Фотографии, найденные или созданные клиентом



Сущность и техники фототерапии *. The Essence and the Techniques of Phototherapy. Джуди Вайзер (Judy Weiser). В статье рассматривается система фототерапевтических техник, демонстрируется возможность их использования квалифицированными психотерапевтами (арт-терапевтами). После краткого обзора теоретических основ фототерапии, ее сходства и отличий от арт-терапии и терапевтической фотографии приводится описание пяти основных техник фототерапии с примерами из практики.  

Введение

Фототерапия подразумевают использование личных снимков и семейных фотографий клиентов, а точнее, чувств, воспоминаний, мыслей и информации, которые ими порождаются, в качестве катализаторов терапевтической коммуникации. Фототерапию можно рассматривать как взаимосвязанную систему техник консультирования, базирующихся на фотографии. Эта система техник используется подготовленными психотерапевтами как часть психотерапевтической практики, для того чтобы лучше понять и изучить жизнь клиентов, помогая им узнать и изменить себя. Поскольку фототерапия – это, скорее, фотография-коммуникация, нежели фотография-искусство, для эффективной терапии не требуется никакой предшествующий опыт работы с фотокамерой или знание фотоискусства.

Каждый личный снимок является одним из типов автопортрета, так называемым «зеркалом памяти», которые возвращают моменты и людей, которые были забыты. Все вместе эти фотографии делают видимым личные истории из жизни людей, становясь визуальной маркировкой мест, где они были (эмоционально, так же как физически), а может быть, и где они еще побывают. Даже их реакции на открытки, картинки журналов, и снимки, сделанные другими могут рассказать об их собственной внутренней жизни и их секретах.

Фактическое значение любой фотографии – не столько в ее визуальных фактах, столько в том, что эти детали вызывают в уме (и сердце) каждого зрителя. Смотря на снимок, люди спонтанно создают представление, и это может иметь или не иметь значение, исходя из того, что фотограф первоначально намеревался передать.

Таким образом, значение фотоснимка (и заключенное в нем «эмоциональное «сообщение») зависит от того, кто смотрит, потому что восприятие людей и уникальные события жизни автоматически создают и определяют то, что они видят как реальность. Поэтому, реакции людей на фотографии, которые они находят особенными, могут фактически показать много о человеке, если задавать правильно вопросы.

Много лет назад я заметила, что разговоры с людьми об их личных и семейных фотографиях давали намного больше фактической и психологической информации, чем ответы на прямые вопросы. Я также обратила внимание на то, что аналогичная ситуация наблюдается, когда люди смотрят мои фотографии. Для меня как художника интересно узнавать о том, что люди видят и чувствуют, глядя на образы. Меня всякий раз поражал эффект неосознанного выборочного внимания на то, насколько различно восприятие одного и того же предмета разными людьми. Я стала понимать, что невозможно однозначно предсказать, что именно люди могут увидеть в фотографиях, а также то, какие эмоции вызовет у них тот или иной образ.

Как психотерапевт я была также заинтригована дополнительной невербальной коммуникацией, происходящей по мере восприятия деталей фотографии. Таким образом от изначального понимания фотографии как искусства я опытным путем пришла к тому, что фотографии служат катализаторами, освобождающими давно забытые, неосознаваемые переживания и воспоминания. В свою очередь, это привело меня к мысли о том, что обычные личные и семейные фотоснимки и альбомы могут быть мощными инструментами в руках терапевта. Это побудило меня заняться развитием техник фототерапии, созданием комплексной системы для их эффективного использования в психологическом консультировании и психотерапии.

 

Как психотерапевты используют фотографии

Многие люди не задумываются о том, почему они хранят фотографии. Фотографии всегда хранят истории, независимо от их художественной ценности (которой они также могут обладать), однако каждая фотография рассказывает историю по-своему в зависимости от того, кто неосознанно придает ей смыслы в процессе изучения.

Это делает обычные снимки не только превосходными естественными катализаторами социального общения, но также полезным инструментом в ситуации, когда вербальная коммуникация не является достаточно эффективной (например, в процессе психотерапии). Моменты, запечатлеваемые на снимках, настолько обычны, что люди редко задумываются над тем, что происходит, когда они пытаются осознать увиденное. Это не только демонстрирует сильное влияние обычных «нехудожественных» снимков на жизнь большинства людей, но также позволяет объяснить, почему фотография так отличается от иных видов медийного художественного выражения, особенно при ее использовании в терапевтических целях (или целях самопознания).

Под руководством специалиста клиенты изучают, какое значение имеют личные снимки и семейные альбомы, их эмоциональную составляющую в дополнение к визуальной. Такая информация скрыта в личных фото клиента, но если она может быть использована, чтобы сфокусировать терапевтический диалог, то обычно возникает более или менее просматриваемая связь с бессознательным.

Сеанс фототерапии включает в себя не только изучение готовых фотографий, но и фотографирование разных объектов и людей (включая самого клиента), представление, обсуждение, выслушивание, реконструкцию фотогнимков с целью создания или иллюстрации нарративов, собранных на встрече, восстановленных в памяти или воображении, интегрированных в арт-терапевтическую продукцию или даже включенных в оживленный диалог с другими фотографиями.

Таким образом, фототерапия предполагает, что клиенты не только участвуют в процессе взаимодействия со снимками или их создают, но и исследуют и воссоздают общую картину переживаний, вызванных снимками, и делают это под руководством квалифицированного психотерапевта – для того, чтобы эта информация способствовала лучшему пониманию клиентов себя и своих отношений.

В отличие от фототерапии, в терапевтической фотографии человек использует фотографии и процесс фотосъемки самостоятельно (без контроля со стороны психотерапевта) «для себя» – в целях творческого самовыражения, самопознания, социальных, политических или личных изменений, вне формального контекста консультации (то есть, когда не присутствует психотерапевт, который руководит процессом и обсуждает опыт клиента в специально организованном контексте консультации).

И хотя результаты базирующегося на фотографии самоисследования (фотография-как-терапия, терапевтическая фотография) часто являются по сути «терапевтическими», особенно при использовании фотоаппарата в качестве агента для персональных и общественных изменений, это все же не то же самое, что работа на основе фотографии под наблюдением профессионала (фотография-в-психотерапии, фототерапия).

В качестве особого психотерапевтического инструмента фотография вовлекает людей во взаимодействие с их уникальными визуальными конструктами реальности. Поэтому техники фототерапии могут быть особенно ценными в работе с людьми с физическими или психическими ограничениями, представителями маргинальных социальных групп, в работе с мультикультурным населением, инвалидами, сексуальными меньшинствами, с людьми, имеющими специальные потребности и другими группами. Она также полезна в тренингах по вопросам культурного разнообразия, разрешения конфликтов, в процессе консультирования семей и в других областях.

Теперь, когда для широкой публики становится более доступно использование электронных технологий и цифровых изображений, появляются восхитительные возможности для использования фото как вспомогательного инструмента в работе с клиентами, у которых есть сканеры или семейные сайты, или тех, кто может принять участие в online и кибер-терапии.

 

Фотография и арт-терапия

В течение последних десятилетий сложилось множество методов арт-терапии, основанных на использовании изобразительного искусства в качестве символического языка, выражающего то, что невозможно выразить словами. Подобные методы способствовали усовершенствованию процесса вербальной психотерапии, которая на протяжении долгого времени являлась единственно возможным подходом. В то же время, фотография как достаточно привычное и мощное (в плане эмоционального воздействия) художественное средство стала использоваться в качестве вспомогательного терапевтического инструмента не только в арт-терапии, но в разных видах вербальной психотерапии.

Арт-терапия основана на применении разных изобразительных средств в процессе работы специалиста с клиентом. Клиент может воспользоваться этими средствами в качестве инструментов выражения своих идей и переживаний в процессе взаимодействия со специалистом (арт-терапевтом). К сожалению термином «арт-терапия» иногда называют и то, когда человек самостоятельно занимается изобразительной деятельностью, и при этом достигаются определенные терапевтические эффекты. Поэтому, неудивительно, что люди иногда путаются, когда им говорят об арт-терапии, а на самом деле применяются методики терапевтического изобразительного искусства (therapeutic art).

Изучая сферу арт-терапии, я посчитала необходимым концептуализировать различные ее формы не как противоположности, но как континуум между двумя полюсами – изобразительное искусство во время психотерапии, с одной стороны, и изобразительное искусство как спонтанная терапия, с другой стороны. Аналогичным образом, можно рассмотреть континуум разных практик фототерапии и терапевтической фотографии, на одном полюсе которого располагается фотография в процессе психотерапии, а на другом – фотография как терапия (терапевтическая фотография).

Важно осознавать, что арт-терапия и фототерапия не учитывают эстетическую ценность творчества клиентов; успех арт-терапии и фототерапии заключается в применении изобразительного искусства и фотографии скорее как средства коммуникации, чем эстетических феноменов.

Фотография является привычным и относительно простым видом творчества, в котором у большинства клиентов уже есть успехи. Обычно клиенты показывают свои снимки психотерапевту, уже зная из опыта, что для их создания не требуется специальных художественных навыков. Поскольку почти все фотографируют или хранят личные снимки, то просьба принести свои фотографии или сделать новые в процессе психотерапии часто воспринимается легко и даже с удовольствием, ведь обмен фотографиями и их обсуждение – это нормальная социальная практика. Фототерапия рассматривает фотографию именно как коммуникацию, поэтому ни клиент, ни психотерапевт не обязаны обладать опытом в фотографии, разбираться в камерах и искусстве фотографии, для того, чтобы использовать фототерапевтические техники.

Фототерапия и арт-терапия представляются как разные терапевтические системы. В то же время, они неотделимы друг от друга. Они, скорее, различаются «продуктом» и процессом, поскольку используют разные средства выразительности. Оба эти вида психотерапии придают визуальную форму переживаниям, делают видимым невидимое. D. Krauss (Krauss D., 1983) весьма красноречиво сравнивает арт-терапию и фототерапию: «Оба типа терапии используют проекции, символические репрезентации внутренней реальности. В результате социализации использование фотокамеры лишь делает данную проекцию более точной и реалистичной, чем иные изобразительные репрезентации. Однако, оба эти типа терапии – не более, чем символические предположения о реальности. Оба они дают клиентам возможность с помощью изображений творить, переживать опыт и извлекать пользу из изучения символов, что позволяет осознавать себя» (Р. 53).

Хотя арт-терапия и фототерапия используют методику проекции, очевидно, что они делают это по-разному. В арт-терапии переживания клиента находят внешнее, визуальное выражение в процессе изобразительной деятельности. При этом создаваемый образ может не соответствовать образам внешней реальности, являться ее искажением или трансформацией. Фотография же, как правило, отражает внешнюю реальность: «Поскольку арт-терапия находится под воздействием внутренних объектов, облеченных во внешнюю форму, а фототерапия – под воздействием интериоризированных внешних объектов, то очевидно, что данные терапевтические приемы работают с разными аспектами личностного символизма» (Krauss D., 1983, Р. 53).

D. Krauss (Krauss D., 1983) также подчеркивает особую ценность документальности снимков, формирующей личные истории клиентов: «Личные и семейные фотографии…это щедрый источник проективных и физических данных, которые невозможно получить иным путем. Они служат источником биографической информации об отношениях клиента с миром вне процесса психотерапии» (Р. 53), включая информацию о членах семьи, зафиксированную не с помощью слов, а с помощью камеры.

Одним из наиболее важных преимуществ использования фотографий в терапии в дополнение к личному художественному самовыражению является то, что клиенты могут увидеть себя так. как это невозможно без использования камеры. Они могут увидеть себя со стороны, в непривычных для себя ракурсах, среди других людей. Сделать это объективно при помощи рисунков достаточно сложно. Поскольку фотографические репрезентации фиксируются во времени и пространстве механическим (в настоящее время – также электронным) устройством, клиенты полагают, что подобные снимки более «правдивы», чем нарисованные портреты.

 

Основные техники фототерапии

Создание фотографий, или участие в сеансе фототерапии, являются только началом. Как только фотография предъявлена, следующий шаг должен активизировать воспоминания (исследование ее визуальных сообщений, диалог, задавание вопросов, рассмотрение результатов предполагаемых изменений или различных точек зрения и т. д.). То, что для фотографа становится конечным «пунктом назначения» (художественная фотография), для фототерапевта составляет лишь начало.

Главная задача терапевта – поощрить и поддержать личные открытия клиента, исследуя и взаимодействуя с обычными личными и семейными снимками, которые он показывает, создает, коллекционирует (такими как открытки, фотографии из журналов, поздравительные открытки и т. д.), вспоминает, активно восстанавливает или даже только воображает. Каждый из пяти методов фототерапии соединен с одним из следующих пяти видов фотографий, и они часто используются в различных комбинациях друг с другом и с другими арт-терапевтическими и художественными техниками.

1. Фотографии, найденные или созданные клиентом с помощью фотокамеры, коллекция изображений людей и другие образы, взятые клиентиом из журналов, интернета, представленные на открытках и так далее.

2. Фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или его снимки, сделанные спонтанно.       

3. Автопортреты – любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда он контролирует процесс создания снимка.

4. Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции – фотографии семьи клиента или семейные снимки по выбору, хранимые в альбомах или более свободно организуемые в нарративы – фотоснимки на стенах или дверцах холодильников, в бумажниках или настольных фоторамках, в компьютере или на семейных сайтах. Все эти фотографии собираются для документирования личного жизненного нарратива и прошлого клиента, и в отличие от отдельных снимков, подобные альбомы живут своей жизнью.

5. Техника «фото-проекций», которая исходит из того феноменологического факта, что смысл снимка главным образом формируется зрителем в процессе восприятия. Любая фотография, воспринимаемая человеком, вызывает реакции, которые проецируются из его или ее внутренней карты реальности, определяя то, как люди придают значение тому, что видят. Следовательно, данная техника не связана с определенным типом фотографии, но сосредоточена на менее осязаемой границе между фотографией и зрителем (или автором), «области», в пределах которой каждый человек формирует собственную, уникальную реакцию на увиденное. Данная техника лежит в основе всех интеракций между человеком и фотографиями и в первую очередь связана со способами и причинами, по которым человек так или иначе понимает смысл любой фотографии. Значение всегда проецируется зрителем на фотографический образ, и не существует универсальных, объективных значений образов для всех зрителей.

Все вышеперечисленные техники более подробно представлены в моих публикациях (Weiser J., 1993, 1999б 2002) В целом, каждый тип интеракций человека с фотографиями (каждая фототерапевтическая техника) имеет свои плюсы и минусы и может применяться в комбинации с другими типами и различными художественными техниками и материалами с целью усиления терапевтического эффекта. Обучившись применению данных техник, психотерапевты могут развивать собственные подходы применительно к определенным ситуациям.

Поскольку техники фототерапии являются комплексом вспомогательных инструментов «активации», а не фиксированными рекомендациями, основанными на определенным теоретических принципах или психотерапевтической системе, они могут использоваться любым квалифицированным психотерапевтом, независимо от концептуального подхода, специализации, предполагаемой модели вмешательства или степени предварительного знакомства с искусством фотографии. Особую ценность данные техники могут иметь для арт-терапевтов.

 

Фотографии, найденные или созданные клиентом

Помимо фотографий, которые клиенты делают с помощью своих камер или приносят из личного архива «найденных» изображений, данная методика также работает с копированными, коллажированными, сканированными или цифровыми фотографиями. Психотерапевты не просто изучают факты по снимкам клиента, но выявляют более общие закономерности в повторении тем, личных символов и метафор, а также прочей информации, о которой клиент мог не догадываться.

Фотоснимки, которые приносят клиенты (по своей инициативе или по просьбе психотерапевта), могут использоваться для проведения фокусированных дискуссий. Помимо изучения готовых снимков, принесенных клиентом на сеанс, психотерапевт также может разработать для него «домашнее задание», связанное с активным поиском и сбором снимков или фотографированием с определенной целью, например, для того, чтобы затронуть конкретные темы, требующие более глубокого изучения. Задания по поиску или созданию фотографий не должны быть слишком конкретными. Можно найти или снять то, что впечатляет клиента. При этом выбор «чужих» фотографий дает клиенту повышает безопасность проводимого исследования.

Опыт одной клиентки демонстрирует, как снятые ею фотографии неожиданно предстали в новом свете, превратились в источник информации о ней самой. Она сказала мне, что после просмотра балетной репетиции племянницы, она решила взять камеру и сделать как можно больше снимков, потому что «за детьми всегда так интересно наблюдать». Являясь как любящей тетей, так и фотографом-любителем, женщина сняла не только племянницу, но и других детей, которые изо всех сил старались хорошо танцевать. Она упомянула, что ее племянница хорошо выступала.

Когда я спросила, почему она это сказала, и так ли важно успешное выступление в пятилетнем возрасте, женщина на мгновение задумалась и ответила: «Знаете, я отсняла три катушки фотопленки и на большинстве снимков запечатлены неловкие, неуклюжие движения маленьких девочек. В моей семье девочки автоматически должны были идти в балетную школу. Я была высокой, крепкой девочкой-сорванцом, и упражнения в пачке раз в неделю не приносили мне удовольствия. По сути, опыт был крайне травматичный…Я полностью подавила в себе эти детские воспоминания…Я никогда не думала, что я – часть всего этого…Я так походила на этих девчушек, когда мои родители отдали меня в ту дурацкую школу для девочек. Все стало на свои места, как только я увидела, почувствовала связь с этими снимками».

Мы продолжили разговор о том, как они ощущала в детстве ожидания своей семьи и общества в отношении своего поведения. Мы попытались найти связь между ее детскими уроками танцевального мастерства и настоящей жизненной ситуацией – одинокая женщина-специалист, на которую возложен целый ряд ожиданий. Ее наивные снимки, изначально сделанные лишь ради забавы, после их исследования и деконструкции выявили несколько ранее неосознанных связей с прошлым.

Примером работы со снимками, снятыми по заданию психотерапевт, может быть следующий случай. Рут было 9 лет, последние пять из них она жила в приемной семье (в которую попала из-за физического и сексуального насилия со стороны отца и недостаточной заботы со стороны родителей). Консультируя Рут в течение нескольких месяцев, я считала ее отзывчивой и довольно общительной, однако ее эмоциональная экспрессия казалась мне весьма ограниченной.

Ее приемная мать была весьма обеспокоена. Ей казалось, что Рут все более отдаляется от нее. О чем бы я ни спрашивала Рут, она отделывалась формальными ответами. Я не могла понять, что является причиной эмоциональных всплесков и подавленности, проявлявшихся дома, ее нарастающей отчужденности от приемных родителей.

Выяснив, что она любит снимать на свою простую автоматическую камеру, я дала ей несколько фото-заданий. Полагая, что следует исследовать отношения девочки и приемной матери, я предложила ей пойти в парк и сфотографировать людей разного возраста, в особенности – матерей. Мне хотелось выяснить, как Рут видит «хороших» и «плохих» матерей, отношения, которые она принимает или не принимает, а также иную информацию, которая могла «всплыть» случайно при выполнении задания.

На фотографиях, которые Рут принесла на следующую консультацию, были изображены разные люди, в основном, женского пола. На большинстве снимков – играющие дети и мамы, матери с детьми в колясках или одеялах, матери, качающие качели, матери, разговаривающие с маленькими девочками. Однако, Рут не принесла ни одной фотографии, на которой был бы изображен ребенок (или группа детей) без взрослой женщины рядом.

Я просмотрела все фотографии и отметила несколько из них, на которых были изображены женщины, и спросила Рут, являются ли они матерями. В кратком ответе Рут раскрыла мне все то, что происходило в ее сознании, то, что, скорее всего, она сама не осознавала: «Они – не матери вообще или плохие матери, потому что рядом с ними нет детей!»

Глядя на прошлое Рут, можно понять, что эта девочка, испытавшая жестокое обращение в раннем детстве, чувствовала себя незащищенной, когда рядом с ней не было мамы. Возможно, она перенесла эти переживания на ситуацию с приемной матерью, которая вышла на работу, «бросив» своего ребенка, вместо того, чтобы всегда быть с ним рядом. Ситуация также отразилась и на Рут, поскольку приемная мать теперь не могла постоянно находиться рядом ней Фотографии способствовали началу диалога и достижению взаимопонимания между всеми сторонами.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!