ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

ЖАНРЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

        

1. Понятие о жанре в журналистике – с. 1

2. Информационные жанры – с. 5

3. Аналитические жанры – с. 11

4. Художественно-публицистические жанры – с. 20

5. Сатирические жанры – с. 23

6. Эпистолярные жанры – с. 24

 

ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Пожалуй, нет человека, пишущего в газету, журнал, выступающего на радио, телевидении, который не стремился бы к тому, чтобы его, во-первых, правильно поняли, во-вторых, разделили высказанную точку зрения и не только согласились с нею, но и последовали призыву, совету, рекомендации, содержащимся в материале. Пишущий, конечно, прежде всего, заботится о содержании своего материала, о подлинности сведений, правильности выводов и суждений, словом, о конкретной деловитости и практичности своей будущей публикации. Несомненно, очень важно, ЧТО говорится читателю, слушателю, представляется зрителю.

Но не менее важно, КАК дельное, полезное, нужное должно быть высказано аудитории. Для журналиста это КАК имеет чрезвычайное значение, потому что чаще всего мы неплохо знаем, что необходимо сказать, опираясь при этом на собственные знания, на сведения, полученные при подготовке материала, на советы и пожелания специалистов, на рекомендации и указания вышестоящих органов.

    КАК лучше всего сказать? Над этим вопросом практически каждый из пишущих людей ежедневно мучительно думает, ломает голову не только над каждым материалом, но и над каждым предложением, определяющим какую-то грань содержания материала.

Ответить на вопрос КАК ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ помогает сложившаяся система жанров газетно-журнальной публицистики, применимая также к радио и телевизионной журналистике с учетом особенностей звучащего слова и изобразительного материала.

Под термином «жанр» понимается обобщенная форма журналистских произведений, исторически сложившееся внутреннее подразделение в журналистике, зависящее от ее специфики, опирающееся на принципы жанровой дифференциации.

Жанр массовой информации – форма отображения социальной действительности, характеризующаяся устойчивыми признакам раскрытия темы, композиционного построения и использования языково-стилистических средств. Выбор жанровой формы зависит от ее назначения, от того, какие цели ставит перед собой журналист. Каждый жанр имеет свою специфику, и ее надо учитывать при написании текста.

Жанровая форма содержательна. Содержательность ее выражается в том, что она «задает», обусловливает определенное отношение к действительности, способ отбора фактов, меру участия автора и так далее. Жанр – это своеобразный смысловой каркас целой группы, категории произведения. С другой стороны, жанр – это совокупность структурно-композиционных признаков, отражающих, воплощающих этот каркас. Другими словами, жанр – это форма в ее непосредственном, изначальном смысле: композиция, речь, ритм и так далее.

Формирование жанра в журналистике обусловлено рядом причин. К их числу относится, прежде всего, НАЗНАЧЕНИЕ ПУБЛИКАЦИИ. Во имя какой цели, для достижения какого эффекта – агитационного, пропагандистского, организационного – создается произведение? Именно этот вопрос изначально закладывается в программу деятельности журналиста. И ответ на этот вопрос определяет выбор средств для достижения поставленной цели.

Другой причиной, определяющей формирование жанра, выступает СВОЕОБРАЗИЕ ПРЕДМЕТА ОТРАЖЕНИЯ, то есть тех сторон действительности, которые наиболее естественно, целесообразно и полно воспроизводятся в данной жанровой форме. Факт, или социальная ситуация, проблема, или судьба человека, конфликт или беседа с героем будущего произведения – этот жизненный материал решающим образом влияет на выбор жанра, как, впрочем, влияет на этот выбор и преимущественный интерес автора к экономике или политике, культуре или спорту, искусству или науке.

Следующим этапом становления жанра выступают ОБОЩЕННЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ материала, ГЛУБИНА ОСВОЕНИЯ действительности, МАСШТАБНОСТЬ ВЫВОДОВ И ОБОЩЕНИЙ. Журналистские произведения весьма существенно различаются по содержательному уровню: одни запечатлевают обыденный факт, другие – сложную, противоречивую ситуацию, третьи – анализируют закономерности общественного развития.

В свою очередь, предметная специфика с неизбежностью порождает ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ И ОТОБРАЖЕНИЯ действительности, присущих тому или иному жанру. Известно, скажем, что при подготовке репортажа необходимо прежде всего использовать метод наблюдения, при подготовке статьи – методы анализа и синтеза, при написании очерка – метод художественно-публицистической индивидуализации и т.д.

Наконец, жанр характеризуется СПЕЦИФИКОЙ ФОРМЫ, присущими ему СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫМИ И ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ. Жанровая специфика заметна здесь, что называется, невооруженным глазом: достаточно сопоставить, например, статью и фельетон, чтобы увидеть, как несхожи в них черты формы.

Жанр определяется не по одному из названных признаков, а по их целостному единству.

Таким образом, жанры журналистики различаются:

– по целям воздействия на аудиторию;

– в зависимости от задачи, стоящей перед журналистом;

– по предмету отображения;

– по методу исследования;

– по широте освещения реальности;

– по глубине анализа и широте обобщений;

– по содержательным признакам;

– по используемым литературно-стилистическим и выразительно-изобразительным средствам.

Существуют различные основания деления. ПО МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ:

РЕПОРТАЖНЫЕ жанры воспроизводят по преимуществу те стороны действительности, которые поддаются непосредственному наблюдению (заметка, репортаж, отчет).

НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ отражают действительность в ее существенных проявлениях и используют логические методы познания, способные дать обобщенную картину жизни (корреспонденция, статья, обозрение).

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ, специфика которых состоит в синтезе методов теоретического исследования и средств художественного отображения действительности (очерк, зарисовка, памфлет).

Суть ДИОЛОГИЧЕСКИХ ЖАНРОВ – публицистически воспроизведенное общение журналиста с современниками (интервью, публицистический диалог).

В особую группу стоит отнести жанры, так сказать, «ВТОРИЧНОГО» ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (рецензия, обозрение на темы науки, литературы, искусства). Эти выступления посвящены явлениям духовной жизни и требуют соответствующих методов анализа произведений научного или художественного творчества.

Существует и другое деление на жанры в ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ, которую ставит перед собой автор:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ – в их основе лежит сообщение о факте, событии, явлении общественной жизни, деятельности, поступках людей (заметка, репортаж, интервью, отчет, корреспонденция).

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ дают возможность читателю разобраться в проблеме, явлении действительности, которые анализирует, рассматривает автор (корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, обзор)

В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ освещение действительности происходит по законам искусства, с использованием художественного образа (зарисовка, очерк).

В САТИРИЧЕСКИХ ЖАНРАХ события, явления действительности отражаются в гротесковой форме. ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ – в форме письма.

Важно правильно выбрать жанр: в какую форму целесообразно облечь содержание? Бытует мнение, что любые факты можно успешно подать в любом жанре, дело, дескать, в мастерстве автора. Теория и практика жанров говорит, что это не совсем так. Сколь ни был бы талантлив автор, беду, случившуюся с человеком, не передашь, скажем, в фельетоне или репортаже. Не каждый жанр подходит и для передачи читателю радости или гордости героя за совершенное, достигнутое, завоеванное.

Жанр влияет и на содержание материала, и на его действенность, доходчивость до читателя. Жанр во многом определяет и словарь выступления, построение фраз, архитектуру всего словесного аппарата. Скажем, не всегда уместны эпические повествовательные словесные конструкции в репортаже, в заметке любого содержания. Они, эти конструкции, подавляют внимание человека, становится неинтересно, текст раздражает, не доходит до сознания.

Очень важно, в каком тоне ведется изложение. Пожалуй, именно верно найденная тональность публикации – ключ к разуму и чувствам аудитории.

Поскольку в журналистике объединяются познавательные, идейно-оценочные, образно-созидательные устремления и каждое из них действует избирательно, постольку выделение жанров идет одновременно по нескольким направлениям, закономерно друг с другом связанным.

Сегодня в чистом виде  на практике встречается небольшое количество жанров. В настоящее время наблюдается их взаимовлияние и взаимопроникновение. Несмотря на это жанровое различие требует различного способа отбора предлагаемых обстоятельств и разных «правил игры» по отношению к читателю (печатные средства массовой информации), слушателю (радио), зрителю (телевидение). Для создания качественной, эффективной публикации важно знать отличительные признаки каждого жанра и творчески их использовать.

Мы будем изучать систему жанров в зависимости от цели, которую перед собой ставит автор – информационные, аналитические, художественно-публицистические, сатирические и эпистолярные жанры.

При этом рассмотрение теории жанров будем вести применительно к печатным средствам массовой информации, поскольку эти знания успешно применяются при создании материалов радиожурналистики или для телевидения с учетом специфики каждого из средств массовой информации.

Так, публикации в печатных средствах массовой информации воспринимаются путем прочтения текста. Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются спецификой речевого общения. В их основе – звучащее слово, с интонационными особенностями говорящего, тембром его голоса, культурой речи, ораторским искусством журналиста или диктора.

Основа жанров журналистики – «картинка», которую журналист представляет зрителям, желая достичь поставленной цели.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ

    К информационным жанрам относятся материалы, в которых автор информирует читателей, слушателей, зрителей о событиях, происходящих в обществе. Для данной группы жанров важно, чтобы сообщаемые факты, события представляли для потребителей интерес, были актуальными, новыми, дошли до него оперативно.

Оперативность – важная черта информационных жанров. Информационным жанрам обязательно присуща краткость. В материале не должно быть ничего лишнего, повторяющегося, второстепенного.

К информационным жанрам относятся заметка, отчет, репортаж, интервью. Обладая общими признаками, присущими материалам информационных жанров, каждый из конкретных жанров отличается друг от друга, имеет свом специфические черты.

ЗАМЕТКА. Заметка – наиболее «древний» из газетных жанров – представляет собой сжатую форму оперативного отражения событий и фактов социальной реальности,  форму информирования читателей о важном факте, событии, то есть  сообщение о факте, имеющее своей целью пропаганду достижений или критику недостатков. Заметка должна отвечать на вопросы: что, где, когда произошло, кто является действующим лицом отображенного события.

Заметку отличает предельная сжатость, неразвернутость формы, которая целиком посвящена задаче дать оперативное изложение фактов. С содержательной точки зрения заметка характеризуется новизной информации, заключающемся в самом факте или в его интерпретации.

Сжатость – сообщить факт в его главном, существенном. Заметки пишутся тогда, когда нет необходимости в анализе события, факта, во внешней и психологической характеристиках действующих лиц.

Высокая оперативность – для содержания заметки важны слова вчера, сегодня, завтра.

Поскольку содержание заметки – ответ на вопросы, что произошло или произойдет, где произошло, когда произошло, ее основу составляют конкретные фактические данные – завершенное событие или какой-то момент его – начало, развитие, окончание. Однако, могут быть заметки, не требующие временного признака.

Требования к заметке – Должна содержать новость, отраженную в факте, цифровом материале – Может раскрыть факт. – Отбор фактов, позволяющий показать существенное, поучительное – Значимость факта – Должно раскрываться общественное значение сообщаемого факта.

Подготовка заметки – Увидеть существенный факт, понять его значение, его познавательную ценность, поучительность, охватить во всей глубине, во всем объеме.

Композиция заметки свободная. Но экономичность изложения – важное требование композиционного построения заметки.

Литературная форма изложения – Нет казенным словам, штампам, точность формулировки и словоупотребления.

От точности, достоверности фактов, конкретных данных в немалой степени зависит авторитет средства массовой информации, для которого предназначена заметка.

ОТЧЕТ. Отчет – материал, отражающий итог собрания, совещания, симпозиума, конференции, фестиваля или какого-то общественного или государственного мероприятия, имеющего важное, актуальное значение для общества и читателей, слушателей, зрителей средств массовой информации.

В отчете подаваемая информация должна быть правдивой и достоверной, а также оперативно воспроизводить события. В основе отчета может быть только актуальное мероприятие, имеющее общественную, научную или какую-то другую значимость. Для подготовки отчета корреспондент должен обладать знаниями в рассматриваемой на совещании теме.

Цель отчета – точно отобразить «информационное событие» (выступления, доклады, отчеты), изложив все происходящее в точной последовательности (или даже проанализировав происходящее) используя при этом фрагменты выступлений или сообщений.

Обычно придерживаются хронологической последовательности, но может быть и другой путь – выделение основной, главной темы.

Для краткого хроникального отчета характерны достоверность, четкость, телеграфная лаконичность.

Общий развернутый отчет характеризуется тем, что в нем последовательно и возможно полно излагается, документально отображается ход какого-то собрания, митинга, конференции. Автор не просто набирает из стенограммы или протокола интересные факты, а тщательно выделяет наиболее емкие, принципиально важные, характеризующие тон, настрой, основную суть собрания. В общем развернутом отчете находят отражение важнейшие проблемы, затронутые на собрании. Он характеризуется общей проблемностью, многотемностью, хроникальной последовательностью изложения материала.

Тематический отчет – результат авторского видения и понимания события, раскрывающий одну из тем, рассматриваемых на собрании, важную для общественности. Тематический отчет дает возможность автору не только пересказывать содержание мероприятия, но и вводить в материал тематического отчета собственный анализ, дополнительные факты, использовать свои личные впечатления.

Для отчета характерен и комментарий журналиста.

Поскольку жанры различных групп тесно взаимодействуют между собой, возникают жанрообразования, являющие собой синтез жанров. Именно поэтому, в частности, отчет может быть не только репортажным, научно-публицистическим. Репортажный отчет излагает материал в соответствии с регламентом мероприятия, программой описываемого события, называет имена участников, дает изложение принятых документов. Научно-публицистический отчет ставит перед собой цель не только рассказать о событии, но и довести до читателей, слушателей, зрителей суть научных следований, важных проблем, обсуждение которых составляет основу отчета.

Поскольку отчет – развернутое сообщение о том, что видел и слышал, то его содержание определяется важностью и значимостью темы, объем также зависит от важности, значимости события. Надо всегда стремиться к краткости, помня, что материалы этого жанра несколько однообразны.

РЕПОРТАЖ. В заметке, о которой мы говорили раньше, тема информации не развертывается. Но во многих случаях необходимо развивать тему, осветить ее с различных сторон, на основе не одного, а ряда фактов осмыслить определенную проблему. Очень часто недостаточно просто сообщить о событии, как мы делаем в заметке, – важно показать его, сделать читателя как бы участником, свидетелем происходящего, добиться, как принято говорить «эффекта присутствия». И тогда читатель зримо представит себе определенную жизненную ситуацию. Общественный смысл наглядно раскрытых фактов лучше укладывается в сознании читателя, активнее воспринимается.

Решению такой творческой задачи служит репортаж.

Репортаж – информационный жанр, позволяющий наглядно показать происходящее событие, сделать читателя, зрителя, слушателя участником происходящего, добиться у него, как принято говорить «эффекта присутствия». События, ограниченные во времени, емкие по содержанию, и составляют характерную примету жанра репортажа. В репортаже возникает возможность не только сообщить о происходящем, но и зримо изобразить многие существенные детали, набросать штрихами общую картину.

Среди событий повседневной жизни есть такие, которые концентрированно, выразительно, как бы в законченном «сюжете» раскрывают характерное, существенное, итог деятельности в какой-то области за определенный срок.

Вот такие события, ограниченные во времени, емкие по содержанию, и составляют характерную примету жанра репортажа, который раскрывает факт, событие, явление наглядно, создавая «эффект присутствия».

Таким образом, репортаж – жанр, в основе которого всегда событие. В репортаже приводятся факты, которые отражают момент изменения, развития действительности. Воспроизводя событие в динамике, репортаж раскрывает перед аудиторией новую сторону жизни. При этом журналист руководствуется прежде всего социально значимыми и нравственными критериями, конкретными целями газеты, учитывая информационные интересы, духовные потребности аудитории.

Автор репортажа – очевидец – свидетель или участник – передает событие так, чтобы читатель наглядно представил его себе, как бы сам увидел все то, что сообщил репортер. Присущий репортажу «эффект присутствия» (журналист пишет только о том, что она сам видел, наблюдал) придает этому жанру наглядность, конкретность изображения, композиционную завершенность.

Поскольку в репортаже тема разрабатывается на основе определенного события, свидетелем или участником которого был журналист, возникает возможность не только сообщить о происходившем, но и зримо изобразить многие существенные детали, набросать штрихами общую картину. Можно, если это важно, описать и место события, и особенности производства, и настроения людей.

Но вместе с тем, репортаж – это смешанный жанр: в нем густо замешаны наиболее сильные стороны интервью и очерка, хроники и эссе, публицистики и документа. В нем есть скупо очерченный пейзаж, штрихами набросанный портрет, характерные особенности речи героя, «стреляющие» цифры, впечатляющие документы. Плюс к этому – вторжение в повествование самого автора с его комментариями, репликами, переживаниями. Все это в целом и вызывает у читателя «эффект присутствия», ощущение личного присутствия.

Жанр репортажа – дать наглядное, «живое» отображение «предметного» события (поэтому репортер использует главным образом при сборе материала метод личного наблюдения; нет наблюдения – нет репортажа).

Но репортаж – это не картинка с натуры. Автор должен выполнить поставленную перед собой задачу. Наглядно изображая увиденное, автор должен в чем-то убедить читателя, что-то доказать ему, направить его мысли по необходимому руслу, вызвать у него желание воспринять написанное и т.д.

«Эффект присутствия» находится в прямой зависимости от личности репортера, от того, что и как он видит, где ему удается побывать, с кем говорить, прежде всего, какова его нравственная, художественная позиция, во что он верит, за что агитирует.

Репортер должен не только найти новость, но и оценить ее значение для людей, ее роль и место в духовной жизни общества, наконец, определить, новость ли, эта новость. Что скрывается за найденным фактом? Но репортаж может представлять и эффективную форму критики.

Требования, предъявляемые к репортажу? Наглядность в сочетании с глубиной мысли, наблюдения и оценка сущности фактов, зримое изображение и предметные выводы – таковы признаки репортажа.

Недостаточно только присутствовать при событии, чтобы полно и глубоко раскрыть его суть. Необходима и предварительная работа автора.

В репортаже уместны различные аналогии, сравнительные данные. В репортаже может быть уделено большое внимание человеку – ведь именно он – автор всех событий. Поэтому важно показать инициативу, заинтересованность людей в результатах своего труда, их производственную и трудовую активность, силу нравственных стимулов в сочетании с материальными.

Композиция репортажа: События, как правило, раскрываются в такой последовательности, в какой они происходили, но возможны различные отступления – воспоминания, рассказ о человеке. Можно начать с конца. В форме дневника. Возможны отступления – ассоциации, если они позволяют раскрыть тему и представить событие зримо и образно.

Убедительную наглядность изображаемым события в репортаже придает иллюстративный материал. Он во многом дополняет текст, придает динамичность происходящему. Репортаж – это жанр информации, характеризующийся живым, наглядным изображением и раскрытием общественного смысла существенного события, свидетелем или участником которого был автор. В репортаже авторское «Я» весьма активно. Проблема организации материала, его композиция – важная методическая проблема автора.

ИНТЕРВЬЮ. Интервью – в переводе с английского «беседа» – обозначает материал, в основе которого беседа журналиста (или группы журналистов) с человеком, чья жизнь, деятельность и, соответственно, мысли, мнения представляют интерес для читателей, слушателей, зрителей. Может получить отражение на страницах газеты полностью или в сокращенном виде, в прямой или косвенной (в изложении) форме.

Разновидности интервью – интервью-сообщения; интервью-мнения; интервью-диалог; интервью-монолог; пресс-конференции; беседы «за круглым столом»; критические интервью; ток-шоу.

Тема, вопрос, ставшие предметом беседы, должны быть общественно значимыми.

В муниципальном или региональном издании важно для интервью выбирать темы местного характера, близкие читателю.

Информационный факт, событие, сообщение о намечаемых планах нередко нуждается в истолковании, разъяснении. И в этом случае интервью – эффективная форма убеждения. Оценка, комментарий авторитетного лица придает выступлению газеты большую силу убедительности.

Интервью – эффективная форма убеждения. Факты и комментарии в нем принадлежат преимущественно интервьюируемому. Специфика интервью как жанра заключается в том, что факт, событие, их общественное значение раскрываются через сообщение, мнение собеседника, обладающего определенной информацией и компетентностью.

Важное требование к интервью – продуманно выбрать лицо, с которым будет проведена беседа.

Журналист в интервью – активное лицо. От него зависит выбор темы, проработка системы вопросов, создание комфортных условий для собеседника, грамотное ведение самой беседы с целью получить необходимую информацию, отбор сведений для текста интервью, выбор формы интервью.

Так, интервью может в простой вопросно-ответной форме (интервью-диалог), когда в средствах массовой информации представлены вопросы журналиста и ответы интервьюируемого. Для такого интервью – главное логика в постановке вопросов, чтобы ответы составили цельную картину рассматриваемой темы.

Часто в журналистской практике применяется интервью-монолог, когда материал излагается от первого лица интервьюируемого, как его ответ на вопрос (или вопросы), поставленные редакцией, при этом сами вопросы в тексте не фигурируют.

В современных средствах массовой информации широкое распространение получили пресс-конференции, беседы за круглым столом. Они представляют собой разновидности групповых, массовых интервью. Такие интервью позволяют всесторонне рассмотреть тему, полностью раскрыть ее, осветив вопрос или проблему с разных точек зрения авторитетных людей, специалистов, политиков, представителей искусства, науки. Обсуждение проблемы при этом может содержать и элементы полемики, спора.

К интервью как жанру предъявляются следующие требования.

Прежде всего – тема, вопрос, ставшие предметом беседы, должны быть общественно значимыми для потребителей информации.

Второе – лицо, дающее интервью, должно быть компетентным, знающим предмет беседы, соответствующим по статусу предмету интервью.

Интервью должно быть содержательным, что предъявляет высокие требования к знаниям и компетенциям журналиста в проблеме, являющейся предметом интервью.

Наконец, интервью должно быть представлено потребителям информации в материале живом, динамичном, интересном.

Таким образом, цель беседы для интервью как жанра – получить и сообщить читателю новые, неизвестные ранее факты о важном, интересном для многих событии – проанализировать, прокомментировать факты – познакомить читателя, слушателя с мнением авторитетного лица по какому-то вопросу.

Необходимые черты удачной беседы – содержательность, краткость, живость и динамизм.

Подготовка к интервью – Глубоко вникнуть в сущность проблемы, о которой пойдет речь. – Важно по различным источникам составит себе мнение о будущем собеседнике. – Разработать план беседы, при этом избегать общих вопросов, которые неизбежно вызовут такие же неконкретные ответы. – Важно правильно выбрать время и место беседы.

Основные правила общения журналиста в целях интервью: 

1. Постановка вопросов заключает в себе элементы знания по обсуждаемой проблеме. Компетентность журналиста выступает здесь как условие активности собеседника, условие преодоления предметно-логических барьеров общения.

2. Прямо или косвенно выраженный интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, но и к его индивидуальности.

3. Создание благоприятных психологических условий для собеседника с учетом его конкретного состояния, а также снятия внешних помех общения (обстоятельства места и времени).

4. Ориентация разговора на участок деятельности, наиболее значимый для собеседника, на позитивные мотивы его деятельности.

5. Сочетание единства позиции с дискуссионностью, с постановкой спорных проблем.

6. Двусторонность общения, умение не только говорить, но и слушать.

7. Приобщение собеседника к общественным проблемам, обогащающим его обыденный профессиональный опыт. Постановка вопросов, основанная на отношении сотрудничества в достижении общей цели.

 Хорошим интервью свойственна агитационная страстность, способность убедить читателя в правильности отстаиваемого мнения.

Назначение информационных жанров на радио – оперативно сообщать радиослушателям о важных событиях, основу которых составляют факты, высказываемых в разных формах.

На радио сложилась система информационных жанров: новости (полный аналог заметки в печатных средствах массовой информации), радиосообщение (аналог заметки в печатных СМИ), радиообзор печати (заметка на тему, что пишут газеты и журналы – в общем или по темам), радиоинтервью и радиорепортаж.

На телевидении широко используются информационные жанры – заметка как видеосюжет, устное сообщение или бегущая строка, телерепортаж и телеинтервью.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Аналитические жанры, отражая факты, события и явления, прежде всего, вскрывают причинно-следственные связи, выявляют аспекты проблемы, значительно шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, жизненно важные по исследованию. Аналитические жанры различаются по предмету познания, отображению объекта, конкретному назначению, познавательно-воспитательным задачам, широте освещения действительности, масштабу обобщений и выводов, характеру литературно-стилистических средств. В аналитических жанрах обязательны анализ, оценка событий, выводы, конкретные предложения.

К аналитическим жанрам относятся корреспонденция, статья,  рецензия.

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ – газетно-журнальный жанр, в котором факты, связанные единством темы, не просто сообщаются, а и комментируются, анализируются с различных сторон. Освещая важнейшие вопросы жизни, корреспонденция имеет дело с системой однородных фактов и явлений, взятых в определенном масштабе. Однако только констатировать, перечислять факты мало. Необходимо, отталкиваясь от них, выяснять жизненные закономерности, видеть в фактах внутреннее содержание социальной жизни.

Факты для журналиста – не самоцель. Они – важнейший материал для выдвижения перед обществом определенной проблемы, основа для выводов и обобщений.

Выводы в любой корреспонденции основываются на фактах. Отбирая, анализируя, комментируя их, журналист помогает читателю, слушателю, зрителю осмыслить общественно важные события, явления. Мысль в корреспонденции обычно движется от фактов к выяснению явления, а затем к выводам и предложениям. Корреспонденция – это жанр, в котором автор разрабатывает определенную актуальную тему на основе осмысления «кусочка жизни», поэтому чаще всего корреспонденция применяется, когда необходимо рассмотреть положение дел в конкретном учреждении, организации, предприятии, коллективе, раскрыть передовой опыт или выявить недостатки в конкретной деятельности.

В связи с этим в корреспонденции всегда развивается одна главная мысль, генерируется один главный вывод. Если необходимы отступления от главной линии, то они тематически должны быть связаны с ней, дополнять ее, раскрывать, пояснять.

Важно, чтобы корреспонденция была написана образно.

Ответственности подхода, правдивости, точности требует критическая корреспонденция, создавая которую необходимо оберегать достоинство человека и не травмировать его необоснованно. Зачастую нет необходимости описывать недостатки, коллекционировать негативные примеры и факты. Важнее вскрыть реальные причины сложившегося положения дел, наметить пути устранения недостатков, указать выход из трудной ситуации.

Различают информационную корреспонденцию, которая всесторонне освещает какое-то событие, явление, положение дел на местах, объединяя системы однородных фактов определенной темой, развивая которую автор довольно подробно сообщает обо все важном и интересном для читателя по данному вопросу. При этом выводы о состоянии дел формируются у потребителей информации, а не в тексте корреспонденции.

Цель информационной корреспонденции – сообщить нечто о «предметном» событии, используя при этом, в отличие от репортажа не столько живое наблюдение, сколько «свернутый» пересказ происходившего.

Цели аналитической корреспонденции иные. Она также содержит в себе сообщение о событии, явлении. Это сообщение может включать в себя как «живое» наблюдение, фрагменты каких-то выступлений, так и «свернутый» пересказ происходящего. Но в аналитических корреспонденциях анализ занимает главное место. В таких материалах большое внимание уделяется выяснению причин следствий определенного явления, его внутреннего смысла, содержания. Автор задает общественности новые вопросы, носящие постановочный характер.

СТАТЬЯ. Статья – это жанр печатной массовой информации, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Такому жанру, как статья, присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. В статье автор рассматривает отдельные ситуации как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов.

В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной для общества проблемы.

Для статьи, одного из наиболее сложных жанров, характерен широкий масштаб осмысления действительности, постижения фактов и обобщения данных. Статья представляет собой систему суждений, в той или иной форме аргументированных не только живыми примерами, но и статистическими, научными положениями. В статье отдельные ситуации являются не самоцелью, как в информационных жанрах, а рассматриваются как элементы какого-то явления. В результате для статьи характерны широкие обобщения. Постановка, разработка проблемы, анализ многосторонняя аргументация выдвигаемых положений – характерная черта жанра статьи. Статья – типично газетно-журнальный жанр. Раскрывая читателю определенную проблему во всей ее полноте, она предлагает решение задачи и тем самым призывает читателя к активному действию.

Иногда в обиходе статьей называют любой печатный журналистский материал, но когда речь идет о статье, как о жанре, то, повторим, что под статьей понимают публикации, анализирующие некие ситуации. Процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической, культурной или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такой процесс, такое явление.

То есть всегда статья как жанр предназначена, прежде всего для анализа актуальных общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Это могут быть вопросы культуры, науки, различных сторон социума, отдельных направлений профессиональной деятельности человека, передовой опыт работы в любой сфере, серьезные проблемы, противоречия и недостатки.

При этом вопросы, рассматриваемые в статье, должны решаться в доступной и популярной форме.

Для статьи важно умелое сочетание политического обобщения и выводов с мастерством литературного изложения.

Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели вместе с автором могли размышлять над заинтересовавшими их вопросами. Таким образом, можно говорить об особом назначении статьи, которое состоит в том, что статья всегда объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует их размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации. Кроме того, она обращает внимание аудитории на те задачи, проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников этих ситуаций. Удачная статья создает реальное представление об актуальной ситуации, служит основой для выработки идей, импульсов, предваряющих принятие практических мер.

Статья, отвечающая требованиям жанра, обычно сочетает в себе освещение конкретных вопросов с глубоким теоретическими обобщениями. В статье предмет ее содержания и обобщения сохраняет только существенные признаки, присущие всей группе фактов, исследуемых журналистом. Сила любой статьи не в фактах, взятых сами по себе, а в обобщениях, опирающихся на развернутую аргументацию. В статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть и цифры, и дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса). Статья как жанр, в котором обобщаются явления действительности, предполагает ясное развитие строго определенной мысли.

Правильная статья всегда связана с отображением предмета вполне определенного характера.

Предмет жанра статьи можно увидеть как в тех противоречиях и проблемах, которые содержатся в актуальных ситуациях и процессах, так и в вытекающих из них задачах, в условиях их решения, упорядочения, в связанных с ними тенденциях, перспективах, закономерностях общественного развития.

В настоящее время в печатных средствах массовой информации в зависимости от предмета рассмотрения и широты обощения сложилось несколько разновидностей статей: общеисследовательская, практико-аналитическая, полемическая, передовая, программная, проблемная, научная, научно-популярная.

Общеисследовательская статья – публикация, чаще всего предназначена для журнала или газеты-еженедельника, в которой анализируются общезначимые, широкие вопросы (политическое или экономическое развитие страны, реформирование отдельных сфер жизни общества, уровень нравственности современного общества и другие). Подобного рода публикации отличаются высоким уровнем обобщения, глобальностью мышления авторов. Цель общеисследовательской статьи – изучение различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества.

Практико-аналитическая статья обращена, прежде всего к актуальным практическим проблемам повседневной жизни в различных ее проявлениях – промышленности, бизнеса, сельского хозяйства, образования, культуры, науки, предпринимательства, финансов и т.д. в этих статьях анализируются конкретные проблемы, явления, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, а также оценить ситуации, определить тенденции их развития, выявить проблемы, стоящие на пути решения тех или иных практических задач, по возможности предложить пути эффективного разрешения этих задач, вынести на суд общественности конструктивные предложения.

Полемическая статья создается обычно тогда, когда в обществе существует несколько точек зрения по каким-либо важным проблемам. Непосредственным поводом публикации полемической статьи обычно является выступление оппонентов по значимым проблемам, задевающее каким-то образом интересы автора будущей полемической статьи, конкретного печатного издания, выражающее оценки, представления, выводы, предложения, с которыми автор полемической статьи согласиться не может.

Цель полемической статьи, как правило, двоякая. Автор статьи ставит перед собой задачу, с одной стороны, – обосновать свою собственную позицию по спорному вопросу, показать свое собственное видение проблемы, причин ее возникновения, значимости, способов ее решения. С другой стороны, он пытается опровергнуть позицию своего оппонента. Это, естественно, не может не отразиться как на содержании приводимых фактов, примеров, так и на логической структуре статьи. Используемые факты, примеры обычно подбираются таким образом, что они лишь подтверждают позицию автора. Его выступление должно быть не противоречивым.

Что касается логической структуры полемической статьи, то она формируется на базе доказательного рассуждения, на базе аргументации в пользу главного тезиса автора статьи и на базе опровержения тезиса, аргументов, демонстрации, содержащихся в выступлении оппонента.

Передовая статья – это жанр периодической печати, в котором затрагиваются злободневные вопросы текущей жизни и на этой основе ставятся конкретные задачи. Передовая носит директивный характер. Она выражает точку зрения редакции по самому актуальному вопросу в данный момент. Передовая статья помогает правильно ориентироваться в проблемах общественной жизни, реагировать на самые актуальные вопросы.

Основные требования к передовой статье: актуальность темы, глубокое раскрытие и обоснование выдвигаемых задач, конкретность и лаконичность обобщений, выводов, аргументов.

Передовые статьи могут быть:

– общеполитическими, которые публикуются в связи со знаменательными датами, событиями;

– пропагандистскими, в которых раскрываются перспективы созидания, осуществления тех или иных идей;

– оперативными, которые отражают наиболее актуальные на данный момент политические и хозяйственные задачи.

Передовые статьи  местных газет, очевидно, должны быть откровенным разговором с читателем. Само собой разумеется, это требует живого стиля изложения, эмоционального воздействия.

Язык передовой статьи – это, прежде всего язык яркой, эмоциональной, страстной публицистики, использующей богатый арсенал средств экспрессивных, изобразительных.

Программная статья в основном содержит некие заявления, отражающие направления деятельности общественных организаций, учреждений, партий и тому подобное, основанные на закономерностях и содержании деятельности этих организаций.

Проблемная статья – печатное выступление, в котором выявляются и осмысливаются возникающие в жизни противоречия, назревшие вопросы, требующие внимания общественности. В проблемной статье положительное или отрицательное явление получает соответствующее обобщение на основе анализа конкретных жизненных ситуаций, фактов, отражающих движение общества, развитие инициативы общественности и других явлений. Для проблемной статьи характерно: постановка, обсуждение путей решения проблемы, вопросов общественной жизни. Этот вид статьи требует от журналиста глубокого изучения избранной проблемы, большой компетентности, твердой позиции в отстаивании собственной точки зрения, а также доказательства.

Иногда проблемные статьи носят дискуссионный характер с изложением нескольких точек зрения на имеющуюся проблему. При этом изложение может иметь хронологическое изложение, соответствующее временному и пространственному развитию проблемы, а может носить характер системности и структурированности проблемы, чтобы составить у читателя цельное представление о проблеме, ее составных частях, отдельных свойствах и признаках вещей, составляющих суть проблемы.

Научная статья отражает достижение в какой-то отрасли науки. В таких статьях анализируются теоретические и методологические аспекты различных направлений науки, политики, экономики, литературы, искусства

Научно-популярная статья отражает достижения научной мысли, которые необходимо знать широкой общественности, изложенные доступным для нее языком.

Статья – один из труднейших жанров журналистики с точки зрения ее создания. Для ее успешной подготовки, кроме того, что  автор обладает необходимыми компетенциями, необходимо выполнить обязательные процедуры.

Первое, что должен сделать журналист, определив тему будущей статьи, направленную на решение существующих проблем, – добыть необходимую информацию. Ее поиск начинается с выявления конкретных действующих лиц ситуации, носителей различных аспектов проблемы, создавших существующую ситуацию. При сборе информации журналист использует методы наблюдения, анализ документов, опросные методы и любые другие, которые позволяют ему получить ответы на многочисленные вопросы: Что было (или будет) предпринято и кем? К каким социальным группам относятся участники ситуации? Какие цели они преследуют? При каких условиях действуют? Какие противоречия существуют между общественными требованиями и личными интересами участников? Какие проблемы возникают при этом? Как реагируют на это участники? Какие средства и методы применяют? С кем и против кого они действуют? Почему действуют так, а не иначе? К чему это может привести? Какие последствия ситуация может иметь для общества? Какие пути выхода из ситуации можно использовать?

Получив ответы на эти и другие вопросы, автор будущей статьи становится обладателем социальной информации, на основе которой приступает к написанию статьи, которая должна раскрыть планируемую автором тему и достичь реализации журналистской идеи через композиционное построение материала. В теории жанра статьи сформировались методические требования к написанию статьи.

Любая статья должна обладать ясной концептуальной линией (тема и рабочая идея), которая раскрывается через семантико-синтаксический и лексический строй текста, а также его композиционное построение. Нельзя, чтобы эта линия терялась в гуще фактов. Автор на протяжении всего изложения должен развивать и поддерживать четкую и ясную мысль, чтобы разъяснить читателю определенную ситуацию, ее политическую, экономическую и другую сущность. Читателю должны быть понятны те методы, которые журналист применяет при оценке явлений. Это помогает аудитории правильно воспринимать значимость для себя общих событий, вырабатывать свою линию поведения, действий. В решении этой задачи журналисту помогает соблюдение определенных требований.

Композиционное построение  жанра статьи включает в себя пять элементов:

– экспозиция;

– ввод в проблему;

– основная часть;

– кульминация;

– устремленность в будущее.

Реже композиция статьи может состоять из трех частей, когда первая часть объединяется со второй, а четвертая – с пятой.

В экспозиции статьи читателю предлагается актуальный повод понять, почему данная ситуация анализируется, почему она важна для общества, почему ее надо разрешать.

Поскольку понимание ситуации зависит от того, насколько ясно осознаются актуальные проблемы и задачи, требуемые решения, то в композиционном элементе «ввод в проблему» надо показать эти проблемы, задачи, их связь с ситуацией. Познакомив читателей с проблемами, задачами, условиями их возникновения, автор далее может поставить вопрос о том, каким образом эти задачи, проблемы могут быть решены и в интересах каких сил.

Так как любая ситуация содержит в себе внутренние противоречия, то это может вызвать определенные сомнения в правильности, полезности, необходимости постановки какой-либо цели, задачи, поиске путей их решения. Поэтому можно сформулировать в прямой или косвенной форме соответствующий вопрос-сомнение и адресовать его аудитории. Подобный вопрос может быть дан не только в свернутой, но и развернутой форме (как несколько вопросительных предложений или утвердительных версий). При постановке вопроса в этой части статьи автор может сослаться на опыт, который в данных условиях используется чаще всего.

В основной части статьи автор может сосредоточить свое внимание на анализе тех факторов, которые помешали разрешить ситуацию, выяснить, почему задача до сих пор еще не решена. В этой части статьи он может показать, как, каким образом можно достичь цели или приблизиться к ней, какие конкретные шаги стоит предпринять для этого. Последовательность действий в раскрытии темы в основной части статьи часто бывает довольно сложной, поэтому при работе над статьей следует обратить внимание на то, чтобы не терялась нить рассуждения, чтобы аргументация была понятна и ясна читателю.

В сравнении с основной частью статьи, в которой ситуация анализируется, заключительная часть имеет синтезирующий характер.

В композиционном элементе «кульминация» автор делает вывод о том, что несет с собой изменение ситуации, какие силы для этого необходимо задействовать, какие новые задачи и проблемы должны быть решены для этого.

Композиционный блок «устремленность в будущее» содержит материал о том, что может сделать аудитория (или кто-то из ее представителей) для изменения ситуации в лучшую сторону.

Несмотря на обязательные требования содержательного и композиционного построения статьи, как жанра, на практике в содержательном и языковом выражении каждая статья должна быть оригинальна и не может быть похожа на другие даже у одного и того же автора.

РЕЦЕНЗИЯ – жанр, который содержит оценку общественного смысла научного, производственно-технического, художественного или общественно-политического произведения с точки зрения своеобразия предмета, на который она обращена и который исследует.

Идя вслед за автором созданного произведения, вглядываясь вместе с ним в окружающий мир, журналист-рецензент как бы сопоставляет изображенную в произведении картину с действительностью: указывает на то, как глубоко (или, напротив, поверхностно) осмыслена она, высказвает суждение не только о воссоздаваемых писателем, художником, композитором, режиссером или обобщаемых ученым или специалистом явлениях, но и о степени понимания автором сути предмета, его позиции. Стремясь к достижению конкретного результата, журналист активно, заинтересованно вторгается в проблему, разработанную в произведении, как бы продолжает автора.

Рецензии чужда описательность, иллюстративность; этот жанр по природе своей аналитичен, предполагает свободное владение методами теоретического и эстетического исследования.

Рецензия несет в себе многие обязательные , обусловленные ее задачей элементы, в частности, данные о рецензируемом произведении, о замысле автора, собственно анализ произведения, указание на его значимость, обязательные выводы. При этом для рецензии характерно единство содержания и формы. У нее своя тематика, специфические приемы композиции, определенный стиль.

Рецензии обычно подразделяются на два вида. К первому относятся материалы, оценивающие общественно-политические, научные, производственно-технические произведения, где современная действительность отражается преимущественно средствами теоретического знания. Такие рецензии чаще всего размещают в специализированных изданиях, предназначенных для специалистов сферы, о которой идет речь в рецензии.

Второй вид рецензий – рецензии, построенные на анализе произведений искусства: театральных постановок (театральная рецензия), кинофильмов (кинорецензия), литературных произведений (литературная рецензия), музыкальных произведений (музыкальная рецензия), изобразительного искусства (искусствоведческая рецензия). Эти рецензии могут размещаться не только в специализированных изданиях, но и быть предназначены широкому кругу читателей. Потребность в этом виде рецензий возникает, когда появляется необходимость объяснения образного творчества, которое постигает действительность в неразрывном единстве логического и эмоционального, рассудочного и чувственного, абстрактного и конкретного. Для истолкования художественного произведения рецензент должен воспринять не только логику запечатленных в нем событий, но и строй чувств, атмосферу переживаний, внутренний подтекст, присущий творению художника.

По содержанию рецензия должна быть интересной, сама выступать ярким произведением. Для качественной оценки автор рецензии хорошо знает внутренние закономерности и особенности конкретного вида творчества, имеет представление о том, в каких художественных формах воплощается авторский замысел, как рождается единство содержания и формы анализируемого произведения.

Рецензия требует от автора определенной литературно-публицистической квалификации. Смелость и оригинальность завязки, динамическое развитие действия, живой, не шаблонный слог, четкие выводы – все это придает рецензии ту впечатляющую силу, которая способствует наилучшему восприятию материала читателями.

Аналитическая радиожурналистика призвана помогать гражданам страны разобраться в сложных перипетиях политической, экономической и социальной жизни, обо всем иметь свое мнение. Среди аналитических жанров на радио можно выделить радиокорреспонденцию, радиорецензию, радиообозрение, которые имею аналог в печатных средствах массовой информации.

Кроме того, на радио аналогом статьи выступают жанры радиобеседа и журналистское расследование на радио.

На телевидении из аналитических жанров широко применяются аналитический комментарий, как разновидность статьи, обозрение, рецензии редко, но активно используются специальные тематические передачи, подготовленные как документальный фильм, раскрывающий какую-то тему, и большое количество дискуссионных форм.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

В основе художественно-публицистических жанров находятся конкретные явления и факты действительности, художественно оцененные, осмысленные и, соответственно, отраженные в тексте. В материалах художественно-публицистических жанров широко используются такие изобразительные средства, как речевая характеристика, художественная деталь, пейзаж, портрет.

К художественно-аналитическим жанрам относятся очерк и зарисовка.

Характерная черта очерка – его строгая документальность, адресность. Очерк, по словам М.Горького, занимает место между исследованием и рассказом. При этом очерк всегда ставит определенные проблемы, нередко прибегает к статистическим аргументам, к ряду убедительных фактов, почерпнутых вне того непосредственного события, к которому имеет отношение герой. Автор прямыми рассуждениями обобщает свои наблюдения, стремясь обратить внимание читателя на назревшие проблемы жизни, на способы их решения. Проблемность – непременное качество очерка.

Очерк характеризуется свободным, гибким сочетанием письма художественного и публицистического.

    Хотя очерк по своему объему, художественности близок к рассказу, между ними есть важное различие. В рассказе, как и во всяком художественном произведении, создается обобщающий, собирательный образ. В журналистском очерке обычно описываются реально существующие люди, в которых отражены типичные черты социальной жизни.

    Очерк основан на фактах, он рассказывает о конкретных событиях и людях чаще всего с документальной точностью. Очерк, как говорят, «имеет адрес».

    В газете право очеркиста на домысел ограничено фактической основой очерка. Нарушить это требование, примыслить конкретным людям какое-то качество, не свойственное им, выдумать события, которых не было (обычно лишь для того, чтобы красивее и интереснее было написано!) – значит исказить действительность, допустить принципиальную ошибку.

    Одна из характерных примет очерка, отражающаяся на его композиции – ассоциативность. Описывая какое-то явление, очеркист сопоставляет его с другими, происшедшими совсем в иное время, в ином месте. Связь событий – в авторских ассоциациях. Сопоставление такого рода помогает острее разработать тему, резче выявить идею, сущность характеров, расширить фактическую основу произведения, усилить аргументацию.

    Очерк как жанр публицистически насыщен, образно отражает события, явления действительности, героев этих событий и явлений. Он отличается от других жанров публицистики художественно-образным письмом; от жанров литературы – конкретностью, идеальной точностью воспроизведения реальных фактов и явлений, «адресностью», публицистической насыщенностью, подчеркнутой проблемностью.

Жанр очерка можно разделить на несколько видов: портретный, проблемный, путевой, исторический, событийный.

Портретный очерк – жанр, целью которого является показать конкретного человека в его характерном и своеобразном – как индивидуальность, несущую в себе типическое для многих. Портретный очерк – не биографическая справка. Создать типичный портрет современника – это означает показать его в неразрывных связях с обществом. Как правило, суть портретного очерка – раскрытие духовного мира конкретного лица, обрисовка, анализ его характера. В центре публикации – человек со своим духовным миром, характером, которые раскрываются в общественно значимых действиях, конкретных поступках, напряжениях, подчас конфликтных ситуациях, в биографических эпизодах, в мыслях, в речи, внешнем портрете героя.

Проблемный очерк – очерк, основанный на выразительном заострении внимания на социально значимых проблеме, подача которой в художественно-образной форме способствует активному формированию общественного мнения читателей по данной проблеме.

Особенность путевого очерка заключается в том, что в нем описывается продвижение от одного населенного пункта к другому. Отличительная черта его – некая заданность, предопределенность фабулы. Дорожные наблюдения, встречи, события, свидетелем которых стал очеркист, широкая панорама жизни, развертывающаяся перед путешественником, ее социальные, экономические и научные проблемы – вот богатейший материал, который открывается автору путевого очерка. Но это не означает, что автор отзывается на все увиденное и услышанное, преподносит читателю протокольную запись путешествия. Мировоззрение автора, его социальная позиция предопределяют и отбор фактов и художественно-образное решение.

Исторический очерк строится на исторической ситуации, исторических событиях, подача которых важна, необходима и актуальна для современных читателей, конкретной аудитории.

Событийный очерк создается на основе актуального общественно значимого события.

Выразительность портретного, проблемного, путевого, исторического и событийного очерка, его эмоциональная сила, точность картин и авторских обобщений во многом зависят от языка и стиля изложения.

Учитывая художественно-публицистическую природу очерка, журналисту необходимо искать словесные средства наглядного, зримого, конкретного отражения действительности. Если автор имеет приблизительное представление об особенностях характера героя или ситуации, то и описание будет приблизительным, может оказаться шаблонным.

ЗАРИСОВКА. Зарисовка представляет собой малую форму очерка, то есть жизненный фактический материал формируется в ней по законам образного мышления, но тема отдельной зарисовки узка. Она, как правило, посвящается конкретному и сравнительно локальному по своему значению событию, какому-то единичному объекту.

Зарисовка, будучи репортажной по своей сути, заимствует многие свои черты из арсенала художественно-публицистических жанров. Она  представляет собой описание фрагмента действительности, представляющего общественный интерес и воссозданного с помощью «эффекта присутствия». Зарисовка, как правило, не посвящается законченному событию, а воспроизводит наблюдения журналиста, позволяющие ему выразить свое, авторское отношение к происходящему.

Отличительные признаки зарисовки передает хорошо сам термин: выступая в этом жанре, журналист зарисовывает, рисует объект, остановивший на себе его внимание.

    Зарисовка соединяет в себе информационность и художественность. Как и любая газетная публикация, зарисовка должна оперативно и кратко сообщить читателю о злободневном факте, общественно важном событии. В то же время от обычной информации она отличается тем, что жизненный материал формируется по законам образного мышления.

    Тематика зарисовок обычно очень широка, но зарисовка, как правило, концентрирует внимание на каком-либо единичном объекте. Ей противопоказаны множественность предметов изображения и событийная пестрота, характерные, например, для репортажа.

    При одном и том же информационном поводе в репортаже будет рассказано, что, где, когда и как произошло. Зарисовка же высветит одну, но достаточно яркую грань происшедшего.

    Достоверность происходящего и описываемого в зарисовке часто подчеркивается свидетельством автора, авторским «я», что дает, так называемый эффект «присутствия».

    Для текста зарисовки характерен живой, образный язык. Злейший враг зарисовки – штампы!

    Для сбора материала зарисовки используются различные методы: наблюдение, беседа, изучение документов. Личные наблюдения, впечатления автора крайне важны для зарисовки.

    В работе над зарисовкой важно помнить об эффекте авторского присутствия. Желая подчеркнуть достоверность того, о чем ведется речь, автор делится собственными впечатлениями, наблюдениями, приводит подробности обстановки, пейзажа.

    Хорошая зарисовка начинается с яркого личного впечатления. Автор рассказывает о том, что его взволновало, задело за живое. Эмоционально окрашенное описание, в котором характерность, узнаваемость органически соединены с актуальностью, обязательно отличает зарисовку.

Зарисовка обычно оперативна. Композиционное построение имеет важное значение в работе над зарисовкой.

Художественно-публицистические жанры на радио используются активно и широко. Кроме радиоочерка и радиозарисовки, аналогичным печатным материалам, на радио существует радиокомпозиция и радиорассказ, опирающиеся на популяризацию искусства и литературы в материалах радиожурналистов.

На телевидении широко используются телеочерк и телезарисовка и большое количество развлекательных передач, построенных по жанрам и формам организации свободного времени.

 

САТИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Сатирические жанры – материалы, в которых отражение реальной действительности в виде недостатков, серьезных нарушений, отрицательных явлений в различных сферах жизни и деятельности общества раскрывается путем выдвижения на всеобщее обозрение и осмеяние.

К сатирическим жанрам относятся сатирическая заметка, афоризм, фельетон, пародия, памфлет.

Сатирическая заметка – это заметка, сообщающая о каком-либо недостатке, промахе, отрицательном явлении с использованием сатирических средств.

Афоризм – краткое изречение обобщающего характера, широко применяется в средствах массовой информации.

Фельетон – основной сатирический жанр. Его назначение – обличение зла в различных его проявлениях, борьба с враждебным, чуждым, косным, устаревшим. Журналист в фельетоне решает поставленные задачи средствами сатиры и юмора на основе анализа и типизации явлений. В фельетоне широко используются средства художественного изображения и публицистики в их слитности. Журналист анализирует факты, публицистически разрабатывает тему, обличает и конкретных носителей зла, и отрицательное в «безадресной» форме.

Фельетон отражает не просто конфликт, но конфликт, в котором заложена возможность комического преувеличения, сатирического заострения ситуации. Сатирический образ фельетона придает мысли публициста впечатляющую силу, позволяет завоевать внимание и доверие аудитории, побудить ее к активному неприятию зла.

Тема фельетона должна быть общественно значимой, а факты, предмет обличения – достаточно вескими. Для фельетониста особенно важно правильно оценить факт, увидеть за фактом его общественную, политическую сущность.

В композиции фельетона важное место занимает развитие действия.

Пародия – ироническое журналистское произведение с «обратным смыслом», то есть насмешливой оценкой какого-то произведения, автора, человека. Выявляя слабости и недостатки, пародист обычно заостряет на них внимание, высмеивая, преувеличивает их, обнажая тем самым их сущность. Пародия хорошо зарекомендовала себя на сцене, в различных шоу, но активно используется и в средствах массовой информации. Требования к автору пародии очень высокие.

Памфлет рассчитан на «уничтожение» критикуемого зла, обличает, чаще всего, политических и идеологических противников духовных ценностей. Это назначение жанра предопределяет широкое использование гротеска, сарказма, иронии, с помощью которых журналист развенчивает «героев» памфлета.

На радио также используются все виды сатирических жанров, информационное и эмоциональное воздействие которых может быть усилено за счет применения звуков, музыки, шумов. 

Как таковые сатирические жанры на телевидении не используются. Им на смену пришли специальные передачи, решающие задачи, аналогичные тем, что решают сатирические жанры.

 

ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ

Эпистолярные жанры (от epistola – послание) а – журналистские материалы, в которых тема раскрывается на основе письма, главные признаки которого:  форма повествования (о событиях, проблемах, поступках и т. д.), которое ведётся как непосредственное обращение к адресату. В качестве автора и адресата может выступать и отдельная личность, и социальная группа, и трудовой коллектив, и т.д. Наличие ярко выраженного обращения автора письма к адресату имеет существенное значение не только для определения формы, но и содержания жанра.

Важная особенность содержания письма – очень часто проявляющееся полемическое противопоставление взглядов, идей, оценок, мнений автора и адресата.

Элементы содержания письма разнообразны и разнохарактерны – здесь и строго научная характеристика «предмета спора», и аргументы, рассчитанные на то, чтобы с их помощью убедить именно адресата, подчас образная «картина» жизни и внутреннего мира его, и лирически выраженные переживания, настроения, мнения автора. Именно форма непосредственного обращения «вмещает» все эти элементы, цементирует их, связывает воедино.

Обращённое к определённому адресату, письмо строится прежде всего на стилевых приёмах беседы, монолога, ораторской речи. В зависимости от того, кому и по какому поводу оно предназначено, стиль приобретает то черты дружеской беседы, то спорного диалога – полемики, то высокого ораторского обличения. Поэтому в письме  более широко, чем в других жанрах, используются принципы устной речи и «фигуры красноречия» (обращения, риторические вопросы и восклицания, периоды градации, анафоры и эпифоры и т. д.).

Эпистолярные жанры характерны как для радио, так и для телевидения.

Особенностью использования жанров на радио и телевидении является специфика средства передачи информации. Только на радио и телевидении может быть достигнута высокая оперативность в подаче события – посредством «прямого эфира». Когда каждый слушатель или зритель вместе с журналистом его глазами видит происходящее.

 

 

Используемая литература:

 

1. Алексеев В.А. Очерк – Л., 1973

2. Барноу Э. Как писать для радио – М., 1980

3. Бекасов Д. Корреспонденция, статья – жанры публицистики – М., 1979

4. Вакуров В.Н. и др. Стилистика газетных жанров – М.: Высшая школа, 1978 – 183 с.

5. Вдовиченко В.Г. Театральная рецензия и кинорецензия – М., 1948 – 22 с.

6. Егоров В.В. Теория и практика советского телевидения – М.: Высшая школа, 1980 – 288 с.

7. Киселёв А.Г. Теория и практика массовой информации: Учебник – М.: КНОРУС, 2009 – 432 с.

8. Л.И. Петрова Основы редактирования: системный подход в деятельности редактора – Минск: Букмастер, 2012 – 384 с.

9. Теория и практика советской периодической печати. Учеб. Пособие для вузов. Под ред. В.Д. Пельта – М.: Высшая школа, 1980 – 376 с.

10. Юровский П., Борецкий Р.   Основы телевизионной журналистики – М., 1966

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!