И ещё я увидел окна. Настежь распахнутые окна в соседних домах. 21 страница



 

5. Из предложений 15–17 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

 

6. Замените разговорное словосочетание «набит битком» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Замените словосочетание «народная мелодия» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

 

9. Среди предложений 7–11 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 12–17 найдите предложение с обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

– Не мудрено,(1) что он производит такое потрясающее впечатление,(2) – говорил в толпе какой-то человек своему соседу. – У него,(3) по-моему,(4) замечательно драматическая наружность. Действительно,(5) и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, (6) и неподвижные глаза,(7) и вся его фигура предрасполагали к чему-то особенному, (8) непривычному.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

 

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Ему казалось,(1) что эта могучая,(2) свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвётся тревожным,(3) болезненным вопросом,(4) который откроет новую рану в душе слепого.

 

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Казалось,(1) будто удар разразился над толпою,(2) и каждое сердце дрожало,(3) как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк,(4) но толпа хранила гробовое молчание.

 

13. Среди предложений 1–8 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

14. Среди предложений 15–19 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

 

15.1.

 

15.2.

 

15.3.

 

Вариант 08

(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку.

– (5)Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– (6)Дагни, – вполголоса ответила девочка.

(7)Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. (8)Испугаться она не могла, так как глаза Грига смеялись.

– (9)Вот беда! – сказал Григ. – (10)Мне нечего тебе подарить. (11)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. (12)Слушай, Дагни, я придумал. (13)Я подарю тебе одну интересную вещь. (14)Но только не сейчас, а лет через десять.

(15)Дагни даже всплеснула руками.

– (16)Ой, как долго!

– (17)Мне её ещё нужно сделать. (18)Я сделаю её, может быть, за несколько дней, но такие вещи не дарят детям. (19)Я делаю подарки для взрослых, а ты ещё маленькая и многого не понимаешь. (20)А теперь давай корзинку, ты её едва тащишь. (21)Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.

(22) Корзина действительно была тяжёлая, и Дагни, вздохнув, протянула её Григу.

(23)Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

– (24)Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни.

– (25)Разве вы не зайдёте к нам?

– (26)Спасибо. (27)Сейчас мне некогда. (28)Прощай, Дагни!

…(29)Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу, отец отвёз её погостить к своей сестре в город. (30)Однажды Дагни с тётушкой отправилась на концерт. (31)Был тёплый июнь, стояли белые ночи, и концерты проходили в городском парке под открытым небом. (32)Несмотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включили лампочек над пультами.

(33)Дагни впервые слышала симфоническую музыку. (34)Она произвела на неё странное действие. (35)Все переливы оркестра вызывали в Дагни множество картин, похожих на сны. (36)Потом она вздрогнула и подняла глаза. (37)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.

(38)Тётушка смотрела на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением.

– (39)Что случилось? – спросила Дагни. (40)Тётушка схватила её за руку и прошептала:

– (41)Слушай!

(42)Тогда Дагни услыхала, как человек во фраке сказал:

– (43)Слушатели из последних рядов просят меня повторить. (44)Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая Дагни, дочери лесника, по случаю её восемнадцатилетия.

(45)Сначала она ничего не слышала. (46)Внутри у неё шумела буря. (47)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастушеский рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр. (48)Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.

(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! (51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!

(По рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)*

*Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Эдвард Григ сказал, что сделает Дагни подарок только через десять лет?»

1) У Эдварда Грига не было в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

2) Эдвард Григ считал, что подарки надо делать только на день рождения.

3) Эдварду Григу нужно было много времени, чтобы подготовить подарок для Дагни.

4) Дагни должна была повзрослеть, чтобы понять серьёзную музыку.

 

3. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

2) Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.

3) Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.

4) Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.

 

4. Из предложений 9–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».

 

5. Из предложений 1–4 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

 

6. Замените разговорное слово «почудилось» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Замените словосочетание «еловые шишки» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 44.

 

9. Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 33–38 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном словосочетании.

Я сделаю её,(1) может быть,(2) за несколько дней,(3) но такие вещи не дарят детям. Я делаю подарки для взрослых,(4) а ты ещё маленькая и многого не понимаешь.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

– А теперь давай корзинку,(1) ты её едва тащишь. Я провожу тебя,(2) и мы поговорим о чём-нибудь другом.

Корзина действительно была тяжёлая,(3) и Дагни,(4) вздохнув,(5) протянула её Григу.

Когда среди деревьев показался дом лесника,(6) Григ сказал:

– Ну,(7) теперь ты добежишь сама,(8) Дагни.

 

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу,(1) отец отвёз её погостить к своей сестре в город. Однажды Дагни с тётушкой отправилась на концерт. Был тёплый июнь,(2) стояли белые ночи,(3) и концерты проходили в городском парке под открытым небом. Несмотря на вечер,(4) ни дирижёр,(5) ни оркестранты не включили лампочек над пультами.

 

13. Среди предложений 45–48 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

14. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

 

15.1.

 

15.2.

 

15.3.

 

Вариант 09

(1)Жил в нашей деревне Вася. (2)Жил он тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему.

(3)Здесь, возле его одинокого домишки, я в первый раз в жизни услышал музыку – скрипку...

(4)Музыка эта как будто пригвоздила меня к месту. (5)Я замер и стал вслушиваться. (6)Мне казалось, что и не музыка это, а ключ течёт из-под горы. (7)Кто-то, казалось, припал к воде губами, пьёт, пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри. (8)Но скрипка сама потушила этот жар.

(9)На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль. (10)Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

(11)О чём же это рассказывала мне музыка? (12)На что она жаловалась? (13)На кого гневалась? (14)Почему так тревожно и горько мне? (15)Почему жалко самого себя?

(16)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (17)Не было сил подняться и уйти. (18)Скрипки не было слышно, и свет в Васиной избушке не горел. (19)Я осторожно подошёл поближе, заглянул в окно. (20)Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. (21)Колеблющимся светом она обозначала столик у стены, топчан в углу. (22)На топчане полулежал Вася, прикрыв глаза левой рукой. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.

(24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.

– (25)Сыграйте, дяденька, ещё.

– (26)Что тебе, мальчик, сыграть?

– (27)Что хотите, дяденька.

(28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны. (29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл.

(30)Прошло немалое время, пока я узнал музыку. (31)Та же самая была она, и в то же время совсем другая. (32)Мягче, добрее.

(33)Я так заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил.

– (34)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. – (35)Вася думал вслух, не переставая играть. – (36)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, – он ещё не сирота. (37)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине... (38)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (39)Написал на границе, прощаясь с родиной. (40)Он посылал ей последний привет. (41)Давно уже нет композитора на свете. (42)Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос её становился тише, растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.

(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но всё равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Скрипки не слышно. (50)Тишь. (51)Темень. (52)Грусть.

– (53)Спасибо вам, дяденька, – прошептал я.

(54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил:

– (55)За что?

– (56)Я не знаю, за что...

(57)И выскочил из избушки. (58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (59)Мне ничего сейчас не страшно! (60)В эти минуты не было вокруг меня зла. (61)Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нём не умещалось.

(По рассказу В. Астафьева «Далекая и близкая сказка»)*

*Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы – военная и деревенская.

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему музыка, услышанная мальчиком, заставила его плакать?»

1) Мальчику было жалко одинокого Васю.

2) Мальчик переживал, что не может понять, о чём поёт скрипка.

3) Мальчик сожалел, что «на полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль».

4) Сила музыки дала возможность мальчику почувствовать боль композитора, покидавшего родину.

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

2) Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.

3) Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.

4) Прошло немалое время, пока я узнал музыку.

 

4. Из предложений 23–29 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.

 

5. Из предложений 53–58 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

 

6. Замените книжное слово «гневалась» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Замените словосочетание «железная печка» (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 60.

 

9. Среди предложений 36–42 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 16–23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось,(1) что и не музыка это,(2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то,(3) казалось,(4) припал к воде губами,(5) пьёт,(6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 46. Ответ запишите цифрой.

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

На топчане полулежал Вася,(1) прикрыв глаза левой рукой. На груди его покоилась скрипка,(2) длинная палочка-смычок была зажата в правой руке. Я тихонько приоткрыл дверь,(3) шагнул в караулку и сел на порог,(4) не отрываясь глядя на руку,(5) в которой зажата была гладкая палочка.

 

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Долго сидел я,(1) слизывая крупные слёзы,(2) катившиеся на губы. Не было сил подняться и уйти. Скрипки не было слышно,(3) и свет в Васиной избушке не горел. Я осторожно подошёл поближе,(4) заглянул в окно. Чуть мерцая, (5) топилась в избушке прогоревшая железная печка.

 

13. Среди предложений 30–35 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

14. Среди предложений 38–45 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

15.1.

 

15.2.

 

15.3.

 

Вариант 010

(1)В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!