Различие между этносом и нацией

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

(ННГАСУ)


Факультет архитектуры и дизайна

Кафедра культурологии

Дисциплина «Культурология»

РЕФЕРАТ

На тему: Проблема национальной идентичности

 

 

Выполнила

 Студентка                         Смирнова Вероника Николаевна

______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель

работы студентаКандидат педагогических наук, заведующая кафедры А. А. Кондрашкина                                                                                                 (уч. степень, уч. звание, должность, подпись, дата, и.о. фамилия)

 

               

               

 

Автор работы

 студент группы№ ДГ 1.18____________________________________________________

(№ группы, дата, подпись)

 

 

                                                 Нижний Новгород – 2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Понятия и характеристики национальной идентичности……………..4

1.1 Определения и свойства……………………………….……………….4

1.2 Формирование и структура……………………………….………..…..6

Глава 2. Роль и признаки национальной идентичности…………………………9

2.1 Различие между этносом и нацией…………………………………….9

2.2 Изменения и значения……………………………….………………..11

     2.3 Будущее развитие и влияния национальной идентичности на
     мировую политику...…....…………………………………………………13
Глава 3. Национальная идентичность в России…………….…………………..15

Заключение…………….…………………………………………………………18

Литература………………………….……………………………………………20

 

 

                                                     

                                                  ВВЕДЕНИЕ
Среди ряда актуальных в России тем ярко выделяется проблема национальной идентичности. Сейчас она находится в центре внимания, как исследователей, так и политиков. Это объясняется повышенным интересом к исчезающим проявлениям традиционной культуры и к сохранению историко-культурного наследия. Сегодня особенности национального характера так или иначе затрагиваются в любом журналистском материале. Некоторые авторы констатируют факты и пытаются анализировать, кто-то высмеивает недостатки, но обойти эту тему нельзя, так как собственное мировосприятие и культура все равно накладывают отпечаток на каждый материал человека.
Сегодня в России, как и во многих других странах, продолжает наблюдаться кризис как индивидуальных, так и коллективных идентичностей, который стали заметно проявляться к началу нынешнего века. Это связано с разрушением многих привычных норм, с недолговечностью социальных процессов, с трудностями интеграции прошлого и будущего, разных коммуникационных потоков и систем социальных взаимодействий на индивидуальном и коллективном уровнях. Проблема идентичности ярко проявляется как перед отдельно взятыми индивидами, так и разного рода сообществами, этносами, народами, государствами. Особенно остро эта проблема проявляется в странах, вставших на путь создания независимых государств. В период глобальных перемен деление по национальному признаку становится инструментом социального самоопределения, а национальная идентичность - одним из немногих устойчивых ориентиров в постоянно меняющемся мире. Активный поиск основ идентичности, сильный интерес к прошлому страны, попытки определения таких понятий как гражданин, нация - все эти вопросы сейчас часто затрагиваются в современном обществе. Известный американский социолог - С. Хантингтон, считает, что: «Люди и нации пытаются ответить на самый главный вопрос из всех, что могут стоять перед человеком: кто мы такие?»[1].
Национальная идентичность обретается в результате постепенного приобщения человека к миру культуры, которая происходит с учетом особенностей личностного развития и требования общества. Это помогает человеку осознать, что он является частью сложной структуры и занимает в ней определенное положение.
Объект исследования: национальная идентичность.
Предмет исследования: проблема национальной идентичности в современном мире.
Цель: проанализировать особенности возникновение проблемы национальной идентичности.
Задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «национальная идентичность»;
2. Проанализировать особенности и формирование нации;
3. Рассмотреть значимость национальной идентичности в современном мире.           
Национальная идентичность стала обсуждаться на международной арене в первую очередь потому, что увеличилось внимание на многочисленные                       
межнациональные конфликты, появившиеся сегодня во многих странах вне зависимости от их социально-экономического положения. Идентичность нации предполагает представление о собственных целях и ценностях, а также тем, какой она кажется другим нациям.

 


ГЛАВА 1. Понятия и характеристики

1.1 Определения и свойства идентичности
Говоря о проблеме идентичности, необходимо дать четкое определение этому понятию. Появление термина «идентичность» часто связывают с именем Э. Эриксона. Он определил её как чувство личного тождества и исторической непрерывности личности [2] В данном случаи идентичность обозначена как некая система, включающая в себя определенные элементы. Чувство идентичности происходит с ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни, а также в уверенности и одобрении со стороны людей. Эриксон считал, что идентичность существует на двух уровнях. Первый уровень - индивидуальный. Он выражается в восприятие себя как идентичности и осознания целостности своего существования в пространстве. Второй уровень - социальный. Этот уровень отвечает за восприятие того, что другие признают мою идентичность и непрерывность. Каждый из уровней идентичности имеет два характера: положительный - то, каким человек должен быть с точки зрения общества, и отрицательный - то, каким человек быть не должен. Политолог C. Хантингтон считает, что идентичность является самосознанием индивида или группы [3]. Индивид может входить сразу в несколько групп и поэтому имеет возможность менять идентичности. Групповая идентичность, наоборот, менее гибкая. Значение этих идентичностей меняется впоследствии со времени, при этом они либо дополняют друг друга, либо конфликтуют.  А. Адлер создание идентичности объяснял теорией компенсации [4]. Адлер считал, что человеком руководит стремление к высшему. Каждый человек, появляясь на свет, стремится к превосходству, но это не всегда удается исполнить из-за физиологических или психологических свойств. Вследствие этого человечество страдает от чувства недостаточности из-за недостатков или неудач. Поэтому люди прибегают к компенсации, и в результате этого процесса человек формирует индивидуальный жизненный стиль, который превращается в идентичность. Один из основателей символического интеракционизма - Ч. Кули считал, что человек воспринимает свое «Я» через отражение в других [5]. Если с вами обращаются так, будто вы представляете из себя нечто необыкновенное, то в ближайшее время вы начнете думать о себе как о ком-то особенном. Мы видим в представлениях других о нас самих, как в зеркале, и судим о себе по этому отражению. В то же самое время подобная оценка может не соответствовать реальности. Взаимоотношения с обществом - вот ключ к пониманию поведения человека. Основатели американской школы «Новый взгляд» - М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка - изучали значимость познавательных процессов в формировании идентичности. По мнению ученых, ошибочное восприятие зависит от установок и стереотипов, в состав которых входят наиболее яркие признаки и периферия, которую люди автоматически добавляют в свое восприятие узнав о признаках [6].
Обозначим основные характеристики идентичности:
1. Идентичности выступают в роли конструкта. Мы сами конструируем свои идентичности по желанию или необходимости;
2. Идентичность отвечает за то, что мы думаем о себе, к чему мы стремимся; 3. Идентичность ситуационна. Она поддерживает свою целостность только при условии стабильности внешних обстоятельств.
Таким образом, идентичность не является прирождённой чертой. Она формируется из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка. Люди могут стремиться к идентичности, но достигнут ее только тогда, когда их примут в свой круг те, кто уже эту идентичность приобрел.
1.2 Формирование и структура национальной идентичности
В стабильном обществе проблем о вопросе идентичности не возникает, так как каждый человек знает и ощущает свою принадлежность. Однако в тяжелые времена перемен эта тема выходит на первый план. Идентичность дает правильное направление развитию и помогает четко определить национальные интересы. Обозначим основные факторы развития нации:
1) Целостность территории проживания, способствующая формированию близости в восприятии природных условий и формированию социальной общности;
2) Общность экономической деятельности, представляющая одни и те же ресурсы, которые формируют сходный тип хозяйственной активности;
3) Культурное единство. Оно в свою очередь характеризуется в общности языка, религии и социальных норм;
4) Общее этническое происхождение и единство национального самосознания.
Этапы создания национальной идентичности в результате индивидуального развития описал швейцарский психолог Ж. Пиаже, который выявил осознания принадлежности у ребенка к нации через понимание им понятий «родина», «другие страны» и «иностранцы» [7]. На первом этапе, в 6—7 лет, ребенок приобретает начальные знания о своей национальной принадлежности. На втором этапе, в 8—9 лет, ребенок уже четко сопоставляет себя со своей национальностью по национальности родителей, месту проживания и родному языку. На третьем этапе, в 10—11 лет, национальная идентичность возникает в полном объеме. Ребенок уже понимает и знает особенности своей национальной культуры и ее традиции.
Определяют две характеристики национальной идентичности - общность и отличительность. Общность имеет свойство однородности нации, которая выражается в представлениях о своей истории, территории, институтах, языке и религии. Общность показывает внутренние действия национальной идентичности. Отличительность, наоборот, подчеркивает насколько похожа или отлична одна нация от других.  Как и человек может узнать какой он, только вступив в общение с другими людьми, так же и нации узнают о своей уникальности и особенностях через взаимодействие с другими нациями - членами международного общества. Отличительность выражается во внешних измерениях национальной идентичности. Национальная идентичность включает в себя символические, социальные и  сконструированные значения,  которые свойственны  для всех наций в целом.
  В составе национальной идентичности можно выделить три компонента:
1. Когнитивный - знания об элементах собственной нации и осознания себя ее членом;
2. Аффективный - эмоциональное восприятие к своей и чужой нации;
3. Поведенческий - соответствие нормам и правилам поведения своей нации.
Выделим некоторые особенности национальной идентичности: Национальные документы создают мифы, символы, идеологии, которые служат улучшению и укреплению государства. Они предоставляют каждому индивиду как личную, так и социальную идентичность, позволяющую ему быть отличным от остального мира и от других культур.  
 В формировании и распространении идентичности заинтересованы все правительства, которые хотят закрепить свои национальные особенности, оправдывающие государственный суверенитет. Определяющую роль в данном процессе идеологии играют политические и интеллектуальные элиты. Например, в Африке процесс образования идет совершенно по-другому: не нация способствует появлению государству, а государство имеет решающую роль в формировании наций. Именно так объясняется тот факт существования в мире государств, не имеющих нации: речь идет о процессе формирования идентичности, которая появилась бы уже в существующем государстве.
Таким образом, национальная идентичность имеет сложную структуру. В результате процесса она выступает как личностная категория, но также связанная с социальной ролью, позицией или статусом человека. Национальная идентичность несет в себе глубокий смысл человеческих волнений о своих правах и обязанностях, об исторической памяти.

ГЛАВА 2 Роль и признаки

Различие между этносом и нацией

Национальную идентичность нужно уметь отличать от этнической идентичности. Этническая идентичность несет в себе чувство лояльности и принадлежности к этнической группе. Она не имеет отношения к государственным институтам, которые в результате приводят к появлению национальной идентичности. Нация же представляет собой   группу людей, связанных единством экономической жизни, территорией, и политическими институтами.
Существует две основные теории понимания нации:
1. Немецкая теория нации, в результате которой понятие «нация» формируется исходя из этнических и языковых признаков, а также рассматривается на основе общей культуры и истории. В этой теории члены нации связаны кровными узами, и в результате действительно все они оказываются родственниками, что обеспечивает лояльность традициям. Это, так называемое, кровнородственное понимание нации.
2. Французская теория нации создана на политическом согласие народа с властью и на праве народа на свое самоопределение. В основе такой нации лежит понимание людей разного этнического происхождения и цвета кожи, которые могут объединиться на основе общности прав и обязанностей - это политическое понимание нации. В первой теории доступ в нацию для чужих запрещен, во втором - открыт. Например, в конце 1990-х гг. во Франции родилось 30 000 детей от смешанных браков. 29 000 получили гражданство и только 1000 отказали в получении. В Германии в это же время родилось 40 000 детей от смешанных браков, и только 1000 человек стали гражданами.
Этнос выступает в роли устойчивой совокупности людей, обладающих общими особенностями культуры, миропонимания, языка и осознанием своего единства. Основной признак нации, который отличает ее от этноса, - наличие национальной идеи. Это идея идеального образца, совместно созданного, обсуждаемого и отстаиваемого проекта, который в будущем способен привлечь членов общества к совместным действиям. Еще один важный признак нации заключается в том, что только нация нуждается в государственном и юридически-правовом оформлении. Третий признак отличия нации от этноса в наличие многослойной культуры, которая претендует на мировую значимость. По разным данным, сейчас существует от 4000 до 8000 этносов. Каждый этнос в идеале стремится к национальному самоопределению и созданию единого государства. Соотношение этноса и нации подобно сравнению индивида и личности. В понятии «индивид» заложены природные, биологические особенности человеческого организма: рост, вес, цвет глаз и волос, признаки темперамента. Понятие «этнос» так же включает естественные, природные начала психологии народа. Оно содержит место развитие, этногенез, фазы развития и смерти.  Понятие «личность», наоборот, подразумевается то, как человек включен в общественные отношения. Нация так же охватывает условные характеристики и официально закрепленные в международном праве статус и границы расселения народов. Если сравнивать этносы с живыми существами, они сначала рождаются, развиваются, достигают расцвета, а затем бесследно исчезают.
Л.Н. Гумилев считал, что на развитие этноса не влияет знание языка, раса, географическая среда, социальные отношения или процесс эволюции [8]. Формирование нового этноса в напрямую связано с наличием у некоторых индивидов внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, которая в результате приводит к изменениям окружающего мира, причем иногда достижение данной цели выдумано или даже губительно для самого субъекта, так как эта цель представляется ему ценнее собственной жизни. Это может быть связан как с повышенными способностями, так и с ошибочным восприятием своих же способностей, которые кажутся ему недосягаемыми  среди прочих импульсов поведения. Именно этот признак лежит в основе антиэгоистической этики, где интересы коллектива ставятся выше над жаждой жизни и заботой о собственном благосостоянии. Особи, обладающие этим признаком, при удачных для себя условиях совершают поступки, которые, ломают традиции и создают новые этносы.
2.2 Изменения и значения национальной идентичности
Значимость национальной идентичности в последнее время сильно повышается. И.Ю. Киселев, А.Г. Смирнова отмечают следующие причины [9]:
1. Неравномерное развитие наций, порождающее распространение своего политического влияние более развитых стран на менее развитые;
2. Мировая борьба за ограниченное количество ресурсов;
3. Потребность в безопасности и объединение с этой целью в группы;
4. Поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией мире;
5. Увеличение межнациональных контактов: как косвенных, так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации.
Изменения национальной идентичности протекают в двух видах - формы и содержания. Выделяют два вида изменений формы: эволюционные и революционные. Эволюционные изменения происходят в результате постепенного приобщения страны к внутреннему или международному давлению. Революционные изменения происходят в результате реакции общества на огромные и всеобъемлющие по своему потенциалу проблемы. Изменения происходят в результате социальной революции, войны или любых других событий, непосредственно затрагивающих в первую очередь человека. Примерами революционных изменений национальной идентичности могут служить изменения относительно открытой экономической системы России после Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 г., а также изменения в Японии и Германии после Второй мировой войны. Поражение стран повлияло на их идентичность совершенно полным образом. В то время как китайские экономические реформы с 1979 г. могут служить примером эволюционных изменений, которые медленно, но верно создавали новый предпринимательский и капиталистический образ, который в увеличивающейся степени находил свое отражение в государственных институтах.
Изменения национальной идентичности  могут происходить как в историческом процессе так и в процессе индивидуального развития. Изменения национальной идентичности в историческом процессе происходит в четырех стадиях. На первой стадии национальной идентичности происходит осознание родства по крови и браку. Вторая стадия национальной идентичности - сознание общности происхождения.  На третьей формируется признак территориальной общности. Четвертая стадия, которая появилась в XVIII в., происходит на основе языка и культуры. Изменения идентичности возникли так же давно, как и существование нации, в процессе столкновения с внутренними и внешними признаками. Формирование идентичности является открытым процессом для изменений и никогда не заканчивающийся. Идентичность появляется в процессе понимания смысла реальности посредством установления или изменения определенных ценностей.
Таким образом, национальная идентичность меняется в процессе постоянного сравнения между старыми и новыми смыслами и все время находится в движении. В ней могут быть как взлеты, так и падения, она постоянно включают в себя новые процессы становления, изменения и трансформации. Данный процесс может происходить даже сейчас и никогда не будет стоять на месте.

2.3 Будущее развитие и влияния национальной идентичности на мировую политику
 Существует несколько возможных путей влияния национальной идентичности на мировую политику. Во-первых, национальная идентичность определяет, как политическая ситуация, которая в свою очередь перерастет в международные субъекты (индивидуальный или коллективный). Во-вторых, национальная идентичность участвует в принятие внешнеполитических решений. Выбирая различные варианты решения проблемы, политический деятель с большей вероятностью примет те, которые соответствуют национальной идентичности. В-третьих, национальная идентичность может помогать политическим институтам или общности людей дополнительными ресурсами для необходимой социальной поддержки. Если политическое решение подходит и соответствует общественному мнению, то проводящая это решение политическая группа скорее всего преодолеет сопротивление оппозиции и добьется необходимой социальной поддержки. Однако не всегда национальная идентичность действует на мировую политику быстро. Зачастую ее влияние оказывается косвенным или неполным.
Вопрос о сохранении своей национальной идентичности непосредственно связан с вопросом об организации в сфере культуры. Необходимо привлечь молодежь к народной культуре и поддерживать собственный язык и культуру, что в результате будет способствовать развитию националь­ного мировосприятия. Сохранение национальных особенностей необходимо для дальнейшего гармоничного раз­вития народа, что может поспособствовать экономическому развитию (туристский бизнес, который может помочь экономическому и культурному развитию государства и народов, проживающих на данной территории). Нужно воссоздать внешние стороны традиционной и материальной культуры, такие как праздничный костюм, архитектура, праздники и обряды, музыка, песни, танцы и таким образом создавать нужные условия для саморазвития национальной культуры. Религиозные верования и народные обряды занимают важное место в национальной идентичности, так как в них содержится частица истории народа.
Как будет развиваться национальная идентичность в будущем? Можно предположить несколько вариантов развития событий:
1. Национальная идентичность останется главной в эпоху глобализации. Тяжелее представить мир без государств, чем мир, в котором число государств увеличится до 500 и даже более.
2. Национальная идентичность под влиянием глобализации вымрет вместе с государством. Ей на смену придут другие идентичности.
3. Национальная идентичность будет мирно существовать в прогрессирующем новом мире, дополняя и обогащая его.
Таким образом, чем быстрее процессы глобализации проникают в национальные культуры, тем сильнее народы стараются сохранить такие внутренние компоненты, как культура, традиции, язык, религия. В период глобальных изменений обостряются проблемы национальной идентичности, связанные со стремлением народов отстоять и сохра­нить свою идентичность.

 

 


Глава 3 Национальная идентичность в России

 Проблема национальной идентичности всегда была свойственна России, которая отличалась сильным расслоением общества и негуманной сословной иерархией. Россия всегда была страной контрастов: роскошь и образованность вальяжного дворянства и нищета бесправного крестьянства. Николай Усков считал, что расслоения россиян произошло из-за того, что чувство собственного достоинства жителей страны долгое время прищемляли, а затем оно было обретено быстро, как и деньги, которые в один момент полностью достались людям, многие из которых были к этому неподготовлены в культурном и духовном плане. Также причина непонимания россиян того, кем они являются, может быть связана с многократными сменами идеологий, которому подверглось российское общество. В истории страны достаточно много метаний по своему мировоззрению: сначала это ориентир на Запад, инициатором которого был Петр Первый, затем при социализме - отторжение всего иностранного и в постсоветском обществе опять возвращение к подражанию Западу. Причем, ни одна из этих идеологий так и не была окончательно принята в России.
Следующей причиной проблемы национальной идентичности в России является ее географическое положение, которое стало рингом для борьбы двух культур: западной и восточной.  Российская культура сочетает в себе как европейскую, так и азиатскую модель мировоззрения.  Русский писатель Б. Акунин считал, что азиаткая культура наиболее преемственна для России [11]. Он отмечал черты, которые были присущи Золотой Орды и заимствованы много лет назад. Некоторые из них играют важную роль в культуре и менталитете россиян. Среди  наиболее отрицательных качеств он  выделял самодержавие с немыслимым авторитаризмом, вознесение монарха, унижение подданных перед монархом, жесткую административную вертикаль, согласно которой государь был властен над всеми, а привилегированное сословие - над крестьянами, но  в результате и те, и другие были равно бесправны перед государем,  а также слабость юридических институтов и нежелание большинства людей подчиняться законам. Положительные черты, которые автор выделяет в результате татаро-монгольского нашествия, заключаются в удароустойчивости страны и бесстрашие во время опасности, а также веротерпимость, и национальная терпимость - которая способствовала существованию на территории одной страны различных национальностей.
Следующая причина проблемы национальной идентичности заключается в   том, что многие люди считают, что Россию должны населять люди исключительно с европейской внешностью, «Россия для русских» - именно так гласил лозунг русских националистов, и сейчас он не утрачивают своей популярности. Но что же делать с другими национальностями, исконно входящими в состав российской нации? Данная позиция препятствует формированию национального единства, более того, следует понимать, что национализм - очень опасная вещь, и даже один неверный шаг может повлечь за собой тяжелые последствия. Статья Николая Ускова, опубликованная в журнале «Сноб», была направлена против русских националистов и является ответом на различные популярные лозунги. Главная мысль статьи заключалась в том, чтобы направить людей на понимание того, что русской нации не будет существовать до тех пор, пока люди не начнут понимать и знать собственных корней и истории. Автор считал, что россияне не представляют собой единой политической общности, которые объединены общим языком и территорией, они сознательно разделились на русских и представителей других этносов [12]. Подобные защитники русской национальности полагают, что русскую культуры и историю творили исключительно русские православные предки, что остальные этносы, такие как татары, башкиры, чуваши, удмурты, марийцы и многие другие не участвовали в данном процессе, также они считают, что  все русские цари и императоры в своей власти опирались исключительно на православие, что нация - это объединение людей по национальному принципу и по принципу вероисповедания. На самом же деле, как говорит сам Усков, подобные националисты глубоко заблуждаются.
Этническим вопросом стали ярко интересоваться в начале 1930-х годов, когда начали выдавать паспорта с графой национальности. В 1997 году графу эту ликвидировали. На заседание XVIII Всемирного русского народного съезда были провозглашены основные критерии определения русской национальной идентичности: самосознание, язык, христианство, чувство солидарности с судьбой русского народа - однако все эти предложенные варианты  оказались поверхностны. Национальное единство, в результате которого формируется национальная идентичность, подразумевает не только слова, но и дело. Необходимо создавать высокий уровень жизни, средний класс, добиваться стабильности. В стране должно быть приятно проживать, все города должны иметь одинаково благосостояние, быть комфортны, чтобы граждане могли равномерно распределяться по территории всей страны, а не сосредотачиваться в одном месте. Необходимо установить диалог правительства с гражданами так, что власти действительно могли быть в курсе потребностей жителей и могли реагировать на их идеи и предложения. Россиянам следует воспитывать любовь к Родине, например, в учебных заведениях надо больше уделять внимания патриотизму.
Таким образом, Россия сейчас очень нуждается в волевых и сильных духом людях, мыслящих смело, но при этом с позиции патриотизма, которые смогут поднять страну с таким колоссальным потенциалом.

 

                                                          

 


                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенной работы можно сделать вывод, что социальные, политические и экономические изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, в полном объеме привели к расширению взаимосвязей и взаимозависимостей различных стран, народов, культур.
Мы рассмотрели основные исследовательские подходы к проблеме национальной идентичности, раскрыли специфику ее формирования, выявили и исследовали значения и будущее возможное ее влияние на мировую политику.
Проведенный нами анализ позволил сделать следующий вывод: национальная идентичность - это сложная и многогранная структура, исследование которого включает социальные, социально-философские, психологические, культурологические, а также собственные этнические аспекты. Она характеризуется многокачественностью, относительностью, динамичностью. Сильное расслоение общества, многократные смены идеологий, географическое положение и многонациональность - все эти причины особенно влияют на национальную идентичность.
Кризис идентичности - наиболее важная проблема современной России. Без ее решения невозможно разрешить ни одной социально-экономической проблемы, преодоление которых сейчас являются главной задачей в стране. Глобализация пытается сломить национальную идентичность, растворить её в глобальных процессах демократизации, инфраструктуры и стандартизации культуры. В свою очередь национальная идентичность бросает вызов глобализации и поднимает уровень национализма в пределах национальных сообществ и делит данные сообщества на отдельные составные элементы. Необходимым элементом в формировании национальной идентичности является художественно-эстетическое образование, без которого невозможно сформировать эмоциональное восприятие своего народа и своей родины, преданность и любовь к ним. В современных условиях жизни только у многогранно развитого и образованного человека возможна глубокая и осознанная духовная связь со своим народом. Пробуждение в человеке чувства прекрасного, воспитание умения видеть красоту мира и людей, понимать язык искусства, самостоятельно участвовать в создании художественных ценностей - можно назвать главной задачей современного образования.

 

                                                            

                                                        ЛИТЕРАТУРА
1. Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» / С. Хантингтон. – Москва, 1999. – 532 с.
2. Эриксон Э. Х. «Идентичность: юность и кризис»/ Э. Х. Эриксон. – Воронеж, 1996.
3. Хантингтон С. Ф. «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности»/ С. Ф. Хантингтон. – Москва, 2004.  
4. Адлер А. «Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства» / А. Адлер. – Киев, 1997.
5. Кули Ч. Х. «Человеческая природа и социальный порядок»/ Ч. Х. Кули. -Москва, 2001.
6. В. Келер, К. Коффка «Гештальт-психология»/ В. Келер, К. Коффка. - Москва,1998.
7. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды»/ Ж. Пиаже. - Москва, 1994. 8. Гумилев Л. Н. «Этногенез и биосфера Земли»/Л. Н. Гумилев. - Москва, 2005.
9. Киселев И.Ю, Смирнова А.Г. «Формирование идентичности в российской провинции»/ И. Ю. Киселев, А. Г. Смирнова. - Ярославль,2001.
10. Акунин Б. «История Российского государства. Ордынский период»/ Б. Акунин. – Москва, 2017.
11. Усков Н. Ф. Журнал «Сноб» «Существует ли русская нация?»/ Н.Ф. Усков. - Москва, 2013.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!