Анукулйена кршнану-шиланам бхактир уттама

Домашняя работа по книге Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады «Нектар Наставлений»

 

 

Садху-санга дас

Новокузнецк 2018


 

Домашнее задание №1

1. Вопрос: «От чего зависит прогресс в сознании Кришны?»
Ответ: «Прогресс в сознании Кришны в значительной степени зависит от позиции преданного. Последователь движения сознания Кришны должен стать совершенным госвами. »

2. Вопрос: «Объясните термин «госвами».»
Ответ: «Вайшнавов принято называть госвами. Во Вриндаване этот титул носят все, кто стоит во главе храмов. Тот, кто хочет стать совершенным преданным Кришны, должен стать госвами. Го означает «чувства», а свами — «хозяин». Не научившись управлять своими чувствами и умом, нельзя стать госвами.»

3. Вопрос: «Какие книги, кроме «Упадешамриты» написал Рупа Госвами?»
Ответ: «Шрила Рупа Госвами написал и много других книг, таких как «Бхакти-расамрита-синдху», «Видагдха-мадхава» и «Лалита-мадхава»»

4. Вопрос: «Кому адресованы наставления «Упадешамриты»?»
Ответ: «…в «Упадешамриту» вошли самые первые наставления, адресованные преданным неофитам»

5. Вопрос: «Напишите эссе на тему: «Почему в практике преданного служения так важно контролировать чувства и ум»?»
Эссе: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что такое чувства и ум. Несомненно, в этом вопросе имеется в виду материальные чувства и ум? Материя – это то, что кажется независимым от Кришны. Следовательно, материальные чувства и ум направленны на удовлетворение желаний меня. Духовные чувства и ум направленны на удовлетворения желаний Шри Кришны. Господь Капила муни в третьей песне «Шримад-Бхагаватам» объясняет, что ум (манас) и чувства (индрияни) являются порождением ложного эго (аханкары). Поэтому чем больше мы удовлетворяем свои собственные желания, свои материальные чувства и ум, тем больше мы погружаемся в гуны материальной природы, тем дальше мы от Шри Кришны. В конечном итоге, тем мы будем более несчастными. Невозможно потушить огонь дровами. Точно так же, невозможно удовлетворить материальные чувства, удовлетворяя эти самые чувства. Наоборот, чем больше мы стремимся удовлетворять желания Шри Кришны, тем более свободными и счастливыми мы будем. И это единственно правильный способ контролировать свои чувства и ум.
Как это не парадоксально звучит, что единственным способом стать счастливым – это отказаться от желания быть самому счастливым. У нас не должно быть другого счастья, кроме счастья Шри Кришны. Если же мы гоняемся за своим собственным счастьем, пытаясь удовлетворять свои собственные чувства и ум, то счастье думает, что мы играем с ней в прядки и догоняшки и начинает убегать от нас.

Кришна говорит в Бхагавад-Гите (5.22)


йе хи самспарша - джа бхога духкха - йонайа эва те

адй - антавантах каунтейа на тешу рамате будхах

 

«Разумный человек никогда не стремится к тому, что связано с материальными чувствами и может стать для него источником страданий. О сын Кунти, у подобных удовольствий есть начало и конец, поэтому мудрец никогда не обольщается ими.»

Таким образом Кришна говорит, что эти так называемое счастье, которое приходит от удовлетворения материальных чувств и ума, на самом деле является источником страданий.»

 


 

Домашнее задание №2

1. Вопрос: «Какие 3 примера приводит Прабхупада, описывая неистинное искупление?»
Ответ: «

a. Возьмем, к примеру, вора. Вор отлично знает, что когда-нибудь его все равно поймают, более того, он, вероятно, даже был свидетелем того, как забирали в полицию другого вора — и тем не менее продолжает воровать.

b. Он сравнивает такое искупление грехов с купанием слона. Тщательно искупавшийся в реке слон, не успев выйти на берег, принимается обсыпать себя песком и грязью. Что толку в таком купании?

c. Аналогичным образом многие из тех, кто занимается духовной практикой и повторяет Харе Кришна маха-мантру, продолжают совершать запретные действия, полагая, что повторение святых имен нейтрализует их грехи. Это одно из десяти оскорблений, которые человек может совершить при повторении святых имен Господа. Данное оскорбление называют намно балад йасйа хи папабуддхих — грешить в расчете на силу повторения Харе Кришна маха-мантры. Точно так же некоторые христиане приходят в церковь покаяться в своих грехах, полагая, что исповедь перед священником и покаяние снимут с них все грехи, которые они успели совершить за неделю. Проходит суббота, наступает воскресенье — и они снова принимаются грешить, рассчитывая получить прощение в следующую субботу.»

2. Вопрос: «Какие 3 примера приводит Прабхупада, демонстрируя гнев, проявляемый великими преданными?»
Ответ: «

a. Так, поведение двух негодяев, братьев Джагаи и Мадхаи, оскорбивших и ударивших Нитйананду Прабху, привело в ярость Господа Чайтанйу Махапрабху.

b. Именно гнев побудил Ханумана поджечь Ланку, и все же мы поклоняемся ему как великому преданному Господа Рамачандры.

c. Другой пример тому — Арджуна. Он не хотел принимать участия в сражении, но Кришна разжигал его гнев: «Ты должен сражаться!» Сражаться, не испытывая гнева, невозможно.»

3. Вопрос: «Поощряет ли брак Движение сознания Кришны? И если да, то какой?»
Ответ: «Движение сознания Кришны поощряет брак, заключаемый не для удовлетворения половых потребностей, а для зачатия сознающих Кришну детей.»

4. Напишите эссе на тему: «Почему так трудно не повторять уже сделанных в духовной жизни ошибок?
Эссе: «Живя в материальном мире, мы обуславливаемся гунами материальной природе. Парадоксально, но обуславливаясь, мы начинаем действовать бессознательно, но при этом думаем, что мы действуем сообразно своим собственным желаниям. Именно таким образом нами манипулируют гуны материальной природы. Они формируют внутри нашего материального ума наши материальные желания. И не подозревая того, но мы начинаем действовать как материальные механизмы, а не как сознательные живые существа. А механизм всегда действует в строго заданных им параметрах. Это как машина, которая попадает в колею и едет в колее, неспособная выбраться из нее. Чтобы выбраться из этой колеи, преданному необходимо совершить некоторые сознательные усилия. Но важно понимать, что те усилия, которые преданный предпринимает для того, чтобы выбраться из колеи, тоже не были материальными. Как это не странно, но даже осознавая, что мы находимся в определенной обусловленности и пытаемся из нее выбраться, если наши усилия будут материальными, т.е. продиктованными нашим ложным эго, то в определённый момент мы осознаем, что как бы мы не двигались от своих недостатков мы все равно останемся на месте. Эта ситуация напоминает историю о Кришне и Калаяване. Калаявана бежал во весь опор, чтобы бросить Кришне вызов, а Кришна шел от него пешком. Но как бы не упирался Калаявана, он не мог догнать Кришну. Если все наши усилия будут продиктованы нашим ложным эго, пусть даже как бы по направлению к Кришне, то к Кришне мы не на йоту не приблизимся. Только тогда, когда мы поймем, что все наши усилия, которые мы совершаем – это тоже милость Кришны, когда мы осознаем свою полную беспомощность перед гунами материальной природы, когда нашей единственной надеждой будет – это Его милость, тогда мы можем надеяться, что когда-нибудь Шри Кришна поможет нам выбраться из наторенной колеи нашей материальной обусловленности.»


 

Домашнее задание №3

1. Какими тремя основными энергиями обладает Господь, и к какой из них относятся живые существа?
Ответ: «Верховная Личность Бога обладает тремя основными энергиями, или потенциями. Первую из них называют антаранга-шакти, внутренней энергией, вторую — татастха-шакти, пограничной энергией, а третью — бахиранга-шакти, внешней энергией. Живые существа составляют пограничную энергию Господа и таким образом занимают промежуточное положение между Его внешней и внутренней энергиями.»

2. Какие страдания испытывают дуратмы (3 шт.)?
Ответ: «В сущности все живые существа, населяющие материальный мир, находятся под властью махамайи, в чьи обязанности входит причинять им тройственные страдания: адхидаивика-клеша (страдания от засух, землетрясений, бурь и других стихийных бедствий, вызываемых полубогами), адхибхаутика-клеша (страдания, которые причиняют другие живые существа, например, насекомые или враги) и адхйатмика-клеша (страдания, которые причиняют собственное тело и ум, то есть душевные и телесные недуги).»

3. Выпишите характеристики следующих понятий: атйахара, прайаса, праджалпа, нийамаграха, джана-санга, лаулйа.
Ответ:

a. «Священные писания запрещают человеку брать больше, чем ему необходимо (атйахара).»

b. «Кроме того, человеку, который ест больше, чем необходимо, и занимается накопительством, приходится затрачивать ненужные усилия (прайаса).»

c. «Другим препятствием на пути духовного развития является праджалпа, ненужные разговоры.»

d. «Следование отдельным правилам и предписаниям шастр ради извлечения сиюминутной выгоды, как это делают утилитаристы, называют нийама-аграха, а пренебрежение правилами и предписаниями шастр, предназначенными для нашего духовного развития — нийама-аграха.»

e. «Джана-санга означает общение с людьми, далекими от сознания Кришны.»

f. «Стремление расширить свое сознание, достигнув совершенства в мистической йоге, слившись с бытием Брахмана или добившись материального благополучия, которое позволяет удовлетворять все наши прихоти, — суть проявление алчности (лаулйи).»

4. Выпишите три разновидности атйахари и их определения?
Ответ:

a. Бхукти-ками, жаждущие материального счастья

b. Мукти-ками, стремящиеся получить освобождение, слившись с бытием бесформенного Абсолюта (Брахмана)

c. Сиддхи-ками, желающие достичь совершенства в мистической йоге

5. Напишите эссе на тему: «Каким образом в Вашей жизни проявляется свобода, дарованная Вам Кришной»?
Эссе: «Вопрос о свободе и обусловленности, один из главных вопросов, которые задает человек, становясь на путь духовного развития. Свободен ли я или мой выбор был предопределен? Как это не странно, но чем человек дальше продвигается по пути духовного развития, тем этот вопрос для него все больше и больше теряет актуальность. Материальные гуны управляют живым существом через иллюзию. И одним из главных элементов этой иллюзии является мнимая свобода живого существа. Человеку реально кажется, что он свободен в своем выборе. Стоит алкоголик в магазине в очереди за бутылкой водки и реально думает, что это его выбор.»

 


Домашнее задание №4

1. Выпишите определение уттама-бхакти.
Ответ:
                                                               анйабхилашита-шунйам

Джнана-кармадй-анавртам

анукулйена кршнану-шиланам бхактир уттама

“Уттама бхакти, беспримесная преданность Верховной Личности Бога Шри Кришне, подразумевает преданное служение из любви к Господу. Такое преданное служение должно быть свободно от посторонних мотивов и примесей кармы (деятельности ради ее плодов), джнаны (философии им персоналистов) и любых других корыстных побуждений”.

2. Выпишите характеристики следующих терминов: утсаха, тат-тат-карма-правартана, сато-вритти.
Ответ:

a. Нам следует отнестись к возможности вернуться домой, обратно к Богу с огромным энтузиазмом.

Без энтузиазма невозможно добиться успеха. Даже в материальном мире энтузиазм является залогом успеха в любом деле. Энтузиазм необходим студенту, бизнесмену, художнику — каждому, кто стремится преуспеть на своем поприще. Не менее важен энтузиазм и в преданном служении. Энтузиазм подразумевает деятельность — но ради кого? Ответ таков: действовать следует только для Кришны: кршнартхакхила-чешта (Бхакти-расамрита-синдху).

Чтобы достичь совершенства в бхакти-йоге, необходимо в течение всей жизни заниматься преданным служением под руководством духовного учителя. Это вовсе не означает, что нужно ограничить свою деятельность какими-то рамками. Кришна — всепроникающий, и, как Он Сам говорит в «Бхагавад-гите» (9.4), ничто не существует независимо от Него:

майа татам идам сарвам

джагад авйакта-муртина

мат-стхани сарва-бхутани
на чахам тешв авастхитах


«Мною, в Моей непроявленной форме, пронизана вся вселенная. Все существа пребывают во Мне, но Я — не в них». Действуя под руководством истинного духовного учителя, человек должен использовать все для служения Кришне. Например, сейчас мы пользуемся диктофоном. Материалист изобретал это устройство для бизнесменов или сочинителей светских романов. Он, разумеется, не намеревался использовать диктофон в служении Богу, однако мы используем его для того, чтобы писать книги о сознании Кришны. Безусловно, весь процесс создания диктофона находится в сфере действия энергии Кришны. Все детали этого механизма, в том числе и его электроника, представляют собой различные сочетания пяти основных форм материальной энергии: бхуми, джалы, агни, вайу и акаши. Для создания такого сложного устройства изобретатель использовал свой мозг, который, как и составные части этого механизма, ему дал Кришна. Мат-стхани сарва-бхутани, — говорит Кришна, — «Все зиждется на Моей энергии». Таким образом, преданному нетрудно понять, что нет ничего, что существовало бы самостоятельно, помимо энергии Кришны, и, следовательно, все должно использоваться для служения Ему.
Утсахой, энтузиазмом, называют опирающуюся на разум деятельность в сознании Кришны. Преданные всегда находят верные пути, позволяющие им использовать в служении Господу абсолютно все (нирбандхах кршна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате). Преданное служение — этоне пассивная медитация, но практическая деятельность, лежащая в основе духовной жизни.

b. Выходя замуж, всякая девушка, конечно же, надеется, что у них с мужем будут дети, однако она не может рассчитывать на то, что они появятся на другой день после свадьбы. Выйдя замуж, она, разумеется, может попытаться завести детей, но для этого она должна положиться на своего мужа, твердо веря, что в положенный срок обязательно родит ребенка. Так и в преданном служении: предаться означает обрести уверенность. Авашйа ракшибе кршна, — думает преданный. — «Кришна обязательно защитит меня и поможет добиться успеха в преданном служении». Вот что такое уверенность.

c. Такая деятельность требует от человека терпения. В сознании Кришны не следует проявлять нетерпения. К примеру, я начал это движение сознания Кришны в одиночку, и первое время оно не получало поддержки, однако поскольку мы терпеливо продолжали заниматься преданным служением, многие люди постепенно стали осознавать важность этого движения и сейчас с энтузиазмом сотрудничают с нами. В преданном служении не следует проявлять нетерпения. Необходимо получить указания духовного учителя и терпеливо следовать им, полагаясь на милость гуру и Кришны. Чтобы достичь успеха в сознании Кришны, необходимы терпение и уверенность.

d. Как уже говорилось, к следованию регулирующим принципам нельзя относиться пассивно, напротив, предписания преданного служения необходимо выполнять с энтузиазмом — тат-таткарма-правартана. Пренебрежение регулирующими принципами губительно для преданного служения. Движение сознания Кришны опирается на четыре основных регулирующих принципа, запрещающих недозволенный секс, мясоедение, азартные игры и употребление одурманивающих и возбуждающих средств. Преданный должен ревностно следовать этим принципам. Нарушение любого из них непременно приведет к замедлению его духовного развития. Поэтому Шрила Рупа Госвами рекомендует: тат-тат-карма-правартанат — «Необходимо неукоснительно следовать регулирующим принципам ваидхи бхакти». Помимо четырех запретительных принципов (йама), существуют еще и положительные предписания (нийама), в частности, ежедневное повторение шестнадцати кругов мантры на четках (джапа-мале). Данным регулирующим принципам необходимо следовать ревностно и неукоснительно. Это называют тат-тат-карма-правартана — разнообразием деятельностив преданном служении.

e. Преданное служение — это деятельность на трансцендентном уровне. Такой уровень не осквернен влиянием трех гун материальной природы. Его называют вишуддха-саттвой, уровнем чистой благости, не оскверненной качествами страсти и невежества. В движении сознания Кришны мы требуем, чтобы каждый преданный вставал рано, около четырех часов утра, посещал мангала-арати (утреннюю службу), затем читал «Шримад-Бхагаватам», участвовал в киртане и т.д. Так круглые сутки мы занимаемся какой-либо деятельностью в преданном служении. Это называют сато-вртти — следованием по стопам предыдущих ачарьев, умевших заполнить каждое мгновение своей жизни деятельностью в сознании Кришны.

3. На какие две группы делятся принципы вайдхи-бхакти?
Ответ:
Движение сознания Кришны опирается на четыре основных регулирующих принципа, запрещающих недозволенный секс, мясоедение, азартные игры и употребление одурманивающих и возбуждающих средств. Преданный должен ревностно следовать этим принципам. Нарушение любого из них непременно приведет к замедлению его духовного развития. Поэтому Шрила Рупа Госвами рекомендует: тат-тат-карма-правартанат — «Необходимо неукоснительно следовать регулирующим принципам ваидхи бхакти». Помимо четырех запретительных принципов (йама), существуют еще и положительные предписания (нийама), в частности, ежедневное повторение шестнадцати кругов мантры на четках (джапа-мале).


 

Домашнее задание №5

1. Какой пример благотворительности (дадати) особенно замечателен?
Ответ: Распространение святого имени Господа — это возвышенная форма пожертвования или дара (принцип дадати).

2. С какими категориями личностей людям следует избегать общения?
Людям следует избегать общения с так называемыми йогами, джнани, карми и филантропами, поскольку такое общение никому не приносит пользы.

3. Дайте определение религии и укажите ее цель
Ответ: Религия — привилегия человека, именно она отличает общество людей от общества животных. У животных нет ни церквей, ни мечетей, ни религиозных учений. Но люди, где бы они ни жили и на какой бы ступени развития ни находились, обязательно исповедуют ту или иную религию. Даже у диких племен, обитающих в джунглях, есть своя религия. Когда религия, развиваясь, превращается в любовь к Богу, она достигает цели.

4. Каким должно быть преданное служение, чтобы полностью удовлетворить душу?
Ответ: Как сказано в Первой песни «Шримад Бхагаватам» (1.2.6): «Высшим занятием [дхармой] всех людей является то, которое приводит их к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».

 


 

Домашнее задание №6

1. Выпишите определения каништха, мадхьяма и уттама-адхикари

a. Каништхаадхикари — это неофит, который получил от духовного учителя первое посвящение (хари-нама-дикшу) и пытается повторять святое имя Кришны.

b. Мадхйама-адхикари — это преданный, которому духовный учитель дал духовное посвящение и который, следуя его указаниям, отдает все свое время трансцендентному любовному служению Господу.

c. Уттама-адхикари — это совершенный преданный, достигший вершин преданного служения. Уттама-адхикари свободен от желания критиковать и оскорблять других, его сердце абсолютно чисто. Он достиг высшей ступени духовного самоосознания — ступени беспримесного сознания Кришны.

2. Выпишите характеристику пракрита-сахаджий
Пракирта-сахаджийи, как правило, повторяют Харе Кришна маха-мантру, но при этом сохраняют привязанность к женщинам, деньгам и одурманивающим средствам (наркотикам и т.п.).

3. Могут ли мадхьяма-адхикари и каништхи принимать учеников?
Вайшнавы-неофиты и вайшнавы, стоящие на средней ступени, тоже могут принимать учеников, но только из числа преданных того же уровня, и при этом нужно отдавать себе отчет в том, что последние, действуя под их недостаточно компетентным руководством, не смогут достичь ощутимого прогресса на пути к высшей цели жизни.

4. Какие 3 действия по отношению к шуддха-вайшнаву являются оскорбительными?
Оскорбительно также думать, будто у вас есть право наказывать такого вайшнава, давать ему советы или поправлять его.


 

Домашнее задание №7

1. Какие три стадии повторения Святого Имени выделены в комментарии Прабхупады?
Выделяют три стадии повторения святого имени Господа — стадию оскорблений, стадию уменьшения оскорблений и стадию чистого повторения. Начиная повторять мантру Харе Кришна, неофит, как правило, наносит святому имени множество оскорблений. Существует десять основных оскорблений святого имени; если преданный избегает их, он достигает следующей стадии, переходной между стадией оскорблений и чистой стадией повторения святого имени.

2. Какова основная цель Движения сознания Кришны?
Основная цель движения сознания Кришны — создать атмосферу, которая располагала бы людей к повторению мантры Харе Кришна.

3. Выпишите характеристики следующих терминов: шравана-даша, варана-даша, сампатти-даша

a. На начальном этапе необходимо все время слушать кришна-катху. Этот этап называется шраванадашей, стадией слушания.

b. Постоянно слушая трансцендентное святое имя Кришны и описания Его трансцендентного облика, качеств и игр, человек достигает стадии признания, называемой варанадашей.

c. Достигнув совершенства в смарана-даше, или самадхи, душа приходит к осознанию своего естественного изначального положения. В этот момент она обретает совершенное и ясное представление о своих вечных взаимоотношениях с Кришной. Это называется сампатти-дашей, совершенством жизни.

4. Перечислите 5 ступеней развития кришна-смараны
Вспоминание, погруженность в размышления, медитация, постоянное памятование и транс — таковы пять ступеней поступательного развития кришна-смараны. Вначале памятование о Кришне может временами прерываться, но затем оно становится непрерывным. Непрерывное памятование переходит в сосредоточение, называемое медитацией. Когда медитация углубляется и становится постоянной, ее называют анусмрити. Непрерывная и непрекращающаяся анусмрити приводит человека на стадию самадхи, духовного транса.

5. По стопам каких спутников Кришны следуют преданные, стремящиеся к различным расам?

a. Шанта. При этом преданный стремится стать коровой Кришны, Его посохом, флейтой в Его руках или цветами, украшающими Его шею.

b. Дасья. В дасйа-расе преданный следует по стопам таких слуг Кришны, как Читрака, Патрака или Рактака.

c. Сакхйа. В дружеской сакхйа-расе он может стать другом Господа, подобным Баладеве, Шридаме или Судаме.

d. Ватсалья. В ватсалйа-расе, отношениях родительской любви, можно идти по стопам Нанды Махараджа и Йашоды,

e. Мадхурйа. В мадхурйа-расе, любовной расе, стать подобным Шримати Радхарани, таким Ее подругам, как Лалита, или таким служанкам (манджари), как Рупа и Рати.


Домашнее задание №8

1. Кто первым отыскал затерянную Радха-кунду?
В «Чайтанйа-чаритамрите» (Мадхйа-лила) говорится, что когда Шри Чайтанйа Махапрабху впервые посетил Враджабхуми, Ему не сразу удалось найти Радха-кунду. Это значит, что Шри Чайтанйа Махапрабху хотел во что бы то ни стало установить точное местонахождение Радха-кунды. В конце концов Он отыскал это святое место. От озера к тому времени остался небольшой пруд. Совершив в нем омовение, Чайтанйа Махапрабху сообщил Своим преданным, что это и есть подлинная Радха-кунда.

2. Найдите описания 3-х типов карми
На нашей планете живут тысячи бизнесменов, политиков и подобных им людей, которых интересует лишь материальное счастье. В погоне за прибылью они не гнушаются никакими средствами, не думая о том, благочестиво или неблагочестиво они поступают. Таких людей называют карми, или вульгарными материалистами. Викарми, людей, не опирающихся в своих действиях на ведическую мудрость, также причисляют к карми. Те, кто в своей деятельности руководствуется ведическим знанием, совершают жертвоприношения, стараясь удовлетворить Господа Вишну и получить Его благословение. Так они поднимаются на высшие планетные системы. Такие карми стоят выше викарми, поскольку строго следуют указаниям Вед, и они, безусловно, дороги Кришне.

3. В чем заключается разница между обыкновенным гьяни и гьяна-мишра-бхактой (гьяна-вимукта-бхакти-парама)
Джнани, который обращается к преданному служению, поднимается над уровнем обыкновенных джнани. Такого возвышенного человека описывают словами джнана-вимукта-бхакти-парама.

4. Приведите 4 причины, по которым Радха-кунда столь возвышена

a. Это озеро обладает такими возвышенными качествами, потому что принадлежит Шримати Радхарани, дороже которой для Шри Кришны никого нет.

b. Великие мудрецы утверждают, что Ее озеро, Шри Радхакунда, так же дорого Кришне, как Сама Радха.

c. Действительно, между любовью Кришны к Радха-кунде и к Шримати Радхарани нет никакой разницы.

d. Берегов Радха-кунды крайне редко достигают даже великие личности, которые целиком посвятили себя преданному служению, не говоря уже об обыкновенных преданных, практикующих всего лишь ваидхи-бхакти.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!