Ценности (новый культурный тип человека завершает формирование)

Культура ХХ века

Задачи семинара (90 мин)

-Первокурсник должен представлять, в чем выражается сегодня многополярность культуры (есть изобразительный ряд)

-Как современный мир формирует личность человека, его шкалу жизненных ценностей

- Плюсы и минусы нового творца и потребителя культуры. Культура и власть

 

 

Характерные черты современной культуры:

- Мозаичность, нет стержневой линии, мэйн стрима

-Две позиции: 1)ценности запад­ной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и т.д.) являются архетипными, истинными, а западный об­раз социокультурной жизни -- единственно правильным. 2) вечность национальных культур. Современный конфликт культуры связан с мигрантами. По словам русского философа П. Щедровицкого, с конца 90-х годов, просматривается уход от географической составляющей, происходит окончательный переход от формулы "кровь и почва" к принципу "язык и культура".

- Примат экономики и производства, техницизм. Задача возвращения к «естественному человеку»? Некоторые западные аналитики считают постиндустриальное общество обществом технократии, т. е. обществом, в котором власть принадлежит технологам и менеджерам. Узкая специализация всех сторон жизни человека лишает его, а значит, и социум в целом, не только широты охвата и перспективного видения текущего состояния, но и многих возможностей, возникающих лишь при целостном подходе и том образе жизни, который позволяет эту целостность реализовывать.

-формирование нового типа культурно­го взаимодействия

-Трансформация знания в информацию. Это позволяет многим исследователям именовать современное общество информационным. Одной из существенных черт современности является смена самой модели познания. Знание всегда было связано с его носителем - человеком, поэтому не являлось нейтральным.

- Фукуяма о готовности рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели сегодня ушла, над ней смеются.  Прагматическая направленность как проявление общества потребления. Современная действительность достаточно безжалостна - жесткий контроль и соизмерение с результативностью являются необходимым требованием, свойственным всем сферам жизни, в том числе и фундаментальной науке.. Все, что ни делается, планируется и даже «мечтается», обязательно должно иметь практическую направленность, приносить реальные, осязаемые плоды и доходы. Такое явление можно назвать прагматической тенденцией современной культуры.

Все, что происходит, все, что делает человек, имеет в этом отношении единую меру, с которой необходимо соизмерение. Мера, с которой соизмеряется современность, - не спасение (как в религиозно ориентированных социумах), не выживание (как в примитивных обществах) и уж тем более не ценности нравственности (хотя подобные ориентиры могут признаваться на словах или быть побудительной причиной для части населения), но расчет, польза и выгода.

- В кругах мировой научной и художественной интеллигенции справедливо считают, что массовая культура - это выпадение человека из культуры. Акцент в ней смещается на потребление культуры

Вопросы

1. Как политика определяет развитие искусства?

2. С чем связано увлечение - эзотерикой, шоу-маскультурой?

3. Шкала культурных ценностей современного человека. Есть ли разница – Запад-Восток – Россия?

4. Имена исследователей современной культуры на Западе и у нас. Их концепции.

5. Место преемственности в современной культуре

6. Как относится к предложению об «усилении общественного контроля за реализацией новых форм культуры» ?

7. Возможно ли: «научно-интеллектуальное обеспечение процессу внедрения новых культурных явлений и условий и прогнозирования многовариантность положительных, отрицательных и опасных своей трагичностью последствий для всех субъектов человеческой культуры.»?

8. Существует ли кризис сложившегося типа человека в ХХI веке? Что влияет на формирование нового типа человека?

9. Существует ли в современном мире социокультурная угроза восстановления рабства? (вживления микрочипов, современная психология, наркотики. Наёмные убийцы, сексрабыни, люди-роботы, пониженный порог чувствительности)

10. Культура и власть. Согласно В.М. Межуеву, культура как фактор развития должна находиться в центре внимания современной политики.

Ценности (новый культурный тип человека завершает формирование)

-новая телесность (натуропатическое питание, роботообеспечение..)

-информированность

Терминология

Вестернизация (от англ. «west» - запад) - процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Экономикоцентризм - стремление видеть в экономических процессах и процессах производства самое существенное, что происходит в человеческом обществе.

Для повторения исторических типов культуры:

История знала и другое отношение к производственной сфере - абсолютной ценностью признавались, например, Бог, нравственные ориентиры, идеалы государства и пр. В античности производство было уделом рабов и беднейших слоев населения. Можно вспомнить, что в христианской доктрине труд - это проклятие, но никак не доминирующая ценность. Однако именно признание труда нравственной ценностью (что особенно характерно для протестантизма, возникшего в период становления капитализма) во многом позволило европейской культуре стать не только культурой с высокоразвитыми экономикой и производством, но и притягательной силой для других культурных традиций, своеобразной «приманкой» для внедрения европейского стиля и образа жизни.

Источники

Г. Лебон

В середине 90-х гг. 19 в. вышла вызвавшая много шума работа французского психолога, антрополога и археолога Г. Лебона «Психология народов и масс». По мнению Лебона, масса изменяет человека следующим образом: индивид «поглощается» массой, масса ввергает человека в такое состояние, в котором он добровольно отказывается от своей индивидуальности.

X. Ортега-и-Гассет

Анализу характерных черт такого человека посвящена вышедшая в 1930 г. работа испанского мыслителя X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Термин «масса» философ не привязывает ни к какому социальному классу. Человек массы - это характеристика надсоциальная, существующая «поверх» традиционных классов. Главным определителем человека массы служит усредненность: «Масса - это посредственность». Самое же неприятное состоит в том, что в наше время, по мнению X. Ортеги-и-Гассета, именно такие «заурядные души» доминируют. Вознесение «усредненного человека» - результат тех социально-культурных сдвигов, которые произошли на рубеже 19-20 веков.

Ёсихиро Фрэ́нсис Фукуя́ма

В книге «Конец истории и последний человек» (1992)он провозгласил, что распространение либеральных демократий во всём мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества и стать окончательной формой человеческого правительства. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории.

Со временем идеи Фукуямы отошли на второй план, тогда как тезис о "столкновении цивилизаций" (Хантингтон) стал одним из самых популярных не только в политологической, но и во всей социально-гуманитарной мысли

Хантингтон

Книгу Самюэля Хантингтона "Столкновение цивилизаций" называют первой пробой практического применения новых смыслов, вложенных в понятие "цивилизация" во второй половине XX века

Мир Хантингтон рассматривает в рамках семи - восьми цивилизаций (вдоль которых проходят "линии разлома"). А именно: синская (китайская), японская, индуистская, исламская, православная (с центром в России), западная, латиноамериканская и возможно африканская цивилизации.

При этом он отмечает момент доминирования Запада над остальными цивилизациями, и критикует западные страны за то, что они стараются навязать свои ценности остальному миру.

Основная идея его труда заключается в том, что наиболее важные различия между людьми уже не идеологические, политические или экономические. Это культурные различия. Люди определяют себя, используя такие понятия, как происхождение, религия, язык, история, ценности, обычаи и общественные институты. И, в мире после "холодной войны" культура является силой одновременно и объединяющей, и вызывающей рознь. Соперничество сверхдержав сменилось столкновением цивилизаций.

Тезис о триумфальной победе всемирной либеральной демократии Хантингтон характеризует как предвкушение эйфории по окончанию "холодной войны", которое породило иллюзию гармонии.

Гео́ргий Петро́вич Щедрови́цкий

Один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года; в Кружок также входили: Б. А. Грушин, А. А. Зиновьев и М. К. Мамардашвили) и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения — Московского методологического кружка (ММК).

При том, что многие труды Г. П. Щедровицкого касались вопросов психологии, в современной российской психологии его идеи остаются маргинальными, его имя цитируется редко. Школа психологов-последователей Щедровицкого существует в Белорусском государственном педагогическом университете (БГПУ). С другой стороны, идеи Г. П. Щедровицкого имеют много сторонников в отечественной педагогике.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. / Общ. ред. сост. и пред. А.Ю.Согомонов. М.: Политиздат, 1992, 543 С.


В. Межуев

Однако, как отметил В. Межуев, для России цивилизационная модель Хантингтона оказалась более, чем "своевременной". "Россия начинала приходить в себя после демократического "опьянения" 1989-1991 гг., постепенно сознавая себя "бесприданницей", которой во время проведенной бурной ночи, собственно, никто и не предлагал руки. Устами Бжезинского России давали понять, что как проигравшей "холодную войну" стране, ей нечего надеяться на особые симпатии победителей, устами Фукуямы предлагали усомниться в наличии у нее своих "национальных интересов" и передоверить защиту русскоязычных меньшинств в Ближнем Зарубежье компетентным специалистам из "мирового цивилизованного сообщества". Закономерно, что в России, обреченной выслушивать подобные заявления, нарастал инстинктивный фашизоидный протест против современного миропорядка, в котором ей предлагалось занять далеко не самое почетное место". Устами Хантингтона "Посткоммунистической России, как ядру особой, православно-славянской цивилизации, предложили свободно обустраиваться не только на своей территории, но и на пространстве всей православной ойкумены, одновременно сообщив, что в случае соответствующего цивилизационного самоопределения вход в Европу ей окажется закрыт"

.

Так ли? А как сегодня? Деньги, власть, мат. ценности, религия и т.д.

 

А


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!