Общественный и государственный строй Древнего Египта.



Ответы на экзаменационные вопросы ИГПЗС

Предмет и периодизация истории государства и права зарубежных стран. Методы исследования.

1. Предмет истории государства и права зарубежных стран.

2. Основные методы истории государства ц права зарубежных стран.

3. Периодизация истории государства и права зарубежных стран:

1. Предмет истории государства и права зарубежных стран:

•/ изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;

• анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве;

•• исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.

2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран: V исторический;

• сравнительно-исторический;

• системно-структурный;

• статистический.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государ­ственно-правовые явления изучаются путем:

• синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений;

• диахронного сравнения"- сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития. Эти методы используют следующие научные приемы:

• аналогию;

• экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

3. История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:

• история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. до н.э.-V в. н.э.);

• история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - XVII - XVIII вв.);

• история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII -XVIII вв. - конец XIX в.);

• история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).

Возникновение рабовладельческого государства и права. Отличительные черты восточной деспотии.

С распадением общества на классы, на угнетённых и угнетателей, в конце IV—начале III тысячелетия до н. э. в Египте и Двуречье создается система органов насилия, призванных обеспечивать господство класса эксплуататоров, создаётся рабовладельческое государство. Первоначально это насилие меньшинства над большинством населения осуществлялось органами управления, сложившимися ещё внутри первобытно-общинного строя и находившимися введении родоплеменной верхушки, представители которой главным образом и являлись собственниками рабов, господами попавших к ним в зависимость людей и владельцами присвоенной в процессе классообразования основной массы средств производства. Позже создаются новые органы власти, характерные уже для рабовладельческого государства.

Государство рабовладельцев осуществляет свою власть на определённой территории, разделённой в целях управления по территориальному, а не по родоплеменному признаку; оно облагает население налогами, захватывая то, что ранее выделялось на содержание вождя и в общинный запасный фонд, добавляя к этому всё новые и новые поборы; оно использует в интересах класса рабовладельцев обязанность членов общины выполнять работы на общественные нужды.

В условиях слагающегося рабовладельческого общества ополчение свободных противостоит эксплуатируемым в качестве классового орудия насилия, но затем рабовладельцы создают специальное постоянное войско из профессиональных воинов. Помимо этого государство обладает и другими средствами насилия для осуществления решений классового суда и для прямого принуждения угнетаемых: выделяются особые надсмотрщики, палачи, стража, и т. п.

Войско нужно было рабовладельцам и для ведения войн с целью захвата рабов и материальных ценностей соседних народов.

Поскольку появление ирригационного земледелия потребовало организации управления оросительными работами, эта функция, как и все прочие, попадает сначала в руки племенной верхушки, а затем в руки рабовладельческого государств.

В рабовладельческом обществе происходит отделение умственного труда от физического. Накопленные веками в процессе труда знания и наблюдения становятся достоянием немногочисленной группы эксплуататоров, в первую очередь жрецов. В Египте и Двуречье в условиях ирригационного земледелия они становятся хранителями всех знаний, необходимых для развития этой основы хозяйства.

Религиозные верования, с начала своего возникновения бывшие отражением беспомощности человека перед силами природы, становятся теперь идеологическим оружием в руках господствующего класса для освящения незыблемости существующего строя и для закрепления покорности масс. В религиозных представлениях всё более отражается социальная забитость трудящихся. Боги представляются в виде могущественных царей, власть угнетателей обожествляется.

Всё более усиливаются в этих странах могущество и богатство той части знати, которая обладала жреческими функциями. Под защиту выделенных уже на поздних этапах первобытнообщинного строя (например, в Двуречье) храмовых хозяйств, вероятно, прибегали маломощные общинники, и в связи с этим именно в храмовых хозяйствах особенно интенсивно происходил процесс постепенного порабощения соплеменников.

Интересы класса рабовладельцев в Египте и в Двуречье толкали к созданию сильного централизованного государства — рабовладельческой деспотии.

Земледелие, основанное на ирригации, могло дать наибольшую выгоду только тогда, когда использование вод во всей речной долине было координировано и представляло единую систему, в противном случае конкурирующие общины мешали водоснабжению друг друга, а это вело к непрерывным, разрушительным войнам. Число рабов и беднеющих свободных увеличивалось, держать их в повиновении могла лишь сильная государственная власть. Это и вело к созданию единых деспотических рабовладельческих государств. Здесь не смогли долго существовать первичные мельчайшие государственные образования, как это обычно бывало в других странах при складывании классового общества.

Объединение создаётся путём завоевания — в Египте очень рано, вероятно, не позже 3000 г. до н. э., в долине Евфрата и Тигра позже — более или менее прочно лишь к концу III тысячелетия до н. э.; завоеватель — вождь или царёк — становится над отдельными общинами с их советами и другими прежними органами управления. Такое объединение было в интересах всего господствующего класса, но верхушка местной родовой знати теряла при этом монопольное господствующее положение на своей общинной территории; поэтому объединение проходило, по-видимому, в борьбе с родовой знатью.

Первые рабовладельческие государства, возникшие на древнем Востоке, становятся ареной ожесточённой классовой борьбы. В движение приходят по временам и низы свободных и рабы, обездоленные и угнетённые. Отныне развитие человечества происходит в классово-антагонистической форме.

Установление нового общественно-экономического строя привело к значительному росту культуры. Созданная первыми рабовладельческими государствами цивилизация оказала в дальнейшем важнейшее влияние на всё культурное развитие человечества. В государствах древнего Востока впервые в истории из примитивных способов передачи мысли при помощи рисунков (пиктографии — «рисуночного письма») возникает настоящая письменность.

Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому был для своего времени прогрессивным явлением. Хотя рабовладельческие отношения были основаны на жесточайшем угнетении человека человеком, однако они открывали единственную при тех условиях возможность дальнейшего развития производительных сил и создания более высокой культуры.

Возникновение классового общества, впервые в долинах Нила и Евфрата, явилось одним из важнейших поворотных пунктов в общественном развитии человечества.

Таким образом, к III тысячелетию до н. э. население земного шара являлось уже неоднородным по своему общественному развитию и технической вооружённости. С одной стороны, целый ряд племён переходит к веку металла, причём у части из них начинает возникать классовое общество. С другой стороны, в ряде областей земного шара, в особенности в лесных полосах Севера и в тропиках, а также на всём континенте обеих Америк и в Австралии, и в это время и позже сохраняется ещё каменный век и господствуют общественные условия, охарактеризованные в предыдущей части настоящего тома.

Восточная деспотия

Когда говорят о "восточной деспотии", имеют в виду обыкновенно такую форму государственной власти и одновременно такой политический режим, когда: а) полномочия главы государства не ограничены; б) светская и церковная власти объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом "порядка", традиции, веры. Все это, однако, не является чем-то специфическим для восточной деспотии. В том или ином виде указанные черты вместе или порознь можно обнаружить в истории императорского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время.

Своеобразие восточной деспотии создается, прежде всего, ее социальной базой - сельской общиной, тесно связанной со своей ирригационной системой и от нее зависящей. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира, своим нежеланием вмешиваться в "заоблачные сферы политики" сельская община, несомненно, способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его инициативы, его личности, его воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому он принадлежал по рождению.

В то же самое время сельские общины не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти; хороший или плохой урожай зависел здесь от того, каким было правительство, от того, заботилось ли оно об орошении или нет.

В дополнение к таким вездесущим ведомствам, какими являлись финансовое и военное, на Древнем Востоке неизменно фигурирует ведомство публичных работ, как раз и занятое строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Финансовое и военное ведомства служат в известном смысле его дополнениями: военное ведомство поставляет рабов-иностранцев, финансовое изыскивает средства, необходимые на содержание весьма развитого управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т.п.

В своей совокупности все три ведомства - военное, финансовое и публичных работ - составляют государственный бюрократически организованный аппарат власти, в свою очередь нуждающийся в связующем звене, каковым и являются для него фараон, патеси и т. д.

Общественный и государственный строй Древнего Египта.

Государственный строй Древнего Египта.

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках правления государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

А особенностью государственного строя Древнего Египта заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

Социальная структура Древнего Египта

Структура государственного строя древнего Египта

фараон

Жрецы - Вельможи

Чиновники - Воины

Крестьяне, ремесляники

Рабы

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник – визир.

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служила знать, а также воинство, охранявшее царя.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа:

Нижний Египет

Каждым, из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством.

В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы.

В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или визир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Тюрьмы в Египте

Представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй древнего Египта.

Периодизация связана со сменой власти. Право и государство сменяли друг друга эволюционно, нет чёткого разрыва.

1. Раннее царство (3000 - 2800 до н. э);

2. Древнее (старое) царство (2800 - 2400 до н. э) - победа классового общества и государства над первобытнообщинным строем. Наличие социального неравенства и сильной поднявшейся над обществом власти. Господствующий класс - рабовладельческая знать и жречество.

В конце Древнего царства светская аристократия, особенно провинциальная (номовая), добивается почти полной независимости - приобретает освобождение от тягот и повинностей в пользу государства благодаря «защитным грамотам».

А вот Среднее царство (конец 3000-1600 до н. э) - номовая аристократия сохраняет и упрочивает привилегии. Свои имения она называет «отцовскими», то есть наследственными, не зависящими от воли правительства.

Новое царство (1600-1200 до н. э) - первая мировая империя, созданная путём завоеваний соседних народов. Положение светской аристократии ухудшаеться. Храмы и жрецы становятся собственниками огромных богатств - земель и драгоценностей. Жреческое звание становится наследственным в определенных семьях. Доступ к государственным должностям не был в принципе закрытым. Удачливый чиновник или офицер могли сделать быструю карьеру для себя. Основная масса населения сохраняла личную свободу. Работавший на государственной земле крестьянин («царский человек») не имел ни семян, ни волов. Полученный урожай подлежал учету и большая его часть изымалась. Система принудительного труда - система насильственного прикрепления людей к определенной профессии. Выплата за труд - выдача продовольствия и одежды.

Во все периоды главой Древнего Египта был царь (фараон). Религия, которая была государственной (общеобязательной), причисляла его к богам. Его власть фараона была в принципе неограниченной. Осуществлялась через чиновников. Центральное управление - сановник (визирь) - издает законы, повышает в чинах, творит суд. Важную роль играли: главный казначей; «начальник работ» (следил за оросительной системой); советы, совещания (военный совет); объезды областей, перепись населения, податные списки.

Государственное устройство Египта - признаки восточной деспотии:

1. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (фараон) - полномочия главы государства неограниченны;

2. Светская и церковная власти объединены в одном лице;

3. Наличие широко разветвлённого, структурированного, бюрократического государственного аппарата;

4. Полная бесправность личности по отношению к государству. Личность практически не защищена от агрессии со стороны правителя. Подавление личности отсутствие свобод;

Социальная база восточной деспотии - сельская община - способствовала превращению центральной власти в деспотию; не могла без организующей силы, так как урожай зависел от того, заботится ли правительство об орошении или нет.

Поведём итог по государственному строю древнего Египта:

Государственный строй древнего Египта было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который и на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен:

правителями-номархами

храмовыми жрецами

вельможами

царскими чиновниками различных рангов.

С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который начиная с III династии не просто обожествлялся, но считался равным богам.

Общественный строй

Господствующий класс древнеегипетского общества составляет рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определяется 3-мя условиями:

-древностью рода;

-величиной землевладения;

-и занимаемой должностью.

В период Древнего царства светская (комовая) аристократия занимает независимое положение.

В период Среднего царства она упрочивает свои "отцовские" (т.е. наследственные, независимые от правителя) привилегии.

В период Нового царства положение светской аристократии меняется, она вынуждена , с одой стороны , примириться с деспотизмом фараона и его правительства, и выдвижением жречества- с другой.

Бюрократия в Древнем Египте была огромной силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной.

Основная масса сельского населения сохраняет личную свободу, жила в деревнях (сельских общинах).

Возрастает значение рабского труда. Источниками рабов были военнопленные, кабальные договоры.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 2150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!