ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ. БАЗЫ ПРАКТИКИ



Nbsp; МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО» (ЛНУ имени Тараса Шевченко)    

Институт культуры и искусств

Кафедра изобразительного и декоративно-прикладного искусства

 

                                                                      УТРЕРЖДАЮ

                                                                      Проректор по научно-

                                                                      педагогической работе

                                                                      Н.М. Хрусталева

                                                                      «______»______________2016г.

 

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

Пленэрная практика

Вид практики учебная

 

По направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство

И народные промыслы

 

 

ОКУ бакалавр

 

Форма обучения очная

 

Курс 1

 

Луганск 2016 год

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящее время в художественных учебных заведениях накоплен значительный опыт проведения летней практики, которую принято называть, используя французское слово pleinair .

Пленэрная практика — особый период в учебном процессе, наиболее благоприятный для расширения кругозора студентов, для развития их общекультурной компетентности. Работа на пленэре характеризуется непредвиденностью условий для выполнения этюдов, переменами окружающей обстановки. В таких условиях профессиональная активность, самостоятельность и личная ответственность студента, степень развития его художественной инициативы являются решающими моментами успешного выполнения учебного задания.

Студенты на пленэре наблюдают природу во всем ее многообразии. Они сразу подмечают насколько естественное освещение ярче, чем искусственное, как все по-особенному выглядит на воздухе и многое другое. Наблюдение – это целенаправленное восприятие. Так как наблюдательность не является врожденным свойством личности, то ее можно развивать путем упражнений в наблюдении. В таких упражнениях важна в первую очередь ясность и четкость задачи наблюдения, активность наблюдения, его систематичность.

Развитию мастерства и профессионализма способствуют чередование длительных и краткосрочных заданий, применение различных материалов. Язык изображения, технические приемы зависят от изображаемого объекта, индивидуального восприятия, композиционного замысла. В соответствии с особенностями натуры и композиционным замыслом автора возможны различные варианты пропорциональных соотношений сторон формата графического листа или живописной работы. Формат может быть вытянутым или укороченным, близким к квадрату. Размеры рабочей площади бумаги приблизительно должны быть равны формату А3 или А4.

Натурные зарисовки по мере освоения материала дают возможность выполнить ряд заданий по декоративному обобщению и стилизации природных форм.

Основные технические приемы письма на пленэре включают использование фактуры основы (шероховатости картона или бумаги, выполнение легких тонкослойных прописок, лессировок и т.п.), применение по ходу выполнения творческих работ нескольких различных по размеру кистей, разнообразие мазков по направлению, нажиму и фактуре в зависимости от удаленности изображаемых предметов.

Учебно-творческая практика – пленэр, является продолжением учебного процесса по изучению рисунка, живописи, композиции, и является специальной подготовкой студентов художественных факультетов педагогических вузов к будущей профессионально-педагогической деятельности. Цель пленэрной практики закрепление и расширение полученных студентами знаний и навыков, выработка умения их творческого применения на открытом воздухе в условиях естественного освещения, развитие эстетических представлений в процессе общения с природой, что является важным аспектом в формировании художественных способностей будущих педагогов в целом. Изучение природы и рост профессионального уровня в овладении техникой акварельной живописи должны быть взаимосвязаны, чтобы обеспечить наиболее эффективные условия формирования творческих способностей специалиста.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Практика в условиях природы (на пленэре) - целостный художественно-педагогический процесс в системе подготовки учителя изобразительного искусства.

Главной целью практики по изобразительному искусству являются закрепление и углубление профессиональных знаний и навыков по живописи, рисунку и композиции, развитие творческой активности и инициативы студентов, их художественных потребностей и эстетического вкуса в условиях изобразительной деятельности на природе.

Задачи практики:

- развитие глубокой пространственной ориентации, профессиональной способности воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение - в двухмерном пространстве на плоскости:

- развитие целостного восприятия натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности: а константного восприятия цвета, его теплых и холодных оттенков, умения цельно воспринимать объекты на пленэре и находить большие цветовые отношения в них,

- развитие способности применять в этюдах метод работы отношениями /закон пропорциональных отношений/ по цветовому тону, светлоте и насыщенности, умения выдерживать тональный и цветовой масштабы,

- развитие моторной координации - умения быстро и точно координировать положение глаз, рук или пальцев в процессе оптимальных по скорости и точных движений /быстрая моторная реакция, необходимая в художественно-педагогической деятельности.

В результате прохождения Пленэрной практики (учебной) обучающийся должен:

 знать:

 - основы построения композиции пейзажа на изобразительной плоскости;

- построение пространства (планов пейзажа) цветотональными и масштабными отношениями;

- возможности и обоснованность применения живописных и графических техник в набросках, зарисовках, этюдах с натуры и в пейзажной композиции.

уметь:

 - писать и рисовать с натуры, по памяти, по представлению, по воображению объекты реальной действительности акварельными, масляными, гуашевыми красками и графическими материалами: карандаш, уголь, сепия и.т.д.

владеть:

- навыками работы живописными и графическими материалами.

В процессе прохождения студентами практики формируются следующие компетенции:

- готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий;

- уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

- владеет навыками реалистического изображения с натуры: натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека;

- готов реализовывать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, дизайне.

 

 

ВИД И ОБЪЕМ ПРАКТИКИ

Пленэрная практика длится 2 недели, проводится на 1 курсе у студентов специальностей «Изящные искусства» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» на базе университета и художественных мастерских по приказу.

Общая трудоёмкость учебной практики составляет: 1,5 зачётных единицы, 54 часа.

 

№   Разделы (этапы) практики   Виды самостоятельных работ   Задания для студентов Формы текущего контроля  
1.   Подготовительный этап. Аналитическая и композиционная работа.   Краткосрочные работы: наброски, зарисовки, этюды по заданным темам.     Натюрморт с полевыми цветами.   Текущий просмотр    
2.   Аналитическая и композиционная работа.   Сбор материала по темам композиций пейзажа: лирический, архитектурный (городской) и исторический (индустриальный).   Пейзажные этюды на состояния в природе.   Текущий просмотр    
3.   Аналитическая и композиционная работа.   Пейзажные этюды: - против света; - под солнцем; - в пасмурный день.   Памятники истории и культуры.   Текущий просмотр    
4.   Обработка проведенной практической работы.   Краткосрочные работы: наброски, зарисовки, этюды по заданным темам.   Этюды растений.   Текущий просмотр    
5.   Заключительный этап: обработка и анализ проведенной практической работы.   Краткосрочные работы: наброски, зарисовки, этюды по заданным темам.   Мир животных.   Текущий просмотр    
6.   Подготовка отчёта о практике.         Выставка-отчет

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ. БАЗЫ ПРАКТИКИ

Подготовка к практике включает ряд мероприятий:

- организацию в течение учебного года систематической самостоятельной работы студентов на пленэре, отдельных академических занятий на открытом воздухе, индивидуальных домашних заданий, однодневных выездов за город и т.д.

- выбор времени года, места практики и изучение района, выбор наиболее характерных мотивов и объектов для работы с натуры,

- согласование организационно-хозяйственных вопросов,

- комплектование материалов и оборудования для работы на пленэре,

- составление рабочих планов на период занятий, медицинское обследование студентов.

 

Для проведения практики требуется специальное снаряжение. Каждому студенту необходимы удобная одежда для занятий, этюдник, планшет или специальная папка для рисунков, зон для живописи, складной стульчик, наборы красок, бумаги, картона, холстов, кистей и других материалов и инструментов для работы с натуры.

Для занятий нужен наглядный материал - произведения изобразительного искусства и методические пособия. Наглядный материал должен быть компактным и удобным для транспортировки.

Группе нужны также специальные кассетные приспособления для хранения этюдов, выполненных масляными красками.

По прибытии на место проведения практики проводятся размещение студентов и организация хозяйственно-бытовых работ.

 

ОХРАНА ТРУДА

1. Требования безопасности при выполнении работы.

 

1.1. Содержать в чистоте и порядке рабочее место, не загромождать его материалами, инструментами, приспособлениями, отходы своевременно убирать в отведенное место.

1.2. Случайно пролитые на пол лакокрасочные материалы, растворители немедленно собрать сухой ветошью. Использованную ветошь убирать в специально отведенное место.

1.3. Лакокрасочные материалы и растворители хранить в исправной, плотно

закрывающейся таре, снабженной этикетками (бирками) с точным наименованием содержащихся материалов. Не хранить материалы неизвестного состава.

1.4. При работе с лакокрасочными материалами, растворителями для защиты рук

от воздействия вредных веществ надевать резиновые перчатки.

1.5. При работе с материалами в аэрозольной упаковке (краски, лаки и т.п.) не распылять их вблизи открытого огня или раскаленных поверхностей, не допускать нагрева баллончиков свыше 50 град. C.

1.6. Не подвергать баллончики сильным ударам, не пытаться их разбирать, не направлять струю распыляемого материала на людей, не допускать попадания материала в глаза, на кожу, в дыхательные пути.

1.7. Соблюдать осторожность при работе с острыми и режущими предметами (ножами, ножницами и т.п.): не проверять пальцами остроту режущих кромок, не переносить и не передавать их друг другу острием вперед.

 

2. Требования безопасности по окончании работы.

 

2.1. Привести в порядок рабочее место, инструменты, приспособления, материалы, изделия убрать в отведенные места.

2.2. Выполнить гигиенические процедуры.

 

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

 

3.1.К аварии или несчастному случаю могут привести следующие ситуации:

3.1.1. выполнение работ с нарушением требований настоящей инструкции;

3.1.2. неисправность используемого в работе оборудования, инструментов,

приспособлений;

3.1.3. неосторожное обращение с огнем.

3.2. При возникновении аварийной ситуации прекратить работу и сообщить об этом руководителю практики.

3.3. При возникновении пожара действовать в соответствии с инструкцией о

мерах пожарной безопасности.

3.4. При попадании в глаза органических растворителей или лакокрасочных материалов промыть их обильной струей холодной воды и обратиться в лечебное учреждение.

3.5. Если произошел несчастный случай, немедленно сообщить об этом непосредственному руководителю, вызвать скорую помощь по городскому телефону 103 и принять меры по оказанию первой (доврачебной) помощи пострадавшему.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!