Повесть о разорении Рязани Батыем



Схема битвы на реке Калке

 

Как свидетельствует Галицко-Волынская летопись «половецкие орды не смогли оказать сопротивления прекрасно организованному противнику, поэтому многие были истреблены и бежали до реки Днепра». Половецкий князь Котян попросил помощи у Мстислава Удалого – своего тестя, Галицкого князя. Котян молвил: «Если не поможешь нам, то мы ныне иссечены будем, а вы наутро иссечены будете!» («Повесть о битве на Калке»).

Объединенная рать (Мстислав Романович Киевский, Мстислав Черниговский, Мстислав Мстиславич Удалой, Даниил Романович и др.) перешла Днепр и вступила в сражение на р. Калке.

Монголы попытались расколоть противника «Слышим, что идете против нас, послушав половцев. А нам вашей земли не надо… Не с вами пришли воевать… Вы установите с ними мир, а если побегут к вам, бейте их, а товары себе берите, поскольку, слышали мы, и вам они сделали много зла. Из-за этого и мы их бьем» - убеждали присланные послы.

Лаврентьевская летопись с восторгом описывает первую встречу русских с врагом

« И встретили татары полки русские, и стрельцы русские победили их и гнали в поле далече, рубя их, и захватили стада их… и так все войны обогатились скотом» После восьмидневной погони 31 мая 1223 г. русские встретились с главными монгольскими силами. Однако, в этот решающий момент, между русскими князьями не было единства, каждый князь действовал самостоятельно. Киевский князь Мстислав Романович и черниговский Мстислав Святославович не поддержали натиск Мстислава Удалого и спокойно наблюдали за их истреблением. Кроме этого, монголо-татары использовали тактику отступления, заманили наши войска, сделав вид, что отступают. А в решающий момент резко повернули назад, застав русские и половецкие войска врасплох. Князья начали сдаваться взамен на сохранение жизни. Однако монголо-татары не сдержали слово, перебили рядовых воинов, а князей связали, и сели на них пировать. Весть о страшном поражении русских войск облетела Русь. С грустью Галицкий летописец отметил: « И победили монголы всех русских князей, такого не бывало никогда».

Битва на реке Калка

Г.

Монголы применили обычную военную хитрость – сделали вид, что бегут.

Каждый русский князь вел свои полки самостоятельно, не договариваясь с другими.

Желание помочь половцам в борьбе с татарами.

Полк великого князя киевского остался в укрепленном лагере и не вступил в бой.

Цель – разбить врага на чужой территории.

Монголы заманили противника на восток, дальше от родных мест и обозов с продовольствием.

Нашествие Батыя на Русь

В 1236 г. Батый вторгся в русские земли. Ранее монголотатары овладели Волжской Булгарией и подчинили своей власти все кочевые народы степи. Первым разоренным русским городом была Рязань, через шесть дней осады она была взята.

В январе 1238 г. монголы двинулись по реке Оке на ВладимироСуздальскую землю. Главное сражение произошло у Коломны, здесь погибло почти все владимирское войско, что предопределило судьбу княжества. Двигаясь дальше монголы осадили маленькую крепость Москву, пять дней она сопротивлялась, но в конце концов была захвачена и сожжена. В начале февраля 1238г. Батый осадил Владимир и на четвертый день взял город. После разорения Владимира подобная участь постигла многие города СевероВосточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до прихода неприятеля к Владимиру отправился на север своего княжества для сбора войска. На реке Сити 4 марта 1238 г. русская дружина была разбита, а князь Юрий погиб.

Теперь для монголов был открыт путь на Новгород, взяв Торжок, они повернули обратно. Весна вынудила войска Батыя отступить в степи. По пути они разоряли русские земли. Наиболее упорной была оборона небольшого города Козельска, жители которого мужественно защищались. Семь недель длилась его осада, за что монголы прозвали его злым городом.

В 1239–1240 гг. Батый предпринял новый поход, обрушившись всей мощью на Южную Русь. Были захвачены и разграблены Киев и другие города, разорено Галицко-Волынское княжество. В 1240 г. отряды Батыя вторглись в страны Центральной Европы. Однако ослабленная сопротивлением русских, монгольская армия немогла выдержать борьбы с новым неприятелем.

Русский народ вел самоотверженную борьбу, но разобщенность и несогласованность действий сделали ее безуспешной. Эти события привели к установлению на Руси монголотатарского ига.

Повесть о разорении Рязани Батыем

Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.

Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю. Безбожный царь Батый был «льстив и немилостив». Приняв дары, он лживо обещает не нападать на Рязань, но при этом не оставляет своего намерения, более того, желает, чтобы рязанцы привели к нему «на блуд» жён и дочерей. Узнав от одного предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый обращается к нему с таким «предложением». Князь Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его и бросить тело князя на растерзание диким зверям и птицам.

Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.

«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.

Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.

заканчивает «Повесть...» так: «И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя».

2.Евпа́тий Коловра́т (1200 — январь 1238) — рязанский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности» , книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки» , 1867). Былинные отклики и параллели к сказанию у Халанского, «Великорусские былины киевского цикла» , 1885. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем». Находясь в Чернигове с рязанским князем Ингваром Ингваревичем и узнав о разорении Рязани ханом Батыем, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены» . Тут к нему присоединяются уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города» , и с отрядом в 1700[1] человек Евпатий пускается в погоню за войском хана. Настигнув его в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребляет татарский арьергард и сминает задние полки монголов. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими» . Изумлённый Батый посылает на него богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские» , который обещает хану привести Евпатия Коловрата живым, но погибает в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия — «Что вы хотите? » И получил ответ — «Умереть!» . В конце концов, татары смогли одолеть горстку героев, только когда окружили их и расстреляли из «множества пороков (камнемётов)» . Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского вельможи, хан Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам, и в знак уважения к их мужеству повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

3. Город Козельск занимал важное стратегическое положение с момента своего основания. Это была граница Руси со степью и населяющими ее враждебными племенами. Козельск выступал как форпост Руси от нашествий сначала хазар, а позднее – печенегов и половцев. На протяжении всей истории городу тотально не везло. Редкий враг земли русской проходил мимо этого рокового места. Помимо Батыя его сжег хан Ахмат, раздосадованный итогами стояния на Угре, досталось ему и от наступавшего Наполеона в 1812 году, а 8 октября 1941 году Козельск был захвачен немцами.

Жители Козельска, зная, что монгольская армия не щадила сдавшихся в плен, решили, что будут сражаться с полчищами врагов до последнего. В городе княжил тогда двенадцатилетний князь Василий. В виду своего малолетства он не мог организовать должной обороны, поэтому козельцы, с общего согласия, решили не сдаваться Батыю, говоря так: «Хоть наш князь молод, но отдадим жизнь свою за него, и здесь славу света сего примем, и там получим небесные венцы от Христа Бога». Жители города сражались за князя, веру и свою жизнь.
Козельск был построен так, что учитывались географические особенности местности, которые могли помочь усилить обороноспособность города. Защитники Козельска знали толк в обороне. Сам город был расположен на высоком холме, окруженный со всех сторон водой: с востока текла река Жиздра, с запада от холма – Другусна. Течения обеих рек образовали крутые обрывы по обоим сторонам холма – так, что невозможно было подобраться к городу ни с Запада, ни с Востока. На севере жители Козельска прорыли между реками искусственный канал, который защищал город и замедлял течение рек, что в итоге приводило к заболачиванию местности. Появление болот сильно затрудняло возможность подобраться к городу, что особенно сильно проявлялось, когда начинал таять снег, и город, находящийся на холме, превращался в остров, окруженный со всех сторон водой. Таким образом, Батый, оказавшись вместе со своей армией весной под Козельском, попал в очень непростую ситуацию. Кочевники-монголы, привыкшие воевать в условиях степи, не могли взять город, расположенный на возвышенности, к тому же, окруженный со всех сторон водой. Последнее обстоятельство не давало возможность поставить осадные машины, которые татары научились делать у китайцев. Помимо того, что город обладал защитой в виде природных преград, он был еще обнесен защитным насыпным валом. К тому же, его окружал деревянный частокол с башнями, из которых стреляли лучники. Ни боевые машины врага, ни сама армия не могли пробраться в хорошо укрепленный детинец (укрепленная часть) города, но жители, используя свои преимущества, эффективно отстреливались от напиравших полчищ.
Неприступная крепость Козельска, могла пасть из-за предательства. Косвенно это подтверждается одним примером: под Козельском есть деревня Дешовка, которая в народном толковании получила свое название из-за предательства ее жителей Орде. Возможно, что в 1238 году именно ее жители, запуганные монголами, указали слабые места в козельской крепости, которая благодаря влиянию природных факторов казалась неприступной.
Защитники Козельска держались почти два месяца, отражая вылазки татаро-монгольских войск. Но когда на помощь Батыю подошли войска монгольских военачальников Кадана и Бури – потомков самого Чингисхана, город был взят за три дня. Татаро-монголы успели подняться на вал, и разрушить часть стены детинца, когда жители города открыли главные ворота и вышли, чтобы дать отпор врагам, вооруженные одними лишь мечами. Все 300 защитников были убиты, но вместе с собой на тот свет они унесли 4000 монгольских воинов, среди которых, как передают летописи, было трое военачальников-темников из рода Чингизидов (их тела так и не были найдены среди множества трупов павших войнов). Погиб и молодой князь Василий, который, как передает летопись, «утонул в крови в виду своего малолетства».


4.1238 г. Взятие Владимира войсками хана Батыя.

Разрушив и разграбив Рязань, Коломну и Москву, 3 февраля 1238 г. основная часть войск Батыя подошла к тогдашнему великокняжескому городу Руси Владимiру – столице Владимiро-Суздальского княжества. Город-крепость располагался на возвышении. Оборонительные земляные валы с высокими деревянными стенами, овраги и рвы перед ними, каменные башни с боевыми устройствами, каменные стены кремля внутри города, обрывистые берега реки Лыбеди, прикрывавшие город с севера и востока, позволяли надеяться на продолжительную оборону.

Поэтому Великий князь Владимiрский Юрий Всеволодович решил поехать в соседние княжества, чтобы собрать вместе с братьями объединенное русское войско для совместной защиты от дикой орды. Он поручил оборонять Владимiр своим сыновьям Всеволоду и Мстиславу. Жители небольших городков княжества, крестьяне близ лежащих сел тоже самоотверженно готовились встретить врага. Они вступали в ополчение, прибывали в столицу с запасами продовольствия и боевого снаряжения. Оборонительная система земляных валов спешно укреплялась.

Сначала Батый попытался завладеть городом хитростью, взять его без боя. Не раз монголо-татарские военачальники удачно применяли в подобных случаях наглый обман: обещали осажденным пощаду за добровольную сдачу города, а потом безжалостно разграбляли его. И теперь татары подвели к Золотым воротам захваченного ими московского князя Владимiра Юрьевича, измученного и обезсилевшего, обещая освободить его и пощадить жителей. Но коварство врага уже было хорошо известно русским. Предложение о сдаче владимiрцы отвергли. Получив отказ, татары на глазах у молодых князей саблями зарубили их плененного брата.

Город был взят татарами в осаду. Часть татарских отрядов пошли «…взяли Суздаль, и разграбили церковь Святой Богородицы, и двор княжеский огнем сожгли, и монастырь святого Дмитрия сожгли, а другие разграбили. Старых монахов и монахинь, и попов, и слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а юных монахов и монахинь, и попов, и попадей, и дьяконов, и жен их, и дочерей, и сыновей – всех увели в станы свои» - несколько тысяч. Этих суздальских пленников, нагих, босых, замерзающих от зимней стужи, татары стали стали водить перед стенами Владимiра, показывая осажденным, чтобы запугать их.

У городских стен главные силы Батыя расположились лагерем против Золотых ворот. Татарское войско насчитывало несколько десятков тысяч, а в окруженном городе русских воинов и вооруженных ополченцев - всего лишь сотни. Поначалу молодые князья хотели храбро выехать в поле и сразиться с войском Батыя, но их удержал от этого воевода Петр Ослядюкович: при таком неравенстве сил оборона была возможна только в городских укреплениях. Кроме того: «Нет мужества и разума, и силы против Божьего наказания за наши грехи», – так восприняли нашествие жители города во главе с духовенством, сообщает Тверская летопись, и «не надеясь ни на чью помощь вошли они в церковь Святой Богородицы и начали каяться в своих грехах»…

После трех дней осады, 6 февраля, татары, как сообщает летописец, начали готовить леса для штурма, к стенам были подведены осадные орудия. С утра 7 февраля тяжелые каменные ядра полетели на укрепления, проламывая дубовые стены. Деревянные укрепления южнее Золотых ворот, у церкви Спаса, не выдержав ударов, рухнули на значительном протяжении. Одновременно татары забрасывали в город огонь, поджигая строения.Татарам удалось пробить укрепления и в других местах. Они ворвались через проломы в город с трех сторон – запада, севера и юга. Кровавый рукопашный бой разгорелся на улицах и площадях, среди пылающих зданий. Тогда его последние защитники отступили в наиболее укрепленный участок города – детинец, там же располагались и соборы. Но как ни сопротивлялись здесь русские воины – они были изрублены, заколоты. Летопись отмечает, "что кровь лилась как вода".

В последнем укреплении, за каменными стенами Успенского собора, укрылись великокняжеская семья, духовенство, бояре и часть жителей, с покаянною молитвою готовясь к смерти. Попытки сходу ворваться в собор не увенчались успехом. Тогда татары обложили храм деревом и зажгли его. Все укрывшиеся внутри собора задохнулись. Город подвергся жестокому разгрому. От великолепной, богато украшенной великокняжеской столицы осталось лишь пепелище и обгорелые остовы могучих каменных сооружений Успенского и Дмитриевского соборов, Золотых врат и нескольких церквей.

Великий князь Юрий Всеволодович не ожидал такого быстрого взятия своего города-крепости татарами. Весть о разрушении Владимiра и о гибели семьи застала его близ реки Сити (к северо-западу от Ярославля), где он дожидался подхода войск из других княжеств, чтобы дать монголам решительное сражение. 4 марта 1238 г на реке Сити развернулась ожесточенная битва между русскими и монголо-татарскими войсками. Русские оказались вновь в меньшинстве и потерпели жестокое поражение, Великий князь погиб. Взято здесь: http://www.rusidea.org/?a=25022003


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!