VIII . Порядок и условия предоставления заявки



1. Заявки на участие и презентации (для заочного участия) подаются до 31 января 2019 года по форме приложения в электронном виде по адресу: umc.art72@gmail.com 

IX . Контакты:

Чувашова Ольга Анатольевна, директор УМЦ, телефон (3452) 20-16-16,

e-mail: umc.art72@gmail.com

 

 

Приложение

ЗАЯВКА

На участие в III Областном конкурсе исследовательских работ для учащихся образовательных учреждений в сфере искусств

(научно-практическая конференция)

 

1. Номинация___________________________________________________

2. Индивидуально/ в группе ______________________________________

3. Возрастная группа ____________________________________________

4. Фамилия, имя, телефоны, возраст участника/ ов

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Образовательное учреждение, класс/курс_________________________

__________________________________________________________________

6. Фамилия, имя, отчество, телефон преподавателя

__________________________________________________________________

7. Тема исследовательской работы

__________________________________________________________________

8. Компьютерные программы, использованные в работе

__________________________________________________________________

 

 

Руководитель                                                                 Подпись (ФИО)

 

 

Методические рекомендации к созданию исследовательских работ (проектов) учащихся

Проектная деятельность в последние два десятка лет заняла прочное место в педагогической практике не только общеобразовательных школ, но и детских школ искусств. На основе опыта проведения конкурсов презентаций и собственно исследовательских работ, представленных на конференциях учащихся, попробуем сформулировать основные проблемы, на которые необходимо обратить внимание при подготовке совместных с детьми проектов. 

  Проект – понятие сложное, включающее в себя много составляющих, в том числе: собственно исследовательскую работу (наиболее длительный по времени и наиболее емкий по содержанию процесс), ее оформление в письменном виде, подготовку доклада и презентации, репетицию защиты конкурсной работы. По мнению педагога И.С. Сергеева, исследователя проектной деятельности школьников, проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации - Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Первое «П»: ПРОБЛЕМА.

Проектный метод близок проблемному методу обучения. Формулирование проблемы, определяющей проект, – это важнейший начальный этап работы, а весь дальнейший исследовательский путь выстраивается как совокупность взаимосвязанных частных проблем, требующих поочередного рассмотрения. Проблема – это задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. «Решить проблему» - значит применить в данном случае необхо­димые знания и умения из различных областей жизни, получив в итоге ре­альный и ощутимый результат. Наличие проблемы является как сильным фактором мотивации, так и моментом дисгармонии, которую следует преодолеть.

Из проблемы следует тема проекта, которая является краткой формулировкой проблемы. Важным является целеполагание, где проблема преобразуется в личностно значимую для учащегося цель и приобретает образ ожидаемого результата. Личностно значимая цель – это то, что непосредственно задевает интересы исследователя и выявляет его личное отношение к предмету исследования. Где находятся проблемы для будущих проектов? В жизни, в личном опыте, в общении школьников друг с другом или с учителем. Обратимся к примерам.

Так, один из участников очной формы конференции озаглавил свое исследование малоизвестным словом «Агонистика», убедительно доказав при этом, что вполне правомерно провести параллель между Олимпийским движением в Античной Греции и динамикой своего личностного роста, даже если ты не спортсмен, а музыкант. Идея другой работы подсказана противоречивыми сведениями, содержащимися в литературе, относительно одно и того же музыкального произведения (Симфонии игрушек), что стало стимулом для пытливого исследователя узнать «Историю одного шедевра». Любой географический объект интересен с точки зрения истории, знаменитых людей или явлений. Например, в Ялуторовске это, безусловно, исторический факт ссылки декабристов, память о котором хранится в замечательном музее. Поход в музей, а, быть может, и урок литературы или истории в школе, инспирировал желание исследовать подробнее вклад декабристов в развитие музыкальной культуры своего региона – так возник проект под названием «Музыка и декабристы». Юную певицу из Детской школы искусств пос. Голышманово заинтересовало имя, недавно присвоенное школе – Л.И. Шарохи – и это стало мотивом для ее исследования. Конечный продукт данного проекта зафиксировался не только в ярком выступлении участницы конкурса, но и в создании авторских сувениров – сделанных своими руками фигурок соловья (подаренных членам жюри). Проект назывался «Наш сибирский соловей».

Второе «П»: ПЛАН.

В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. В качестве примера остановимся подробнее на одной работе.

Целью работы «Воплощение образа Испании в фортепианном творчестве Исаака Альбениса» стало раскрытие фортепианного стиля Альбениса. Автор проекта поставил следующие задачи:

Изучить биографию Исаака Альбениса;

Ознакомиться с аудио- и видеозаписями исполнений фортепианных сочинений Альбениса;

Раскрыть и обобщить особенности фортепианного стиля композитора;

Исследовать образы и мотивы, с помощью которых реализована тема Испании в музыке И.Альбениса на примере третьей части фортепианной сюиты «Испания» - «Малагуэнья».

Итак, план – пошаговая инструкция исследовательской работы, пройдя которую до конца, гипотетически можно достичь цели.

Третье «П»: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации и ее отбора. Возможно, проблема проекта требует проведение экспериментов, наблюдений, исследований, опросов. Результатом работы с информацией становится формирование на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Работа с информацией формирует важнейшие исследовательские умения: самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия: самостоятельно искать недостающую информацию; запросить ее у учителя; выдвигать отдельные гипотезы; наконец, умение устанавливать причинно-следственные связи в исследуемых явлениях или процессах. (1).

Учитель выступает в роли проводника в этом море информации и учит грамотно расставлять приоритеты: в первую очередь должны быть изучены первоисточники (учебные и научные издания авторитетных авторов) – при этом не важно, в книжном или электронном формате они будут использованы. Необходимо предостерегать учащихся от использования «первой попавшейся» информации с малоизвестных сайтов без ссылки на первоисточник. В связи с информационной ситуацией в сети Интернет уместно и необходимо познакомить юных исследователей с содержанием понятия «плагиат».

Создание проекта в школе искусств – всегда творческий процесс, охватывающий пространство и проблематику многих дисциплин, то есть напрямую реализующий междисциплинарные связи. Это, безусловно, относится к достоинствам. Полнота собранной информации, как в пространстве основного, так и в смежных искусствах, всегда свидетельствует о глубине проработки выбранной темы.

Четвертое «П»: ПРОДУКТ.

Исследователи перечисляют следующие формы продуктов проектной деятельности: Web-сайт, исследовательская работа, видеофильм, игра, модель, экскурсия, карта, статья и др. (1).

Представление жюри исследования на бумажном (или электронном – для заочного участия) носителе является обязательным условием конкурса и оценивается отдельно. Как правило, это и есть основной проектный продукт (то, ради чего задумывался проект).

Структура исследовательской работы является стандартной для научных работ разных жанров. Она должна содержать:

1.Титульный лист

Титульный лист заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Далее указывается фамилия, имя автора проекта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указывается место и год выполнения работы.

2.Оглавление

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Желательно при составлении оглавления воспользоваться соответствующей функцией программы Word (автособираемое оглавление).

3.Введение

В нем обосновывается проблематика выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат. Такие обязательные для научных работ критерии, как актуальность и новизна выбранной темы, выдвижение гипотезы – в учебных проектах, думается, являются излишними, так как подобные проекты менее всего нацелены на совершение научных открытий. Гораздо важнее в них приобретенный опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Как правило, во введении также дается характеристика основных источников получения информации, обзор основной литературы по теме настоящего исследования.

4.Основная часть

В основной части работы должно быть полно, логично и последовательно изложено состояние вопроса, которому посвящено данное исследование. Основная часть может включать теоретический и практический (аналитический) разделы.

5.Заключение

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении. Здесь возможно включение рефлексивной составляющей, где дается самооценка проделанной работы.

6.Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы, оформленной в алфавитном порядке с указанием издательства и года издания. Сначала помещают список книг, затем список электронных ресурсов.

7.Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении могут содержаться нотный текст, текст анкеты или опроса, полный текст интервью, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например, "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см. Приложение 1), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Пятое «П»: ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Завершается проект презентацией созданного проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта. Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором выводами и открытиями.

Две основные проблемы презентации - это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли хорошим литературным языком.

Несомненным достоинством творческих проектов является то, что на их защите (презентации) автор вполне может блеснуть своими исполнительскими возможностями. Приветствуется «живое» исполнение музыки либо, если это невозможно, необходимо предусмотреть иллюстрацию выступления с помощью аудио и видеоматериалов.

В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы членов жюри или публики, присутствующей в зале. К этому следует быть всегда готовым. Ответ лучше начинать, поблагодарив того, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность).

Общими критериями оценки выступления автора проекта являются артистизм, эмоциональность в подаче материала, хорошая речь, личное отношение к произносимому тексту.

Электронная презентация проекта оценивается отдельно. Плоха та презентация, на слайдах которой дублируется весь текст, который произносится выступающим. Функция презентации – украсить выступление, дополнить его наглядными материалами: портретами композиторов, тематическими картинками, схемами, таблицами, нотами, а также аудио и видеофрагментами. Современные возможности Power Point позволяют создавать волшебные по красоте презентации, но важно все же помнить, что главное в презентации – чувство меры и вкуса, и она не должна переключать на себя внимание слушателей с самого выступления.

   Достаточно актуальным представляется вопрос о времени реализации учеником задуманного им проекта (при этом следует иметь в виду самостоятельную работу ученика как таковую, т.е. собственно исследовательский процесс), а также время, которое придется выделить преподавателю для полноценного курирования проекта. В идеале, для получения качественного результата можно обозначить полугодовой срок работы от выбора темы до фиксации готового текста и подготовки защиты проекта. Задумывая проект и приступая к его реализации с учеником, преподаватель должен детально представлять себе все реальные проблемы предстоящей работы и возможные пути их решения.

                                                   

Использованные источники:

1. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] / И.С. Сергеев. - М., 2005. – 80 с. Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2189275-pall.html

2. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с. Режим доступа http://docplayer.ru/298327-M-a-stupnickaya-chto-takoe-uchebnyy-proekt.html

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!