Влияние традиций античной культуры на развитие образования и образовательных учреждений Византии.
Семинар3
Педагогическая мысль в Византии II /Просвещение и школы в Византии
--Специфика византийской педагогической мысли заключалась в слиянии и переплетении античных педагогических идей с представлениями о воспитании человека, деятелей и мыслителей восточной православной церкви. -- Двойственность византийской педагогической мысли — характерная черта всего тысячелетнего пути ее развития.
--Обучение и воспитание молодежи ориентировались на высший , духовный мир вечных идей . Они требовали направлять внимание учащегося не на постижение внешнего мира , а на познание собственной души , где скрыта истина . -- Вырисовывалась цель воспитания человека, способного к духовному самосовершенствованию и добродетельной жизни. -- Неоплатоники показывали нераздельность умственного и духовного воспитания . Они разрабатывали метод «экстаза», под которым понималось «божественное озарение» — мгновенное постижение истины путем концентрации внимания, погружения себя в экзальтированное состояние путем молитв.
|
|
--Византия была самой «читающей» страной средневековой Европы. Византийцы были наследниками античной культуры.
-- Расцвет темпов и форм развития культуры и просвещения приходится на IX-XII столетия. Начало этого подъема обычно связывается с деятельностью разносторонне образованного императора Константина VII Багрянородного (913-959), по распоряжению и при непосредственном участии которого были открыты новые учебные заведения и составлены труды энциклопедического характера по самым различным отраслям знаний: логике, философии, истории и т. д. По свидетельству современников, при Константине получило развитие обучение арифметике , музыке , геометрии , стереометрии и Философии . Он собрал вокруг себя выдающихся ученых, Поручив им обучать тех , кто желал получить образование «Македонское возрождение» (867-1056) и «Комнинское возрождение» (1081-1185).
--Византийская церковь во главе с патриархом находилась в зависимости от светской власти и не имела монополии на образование, как в Западной Европе. -- Светское направление обучения оставалось характерной чертой всей системы просвещения. -- Культура империи оставалась грекоязычной культурой. -- Высокий социальный статус образования и образованности — одна из примечательных особенностей Византии. Наличие общего образования служило непременным условием для получения должности как в государственных, так и в церковных учреждениях. --В учебных заведениях Византийской империи преподавание велось по учебникам, созданным в эллинистическую и греко-римскую эпоху, образование, как отмечалось, имело светский характер. -- Особое внимание уделялось переписке сочинений греко-римских мыслителей, их толкованию и комментированию.
|
|
|
|
Идеалом образованной личности византийца являлся человек, получивший классическое образование и сочетавший христианско - православное мировоззрение с традиционной литературно - гуманистической образованностью. В связи с этим заслуживает внимания высказываемая некоторыми византиноведами мысль о своеобразии византийской образованности как культурно - исторического феномена : каждый образованный византиец олицетворял собой и наследие античной образованности , и подлинно христианское миропонимание , поэтому его не следует рассматривать ни как чисто античный, ни как чисто средневековый тип личности.
«Система воспитания и образования»
Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5 - 7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.
|
|
Система образования ( энкикилос пайдеусис ) состояла из трех ступеней :
Элементарной , средней и высшей .
I )Первой ступенью были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5 —7-летнем возрасте и длилось два-три года. Присущие античной школе свитки, пергамент, папирус, стило' были постепенно заменены бумагой, птичьим или тростниковым пером. Как и в античные времена, грамоте обучались буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Особых перемен в методах обучения счету по сравнению с античной эпохой не произошло. По-прежнему учили с помощью пальцев и абаки.
«В программу школ грамоты входило также церковное пение .
«Нерадивых школяров наказывали розгами .
Помимо школ грамоты , существовали начальные учебные заведения, где изучали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.
II )Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы . Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи – Константинополе. Обучались дети с 10 - 12-летнего до 16—17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.
«До первой трети X в . обычно в каждой школе был один учитель ( пайдатес или дидаскол ). Ему помогали несколько лучших учеников - репетиторов (экритуа). Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Дидасколы получали плату от родителей учеников. Заработки были довольно скромными.
«Фактически вся гражданская и церковная верхушка училась в грамматической школе . Цель обучения состояла в овладении "эллинской наукой" (пайдейя} - преддверием высшей философии - богословия.
Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц: В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением предметов первой "четверицы".
«Риторское искусство. Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Учащиеся изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Библию, и т.д.,тексты отцов церкви. Как видно, учащимся следовало много читать. Чтение было важнейшим источником образования. Обыкновенно школяру надо было самому разыскивать нужные книги .
«Тем , кто не преуспел , полагалось физическое наказание .
III )Венцом образования являлись высшие учебные заведения . Каждое имело определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делали на изучение риторики, в Бейруте - права, Александрии - философии, филологии и медицины.
В 425 г . в Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа - Аудиториум (от латинского audire - слушать). С IX в. ее именовали Магнавра (золотая палата) по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императора, никакого самоуправления не существовало. Число преподавателей доходило до трех десятков. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени Лев Математик.
«Вначале обучение шло на латинском и греческом языках .
Ведущим направлением обучения в константинопольской высшей школе было изучение античного наследия. В программу входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина и музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Идеалом выпускника стал энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.
Усиливалась роль (вплоть до XIV в.) монастырей в развитии высшего образования. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции. Главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава школы именовался "толкователем". Обучались в ней около трех лет.
Влияние традиций античной культуры на развитие образования и образовательных учреждений Византии.
Система образования ранней Византии в значительных масштабах сохраняла античные традиции. В основу классического образования вес также было положено изучение семи свободных искусств. Программы обучения как в высшей, так и в начальной школе остались практически теми же, что и в предшествующие столетия. Сохранили свою былую славу школы философии и естественных наук в Александрии и Антиохии, ораторского искусства в Кесарии, Газе, Никодимии, Никее, философские школы в Пергаме, Эфесе, Сардах. Центром античной философии оставались Афины.
Античные традиции долго господствуют и в естественных науках. Для христианской церкви вопрос о строении Вселенной был важнейшим мировоззренческим вопросом. Это было именно то поле битвы, где христианские богословы и философы стремились дать решительный бой античным космогоническим теориям. Поэтому в космографии, географии и науках о природе той эпохи наблюдается некая двойственность. В IV-VI вв. оформились две основные школы христианской географической мысли. Первая, антиохийская, крайне негативно относилась к античной географии. Основные принципы этой школы состояли в признании плоской земли, над которой распростерто куполообразное твердое небо; существования двух небес, между которыми заключены небесные воды; единого океана, окружающего сушу со всех сторон. Другое направление в развитии географической мысли той эпохи можно назвать каппадокийско - александрийским. Главные отличительные черты этой школы - признание шарообразности Земли, сферичности небес, стремление решать географические проблемы, не исходя из библейских построений.
Значительные перемены происходили в ранней Византии и в сфере искусства. В это время складываются основные принципы византийской эстетики, корнями уходящей в античность, но подвергшейся воздействию христианства. Не отрицая телесной красоты, византийские мыслители красоту души, добродетель ставили много выше.
Особое место в византийской цивилизации занимала музыка. Музыка являлась важной составной частью жизни императорского двора, парадных приемов послов, торжеств, выходов василевса к народу. Именно культовой музыке суждено было занять доминирующее положение в средневековой Византии, хотя и светское музыкальное творчество там никогда не угасало.
Другая особенность состояла в том, что педагогическая мысль Византии одновременно следовала античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианско-пра-вославным мировоззрением. Подобный идеал сформировался как переходный от античного к средневековому.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!