Нравственность и ее суррогаты
Не человек для морали, а мораль для человека.
Что забыл сказать Христос
Ч |
то считать допустимым и одобряемым? Как, с помощью чего можно квалифицировать нечто как нравственное или безнравственное? Это задача не абстрактно-теоретическая, а сугубо житейская, с которой мы сталкиваемся много раз на дню. Самые распространенные критерии весьма несложны, и основные из них таковы.
Нравственно то, что:
– считаю нравственным Я. Если Меня так воспитали и поэтому Я это считаю нормальным, допустимым, значит это и есть нормальное и одобряемое. А то, что я считаю безобразным и недопустимым, достойно только осуждения и искоренения.
· Это—индивидуальная мораль, в данном случае в достаточно категоричном и агрессивном варианте. К сожалению, он и является наиболее распространенным.
– официально провозглашается. То, чему обязаны учить в школах, о чем пишут в газетах и иногда с пафосом декларируют родители в воспитательных целях.
· Это—официальная мораль, создаваемая идеологическими органами. К сожалению, то, чем руководствуются эти идеологические органы, не всегда понятно и нравственно оправдано. Кроме того, безумно оторвано от жизни.
– считает большинство. "Приличные люди ведут себя так. А так—не принято". "Кем не принято?" "Всеми".
· Это—общественная мораль. Мнение большинства—как правило, разумный компромисс между идеями и жизнью. Это огромная сила, именно поэтому она чаще всего и отождествляется просто с Моралью.
|
|
– делает большинство. "Ты не слушай то, что говорят, ты смотри, что делают".
· Это—нравы, тот житейский бульон, которым пропитываемся мы с детства и которым, к нашему сожалению или счастью, закладываются наши нравственные основы.
– делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью—безнравственно.
· Это и есть нравственность в самом узком и точном смысле слова. Насколько мне известно, именно такое понимание ее разделяется ведущими современными философами и принято во Всемирной организации здравоохранения.
Конечно, критерий "то, что делает человека здоровым и счастливым",—нуждается в дополнениях и уточнениях. Например, очевидно, что, если мое поведение касается не меня одного, то нужно учитывать и интересы другого. Если это касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих.
· Пусть люди воспитаны дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии—распущенностью)—не надо.
|
|
Но также никому не надо называть непристойным все то, что выходит за его привычные и жесткие рамки. Нельзя проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.
· Слова "распущенность", "разврат", "грязь", "пошлость", "шлюха", "порнография" в отношении секса—слова злые и грязные. Эти слова из того же набора, что и "наймит", "прихвостень", "отщепенец" и "злобный клеветник"—словаря, совсем недавно так широко использовавшегося в отношении инакомыслящих в СССР. Но если травля политически инакомыслящих (кажется) прекратилась, то травля инакомыслящих в сексуальной сфере—продолжается.
Может быть, заключим гражданский мир и, уважая друг друга, просто поразмышляем? Вдруг услышим что-то интересное?
Гармония интимных отношений
Ну как женщина и мужчина могут понять друг друга, ведь они оба хотят разного: мужчина хочет женщину, а женщина хочет мужчину...
Фридеш Каринти
Minimum minimorum
Г |
армония интимных отношений предполагает как минимум элементарный физический комфорт и ощущение безопасности. Это значит: возможность для пары встречаться дома, а не на случайной квартире или в подъезде... С уверенностью, что никто не войдет и не помешает.
|
|
· Слезы нашей жизни: когда на ее робкое и тревожное "Не успеем!" слышится его торопливо-наступательное "Успеем, успеем..."
Страх, что кровать скрипит или дети проснутся, тормозит возбуждение обоих, но особенно—женщины. И отключите телефон, иначе его несвоевременный звонок станет окончанием праздника.
Уважение и раскованность
Н |
ачнем с обратного: во многих случаях в сексуальных отношениях уважение противопоказано.
· Слишком хорошо воспитанный муж скучен как любовник—он думает о своей жене только как о драгоценном камне, который нельзя запачкать ничем, даже собственными "непристойными" эротическими фантазиями. Его "уважение" оборачивается скованностью, отсутствием фантазии и возбуждающего женщину напора.
Во время откровенных ласк нужна смелость и нежность, а не уважение. Тем более неуместно говорить об уважении, когда на пике оргазма мужчина всаживает член в извивающуюся партнершу—тут необходимо мыслить другими категориями[15]. И тем не менее без уважения (в сочетании с раскованностью) гармоничная сексуальная жизнь в паре невозможна.
А настоящее уважение начинается с того, что мужчина начинает видеть в женщине просто ЧЕЛОВЕКА—со своим миром, ярким и непохожим на его собственный мир. Видеть человека, с которым ему интересно.
|
|
Мужчины с женщинами спят. Мужчины женщин любят. Но мужчины с женщинами—не дружат. Дружат с тем, кого уважают, а мужчины уважают, как правило, только мужчин. Когда мужчина хочет обсудить какие-то проблемы или сыграть в картишки, он идет к мужчинам, а не к женщине. Он еще найдет, о чем с ней говорить до постели, но когда уже все произошло—о чем с ней разговаривать?
· Характерный вопрос я получил в записке на лекции: "Кого лучше использовать—девочку или женщину?"
А женщины нуждаются в дружбе и уважении. И то, что называется просто "хорошие отношения"—основа гармоничной сексуальной жизни.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!