Классификация ткацких переплетений
СОСТАВ ТКАНЕЙ
Классификация тканей по волокнистому составу
По волокнистому составу все ткани делятся на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые.
Кроме того, они делятся на однородные, неоднородные, смешанные и смешанно-неоднородные.
Одноррдные – ткани, состоящие из волокон одного вида по основе и утку.
Они называются чистохлопковыми, чистольяными, чистошерстяными и т.д.
Неоднородные - ткани, состоящие по основе из нитей одного состава, а по утку – другого, например, основа – вискоза, уток-хлопок; основа-хлопок, уток – лен и др.
Смешанные – ткани, состоящие из смеси волокон по основе и утку, например, из шерсти с лавсаном, вискозы с капроном и др.
Смешанно-недноррдные - ткани, у которых одна система нитей однородная, а другая смешанная, например, основа- шерсть, уток – шерсть с лавсаном.
Ткани обычно называют по наиболее ценному компоненту с приставкой «полу»: полушерстяные, полульняные, полушелковые. Шерстяные ткани, содержащие не более 10% химических волокон в виде просновки, искры для улучшения внешнего вида, относятся к однородным тканям.
Методы определения волокнистого состава ткагни
Для определения волокнистого состава ткани пользуются органолептическим и лабораторным методами.
Органолептический метод основан на использовании органов чувств человека (зрения, осязания, обоняния). С помощью зрения определяют цвет, блеск, прозрачность, гладкость, ворсистость, характер горения нитей; с помощью осязания – мягкость, жесткость, растяжимость, упругость (несминаемость), теплоту или прохладу наощупь; с помощью обоняния – запах, выделяемый волокнами при горении. Этому методу свойственны простота и доступность, однако он отличается субъективностью.
|
|
Приемы органолептического анализа ткани:
1.Анализ тканей по внешнему виду (блеск, прозрачность, толщина, ворсистость)
2.Анализ ткани наощупь (гладкость, шероховатость, мягкость, жесткость, растяжимость, сминаемость, теплота или прохлада наощупь)
3.Анализ ткани по виду нитей основы и утка (по характеру обрыва, по виду волокон в нитях, по прочности в воде)
4.Анализ ткани по характеру горения (как загорается, как горит, какой запах выделяет при горении, какой остаток образуется). Горение исследуется отдельно по основе и утку.
Лабораторный метод предполагает использование микроскопа и химических реактивов. Этот метод более объективен, чем органолептический, однако более трудоемкий.
Волокнистый состав определяют отдельно по основе и утку. Определить направление нитей основы можно по следующим признакам:
· Если у образца имеется кромка, основные нити определяются по направлению кромки:
|
|
· Если ткань выработана с рисунком в полоску, то направление полос чаще всего совпадает с направлением нитей основы;
· У тканей с ворсом ворс направлен вдоль основы;
· У большинства тканей плотность по основе больше, чем плотность по утку;
· В направлении основы ткани (хлопчатобумажные и некоторые другие) имеют меньшую растяжимость, чем по утку. Шерстяные ткани имеют одинаковую растяжимость в обоих направлениях;
· У большинства тканей в основе используются нити большей крутки, чем в утке (исключение-крепдешин, у которого, наоборот, в утке используются нити креповой крутки):
· Нити основы всегда прочнее нитей утка;
· Нити основы распрямлены, нити утка более изогнуты;
· Если в ткани в одном направлении используется крученая нить, а в другом - одиночная, крученая нить по основе;
· Если ткань полульняная, то, как правило, основа – хлопчатобумажная, уток - льняной;
· Если в одном направлении шерстяная пряжа, а в другом – хлопчатобумажная, то, как правило, х/б пряжа будет основной;
· Если в одном направлении нить из натурального шелка, а в другом – иного вида, то натуральный шелк всегда будет основой.
|
|
СТРОЕНИЕ ТКАНЕЙ
Под строением тканей понимают взаимное расположение нитей в ткани и связь между ними.
Основные показатели строения:
v Структура пряжи (нитей)
v Ткацкое переплетение
v Плотность и заполнение тканей нитями
v Структура лицевой поверхности и изнанки
v Структура пряжи (нитей)
Пряжа может иметь различную структуру в зависимости от вида волокон, способа прядения, степени и направления крутки, строения.
Так, тонкую, плотную, гладкую пряжу получают из длинных волокон по гребенной системе прядения, пряжу средней толщины, немного ворсистую - из волокон средней длины по кардной системе прядения, толстая, рыхлая, пушистая пряжа получается из коротких волокон по аппаратной системе.
По строению пряжа может быть однониточной, крученой, фасонной и т.д. В зависимости от применяемой пряжи ткани отличаются по структуре. Благодаря использованию крученой пряжи повышается прочность и упругость тканей. Ткани из пряжи фасонной крутки будут отличаться от тканей из пряжи обычной крутки.
Имеет значение и направление крутки. Например, при выработке крепдешина чередованием в утке 2х нитей правой и 2х нитей левой крутки получают хорошо выраженную мелкозернистую поверхность, а в хлопчатобумажных тканях типа саржи используют основу и уток разного направления крутки, что дает рельефно выраженные саржевые полосы.
|
|
v Ткацкие переплетения
Ткацкое переплетение – определенный порядок чередования нитей основы и утка, создающий на ткани законченный ткацкий рисунок.
Раппорт переплетения – минимальное число нитей по основе и утку отдельно, которые, переплетаясь между собой, создают законченный ткацкий рисунок
Перекрытие – место переплетения нитей основы и утка. Если на лицевую сторону выходят основные нити, перекрытие называется основным, если уточные – уточным.
Сдвиг перекрытия – число, показывающее, на сколько нитей смещено перекрытие рассматриваемой нити от аналогичного перекрытия предыдущей нити.
От вида переплетения зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани, наличие блеска. Вид переплетения влияет на прочность ткани, ее растяжимость, толщину, жесткость, осыпаемость, усадку и другие свойства.
Классификация ткацких переплетений
Ткацкие переплетения делятся на 4 класса
1.Простые - полотняное, саржевое, сатиновое (атласное)
2.Мелкоузорчатые (Делятся на 2 подкласса: производные от простых и комбинированные).
Производные от простых:
От полотняного – репс, рогожка
От саржевого – усиленная саржа, ломаная саржа, обратная саржа, сложная саржа
От сатина и атласа – усиленный сатин и усиленный атлас
Комбинированные делятся на составные и полученные наложением
3.Сложные - двухлицевые, двухслойные, ворсовые
4. Крупноузорчатые (жаккардовые)- простые и сложные крупноузорчатые.
ПРОСТЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ
Полотняное переплетение
Переплетение обозначается дробью, числитель которой показывает число основных нитей, а знаменатель – число уточных, переплетающихся друг с другом.
Перекрытия располагаются в шахматном порядке.
Раппорт по основе и утку равен 2 нитям.
Это переплетение создает ровную поверхность тканей, одинаковую с лицевой и изнаночной сторон, дающую четкий рисунок при печатании. Ткани полотняного переплетения имеют высокую прочность и наиболее жесткую структуру.
При значительной разнице в линейной плотности нитей основы и утка на ткани образуются поперечные или продольные рубчики, создающие репсовых эффект (ложный репс).
а б
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
|
| |||||||
5 | |||||
4 | |||||
3 | |||||
2 | |||||
1 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Уток
Основа
Рис 1. Полотняное переплетение
а – образец ткани, б - схема переплетения
Саржевое переплетение
Переплетение обозначается дробью, числитель которой показывает число основных перекрытий, а знаменатель- число уточных перекрытий в пределах раппорта.
Раппорт равен сумме числителя и знаменателя. Наименьший раппорт равен 3.
При каждой прокидке утка перекрытия смещаются на 1 вправо. В результате этого на ткани образуется рисунок в виде диагоналевого рубчика, направленного снизу слева вверх направо под углом 45 Однако, в случае увеличения плотности ткани по основе или утку диагонали будут идти более круто или более полого.
Если на лицевой стороне преобладают основные перекрытия, саржа называется основной (2/1, 3/1), если уточные – уточной (1\2, 1/3)
Саржевым переплетением вырабатываются более плотные, толстые и тяжелые ткани. Такие ткани несколько уступают по прочности тканям полотняного переплетения, но вследствие удлиненных перекрытий, имеет более гладкую поверхность и более устойчивы к трению, поэтому их часто используют в качестве подкладки.. Ткани саржевого переплетения отличаются от тканей полотняного переплетения большей мягкостью, эластичностью, драпируемостью и растяжимостью, особенно по диагонали. Они требуют больше внимания при настилании (нельзя допустить перекос кроя).
а б
6 | ||||||
5 | ||||||
4 | ||||||
3 | ||||||
2 | ||||||
1 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
6 | ||||||
5 | ||||||
4 | ||||||
3 | ||||||
2 | ||||||
1 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
Рис 2. Саржевые переплетения
а – уточная саржа , б – основная саржа
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1003; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!