Нарушение и соблюдение закона 10 страница



Но глубокой ночью караульные увидели внизу нечто непонятное: к горе направлялась громадная вереница огней. Тысячи и тысячи огней. Если это была армия Ганнибала, то она выросла в сотни раз. Часовые горячо спорили о том, что это могло означать: подкрепление с моря? войско, которое пряталось в засаде? призраки?

Тем временем огни рассыпались по всей горе, снизу доносился ужасный шум, словно там трубили миллионы рогов. Это демоны, решили часовые. Самые умные и храбрые в римской армии караульные в панике покинули свои посты.

На другой день Ганнибала на болоте не оказалось. В чем же состояла его уловка? Не призвал же он и впрямь демонов на помощь? На самом деле он приказал привязать пучки ве­ток к рогам тысячного стада быков, которые шли в обозе его армии и использовались для жертвоприношений. Когда ветки подожгли, возникло впечатление, что гору окружает несметное войско. Как только огонь стал обжигать кожу животных, те разбежались во все стороны с диким мычанием, так что огни стали распространяться по склонам горы. Успех этого приема, однако, не в самих по себе огнях или шуме, а в неразрешимой задаче, поставленной Ганнибалом перед врагом, — загадка захватила внимание часовых, привела их в ужас и обратила в бегство.

Если вас загнали в угол, поймали в ловушку, если приходится обороняться, поставьте простой эксперимент: совершите нечто, что нельзя легко понять или истолковать. Пусть это будет обычный поступок, но обставленный так, чтобы сбить с толку ваших недругов, — допус­каю­­щий множество толкований, делающий неясными ваши намерения. Недостаточно быть просто непредсказуемым (хотя и эта тактика может принести успех — см. закон 17). Подобно Ганнибалу, поставьте спектакль, не поддающийся пониманию. Пусть в вашем действе не будет системы, метода, причины — никакого объяснения. Если у вас получится, вы будете внушать страх и трепет, и караульные сбегут со своих постов. Назовем это «тактикой безумного Гамлета», ведь герой Шекспира использовал ее очень успешно, пугая своего отчима Клавдия непонятным поведением. У страха глаза велики; благодаря загадке ваши войска будут казаться более многочисленными, а ваша власть — более устрашающей.

Образ: танец с вуалями. Вуали окутывают танцовщицу. То, что они приоткрывают, вызывает волнение. То, что под ними скрывается, возбуждает интерес. Квинтэссенция тайны.

Авторитетное мнение

«Не открываясь сразу, ты делаешь ожидание более напряженным... Под­мешивай во все чуть-чуть тайны, и это само собой породит благоговение. Давая объяснения, не будь чересчур определенным... Так ты под­ражаешь путям божественным, заставляя людей теряться в догадках и ждать».

Бальтазар Грациан

Оборотная сторона

В начале восхождения вам необходимо привлечь к себе внимание любой ценой, но по мере подъема следует постоянно адаптироваться к изменениям. Не применяйте подолгу один и тот же прием. Атмосфера таинственности очень хороша для того, кто работает над созданием ауры власти и хочет стать заметным, но при этом выглядеть сдержанным. Мата Хари зашла слишком далеко в своих вымыслах. Обвинение ее в шпионаже, хотя было фальшивкой, выглядело разумным и обоснованным, поскольку из-за постоянной лжи она стала казаться подозрительной и бесчестной. Не допускайте, чтобы окружающая вас таинственная дымка постепенно трансформировалась в репутацию лжеца. Загадки должны выглядеть наполовину игрой, забавной и неопасной. Не заходите слишком далеко и умейте отыграть назад.

Бывают времена, когда лучше не оказываться в центре общественного внимания, тогда скандалы и шумиха нужны менее всего. Внимание к вам не должно задевать сильных мира сего или соперничать с их репутацией. Вы только про­играете от сравнения. Это целое искусство — знать, когда бороться за внимание, а когда уйти в тень.

Лола Монтес в совершенстве владела искусством привлекать внимание. Она была родом из маленького городка, ей удалось переломить судьбу, стать любовницей Ференца Листа, а затем — фавориткой и политическим советником короля Людвига Баварского. В зрелом возрасте она потеряла чувство меры.

В 1850 году весь Лондон ожидал премьеры шекспировского «Макбета» с величайшим актером того времени Чарльзом Джоном Кином. Вся английская элита должна была быть на спектакле. Поговаривали даже, что королева Виктория и принц Альберт предстанут перед публикой. Обычай того времени требовал, чтобы к моменту прибытия королевы все уже заняли свои места. Поэтому зрители собрались пораньше, и, когда королева вошла в свою ложу, все встали и встретили ее аплодисментами. Королевская чета, немного выждав, ответила поклоном. Все сели, погас свет. Вдруг глаза всех присутствующих обратились к ложе, расположенной против королевской: из тени вышла женщина и уселась на кресло после королевы! Это была Лола Монтес. Ее темные волосы украшала бриллиантовая диадема, на плечах было длинное меховое манто. Зрители перешептывались в изумлении, глядя, как мантия из горностая была сброшена, открыв низко декольтированное платье из пунцово­го бархата. Публика заметила, что королевская чета избегает смотреть в сторону ложи Лолы. Ма­ло-по­ма­лу остальные последовали примеру королевы, и до конца вечера Лолу Монтес игнорировали. После спектакля более никто в свете не решался приглашать ее. Магнетизм ее обаяния обратился против нее. Ее взгляда избегали. В Англии у нее больше не было будущего.

Никогда не проявляйте излишнего рвения в стремлении завладеть вниманием — подобная жадность свидетельствует о вашей неуверенности. Следует понимать, что не всегда в ваших интересах становиться центром внимания — например, в присутствии короля, королевы или кого-то равного им. Кланяйтесь и держитесь в тени, не вступая в состязание.

 

Закон 07. Заставь других работать на себя и пользуйся результатами

Формулировка закона

Используйте ум, знания и беготню других людей для продвижения собственных дел. Такая помощь не только сэкономит ваши ценные силы и время, но и придаст вам божественный ореол преуспеваю­щего человека. Ваши помощники будут забыты, вас же запомнят. Никогда не делайте сами того, что могут сделать для вас другие.

Нарушение и соблюдение закона

В 1883 году молодой ученый Никола Тесла, серб по национальности, трудился в европейском отделении Континентальной компании Эдисона. Он был блестящим изобретателем, и Чарльз Бэчелор, менеджер предприятия и личный друг Эдисона, убеждал его попытать счастья в Америке, предложив написать рекомендательное письмо к самому Эдисону. Так началась для Теслы жизнь, до самого конца полная горестей и несчастий.

Когда Тесла представился Эдисону в Нью-Йорке, знаменитый изобретатель сразу взял его на работу. Тесла искал способы улучшить примитивные динамо-машины Эдисона. Наконец он предложил полностью переделать их конструкцию. Эдисону это показалось огромной работой, которая не будет выполнена и спустя годы, но он ответил: «Вы получите 50 тысяч долларов, если сможете это сделать».

Тесла трудился над проектом днем и ночью и уже через год представил значительно улучшенную модель динамо-машины с полностью автоматизированным управлением. Он пришел к Эдисону, чтобы разделить с ним радость и получить свои 50 тысяч. Тот одобрил улучшения, но, когда дело дошло до денег, сказал молодому сербу: «Тесла, вы не понимаете американского юмора!» — и вза­мен предложил скромную премию.

Навязчивой идеей Теслы было создание механизма, использующего переменный ток. Эдисон же верил лишь в постоянный ток и не только отказался поддержать исследования Теслы, но и делал все возможное, чтобы саботировать их. Тесла обратился к крупному магнату из Питтсбурга, Джорджу Вестингаузу, открывшему собственную электрическую компанию. Вестингауз полностью оплатил исследования Теслы и предложил ему очень выгодное соглашение на будущее с высоким авторским вознаграждением. (Разработанные Теслой все системы переменного тока и в наши дни используются как основные.) Но после того, как были оформлены патенты на имя Теслы, нашлись ученые, которые воспользовались его изоб­ретением, утверждая, что они выполнили для него основную работу. Имя Теслы затерялось в неразберихе, публика даже приписывала изобретение самому Вестингаузу.­

Через год стало известно о переговорах Вестингауза с Дж. Пирпонтом Морганом о перекупке предприятия. Условием Моргана была ликвидация контракта с Теслой. Вестингауз объяснил ученому, что компания разорилась бы, если бы ему пришлось выплатить все гонорары в соответствии с соглашением. Он предложил Тесле выкупить его патенты за 216 тысяч долларов — большая сумма, однако не сравнимая с двенадцатью миллионами, которые компания была должна ему в то время. Финансисты лишили Теслу денег, патентов и в значительной мере признания авторства в отношении главного изобретения его жизни.

Имя Гильельмо Маркони навсегда связано с изобретением радио. Но немногим известно, что в процессе работы (Маркони передал сигнал через Ла-Манш в 1899 году) он опирался на результаты исследований Теслы, запатентованные в 1897 году. И опять Тесла не получил ни денег, ни признания. Тесла изобрел не только энергетическую систему переменного тока, но и индукционный двигатель, на деле именно он является «отцом радио». Однако все его изобретения не смогли принести ему известности.

В 1917 году, когда, став стариком, он доживал дни в крайней бедности, Тесла узнал, что ему присуждена Эдисоновская медаль Американского института инженеров-электри­ков. Он отказался получить ее. «Вы хотите, — сказал он, — почтить меня медалью, чтобы я приколол ее на лацкан и впустую позировал в течение часа перед сотрудниками вашего института. Вы бы украсили мой пиджак, но по-прежнему морите голодом мой ум, не в силах отдать должного ему и его творениям, благодаря которым в значительной степени возник и существует ваш институт».

Если охотник полагается на надежность своей колесницы, использует ноги шести коней и заставляет Ван Ляна направлять поводья, тогда он сам не утомится и ему не составит труда ловить быстрых животных. Теперь предположим, что он не пользуется преимуществами своей колесницы, отказывается от применения конских ног и навыков Ван Ляна и спешивается, чтобы самому гоняться за животными. В этом случае, даже если ноги его так же быстры, как у Лю Чи, он не будет поспевать за добычей. А ведь если пользоваться хорошими конями и крепкими колесницами, то даже раб или рабыня будут в состоянии ловить животных.

Хань Фэй

Толкование

Многие думают, что ученые, име­ющие дело с объективными фактами, стоят выше мелочного соперничества, которое портит жизнь остальной части человечества. Никола Тесла также разделял эту иллюзию. Он верил, что наука не имеет ничего общего с политикой, заявлял, что его не заботят богатство и слава. Со временем, однако, это разрушило его научную работу. Его имя не ассоциировали ни с каким выдающимся изобретением, поэтому он не мог привлечь спонсоров к своим исследованиям. Раздумывая над великими будущими изобретениями, он не уследил, как другие разворовали его патенты и присвоили его славу.

Он хотел все сделать самостоятельно, но в результате умер в нищете.

Эдисон был полной противоположностью Теслы. Он был, пожалуй, не столь ярким мыслителем и изобретателем. Однажды он сказал, что ему самому необязательно быть математиком, если того можно нанять. Это был основной метод Эдисона. На самом деле он был деловым человеком и умел подать себя, чутко угадывая веяния и тенденции, а затем нанимая для работы лучших специалистов в той или иной области. Если у него была возможность обокрасть конкурентов, он это делал. Однако его имя известно лучше, чем имя Теслы, и с ним связывают большее число изобретений.

Урок двоякий: во-первых, признание заслуг за изобретение или открытие не менее, если не более, важно, чем само изобретение. Вы должны обеспечить свои права на изобретение и позаботиться, чтобы его у вас не украли и не воспользовались плодами ваших тяжких трудов. Для этого следует быть бдительным и безжалостным, помалкивать о своем творении, пока вы не будете уверены, что над ним не кружат стервятники. Во-вторых, научитесь извлекать выгоду из трудов других людей для продвижения собственных интересов. Время бесценно, а жизнь коротка. Пытаясь делать все самостоятельно, вы преждевременно выдохнетесь, растратите свою жизненную энергию. Намного лучше беречь свои силы, пользуясь промахами других, хватать наработанное ими и находить способ присваивать себе их достижения.

Черепаха, слон и бегемот

Однажды, встретив черепаху, Слон протрубил: «Прочь с дороги, слабое существо, я могу наступить на тебя!» Черепаха не испугалась и осталась на месте, так что Слон на нее наступил, но не смог раздавить. «Не хвались, господин Слон, ведь я такая же сильная, как ты», — сказала Черепаха, но Слон только расхохотался. Тогда Черепаха предложила ему встретиться на холме на следующее утро.

Назавтра, пока не встало солнце, Черепаха спустилась с холма к реке, где встретила Бегемота, — тот как раз направлялся в воду. «Господин Бегемот, не помериться ли нам силой? Могу поспорить, что не уступлю вам», — сказала Черепаха. Бегемоту показалась забавной такая нелепая выдумка, но он согласился.

Черепаха велела Бегемоту держать в пасти конец длинной веревки, пока она не крикнет «Эй!». Затем Черепаха поторопилась на холм, где ее уже ждал Слон. Она дала Слону другой конец веревки и сказала: «Как только я крикну “Эй!”, начинай тянуть веревку. Посмотрим, кто из нас сильнее». С этими словами она прошла полдороги вниз по холму, откуда ее не было видно, и крикнула «Эй!». Слон и Бегемот тащили, тащили, но никто не смог перетянуть другого — их силы были равны. Каждый из них согласился, что Черепаха равна ему по силе.

Никогда не делай сам того, что могут сделать за тебя другие. Черепаха заставила других поработать за себя, а почести достались ей.

Заирская народная сказка

Все воруют в коммерции и промышленности. Я и сам многое украл. Но я могу воровать с умом.

Томас Эдисон, 1847—1931

Ключи к власти

В мире власти действуют законы джунглей: есть те, которые охотятся и убивают, и есть множество тех, кто выживает за счет охоты других (гиены, стервятники). Они менее яркие, менее одаренные и часто неспособны сами выполнить работу, которая привела бы их к власти. Однако они рано осознают, что, если набраться терпения, обязательно дождешься, что кто-то сделает все за тебя. Не будьте наивны: в то самое время, когда вы в поте лица трудитесь над своим проектом, грифы и стервятники кружат над вами, прикидывая, как смогут жить и даже процветать, используя ваши творческие способности. Бесполезно жаловаться на это, исходить горечью и гневом, как поступал Тесла. Лучше защитить себя и включиться в игру. Построив основание своей власти, сами будьте стервятником, и вы сэкономите много времени и сил.

Один из двух полюсов этой игры можно проиллюстрировать на примере конкистадора Васко Нуньеса де Бальбоа. У Бальбоа была цель — открыть Эльдорадо, легендарный город несметных сокровищ.

В начале XVI века, после долгих лет бесчисленных лишений и смертельных опасностей, он обнаружил доказательства существования великой богатой империи к югу от Мексики, на территории сегодняшнего Перу. Завоевав империю инков, завладев их золотом, он мог стать новым Кортесом.

Слепая курица

Курица лишилась зрения, но привыкла скрести землю в поисках пищи. Несмотря на слепоту, она все же продолжала скрести еще более усердно. И к чему это было прилежной дурочке? Другая курица с острым зрением не утруждала свои нежные лапки работой, но, не ковыряясь в земле, наслаждалась плодами трудов другой. Ведь стоило слепой курице вырыть ячменное зерно, ее бдительная подруга тут же его хватала.

Готхольд Эфраим Лессинг,
1729–1781

Проблема была в том, что слухи о его открытии распространились среди сотен конкистадоров. Он не понимал, что половина успеха состояла в том, чтобы помалкивать и внимательно следить за окружающими. Через несколько лет после того, как он обнаружил местополо­жение империи инков, солдат его армии, Франсис­ко Писарро, предал его, и Бальбоа казнили. Писарро взял то, к чему долгие годы шел Бальбоа.

На другом полюсе — живописец Петер Пауль Рубенс, который в конце своей карьеры не справлялся с огромным количеством заказов на картины. Он разработал систему: в просторной мастерской трудились десятки нанятых им прекрасных художников. Один специализировался на одежде, другой выписывал фон, и так далее. Получалось что-то вроде конвейера, и благодаря ему успевали закончить больше полотен. Если в мастерскую являлся с визитом важный заказчик, Рубенс распускал на день наемных живописцев. Пока заказчик наблюдал с балкона, Рубенс работал в неистовом темпе и с невероятной энергией. Заказчик покидал мастерскую в восторге от работоспособности этого человека, который может написать столько шедевров за очень короткий срок.

Вот квинтэссенция закона: научитесь заставлять других выполнять работу для вас и присваивать себе заслуги — и вы получите божественную силу и власть. Если вы считаете, что важно всю работу выполнять своими руками, вы никогда не продвинетесь достаточно далеко и разделите судьбу Бальбоа и Теслы. Найдите людей с умением и творческим потенциалом, которых вам недостает. Наймите их и ставьте на шедеврах свою подпись или найдите способ присвоить их работу. Так их таланты станут вашими, и мир увидит в вас гения.

Всем хорошо известно, что почти никто из современных политиков сам не пишет тексты выступлений. Своими трудами они бы не завоевали и одного голоса. Всем красноречием и остроумием, какого бы качества оно ни было, они обязаны спичрайтерам — наемным сочинителям речей. Другие люди выполняют работу — политики пользуются результатами. Истина в том, что власть такого сорта доступна каждому.

Есть и другое применение этого закона, не требу­ющее паразитирования на трудах ваших современников: обратитесь к прошлому — неиссякаемому источнику знания и мудрости. Исаак Ньютон назвал это «стоять на плечах гигантов». Он имел в виду, что, делая свои открытия, основывался на достижениях других. Славой гения он был во многом обязан (и сам это понимал) своей способности с умом использовать озарения ученых Античности, Средневековья, Возрождения. Шекспир заимствовал сюжеты, характеристики и даже диалоги, например, у Плутарха, так как знал, что Плутарху не было равных в описании тончайших психологических оттенков и в умелом цитировании. А сколько писателей затем в свою очередь заимствовали у Шекспира! Так это что — плагиат? Научитесь пользоваться знаниями прошлого — и вы прослывете гением, будучи на самом деле лишь умным заимствователем.

Писатели, исследующие природу человека; древние стратеги; историки, описавшие человеческую глупость и безумие; короли и королевы, изучившие нелегкое искусство нести бремя власти, — их знания пылятся, все эти люди прошлого ожидают, когда вы придете и вскарабкаетесь к ним на плечи. Их разум может стать вашим разумом, их умение — вашим умением, и они никогда не явятся, чтобы рассказать людям, как вы на самом деле неоригинальны. Можно упорно работать всю жизнь, ошибаясь снова и снова, расходуя время и энергию в попытках приобрести собственный опыт. А можно воспользоваться достижениями прошлого. Бисмарк сказал однажды: «Дураки говорят, что учатся на опыте. Я предпочитаю пользоваться опытом других».

Образ: стервятник.
Из всех жителей джунглей у него самая легкая доля. Трудную работу, которую выполняют другие, он делает своей работой. Их неудачные попытки выжить становятся его кормом. Посмотрите на стервятника: пока вы работаете, он же летает вокруг. Не боритесь с ним — присоединитесь.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!