Что должен знать красноармеец, чтобы закрепить Союз с горцем-чеченцем 33 страница



В мае 1998 года в латвийском городе Лестене состоялось торжественное перезахоронение останков погибших в годы Великой Отечественной войны латышских эсэсовцев и открыт мемориал, на создание которого было затрачено около 400 тысяч долларов из государственного бюджета. На церемонии присутствовало более тысячи человек, в том числе несколько депутатов Сейма.

26 июня 1999 года в Таллине на элитном кладбище Метсакальмисту состоялось торжественное перезахоронение привезенных из немецкого города Аугсбурга останков бывшего командира 20-й эстонской дивизии СС Альфонса Ребане. Для этой цели правительство Эстонии выделило 40 тысяч крон из резервного фонда. В церемонии участвовали командующий силами обороны Эстонии генерал-лейтенант Йоханнес Керт, некоторые чиновники министерства обороны и отдельные депутаты парламента, а также около 400 недобитых эстонских эсэсовцев и полицаев, входящих в так называемый «Союз борцов за свободу Эстонии».

[Фото: «Сколь добрым когда-то был Сталин, и в этом лишь был виноват!»; на фото: марш престарелых нацистов. Шеренга из десятка пенсионеров, на шеях весят плакаты на немецком. Рядом снимает оператор.]

В июле 2002 года в парке Ялака в центре эстонского города Пярну был установлен барельеф, изображающий солдата в форме 20-й эстонской дивизии СС с пистолетом-пулемётом, ствол которого направлен на восток. Ниже помещалась доска с надписью: «Всем эстонским воинам, павшим во II Освободительной войне за Родину и свободную Европу. 1940-1945». Как заявил журналистам инициатор установки памятника, член правления Таллиннского объединения борцов за свободу и ветеран эсэсовского батальона «Нарва» Антс Тедер: «Монумент задуман как дань памяти всем борцам за освобождение, павшим в Освободительной войне и носившим серые мундиры».

27 июля 2002 года должно было состояться торжественное открытие барельефа. Однако в последний момент городские власти пошли на попятную. В результате 23 июля памятник был снят с постамента и удалён с места происшествия, к негодованию местных эсэсовских ветеранов, назвавших эти действия «антиконституционным актом вандализма».

16 мая 2003 года в Таллинской немецкой гимназии (с эстонским языком обучения) был открыт кабинет для проведения уроков начальной военной подготовки, в котором среди наглядно-учебных пособий почётное место заняли портреты командира 20-й эстонской дивизии СС Альфонса Ребане, а также ещё четверых заслуженных эстонских эсэсовцев. Присутствовавший на мероприятии руководитель бюро информации и подготовки кадров национальной обороны министерства обороны Эстонии профессор Рейн Хелме на реплику корреспондента русскоязычной газеты «Молодёжь Эстонии» о том, что в русских школах такое вряд ли возможно, ответил просто и доходчиво: «Да, я вас понимаю. В Германии тоже это вряд ли было бы возможно. Но ведь мы не в Германии и даже не в бывшем Советском Союзе, у нас своя страна, и мы имеем право чествовать своих героев. А русским нужно время, чтобы привыкнуть».

Однако после того как «Молодёжь Эстонии» опубликовала свой материал, посольство Германии настоятельно попросило убрать из школы эсэсовские портреты. И, разумеется, власти маленькой, но гордой республики это пожелание немедленно выполнили, в очередной раз наглядно продемонстрировав, что остаются такими же холуями, как и их предки, которых в былые времена пороли на конюшне немецкие бароны.

Зато тех, кто в годы войны боролся против нацистов и их приспешников, в сегодняшней Прибалтике бросают за решетку по сфабрикованным обвинениям в «геноциде». Умерли в латвийских тюрьмах Альфонс Новик и Василий Кирсанов. Покончил самоубийством в тюремной больнице Соломон Мурин. Осуждены латвийским судом Василий Кононов, Евгений Савенко и Михаил Фарбтух. Возбуждены дела против Николая Ларионова, Николая Тесса, Яниса Кирштейнса и Ильи Мошонкина. Не отстаёт от Латвии и Эстония: умер в тюрьме Карл Леонхард Паулс, осуждённый на 8 лет за убийство 3 «лесных братьев», осуждён к 8 годам лишения свободы условно Владимир Пенарт.

Апофеозом этой политики стал демонтаж памятника Воину-освободителю на холме Тынисмяги в Таллине 27 апреля 2007 года.

Вся эта мышиная возня сопровождается регулярными попытками заставить руководство РФ возместить маленьким, но гордым странам некий мифический «ущерб от оккупации».

Тем не менее, опыт истории учит нас быть оптимистами. За многие века нам не раз случалось терять земли Прибалтики, однако стоило русскому государству собраться с силами — и они возвращались в состав России. Думается, так будет и снова.

Приложение 1

ПАМЯТКА КРАСНОАРМЕЙЦУ

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Товарищу красноармейцу

ПАМЯТКА

как относиться к населению во время манёвров в Чечне.

Осенью этого года нашим частям придётся проводить манёвры и операцию по изъятию оружия и бандитского элемента в Чеченской автономной области.

Время манёвров и операции — самое ответственное испытание для красноармейца.

Красноармеец в эти дни должен показать, как и чему он научился за время пребывания в Армии.

На время манёвров создаётся такая обстановка, которая напоминает войну, с тем, чтобы можно было испытать Красную Армию, как она станет действовать, если враг трудящихся осмелится посягнуть на пролетарское государство.

Во время манёвров каждый красноармеец должен думать, что он в боевой обстановке и вести себя так, как он вёл бы себя согласно всех прежних разъяснений своих командиров и политработников во время боя.

Только в этом случае мы хорошо и с пользой проведём манёвры.

Предстоящая во время манёвров операция по разоружению и изъятию бандитского элемента значительно приблизит условия манёвров к действительно боевой обстановке.

Операция очень сложная и требует хорошей подготовленности кр-цев, точного исполнения своего долга, крепкой дисциплины и беспрекословного выполнения всех приказаний своих командиров. При изъятии бандитского элемента возможно оказание с их стороны вооружённого сопротивления нашим частям.

В этом случае красноармеец должен хорошо знать особенности боевой обстановки в горах, о необходимости постоянной бдительности и осторожности, чтобы не погибнуть совершенно случайно и бесполезно.

Одной из важнейших задач красноармейца во время манёвров и операции — это построить правильные отношения с населением. Закрепить смычку Красной Армии с рабочим и крестьянином.

Красная Армия есть Армия трудящихся. С кем бы ей ни пришлось воевать в будущем, её союзниками в войне будут рабочие и крестьяне всех стран, в том числе и той страны, против буржуазии которой Красная Армия будет сражаться. И важная задача каждого красноармейца суметь в боевой обстановке отличить врага от союзника и так построить свои действия, чтобы показать этому союзнику, что Красная Армия идёт ему на выручку, помогает сбросить иго насилия и нищеты. Поэтому особенно строго наши законы карают красноармейцев за насилие, мародёрство и т.п. по отношению к населению воюющей с нами страны.

Во время манёвров каждый красноармеец должен это помнить и так вести себя, чтобы заслужить любовь и уважение жителей, добиться, чтобы ни одной жалобы, ни малейшего недовольства против Красной Армии не было, чтобы трудовое Население сказало: «Да, Красная Армия действительно Армия трудящихся, наша защитница».

На манёврах, предстоящих осенью этого года, вопрос о взаимоотношениях красноармейцев с жителями особенно серьёзен.

Манёвры будут происходить в Чечне.

Для того, чтобы правильно подойти к чеченцам, завоевать их доверие и уважение, нужно знать, кто они такие, условия их жизни и те особенности, какие у них имеются.

Кто такие Чеченцы

Чеченцы — одно из самых воинственных племён Кавказа. Целые столетия пришлось Чеченцам отстаивать свою свободу против различных народностей, посягавших на неё. Русское царское правительство победило Чечню; внесло чеченские земли в список своих владений, но покорить чеченцев, заставить их смириться не могло. Неоднократно восставали чеченцы против поработителей, вели постоянную борьбу против казаков, которых поселило царское правительство на землях, отнятых у чеченцев. Даже выселение наиболее неспокойной части чеченцев в Турцию не успокоило всей Чечни. Жестокие расправы царских войск с чеченцами, когда чеченские аулы разграблялись, сжигались, насиловались чеченские женщины, беспощадно расстреливался народ, также не могли успокоить и покорить Чечню. Наоборот, всё сильнее и сильнее развивалась острая ненависть чеченца к угнетателю, к русскому. Убить русского, ограбить и сжечь его селение стало считаться доблестью. Эта национальная вражда чеченца к русскому нарочно развивалась царизмом, так как это облегчало его борьбу и мешало соединиться угнетаемым царским произволом для общей борьбы с ним.

В годы гражданской войны чеченцы поняли, что их друзьями являются трудящиеся России, и бок о бок с ними боролись против царских генералов, дав многих партизан в ряды отрядов Красной Гвардии. Чеченцы в трудные минуты, когда перевес брали белогвардейцы, помогали красным отрядам укрыться в горах. Так впервые зародилась смычка между чеченцем и русским рабочим и крестьянином. В дальнейшем эта смычка всё укреплялась. В 1920 году, когда меньшевики Грузии попытались с помощью контрреволюционного кулачества и духовенства втянуть Чечню в борьбу против советской власти, они получили самые незначительные результаты. Только ничтожная часть горных Чеченских аулов поднялась против Советской власти, и то потому, что соввласти она не видела и ничего о ней не знала.

Вся же остальная Чечня осталась верной Революционному Союзу.

Гражданская война, общая борьба против произвола и насилия царизма и его ставленников заложили первый камень в дело крепкой дружбы и смычки русского рабочего и крестьянина и горца чеченца бедняка.

Задача красноармейца во время манёвров закрепить этот союз.

Что должен знать красноармеец, чтобы закрепить Союз с горцем-чеченцем

Помнить, что у горца ещё сохранилась недоверчивость к русскому.

Враги советской власти — кулаки, ростовщики, барантоводы, мусульманское духовенство, всячески стараются использовать эту недоверчивость, чтобы поссорить горца с красноармейцем.

Поэтому — красноармеец должен каждый свой поступок продумать: не напомнит ли он горцу-чеченцу старые времена, не породит ли он в нём национальной вражды к русскому.

Красноармеец должен хорошо усвоить, что только крепкий Союз всех многочисленных национальностей, населяющих наш Союз, полное равноправие между ними, полное уважение друг к другу и взаимная поддержка и помощь обеспечат мирное строительство и рост мощи СССР.

Горцы, благодаря прежней царской политике, сильно отстали от русских в хозяйственном и культурном отношении

Царское правительство старалось окружить чеченцев крепкой стеной от остальной России. С этой целью оно отобрало у чеченцев земли на плоскости, передало их казачеству, а чеченцев загнало в горы.

Горы не были в состоянии прокормить всех чеченцев, получилось перенаселение. Чеченцы не имели промышленности, их занятия сводились к земледелию, скотоводству и кустарной промышленности.

Пахотной земли и пастбищ в горах очень мало, каждая лысина на вершине горы рассматривается как удобная земля. Пахотной земли на душу приходится меньше четверти десятины, да и то та земля была в руках у купечества, которое сдавало её в аренду бедноте на тяжёлых условиях. Горная земля неудобна для земледелия, урожай даёт очень небольшие и лишь таких растений, которые лучше всего переносят засуху, поэтому горцам приходится сеять исключительно только кукурузу и ею питаться. Способ хозяйства самый отсталый, до сих пор ещё землю пашут сабанами, удобрения земля не получает и поэтому горца часто постигает неурожай.

Не лучше дело обстоит и со скотоводством. Пастбищ недостаточно. Отдельные селения Чечни и Дагестана всё время вели, да ещё и в настоящее время ведут между собою борьбу за пастбища. Эта борьба часто переходит в настоящие войны, которые длятся иногда целые годы. Недостаток пастбищ содействует вымиранию горского скота. Горская корова не больше телёнка, поэтому продуктов от неё еле хватает, чтобы прокормить семью чеченца-бедняка, а о продаже не приходится и думать.

Лучше обстоит дело с барановодством, но оно выгодно лишь тогда, когда у владельца много баранов и он достаточно получает с них продуктов: шерсти, сыра, мяса. В Чечне имелись крупные барановоды, имеющие по десяткам тысяч баранов, что же касается до бедноты, то она лишь уплачивала «бараньи проценты» и жила впроголодь. Крупные барановоды давали в долг под проценты барашку беднякам. Проценты брались очень высокие, бедняк должен был отдавать ростовщику барановоду половину или две трети приплода, а также и шерсти, и выходит, что работал на барановода бесплатно, всё более и более должал ему и, в конце концов, становился почти крепостным. Эти бараньи кабальные проценты и до настоящего времени ещё сохранились в глухих горных аулах, куда не дошла ещё Советская власть.

Так обстоит дело со скотоводством.

Кустарная промышленность развита сильно, но ведётся самым отсталым образом, отнимает много времени и всё же кустарь горец зарабатывает ровно столько, сколько нужно, чтобы не умереть с голоду. Кроме того, развитию кустарной промышленности мешает недостаток спроса, вследствие общей бедности населения. Торговля в Чечне развивается слабо, вследствие сильно развитого бандитизма и грабежа.

Вот каким было, да пожалуй и по сейчас остаётся хозяйственное положение горца-чеченца.

Культура у чеченцев

Красноармеец знает, что культурное развитие всякого народа зависит от его богатства. Ясно, что вследствие такой нищеты подавляющей массы чеченцев их культурное развитие очень низкое.

Почти на все 100 проц. чеченцы неграмотны. Даже азбуки на родном языке у чеченцев при царизме не было, так как царизму, которые старался довести чеченцев до вымирания, как беспокойное племя, выгодно было их невежество.

Лишь небольшая часть чеченцев обучалась грамоте на арабском языке, готовясь в духовенство, да наиболее богатая часть населения училась в русских школах.

Благодаря этому чеченцы совершенно не знают науки и до сего времени сохранили массу суеверий и предрассудков, оставшихся от глубокой древности.

Почётные старики

Самый быт чеченцев старый патриархально родовой. Полным владыкой рода был и остаётся почётный старик, молодёжь не имеет никакого права голоса и обязана слепо подчиняться старикам, которые решают все вопросы за всё селение. Без почётных стариков селение ничего не решит. Это засилье стариков сохранилось и до настоящего времени и сильно мешает культурному ходу Чечни, так как старики чеченцы, как и все вообще старики, крепко держатся за старину и ведут жестокую борьбу против всякого новшества, свежего духа.

Население Чечни ещё не поднялось настолько, чтобы ценить способность человека управлять и уметь строить жизнь не по седине. Уважение к седине у чеченцев очень сильно, и с этим нужно считаться. Обидеть почётного старика, значит показать неуважение к нему, значит обидеть весь его род, всё селение.

Религиозность

Среди всех культурно отсталых народностей сильна религиозность. Это же мы наблюдаем и у чеченцев. Чеченцы мусульмане, причём у них не чистое мусульманство, имеется примесь и христианства, так как когда-то грузинские цари, покорив Чечню, попытались распространить среди них христианство и кое-чего добились; в горной Чечне можно ещё и сейчас встретить христианские часовни. После грузинских царей пришли арабы и ввели мусульманство.

Чеченец религиозен до фанатизма, на основе религии он строит всю свою жизнь, религией освещает все свои предрассудки и суеверия. Царское правительство всегда поддерживало всякую религию, затемнявшую сознание человека, поэтому оно поддерживало и религию чеченцев и их духовенство — мулл, создавало специальные школы «Медресе», где обучали на арабском языке и изучали только «Коран» — евангелие мусульман. Если до сих пор сильно ещё значение попа в русской деревне, то тем более сильно значение муллы в чеченском ауле. Кроме мулл у чеченцев много святых шейхов, хаджи и т.п., которые пользовались и пользуются громадным влиянием на чеченцев и управляют их жизнью.

С религией у чеченцев связано много обычаев, с которыми необходимо всегда считаться, чтобы не обострить отношения, не создать вражды.

С религией может быть борьба только через улучшение экономического положения населения, когда оно само увидит, что урожай, падёж скота, нищета, болезнь и т.п. зависят не от бога, а от самого человека, от его знаний и умения подчинить себе природу. Никакой насмешкой, никакой горячей речью религии не переработать, никакие гонения на религию не помогут, а поэтому вести сейчас в Чечне антирелигиозную агитацию, как это у нас в частях делают кружки безбожников, дело бесполезное и даже вредное. Чеченец может подумать, что Советская власть и Красная Армия покушаются на его религию, притесняют её, а это напомнит ему времена царизма, прежние угнетения и обострит отношения. Нужно избегать всего, что могло бы задеть религиозные чувства чеченцев.

Не допускать ни малейшей насмешки, когда чеченец производит намаз — моление в любом месте.

Не допускать ни малейшей насмешки, когда мулла с мечети кричит призыв к молитве.

Помнить, что религия запрещает мусульманину есть свинину, не вносить её в дом чеченца и не есть при нём, тем более не предлагать её ему.

Не начинать с чеченцами разговоров о религии, не смеяться над суевериями, над муллами.

Проходить мимо религии, как будто она тебя совершенно не касается.

Помнить, что малейшая насмешка над религией со стороны красноармейца моментально становится известной во всей Чечне и служит для контрреволюционеров из кулачества и духовенства средством для борьбы против Советской власти.

Отношение к женщине

Одним из глубоких пережитков древности, скрепляемых до настоящего времени религией, является положение женщины-чеченки. Женщина-чеченка не пользуется никакими правами, она является собственностью своего отца или своего мужа. На женщину смотрят как на рабочую силу, которая обязана выполнять все домашние работы, муж же является джигитом, наездником-воином. Лишь за последнее время мужчина стал принимать участие и в хозяйстве, но всё же положение женщины остаётся очень тяжёлым. Мужчина всегда имеет право прогнать свою жену и взять другую. Женщина покупается, жених вносит калым её отцу, и тогда забирает её. Женщина не имеет права есть вместе с мужчиной, она должна жить в отдельной комнате. В отношении женщины у чеченцев имеется обычай, с которым нужно считаться:

Посторонний мужчина не должен разговаривать с женщиной, не должен касаться её руками, т.е. здороваться с нею за руку, тем более не допускается похлопать по плечу, как это часто случается у нас, даже продолжительный взгляд на женщину-чеченку со стороны постороннего мужчины может быть принят как оскорбление для женщины и её родных (это находится в связи с обычаем горцев; при объяснении юноши и девушки в любви они не имеют возможности говорить друг с другом при посторонних, а только переглядываются, отсюда и значение «перемаргиваться»), нельзя оставаться с женщиной чеченкой наедине, нельзя допускать какой-либо насмешки над женщиной. Незнание и не соблюдение этого обычая чеченцев посторонними часто вызывает сильные обострения, доходящие до пускания в ход кинжала со стороны оскорблённого мужчины.

Не следует допускать насмешек над этими странными обычаями чеченцев, так как они всецело происходят вследствие культурной и экономической отсталости их. Если кр-ец изучал русскую историю, то он должен знать, что и у русских лет двести тому назад был такой же взгляд на женщину и так же часто русский мужчина запирал свою жену в высокий терем, считаясь её полным хозяином. Только по мере экономического и культурного роста русского народа изменился взгляд на женщину, да и то ещё не полностью и не у всех.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!