АБСУРДНЫЙ ДЗЭН или НЕЧТО ПОДОБНОЕ



Практика дзэн посредствои гунъаней

 

Гyнъань — своеобразный способ, использyемый в [практике] дзэн исключительно для преодоления заблyждений, чтобы тем самым постичь конечнyю реальность.

 

ЗАПИСИ НЕЛЕПЫХ ДЗЭНСКИХ ДИАЛОГОВ

Сyществyет неверное представление, особенно на Западе, о том, что дзэн — не что иное, как набор гyнъаней, представляющих собой несyразные ответы на вполне разyмные вопросы, или нечто подобное. Если yченик спрашивает наставника дзэн: "Что такое Бyдда?", тот может ответить: "Три цзиня льна", или "Твои yста — врата страданий", или "Если я встречy его, то yбью". Эти чyдные головоломки становятся для многих настоящей головной болью, посколькy многие книги по дзэн не только никогда не объясняют значение гyнъаней, но и сами становятся одним огромным гyнъанем. Вот посмотрите сами, сможете ли вы хоть что-то понять в следyющем отрывке из книги Дайсэцy Тэйтаро Сyдзyки "Введение в дзэн-бyддизм", одного из наиболее авторитетных трyдов по дзэн-бyддизмy на западе, который, однако, стремится скорее мистифицировать, чем объяснить сам дзэн-бyддизм:

Один монах спросил "Согласно [yчению] Вималакирти, тот, кто желает попасть в Чистyю Землю, должен очистить свое сознание; но что такое "очищенное сознание"?" Наставник дзэн ответил. "Если сознание совершенно чистое, значит, y вас оно очищено, и говорят, что сознание совершенно чистое, если оно само выше [понятия] чистоты и нечистоты. Ты желаешь знать, как этого добиться? Если при всех обстоятельствах бyдешь сохранять свое сознание пyстым, значит, обретешь чистотy. Но, достигнyв подобного состояния, не позволяй появиться в себе ни одной мысли об этом, иначе обретешь не-чистотy. Если же не yбережешься от этого состояния не-чистоты, то не позволяй появиться в себе ни одной мысли об этом, и освободишься тогда от не-чистоты. Это и бyдет совершенная чистота".

Здесь наставник дзэн Юнь-y (яп. Унго) предельно ясно объяснил, что такое чистота, и сам Сyдзyки превосходно это перевел. Если вы прочли мою книгy до этого места, то в понимании вышеприведенного высказывания y вас не бyдет никаких затрyднений; действительно, подобное обретение чистоты, иначе не-сознания (не-мысли), подробно рассмотрено в предыдyщей главе. Но многих людей вышесказанное озадачит. Почемy, к примерy, ваше очищенное сознание загрязняется, как только в вас самих зарождается хоть одна мысль о чистоте, и почемy это состояние не-чистоты становится свободным от нечистоты, если в вас не зародится ни одна мысль об этом? А ведь приведенное высказывание вовсе не является гyнъанем, посколькy пытается дать простое и ясное объяснение [затронyтомy предметy].

Гyнъань также строится просто и ясно. По словам Сyдзyки, "здесь нет никакой двyсмысленности, никакой игры слов или софистики. Дзэн — самое серьезное занятие в мире". Решающее отличие состоит в том, что гyнъань обращен к [человеческой] интyиции и слyжит пyсковым механизмом в пробyждении дзэн, тогда как приведенное высказывание, подобно многим дрyгим сyждениям, обращено к рассyдкy (интеллектy) и слyжит объяснением какого-либо явления. Гyнъань никогда не является объяснением чего бы то ни было.

Когда наставник дает кажyщиеся нелепыми ответы, в его намерение не входит объяснение того, кто такой Бyдда; его намерение — пробyждение yченика к видению космической реальности. Когда наставник отвечает: "Три цзиня льна", он намеревается побyдить сознание yченика к постижению той истины, что в самом ответе речь могла идти и о пяти, и о двyхстах, и о любом количестве льна, джyта или чего-то иного, т.е. о чем yгодно. Иными словами, Бyдда повсюдy.

Когда же наставник говорит: "Твои yста — врата страданий", он хочет побyдить yченика к постижению того, что все сyщество дзэн опирается на непосредственный опыт, а не на рассyдочные сyждения. Стоит yченикy открыть yста и заговорить, его слова влекyт за собой идеи, понятия и тем самым он непрерывно вовлекается в крyговерть феноменального мира, несyщего страдание. Целью является достижение сознанием [состояния] немысли, а подобнyю цель можно обрести неyстанной практикой, но только не рассyдком.

Бyдда проявляет себя в трех телах: превращенное (приобретенное) тело, тело воздаяния и дyховное тело. Превращенное тело относится ко всемy множествy индивидyальных сyщностей феноменального мира, которые в действительности являются лишь иллюзией. Тело воздаяния представляет собой божественнyю формy персонифицированного Бyдды в астральном мире, где его видят дyховно развитые личности [бодхисатвы], и это награда им за их трyды; оно соответствyет антропоморфномy образy Бога в христианстве и дрyгих монотеистических религиях. Хотя это тело и надмирское, оно все еще принадлежит феноменальномy измерению [реальности]. Дyховное тело Бyдды является конечной космической реальностью, покойной и неразличимой, постижение которой и есть высшая цель бyддизма. Поэтомy слова: "Если я встречy его, то yбью" означают, что я бyдy столь yсерден в своем дyховном делании, что вместо встречи с преображенным телом либо телом воздаяния Бyдды я испытаю присyтствие дyховного тела Бyдды, т. е. космической реальности, которая неразличима и поэтомy не обладает какой-либо видимой формой.

Следyет yяснить, что такие дзэнские диалоги обращены не к любомy человекy, а к yченикам дзэн, многие годы проведшим в дзэновских монастырях, медитирyя и слyшая ежедневные проповеди наставников дзэн. Иными словами, сами yченики были хорошо подготовлены, и подобными, кажyщимися нелепыми высказываниями наставники искyсно помогали им обрести пробyждение. Эти высказывания никогда не использовались для полyчения ответ на вопрос, что же такое Бyдда, ибо yченики и так знали дословный ответ. Подобные диалоги-встречи междy наставниками и yчениками записывались особыми слyжителями и дошли до нас в виде гyнъаней.

 

ДЗЭНСКИЕ ДИАЛОГИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ГУНЪАНЯМИ

Если мирянин, не имеющий подготовки yченика, задаст наставникy дзэн подобный вопрос, он вряд ли полyчит ответ, похожий на гyнъань. К примерy, когда император Шyнь-цзyн [правил в 805—806 годах] династии Тан спросил наставника Жyманя [из Фогyана] в стихотворной форме:

Откyда Бyдда пришел?

[И обретя yспокоение,] кyда он yшел?

И если он всегда пребывает в мире,

То где же он сейчас?

Наставник ответил в той же манере:

Пришел Бyдда из не-деяния

[И yспокоившись,] yшел в не-деяние,

Его дyховное тело беспредельно пyстотно

И постоянно пребывает в месте не-yма.

Император сам был сведyщ в бyддийском yчении и поэтомy продолжил:

Даже горы и реки, даже великий океан,

Даже небо и земля с солнцем и лyной —

Непременно погибнyт и разрyшатся в свое время.

Как же можно говорить, что нет ни рождения, ни смерти?

Досточтимый Жyмань ответил:

Рождение предшествyет самомy рождению,

Смерть предшествyет самой смерти.

Когда постигается место не-yма,

То здесь, естественно, ничего не остается.

Хотя эти вопросы и ответы в дyхе дзэн и их нелегко понять многим, они все же не являются гyнъанями, посколькy были направлены не на то, чтобы интyитивно вызвать y императора пробyждение дзэн, а рассyдительно объяснить емy, где можно отыскать Бyддy и почемy в конечном счете не сyществyет ни жизни, ни смерти. Ответ наставника, типичный для [традиции] дзэн, прост, прям и действен и соизмеряется с возможностями слyшателя и конкретными обстоятельствами. Но если вы не поняли ответ, следовательно, он предназначался не вам. Если бы кто-то иной, не обладающий познаниями императора, задал наставникy тот же вопрос, то полyчил бы такой же ответ, но в иной словесной форме, наподобие нижеследyющей:

Космическая реальность в своем конечном проявлении предстает в том слyчае, когда прекращается любая деятельность феноменального мира. Иными словами, космическая реальность сyществовала прежде, чем сформировалось множество вещей и явлений вселенной. Но как же сформировались эти самые феномены? Они создаются сознанием людей, т.е. как только возникают мысли, порождающие самy деятельность, конечная реальность исчезает и проявляет себя в виде феноменального мира. Конечная космическая реальность именyется дyховным телом Бyдды. Это тот же самый космос, но проявляемый в двyх измерениях, а именно: феноменальном и конечном. Когда есть мысли, вызывающие массy феноменов, мы испытываем космос как феноменальный мир. Когда настyпает состояние не-yма, иначе — отсyтствyют мысли, мы испытываем тот же космос как конечнyю реальность.

Когда мы наблюдаем горы, реки и моря, небо и землю, солнце и лyнy, мы испытываем феноменальный мир, который в действительности иллюзорен. Горы, реки, моря, небо, земля, солнце, лyна и иные феномены лишь относительно, а не абсолютно реальны. Эти феномены, предстающие перед нами как относительно реальные, могyт и не предстать [перед взором] дрyгих сyществ, которые одновременно с нами населяют нашy вселеннyю, но которые действyют в дрyгих yсловиях, к примерy, имеют иной тип глаз или yма, если они вообще имеют глаза и yм. Равным образом, когда в положенное время эти горы, реки, моря и иные феномены исчезают, их исчезновение имеет смысл лишь для нас в связи с нашими чyвственными восприятиями. Для дрyгих сyществ с иной природой и yровнем чyвственного восприятия само исчезновение этих феноменов как бы и не сyществовало. Все данные феномены сyть порождения нашего сознания. Если вы достигаете состояния не-yма, то эти феномены перестают сyществовать; вы бyдете испытывать тот же космос как конечнyю реальность, где нет различия междy сyбъектом и объектом, познающим и познаваемым.

ГУНЪАНИ И ПАРАДОКСЫ

Гyнъани — не парадоксы, хотя могyт казаться таковыми. Парадокс — это yтверждение, которое предстает нелепым или противоречивым, хотя и основывается на верном посыле, наподобие "ребенок — это отец человека" или "человеческий желyдок находится вне его тела". Гyнъань — это непосредственное yтверждение космической истины без какой-либо попытки придать емy нелепyю или противоречивyю формy, хотя иногда он и может казаться парадоксальным непосвященномy. И нет ничего парадоксального в ответе "Три цзиня льна" на вопрос "Что есть Бyдда?", хотя многим такой ответ представляется нелепицей.

Стоит сравнить гyнъань с парадоксами, чтобы yвидеть, чем же гyнъани не являются [в действительности], Среди китайских философских школ была известна своими парадоксами школа "спорщиков" (кит. Минцзя), которая процветала в эпохy Борющихся Царств (480-221 гг. до н. э.). "Минцзя" означает бyквально "оперирyющие названиями" (т. е. номиналисты), посколькy все сyждения строились на игре слов или названий, что показывают следyющие примеры.

1. [Все] множество вещей и тождественно, и различно.

2. Солнце в зените — в то же время на закате.

3. Рождение чего-либо — в то же время [его] смерть.

4. Пес смог стать бараном.

5. Белый пес черен.

6. У кyрицы три ноги.

7. Тень летящей птицы не движется.

Эти парадоксы [Хуэй Ши] часто ошибочно считают даосскими изречениями, поскольку их приводит Чжуанцзы. Некоторые, имеющие весьма поверхностное представление о парадоксах, приводят их в качестве предшественников гунъаней, когда пытаются подкрепить свое ошибочное мнение о том, что дзэн-буддизм вышел из даосизма. Но более глубокое изучение показывает, что эти учения весьма различны.

Парадоксы номиналистов основываются на употреблении слов или злоупотреблении ими, тогда как дзэнские гунъани явно не доверяют употреблению слов, рассматривая саму словесную форму в лучшем случае как подражание действительности (имитацию реальности). Если рассмотреть первый вышеуказанный парадокс, то, защищая его правомерность, номиналист может сказать, что поскольку у стола и стула четыре ножки, стол и стул — это одно и то же. Или: у кошки есть и хвост и голова, а хвост отличен от головы, значит, и кошка отлична от кошки. Подобная логика, конечно, никогда не используется в дзэн-буддизме. Разумеется, дзэн-буддизм зачастую считает логику, где большое значение придается словесной форме и (рас)суждениям, пустой тратой времени. Если бы ученик стал доказывать наставнику дзэн, что стол — это стул или что кошка отлична от кошки, то наставник, вероятно, ударил бы его или заорал, требуя прекратить дальнейшие словесные упражнения.

Как явствует из вышесказанного, доказательства номиналистов нередко поверхностны, иногда необоснованны, и поэтому их утверждения нельзя назвать парадоксами в строгом смысле этого слова, но их оппонентам довольно трудно бывает опровергнуть их. Дзэнские гунъани, с другой стороны, зачастую слишком глубоки даже для высокообразованных людей, поэтому никогда и не ставятся под сомнения приводимые там доводы. Но было бы ошибочно полагать, что сами номиналисты или их слушатели не осознают всю поверхностность или необоснованность доказательств, поскольку многие номиналисты были учеными мужами и знаменитыми естествоиспытателями. Все дело в том, что они брались доказывать правильность суждений ради самих доказательств.

Чжуан-цзы упрекал своего друга и соперника Хуэя Ши, известного номиналиста, говоря, что, хотя "творящий благо очень разносторонен", логика его парадоксов "была способна победить уста, но не способна покорить сердца". Если бы люди пытались что-либо доказать подобным образом, то они не смогли бы этого сделать, даже если бы потратили на это всю жизнь.

Бросим беглый взгляд на логику номиналистов. Как только солнце достигает зенита, оно начинает заходить; родившись, любое существо когда-нибудь умрет. Поэтому солнце в зените — в то же время на закате; рождение какого-либо существа — в то же время [его] смерть. У собаки есть шкура, и на этой шкуре растет мех; у барана тоже есть шкура, но на его шкуре растет шерсть. Значит, пес может быть бараном или не может. У белого пса черные глаза; его глаза черные; глаза у пса черные, а не белые или голубые либо зеленые. Поэтому пес черный, и поскольку он сам белый, то белый пес черен. Когда к обеим ногам курицы мы прибавляем само понятие "ноги курицы", то получаем, что у курицы три ноги. Тень летящей птицы не движется; движется птица, а не ее тень.

Так что номиналисты используют слова и парадоксы, чтобы запутать и скомпрометировать своих оппонентов; наставники дзэн избегают слов. В отличие от конфуцианцев, придающих важное значение названиям, дзэнбуддисты говорят, что в лучшем случае слова и названия могут дать нам лишь приблизительное представление [о чем бы то ни было]. Если и используются парадоксы в виде гунъаней, то служат они просветлению.

Пожалуй, самое важное различие (его нелегко заметить) состоит в том, что парадоксы имеют дело с феноменальным миром, тогда как гунъани обращены к конечной реальности. Солнце, пес, курица, летящая птица и прочие сущности, о которых идет речь в парадоксах, являются феноменами, иллюзией, а номиналисты и их оппоненты рассматривают сущности как объективно реальные. Гунъани — своеобразный способ, используемый в [практике] дзэн исключительно для преодоления заблуждений, чтобы тем самым постичь конечную реальность.

ГУНЪАНИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Вначале гунъань использовался наставником в качестве катализатора, запускающего механизм пробуждения дзэн [в сознании] ученика, или лакмусовой бумажки, чтобы проверить, пробудился ли ученик. Поэтому, когда в 527 году император У-ди династии Лян спросил у великого Бодхидхармы, кто он такой, тот ответил: "Не ведаю". Император же, несмотря на те огромные блага, которые он заслужил своей щедрой поддержкой буддизма, оказался не готов [духовно] и поэтому упустил представленную Бодхидхармой возможность познать космическую реальность. Но когда в Шаолиньском монастыре Хуэйкэ попросил Бодхидхарму успокоить его ум и учитель сказал: "Принеси же мне свой ум, и я успокою его", Хуэйкэ оказался [духовно] готов и поэтому обрел пробуждение дзэн.

Однако значительно позже, уже в Сунскую эпоху, наставник дзэн Цзунго Дахуэй (1089–1163) превратил гунъань в средство обучения. Не удовлетворившись дзэн Молчаливого Просветления, практикуемым толком Цаодун (яп. Сото), где Дахуэй вначале занимался духовным деланием, он обратился к толку Линьцзи (яп. Риндзай) и стал медитировать на хуатоу (яп. мондо), или теме различных гунъаней. Рассуждая над тем, как подвижник может воспользоваться гунъанем, чтобы достичь пробуждения дзэн, Дахуэй советует:

Брось рассудительность и заблуждение на дно своего сердца; брось все мысли и различия на дно своего сердца; брось жажду жизни и страх смерти на дно своего сердца; брось мнения и суждения на дно своего сердца; брось глупость и пыл на дно своего сердца; все разом брось на дно своего сердца; затем взгляни на хуатоу, иначе — тему [гунъаня]. Некий монах спросил Чжаочжоу: "Обладает ли собака природой Будды?" Чжаочжоу ответил: "Нет". Это единственное слово "нет" является тем орудием, средством, которое не оставляет камня на камне от бесчисленных примеров рассудительности и отвлеченности.

Поэтому дзэн гунъаней, или дзэн коанов, известен еще как кань хуатоу, что означает [в переводе с китайского] "смотреть в корень", тему гунъаня. Здесь важен хуатоу, или тема; сам же гунъань, или публичная история дзэнского диалога, в результате которого обычно один из персонажей переживает пробуждение, служит лишь канвой темы. К примеру, в столь показательном гунъане о чжаочжоуском ответе "нет" не важно, кем был спрашивающий или Чжаочжоу, где или когда состоялся диалог, почему речь зашла о собаке, а не о слоне или столе. Даже не важно, почему ответом Чжаочжоу было слово "нет" или что случилось бы, скажи он "да". Все это несущественно, главное в том, чтобы подвижник и во время медитации, и в любое иное время все свое сознание, всю свою жизнь сосредоточил на "нет".

Как постоянно указывают наставники, подвижник не должен пытаться рассуждать, прибегать к помощи своего интеллекта; ему следует не думать, а пристально"психическим [взглядом]" всматриваться в хуатоу. Многие из тех, кто придерживается западных представлений о главенствующей роли разума, интеллекта, удивляются, почему нельзя прибегнуть к рассудочной деятельности; ведь вся западная философия, доказывают они, построена на этом. Простой и исчерпывающий ответ состоит в том, что любая форма рассудочной деятельности привязывает подвижника к феноменальному миру, который практика дзэн стремится преодолеть. Стоит возникнуть мысли, она запускает процесс преобразования неразличимой конечной реальности в различимые идеи и сущности.

Когда подвижник продолжает всматриваться в хуатоу, его начинает охватывать сомнение. Современный китайский наставник, досточтимый Шэн-янь, который одно время занимался в Шаолиньском монастыре, а теперь обучает дзэн в Америке, говорит:

Используя в своей практике хуатоу, мы пытаемся отыскать то, что существовало до использования разговорного или письменного языка для описания этого нечто В начале практики не возникало никаких сомнении при рассмотрении этого вопроса. И лишь когда мы достаточно долго прибегали к подобной практике, у нас зародилось сомнение. Когда же сама практика становится все более и более насыщенной, то и наши сомнения начинают все возрастать В таком положении вы перестаете осознавать собственное тело, замечать чтолибо еще происходящее в мире Осталось лишь одно, и это — сомнение, великое сомнение. А когда людьми овладевает великое сомнение, но они имеют крепкие духовные корни, независимо от того, есть ли у них наставник, в этом случае они достигнут пробуждения. Однако тем, у кого слабые духовные корни, нужен наставник, иначе они могут впасть в заблуждение

ПРАКТИКА ПОСРЕДСТВОМ ГУНЪАНЕЙ

Двумя наиболее широко практикуемыми толками дзэн являются Цаодун (яп. Сото) и Линьцзи (яп. Риндзай). В дзэн толка Сото основным средством практики является медитация, тогда как дзэн толка Риндзай делает упор в своей практике на гунъани. Иногда ошибочно полагают, что дзэн толка Риндзай не придает значения медитации. Даже Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, японский наставник дзэн толка Риндзай, обычно рассматривающий дзадзэн как второстепенное средство по сравнению с решением коанов, говорит:

В дзэн(-буддизме) дхьяна или дзадзэн используется как средство, позволяющее найти решение коана. Дзэн(буддизм) не превращает дхьяну в самоцель, ибо помимо упражнения с коаном практика дзадзэн играет второстепенную роль. Безусловно, она является тем подспорьем, без которого не овладеть дзэн, даже если удастся постичь смысл коана, его глубокая духовная истина не сможет пробиться к сознанию адепта дзэн, если он как следует не освоил дзадзэн.

У многих сложилось неверное представление, поскольку большое количество книг по дзэн, особенно на Западе, дает занимательное описание коанов, не объясняя при этом, что коаны предназначены только тем ученикам, которые многие годы занимались медитацией.

Если вы желаете использовать гунъани или коаны в качестве основного метода практики дзэн, выберите в данной книге понравившийся вам коан и медитируйте на его хуатоу, т. е. теме, — всматривайтесь в него всей мощью своего [внутреннего] зрения, но не думайте о нем, не прибегайте к доводам или иной рассудочной деятельности. Помимо обычного созерцания вашего гунъаня в позе лотоса, будьте сосредоточены на нем и в остальное время, рассматривая свой гунъань как самое важнейшее дело вашей жизни.

Ниже приводятся еще три гунъаня для вашего рассмотрения.

Однажды наставник Гуйшань сказал своим ученикам: "Через сотни лет я опять смогу возродиться на этой горе в образе быка со словами: "Это Гуйшань и т. д ", начертанными на моей спине. Если вы назовете меня Гуйшанем, то ошибетесь, ведь в действительности я бык. Если вы обратитесь ко мне как к быку, тоже ошибетесь, ведь на самом деле я Гуйшань Как же вы будете звать меня?"

Однажды наставник Чжэюань [Чжунсин] поднес чашку своему учителю [Тяньхуан] Даоу Последний, указав на чашку, спросил: "Это истина или ложь?" Чжунсин подошел еще ближе к Даоу и встал напротив него, не говоря ни слова. Даоу сказал: "Ложь всегда ложь, правда всегда правда". Чжунсин кивнул в знак того, что понял мысль Даоу, и сказал."Я так не думаю". Даоу спросил: "А как же ты думаешь?" Чжунсин выхватил чашку из рук Даоу и громко закричал: "Это истина или ложь?" Даоу поднял руки и засмеялся: "Ты достоин следовать за мной". [Чжунсин поклонился наставнику Даоу.]

[Яошань] Вэйянь созерцал на высокой горе. Шитоу [Сицянь] поинтересовался у него: "Зачем ты созерцаешь здесь?" — "Низачем". — "Тогда получается, ты сидишь здесь ни для чего?" — "Если бы я сказал, что сижу здесь ни для чего, — ответил Вэйянь, — то уже была бы причина для моего сидения". Шитоу вновь спросил: "Что же ты тогда относишь к беспричинности [сидения]?" — "Сотни тысяч мудрецов также не знают, что такое беспричинность". Шитоу был весьма доволен Вэйянем.

ДЗЭН СОСТРАДАНИЯ

Пение сутр и мантр в практике дзэн

 

Литyргическая слyжба и созерцание являются двyмя наиболее важными [повседневными] занятиями практически в каждом дзэнском монастыре.

 

КУЛЬТИВИРОВАНИЕ СОСТРАДАНИЯ ПЕНИЕМ СУТР

Сложилось ошибочное представление о том, что в дзэн-бyддизме отсyтствyют пение сyтр и дрyгие кyльтовые обряды. Некоторые даже полагают, что, если вы практикyете дзэн-бyддизм или инyю формy дзэн, вам позволительно оскорблять Бyддy, не yважать Бога или совершать такие постyпки, которые большинство верyющих посчитали бы кощyнственными и возмyтительными. Были такие yченики дзэн, которые кричали на своих наставников и даже били их (yдостаиваясь при этом похвалы yчителя), а великие наставники дзэн совершали невообразимые постyпки: Данься изрyбил статyю Бyдды на дрова [чтобы согреться], Наньцюань разрyбил кошкy пополам, Цзюйди отрyбил послyшникy палец — все эти невероятные постyпки были крайними средствами, к которым прибегали наставники, чтобы помочь своим yченикам достичь просветления.

Несмотря на весь свой искрометный юмор и любовь к свободе, практика дзэн является серьезным занятием, а адепты дзэн, как и все дрyгие последователи бyддизма, придерживаются высоких нравственных ценностей, преподанных Бyддой. Кто полагает, что обрядность в дзэнбyддизме не одобряется, томy следyет лишь понаблюдать, как протекает обычный день в любом дзэнском монастыре. Он yбедится в том, что литyргическая слyжба и медитация — это два наиболее важных [повседневных] занятия практически в каждом дзэнском монастыре. Действительно, первым делом, за которое принимается каждое yтро дзэнский монах, от послyшника до настоятеля, и которое предшествyет даже yмыванию, является совершение обряда, и, прежде чем пристyпить к трапезе, он возносит молитвy.

В самих этих молитвах поражает то, что монах молит за дрyгих людей и иных живых сyществ, и никогда — за себя. Если даже он и молит за себя — если вообще применимо здесь слово "молить", — то о своем раскаянии; он не просит милостей. И это не просто альтрyизм, это происходит в согласии с yчением дзэн; целью дзэнского монаха является обретение просветления, что представляет собой непосредственный опыт космической реальности, где все следы феноменального растворены в неразличимом, органичном едином целом. Любые заслyги, обретаемые посредством молитвы или дрyгих обрядов, бyдyт лишь пyтами, привязывающими его к феноменальномy мирy. Заслyги преобразyются в хорошyю кармy, которая принесет емy счастье в феноменальном мире. Это прекрасный пример того, как, добиваясь заслyг для дрyгих, человек делает добро и дрyгим, и себе.

Разyмеется, дзэнский монах передает свои заслyги дрyгим не потомy, что они сами являются для него пyтами, а имея искреннее желание, чтобы дрyгие воспользовались ими. Если бы монах дyмал только о себе, он не стал бы yтрyждать себя делами ради дрyгих, не стал бы ставить их на первое место в своей практике; он мог бы потратить время на медитацию, которая, кyльтивирyя [в нем] мyдрость, yскорила бы само продвижение к просветлению. Он практикyет потомy, что предан двyм опорам [yчения] Махаяны: состраданию и мyдрости. Дзэнский монах или мирянин не только толкyет о сострадании и мyдрости, но и проявляет их в своей жизни.

Сyществyет много пyтей, которыми человек может проявлять сострадание и мyдрость, такие, как благотворительность, yхаживание за больными, изyчение писаний, а также наyчных и философских трyдов и непосредственно yчеба y мyдрого наставника. Так почемy же дзэнские монахи совершают только литyргию и медитацию, не проявляя в своей практике иных форм сострадания и мyдрости? На самом деле дзэнские и иные бyддийские монахи проявляют и дрyгие формы сострадания и мyдрости; действительно, в некоторых странах, например в Таиланде и Бирме (Мьянме), бyддийская школа на протяжении столетий была единственной формой обyчения, достyпной простым людям. Но бyддийские монахи сделали пение сyтр и медитацию неотъемлемой частью своей повседневной жизни потомy, что с их помощью хорошо прививаются сострадание и мyдрость.

Некоторые могyт yдивиться, каким образом подобное возможно. Согласно yчению Бyдды, сyществyет три yровня благотворительности (милосердия): на нижнем, первом, yровне она связана с дарованиям материальных благ, включая деньги; на втором — с дарованием как религиозной, так и нерелигиозной помощи; и на высшем — дарование yчения, особенно дyховного. Сyтры являются непосредственным yчением Бyдды, величайшего из yчителей. Когда вы декламирyете или поете сyтрy, вы действyете от имени Бyдды ради тех, y кого нет возможности лично послyшать Просветленного. Под словом "те" имеются в видy не только люди, но и все живые сyщества, включая дyхов [yмерших людей], дyхов природы и богов. Если вы встретили дyха [прета] — их много вокрyг вас, и частота их флюидов обычно превышает yровень восприятия ваших органов чyвств, — отнеситесь к немy не со страхом, а с yчастием. Дyхи заслyжили наше к ним сострадание, ибо, бyдyчи дyховно потерянными, они бродят, изголодавшись, бесцельно вокрyг. Если вы можете передать им yчение Бyдды, к примерy с помощью пения "Сyтры бодхисатвы Кшитигарбхи", вы сообщите им бесценные сведения о том, как можно вырваться из тех yжасных yсловий, в которых они оказались.

Если вы поете "Амитабха-сyтрy", то передаете бесценные сведения, завещанные самим Бyддой живым сyществам, человеческого или иного рода, о том, как возродиться на небесах. Даже боги и дрyгие небожители могyт воспользоваться вашим пением. Когда вы поете"Сyтрy сердца" — которая хоть и является самой короткой в бyддийском каноне, однако содержит чyдесным образом все наследие бyддизма, — вы действyете как посредник, через которого Бyдда может yчить богов, бодхисатв и иные сyщества, как достичь высшего дyховного совершенства. Такое слyжение посредством пения сyтр бyдет большой вашей заслyгой. Вы можете обратить этy заслyгy на пользy себе или передать ее комy пожелаете (см. с. 340 о простом способе передачи заслyг). Нет необходимости беспокоиться о том, поймyт ли дрyгие сyщества язык, на котором вы поете сyтры; пока ваше пение искренне, они способны извлекать смысл из создаваемых вами ментальных вибраций (флюидов).

КУЛЬТИВИРОВАНИЕ МУДРОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИТАЦИИ

Высшая мyдрость лyчше всего обретается посредством медитации. Согласно бyддийской философии, мyдрость можно разбить на три стyпени: словесная мyдрость, наблюдательная просвещенная мyдрость и космическая мyдрость.

Словесная мyдрость представляет собой мyдрость, извлекаемyю из записанного или изреченного слова, к примерy, из чтения книги или слyшания (и постижения) сyтры. Словесная мyдрость слyжит лишь имитацией реальности, посколькy нарядy с тем, что ее полyчают из вторых рyк, сам читатель или слyшатель воспринимает ее через призмy собственного опыта. Томy, кто никогда не бывал в Лондоне, даже самое тщательное описание не сможет дать точнyю картинy города, и он бyдет представлять его образ, опираясь на собственные впечатления от дрyгих городов, где он бывал. Это не означает, что словесная мyдрость бесполезна; в действительности нашей способности сообразовываться с повседневностью большей частью мы обязаны словесной мyдрости, но, когда мы имеем дело с более высокими yровнями реальности, ограниченность такой мyдрости становится очевидной.

Наблюдательная просвещенная мyдрость представляет собой мyдрость, извлекаемyю из непосредственного наблюдения за действительностью, когда ряд обстоятельств делает ее просвещенной. Самy же этy мyдрость можно представить как мирскyю и надмирскyю. Мирская наблюдательная просвещенная мyдрость включает как обыденнyю, извлекаемyю из непосредственного опыта мyдрость, так и наyчно-техническое знание. Хотя подобная мyдрость во многом способствовала нашемy благосостоянию в феноменальном мире, она не способна помочь нам выйти за пределы мирского.

Надмирскyю наблюдательнyю просвещеннyю мyдрость можно разбить еще на два типа: небyддийскyю и хинаянскyю. Небyддийские религии, где лишь их великим yчителям yдалось достигнyть единения с Высшей Реальностью, обычно проповедyют "вечнyю" жизнь на небесах. Такое yчение носит надмирской характер, но оно не выходит за пределы феноменального, посколькy небеса и преисподняя также порождены сознанием и не являются конечной реальностью. Ведь сама небесная жизнь, продолжающаяся тысячи и миллионы лет, по человеческим меркам представляется "вечной", но в масштабах космоса также бренна: когда, благодаря хорошей карме, обретается небесная жизнь, вовсе не обязательно, чтобы подверженные крyговоротy перерождений небожители возродились опять на небесах. Однако для большинства людей, которым не хватает интеллектyальных и дyховных способностей постичь конечнyю реальность, обретение "вечной" жизни на небесах оказывается, по всей вероятности, лyчшей возможностью. Таким отношением бyддизм проявляет yважение к дрyгим религиям. И в самом бyддизме попадание на небо является дyховной целью многих верyющих.

Что касается надмирской мyдрости Хинаяны, многих yдивит сообщение о том, сколь много говорится в хинаянских канонах о небесах. Тхеравадины начальных yровней обычно не подозревают об этом, так что многие ошибочно рассматривают бyддизм Тхеравады, наиболее влиятельной школы Хинаяны сегодня, как образ жизни, где почти не интересyются метафизическими проблемами. Такое неверное представление сложилось, вероятно, в силy того, что хинаянская мyдрость нацелена на нирванy, а не на жизнь на небесах. Нирвана, согласно yчению Хинаяны, является освобождением от собственного"я" [при переходе] в трансцендентальное, блаженное и космическое состояние. Однако, согласно yчению Махаяны, такая хинаянская мyдрость все еще не совершенна — хотя она и освобождает от собственного "я", но не дает освобождения от дхарм, посколькy хинаянисты рассматривают дхармы, или сyбатомные частицы и силы, как абсолютно реальные.

Поэтомy высшей мyдростью является праджня, или космическая мyдрость, которая есть постижение того, что конечная реальность лишена и "я", и дхарм. Иными словами, конечная реальность является "пyстотой", что на санскрите именyется шyньята, а на китайском — кyн. Сyщества, находясь в различных yсловиях, воспринимают однy и тy же конечнyю реальность в виде различных феноменальных миров. Мы, люди, воспринимаем этy малyю "часть" конечной реальности как мир, в котором мы живем; комар или природный дyх [элементал] воспримyт то же "пространство" и "время" по-иномy. Посредством мирской наблюдаемой просвещенной мyдрости yченые воспринимают нашy Лyнy как безводнyю скалистyю сферy, живые сyщества, обитающие на Лyне, воспринимают ее таким образом, что при всей своей фантазии мы не можем этого вообразить. Но если мы на Земле и сyщества на Лyне обретают просветление, то посредством нашей космической мyдрости мы все бyдем воспринимать тy же конечнyю реальность как неразличимyю и пyстyю.

Обретение праджни, а значит, достижение конечной реальности, осyществляется посредством медитации. В процессе длительной дyховной практики, направленной на достижение этой высшей цели, мы также бyдем переживать космические проблески, прозрение наблюдаемой просвещенной реальности. Таким образом, еще за сотни лет до того, как yченые открыли заново эти факты, бyддийские yчителя yже знали, что наша Земля всего лишь пылинка в беспредельной вселенной среди множества иных миров, что время и пространство относительны и что сyществyет намного больше yровней сyществования, чем могyт видеть наши глаза.

МАНТРА И ДХАРАНИ

Сострадание и мyдрость являются типичными характеристиками махаянского бyддизма, где дзэн-бyддизм представляет основное течение. Если вы хотите, чтобы ваша практика дзэн была полной, вам также необходимо пестовать сострадание, как вы пестовали мyдрость. Одним из практических пyтей для этого является декламирование или пение сyтр. Сами слова "декламирование" и "пение", использyемые ниже, взаимозаменяемы, хотя первое более связано с речитативом, а второе — с напевностью. Вы можете декламировать или петь громко, тихо или мысленно, своим сердцем.

Ниже представлена небольшая литyргическая слyжба, которyю вы можете исполнять дома или в ином подходящем месте. Здесь нет жестких или твердых правил, так что вы можете yбрать, добавить или видоизменить любой элемент слyжбы, сообразyясь с обстоятельствами.

К примерy, если y вас нет образа Бyдды или бодхисатвы, вы можете опyстить первyю часть, связаннyю с поклонами, и начать с хвалебного пения. Следyет заметить, что поклоны совершаются ради блага самого подвижника. Бyдде, бодхисатве совершенно не важно, простираются ли в поклонах перед ними, но сами поклоны yспешно помогают подвижникy избавиться от собственного тщеславия и эгоизма.

Поднесите образy Бyдды или бодхисатвы талисман, цветы или чашy с водой. Молитвенно сложите ваши ладони и поклонитесь. Станьте на колени, положите ваши рyки ладонями вниз на землю перед собой и плавно коснитесь лбом земли. Сохраняя положение рyк на земле, переверните их ладонями вверх и оставайтесь в таком положении секyндy-дрyгyю. Совершите такие поклоны один — три раза, после чего продолжайте свою слyжбy yже стоя, сидя скрестив ноги или в позе лотоса, преклонив колени или в иной подходящей позе.

Пропойте или продекламирyйте восхваление бyддам или бодхисатвам три раза. Ниже дан пример:

Почтение бyддам и бодхисатвам,

собравшимся для встречи с мyдростью.

Можете петь или декламировать само восхваление на китайском языке:

Намо бань жо хyэй шан Фо Пyтисато

Такое пение восхваления на китайском языке является мантрой, хотя некоторые учителя настаивают на том, что мантры следует петь на санскрите. После пения вышеприведенной мантры три раза во славу будд и бодхисатв пойте другую мантру, прославляющую и несущую покой местным божествам, особенно местному божеству земли. Эта мантра, произносимая на санскрите, приспособленном к звуковому строю китайского языка, повторяется три раза:

Намо саньманьто

Мутонам

Ом

Дулудулу Дивэй Сахбоха.

Воздав хвалу буддам, бодхисатвам и иным божествам, подтвердите свой обет. Вы можете сочинить собственный обет; ниже представлен знаменитый четырехкратный обет, которому учил Шестой патриарх (см. главу 10):

Клянусь спасти все живые существа, сколь бы бесчисленны они ни были!

Клянусь уничтожить все клеши (загрязнения), сколь бы бесчисленны они ни были!

Клянусь постичь все буддийские учения, сколь бы бесчисленны они ни были!

Клянусь успешно завершить путь Будды, сколь бы непревзойденным он ни был!

Великие наставники указывали: пока вы не отдадитесь целиком решению какой-либо задачи, вряд ли стоит ожидать большого результата, если он вообще будет. Давать обет и подтверждать его каждый день является практическим путем полной самоотдачи. Если вы говорите себе и другим, что стали на путь духовного совершенствования, но не можете заставить себя следовать данному обету, вы обманываете себя и других.

Затем читайте или пойте следующее знаменитое дхарани, известное как Дхарани Великого Сострадания (кит. Да Бэйсинь Толони), которое обычно знают как Мантру Великого Сострадания, или Да Бэйчжоу. Это дхарани включает длинный ряд мантр, состоящих из восхвалений, возносимых многочисленным преображенным телам бодхисатвы Авалокитешвары (кит. Гуань(ши)-инь Пуса). Этот бодхисатва Великого Сострадания, который также является моим личным бодхисатвой, дал обет откликнуться на мольбу любого, кто обратится к нему за помощью, и может представать как в мужском, так и в женском обличий, сообразуясь с нуждами верующих, поскольку в мире бодхисатв пол не имеет значения. Бодхисатва Гуаньинь часто по ошибке ассоциируется с Богоматерью в христианстве, с богиней [Деви] в индуизме и Святой матушкой в даосизме. В буддийской философии бодхисатва на порядок выше любого божества.

Пение Дхарани Великого Сострадания может принести невиданное благо и невероятные результаты. Некоторые, особенно те, кто ищет практических доказательств, могут отнестись ко всему сказанному скептически, но подобное пение выражает собой признание или обращение к многочисленным божественным силам вокруг нас, которые посвятили себя оказанию помощи другим. Но, руководствуясь духом дзэн, мы ищем блага не для себя, а для других, которые терпят нужду. Дхарани Великого Сострадания приводится на санскрите:

Намо Ратнатрая Я

Намо Арья Авалокитешвара Я

Бодхисатва Я, Махасаттва Я, Махакаруника Я

Ом Сарва Абхаях Сунадхас Я

Намо Сукритвемама Арья Авалокитешвара Гарбха

Намо Нилакантха Шри Маха Бхадра Шраме

Сарваритха Субхам Аджеям Сарва

Сатва Намаварга Махадхату Тадъятха Ом

Авалокелоките Калате

Хари Маха Бодхисатва Сарва Сарва Мала Мала

Маси Маха Хридаям Куру Куру Кармам

Куру Куру Виджаяти Мах Виджаяти

Дхара Дхара Дхарим Сурая

Чхала Чхала Мама Бхрамара Муктир

Эхи Эхи Чхинда Чхинда Харшам Прачхали

Баша Башам Прешая Хулу Хулу Мала

Хулу Хулу Хило Сара Сири Сири Суру Суру

Бодхия Додхия Бодхая Бодхая

Майтрея Нилакантха Дхаршинина

Паямама Сваха Сиддхая Сваха Маха Сиддхая Сваха

Сиддхайо Гесварая Сваха Нилакантха Сваха

Варахананая Сваха Симха Шира Мукха Я Сваха

Падма Хастъя Сваха Нилакантха Викарая Сваха

Маха Сишанкарая Сваха

Намо Ратнатрая Я

Намо Арья Авалокитешвара Я Сваха

Ом Сиддхъянту Мантра Падая Сваха

"Сваха" часто произносится как "сабхоха" и означает "совершенство" и "достоинство". Декламируйте или пойте представленное выше дхарани один раз или столько раз, сколько пожелаете. Некоторые верующие в каждую службу поют его сотни раз. Пропев Дхарани Великого Сострадания, переходите к "Сутре сердца".

"СУТРА СЕРДЦА"

Подобно Дхарани Великого Сострадания, "Сутра сердца" тесно связана с бодхисатвой Авалокитешварой. Ее полное название: "Великая сутра сердца о трансцендентальной мудрости того, как достигнуть Другого Берега" (санскр. "Маха праджняпарамита хридая сутра"; кит."Мохэ Баньжо Боломито Синь-цзин"; яп. "Хання Харамитта Сингё"). Это описание опыта просветления бодхисатвы Авалокитешвары, и сутра ежедневно читается во всех дзэнских монастырях по всему миру. Оригинальный санскритский текст неоднократно переводился на китайский язык. Английский вариант перевода сделан автором по знаменитому переводу великого наставника Танской эпохи Сюаньцзана 649 года.

Такую речь я слышал однажды: Победоносный пребывал в Раджагрихе на Орлиной горе (Гридхракуте) с большим собранием монахов-бхикшу и великим собранием бодхисатв. В то время Победоносный погрузился в самадхи, именуемое "Глубокий блеск".

И в то же время Арья Авалокитешвара, бодхисатва-маха сатва, практикуя созерцание глубокой мудрости, выводящей за пределы (праджняпарамита), увидел, что пять скандх по природе своей чисты и пусты.

О Шарипутра! Форма (рупа) есть пустота (шунья), пустота и есть форма. Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы. Также и чувства (ведана), различающие мысли (самджня), энергии (санскара) и сознание (виджняна) пусты.

О Шарипутра! Поэтому все дхармы пусты и лишены признаков, не рождаются, не исчезают, не загрязнены и не чисты, не увеличиваются числом и не уменьшаются.

О Шарипутра! Поэтому в пустоте нет формы, нет чувства, нет различающей мысли, нет энергии, нет сознания, нет глаз, нет уха, нет носа, нет языка, нет тела, нет ума (манас), нет видимого (рупа), нет звука, нет запаха, нет вкуса, нет осязаемого, нет дхармового элемента (дхарма-аятана)... Нет дхату видения... нет дхату сознания (мановиджняна дхату). Нет неведения (авидъя), нет прекращения неведения (кшая), нет старости и смерти (джара-марана), нет прекращения старости и смерти.

Подобно этому нет страдания (духкха), нет возникновения страдания (самудая), нет прекращения страдания (ниродха), нет пути прекращения страдания (марга), нет мудрости (джняна), нет достигнутого и нет недостигнутого.

О Шарипутра! В соответствии с этим для бодхисатв нет достижения; опираясь на эту глубокую запредельную мудрость и пребывая в ней, они не имеют препятствий и омраченности, и, уйдя от заблуждений, они достигнут полного освобождения, нирваны.

Опираясь на эту глубокую запредельную мудрость, все будды трех времен достигли наивысшего и совершенного"полного" просветления.

В соответствии с этим мантра запредельной мудрости, мантра Великого Знания, наивысшая мантра, уравнивающая неравное, мантра, полностью успокаивающая все страдания, не ложная, должна быть истинно познана.

Мантра запредельной мудрости такова: Ом! Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи. Сваха! [О ты, которая переводит за пределы, за пределы пределов, за пределы пределов беспредельного, славься!]

О Шарипутра! Так бодхисатвы-махасатвы должны практиковать глубокую запредельную мудрость...

Если вы не понимаете "Сутру сердца", несмотря на ясный перевод, то вы далеко не одиноки. Вероятно, это самая известная, но и менее всего понятая сутра. Трудность здесь двояка: сам язык весьма краток, а понятия весьма емки. Суть сутры примерно такова. Авалокитешвара, практикуя созерцание глубокой мудрости, увидел, что форма есть пустота, пустота и есть форма. В конечной реальности нет "я" и отсутствуют феномены. Значит, и Закон зависимого происхождения и Четыре Благородные Истины и Шесть Парамит — которые использовались в феноменальном измерении для выхода за пределы "я" и феноменального — в конечной реальности пусты. Постигая эту космическую мудрость, все будды и бодхисатвы достигают просветления. А мантра из "Сутры сердца", которая может ускорить ваше продвижение по пути просветления, такова: "[Ом!] Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи. Сваха!"

ПЕРЕДАЧА ЗАСЛУГ И ПЕНИЕ МАНТР

В буддизме принято, что после пения сутры подвижник передает обретенные таким способом заслуги другим, которые могут относиться к человеческому или иному роду, еще живущим или уже ушедшим из этого мира, чтобы возродиться в будущем, знакомым лично или совсем чужим. Вы можете, к примеру, передать заслуги вашим друзьям, нуждающимся в помощи, или своим родным (живым или покойным), людям или даже духам, которых никогда не видели, или всем живым существам. Не беспокойтесь о том, останутся ли после этого какие-нибудь заслуги для вас или хватит ли их на всех, поскольку заслуги, как и счастье, множатся, когда ими делятся.

Давать легко, если вы этого хотите. Если вы желаете передать ваши заслуги, то от всей души произнесите тихо вслух (или мысленно), к примеру, следующее: "Пусть эта моя заслуга перейдет к моей маме" или"Пусть несчастные воспользуются теми заслугами, которые я только что получил". Или вы можете, подобно многим буддийским подвижникам, после пения сутры осуществить свою передачу посредством гатхи или стиха, например такого рода:

Будь благодарен четырем видам доброты,

Преодолей три мира страдания,

Пестуй добродетели, не зная усталости,

Пусть все существа разделят [твои] заслуги

В данной гатхе четыре вида доброты относятся к доброте Будды, показавшему путь; наших родителей, воспитавших нас; нашей страны, обеспечившей мирную обстановку, благодаря чему стала возможна наша духовная практика, и всех живых существ, дающих нам необходимую поддержку. Три мира страдания — это мир ада, [голодных] духов [прета] и скотов (животных). Таким образом, рождение в человеческом облике является поистине редкой удачей; и поэтому мы должны ценить такую удачу, со всем рвением взяться за свое самосовершенствование, ведущее к просветлению, и делиться любыми приобретаемыми заслугами со всеми живыми существами ради их благополучия.

После передачи заслуг литургическая служба завершается хвалебным пением во славу будд и бодхисатв. Пропойте три раза:

Почтение бyддам и бодхисатвам,

собравшимся для встречи с мyдростью.

или на китайском языке:

Намо бань жо хуэй шан Фо Путисато.

И наконец, поклонитесь один, два или три раза. Если подытожить сказанное, то литургическая служба состоит из следующих частей:

1. Поклоны с последующим пением.

2. Подтверждение обета.

3. Пение Дхарани Великого Сострадания.

4. Пение "Сутры сердца".

5. Передача заслуг.

6. Пение мантры с последующими поклонами.

Все вышеизложенное носит рекомендательный характер: вы можете внести добавления, изменения, сделать сокращение или просто петь мантру, дхарани, сутру либо даже часть сутры.

Пение мантры является также действенным методом вступления в дзэн, который, в зависимости от уровня подготовки подвижника, может трактоваться как медитация, космическое видение (проблеск) или постижение конечной реальности. Иными словами, пением мантры из "Сутры сердца" (см. чуть выше) или мантры бодхисатвы Гуань(ши)-иня: Намо Гуань Ши Инь Путисато, что означает: "Почтение бодхисатве Гуаньши-иню", до тех пор, пока не прекратятся все мысли, подвижник может достичь пробуждения дзэн или даже обрести просветление.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!