeeting и др.

Большинство музеев в целях завоевания аудитории и пропаганды искусства имеют свои аккаунты в социальных сетях, где регулярно общаются с аудиторией он-лайн, привлекая на свои дистанционные мероприятия достаточно большое количество зрителей.


 

Использование информационных технологий в организации              и проведении выставок

Для современного музея XXI века характерно смещение акцентов в понимании миссии музея. Если в Х1Х-ХХ столетиях музей рассматривался в первую очередь как храм, в котором собираются и хранятся предметы культурного наследия, то современный музей, ни в коей мере не умаляя своих традиционных функций, обращает лицо к посетителю, стремясь с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие культурных ценностей. Информационные технологии оказывают неоценимую помощь в совершенствовании методов и средств представления коллекций музея посетителям.

Первоначально главную роль в электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея, с его помощью посетитель мог получить краткую справку о коллекции, изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами. Современные экспозиционные аппаратно-программные комплексы отличаются от их прародителей не только более совершенными техническими решениями, но и принципиально –новым  подходом к построению научной концепции экспозиции, к выбору архитектурно-художественных решений, к содержанию, к способам организации и представления информации посетителю.  

Современные аппаратно-программный экспозиционно-выставочный комплекс  представляет собой комплект современных информационно-вычислительных технических средств и компьютерных программ и  включает в себя самые разнообразные технические средства: электронные киоски, плазменные панели, проекторы с экранами различного типа, электронные компьютерные гиды и многое другое.

Информационный сенсорный киоск предоставит информацию о времени работы музея, о текущих и будущих выставках, поможет выбрать экспозицию и забронировать билет;  поможет посетителю сориентироваться в залах и экспонатах музея, предоставляя подробную схему экспозиций и возможность электронного поиска; даст общую информацию об экспозициях, о местонахождении того или иного экспоната, позволит составить индивидуальную программу посещения и распечатать план расположения залов музея и схему маршрута. Установленный непосредственно поблизости от экспозиции или в самом зале, то он может демонстрировать изображения экспонатов и предоставлять подробную информацию о каждом из них, а также об экспонатах, не участвующих в экспозиции, но имеющих отношение к тематике выставки.

Информационный сенсорный киоск

 


Государственный Эрмитаж - один из первых музеев, где в содружестве с компанией IВМ был выполнен в соответствии с общим дизайном интерьера музея и установлен сенсорный информационный киоск. Серьезное внимание уделяется в Эрмитаже  и электронным экспозициям, сопровождающим временные выставки. В Александровском зале Эрмитажа, где выставлялась картина Яна ван Эйка «Благовещение» из собрания Национальной художественной галереи в Вашингтоне (США), были установлены два киоска и видеопроекционная система, с помощью которых посетители могли ознакомиться с историческими материалами о картине и биографией художника.

Электронная экспозиция Государственного Русского музея включает три раздела: «Информация о музее»; «Дворцы музея»; «Шедевры музея», в них содержится информация о расписании работы музея, стоимости билетов, подробным календарем событий Русского музея на текущий год. Информацию о наиболее известных произведениях, выставленные в музее, посетитель может увидеть и узнать, прикасаясь пальцем к экрану сенсорного киоска.

В Государственном Русском музее успешно функционирует специализированное подразделение, занимающееся разработкой электронных экспозиционных и выставочных проектов, один из которых - проект организации центров «Русский музей: виртуальный филиал» в различных регионах России. Такие центры создаются в Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Петрозаводске, Калининграде, Мурманске, Перми, Твери, Екатеринбурге и других городах на базе музеев и университетов.

Электронная плазменная панель позволяет эффектно демонстрировать большой аудитории музейные презентации разнообразного рода (презентации о музее, об отдельных коллекциях, о выставках, образовательные видеофильмы и многое другое).

 

Плазменные панели, установленные в музейном зале


Мультимедиа-проектор, соединенный с проекционным экраном, помогает не только просматривать мультимедиа-презентацию на сенсорном киоске, но и выводить ее на плазменную панель или через проектор на экран большего размера. Такой комплекс может быть установлен, например, в фойе музея или в специальном зале.

Интерактивная витрина (интерактивная инсталляция, интерактивная стена) – это видеоэкраны, в том числе проекционные, которые могут взаимодействовать с человеком. Интерактивные витрины могут реализовываться по двум технологиям: бесконтактного сенсора (кинект витрины) и мультитач (сенсорные витрины). Мультитач витрины управляются при помощи касаний, кинект витрины управляются движениями. Для каждого из вариантов  разработано более десятка уникальных приложений, которые можно настроить и изменить с учетом особенностей конкретного музея. потребностям.

Интерактивная стена в музейном пространстве

 

 


 

 

Дополненная реальность – это технология наложения виртуальной информации на реальный мир. Основной принцип работы: совмещение на экране реального текущего изображения и виртуальной информации, имеющей непосредственное отношение к видимым объектам.

Дополненная реальность является незаменимым помощником в презентации сложных проектов и конструкций. Посетители лично взаимодействуют с виртуальными персонажами или объектами, поэтому данная технология собирает множество положительных отзывов посетителей.

Интерактивный стол – это мультимедийная поверхность, которая управляется при помощи касаний. Пользоваться им могут сразу несколько человек, а широкие возможности программных продуктов позволяют создать неповторимый исторический контент: максимально информативный, в то же время легкий для восприятия. Такой формат представления исторической информации позволяет вызвать настоящий интерес у всех посетителей музея.

Интерактивный стол для посетителей музея


Электронные гиды все более широко используются в сфере экскурсионного обслуживания посетителей музеев. Наушники с плеером, выдаваемые на входе посетителям, уходят в невозвратное прошлое. На смену им приходят электронные аудио- и видеогиды; о некоторых из них речь пойдет ниже.

Современные цифровые аудиосистемы для посетителей имеют возможность настройки на индивидуальные особенности посетителя или группы (по языку, возрасту, образовательному уровню, интересам конкретного посетителя и др.), они могут работать как под руководством экскурсовода, так и без его участия.

Французская компания «OPHRYS systems» выпускает современные аудиогиды, которые позволяют воспроизводить звуковой комментарий по конкретному экспонату путем нажатия одной кнопки, получать дополнительный комментарий, рассчитанный на детей, взрослых, специалистов; синхронизировать воспроизводимый через аудиогид текст одновременно с изображением (статическим или движущимся) на мониторе или информационном киоске.

Система для информационных аудиокиосков той же компании воспроизводит экскурсионный комментарий для посетителя сразу после поднесения электронного ключа в виде электронной карточки. Аудиогид со встроенным электронным ключом может быть также использован в качестве электронного входного билета в музеи и на выставки.

 
Музейный экспонат, оснащенный QR-кодом

 


Мобильное приложение для смартфонов izi.TRAVEL умеет по QR-коду распознавать объект и открывать его страницу. Достаточно выбрать режим сканирования и навести камеру смартфона на QR-код. Для каждого из объектов аудиогидов (Музей, Тур, Коллекция, Экспонат, Достопримечательность) система создает уникальный QR-код. Как правило, их используют в рекламных материалах музеев и туров, или в составе номерков экспонатов, у которых есть аудиоистории.

Любопытный проект экскурсионного обслуживания с помощью компьютерного гида Lifeplus создается при финансовой поддержке Европейского союза. В рюкзаке, который турист надевает на спину, помещается переносной персональный компьютер; дисплей с камерой закрепляется на голове. Специальное программное обеспечение в режиме реального времени рассчитывает местоположение туриста и «накладывает» на реальную картину виртуальные элементы (например, посетив Помпеи, можно увидеть античных людей, занимающихся своими повседневными делами).

Среди новых концепций мультимедийных экспозиций - мультимедийный продукт, который сам становится экспонатом. Таким образом достигается ситуация равноправия, экспозиционного равновесия материальных и виртуальных объектов. Например:

• музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена);

• чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва);

• наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден);

• форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто).

Порой возникают и такие ситуации, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции и мультимедиа принимает на себя его функции (демонстрация работы доменной печи, молекулярных процессов и др.). По этому принципу на базе автоматизированной информационной музейной системы КАМИС 2000 были созданы электронные музейные экспозиции для разных типов музеев - художественных, исторических, естественно-научных, этнографических и других, в частности «Старая водонапорная башня» в музее горводоканала «Мир воды Санкт-Петербурга», в музее корпорации «Татнефть», «Мифологическое время» в Государственном музее природы и человека в Ханты-Мансийске, в музейном центре «Наследие Чукотки» в Анадыри и др.

 

Электронная билетная система TicketNet внедрена в крупных музеях России – Государственном Эрмитаже, музее-заповеднике «Московский Кремль», Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Бородинском военно-историческом заповеднике, в музее-усадьбе «Ясная поляна». Система предназначена для автоматизации деятельности музея, связанной с обслуживанием посетителей, включая:

¾ планирование,

¾ прием заказов, формирование расписаний, резервирование услуг,

¾ ведение договоров и баланса клиентов,

¾ продажу билетов в кассах,

¾ финансовый, бухгалтерский и организационный учет,

¾ мониторинг и статистический анализ.

 

Схема функционирования электронной билетной системы TicketNet 

 


Российская музейная общественность прекрасно понимает, что музей XXI века сможет нормально функционировать только при условии широкого внедрения современных средств и методов информатики, и сотни российских музеев осваивают их.

Финансирование государственных музеев России в области                                                         информационно-коммуникационных технологий (млн. руб.)

 

Крупные российские музеи оснащены необходимой техникой, мультимедийным оборудованием, имеют возможность задействовать высокопрофессиональных специалистов для реализации проектов, но в провинции зачастую на это нет средств для внедрения инновационных технологий в работу.

 

 
Реализация информационных технологий в музеях РФ

 


В то же время для того, чтобы добиться максимального эффекта от использования информационных технологий в музее, необходимо подготовить персонал, способный эффективно использовать возможности этих технологий. Современный музейщик должен обладать информационной культурой. Без глубоких знаний в области информатики, без навыков работы с компьютерной техникой не может быть полноценного музейного профессионала.

 

Список литературы:

Трошина Т. М.. Интерактивный музей в современном медиапространстве / Т. М. Трошина // Медиакультура новой России : методология, технологии, практики / [Астафьева О. Н. и др.]. - Екатеринбург: Академический Проект, 2007.

Смирнова Т. А. . Цифровые технологии в экспозиционном пространстве музея: современные тенденции и перспективы - 2010 Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея/: Издательский центр Рос. гос. гуманитар. ун-та, 2007.

Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности / А.В. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003

Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. /Л.Я. Ноль// - М. – 2007.

Николай Кононихин Виртуальный музей современного искусства - новая реальность? «Русский журнал», 8 Ноября 1999

Артамонов А. А., Музалевская И. М. Музейные образовательные ресурсы и ресурсы по культуре в Интернет: обзор, типология, особенности, перспективы. //Тезисы доклада на VIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2001» http://www.ruschamber.com/ http://www.tretyakovgallery.ru/ http://www.rusmuseum.ru/ http://www.hermitagemuseum.org/ http://moskva.kotoroy.net/ http://www.protoart.ru/  

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 2301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!