Повесть — один из видов эпического произведения.



Виды эпических произведений

Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.
Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.
Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев.
— Почему произведение В. Г. Короленко «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в нем главных героев? Назовите их.
— Что такое сюжет?
Сюжет — это ряд событий, положенных в основу произведения.
— Как вы понимаете, что такое сюжетная линия?
Сюжетная линия — ряд событий, происходящих с одним героем.
— Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?
Ответ на этот вопрос будет достаточно сложным для детей. Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

Составление плана
Для дальнейшей работы нам понадобится хорошее знание содержания, поэтому предлагаем составить сложный план повести, выделяя границы эпизодов. В ходе работы учитель прокомментирует непонятные для учеников места, выяснит, какие проблемы оказались для детей актуальными.

Вариант плана
I. Развалины. (Экспозиция.)
1. Смерть матери.
2. Княж-городок.
3. Замок на острове.
4. Изгнание жильцов из замка.
5. Новый приют изгнанников.
6. Тыбурций Драб.
7. Дети Тыбурция.
II. Я и мой отец. (Экспозиция.)
1. Жизнь Васи после смерти матери.
2. Отношение отца к сыну.
3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества».
4. Переживания отца.
5. Вася и его сестра Соня.
6. Вася исследует жизнь города.
III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)
1. Начало экскурсии.
2. Исследование часовни.
3. Бегство мальчишек.
4. Таинственный шепот.
5. Появление мальчика и девочки.
6. Первый разговор.
7. Знакомство.
8. Новые приятели провожают Васю домой.
9. Возвращение домой. Разговор с беглецом.
IV. Знакомство продолжается. (Развитие действия.)
1. Подарки для Валека и Сони.
2. Сравнение Маруси и Сони.
3. Попытка Васи устроить игру.
4. Разговор о сером камне.
5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи.
6. Новый взгляд на отца.
V. Среди серых камней. (Развитие действия.)
1. Встреча Васи с Валеком в городе.
2. Ожидание на кладбище.
3. Спуск в подземелье. Маруся.
4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете.
5. Новые чувства Васи.
VI. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия.)
1. Вася снова приходит в гости к друзьям.
2. Игра в жмурки.
3. Тыбурций ловит и расспрашивает Васю.
4. Тыбурций приказывает Васе молчать об увиденном.
5. Мясо на обед.
6. Встреча Васи с отцом в саду. Первая ложь.
VII. Осенью. (Развитие действия.)
1. Болезнь Маруси.
2. Приход старого Януша к отцу.
3. Размышления Тыбурция о судье и законе.
VIII. Кукла. (Кульминация. Развязка.)
1. Сонина кукла.
2. Маруся словно ожила.
3. Опасения и неприятности Васи.
4. Попытка забрать куклу у Маруси.
5. Приказ отца не отлучаться из дому.
6. Расспросы отца о кукле.
7. Появление Тыбурция. Возвращение куклы.
8. Примирение отца с сыном.
9. Деньги для Тыбурция.
10. Прощание с Марусей.
Заключение. (Эпилог.)
1. Исчезновение Тыбурция и Валека.
2. Марусина могилка.

II. Образ серого, сонного города. Отношения Васи с отцом
Беседа
— От чьего имени ведется рассказ?
Вася — сын судьи. Судья — едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи.
— Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?
«Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» — все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
— Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
«Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник — полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции.
— Как складывались отношения Васи с отцом?
Будем осторожны, обсуждая этот вопрос: у многих учеников в семьях есть проблемы, и нужно быть внимательными к чувствам детей, чтобы не травмировать их. Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
— Почему мальчик начал бродяжить?
Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

III. Характеристика героя
В конце урока учитель разделит класс на несколько групп и объяснит, как выполнять домашнее задание (составить рассказ о герое), предложит план рассказа:
1. Как выглядит герой?
2. Из какой он семьи? Из какого общества?
3. Какие поступки он совершает?
4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?

Домашнее задание
Составить рассказы о героях повести:
1) о Васе;
2) о Валеке;
3) о Марусе (сравнить с Соней);
4) о Тыбурции.

Урок 62
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру

I. Артикуляционная разминка
На этом уроке дети будут много говорить, поэтому стимулируем их внимание и подготовим к выступлениям с помощью разучивания новой скороговорки.

II. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру
Семинар
На уроке беседуем о главных героях повести, слушаем подготовленные дома рассказы учеников о героях повести: Васе, Валеке, Марусе, Тыбурции. Просим учеников подтверждать свои высказывания цитатами, пересказывать соответствующие эпизоды повести. После выступления одного человека другие, готовившие эту же тему, дополняют его ответ. Делаем выводы, кратко записываем их на доске и в тетрадях. Рассматриваем иллюстрации, определяем, какие эпизоды изобразил художник.
— Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение?
Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. «Дурным обществом» называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих.
Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет.
Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами». Валек вел себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами взрослого человека».
Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырех лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе „Знакомство продолжается“. — Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»
Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: «...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.
— Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
— Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
— Как Вася познакомился с Тыбурцием?
Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не рассказывать о новом знакомстве Вася увидел в Тыбурции другого человека: «Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам». Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.
— Как и когда изменилось мнение Васи об отце?
Прочитаем с учениками разговор Валека и Васи (глава четвертая), высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая).
Мальчик думал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья — лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.
— Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил ей цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди иногда совершают плохие поступки (например, воруют) по необходимости. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

Тыбурций Драб

Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришел в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает «наружность пана Тыбурция»: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум». Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.
Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом «некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!» Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя «старым беззубым зверем в его последней берлоге», не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и то, как он живет, ему не по душе.
Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего «родового гнезда». Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.
Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продает свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.
Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет арестовать его, когда узнает о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

Литература и изобразительное искусство
Рассказ Короленко «В дурном обществе» иллюстрировал художник Г. Фитингоф. Он изобразил эпизод первой встречи Валека с Васей в часовне (с. 23 учебника). К этой иллюстрации подходит такая фраза Короленко: «Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него и, прижавшись к нему, поглядела на меня удивленным и отчасти испуганным взглядом».
На второй иллюстрации (с. 41) мы видим, как больной Марусе Вася приносит куклу, маленькую девочку под одеялом, темные своды подземелья и свечу, которая стоит в бутылке на каком-то ящике. Вася сидит сбоку и показывает Марусе куклу.
На последней иллюстрации (с. 43) мы видим Васю в кабинете судьи. Отец сидит в кресле, мрачный, с тяжелым, неподвижным взглядом. На стене висит портрет матери. Вася нахмурился и приготовился защищать свою тайну.
Рисунки Фитингофа хорошо соответствуют содержанию повести. Художник с помощью рисунка передал нам то, что сказал писатель с помощью слов.

Домашнее задание
Выполнить письменно задание 12 (с. 48 учебника): объяснить с помощью подбора синонимов и толкования значения перечисленные слова и выражения.

Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключение».

Урок 63
Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.
Подготовка к сочинению

Урок развития речи

I. Артикуляционная разминка
Детям предстоит чтение вслух, поэтому обязательно повторим одну-две скороговорки.

II. Глава «Кукла»кульминация повести
Выразительное чтение
Главу «Кукла» и «Заключение» дети обязательно читают вслух на уроке. Прежде чем начать чтение, выясним:
— Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?
— О чем говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?
— Когда Вася нес куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?
Читает главу учитель или заранее подготовленный ученик.

Беседа
— Каким предстает перед нами Вася в эпизоде с куклой?
В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлек на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим пристанищем на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: «У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...»
— Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится сострадать этим людям и жалеть их.
— Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?
Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьей. Сопоставим фразы:
«Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку».
«— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову».
«Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы».
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребенка:
«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».
— Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?
Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обеты всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

III. Простота и выразительность языка повести
— Было ли сложно вам читать эту повесть?
Ученики говорят, что повесть написана простым языком, в основном так, как будто мальчик действительно сам рассказывает о том, что он видел. Но за этим повествованием от лица Васи мы слышим голос доброго и мудрого взрослого человека. Язык повести простой и в то же время выразительный.

Словарная работа
Проверяя выполнение домашнего задания (12-е задание, с. 48), обратим внимание на то, пользовались ли ученики словарями при подготовке к уроку.
Выражение дикое деревцо в поле говорит о том, что мальчик рос без присмотра.
Короленко, описывая городок, говорит о серых заборах, пустырях с кучами всякого хлама. Заборы серые, потому что они деревянные и некрашеные.
Убежище — это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.
Ютиться — помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.
Кров — слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.
Потомок — человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», т. е. о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.
Выражение дурная слава употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чем-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».
Суровое лицо — угрюмое, сердитое лицо.
Раздоры — разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек — мрачный, неприветливый человек.
Притерпеться к упрекам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают свое неодобрение. Вася притерпелся к упрекам, т. е. привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.
Серый камень — это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
Призраки старого замка — это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие, как призраки.
Дурное общество — общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки. В названии повести это выражение употреблено, так как, с точки зрения добропорядочных обывателей, общество нищих было дурным, не соответствующим статусу Васи как сына судьи. Но поступки Тыбурция и Валека были глубоко нравственными.

IV. Подготовка к сочинению
Тема сочинения: «Путь Васи к правде и добру».
Подобную тему сочинения — «Васина дорога к правде и добру» — предлагает авторский коллектив: О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева 2. Они пишут:
«При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении.
Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» — значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:
— Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
— Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
— Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?
Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

Домашнее задание
Подготовиться к сочинению (или написать сочинение дома).

Урок 64
Путь Васи к правде и добру

Урок развития речи

Учитель в зависимости от ресурсов времени и уровня класса определит, будет ли сочинение классным (что предпочтительнее) или домашним. Если сочинение будет задано на дом, то урок развития речи посвятим подробной работе над ошибками и обучению детей редактированию собственных текстов, уделяя особое внимание различным категориям ошибок: фактическим, лексическим, стилистическим, речевым. Как правило, большинство ошибок в постановке знаков препинания возникает там, где имеются речевые ошибки. Работа над умением выражать грамотно свою мысль — хорошая профилактика пунктуационных ошибок.

Домашнее задание
Задание сформулируем в зависимости от содержания урока.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

2 часа

В переработанный учебник, в отличие от прежнего издания, включено три стихотворения С. А. Есенина, причем два из них даны в разделе, предусматривающем адаптированное для пятиклассников монографическое изучение, и одно дано — на нахзаце учебника.
Для описанной ниже организации урока желательно, чтобы учитель сделал ксерокопии стихотворения «Я покинул родимый дом...» и раздал их детям для детальной работы с текстом.

Урок 65
Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии.
Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

I. Артикуляционная разминка
Учим и коллективно проговариваем одну из скороговорок, которая может настроить на яркое, образное мышление, например:
Ал лал,
Бел алмаз,
Зелен изумруд.
Лал — рубин (драгоценный камень алого цвета).

II. Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии
Слово учителя
Русская литература знает много поэтических имен. Есть у нас поэты талантливые, известные, выдающиеся, а есть великие. Чем же выделяются великие поэты? Как правило, их стихи невозможно не узнать, невозможно перепутать со стихами других поэтов.
У каждого великого поэта есть, как говорят, своей голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звездным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня, Блока — окружает нас предчувствием тайны.
Сегодня мы с вами будем читать стихи Сергея Есенина. Послушайте несколько стихотворений и попробуйте понять, какая особенность их объединяет.

Мини-концерт

Учитель читает детям (желательно наизусть) несколько стихотворений Есенина (не вошедших в учебник). Цель — дать детям почувствовать музыкальность, напевность, задушевность, лиричность есенинских строк. Лучше всего это получится, если учитель сам любит стихи Есенина, знает их наизусть и вкладывает в чтение душу. В таком случае педагог сможет вдохнуть в сердца детей любовь к прекрасному русскому поэту.
Многие стихи Есенина знакомы детям по начальной школе. Хорошо, если они сумеют их вспомнить. Перечислить эти стихотворения сложно, так как сейчас в начальной школе действуют несколько различных учебных комплектов, в которые включены разные тексты.
Дети называют особенности стихов Есенина, вместе записываем их на доске и в тетрадях.
Коллективно читаем с детьми вступительную статью учебника (с. 49—50). Учитель сделает необходимые комментарии. Хорошо, если есть возможность показать иллюстративный материал, связанный с детством Есенина. Можно обратиться к справочному материалу учебника, где помещен очерк «Село Константиново» (с. 289—291) с фотографией дома родителей Есенина.
Четвертый абзац начинается словами: «После окончания школы поэт отправился в Москву». Запишем с детьми дату переезда: 1912 год.

III. «Я покинул родимый дом...»
Анализ текста
— Прочитайте стихотворение «Я покинул родимый дом...» про себя, приготовьтесь читать его вслух. Продумайте паузы, логические ударения, интонацию.
Дадим ученикам три минуты на самостоятельное знакомство со стихотворением. Затем несколько человек представляют свое видение этого текста, после прочтения объясняя особенности своей интерпретации. Учитель поможет ученикам осознать ее с помощью вопросов, например:
— Почему вы поставили логическое ударение именно на это слово? Почему вы сделали именно эти паузы? Как вы объясните свои интонации, что вы хотели ими выразить?
— Теперь давайте вчитаемся в это стихотворение поглубже. Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год. Сколько лет было в этом году Есенину? Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?
В 1918 году Есенину 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова.
— Какие события за это время произошли в России?
На этот вопрос детям ответить будет трудно: они еще плохо знают историю нашей страны. Напишем несколько дат и расскажем о значимости происходивших событий.
1914 год — начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год — отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год — международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран-участников Первой мировой войны.
— Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
Поможем детям понять, что мысли о родной рязанской земле давали Есенину силы, питали его энергией. В буре событий, захвативших молодого поэта, малая родина стала восприниматься им как сказочная земля, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.
После этого прочитаем стихотворение построчно — с карандашом.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.

— Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый! Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый!
Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.
— Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду?
В 1918 г. поэт не уезжал из России. Русь для него — это древняя рязанская земля. (Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, под 1095 годом.)
— Почему поэт называет Русь голубой? Какой образ возникает благодаря этому эпитету?
Образ голубых небес над просторами полей.

В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

— Что мы представляем, когда читаем эти строки?
Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Перед нами сложная метафора.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

Яркая, праздничная метафора: отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой (словно бы лягушкой-царевной), которая «распласталась на тихой воде».
— Почему вода названа тихой?
Нет ветра, вода неподвижна.

Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Поэт сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Это очень необычное сравнение, которое помогает нам представить одновременно и весну, и отца, ждущего сына в деревне.
Обратим внимание детей на звукопись во второй строфе: в ней всего три раза используется звук [р] и один — [к]. Зато сонорные звуки звучат очень часто: [л] и [л’] в сумме — девять раз, [н] — пять раз. Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем строфу вслух, чтобы убедиться в этом.
По контрасту в третьей строфе идет резкое усиление жесткости с помощью [р]:

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.

Здесь же можем обратить внимание детей на богатые мужские рифмы при перекрестной рифмовке. Все строки оканчиваются ударными слогами, и это создает ощущение звучности и законченности, твердости и ясности звучания.
— Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы?
Цветущие яблони, отражение луны в тихой воде пруда, березняк, голубые небеса — перед нами встает картина конца весны — начала лета.
— Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создает перед нами образ пурги?
Здесь нам придется вспомнить стихотворение А. А. Фета «Задрожали листы, облетая...», где образ мятущегося мира создается с помощью строк:

...С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.

Первая мировая война, две революции, иностранная интервенция — события огромного масштаба будоражили Россию. Эти события, как пурга, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением. И в то же время он верит, что его «голубая Русь», его родина словно под охраной удивительных сил:

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Перед нами — метафора: старый клен предстает перед нами одноногим сторожем, охраняющим старинные традиции и особую атмосферу русской деревни. В русской народной поэзии клен обычно кудрявый, сам поэт был кудрявым, это позволяет ему сказать: «тот старый клен / Головой на меня похож». Но клен перед нами не зеленый, а желтый, осенний; это понятно из фразы: «тем, кто листьев целует дождь». «Дождь листьев» — это листопад. Тот, кого стережет желтый клен, целует опадающие листья и радуется, вспоминая поэта. Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена? Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына. Перед нами вновь возникает образ матери, но не четкий, а словно бы растворенный в природе, который теплится в душе поэта, как священная лампада.
В заключение стихотворение читает учитель и несколько раз (возможно, хором) дети, воплощая в чтении свое понимание текста.

IV. «Низкий дом с голубыми ставнями...»
В менее подготовленном классе мы рекомендуем выразительно прочитать это стихотворение с детьми, передавая интонацию грустного лиризма, но не анализировать его подробно.
В сильном классе это стихотворение можно сопоставить с первым.
— Каким годом датировано это стихотворение?
1924-м.
— Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом...»?
Прошло шесть лет, которые прокатились по стране огненным валом гражданской войны. Каждый год из этих шести может засчитываться для каждого из живших тогда людей за несколько лет. Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью, восхищение перед родимой землей.
Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

 

Поэт ощущает, что годы, уже ушедшие, «отзвучавшие в сумрак», не исчезли совсем, он чувствует их как совсем недавние, как будто он только что уехал с родины. Картины родной земли снятся ему постоянно. Это помогает ему помнить о родной земле, воспевать ее в стихах.
Стихотворение «Я покинул родимый дом...» кажется более ярким, праздничным, чем второе — «Низкий дом с голубыми ставнями...». Сравним несколько строк:

«Я покинул родимый дом...»

«Низкий дом с голубыми ставнями...»

...Голубую оставил Русь...

...Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес

...Старый клен на одной ноге...

Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...

Долго петь и звенеть пурге

...Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть

...И я знаю, есть радость в нем...

...Нежность грустную русской души

 

 

В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры, например: «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «кто листьев целует дождь» (листопад сравнивается с дождем из листьев). Во втором стихотворении метафора одна: «северные бедные небеса» кажутся
поэту «принакрытыми сереньким ситцем», и в этой метафоре употреблен не яркий («голубая Русь»), а совсем иной цветовой эпитет: «серенький».
— Обратим внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены?
«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.
— Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
«Голубая Русь» — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.
«Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — родимая выть.
— Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина?
Стихи Есенина очень легко узнать среди многих других стихов. Поэт часто употребляет слова и выражения, которые не встречаются у других поэтов и сразу запоминаются. Например:
— «...Наше поле, луга и лес, / Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес» — это сравнение неба с ситцем первым употребил в своей поэзии Есенин, и оно звучит как визитная карточка его поэзии;
— «Только видели березь да цветь...» — журавли видели не сытные хлеба, а березь, т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь, т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;
родимая выть. Выть — это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. В стихах это слово впервые употребил Есенин.
Можно потренироваться в определении типов рифмовки. В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» в 1—4-й и в 7-й строфах рифмовка перекрестная, в 5—6-й строфах рифмовка опоясывающая (кольцевая).
Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками:

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда...

Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом...».

Урок 66
Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»

I. Артикуляционная разминка

II. Проверка домашнего задания
Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом...».

III. Стихотворение «С добрым утром!»
Стихотворение дано на нахзаце второй части учебника вместе с репродукцией картины А. Куинджи «Березовая роща». Глубина работы с текстом будет зависеть от наличия времени и от степени знакомства детей с этим стихотворением (возможно, они учили его наизусть в начальной школе). Здесь мы даем материал для подробного анализа.
Дети часто сразу ощущают праздничность и даже волшебность этого стихотворения, но причины такого ощущения для них в основном непонятны. После прочтения полного текста стихотворения обратим более пристальное внимание на каждую из строф. Задача учителя — визуализировать, помочь детям ярко представить себе образы стихотворения, тогда станет ясно видна удивительная сила и точность поэтического слова.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Уже из названия стихотворения нам понятно, что речь в нем пойдет о наступлении утра. Общее ощущение утра действительно остается у нас в душе от этих строк. Но каждая конкретная строка порой ставит детей в тупик. Постараемся разобраться в есенинских образах.
«Задремали звезды золотые...» — метафора: ночью яркие звезды живут своей жизнью, а к утру, на рассвете, они начинают гаснуть, будто дремлют.
Эпитет «золотые» не только указывает нам на цвет звезд, но одновременно передает их ценность, эмоционально окрашивает первую строку.
Затон — вдавшийся в берег речной залив. На картине Архипа Куинджи «Березовая роща» изображен именно такой затон.
«...Задрожало зеркало затона...» — метафора: затон в этом стихотворении представляется нам круглым, как круглое, на ручке зеркальце русской красавицы, в которое смотрится природа. Когда вода затона неподвижна, она отражает мир, как зеркало. Но вот подул легкий утренний ветерок, и вода слегка заколыхалась.
Заводь — небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.
Брезжить — рассветать, чуть светиться.
«...Брезжит свет на заводи речные...» — рассвет только начинается, небо едва окрасилось светом зари, берега еще темны, но вода отражает, зеркалит этот свет, умножая его. Обратим внимание детей на точное употребление глагола.
«...И румянит сетку небосклона» — глагол румянит словно бы намекает нам на то, что заря — прекрасная румяная девушка, таким образом Есенин олицетворяет зарю. Почему в строке возникает метафора «сетка небосклона»? Какой образ представить детям? Есенин рыбачил на Оке, и он мог вообразить себе ночное небо огромной сетью, в которой золотые звезды — как узелки, между которыми натянуты нити-лучи. Этой сеткой небо ловит утреннюю зарю.
Первая строфа — яркий пример использования аллитерации.
Следующая строфа показывает нам новый этап утра: поэт переводит взгляд на берег, где уже посветлело. Солнце поднимается над горизонтом:

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

«Улыбнулись сонные березки...» — олицетворение, эпитет «сонные» усиливает созданный при помощи глагола образ.
«...Растрепали шелковые косы» — широко распространенная в устном народном творчестве метафора, представляющая нам длинные ветви берез косами девушек. «Шелковые» — устойчивый эпитет, использующийся в фольклоре, например травы шелковые.
«Шелестят зеленые сережки...» — поэт помогает нам рассмотреть детали. Сначала мы видим весь небосклон, любуемся целой картиной, затем начинаем рассматривать внимательно все то, что дорого поэту. «Зеленые сережки» помогают нам ясно представить себе начало лета. С другой стороны, сережки — слово многозначное, это не только соцветие в виде кисти мелких цветов, но и излюбленное женское украшение. Эта многозначность помогает нам укрепить сравнение березки с девушкой, а следующая строка подсказывает нам образ драгоценных камней, горящих на солнце огнем.
«...И горят серебряные росы» — кто видел, как переливается роса в момент восхода солнца, тот никогда не забудет этого зрелища. Но почему поэт использует эпитет «серебряные»? Когда солнце еще не осветило травы, роса кажется дымчатой, белой, холодной, унизывает тонкие пушистые волоски растений, как ювелиры унизывают украшения маленькими шариками серебра. Но вот взошло солнце, и в каждой росинке зажглась радуга.
Последняя строфа показывает нам, как обычная, всем надоевшая крапива, на которую никто не обращает внимания, вдруг превращается в чудесное растение, которое дарит поэту ощущение не всегда доступной человеку, но прекрасной жизни природы. Сам человек сливается с миром, чувствует свое единство с небом, водой и растениями:

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
Перламутр — ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее твердый внутренний слой некоторых раковин.
«...Обрядилась ярким перламутром...» — метафора (поэт сравнивает капли росы с перламутром).
Во 2-й и 3-й строфах Есенин постоянно играет звукописью, чередуя строки с шипящими, свистящими и фрикативными согласными и строки с акцентом на сонорных: «...Шелестят зеленые сережки...» — и сразу «...И горят серебряные росы», «...Обрядилась ярким перламутром...» — «...И качаясь, шепчет шаловливо...».
Эта игра особенно заметна при чтении стихотворения вслух и придает ему особенную прелесть.
Размер стихотворения — пятистопный хорей, только последняя строка состоит из двух стоп; рифмы женские (с ударением на предпоследнем слоге), в основном богатые; рифмовка перекрестная.
При работе над выразительным чтением стихотворения покажем детям, что мы начинаем читать сравнительно тихо, постепенно увеличивая громкость звука. В 1-й строфе звучат интонации тайны, ожидания чуда. Во 2-й строфе голос становится громче, мы любуемся неожиданной, раскрывающейся прямо перед нами красотой. В 3-й строфе — восхищение, радость от причастности к преображению мира.
Предложим детям описать пейзаж на картине Куинджи. В заключение еще раз полностью прочитаем с учениками есенинское стихотворение.

IV. Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»
Предложим детям создать небольшую зарисовку — рассказать о своем детском (имеется в виду раннее детство), наиболее ярком воспоминании о природе. Чтобы побудить детей к открытости и инициировать их самоанализ, учитель может поделиться своими детскими воспоминаниями, возможно, выраженными в художественной форме. Такими воспоминаниями делится с вами, уважаемые учителя, автор этого пособия:

Формула счастья

Учительский дом. Окно
С видом на сосны и Волгу.
Струны слепого дождя.
Дети резвятся в траве.
Вот, улыбаясь в душе,
Вышла из дома соседка.
Хлеб в ее правой руке,
Лук и солонка в другой.
Теплые доски стола,
Хлеб — еще теплый, пахучий.
Крупная соль на куске,
Перья зеленого лука.
Нет угощенья вкусней!
Мигом умяли буханку.
Дождь прекратился.
А я
Вывела формулу счастья.

Дома дети закончат свою творческую работу, если не успеют ее выполнить на уроке.

Домашнее задание
Закончить творческую работу «Картинка из моего детства».
На усмотрение учителя: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «С добрым утром!».

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ

3 ЧАСА

Урок 67
П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Есенина.

II. П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя
Слово учителя
Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. — спустя 18 лет после отмены крепостного права, за 38 лет до Октябрьской революции, изменившей коренным образом жизнь страны. Будущий писатель родился и прожил свою жизнь на Урале.
«Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
Мать писателя была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-„рукодельню“, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз, плела она кружева и вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа» 3.
Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.
«Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток» 4. «Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», — писал Бажов.
Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал:
«Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь — сказку!“»
Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы П. П. Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.
Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. В гимназии и реальном училище плата была значительно выше, требовалась дорогая форменная одежда, а в училище форма была не нужна и предоставлялось общежитие.
После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.
Будет очень хорошо, если учитель сможет показать ученикам какие-нибудь изделия из малахита и других самоцветных камней. На слух человек воспринимает только пять процентов всего объема поступающей информации, и важно, чтобы слуховые образы были подкреплены зрительным впечатлением и осязательными ощущениями. Не у всех детей дома есть изделия из драгоценных камней и самоцветов, и когда детей восхитит красота камня, они будут активнее воспринимать текст бажовских сказов.

III. «Медной горы Хозяйка»
Комментированное чтение
Текст сказа должен непременно прозвучать на уроке в исполнении учителя. Постараемся передать детям неспешность, атмосферу тайны, легкую ироничность и глубокую мудрость сказа, особый колорит диалектных и устаревших слов. Для этого учитель, готовясь к уроку, должен сам прочитать вслух текст сказа и поработать над точностью звучания диалогов и описаний.
Чтение сказа занимает около 20 минут. По ходу чтения объясним некоторые слова.
Крепость — здесь имеется в виду крепостное право (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали, и являлись, как и крестьяне, собственностью хозяев-заводчиков).
Душной (о приказчике) — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.
— Понравился ли вам сказ? Что показалось необычным? Какие герои вызвали ваше сочувствие?

IV. Отличие сказа от сказки
Беседа
— Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?
В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный.
Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.
Запишем в тетради определение сказа.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!