Общественно-политическая мысль в XVIII веке.



В условиях российской действительности второй половины XVIII в. появляется критика наиболее жестких форм крепостничества, деспотизма самодержавия.

Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.

В петровское время появилось немало записок, «прожектов», авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И.Т.Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве», выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли.

Об итогах реформ и Северной войны идет речь в «Рассуждении о причинах Свейской войны» вице-канцлера П.П.Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович, знаменитый проповедник, в «Духовном регламенте» и «Правде воли монаршей» выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти - демократии (народодержавства), аристократии и монархии - наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.

Ускорение экономического развития России - мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд; лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он - сторонник «просвещенного абсолютизма». В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: «в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды».

Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А.Я.Поленова, солдатского сына, И.Г.Эйзена, лифляндского пастора, и Л.Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767-1768 гг. - дворян Г.С.Коробина и Я.П.Козельского, крестьян И.Чупрова, И.Жеребцова, казака А.Алейникова и других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н.И.Новиков в своих журналах, больше всего в «Трутне» и «Живописце», поместил немало статей об аморальности крепостного права.

А.Н.Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести «совершенное уничтожение рабства», передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Русские мыслители проявляют огромный интерес к идеям Просвещения. Другая часть дворянской интеллигенции подпадает под влияние масонства. Явление это, получившее во второй половине XVIII в. в Европе широкое распространение, существовало в форме полуконспиративных организаций с торжественным и мистическим ритуалом. Оно дробилось на ряд течений и направлений - от весьма консервативных до радикальных. В 1780 г. в России было до 100 масонских «лож».

В это время в общественной мысли России формируется и крайне левое радикальное крыло - течение дворянской революционности. Возникновение его связано с именем А.Н. Радищева.

1. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России - М.: Омега - Л, 2003.

2. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры - М.: Владос, 2005

 

 

Литература XVIII века.

В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни: в них мы встретим живые образы людей той поры - то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы («Повесть о Фроле Скобееве»), то дворян и купцов - поклонников европейских нравов и удовольствий («О российском матросе Василии», «История о Александре, российском дворянине», «История о российском купце Иоанне»).

В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты - пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России - А.Д.Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

Русский классицизм представлен именами А.П.Сумарокова, его главы, М.М.Хераскова, В.И.Майкова, Я.Б.Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н.М.Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д.И.Фонвизин в «Бригадире» и «Недоросле» метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени был Г.Р.Державин. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка. Творчество Г.Р.Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А.С.Пушкина.

Наряду с художественной литературой в XVIII в.получают большое распространение мемуары. Лучшими из них были записки А.Т.Болотова.

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2004.

2. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры ХVII в. - Л.: Наука, 1987.

 

 

Театр в XVIII веке.

Первые годы царствования Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей.

Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр, возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г.Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова его друг И.А.Дмитревский.

Большого подъема театральная жизнь достигла в период 1770-1780-х годов, в эпоху деятельности передовых русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого впоследствии возник Большой театр.

Наряду с городскими «вольными» театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.

Крепостной театр имел немалое значение в истории развития русского театра, особенно театр графа Н.П.Шереметьева в его подмосковных усадьбах - Кусково и Останкино.

Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние театральные «новинки» - комические оперы французских и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи. А в главных ролях блистала знаменитая «первая певица» шереметевского театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768-1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.

1. История русской культуры. - М.: Юрайт, 1998.

2. Солдатов А.П. Культура России XVIII-XIX вв. – М.: Логос, 2002.

 

 

Музыка в XVIII веке.

Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках.

Строительство нового «государства Российского» настойчиво требовало новых, особых, специфических форм музицирования. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки.

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе.

В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер. Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания («арии»), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Видное место музыка заняла и в театре.

В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века.

Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра. Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.

Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав зрителей.

1. Абрамов А.И., Егорова И.В. Русское Просвещение. М.: Книга, 1991.

2. Солдатов А.П. Культура России XVIII-XIX вв. – М.: Логос, 2002.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1059; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!