История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»



Все сочинения по литературе за 8 класс

 

Коллектив Авторов

 

 

Данное пособие поможет написать сочинения для школьников. В нем собраны лучшие сочинения, написанные на основе литературных произведений школьной программы 8 класса.

 

Содержание

1.    История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»          

2.    Образы животных в баснях И. А. Крылова        

3.    История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема  9 Отечественной войны 1812 г.)

4.    «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

5.    Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1-й вариант)

6.    Как выполнил Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2-й вариант)

7.    Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1-й вариант)

8.    Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2-й вариант)

9.    Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1-й вариант)

10.  Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (2-й вариант)

11.  Маша Миронова – воплощение русского национального характера

12.  Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

13.  Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

14.  Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

15.  Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)

16.  Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?   

17.  Почему не удался побег Мцыри? 

18.  Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение

19.  Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

20.  Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

21.  Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»          

22.  Хлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»          

23.  Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»        

24.  Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI)

25.  Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)

26.  Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»          

27.  «Смех – благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

28.  Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни

29.  «Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского)

30.  Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася»)

31.  Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася»    

32.  Сатирическое изображение действительности в «Истории одног города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев»)

33.  Фольклорные традиции в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев»)

34.  Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»)

35.  Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»

36.  Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в раскрытии его идейно-художественного содержания

37.  Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

38.  Почему Иван Васильевич нигде не служил? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

39.  Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»)

40.  Весна в лирике русских поэтов (по стихотворениям А. А. Фета «Первый ландыш» и А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами»)

41.  Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви»

42.  Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш»

43.  Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»          

44.  Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького «Челкаш»)          

45.  «Прошлое страстно глядит в грядущее». Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока

46.  Стихотворение А. А. Блока «Россия»     

47.  Пугачев – герой поэмы С. А. Есенина    

48.  Герой и восстание в оценке А. С. Пушкина и С. А. Есенина  

49.  Вещь в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»        

 

 

История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

 

Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ― все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.

Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ― и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных».

Рисуемые события отличались романтической остротой ― внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно‑таки условны, но они ― знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит‑рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце». И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «сей прав по моей совести, <…> сей виновен по моей совести…» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков». Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало «точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени ― предметно‑определенного, вполне точного ― было делом будущего.

Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?»

Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ― его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании“, ни Руссова „Эмиля“».

Собственно, «Наталья, боярская дочь» ― прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас «особенная стать». История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто‑насмешливое упоминание кумира юности ― Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях‑хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.

«Наталья, боярская дочь» ― печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила ― впервые! ― простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!