МОДЕЛИ (ФОРМЫ) ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ.
ВОПРОС 13. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ. ИСТОЧНИК, МОДЕЛИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ. Типы культурных трансформаций.
Культура представляет собой постоянно развивающуюся систему. В ней непрерывно происходит множество всевозможных изменений и трансформаций. Культура зарождается, сохраняется, распространяется, разрушается и т.п. Поэтому, исследуя культуру, невозможно обойти тему её динамики.
Динамика культуры (К.Д.) – любые изменения культурной системы, причинно обусловленные ее предыдущим состоянием, и имеющие определенную стадиальность, и направленность. Это понятие описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Термин К.Д. был введен русским социологом и философом П.А. Сорокиным в его книге «Социальная и культурная динамика»(1937-1941).
Ещё до появления понятия К.Д. первые научные представления о культурной динамике появились в XIX веке в рамках концепции эволюционизма. Исследователи заговорили о постепенном закономерном развитии общества и культуры, об эволюции от первобытного состояния до цивилизованного общества. Но эволюционисты понимали динамику культуры весьма ограниченно, т.к. абсолютизировали идею прогресса, считая его запрограммированным явлением.
Начиная с XX века, представления о характере и направленности изменений в культуре расширяются. Под изменениями понимают не только развитие (прогресс), но и любые трансформации внутри культуры: кризисы, возврат к старому, полное исчезновение культуры и др. Сегодня под динамикой культуры понимают не только развитие, но и любое изменение, трансформация культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих её компонентов, ту или иную её периодичность, стадиальность, направленность к какому-либо состоянию.
|
|
Учитывая принципиальное разнообразие процессов динамики культуры, современные культурологи выделяют несколько типов культурных трансформаций, описывающих качественные изменения культуры разного масштаба и уровня. Вот некоторые из них:
1) культурный застой (стагнация) – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, связанное с приверженностью общества неизменным традициям и резким ограничением или даже запретом нововведений. Как правило, это состояние характерно для небольших, устойчивых этнических культур, приспособленных к среде своего обитания, живущих в состоянии гомеостаза (равновесия) с ней. Сегодня это состояние может сохраняться только в изоляции от всего остального мира (племена и малые народы, проживающие в труднодоступных районах Азии, Африки, Латинской Америки). Но застой может возникнуть и в высокоорганизованных цивилизациях, которые решили, что достигли пика своего развития, идеального состояния культуры и общества, и стремящихся сохранить это состояние. Примером может служить цивилизация Древнего Египта и Китая.
|
|
2) Упадок и деградация культуры, связанная с ослаблением и устареванием каких-то элементов культуры, упрощением системы культуры, исчезновением составляющих её частей, прежде устойчивых норм и идеалов. Такие процессы можно наблюдать в истории некоторых малых народов, попавших в орбиту влияния сильных культур (индейцы Северной Америки, коренные народы Сибири и Дальнего Востока).
3) Кризис культуры – разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и институтами и формирующимися новыми, более отвечающими требованиям меняющегося общества.
ИСТОЧНИКИ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ.
Принято выделять следующие источники культурной динамики:
· инновации;
· обращение к культурному наследию (традиции);
· культурная диффузия;
· культурное заимствование (аккультурация);
· синтез.
1) Инновации представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира. Носителями новаций могут выступать творческие личности или новаторские группы, принадлежащие к разным социальным группам (от элиты до маргиналов). Но всякое новое обязательно в той или иной степени обречено на непонимание, и если культура и общество не готовы к принятию новых идей, если отсутствует спрос, заинтересованность в новом типе деятельности, любое новшество обречено на забвение.
|
|
2) Традиция – это механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются и обосновываются самим фактом их существования в прошлом. Ее главное свойство состоит в сохранении прошлых образцов через устранение, ограничение новаций, воспринимаемых как отклонение от идеала. Традиции обеспечивают самобытность культуры. Привязанность к традициям, стремление сохранить свое культурное наследие является чертой любого нормального общества. Но, нельзя отвергнуть настоящее во имя прошлого, представить культуру в виде музея, где экспонаты нельзя трогать руками и тем более переделывать. Поэтому сочетание традиции и новации, умение найти «золотую середину» между ними – важная задача любой культуры.
|
|
3) Диффузии культуры и культурные заимствования. В культуре большую роль играет не только передача культурного наследия от поколения к поколению, но и пространственное, географическое распространение элементов культуры. Взаимное проникновение отдельных элементов культуры или целых ее комплексов называется культурная диффузия.
4) Результатом диффузии могут стать культурные заимствования, то есть использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Также для обозначения этого процесса используют термин «аккультурация» — освоение элементов чужой культуры. Но диффузия может и не повлиять на культуру. Культурные заимствования являются наиболее распространенными источниками культурных изменений по сравнению со всеми другими. Заимствования могут носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через действие СМИ, потребляемые товары, образовательные учреждения и т.д.).
Каналами культурной диффузии и заимствований служат миграции, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др.
5) Синтез - взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качество. Синтез – это качественный сдвиг в культуре. Социокультурная система осваивает достижения иных обществ в тех сферах, которые оказываются недостаточно развиты в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу, целостность и самобытность.
В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. В качестве образца такого плодотворного синтеза приводят Японию и ряд других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
МОДЕЛИ (ФОРМЫ) ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ.
Наблюдая за политическими и экономическими процессами развития, за динамикой науки, искусства, изменениями повседневной жизни людей, исследователи пришли к выводу, что в истории и культуре изменения имеют фиксированную последовательность стадий или состояний. На основании этого были выделены основные модели (формы) динамики культуры.
Существуют две основные формы культурной динамики:
· эволюционный процесс – последовательное необратимое повышение уровня сложности и организованности культурных систем;
· цикл (временной круг) –это повторяющаяся последовательность определенных фаз или состояний.
Но помимо этих «чистых» форм культурной динамики встречаются несколько моделей, представляющих собой варианты циклической и эволюционной (или линеарной) моделей, либо модели, синтезирующие в себе черты двух основных форм: волновая и синергетическая модели.
Циклическая модель
Эта модель была исторически первой и встречается уже в мифологии Древнего Китая, Древней Индии, где существовали идеи вечного круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам. В Древней Греции, в трудах Гесиода и других античных мыслителей (Пифагора, Гераклита, Эмпедокла) мы уже встречаем первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики. К примеру, Гесиод всю историю человечества разделил на четыре эпохи – золотой, серебряный, медный и железный века. В золотой век человек уподоблялся богам, в мире царили любовь, равенство, существовала тесная связь поколений, не было необходимости трудиться, т.к. природа была щедра и давала человеку всё необходимое для жизни, в том числе и знания, которыми он обладал от рождения. Чем дальше в своем развитии человек уходил от золотого века, тем сильнее было отклонение от исходной идеальной модели-эталона, и тем труднее становилась его жизнь.
В последующие столетий идея циклического развития поддерживалась многими мыслителями. В к. XIX – XX в.в. варианты циклической модели динамики культуры встречаются в концепциях локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Развитие локальных цивилизаций проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка – возвращения к исходному состоянию.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 3408; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!