Византийская Империя - наследница Рима. 15 страница



297. За повреждение малому скоту — пеня две сотни (панас); пеня за красивое (редкое) дикое четвероногое и птицу должен доходить до пятидесяти.

298. За ослов, овец, коз пеня должна быть пять машас; но наказание за убийство собаки или свиньи — одна маша.

299. Жена, сын, раб, ученик и единокровный брат, который совершили провинности, могут пороться веревкой или стволом бамбука.

300. Но по задним частям тела – и никогда по достойным местам *; тот, кто бьет их по-другому, навлекает на себя вину — как при воровстве.

301. Итак, закон о нападениях полностью разъяснен; теперь я разъясню правила для решения о кражах.

302. Пусть царь будет предельно усерден в наказании воров; так как если он наказывает воров, его слава растет и его царство процветает.

303. Тот царь действительно достоин уважения, который обеспечивает безопасность; так как тогда дань непрерывна; безопасность — это жертвенный дар.

304. Царь, который защищает, получает от каждого и всех шестую часть их духовной заслуги; если он не охраняет их — шестую часть их грехов.

305. Что только есть от чтения Вед, жертвоприношений, щедрых даров, почитания — царь получает шестую часть этого, вследствие своей верной защиты.

306. Царь, который защищает живые существа в согласии со священным законом и карает тех, кто достоин телесного наказания, ежедневно приносит жертвоприношение, на котором как бы дарятся сотни тысяч.

307. Царь, который не осуществляет должной охраны и берет свою долю от приплода *, налогов *, пошлин* и повинностей *, ежедневных приношений и пеней, скоро канет в ад.

308. Считается, что царь, который не старается о защите и получает шестую часть производимого, взваливает на себя всю низость своего народа.

309. Знай, что царь, который не радеет о правилах, неверующий и хищник, который не защищает, а пожирает всех, скоро канет в бездну.

310. Пусть тщательно сдерживает злонамеренных* тремя способами — заключением, наложением на них цепей и разными телесными наказаниями.

311. Так как наказанием злобных и милостью к честным царь постоянно освящается, как другие мужи* жертвоприношениями.

312. Царь, который хочет своего собственного благополучия, всегда должен быть снисходителен к тяждущимся, детям, престарелым и больным мужам, которые ругают его.

313. Тот, кто, будучи оскорблен страдающим, прощает, будет в награду за это восхищен на небо; но тот, кто из-за царского положения не простит им, тот погрузится в ад.

314. Вор* должен, вбежав, приблизиться к царю с горящими волосами, раскаиваясь в этой краже: "Я сделал это, накажи меня!"

315. Неся на плече палку или дубину из кхадира-дерева, или острый меч в обеих руках, или железный посох.

316. Будет ли он наказан или прощен — вор свободен от кражи; но царь, если он не накажет, берет на себя самого вину вора.

317. Убийца ученого волхва сваливает свою вину на того, кто ест его пищу, неверная жена на своего мужа, ученик или жертвователь — на учителя, вор — на царя.

318. Но люди, которые совершили преступления и были наказаны царем, идут в небеса, очистясь, как те, кто исполняет добродетельные дела.

319. Тот, кто украдет платье или кувшин у источника, или повредит дом, где распределяется вода, должен уплатить одну маша , как пеню, и восстановить до прежнего.

320. На того, кто украдет больше, чем десять кумбхас* зерна — телесное наказание; в других случаях его следует наказать на сумму , в одиннадцать раз большую взятого, и должен оплатить собственность.

321. Также должно налагаться телесное наказание* за кражу более, чем сотни (палас), предметов, продающихся на вес, золота, серебра и так далее, и красивого одеяния.

322. За кражу более пятидесяти (палас) подходяще, чтобы напрочь отрезать руки; но в других случаях пусть наложит пеню одиннадцатикратную стоимости.

323. За похищение людей из знатных родов, особенно женщин и самых драгоценных камней — телесное наказание *.

324. За кражу больших животных, оружия или лекарств пусть царь назначит наказание, после рассмотрения обстоятельств.

325. За коров, принадлежащих волхвам, за протыкание ноздрей яловой коровы* и за кражу скота — он должен немедленно лишиться одной из своих ног.

326. За пряжу, хлопок, дубильные вещества, навоз, черную патоку, простоквашу, сливки, сметану, воду и траву,

 327. Сосуды, сделанные из бамбука или другого тростника, соли разного сорта, глиняную (посуды) , землю и золу,

328. Рыбу, птицу, масло, сливочное масло, мясо, мед и другие продукты, которые производятся животными,

329. Или другие продукты подобного рода, хмельное, вареный рис и каждое блюдо приготовленной пищи — пеня вдвое от стоимости.

330. За цветы, молочное зерно, кустарники, ползучие растения, деревья и обмолоченное зерно — пеня пять кришналас.

331. За необмолоченное зерно , овощи, коренья и фрукты — пеня одна сотня (панас), если не родичи; пятьдесят — если такая связь существует.

332. Преступление, совершающееся в присутствии владельца и с насилием, является грабежом ; если в его отсутствие — кражей; подобным образом, если что - либо не возвращается после взятия.

333. На того мужа, который украдет вышеупомянутое, положенное на виду, пусть царь наложит первую (или низшую) ступень пени; подобным образом на того, кто украдет огонь из комнаты.

334. Каким только членом вор преступает против людей, этого самого члена следует его лишить с тем, чтобы предотвратить дальнейшее.

335. Ни учитель, ни отец, ни друг, ни мать. Ни жена, ни сын, ни домашний жрец не должны быть оставлены царем без наказания, если те не придерживаются своих обязанностей.

336. Где другой обычный обыватель был бы наказан на одну каршапана, царь должен быть наказан на одну тысячу; это утвержденное правило *;

337. В воровстве вина служивого считается восьмисоставной *, барина — шестнадцатисоставной, та же для князя — тридцатидвух составной.

338. Таковая для волхва: шестьдесятичетырехсоставная, или равна стосоставной, или дважды шестидесятичетырехсоставной, знающего природу преступления.

339. Взять кореньев, плодов с дерева, дров для огня и травы для коров — Пра - Муж объявил, что это не будет кражей.

340. Волхв, стремящийся получить собственность от человека, который взял то, что не было ему отдано, либо священнодействующий для него, или учащий его — соучаствует в краже.

341. Дваждырожденный муж, который путешествует , и чьи припасы подошли к концу, не должен наказываться, если возьмет два стебля сахарного тростника, или два корнеплода с поля другого.

342. Тот, кто привязывает непривязанное, или освобождает привязанное, тот, кто берет раба, лошадь или повозку, навлекает на себя вину вора.

343. Царь, который наказывает воров согласно этим правилам, достигнет славы в этом мире и непревосходимого блаженства после.

344. Царь, желающий получить трон Е(н)дрилы (Ярилы, Ндры, (Перуна), (Индры)) и непреходящую вечную славу, не должен даже на мгновение упускать мужа, который совершает насилие *.

345. Тот, кто совершает насилие, должен считаться худшим преступником, чем оскорбитель, вор и драчун.

346. Но царь, прощающий совершение насилия, быстро гибнет и взращивает ненависть.

347. Ни ради дружбы, ни ради величайшего наслаждения не должен царь отпускать совершившего насилие, внушающего ужас всем существам.

348. Дваждырожденные мужи могут браться за оружие, когда препятствуют их обязанностям, когда уничтожаются сословия во времена опасностей *,

349. При самозащите, в битве за дары служащих жрецов, и с тем, чтобы защитить женщин и волхвов; тот, кто убивает по праву, не совершает греха.

350. Можно без колебания убить нападающего убийцу, даже учителя, ребенка, пожилого или волхва, глубоко сведущего в Ведах.

351. Убийством убийцы убивающий не навлекает на себя вины, тайно или явно, в этом случае ярость рождается от ярости.

352. Мужей, которые совершают прелюбодеяния с женами других, царь должен приказать отметить наказаниями, которые вызывают ужас, и после этого изгнать *.

353. Так как прелюбодеянием вызывается смешение сословий среди людей, поэтому это грех, который подрезает даже корни и вызывает крушение всего.

354. Муж, обвинявшийся в прошлом в таких преступлениях, как тайная беседа с женой другого (сговор), должен уплатить первую степень пени.

355. Но муж, не обвинявшийся до этого, сговаривающийся по какому-либо поводу, не навлекает на себя вины, если в этом ничего преступного нет.

356. Тот, кто обращается к жене другого возле источника, вне селения, в лесу или при слиянии рек, должен ответить за прелюбодейные действия (самграхна).

357. Преподнесение подарков, тисканье, касание украшений и одежды, сидение с ней на одной кровати — все это рассматривается как прелюбодейные действия.

358. Если кто неприлично* коснется, или позволит такое по взаимному согласию — это прелюбодейные действия.

359. Муж, не волхв, должен подлежать смерти за прелюбодеяние (самграхана), так как жен всех четырех сословий одинаково следует всегда тщательно охранять.

360. Нищие, певцы, мужи, совершившие обряд посвящения в ведическое жертвоприношение, и ремесленники не подлежат запрету* на разговор с женщинами.

361. Пусть никто из мужчин не беседует с женами других, после того, как ему это было запрещено; но того, кто беседует, презирая запрет, следует наказать на одну суварна.

362. Это правило не применяется к женам актеров и певцов, ни к тем, кто живет у своих собственных жен*, так как такие мужчины посылают своих жен к другим, или, спрятавшись, разрешают им совершать преступное совокупление.

363. Еще тот, кто тайно беседует с такими женщинами, или с рабынями одного хозяина *, и с отшельницами* должен быть приговорен к уплате малой пени.

364. Тот, кто изнасилует не желающую этого девушку, должен немедленно подвергнуться телесному наказанию, если равен сословно.

365. От девушки, добивающейся мужчины высшего сословия, не следует брать какой - либо пени*, но ту, которая соблазняет низшего, пусть принудит жить в заключении, в своем доме *.

366. Низший, который соединится с девушкой высшего сословия, должен понести телесное наказание; тот, кто обращается к девушке равного сословия пусть уплатит свадебную цену, если ее отец желает этого.

367. Но если мужчина, по наглости, насильно прикоснется к девушке, два из его пальцев должны быть немедленно отрезаны, и он должен уплатить пеню шесть сотен (панас).

368. Мужчину, равного сословия , который осквернит девушку по ее желанию, не следует подвергать отрезанию пальцев, но пусть уплатит пеню в две сотни (панас), с тем, чтобы впоследствии не повторилось этого.

369. Девушка, которая развратит девушку, должна быть наказана на две сотни, уплатить двойной ее свадебный выкуп и получить десять батогов.

370. Но женщина, которая развратит девушку, должна немедленно быть обрита, или отрезаны два пальца, и ее следует провезти верхом на осле *.

371. Если жена, гордясь величием своих родичей или превосходством, нарушает долг, в котором она поклялась своему господину, царь должен приказать бросить ее в общедоступном месте на растерзание псам.

372. Пусть прикажет мужчину - преступника сжечь на раскаленной докрасна кровати; подкладывать под него поленья, пока грешник не сгорит.

373. На мужа, уже обвинявшегося, который обвиняется опять в течение года — двойная пеня; точно так же за совокупление с Бродяжкой (Вратья)* и Исчадьем (Чандали)*.

374. Для служивого, вступившего в связь с женщиной дваждырожденного сословия, охраняемой* или неохраняемой: если она была без охраны — он потеряет уд и все имущество; если ее охраняли — все.

375. А барин должен лишиться * всего имущества после годичного заключения; князь должен быть наказан на одну тысячу (панас) и облитием мочой осла.

376. Если барин и князь имели связь с неохраняемой волшебницей, пусть накажут барина на пять сотен, а князя на тысячу.

377. Но даже эти двое, если они насильничали над охраняемой волшебницей, должны быть наказаны как служивые *, или быть сожжены в пламени сухой травы.

378. Волхва, который познает охраняемую волшебницу против ее воли, следует наказать на одну тысячу (панас); но должен будет уплатить пять сотен, если имел связь по ее воле.

379. Обривание предписано для волхва как наказание головой; но другим сословиям положено наказание главой.

380. Пусть никогда не убивает волхва, даже если тот совершил все преступления; пусть отправит его в изгнание, забрав всю его собственность, невредимым.

381. Не известно на земле большего греха, чем убийство волхва; поэтому царь не должен даже в уме помышлять об убийстве волхва.

382. Если барин сблизился с охраняемой девушкой из княжеского сословия, или князь с барышней, они оба заслуживают одинакового наказания, как в случае неохраняемой девушки волшебницы.

383. Волхву следует уплатить одну тысячу, если имел связь с охраняемыми из двух этих сословий; за девушку — служанку пеня в одну тысячу для князя или барина.

384. За неохраняемую княжну пеня пять сотен для барина ; но князь должен быть облит мочой, или такая же пеня.

385. Волхв, за связь с охраняемой княжной, барышней и служанкой должен быть наказан на пять сотен; но с низкорожденной — на тысячу.

386. Тот царь, в чьем городе не живут ни вор, ни прелюбодей, ни клеветник, ни насильник, и не совершается нападений — достигает мира Щекаря (Щакры)*.

387. Преследование этих пяти в своих владениях взращивает царю первостепенную независимость среди равных ему и славу в мире.

388. Жертвователь, который покинет служащего жреца, и служащий жрец, который покинет жертвователя, незапятнанные и способные исполнять обязанности, * должны быть наказаны каждый на сотню (панас).

389. Никто: ни мать, ни отец, ни жена, ни сын не должны быть изгнаны; тот, кто выгонит их, кроме как за вину, ведущую к потере сословия, должен быть наказан царем на шесть сотен.

390. Если дваждырожденные мужи спорят друг с другом касательно обязательности порядков, царь, который желает своего благополучия, не должен решать спор законодательным путем.

391. Оказав им должный почет, ему следует, при волхвах, сначала успокоить их любезностью, а затем указать их обязанности *.

392. Волхв, который не пригласит своего ближайшего соседа и следующего за ним по порядку, (хотя) оба достойны, на праздник, в котором участвуют двенадцать волхвов, подлежит пене в одну маша.

393. Послушник (Щротрия), который не пригласит добродетельного Послушника на праздничные гадательные обряды, пусть уплатит тому двойную стоимость обеда и маша золота (как пеню царю).

394. Слепой муж, урод, калека, муж в полные семьдесят лет и тот, кто чтит дарами Послушника (Щротрия) , не должны назначаться каким - либо царем к уплате налога.

395. Пусть царь всегда относится по доброму к Послушнику (Щротрия), больному и несчастному мужу, ребенку и престарелому, или бедняку, высокорожденному мужу и достойному мужу.

396. Прач должен стирать добросовестно, на гладкой доске Сальмали дерева, он не должен подменять одежды, ни позволять кому-либо носить ее.

397. Вязальщик десяти палас (пряжи) должен вернуть на одну пала больше; тот, кто поступает отлично от этого, должен быть приговорен уплатить пеню, двадцать.

398. Пусть царь возьмет одну двадцатую того, что мужи, хорошо осведомленные об утвержденных пошлинах и обязанностях , а также красоте всех видов товаров, могут назначить как стоимость для каждого продаваемого предмета.

399. Пусть царь отберет всю собственность того, кто из-за жадности вывозит добро, на которое царь имеет исключительное право* или запрещенное.

400. Тот, кто скрывается от таможни, тот, кто покупает или продает в неустановленное время*, или кто делает ложные заявки при перечислении, пусть будет наказан в восемь раз против того, что пытался скрыть.

401. Пусть утвердит покупку и продажу всех рыночных богатств, рассмотрев, откуда пришли, куда они идут, сколько они хранились, доход и расход.

402. Раз в пять дней, или в конце полумесячья, пусть царь публично * устанавливает цены.

403. Все весы и меры должны быть правильно обозначены, и раз в шесть месяцев пусть перепроверяет их.

404. На перевозе за повозку должна быть уплачена одна пана, за ношу — половина пана, за животное и женщину — четверть, и за мужа без груза — одна восьмая.

405. С повозок с сосудами, полными товара, следует уплатить пошлину при перевозе, согласно стоимости добра, пустых сосудов, и за людей без груза какую-нибудь малость.

406. За лодочный перевоз цена должна браться по обстоятельствам; знай, что это вдоль берегов рек; на море не существует установленного.

407. Но женщина, если она беременна на втором или более месяце, подвижник, отшельник из леса и волхв, изучающий Веды, не должны обязываться к уплате провозного.

408. Если что попортится в лодке по вине лодочников, это следует покрыть лодочникам совместно, каждому свою часть.

409. Это решение по жалобе путников — в случае, когда лодочники виновны в небрежности на воде; в случае воли Богов* пени быть не может.

410. Царю следует приказать барину торговать, ссужать деньги, обрабатывать землю или содержать скот, и служивому служить сословиям дваждырожденных.

411. Волхву следует участливо поддерживать как князя, так и барина*, если они стеснены в средствах, используя их труд сообразно сословия каждого*.

412. Но волхв, который по властолюбию, жадности заставляет посвященных дваждырожденных против их воли выполнять работу рабов*, должен быть наказан царем на шесть сотен (панас)*.

413. Но работнику, куплен он или не куплен, * он может приказать выполнить работу слуги; так как тот был создан Самосущим (Сваямбху) быть слугой волхву.

414. Раб, хотя и отпущенный своим барином *, не освобождается от службы *; потому что это у него врожденное, — кто может освободить его от этого?

415. Существуют рабы семи видов: тот, который пленен под знаменами *, тот, кто служит за свою ежедневную пищу, тот, кто рожден в доме *, тот, кто куплен и тот, кто отдан, тот, кто унаследован от предков и тот, кто превращен в раба в виде наказания .

416. Жена, сын и раб — эти трое, считается, не должны иметь собственности; богатство, которое они добудут — тому, кому они принадлежат *.

417. Волхв может свободно* удержать добро раба; так как, поскольку он не может иметь собственности, его хозяин может взять ему принадлежащее.

418. Царь следует старательно заставлять бар и служилых выполнять работу им положенную; так как если эти двое уклонятся от своих обязанностей, они повергнут этот мир в кромешность.

419. Пусть ежедневно следит за ходом своих предпринимательств, вьючными животными и повозками, доходами и расходами, заводами и казной.

420. Царь, который так подходит к завершению всех законных дел, перечисленных выше, устраняет все грехи, достигает высочайшего положения.

Глава IX

1. Сейчас я представлю вечные законы для мужа и жены, которые придерживаются пути долга, соединены ли они или разлучены.

2. День и ночь женщины должны держаться в подчинении их мужчинам *, и, если они сами привяжутся к чувственным наслаждениям, то должны содержаться под их надсмотром.

3. Отец ее защищает в детстве, муж охраняет ее в юности, и ее сыновья защищают ее в преклонном возрасте; женщина никогда не годится для независимости.

4. Не прав тот отец, кто не выдает дочь в должное время; не прав тот муж, который не совокупляется, и не прав сын, который не защищает свою мать, после того, как умрет ее муж.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!