Исторические типы государств и многомерное политическое управление



Древнегреческий философ Платон, поборник египетского кастового государства, полагал, что в обществе обязательно должно быть три сословия: философы-правители, воины и земледельцы с ремесленниками. Сословность (т.е. наследование прав и профессий) существовала как при рабовладении, так и в монархических государствах, и к сегодняшнему дню практически полностью себя изжила. Согласно древним ведическим представлениям кастовость обусловлена возрастным разделением людей и ни в коем случае не могла закрепляться за человеком на всю жизнь и, тем более наследоваться.

Греческий историк Полибий полагал, что общество развивается от одного типа власти к другому: от аристократии (власть лучших) – к олигархии (власть немногих), от олигархии – к демократии (власть народа), от демократии – к монархии (власть одного), от монархии – к тирании (абсолютная власть одного человека), от тирании – к аристократии, и цикл повторяется снова. В поисках лучших способов управления государством древние греки испытали различные пути прихода к власти: наследование, выборы, конкурс, жребий, назначение, награда. Если бы смена типа власти происходила без интриг и крови, то социальная структура общества была бы совершенной, т.е. открытой. Но интрига, положенная в основу управления государством, нередко приводила к кровавым событиям, и существует только потому, что в управлении отсутствуют этические принципы. Поэтому, когда сталкиваются политические интересы, люди ведут себя без учёта каких-либо моральных правил.

Открытость социальной структуры предполагает не только возможность бескровного становления любого типа власти (аристократии, олигархии, демократии, монархии), но и различные способы прихода к ней (выборы, наследование, конкурс и т.д.), предписанные конституцией. Одновременное сосуществование всех типов власти в государстве избавляет общество от их недостатков (поскольку они компенсируются преимуществами различных типов власти), что уничтожает бессмысленный исторический круговорот, делает социальную структуру устойчивой, а её эволюцию управляемой.

На одной из конференций по психологии приводился пример выживания одиннадцати детей, вместе прошедших несколько фашистских лагерей смерти. Старшему из них было двенадцать лет, самой младшей пять лет. Этот интернациональный коллектив лидера как такового не имел, но для каждой ситуации находился свой лидер. Благодаря чёткому распределению ролей ивзаимопомощи дети смогли выжить в условиях, которые вынесли далеко не все взрослые. Этот факт позволяет провести параллель с выживаемостью государства. Как нам представляется, в государстве должны быть независимые друг от друга функционально разделённые центры всех типов власти, и у каждого должна быть своя роль, так как это повышает жизнеспособность общества и может привести к открытости социальной структуры. В принципе, это то, что не сделали греки, но чему положил начало Наполеон, разделивший законодательную, исполнительную и судебную власти на независимые общественные институты (идея разделения власти была высказана ещё в XVIII веке французским социологом Ш. Монтескье). Но главное – не независимость властей друг от друга, а круговая соподчинённость.

Сейчас в мире отчётливо выделился по своей специфической роли ещё один центр власти, так называемая, "четвёртая власть" – средства массовой информации, которые несут политическую (идеологическую) функцию. Страны Запада поступили совершенно правильно, сделав их независимыми от государства (хотя не добились их независимости от капитала). Разделение ролей и функций власти в обществе – гарантия его выживания даже в экстремальных условиях.

Соединив идеи Полибия и Наполеона, можно получить социально открытую систему сосуществования всех пяти типов власти, которые распределены по функциям между существующими структурами общества.

(С помощью таблицы 6 становится наглядно понятным соответствие типов власти общественным структурам, их функциям и способам прихода к власти).

Никто, наверняка, не будет возражать против карающей функции, если она применяется не только к простому народу, но и к представителю власти. Да и самим власть имущим будет намного проще, если политика будет осуществляться по неизменным правилам, ведь невозможно выиграть игру, правила которой постоянно меняются. А в жизни без этических принципов именно так и происходит. Движение истории по кругу, о котором говорил Полибий, происходит потому, что обществу не хватает то законодательной власти (что приводит к демократии), то исполнительной власти (и тогда общество приходит к олигархии), то карающей власти (тогда периоды вседозволенности сменяются тиранией).

Аристократия. Признаки её власти мы можем наблюдать в формировании мнений через средства массовой информации. Допуск к ним лучших представителей общества характеризует власть аристократии. Независимые газеты и телекомпании имеют политические симпатии, а потому всегда партийны. Если мы установим, что ни одно мировоззрение не может быть государственным, то ведущая партия будет доказывать на практике жизненность своей платформы, и все удачные социальные находки могут быть использованы государством в будущем.

Олигархия в данной системе – это элементы президентской власти, которая формирует правительство во главе с премьером. Она распространяется на всю хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность страны, а также на армию. Известно, что власть вообще развращает человека, а абсолютная власть развращает абсолютно. К сожалению, президент, избранный всеобщим голосованием и ставший главнокомандующим армией, имеет все условия для установления диктатуры. Не случайно в своё время Муссолини провозгласил, что избранный всенародно глава государства – превыше закона. Российский народ не из учебников знает о влиянии качеств личности на общество и его историю. Но мы плохо учимся у истории – как на её положительном, так и отрицательном опыте. Ирокезы создали союз племён, во главе которого стоял союзный совет, состоявший из 50 сахемов и имевший двух высших вождей с равными полномочиями и властью. У спартанцев тоже было одновременно два царя. В Древнем Риме во главе государства стояло два консула. И одна из главных причин того, что эта форма правления не смогла сохраниться в истории – это отсутствие в руководстве женщин. Характерные черты мужского начала власти – стремление к преобразованиям и жёсткость, женского же – консерватизм и мягкость. Один человек не сможет сочетать в себе одновременно эти противоположные качества, но мужчина и женщина, разделившие на паритетных началах пост президента страны, такое сочетание качеств имеют. Все мировые примеры успешного правления связаны с активным участием в государственных делах женщин. Поэтому в России должно быть два правителя – мужчина и женщина, подотчётные друг другу, имеющие одинаковые права и обязанности. Правители без участия Государственного Совета назначают на ключевые правительственные посты своих единомышленников. Поскольку обществом должны управлять законы, поэтому указы Правителей и постановления правительства могут носить временный характер и действовать в период их правления. Они будут приобретать статус временного закона после утверждения их Думой, и статус закона после утверждения Референдумом. Такая многоступенчатость предотвратит проникновение в государственные законы и конституцию случайных и вредных для общества законов и позволит каждому из нас принимать участие в законотворчестве.

Монархия. Признаками её власти в стране является введение поста Верховного Арбитра государства, который переходит по наследству. Монарх, хотя и лишён исполнительной и законодательной власти, всегда сможет призвать к ответу и Думу, и Правителей, и Правительство, и Верховный Суд, если в их действиях будет нарушена Конституция или права человека. Монарх, имеющий богатое традициями семейное воспитание и разностороннее образование, носитель этических традиций, символ нации и государства, всегда будет на страже законности в России. В его функции будет входить: роспуск Думы, когда он будет не в состоянии преодолеть внутренние противоречия; объявление импичмента Правителям и Правительству при потере ими контроля над ситуацией; объявление о перевыборах Думы, Правителей и созыве Референдума. Благодаря ему будет невозможна подмена одной власти другой и вообще любая узурпация власти. Монарх – это хранитель национальных моральных традиций, всегда стоящий на страже стабильности в государстве и опирающийся на Старейшинат.

Тип власти по Полибию Функция Социальный институт Способ прихода к власти
Аристократия Идеологическая Партия, средства информации Конкурс

Олигархия

 

 

Оперативная Два правителя Конкурс, выборы
Исполнительная Правительство Назначение
Монархия Охранная Верховный арбитр Наследование

Демократия

 

 

Законодательная Дума Конкурс, выборы, жребий, награда
    Референдум Все по праву

Тирания

 

 

Судебная Верховный суд Конкурс, выборы, жребий, награда
Оценивающая Старейшинат Автоматическое вхождение

Таблица 6. Социально открытая система организации и развития общества.

Демократия. Её проявление связано с законодательной функцией, т.е. с парламентом (Думой) и Референдумом (всеобщим голосованием за апробированный обществом закон).

Для того, чтобы Референдум действительно отражал мнение народа, нужно предлагать людям выбирать не только ту или иную кандидатуру или голосовать за готовое предложение, но и самим иметь действительную возможность вносить свои предложения, замечания и кандидатуры в бюллетень.

Бывший Верховный Совет, а теперь и Дума, порой подменяли функции Президента. Принимая нелепые законы о налогообложении, которые разваливали экономику страны, члены этого совета скрывались за коллективной ответственностью. Поэтому право издавать указы и постановления нужно оставить только Правителям и Правительству, несущим персональную ответственность за положение в государстве, в руках которых находится оперативное управление страной. Необходимо ликвидировать коллективную ответственность законодательного органа, которая в действительности оказывается полнейшей безответственностью, и принять закон, по которому каждый член Думы персонально отвечает за свой шаг, получая штраф в случае поддержки неудачного закона или вознаграждение за удачный закон.

Поскольку мы стремимся, чтобы обществом управляли этические принципы, а не должностные лица, то независимо от воли новых Правителей предыдущая программа должна быть выполнена. Обычно каждая новая политическая программа стремится подавить конкурентов, в то время как должны иметь право на существование все когда-либо действовавшие положительные программы. Ведь из них сотканы прошлые и будущие события. Мы не можем отказываться от сегодняшней программы реформ, давшей свободу предпринимательству и торговле. Сосуществование программ способствует совершенствованию таких моральных принципов, как терпимость, уважение, сотрудничество, а с другой стороны, делает жизнь общества разнообразной и полной. Для реализации этого необходимо, чтобы новые Правители России, назначая своё правительство, частично оставляли прежнее, которое продолжало бы работать над осуществлением своих незаконченных программ.

Тирания. Приемлемым признаком её власти является право наказывать или награждать. Судебной властью наделяется Верховный Суд, а оценивающей – Старейшинат. Кроме права присуждения наград, ему необходимо также вменить право утверждать или отменять указы, постановления, решения правителей и правительства после окончания срока их действия. По результатам управления политических и государственных деятелей он выносит им поощрения или наказания (определяя меру вознаграждения или передавая дело в Верховный суд); призывает к ответственности исполнительные органы власти, если ухудшилось благосостояние народа или нарушены права человека. Старейшинат должен состоять из двух палат, в одну из них входят мужчины, в другую – женщины. За свои действия он отвечает перед Верховным Арбитром. Старейшинат несёт ответственность за поддержанный им или не поддержанный указ.

Сложившаяся практика выборов не гарантирует прихода к власти достойных государственных мужей, поскольку в предвыборной борьбе ныне побеждают не те, кто достоин, а те, кто имеет связи или деньги. Неудивительно поэтому, что в органах общественного управления оказывается множество непригодных к политике людей. Когда эти люди получат реальную власть, они будут вынуждены отрабатывать вложенные в них деньги и забудут о своих предвыборных обещаниях. Это болезнь не только России, но и всех стран, начиная с демократии Эллады и кончая "самой демократической страной" США. Древнегреческий философ-киник Диоген, критикуя выборную систему, говорил: "Выборы – это когда 20 ослов постановляют называть одного из них конём". Наследование власти, существовавшее при монархии, тоже имеет ряд пороков, например, когда у руля правления оказывались дети, не имеющие никакого жизненного опыта и становившиеся игрушками в руках их попечителей. В истории наиболее долгоживущей оказалась Конституция города-полиса Венеции, просуществовавшая, как считают западные историки, 960 лет. В этом городе, контролировавшем значительную часть Средиземноморья, из нескольких сотен родовых кланов, допущенных до выборов, выдвигались лучшие представители. И из лучших избирали лучшего, который и становился главой этого города-государства.

На заре цивилизации государственная служба была добровольной, и человек за неё ничего не получал. Начиная с древнеафинского законодателя Солона, за госслужбу стали платить. Уже тогда высказывались опасения, что власть превратится в источник наживы и будет доставаться не только тем, кто призван служить обществу, но и тем, кто будет наживаться на обществе.

Наиболее оптимальная форма прихода к власти – это одновременное сочетание всех форм борьбы: первоначально кандидаты проходят конкурс способностей и индивидуальных достижений. После отбора достойных происходит жеребьёвка и остаются три претендента на одно место. Они дают ответ на такие вопросы анкеты, на какие отвечают сотрудникам ФБР будущие конгрессмены США. Тогда избиратели могут выбрать уже не по внешнему виду и обещаниям, а по обнародованным анкетам, из которых всем будут ясны личностные качества и способности претендентов.

Круговорот от одной формы власти к другой можно наблюдать в истории всех народов, независимо от того, какая была у них формация: феодализм, капитализм или социализм. Эволюция общества в действительности идёт не от формации к формации, а по пути увеличения прав и свобод граждан. Так, во времена феодализма крестьяне не имели права носить такую же одежду, как феодалы, посещать балы и места, где проводили досуг их господа, учиться в учебных заведениях для высшего сословия, жениться или выходить замуж за лиц из высших кругов и т.д. Капитализм отменил официальные запреты, хотя неофициальные остались. В России все эти запреты были отменены в 1917 г., однако народ получил прав значительно меньше, чем добилась к тому времени Западная Европа. Особенно преуспели в этом Соединённые Штаты Америки, когда приняли свою знаменитую поправку к конституции "О правах человека".

Одновременное присутствие всех видов государственной власти, о которых говорили древние греки, и правильное их соотношение избавят демократию от безответственности, олигархию и тиранию от произвола, аристократию от мягкотелости, монархию – от жестокости в борьбе за трон. С другой стороны, сочетая все формы прихода к власти, общество очистится от безответственных и безнравственных политиков.

Семи вышеперечисленных функций (см. таблицу 6) вполне достаточно, чтобы система была устойчивой, – при условии, что верховные государственные организации взаимодополняют, а не подменяют друг друга, и ни одна из этих структур не может уничтожить другую. Ведь в организме органы не занимаются взаимоуничтожением, а дополняют и помогают друг другу.

В каждой из этих общественных структур для чёткого осуществления своей функции должен обязательно присутствовать моральный принцип, главным проводником которого эта общественная структура является (см. таблицу 7).

Таблица 7. Общественные структуры – главные носители моральных принципов.

Использование в реформах исторического опыта человеческой цивилизации позволит прийти к открытости государства, т.е. превратить его в живой развивающийся организм.

Механизмы эволюции общества

Вопрос не в том, как изменить мир; вопрос в том, как управлять его эволюцией. Если есть закономерность в истории, и мы её знаем, то можем строить так своё поведение, чтобы не мешать эволюции. Но, по мнению некоторых философов, в истории нет закономерности, и кроме хаоса, интриг и переворотов, в ней ничего больше увидеть нельзя. Европоцентристское представление о том, что эволюция общества идёт поступательно от Египетской цивилизации к Греческой, от Греческой к Римской, а от Римской к современной Европейской, ввёл в социологию немецкий философ Георг Гегель. Английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби выдвинул теорию круговоротов, сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения, причём, эти круговороты не создают никакой преемственности в своём развитии и, как планеты, независимы в своих обращениях. Движущей силой развития этих цивилизаций, по Тойнби, является "творческая элита", увлекающая за собой "инертное большинство".

Миром правит не борьба, как думал Гегель, а человеческие ценности. Борьба – лишь результат стремления к ним. Фридрих Ницше был более прав, чем Гегель, когда вложил в уста Заратустры слова: "Любовь и голод правят миром".

Эволюция общества, как уже указывалось, идёт в сторону снижения эксплуатации, по пути приобретения человеком всё большего количества прав и свобод. Мы это можем видеть на примере права на инициативу: в условиях рабовладения у рабов такое право отсутствовало, зато оно получило широкую свободу при капиталистических отношениях. Но количество прав, предоставляемых обществом, не может быть беспредельным. И как бы человек ни старался придумывать новые, количество свобод всегда конкретно. Общество имеет предел в своём развитии, и дальнейшая его эволюция может продолжаться при условии, если человек начнёт работать над собой и будет развивать свои внутренние свободы, способности и возможности организма, т.е. если цели социальной и индивидуальной эволюции совпадут. Тогда акцент развития общества переместится на человека. Новая формация возникнет на планете только тогда, когда совершенствование индивидов станет значимой задачей для общества.

При феодализме критерием прав являлась принадлежность к правящему сословию, при капитализме – собственность, а при создании этического государства, т.е. Живого Общества критерием прав будут способности человека.

Концепции, объясняющие историю, как правило, были противопоставлены друг другу. В действительности, формации сменяют одна другую и отличаются друг от друга видом используемой энергии и её количеством на душу населения. Но никакой исторической необходимости в их смене нет, есть только "упущенные возможности, которые никогда не повторяются", и есть индивидуальная ответственность за свои поступки или бездействие. Точно так же имеются и круговороты, о которых говорил Полибий, но все эти явления происходят только потому, что общество или не имеет никакой цели, или управление происходит без соблюдения этических принципов.

Ни в коем случае нельзя считать закон Мальтуса о росте народонаселения и убывании плодородия почв безосновательным, поскольку он уточняет проявление принципа соизмеримости в обществе, и не опровергает Маркса, как думал В.И. Ленин, а наоборот, дополняет его. В защиту правоты Мальтуса можно привести простой пример: даже муравьи, достигая при размножении критического количества, собираются и нападают на соседний муравейник.

Нельзя сбрасывать со счетов учение об обществе основателя геополитики Ш. Монтескье, который выводил законы государства из природных факторов. Наш современник Р. Шовен – исследователь поведения животных указал на удивительные примеры зависимости внутренних отношений от внешних факторов. Он рассказал о наблюдениях за двумя стадами гамадрилов, в одном из которых господствовала тирания, а в другом – демократия. В первом стаде вожак выделялся своей свирепостью, а во втором стаде вожака почти не было видно. Ясно, что такие отношения складывались при стечении внешних обстоятельств, а не из-за экономики. Маркс усматривал в происхождении эксплуатации собственность, но в действительности она была порождена человеческими отношениями, закреплёнными в традициях и законах, которые обусловлены внешними факторами и обстоятельствами. Драконовские условия рождают драконовские традиции, звериные отношения и кабальные законы.

На геополитических позициях стоял наш соотечественник Л.Н. Гумилёв, который считал разнообразие ландшафта народообразующим фактором. По выражению В.И. Вернадского, Человечество давно превратилось в геологическую силу, преобразующую ландшафты, и таким образом оно стало способным преобразовывать самоё себя. О влиянии экологии на политику было известно ещё древним грекам, которые с горечью констатировали, что Грецию съели козы. Действительно, вырубка лесов под пастбища ведёт к устойчивым засухам и, соответственно, к неурожаям и голоду, что влечёт за собой социальные напряжения и распад общества. И Греция – не единственная страна, уничтожившая сама себя. Там, где раньше шумели нивы древних цивилизаций, сейчас мы находим лишь пустыни, полупустыни и степи. По причине огненно-подсечного способа обработки земли образовались индийские пустыни, Каракумы, пустыни и степи на юге нашей страны, где ещё в начале нашего тысячелетия шумели лиственные леса и водились субтропические животные.

Хищническая вырубка лесов, совпавшая с началом становления капитализма на планете, привела к общепланетному похолоданию. Гренландия, где вплоть до XVI века выращивали виноград, покрылась льдами. Усилился ледовый покров Северного океана, умеренный климат стал резко континентальным, засухи в местах отсутствия лесов стали явлением постоянным. До революции в России, благодаря исследованиям В.В. Докучаева, был восстановлен в Поволжье участок леса, и с тех пор старожилы не припомнят, чтобы там когда-либо была засуха.

Современное земледелие в бывшем СССР мало чем отличалось (да и сейчас не отличается) от варварского огненно-подсечного способа ведения хозяйства, существовавшего в древности: всё та же возрастающая эрозия и падение плодородия почв, хотя современные достижения агробиологии позволяют наращивать гумус и предотвращать эрозию.

Приведённые примеры показывают связь социальных и природных явлений между собой. Качество этой связи, ведущее к тем или иным событиям в обществе и в природе, определяется опять-таки человеческой моралью. Чем она выше, тем лучше Человечество вписывается в окружающий мир и не отторгается им, тем полнокровней и разнообразней природа (поскольку не происходит вымирания видов из-за неразумной деятельности человека), и тем лучше становится сам человек под её воздействием.

Путь эволюции – это всё большая интеграция: от стада к племени, от племени к общине, от общины к государству, от государства к Живому Обществу – Нообиоценозу. Эти социумы отличаются друг от друга, как отличается вирус от бактерии, бактерия от клетки, клетка от многоклеточного организма, многоклеточный организм от человека. Современному обществу мешают объединиться различные религии и мировоззрения, всевозможные преходящие внешние ценности. Для того, чтобы снять противоречия между ними, необходимо, чтобы люди сосредоточили своё внимание на непреходящих внутренних ценностях: на знаниях, на своём самосовершенствовании и своих способностях.

Историю не может двигать борьба. Историю движет сила, т.е. деятельность людей. А на деятельность, как известно, влияют и ландшафты, и экология (геополитика), и количество людей (Мальтус), и формы взаимоотношений людей (мораль) и ценности, т.е. ради чего эта деятельность совершается. Если деятельность человека неизменна, то события, двигаясь по кругу, ничего особенно не меняют. Но если появились новые идеи, имеющие ценность для народа, то деятельность людей под их воздействием изменяется, изменится течение событий, а значит и история. В основе деятельности человека лежит идея. История – это реализованная идея или попытка её реализации.

Если в обществе будет создан механизм, позволяющий адаптировать законы общества к новым событиям и вновь возникающим условиям существования так, чтобы при этом не нарушалась стабильность общества, то изменение хода истории не будет болезненно отражаться на людях.

Советский философ и историк Б.Ф. Поршнев видел в истории наше будущее. Но не только историки придерживаются подобных взглядов. Писатель Э.М. Ремарк выразил это так: "Помнить – значит предвидеть". Это совершенно верно, ибо события повторяются, и предсказывать их не представляет особого труда, если внимательно относиться к выполнению морального принципа соответствия, который заложен в самой природе. Он корректирует наше поведение, если мы его учитываем, и приводит жизнь в полный хаос, если мы на него не обращаем внимания. Он действует с неизменным постоянством независимо от воли и желания людей. Подавление, угнетение или бездействие в решении социальных проблем – для политика равносильно самоубийству. Если известна история, можно, благодаря закону соответствия, прогнозировать будущее народов и государств, творить своё будущее таким, каким мы хотим, чтобы оно было. Зная этот закон, можно прогнозировать события не только своей жизни, но и других людей; не только те, которые будут, но и восстанавливать те, которые уже были в забытой истории.

Нарушения принципов соизмеримости и преемственности ведут в будущем к социальной катастрофе, к нарушению нормального хода событий. И расплачиваются за это не только горе-политики, но и весь народ. Нарушения принципов терпимости, уважения и сотрудничества в итоге приводят к распаду государства и гибели нации. Пренебрежение принципом открытости задерживает и тормозит развитие общества и государства.

Движущей силой эволюции человека и общества является мораль – генетический код общества. Если он изменяется, организм стареет и умирает. Поэтому нашей задачей является создание общества с оптимально незыблемыми, неизменными моральными принципами, ибо только тогда можно говорить о бессмертии общества, народа и человеческой цивилизации.

Этика и социальный прогресс

В настоящее время показателем развитости страны является количество продукции, выпущенной на душу населения. По этим показателям первые три места занимают США, Япония и ФРГ. Но для самого человека эти показатели не столь уж существенны. Для него прежде всего важны уровень жизни (зарплата и цены на основные продукты потребления) и социальная защищённость, т.е. гарантия государства, что все права его будут соблюдены. По этим показателям на первом месте находится Швеция. Кроме этих двух показателей, человеку также важна социальная обеспеченность, т.е. доступность образования, жилья, медицинского обслуживания, полноценного отдыха, различных льгот. Поэтому показателю на первом месте была Россия (вернее, СССР). Все другие социальные показатели так или иначе связаны с этими тремя: уровень образования населения, средняя продолжительность жизни, количество внедрённых в производство эпохальных открытий и изобретений, количество используемой обществом энергии (с учётом КПД) на душу населения, уровень занятости и т.д. Динамика этих параметров демонстрирует наличие в обществе прогресса или, наоборот, регресса. Именно по этим показателям можно судить, в какую сторону идёт социальная эволюция, но никак не по количеству валовых показателей на душу населения, которыми пользовались тогдашние руководители СССР, что не позволило им заметить надвигающийся социальный кризис.

Если государство способно гарантировать соблюдение морали в своих законах, то оно способно гарантировать соблюдение прав человека, поскольку права и мораль взаимообусловлены. Основными правами человека, частично выделенными ООН, являются: право на жизнь, здоровье, на бесплатное образование, пособие по безработице, на долю в природных богатствах, на полное вознаграждение за свой труд, на собственность, свободу передвижения, защиту своего достоинства и прав, на свободу вероисповедания, на экстренную медицинскую помощь, право избирать и быть избранным. Из приобретаемых человеком прав (права по праву) можно выделить право на привилегии, отпуска, на вознаграждение за инициативу, на медицинское обслуживание, предпринимательство, семью и воспитание детей, на занятие должностей и т.д. Правовая защищённость человека – гарантия эволюции общества.

Однако перечисленных показателей не вполне достаточно, чтобы утверждать, что на фоне социального прогресса не происходит биологического регресса человека. Поэтому необходимо придерживаться чисто биологических критериев прогресса, которые одинаково применимы и к общественным явлениям:

1. Упорядочение (ордерогенез).

2. Повышение самоорганизации, выражающееся в увеличении количества связей (органогенез).

3. Зацикливание внешнего обмена веществ – среда–Человечество (циклогенез).

4. Повышение адаптивности (адаптогенез).

5. Повышение устойчивости внутренней среды при самых разнообразных внешних изменениях, т.е. повышение выживаемости (гомеостатогенез).

6. Универсализация людей и производств (универсалогенез).

7. Повышение коэффициента полезного действия использования энергии (энергогенез).

Придерживаясь этих критериев прогресса, ни человек, ни общество, ни государство не будут подвержены вырождению.

Предотвращение апокалипсиса

На протяжении всей истории Человечества высшей ценностью государства были территория, дешёвая рабочая сила и природные ресурсы. Эти ценности являлись причиной бесконечных войн, грабежей и завоеваний. Но как только высшей ценностью государства становится Человек, его Жизнь, Развитие и Совершенство, то исчезает потребность в войнах и становятся не нужны чужие территории, поскольку страна занята организацией и совершенствованием своего жизненного пространства. Государство уже не заинтересовано в дешёвой рабочей силе и в природных ресурсах, поскольку взращенные им совершенные люди способны решить любые существующие и вновь возникающие проблемы, в том числе проблемы дешёвой рабочей силы и нехватки природных ресурсов. Конкуренция между государствами остаётся, но она переходит из области материальной в область идеальную: создавать более качественные и дешёвые товары, изобретать новые производственные технологии, открывать новые методики совершенствования и воспитания человека.

В настоящее время военное решение конфликтов полностью исчерпало себя. Рассчитывать, что в третьей мировой войне останутся победители, в высшей степени наивно. Ядерные взрывы, кроме известных поражающих факторов, наносят биосфере Земли невосполнимый ущерб. Ударная волна, выбрасывая в стратосферу тонны пыли и воздуха, способствует разложению озонового слоя, что делает планету незащищённой от жёсткого, всё испепеляющего ультрафиолетового излучения. Не случайно поэтому площадь ядерных пожаров, как правило, превосходит площадь поражения, а выделенная в результате них энергия может в десятки раз превосходить энергию самого взрыва. Пожары, вызывая испарение, стимулируют ливневые дожди. Подсчитано, что взрыв мощностью 4 Мт в зоне сгущения жизни или нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности, способен вызвать такое обилие дождевых масс, что они будут стимулировать землетрясения, которые разрушат города, военные и химические объекты, пло тины и атомные электростанции. В результате этих разрушений в атмосферу и гидросферу попадут многие тонны отравляющих и радиоактивных веществ, что сделает планету непригодной для жизни. Землетрясения и извержения вулканов, выбрасывающие многие тонны вулканического пепла в стратосферу, сокращающие поступление солнечной энергии, приостановят ливневые дожди и разогревание планеты. Зима будет длиться 3-5 лет, пока пыль, выброшенная в стратосферу, не осядет на поверхность Земли. После чего снова начнётся разогревание планеты и пойдут ливневые дожди, которые снова приведут к всемирному наводнению и землетрясениям. Циклы многолетней зимы и наводнений будут повторяться до тех пор, пока избыточное количество углекислого газа, возникшее в результате пожаров, не будет поглощено биосферой. Погибнет не только цивилизация, но и всё Человечество. И если люди смогут сохраниться где-то высоко в горах, то неизбежно в дальнейшем мутируют и выродятся в примитивные виды, при условии сохранения биосферы.

Ударная волна выбрасывает огромные массы воздуха с Земли в космос, и при взрывах общей мощностью 3000 Мт атмосферное давление упадёт до 0,3 атмосфер, что сделает вообще невозможной жизнь на Земле.

Какие бы способы убийства для новой мировой войны люди ни придумывали (боевые лазеры, нейтронное излучение, химическое, бактериологическое и сейсмооружие), вызывающие массовую гибель людей и животных, результат будет один – гибель Человечества, а, возможно, и гибель всей биосферы планеты. Это произойдёт из-за быстрого разложения трупов, что изменит состав атмосферы. Так, при одновременной гибели 700 миллионов человек, в результате анаэробных и аэробных процессов в течение первых трёх дней выделится такое количество метана и водорода, которое полностью разложит озоновый слой и вызовет массовые пожары с последующими ливнями и землетрясениями. К настоящему времени построено такое количество АЭС, что если одновременно случатся аварии хотя бы на одной десятой их части, то Человечество будет уничтожено.

Таким образом, современная мировая война становится полной бессмыслицей, поскольку она не разрешает международных конфликтов, но способна уничтожить не только противоборствующие стороны, но и всё Человечество. Мы подошли к рубежу, когда без этики в международных отношениях дальнейшее существование Человечества немыслимо, ибо всё труднее и труднее сдерживать аморальный хаос разрушения. Потребность мирового сообщества в этических принципах стала очевидной как никогда.

Этика в армии

Сегодня раздаются голоса, требующие отменить всеобщую воинскую обязанность и перейти к сугубо профессиональной армии; а некоторые, ссылаясь на негативные явления среди солдат срочной службы, договариваются до того, что требуют вообще распустить армию. Как говорил восточный мудрец Кэмене: "Только дурак, рассердившись на вшей, бросает шубу в огонь". Осознание людьми самоубийственности ядерной войны не устраняет возможности локальных военных конфликтов, причинами которых являются перенаселённость отдельных территорий, низкая сознательность и аморальность некоторых народностей и т.д. Но армия необходима не только из-за того, что существуют причины конфликтов. Даже если бы на планете победил пацифизм, и все люди, включая правительства, осознали абсурдность и беспочвенность войн, армия тем не менее как школа мужества должна оставаться всегда, поскольку она препятствует вырождению человека, попавшего в тепличные условия.

История нас учит, что победу, как правило, одерживала не армия профессионалов-наёмников, а армия народного ополчения, которую военные профессионалы успевали быстро развернуть и обучить. Например, успех Дмитрия Донского во многом был предопределён благодаря ополченцам. Хотя они были хуже обучены и потому несли огромные потери, но они в большей степени проявляли стойкость и героизм, что увеличивало боеспособность армии.

Сейчас военная техника и знания настолько усложнены, что в случае войны мгновенно обучить ополченцев не удастся. Надежда на то, что война невозможна, а потому армия не нужна и её можно сократить до уровня профессиональной, выглядит наивной. Сильная армия – гарантия мира. Как говорила Маргарет Тэтчер, английское ядерное оружие в Европе необходимо не для развязывания войны, а для её предотвращения. Это понимали и древние римляне, когда говорили: "Хочешь мира – готовься к войне".

Сила армии не в профессионалах и современном вооружении, а в том, насколько она в случае опасности способна организовать всё боеспособное население страны для противодействия противнику. А как это возможно без всеобщей воинской обязанности? Устранению существующих негативных явлений среди солдат срочной службы могут способствовать совершенствование устава, высокая оплата офицерского состава, чёткая организация службы, а главное, подчинение армейских взаимоотношений этическим принципам. Подобных негативных явлений (во всяком случае, в такой степени) не было в царской армии (не говоря уже о княжеских дружинах), их не было и в Советской Армии вплоть до 50-х годов, пока не разрешили призывать на военную службу бывших заключённых. Это было вскоре отменено, но внутренний климат в армии был уже испорчен. А идущая ещё от русских дружин древняя традиция – забота старослужащих о молодых бойцах, канула в Лету. Ухудшению внутренней жизни армии способствовало и сокращение срока службы, что незамедлительно отразилось на качестве подготовки срочников и овладении ими военным мастерством.

Однако всё это не значит, что восстановить ушедшую традицию нельзя. Армия была, есть и будет школой мужества, через которую должны пройти все юноши, пожелавшие стать настоящими мужчинами. В армии не может быть лёгкой жизни – без лишений, испытаний и напряжения сил. И надо оставаться терпимыми к этой необходимости.

Русская армия была и монастырём духа. До правления Петра I в православных монастырях хранились знания и умения, накопленные ещё в дохристианский период. Монахи, овладевшие этими древними навыками, могли в течение трёх и даже более суток выдерживать рукопашный бой. Не случайно монашеские отряды черносотенцев, как их тогда называли, помещались на самые ответственные участки сражения при прорывах или для прикрытия отхода войск. Никоновская реформа церкви уничтожила остатки соответствующих знаний как ересь.

Если сравнивать сегодняшнюю службу солдата или офицера с жизнью, например, тибетских монахов, то последняя, пожалуй, намного тяжелее. Но монахом тяготы переносятся легче, потому что жизнь монаха интересней и разнообразней. Он проходит практику траволечения, хирургию, различные оздоровительные и боевые системы. Знания преподносятся ему как вознаграждение за усердие. Кроме обширного гуманитарного образования, его ещё обучают и таким вещам, которых европейская система образования не знает. Монахи – это самая уважаемая часть населения в Тибете, да и вообще на всём Востоке. Попасть в монастырь далеко не так просто. В большинстве из них нет возрастного ценза, поступать туда можно с шести лет, причём, экзамен сдают не на знания, а на выдержку.

Престиж армейской службы начинается с отношения людей к армейской форме. Сейчас её может купить и носить кто угодно. И это никак не наказывается, и даёт возможность преступным элементам, пользуясь попустительством властей, достигать своих неблаговидных целей, компрометируя тем самым и форму, и армию. Поэтому необходим повышенный контроль за выполнением закона, предписывающего ношение военной формы только военнослужащим. Исключение могут составлять лишь случаи, если человека при увольнении в запас за особые заслуги перед страной и армией награждают этим правом.

Для повышения престижа службы в армии необходимо ввести льготы для всех прошедших срочную военную службу:

· право на бесплатное высшее образование; льготы при поступлении на престижную работу;

· на внеочередное бесплатное получение квартиры;

· право на семью (только прошедшие срочную службу имеют право на создание семьи), и т.д.

Но ничто так не увеличит престиж армии, как повышение привлекательности самой армейской службы. Вся подготовка солдат должна быть качественно преобразована. Военные успехи армии в немалой степени определяются нормами, заложенными в кодекс воинской чести. Воин не только должен образцово выполнять свои непосредственные обязанности, но и быть примером благородного образа мыслей и жизни для всех окружающих его людей. Немецкий вермахт и армия царской России никогда не одержали бы своих побед, если бы солдаты этих армий не подчиняли свою жизнь этому кодексу, который воины усваивали наряду с уставом воинской службы. Прививая молодым солдатам и офицерам верность, честность, чувство товарищества, умение держать слово, они смогли создать лучшие армии в мире. Сегодняшнее падение престижа армии связано с утратой кодекса воинской чести, восстановления которого наше время требует незамедлительно.

Другая мера повышения привлекательности армейской службы – это приобретение в армии чисто мужских навыков. Например, проводить военно-спортивную подготовку солдат срочной службы по программам высших разведшкол с обязательным овладением навыками спортивного многоборья, тактикой выживания в экстремальных условиях и оздоровительными системами. Превращать солдат срочной службы в универсальных военных специалистов и мастеров своего дела.

Если сравнивать сроки подготовки военных специалистов, существовавшие в Советской Армии, с временем обучения аналогичных специалистов в армии США, то мы обнаружим, что в нашей армии они были очень растянуты. Например, подготовка профессионального водителя в армии США не превышает 10 дней, а в нашей – 6 месяцев. И так во всех воинских специальностях. Нормальные сроки подготовки универсальных военных специалистов повысят престиж армейской службы.

Каждой воинской и казачьей части необходимо выделить дополнительный участок земли для развития своего подсобного хозяйства, строительства оранжерей, возделывания сада, а также для строительства тренажёров и классов. В каждой войсковой части должны копиться и приумножаться собственные традиции, секреты обучения и мастерства.

Наряду с военными науками следует обучать кадровых офицеров педагогике и тренерскому искусству, делая из них не только военных специалистов, но и высококлассных преподавателей и тренеров. Кстати, надо было не уничтожать в армии структуру политработников, а преобразовать её в институт военных психологов со специальной подготовкой.

Дисциплина в профессиональной армии должна поддерживаться не только выговорами, но и системой денежных штрафов. Это возможно при условии, если оплата кадровых офицеров и профессионалов из сержанто-солдатского состава станет достаточно высокой. (Так, полковник армии США до перестройки в СССР получал в 10 раз больше полковника Советской Армии.) Оплата должна зависеть от места службы (от суровости климата и удалённости от центра) и отличаться минимум в два раза от среднего уровня зарплаты в армии. После претворения этих мер можно ставить вопрос о запрещении военнослужащим заниматься коммерческой деятельностью, как это имеет место в армиях западных стран и США.

Кроме того, необходимо выплачивать солдатам срочной службы довольствие – не меньшее вузовской стипендии.

Для решения кадровой проблемы стоит разрешить воинским частям привлекать на военную службу гражданских специалистов, которые могли бы поступать и уходить со службы по заявлению. Как и в царской России, нужно ввести беспрепятственное присвоение очередного воинского звания по выходу срока, независимо от того, служит человек или уволен в запас. Но погоны он будет носить соответствующие занимаемой военной должности, как это имеет место в американской армии.

Конверсия военного производства, которое создавалось тремя поколениями россиян, направлена на то, чтобы окончательно лишить Россию силы. Мы имели сильную армию и передовые технологии, и у нас были люди сильные духом. С нами всё меньше и меньше считаются. Логика добровольного отказа от силы, когда в экономике царит полная разруха, совершенно непонятна. Только сильное государство способно стать богатым.

К военной службе относятся и бойцы невидимого фронта – сотрудники органов государственной безопасности, разведки и контрразведки. Последние кадровые перестановки, сокращения и всевозможные преобразования – например, назначение на руководящие посты непрофессионалов, моральное избиение кадров за их политические взгляды и пр. – разрушающе отразились на общем моральном климате в этих организациях. Многие из сотрудников этих организаций теряют остатки духа, который так необходим в их работе. История показывает, что расцвет государства и успехи его во внешней политике связаны с уровнем развития разведки и контрразведки. Вспомним успехи английского государства, которое одно из первых уделило максимальное внимание развитию разведывательных структур. Вспомним, наконец, сколько этими структурами было предотвращено войн и конфликтов, благодаря использованию правительствами их информации.

Особенно большим нападкам как со стороны демократических, так и со стороны недемократических кругов, подвергаются органы государственной безопасности, чья деятельность ассоциируется с пытками и расстрелами в застенках ГПУ-НКВД-МГБ. Органы госбезопасности перестали походить на те страшные организации с момента, когда были прекращены денежные выплаты за пойманных "преступников", "представляющих государственную опасность", и стали проводить правильную национальную политику. Они утратят вообще какую-либо схожесть с прежними монстрами, когда перестанут быть инструментом в чьих-то руках и будут служить не идеологии, а этике. Надо платить и награждать сотрудников этих учреждений не за то, что они кого-то поймали, а за то, что их профилактическая деятельность настолько эффективна, что никого не надо ловить. Критикуя органы безопасности, почему-то не хотят замечать, что за их деяниями стояла большевистская партия, которой они были непосредственно подчинены. КПСС строго соблюдала "моральный кодекс строителя коммунизма" – быть нетерпимым и непримиримым.

Сегодняшнее сокращение и расчленение органов государственной безопасности равносильно лишению общества иммунной системы. Это происходит в условиях, когда психотронное оружие становится чуть ли не массовым достоянием, а разгул преступности и коррупции, особенно в органах государственной власти, стал повсеместным явлением. Необходимо прекратить попытки разбивать эту организацию на сеть новых организаций, что в действительности приведёт не к удешевлению их содержания, а к ещё большей дороговизне этих структур. Так, например, сегодняшняя раздробленность Российского государства обходится налогоплательщикам бывшего СССР в суммы, на которые можно содержать три армии доперестроечного периода.

Проще перепрофилировать госбезопасность и поставить новую задачу перед её руководством – защиту прав человека, – чем ломать отлаженный механизм и создавать новый. Основным видом её деятельности, кроме контрразведки и борьбы с организованной преступностью, контрабандой и коррупцией, следует сделать защиту граждан от произвола государственных чиновников и органов власти.

В США наряду с ЦРУ и ФБР существует ещё 20 организаций, отвечающих за безопасность и разведку. Так неужели мы, являясь сверхдержавой (в чём немалая заслуга служб безопасности и разведки), добровольно возьмём курс на превращение России в "банановую республику", нашпигованную ядерным оружием, разваливая у себя, кроме экономики и армии, ещё и структуры разведки и безопасности?

Предлагаемые нами меры возвращают в армию лучшие российские традиции, давно и недавно растерянные на дорогах истории. Это поможет восстановить не только её силу и престиж, но и сделают её неотъемлемой частью жизни российского общества.

Этика и община

Коммунисты, провозгласив построение "светлого будущего", были очень близки к пониманию роли общины, однако представляли её весьма нечётко: как объединение людей на основе материального изобилия. Но материальное скорее разъединяет, чем объединяет, и ни в коем случае не может лежать в основе построения любого коллектива, и тем более общины. Коллектив, объединённый лишь материальным, никогда сплочённым не будет. Это могут подтвердить сегодня практически все акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Это утверждает и современная социальная психология: подобные коллективы рассыпаются (или происходит смена их состава) через каждые 1,5 года, а при наличии сильного лидера – через 3 года. Это же подтверждает статистика коммун, сообщающая, что из тысячи коммун распадается 980, а те, которые остаются, объединились на духовной основе. Община – это единение людей в духе, где реализована общность людей, живущих по моральным принципам.

Человечество, уйдя с пути эволюции общины, шло по пути разрушения её различными формациями. И только Россия ещё не утратила связи со своим общинным прошлым.

В истории Человечества существовали две формы общины: родовая, состоящая из родственников, и мирская, в которую входили не только родственники. На Руси была распространена вторая форма, на поверку оказавшаяся более жизненной и просуществовавшей вплоть до XX века.

Попытки организовывать общины были во все времена. Это обусловлено не только стремлением людей защититься от безработицы и голода, но и нежеланием участвовать в социальных конфликтах и войнах. Поэтому многие общины до сих пор скрывают своё существование. Главное преимущество, которое получает человек, живя в общине – это возможность реализовать свои идеи. В силу большей скорости внутреннего обмена информации и энергии, любая община, живущая по морально-нравственным законам, значительно быстрее решает свои внутренние социальные проблемы, которые в ином обществе оказываются неразрешимыми многие десятки лет, поэтому эволюция общины происходит в сотни раз быстрее общества. Любой микроорганизм обособлен от внешней среды и имеет внутренний обмен, обеспечивающий его внутренний гомеостаз, что даёт ему возможность организовываться и эволюционировать. Точно также и коллектив, как только он превратится в микроцивилизацию (т.е. в общину) с многообразными технологическими и социальными возможностями, позволяющими полностью обеспечить себя всем необходимым для жизни, так он получает возможность ускоренного развития (а вместе с коллективом эту возможность получает и человек).

На Земле существует множество общин, объединившихся на расовых, интеллектуальных, духовных или религиозных основах, живущих уже не одну сотню лет. Некоторые современные общины имеют свою землю, которая их кормит, имеют своё производство, свои учебные заведения и даже своё телерадиовещание. Можно много приводить известных примеров из их жизни. Только в одной Европе в середине 70-х годов насчитывалось более тысячи коммун и общин. Но ещё больше примеров их существования инкогнито. Кто, спрашивается, скрывался под псевдонимом Николо Бурбаки, почти ежегодно издававшего всё новые и новые выдающиеся труды по математике? Считается, что это делает коллектив математиков, живущих вне общества. Человечество давно бы достигло небывалых высот своего развития, если бы учёные и изобретатели не боялись отдавать свои изобретения людям. Но они остерегаются это делать, потому что идеи могут украсть или применить во вред людям. В общине же таких опасений у человека нет, и он может свободно творить и созидать. Научно-техническая эволюция в общине ускоряется в десятки и сотни раз. То, к чему в государстве не могут прийти за столетие, в ней может быть решено в течение нескольких месяцев. И происходит это не только потому, что вместе дело спорится быстрее, но и потому, что в общине ускоряется индивидуальная эволюция человека.

Община – это своеобразная теплица, где способны вырасти сердечные формы отношений. Чувство нужности другим, товарищество и сотрудничество позволяют человеку беспредельно расти и совершенствоваться. При организации общины, кроме перечисленных семи моральных принципов, каждый кандидат должен иметь ещё и чисто нравственные качества: трудолюбие, стремление к своей цели без использования других людей, честность и достаточно высокий уровень универсальности.

В общине человек и материальных возможностей получает больше, чем их может иметь в обществе богатый человек, так как не нужно каждому покупать, скажем, корабль, а достаточно купить один на группу. Именно эта мысль заставила Сен-Симона, Шарля Фурье и Николая Чернышевского писать о коммунах с экономической точки зрения как о единственно правильном пути развития для Человечества. В общине легче всего осуществить перечисленные выше моральные принципы, несоблюдение которых вызывает массу проблем и всевозможных болезней души и тела. В ней человек оказывается вовлечённым во все виды человеческой деятельности, поэтому община способна снять и преодолеть все кризисы: экономический, политический, экологический и духовный.

Ускорение индивидуальной эволюции человека в общине обусловлено прежде всего тем, что он может достаточно легко формировать для себя условия, которые способны его преобразить. В свою очередь, изменившийся человек может найти более оптимальные внешние условия,которые его ещё в большей степени разовьют. И этот процесс взаимных преобразований бесконечен.

Благодаря морали строятся не только общины, но и исторические общественные формации. Народы, жившие общинным строем, просуществовали многие тысячи лет, в то время как при рабовладении погибло больше всего государств и народов.

В общине для человека высшей ценностью, наряду со своей жизнью, должна являться жизнь других людей. Когда ценность своего "Я" выше ценности другого "Я", то возникает мораль господ, а когда ниже – мораль рабов. И если моё "Я" равно "Я" другому, возникает гармония.

Общинная жизнь – это космическая форма жизни, представляющая собой своеобразную социальную клетку с устойчивой структурой. В природе одноклеточные организмы бессмертны: они или всё время растут и делятся, или сливаются между собой, а затем делятся. Поэтому социальная структура общины, как и одноклеточный организм, бессмертна.

То, что мы называем злом, есть последствия разрушающей морали, создающей эмоциональные стрессы. Они накапливаются в обществе подобно тому, как в металле копится внутреннее напряжение, и при достижении критической суммы происходит разрушение, воспринимаемое нами как социальная катастрофа (бунт, революция, война). Общинная мораль ведёт к единению людей, её благоприятные последствия тоже накапливаются до определённого потенциала, после чего происходит метаморфоза в структуре, и социум выходит на новый уровень организации. Это видно на примерах долгоживущих общин. По признанию самих общинников, люди познают такой высокий уровень единения, что не могут существовать друг без друга и жить в миру, условия существования которого воспринимаются ими как каторга.

Этическое государство не могло возникнуть ещё и потому, что у людей была чёткая дифференциация на "своих" и "чужих" с соответствующей моралью. Поэтому "чужие" общины не могли объединиться между собой и вырасти во что-то большое и сложное. Но благодаря христианству, которое учит людей возлюбить не только ближнего, как самого себя, но и врага своего, стало возможным объединение в государство-общину, где внутриобщинная мораль будет равна морали межобщинной.

В общине всегда были сильны традиции, и сама структура создаёт условия для их передачи, поскольку там нет такого разнообразия бесполезных развлечений, разрушающих семью и общность. Дети играют во взрослых, взрослые занимаются совершенствованием себя и общины. Ещё несколько десятков лет назад в России можно было встретить деревни математиков, или деревни резчиков или механиков, где из дерева делались велосипеды и даже швейные машинки, и все эти удивительные накопления передавались от поколения к поколению. Чем выше уровень образования и умения, тем выше скорость эволюции в общине. В условиях коллективного воспитания, когда родители могут оказывать влияние не только на своих детей, дети в общинах получают наилучшее развитие, и от поколения к поколению эволюционный уровень человека растёт.

Для государств же существование общин всегда представляло опасность, потому что люди, видевшие её богатую и разнообразную жизнь, легко меняют жизнь в обществе на общинную. Поэтому никто и не заступился, когда сотрудники ЦРУ расстреляли южноамериканскую общинуДжонстаун, или когда большевики разгоняли вновь возникшие после революции коммуны.

Эволюция русских общин постоянно сдерживалась со стороны государства всевозможными законами и указами,которые препятствовали её самоорганизации и развитию. Достаточно вспомнить закон Ивана IV, запретивший крестьянам переходить в другие общины, что сильно деформировало взаимоотношения людей и вызвало впоследствии справедливую критику со стороны социалистов об абсолютной несвободе в общине. Но то состояние общин было результатом законов государственных, а не общинных.

Жизнь общинников вызывает зависть, ненависть и клевету вырожденцев всех мастей, и не случайно в истории постоянно принимались антиобщинные государственные законы, которые сталкивали людей между собой. В результате внутренних напряжений сами общинники утратили знания об элементарных законах её существования, что стало причиной многочисленных расколов. Укрупнение общины предполагает объединение кланов в союзы. Дальнейший рост количества людей будет вызывать деление общины, что является естественным явлением, но может происходить и их слияние с последующим делением. В древности общины объединялись в товарищества, а товарищества в братства.

В государстве приоритет имеет личность. Только она принимает участие в выборах, в руководстве и управлении государством. Но в этом должна участвовать и община, тогда такого антагонизма между нею и государством не будет. Ведь давно уже замечено, что один человек практически ничего сделать не может, именно коллектив приводит его к власти и он же помогает ему с ней справиться. Таким образом, община будет одновременно представлять собой и государственное учреждение, которое ей достанется в результате выборов, и коллективное сельское хозяйство, обеспечивающее себя всем необходимым, и предприятие, производящее товары народного потребления для обмена на рынке, т.е. она будет участвовать во всех четырёх круговоротах.

Создание этического государства должно начаться снизу, – только тогда оно будет жизненным. Общины, существуя наравне со всеми другими коммерческими и государственными организациями, будут создаваться заново, преобразовываться из государственных и коммерческих предприятий, формироваться в специальных культурных и духовных училищах, развиваться из частных и кооперативных организаций. Объединяясь на основе идей самосовершенствования и эволюции, они станут живыми клетками, из которых будет возникать социальная ткань общества. Объединяясь по географическому признаку, они составят районы (уезды), области (губернии), регионы (земли), а последние – этическое живое государство.

Возрождая русскую общину, заимствуя для этого опыт долгоживущих общин, разбросанных по всему миру (Ауровиль в Индии, кибуцы в Израиле, айванховцы в Болгарии и др.), а главное, существующих на территории России, мы сможем, в конце концов, возродить общинный уклад в нашем государстве, который является последней надеждой человека, ибо другого лучшего пока не найдено. Человек имеет внутреннюю потребность в общности, и он должен принять участие в создании своей общины. "Если не я, то кто?" – воскликнул замечательный татарский поэт Муса Джалиль. Если не сейчас, то когда?

Структура древнего общества

Создание этического государства должно начаться снизу, – только тогда оно будет жизненным. Общины, существуя наравне со всеми другими коммерческими и государственными организациями, будут создаваться заново, преобразовываться из государственных и коммерческих предприятий, формироваться в специальных культурных и духовных училищах, развиваться из частных и кооперативных организаций. Объединяясь на основе идей самосовершенствования и эволюции, они станут живыми клетками, из которых будет возникать социальная ткань общества. Объединяясь по географическому признаку, они составят районы (уезды), области (губернии), регионы (земли), а последние – этическое живое государство.

В русском языке осталось много слов, связанных с социальной структурой: община, братчина, соглас, товарищество, артель, сообщество, скопа. Сейчас между этими словами пытаются поставить знак равенства и связать с понятием Община, которая, как структура, была разрушена в России в середине XX века. Но для этого понятия не надо придумывать так много слов с разными корнями. Несомненно, что эти слова отражали структуру древнего общества, сегодня полностью разрушенную, но которая существовала ещё совсем недавно, так как слова эти не успели ещё исчезнуть из русского языка.

Род был основой древнего общества, который полностью сегодня уничтожен. Как признаётся известный исследователь древней истории Д.К. Редер: «Проблема происхождения рода является одной из самых трудных проблем в науке, не решённых до сих пор». Действительно, его возникновение нельзя объяснить производительными силами и производственными отношениями, как это пытаются делать некоторые социологи-исследователи. Его назначение можно вывести лишь из существовавших древних традиций, позволявших человеку перевоплощаться. Поэтому можно дать совершенно точное определение Рода, как его понимали наши предки. Род – это объединение людей, связанных кровнородственными узами для создания условий возвращения (перевоплощения) человека в этот мир.

Два или четыре Рода, объединённых кровнородственными связями, образовывали Племя.

Три племени объединялись в Общину. Слово "Община" выводят от слова «общий» (добро, имущество, достояние), другие считают, что оно происходит от слова «общаться», которое, как известно, никакого отношения к производству не имеет, но зато имеет отношение к особому виду обучения, которое осуществляется через общение. В Общине (более древнее обЧИНа) мы сталкиваемся с понятием и корнем ЧИН (обЧИНа = обучать). Действительно, если присмотреться внимательнее к этому слову, то мы видим: корень ОБ – указывает на возвращение (вспомните, грОБ, ОБернуться) и ЧИН – означающий уровень профессионального достижения, т.е. в Общине человек вспоминал свои предыдущие воплощения и профессии. Община была тем устройством, которое возвращало человеку память о прошлых воплощениях. Другое название общины – «дружество», которое сохранилось в сербском языке. В русском языке сохранились слова «содружество», которое сегодня имеет смысл «объединение на основе дружбы», и «дружина», которое, кроме обозначения княжеского войска, сохранило второе понятие – «группа», «отряд».

История сохранила два вида Общин: во-первых, кровнородственные, существовавшие на территории Европы вплоть до XIX века и, во-вторых, соседские (сельские), сохранившиеся в России до середины XX века. Сельские Общины, по сути, есть объединение Племён в Товарищества. В царской России в соседские Общины люди объединялись, чтобы иметь общую церковь. Можно утверждать, что Община была социальной единицей психофизического совершенствования человека.

В настоящее время социологи главными признаками Общины считают: внутреннее самоуправление, коллективный труд и общее производство на общей земле. К. Маркс считал, что Община прошла три стадии разложения: первая стадия – азиатская, в которой преобладает коллективный труд, вторая – античная, в ней сочетается коллективный и индивидуальный труд, и третья – германская («марки»), где преобладает частная собственность и индивидуальный (или наёмный) труд. Но это очень грубое представление об Общине. Само немецкое название Общины – "марки" указывает на связь с Марой, т.е. загробным миром, и подтверждает наш вывод, что и у других народов Община была тем инструментом, с помощью которого человеку восстанавливали память о прошлых жизнях. Действительно, в русском языке сохранились слова «урочище» (место преподавания урока) и «урок» («у Рока»). Объединение четырёх Общин называлось Товариществом. Общины объединялись не только по родственным отношениям, но и исходя из чисто социальных интересов. Сегодня слово Товарищество соединяют со словом ТОВАР, означающим продукт, созданный для продажи. Но это понятие появилось только в прошлом веке, после популяризации работ К. Маркса. До него в России под товаром понимали имение, имущество, добро, достаток. А слово «товарище» означало место товара, обычно имение, но и этот смысл вторичен. В действительности Товарищество происходит от древнерусского слова ТВОРИТЬ. Функцией Товарищества было организовывать состязания по творчеству. В Товариществе человек творил самого себя, совершенствовал существующие отношения, участвовал в проведении совместных обрядов, пробуждающих у человека воспоминания об опыте, наработанном в прошлых жизнях. Вспоминание опыта прошлой жизни лучше происходит в детстве, когда человек ещё многое помнит, а не в 12 лет, как рекомендуют некоторые адепты современной йоги.

Пять Общин образовывали Братчину. В настоящее время по близости людей между собой на первом месте стоят родственники, т.е. люди, принадлежащие одному Роду, затем соплеменники. Затем идёт сообщинник – современное «сообщник», а в прошлом означавшее человека, принадлежавшего одной Общине. Сообщинник назывался также другом. Друг имеет один корень со словами: дорога, дорогой, драгоценный, т.е. друг – это человек, с которым шли к богу одной дорогой. Далее идёт товарищ, с которым происходило совместное творчество в одном Товариществе, и только потом шёл панибрат – само слово указывает на близость людей между собой в одной Братчине. В русском языке сохранилось ещё одно понятие о степени близости – приятель, которое могло характеризовать отношения людей во всех остальных структурах общества.

Шесть Братчин объединялись в Артели. В современном представлении это понятие означает добровольное объединение людей, в складчину приобретших общие средства производства для изготовления товаров. Ещё недавно артелью называлось любое совместное производство. Этимология слова «артель» современным исследователям неясна, и по общему умолчанию оно считается русским, поскольку не встречается в других индоевропейских языках. Латинское «АРТЕфакт» указывает на искусственно сделанное, с другой стороны, АРТания – это название третьей территории Древней Руси, наряду с Куявией и Славней, которая упоминается арабскими и персидскими географами IX–X века. Возможно, эта территория находилась на Севере, называемой сегодня на греческий манер – Арктика, и выражало искусственно созданное. Первоначальное значение слова Артель, скорее всего, означает объединение людей, по количеству человек достаточное для организации самостоятельного эгрегора, т.е. искусственно созданного.

Семь Артелей (Обществ) образовывали Сообщество. Восемь Сообществ объединялись в Соглас. К настоящему времени это слово практически полностью исчезло из русского языка и существует разве что в словаре В. Даля.

Объединение девяти Согласов представляло собой Народ.

Слово «народ» состоит из двух частей «на» и «род». Первая часть, скорее всего, связана с разумом, так как у греков до сих сохранилось слово «ноо», означающее разум, а вторая часть указывает на Рода, т.е. жизнь. Другими словами, народ – это такое количество одинаково настроенных людей, при котором рождается разум (ноосфера, эгрегор).

Пять народов объединялись в Скопу. Ленинградский исследователь древнеславянской истории К. Захаров считает, что в древнерусских городах царствовало копное право (сравните со словом «скопом» – вместе или «копна волос», т.е. много волос).

Скопы объединялись в орду, а орды составляли Человечество.

Всё сказанное выше представлено в таблице 8.

Общественная ячейка Количество ячеек
0 Семья  
1 Род Начиная от 3-х семей
2 Племя Два и более Рода
3 Община Три племени
4 Товарищество Четыре Общины
5 Братчина Пять Товариществ
6 Артель Шесть Братчин
7 Сообщество Семь Артелей
8 Соглас Восемь Сообществ
9 Народ Девять Согласов
10 Скопа Десять народов
11 Орда Одиннадцать Скоп
12 Человечество Двенадцать Орд

Таблица 8. Соответствие общественных структур богам и храмам

В настоящее время среди людей повсеместно господствует представление, что каждое государство должно обязательно иметь какой-либо экономический строй: капитализм, социализм, феодализм или рабовладение.

В период существования Египта люди вообще не задумывались о форме устройства общества, потому что не могли представить другого устройства, кроме существующего у них – теократии, т.е. когда обществом управляют не люди, а каноны, вшитые в божественный эгрегор. В Яджур Веде об этом сказано: «Закон есть царь царей». До принятия христианства практически вся Европа и Россия имели хоть и разваливающееся, но всё-таки теократическое управление. Человека, нарушившего закон, в Европе судили жрецы, а в России – вся община или совет старейшин. Однако в древности в процесс управления обществом вообще никто из людей не вмешивался. Эгрегор, т.е. бог, сам вершил управление всем обществом и делал это гораздо лучше всякого современного правительства: поощрял лучших и наказывал худших, указывал дорогу ищущим и помогал отстающим, обучал подрастающее поколение и обеспечивал спокойную, счастливую старость. Осуществлял он своё управление через события-каноны, которые общество с помощью жрецов вкладывало (вшивало) в эгрегор. Жрецы не вмешивались в управление обществом, они только поддерживали жизненную силу эгрегора и следили, чтобы никто не изменил вложенных в него канонов.

Но у египтян уже не было настоящего теократического управления. Настоящее теократическое управление существовало во времена, которые сейчас принято называть первобытнообщинным строем, но в действительности именно то время было апогеем человеческой цивилизации – вершина её могущества. И то, что мы сегодня называем первобытнообщинным строем, в действительности, нашими предками могло называться родосогласной системой.

Современному человеку трудно представить, как описанная выше родосогласная структура общества могла существовать и, тем более, иметь научно-технический и духовный уровень выше современной цивилизации. В этом устройстве общества между людьми, кроме родственных и духовных связей, никаких других нет, и тем более нет экономических, поскольку все люди и их объединения экономически независимы друг от друга. Всё станет понятным, если сравнить современную денежную систему и древнюю систему прямого обмена, повторявшую обмен в живой природе. Если вспомнить, что деньги – это обычная энергия, которую можно отнести к физической, минеральной природе (к этому виду энергии относятся дожди, землетрясения, пожары, ветры). В живой же природе обмен происходит животной энергией, получаемой от Солнца, Земли и организмов. Причём каждый организм берёт живой энергии ровно столько, сколько он может её усвоить. Если он начнёт брать про запас, то у него могут возникнуть различные опухоли, ожирение, болезни. Это же касается и социальных организмов, когда они начинают копить энергию – они заболевают и в итоге умирают. Поэтому для наших предков было главным не получение энергии, в данном случае денег, а умение правильно распорядиться полученной энергией. Один из критериев прогресса, который сейчас можно назвать энергогенезом, это когда человек переходил на употребление более тонких видов энергии: от физической пищи, к пище чувств, от пищи чувств – к пище эмоций, затем мыслей, далее он мог употреблять казуальную, душевную и духовную энергию. В различных языках до сих пор говорят – «духовная пища», когда речь идёт о книгах, и вообще об информации. Именно этот критерий прогресса определял «экономику» древнего общества, где вместо денег пользовались различными видами энергии.

В древности наши предки стремились перевести питание своего организма на более тонкие энергии, и, видимо, им это удавалось. Прямой обмен позволял копить тонкие эманации, и после достижения критического значения накопленного становилось возможным употребление а обмен ещё более тонкой энергетикой. Таким образом, общество с прямым (т.е. безденежным) обменом имело возможность бесконечной эволюции.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!