Модернистских направлений огромное множество, остановимся лишь на самых значимых:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Вологодской области

«Вологодский колледж технологии и дизайна»

Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство

Индивидуальный проект

по учебной дисциплине История Изобразительного Искусства

ТЕМА: Модернистские течения в живописи ХХ века. Творчество Матисса, Пикассо.

Выполнила обучающаяся группы № 11ТП

Замкова Екатерина Вадимовна _________

(подпись)

Руководитель Клинковская Татьяна Николаевна ________

(подпись)

Допущен к защите

Заместитель директора

_________ /____________/

(подпись) (ФИО)

« ____» _______. 201___ г.

Вологда2018г.

 

 

  РАССМОТРЕНО на предметной (цикловой комиссии) Председатель________________ Протокол №_____ «____»_______________20__ г.   СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора _________ /__________/ «____»_________20__ г.

 

ЗАДАНИЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

обучающемуся БПОУ ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна»

Замковой Екатерине Вадимовной

(Фамилия, имя, отчество)

Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство

Тема : Модернистские течения в живописи ХХ века. Творчество Матисса, Пикассо.

Содержание задания :

1.Провсести опрос на актуальность данного проекта

2.Собрать и изучить необходимый для работы материал (литература,картины,прочее...)

 3.Составить презентацию

Продукт проекта: презентация

Форма представления проекта: реферат

Дата выдачи задания: 8.11.18

Срок сдачи проекта: 16.12.2018 г.

Обучающийся ____________/Замкова Е.В/

Руководитель_____________ /Клинковская Т.Н./

 

Содержание

1.Введение……………………………………………………………..4

2..Модерн. Определение что такое модернизм как он проявляеться какие есть направления……………………………………………………………5

3.Пабло Пикассо……………………………………………………….7

4. Анри Матисс………………………………………………………..15

5.Заключение. вывод…………………………………………………19

 

 

Введение.

Цель: Изучить модернистские течения в живописи ХХ века. Узнать о творчестве Матисса и Пикассо.

Задачи:

1.Провсести опрос на актуальность данного проекта

2.Собрать и изучить необходимый для работы материал (литература, картины, прочее...)

 3.Составить презентацию 

Теоретическое обоснование

Эта тема была выбрана мной, так как она весьма интересна и актуальна, как для студентов, так и для любого человека, желающего больше знать о Искусстве ХХ века и таких личностях как Матисс и Пикассо

В связи с опросом, проведённым среди учащихся, стало понятно, что студентам интересно узнать что такое модернистские течения в живописи, как они связаны с нашим временем и возможно ли данную тему связать со своей профессией .

Общий опрос показал, что 75% учащихся заинтересованы в данном вопросе (опрошены 40 человек и 30 из них проявили интерес), и хотели бы узнать больше подробностей по данной теме.

 

 

Что такое Модернизм?

Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернизм - достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Вообще понятие модернизма тесно связано не только с искусством, но и с наукой и философией. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.

Модернизм -(авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Выступления художников-модернистов принимали зачастую форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, то есть экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции и войны, в которые втягивается весь мир не препятствуют экспериментам и поискам нового. Происходит пересмотр прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века.

 

Модернистских направлений огромное множество, остановимся лишь на самых значимых:


-Абстрактное искусство
-Абстрактный экспрессионизм
-Авангард
-Акмеизм
-Дадаизм
-Кубизм
-Постимпрессионизм

 

-Сюрреализм
-Фовизм
-Футуризм
-Экспрессионизм
-Символизм
-Примитивизм

 


Чтобы лучше представлять о каких направлениях идет речь лучше рассмотреть несколько работ в подобных стилях:

                                                      Рис.1

                                                    Василий Кандинский «Гора», 1909 год

                                                    Практически полностью абстрактный

                                                    пейзаж с небольшими контурами,

                                                    предполагающими холм и человеческие

                                                    фигуры. / Абстрактное искусство /

 

 


                                                                                                                   Рис.2

                                                         

   Казимир Малевич был основателем

 художественного движения, известного

 как супрематизм, который фокусировался

на базовых геометрических формах, таких

как круги, квадраты, линии и

прямоугольники, а также использовании

ограниченного диапазона цветов. Таким

образом, он является пионером

 геометрического абстрактного искусства.

 Знаменитый «Черный квадрат» имеет

историческое значение, его называют

«нулевой точкой живописи». Работа

считается культовой не только в жанре

 абстрактного искусства, но и в живописи

 в целом.

 

 

Жоан Миро «Карнавал Арлекина»

Картина демонстрирует праздник, известный как Марди Гра, который начинается с соблюдения Великого поста и достигает кульминации в день перед Пепельной средой. «Карнавал Арлекина» рассматривается искусствоведами как изображение подсознания человека.  (см. Рис.3 на стр.7)

Рис.3

 

    



 

 

 


 

Виллем де Кунинг 1953

«Женщина III» - одна и самых

известных и самых дорогих картин

 Виллема де Кунинга. Как и все

работы из серии «Женщины»,

написанные в начале 50-х (1, 2, 3),

она вызвала немало споров. Нервная

 и агрессивная манера письма

художника в сочетании с таким,

мягко говоря, нестандартным

изображением женской наготы,

озадачивало и пугало публику.

Дилер де Кунинга позже рассказывал,

 что он работал над этой серией с

 какой-то особой жестокостью и

иногда даже оставлял кистью

маленькие отверстия на холсте,

яростно нанося мазки.                                                                 Рис.4     

 

 

Теперь, имея представление о работах в данной технике мы можем перейти к обсуждению наиболее ярких личностях ХХ века ,узнать их биографию и познакомиться с творчеством

 

ПАБЛО ПИКАССО(1881-1973)

25 октября 1881 года в городе Малага, что в Испании, родился Пабло Диего Хосе Франсиско Де Паула Хуан Непомусено Мария Де Лос Ремедиос Сиприано Де Ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо, вошедший в историю мирового искусства под именем Пабло Пикассо.

Пикассо – девичья фамилия матери художника, которую он предпочел для себя взамен отцовской – Руис. Тому было несколько причин. Во-первых, в испанской среде фамилия Руис считалась довольно простой и была широко распространена, а во-вторых, Хосе Руис тоже был художником-любителем и искусствоведом.

 

Пабло рано начал проявлять интерес к искусству живописи, и уже с 7 лет отец начал обучать его азам художественного ремесла. В скором времени Пикассо уже было разрешено заканчивать отцовские картины, прорабатывая небольшие их детали. И уже в возрасте 13 лет, во время работы над масштабным творением Хосе Руиса талант Пабло проявился настолько ярко, что, как гласит легенда, отец юного гения навсегда оставил краски и кисти, подарив их своему сыну.

 

В следующем, 1895 году, Пикассо подает заявку на поступление в Академию художеств в Барселоне. Комиссия была потрясена мастерством молодого гения, который без сомнения был зачислен в Академию, несмотря на его юные года. К этому времени относятся ранние работы Пикассо – «Портрет матери» (1896), «Первое причастие» (1896), «Автопортрет» (1896). Сегодня эти полотна хранятся в музее Пикассо в Барселоне

 

в 1897 году он приезжает в Мадрид, чтобы покорить самую престижную испанскую академию искусств «Сан Фернандо». Но и здесь его занятия продлились не больше года. Все реже посещая занятия консервативных педагогов Академии, Пикассо увлекается многогранной жизнью Мадрида, с упоением изучает работы непревзойденных мастеров живописного искусства, среди которых большее впечатление на него произвели Эль Греко, Франсиско Гойя и Диего Веласкес.

 

В 1898 году художник возвращается в Испанию, оставляет учебу в Мадриде и переезжает в Барселону. Здесь Пикассо становится членом богемного общества, местом встреч которого стало кафе «Els Quatre Gats». В стенах этого кафе в 1900 году состоялись две первые выставки картин молодого художника.

 

Творческая биография

Как уверяют источники, у Пикассо было несколько «периодов» в его творческой     жизни, такие как :

Голубой период

В начале XX века Пикассо со своим другом К. Касахемасом покидает Испанию и приезжает в Париж. Здесь Пабло вплотную знакомится с работами французских импрессионистов, в частности, А. Тулуз-Лотрека и Э. Дега, которые в свое время окажут серьезное влияние на развитие творческой мысли художника.

К несчастью, влюбленный во француженку и отвергнутый ею, Касахемас в феврале 1901 года совершает самоубийство. Грани реальной жизни и искусство для Пикассо всегда были неразрывны, и это трагическое событие, глубоко потрясшее художника, нашло отражение в последующих его работах.

С 1901 с полотен Пикассо уходят многоцветные краски, уступая место оттенкам сине-зеленой палитры. В творчестве художника наступает «голубой» период.

Глубокая, холодная и сумрачная гамма изумрудных, синих, голубых, зеленых цветов и оттенков как нельзя лучше передает главные темы творчества Пикассо этого периода – человеческие страдания, смерть, старость, нищета и уныние. Картины наполняются образами слепых, проституток, нищих и алкоголиков, пропитываются ощущением тоски и безысходности.

                                     1                                                         2                            3

 

1.Голубая комната(ванна)

2.Любительница абсента

3.пьяная уставшая женщина

 

Розовый период

В 1904 году Пикассо поселяется в Бато-Лавуар — знаменитом общежитии на Монмартре, где находили свое пристанище многие художники. В это время он встречает свою музу — модель Фернанду Оливье, ставшую вдохновительницей многих известных его произведений. А знакомство с поэтами М. Жакобом и Г. Аполлинером дарит новую тему, нашедшую воплощение в его картинах – цирк и жизнь цирковых артистов. Так, постепенно в жизнь и творчество художника начинают проникать новые краски. На смену «голубому» приходит «розовый» период художественных исканий мастера.

В это время художник обращается к более жизнерадостным тонам – розовому, дымчато-розовому, золотисто-розовому, охристому. Героями картин становятся клоуны, акробаты, гимнасты, арлекины

1                                 

                        2                                       3

1.Сидящий толстый клоун

2.Арлекин с бокалом

3.Акробат и юный Арлекин

 

 

Кубизм

Во все времена независимо от направлений, к которым принадлежало их творчество, художники искали способы передачи мира, его красок и форм на плоскости холста. К началу XX века, времени развития фотографии, стало очевидно, что живопись отныне не является единственным способом отображения художественных образов в их «правильном» свете. Чтобы иметь право на жизнь и не утратить своей актуальности в условиях меняющегося мира, искусству требовалось открыть новый язык общения с ним. Для Пикассо этим языком стал кубизм.

 

В период с 1909 по 1917 год художник активно работает именно в этом направлении. Творчество Пикассо в рамках кубизма прошло несколько этапов развития.

 

*«Сезанновский» кубизм. В работах этого периода находит отражение наследия Пикассо. Используются излюбленные цвета зеленых, коричневых, серых и охристых оттенков, расплывчатые и замутненные, а изображение строится из простых и четких геометрических форм.

 

*Начиная с 1909 года творчество Пикассо трансформируется «аналитический» кубизм, который предполагает разложение изображаемого предмета на составные разнородные части, легко отделяемые друг от друга.

 

* Кубизм 1912-1914 годов называют «синтетическим», т.к. при создании картин непосредственные живописные средства сочетались с применением техники коллажа, появлением на полотне посторонних, не связанных с живописью объектов – обрывков газет, крупинок песка, веревок и ткани.

 

Несмотря на неприятие кубизма обществом, картины Пабло Пикассо всегда находили своего покупателя, что позволило ему серьезно улучшить свое финансовое положение и перебраться в собственную мастерскую в Клиши.

 

1.Сезанновский кубизм «Две обнажённые фигуры» 1908

2. Аналитический кубизм «Портрет Амбруаза Воллара» 1910

3.Синтетический Кубизм «Обнажённая, я люблю Еву»1912

 

с

1

                                                                                                                                                                  

                                                               2                                                            

3

Сюрреализм

Пикассо никогда не был приверженцем одного стиля в искусстве, вся его жизнь прошла в творческих исканиях. В 1925 году поиски новых способов, форм и приемов отображения мира глазами художника привели его к сюрреализму.

Первой картиной, написанной в духе сюрреализма, стала работа «Танец» (1925). Фигуры, изображающие подобие танца, деформированы, искажены до болезненного состояния, граничащего с агрессией.

 

Большинство сюрреалистичных женских образов Пикассо – это пугающие машины с причудливыми деталями вместо конечностей и оскалом, заменяющим улыбку. И прототипом этих ужасающих хищных созданий для художника стала жена, Ольга Хохлова.

 

Однако, параллельно из-под кисти мастера выходят по-прежнему сюрреалистичные, но, в то же время, чувственные женские образы с плавным очертаниями и мягкими линиями искаженных тел. Источником вдохновения этих работ была юная Мария-Тереза Вальтер.

Разноплановость, разнонаправленность художника подчеркивают создаваемые в этот же период гравюры к классическим произведениям мировой культуры – «Метаморфозам» Овидия (1933).

 

Тогда же в работах Пикассо впервые появляется образ человека-быка – Минотавра («Минотавромахия», 1935). Минотавр Пикассо выступил символом вечной борьбы светлого и темного, разума и слепого инстинкта. Мастер словно предчувствует неотвратимость трагедии, которая вскоре обрушится на весь мир и изменит его навсегда.

 

Образ несущего смерть и разрушение быка завершает собой сюрреалистический период в живописи Пикассо.

 

 

1. «Танец»1925

2. «Женщина в кресле»1929

3. «Лежащая денщина(Мария Терреза)» 1932

4 «Минотавромахия», 1935.

 

 

 

 

                                                                                        

                                                                              

                                                                                          

                                                                                             

 

 

                                    

                                    

                                                                              

 

 

АНРИ МАТИСС (1869-1954)

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного. В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.

Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств , куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств, где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Творчество Анри Матисса

Поиск самого себя, личностного авторского стиля является необходимым условием развития для любого талантливого мастера кисти. Рано или поздно каждый из великих художников находил свои уникальные методы и приемы, свойственные его индивидуальной манере, руководствуясь при этом сформировавшимся личностным пониманием роли живописи и собственным видением окружающего мира. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс.

Всю свою жизнь Анри Матисс находился в безостановочном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам.

Музей в Ницце, посвященный жизни и творчеству мастера, открывает взглядам удивленных посетителей живопись и рисунок, оконные витражи и керамику, скульптуру и бумажные коллажи. В каждом из этих направлений и в целом ряде других Анри Матисс сумел сказать свое особое слово, оставившее яркий след в искусстве. Влияние импрессионизма и дивизионизма, собственные эксперименты с цветовыми контрастами очень сильно сказались на ранних произведениях художника. Его картины и картины его товарищей Вламинка, Дерена, Руо и Марке, выставленные в Осеннем Салоне 1905 года, критики назвали «дикими», отсюда и произошло название нового направления – «фовизма». Впоследствии Анри Матисс под влиянием различных впечатлений неоднократно менял стиль, манеру и технику, осваивал новые средства творческого самовыражения. Ряд удачных знакомств, в том числе с Пикассо и с русским коллекционером Щукиным, помогли ему улучшить материальное положение, и художник совершил несколько путешествий. В Марокко он увлекся восточными декоративными узорами и орнаментами, в Мюнхене испытал сильные чувства на выставке произведений исламского искусства, в России был потрясен иконами, на Таити восхищался цветочными композициями. Однако всякий раз, подчиняясь на время новому сильному впечатлению, Матисс впитывал его, как губка, а затем творчески перерабатывал в соответствии с собственным мироощущением.

Многие его композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них стоит титанический творческий труд, создающий поразительное напряжение этой «кричащей» простоты. После смерти художника Пабло Пикассо коротко и емко охарактеризовал его творчество одной фразой «Матисс всегда был единственным и неповторимым».

 

Наиболее известными картинами являются

1. «Женщина в фиолетовом пальто»

Дата создания: 1937
Эта работа — портрет Лидии Делекторской, которая была музой, а в дальнейшем — спутницей Матисса. Лидия изображена в экзотическом марокканском костюме, в окружении экзотичных цветом и абстрактного интерьера. Эта картина демонстрирует декларативность авторского стиля.

2. «Открытое окно»

Дата создания: 1905
Анри Матисс был самым видным участником недолговечного, но заметного в искусстве XX века художественного движения — фовизма, который характеризовался ярким экспрессионистским и ненатуралистическим методом использования цветов. Классической иллюстрацией работы этого направления является картина «Открытое окно», изображающая вид из квартиры художника в Коллиуре, на южном побережье Франции. Произведение считается знаковым для раннего модернизма.

3. «Золотая рыбка и палитра»

Дата создания: 1914
Во время визита в Марокко Матисс заметил, что местные жители после употребления некоторых одурманивающих наркотических средств проводят время в молчаливом созерцании золотых рыбок. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В девяти картинах художника появляются эти существа, но эта является, вероятно, самой известной. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо, интерпретируемый как автопортрет. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.

4.  «Танец»

Дата создания: 1910
Источающая «примитивную» энергию, картина намеренно была окрашена несколько по-детски. Изображающая пять танцующих фигур, работа считается ключевой точкой в развитии современной живописи и самым известным произведением Анри Матисса.

 

1                                    2

 

 

                            3

 

   4

 

Заключение

 

Выполнив данный проект я добилась поставленных целей и задач, узнала много нового о направлении жанра Модерн и познакомилась с множеством замечательных работ художников ХХ века, в частности Пабло Пикассо и Анри Матисса.

Надеюсь данный материал будет полезен в изучении вопроса «Модернистские течения в живописи ХХ века. Творчество Матисса, Пикассо.»

Благодарю за внимание!


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!