Древнейшие корни культуры восточных славян. Декоративно-прикладное искусство восточных славян и языческой Руси. Влияние принятия христианства на русскую культуру.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРЕВНОСТИ ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА / Составитель Котина О.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРИОД С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVII ВЕКА:
1. Древнейшие корни культуры восточных славян. Декоративно-прикладное искусство восточных славян и языческой Руси.
2. Устное народное творчество и его жанры. Отражение в нем древней мифологии, исторических событий, быта и нравов русского народа.
3. Письменность, искусство книги, образование, естественно-научные знания в Древней Руси (IX-XIII веков) и русских землях и княжествах XIV-XV веков.
4. Литература Древней Руси (IX-XIII веков)
5. Литература русских земель и княжеств XIV-XV веков.
6. Письменность, искусство книги, книгопечатание, образование, естественнонаучные знания в Российском государстве XVI-XVII веков.
7. Литература, публицистика, общественная мысль и исторические идеи русских книжников XVI века.
8. Развитие русской литературы, публицистики, общественной мысли и исторических знаний в XVII веке.
9. Народное деревянное зодчество. Жилые, хозяйственные, крепостные и культовые постройки.
10. Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества.
11. Каменная архитектура Древней Руси (XI-XIII веков).
12. Условия и особенности развития русского зодчества XIV-XV веков.
13. Синтез достижений архитектурных школ русских земель. Создание ансамбля Московского Кремля.
|
|
14. Новое в русской архитектуре XVII века. Ее особенности и направления.
15. Религиозно-философские и художественные принципы древнерусской живописи.
16. Живописное искусство в культуре Руси. Мозаики и фрески Древней Руси XI-XIII веков. Византийские и русские традиции в иконописи XI-XIII веков.
17. Древнерусская живопись в XIV-XV веках. Иконостас и его чины.
18. Живописное искусство в Российском государстве конца XV-XVI веков.
19. Зарождение новой художественной системы в живописи XVII века. Иконописцы «Строгановской школы».
20. Музыка и театр в средневековой Руси.
21. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси X-XIII веков и русских земель XIV-XV веков.
22. Декоративно-прикладное искусство в Российском государстве конца XV-XVII веков.
XVIII ВЕК:
1. Понятие «новой» культуры. Особенности русской культуры нового времени.
2. Возникновение и развитие науки в XVIII веке. Историческая мысль.
3. Образование и воспитание в XVIII веке.
4. Книжное дело и печать в XVIII веке.
5. Общественно-политическая мысль в XVIII веке.
6. Литература XVIII века.
7. Театр в XVIII веке.
8. Музыка в XVIII веке.
9. Новое в живописном искусстве России. Живопись и графика в первой трети XVIII века. Россика.
10. Живописное искусство и графика в 30-50 гг. XVIII века. Живописная команда канцелярии от строений. Мозаика.
|
|
11. Создание Академии художеств. Историческая живопись. А.П.Лосенко, И.А.Акимов, П.И.Соколов, Г.И.Угрюмов.
12. Бытовой жанр, пейзаж, графика во второй половине XVIII века.
13. Портретная живопись во второй половине XVIII века: Ф.С.Рокотов.
14. Портретная живопись во второй половине XVIII века: Д.Г.Левицкий.
15. Портретная живопись во второй половине XVIII века: В.Л.Боровиковский.
16. Архитектура русского барокко: характеристика стиля, своеобразие и его особенности в России. «Петровское барокко».
17. Расцвет архитектуры русского барокко в середине XVIII века. Рококо.
18. Архитектура русского классицизма: причины перехода от барокко к новому стилю, основные принципы классицизма в архитектуре и его периодизация. Ранний классицизм.
19. Архитектура строгого классицизма в России.
20. Русская усадьба XVIII века. Дворцово-парковые ансамбли в окрестностях Петербурга и Москвы.
21. Скульптура и декоративно-прикладное искусство барокко.
22. Скульптура русского классицизма второй половины XVIII века.
23. Декоративно-прикладное искусство в интерьерах классицизма.
24. Ювелирное дело и другие художественные ремесла эпохи классицизма в России второй половины XVIII века.
|
|
XIX ВЕК:
1. Особенности русской культуры первой половины XIX века.
2. Наука, образование, книжное дело и периодика первой половины XIX века
3. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль первой половины XIX века
4. Музыка и театр первой половины XIX века.
5. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX века.
6. Восстановление и строительство общественных зданий Москвы после войны 1812 года. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве.
7. Усадебное строительство первой половины XIX века. Классицизм в архитектуре русской провинции.
8. Архитектура середины XIX века: переход к эклектике в Петербурге, Москве, провинциальных городах.
9. Переход от классицизма к романтизму в живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета: О.А.Кипренский, В.А.Тропинин и их современники.
10. Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта: С.Ф.Щедрин, И.К.Айвазовский и другие пейзажисты, А.Г.Венецианов и «венецианцы», И.Ф.Хруцкий.
11. Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.А.Иванов и историческая живопись первой половины XIX века.
12. Графика и ее значение в развитии русского искусства первой половины XIX века. П.А.Федотов и становление критического реализма в русском искусстве.
|
|
13. Скульптура высокого классицизма первой половины XIX века.
14. Декоративно-прикладное искусство в России первой половины XIX века.
15. Особенности русской культуры второй половины XIX века.
16. Наука и просвещение, книжное дело и периодика, графика и фотография второй половины XIX века.
17. Общественно-политическая мысль и литература второй половины XIX века.
18. Театр и музыка второй половины XIX века.
19. Архитектура второй половины XIX века. Смешение «исторических» стилей. «Русский» (или псевдорусский) стиль как одна из разновидностей эклектики.
20. Утверждение реализма в живописи. Бытовой жанр в работах живописцев московской школы и Академии художеств 1860-х годов. «Петербургская артель художников» и «Товарищество передвижных художественных выставок». П.М.Третьяков и его собрание.
21. Родоначальники передвижничества: В.Г.Перов и И.Н.Крамской.
22. Реализм в историческом, религиозно-философском, батальном жанрах второй половины XIX века: Н.Н.Ге, В.В.Верещагин, В.И.Суриков
23. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории: К.Флавицкий, Г.Семирадский, В.Смирнов, С.Бакалович.
24. Бытовой жанр в живописи передвижников и его ведущие мастера: Г.Г.Мясоедов, В.М.Максимов, Н.А.Ярошенко, В.Е. и К.Е. Маковские, К.А.Савицкий.
25. Пейзаж в живописи передвижников: А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.И.Левитан.
26. Достижение в живописных произведениях И.Е.Репина вершин русского реализма.
27. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве В.М.Васнецова. Обращение к русскому фольклору и церковному искусству.
28. Скульптура середины и второй половины XIX века.
29. Ведущие ювелирные фирмы и фабрики страны, декоративно-прикладное искусство, народные художественные промыслы во второй половины XIX века
РУБЕЖ XIX-XX ВЕКА:
1. Особенности культуры рубежа XIX-XX веков. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль. Литературные течения
2. Наука, просвещение и печать конца XIX - начала XX веков.
3. Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков.
4. Архитектура в конце XIX - начале XX веков.
5. Живопись мастеров московской школы рубежа XIX-XX веков: А.Е.Архипов, А.С.Степанов, С.В.Иванов, Н.А.Касаткин, С.А.Коровин, Л.О.Пастернак, Н.П.Богданов-Белький.
6. Творчество А.П.Рябушкина.
7. М.В.Нестеров – представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества.
8. Импрессионизм и декоративность в творчестве К.А.Коровина.
9. В.А.Серов в поиске новых путей живописи.
10. М.А.Врубель – родоначальник символизма в русском искусстве.
11. «Мир искусства»: этапы и характер деятельности. Станковое и театрально-декоративное искусство, журнальная графика и литературная иллюстрация. А.А.Бенуа – лидер художественного объединения. «Старшее» поколение организаторов «Мир искусства» рубежа 1890-х – 1900-х гг. и его участников.
12. Ведущие художники «второго призыва» в возрожденном «Мире искусства» 1910-х гг.: Н.К.Рерих и Б.М.Кустодиев. Элементы неоакадемизма в творчестве участников позднего «Мира искусства». З.С.Серебрякова. В.Я.Шухаев и А.Е.Яковлев. Б.Д.Григорьев.
13. Творчество И.Э.Грабаря. «Союз русских художников» и развитие пейзажной живописи. Другие жанры в творчестве «союзников».
14. «Вторая волна символизма» в русской живописи. В.Э.Борисов-Мусатов и художники «Голубой розы».
15. Творчество К.С.Петрова-Водкина.
16. Художественное объединение «Бубновый валет»: П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Лентулов, Р.Р.Фальк, А.В.Куприн, В.В.Рождественский. Активный деятель русского авангарда Д.Д.Бурлюк.
17. Художественное объединение «Ослиный хвост». М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова.
18. Особенности художественного процесса и авангарда в искусстве 1910-х гг. Движение К.С.Малевича к беспредметности в искусстве. Его сподвижники и последователи И.В.Клюн и И.А.Пуни.
19. В.Е.Татлин – один из вожаков русского авангарда.
20. «Амазонки» русского авангарда: Л.С.Попова, О.В.Розанова, Н.А.Удальцова, А.А.Экстер.
21. Проявления экспрессионизма в русском авангарде. В.В.Кандинский. Эволюция его творчества от предметности к беспредметности.
22. Соединение бытового жанра с фантастикой, абсурдом и гротеском в творчестве М.З.Шагала. Своеобразие живописи П.Н.Филонова.
23. Декоративно-прикладное искусство в конце XIX - начале XX веков.
24. Скульптура в конце XIX - начале XX веков
ПЕРИОД С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVII ВЕКА:
Древнейшие корни культуры восточных славян. Декоративно-прикладное искусство восточных славян и языческой Руси. Влияние принятия христианства на русскую культуру.
Считается, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, которое включает в себя такие народы как германские, балтийские, романские, греческие, иранские, индийские или арийские занимавшие всю территорию от Индийского океана до Атлантического и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Центром этого массива была территория нынешней Малой Азии. Примерно 4000 – 3500 лет назад произошло отделение праславянских племён от родственных им индоевропейских, и расселение их на север.
Большим толчком к развитию славянской культуры послужило открытие на рубеже I тысячелетия до н.э. плужного земледелия. Это позволило древним славянам перейти к систематическому экспорту хлеба через Чёрное море в Грецию. Также немаловажную роль в этом процессе сыграло открытие железа, залежами которого изобиловала праславянская родина.
В Древней Руси для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово - узорочье.
Древние славяне на своем историческом пути соприкасались со скифами и сарматами, с предками литовцев, латышей, заходившими ранее далеко на юг, и с финно-угорскими племенами лесного северо-востока. В процессе ассимиляции славяне восприняли многое из фольклора и изобразительного искусства славянизируемых соседей северо-запада и северо-востока.
Наиболее распространенными видами декоративно-прикладного искусства дохристианской Руси были резьба по дереву и кости.
Художественная обработка дерева была известна еще в VIII-IX вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Резьба - это художественная обработка дерева вырезанием и росписью с изображениями, созданными средствами живописи.
Обработка кости - это один из старейших видов народного декоративного искусства. В глубокой древности коренные жители Сибири, средней части России из кости изготовляли различные изделия: ножи, наконечники для гарпунов, амулеты. У мастеров Древней Руси резьба по кости была распространена еще в IХ веке. Письменные источники свидетельствуют о высоком качестве косторезного русского мастерства. Резьбу называли «резьбой руссов».
Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7-8 млн. человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы.
1. История русской культуры IX-XX веков. / Л.В.Кошман, Е.К.Сысоева, М.Р.Зенина, В.С.Шульгин. – М.: Акцепт, 2006.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 645; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!