Структура и функции философии.



Структура философии означает совокупность ее разделов:

1.Онтология – исследует основы бытия.

2.Социальная философия – исследует закономерности развития общества.

3.Философия истории – выявляет закономерности исторического процесса, смысла и направленности истории.

4.Философия культуры – изучает специфику становления культуры, ее сущность и значение.

5.Аксиология – это учение о природе ценностей.

6.Философская антропология – это философия человека, его сущности и смыслов его бытия.

7.Гносеология (теория познания) – исследует природу познания, возможности познавательной деятельности человека, закономерности познания, критерия (показатели) его истинности.

8.Этика – изучает нравственные основы личности.

9.Эстетика – изучение законов красоты.

10.Философия религии, права, история философии и др.

 

Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции:

1.Мировоззренческая – философия способствует формированию целостной картины мира, представления об его устройстве, о месте человека в мире, о принципах взаимодействия человека с окружающим миром.

2.Методологическая – заключается в том, что философия вырабатывает основное методы познания окружающей действительности.

3.Мыслительно - теоретическая – философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логическое схемы, системы окружающего мира.

4.Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.

5.Критическая – подвергать сомнению существующее знание, расширять границы познания, разрушать догмы.

6.Аксиологическая – заключается в оценке тенденций, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – этических, социальных, идеологических итд.

7.Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, структуру, элементы, движущие силы.

8.Воспитательно-гуманитарная – состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укрепленные морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

9.Прогностическая –прогнозирование тенденций развития познавательных процессов, человека, природы и общества.

                5. Основные философские течения.

Материализм — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей.      Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю. Материализм неоднороден в своих конкретных проявлениях. Можно отметить следующие его основные формы.

Наивный Материализм Древнего Востока и Древней Греции— это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и д.р.).

 Метафизический (механистический) материализмНового времени в Европе. В основе его лежит изучение природы, однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.).

Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и д.р.).

Последовательный материализм— в его рамках принцип материализма- распространяется и на природу, и на общество (марксизм).

Непоследовательный материализм— отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм(от лат. deus — бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин. M.B. Ломоносов и др.).

Различают научныйи вульгарный материализм. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности:        Объективный идеализм -провозглашает независимость идеи, бога, духа - вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф.Аквинский, Гегель).

Субъективный идеализмутверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм(от лат. solus— один, единственный и ipse— сам). Согласно ему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.

Монизм(от греч. monos— один, единственный) — философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция.

Дуализм(от лат. dualis— двойственный) — утверждает равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, по Р. Декарту в основе бытия - две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм(от лат. pluralis— множественный) — предполагает множественность оснований и начал бытия.

В вопросе о познаваемости мира агностицизм(от греч. agnostosнепознаваемый) полагал, что мир принципиально непознаваем. Скептицизмотрицал возможность достоверного знания (древнегреческой философии Пиррон и др.). Гносеологические оптимисты, напротив, утверждают способность человека изучать достоверное знание, объективную истину.

Сенсуализм(от лат. sensus— чувство) —всезнание выводится из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах. Фейербах и др.).

   Рационализм(от лат. ratio — разум) — основа познания и действия людей - разум. (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель…).

Иррационализм -ограничивает роль разума в познании и уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (интуиция, инстинкт, вера, откровение и т.д.), а само бытие рассматривает как иррациональное (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!