На этой кушетке пациенты Зигмунда Фрейда представляли образы.



 

К использованию образов в лечебном процессе прибегали не только первые психоаналитики, но и многие известные психиатры, далекие от психоанализа или даже враждебно к нему относящиеся. Например, один из основоположников современной психиатрии Эрнст Кречмер разработал специальный метод представления образов, который он назвал «мышленем кинокадрами» (E. Kretschmer, 1975).

Изучением образов занимались Л. Франк (L. Frank, 1913) и Х. Зильберер (H. Silberer, 1912).

Создатель одной из самых известных психотерапевтических техник, аутогенного тренинга, немецкий психиатр Иоганнес Генрих Шульц (1884–1970) также использовал на высшей ступени аутотренинга представление образов.

Но создателем собственно имагинативной психотерапии по праву считается К. Хаппих, который предлагал своим пациентам представлять гору, а затем подниматься на нее в своем воображении. На вершине горы предлагалось представить церковь, в которую нужно было «зайти» и молитвенно помедитировать у ее алтаря (C. Happich, 1962).

Французский психотерапевт Робер Дезуаль предложил свой вариант имагинативных упражнений, прагматически использовавший сновидения наяву для достижения психотерапевтических результатов (R. Desoille, 1945).

Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг также разработал метод работы с образами, который он назвал активным воображением: пациент сначала представляет в своем воображении какой-то ландшафт, а затем «входит» в него и что-нибудь там «совершает». Путешествуя по воображаемому ландшафту, пациент может встретить различные существа, которые есть ни что иное, как символическое воплощение описанных К.Г. Юнгом архетипов.

 

Формы проведения символдрамы

Символдрама – это важный инструмент в арсенале практикующего психотерапевта и психолога–консультанта. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом, юнгианской психотерапий, психодрамой, гештальт–терапией, игровой психотерапией.

Психотерапия по методу символдрамы проводится в трех основных формах:

1) в форме индивидуальной психотерапии;

2) в форме групповой психотерапии, когда образы одновременно представляет группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в удобных креслах или лежащих на полу в форме «звезды» или «ромашки»;

3) в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.

Пример рисунка, выполненного матерью и дочерью после совместно представленного образа; мотив «Животные, которые ходят друг другу в гости».

 

Нельзя представлять образы под музыкальное или любое другое звуковое сопровождение, так как при этом нарушается важнейший для символдрамы принцип свободного развертывания бессознательной фантазии в образах. Музыка и шумовое сопровождение могут определять как динамику течения образов, так и их содержание.

Техника символдрамы требует также, чтобы пациент представлял образы только в сопровождении психотерапевта, который, в случае необходимости, может внести в происходящее соответствующе коррективы. Кроме того, присутствие психотерапевта помогает пациенту лучше расслабиться, так как часть функций контроля делегируется психотерапевту, что снимает соответствующее напряжение с пациента.

 

Описание сеанса индивидуальной психотерапии по методу символдрамы

Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная сессия психоаналитически ориентированной психотерапии. Также возможно проведение полуторной сессии продолжительностью 1 час 15 минут и двойной сессии продолжительностью 1 час 40 минут, что оплачивается соответственно в 1,5 и 2 раза дороже.

Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 – 25 сеансов при частоте от 1 до 3 раз в неделю на ранних этапах психотерапии и обычно 1 раз в неделю на последующих этапах психотерапии. Чаще, чем 3 раза в неделю, проводить сеансы психотерапии по методу символдрамы не рекомендуется, так как между сеансами должно пройти некоторое время, которое Х. Лёйнер называл «инкубационным периодом», в ходе которого пережитый материал внутренне перерабатывается на бессознательном, а иногда и на сознательном уровне. На завершающих этапах психотерапии встречи могут происходить 1 раз в две недели или даже реже: раз в месяц, раз в полгода. В этих случаях рекомендуется проводить полуторные или двойные сессии. Обычно, улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда, даже, один единственный сеанс может значительно помочь пациенту избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:

1) предварительная беседа, которая проводится по стандартной схеме (см. раздел «Методика проведения символдраматического сеанса»), длительностью от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут);

2) упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), пациент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке;

3) собственно представление образов, длительность которого зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем около 20 минут);

4) последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут.

Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Иногда, даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить пациента лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы – стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.

Классическим, является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии – так называемого мотива представления образа. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, в ходе долгой и кропотливой экспериментальной работы были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, лучше всего отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наибольшим психотерапевтическим эффектом (см. Таблицу III).

 

Таблица III:

Соответствие стандартных мотивов символдрамы определенной проблематике и стадиям детского развития (H. Leuner, 1994)

Проблематика Соответствующие мотивы
Актуально-насущные конфликты, актуальное настроение Мотив луга, ландшафтные мотивы, “фигуры” в облаках
Оральная тематика Мотив луга, ручья, коровы, кухни в доме
Агрессивно-экспансивная тематика: а) анально-агрессивная б) орально-агрессивная в) экспансивное раскрытие и развитие   Мотив окна (отверстия) на болоте, вулкана Мотив льва Мотив следования вдоль ручья, путешествие на поезде, корабле, верхом на лошади, полета на ковре–самолете, в самолете или в образе птицы
Эдипальная тематика: Мотив горы
Тематика достижения и конкуренции (идентификация со стремящимся к достижению интроектом): Мотив подъема в гору и открывающейся с ее вершины панорамы
Оценка собственной личности: а) в плане готовности к общению и социальным контактам, общего фона настроения, раскрытия генетического материала б) в плане вытесненных инстинктивных и поведенческих тенденций, в том числе на интроектном уровне   Мотив дома, в который нужно зайти и тщательно обследовать   Мотив символического существа, выходящего из темноты леса, из пещеры, из отверстия на болоте или моря.
в) оценка способности целиком чему-то отдаться Мотив ручья или реки, когда предлагается отправиться вниз по течению на лодке без весел, мотив купания и плавания в воде вообще
Проблема идентичности и идеала Я: Мотив выбора какого-нибудь имени того же пола и представление этого человека
Отношение с человеком, имеющим особо важное эмоциональное значение из прошлого (интроект) или настоящего: а) в символическом облачении во всех ландшафтных мотивах (гора, деревья и группы деревьев, растения); животные (или семья животных) и символические существа, возникающие на лугу, выходящие из темноты леса или из упомянутых отверстий в земле (из пещеры, окна/отверстия на болоте, из глубин моря) б) как реальные люди (родители, братья и сестры, бабушка, дедушка, дети, учитель, начальник, конкурент и т. п.); представление регрессивных драматических сцен из детства (например, сцена за обеденным столом в кругу семьи)
Сексуальная и эдипальная тематика: Мотив спальни в доме, окна (отверстия) на болоте, плодового дерева, плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на попутной машине, телеге или коляске (для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню
Представление либидонозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях: Интроспекция внутренностей тела, рассматривая их через прозрачную оболочку тела, выполненную как бы из стекла, или уменьшившись до размеров маленького человечка и, проникнув сквозь отверстия в теле, отправляясь на их обследование

 

В качестве основных мотивов символдрамы Х. Лёйнер предлагает следующие:

1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

3) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

4) обследование дома;

5) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов (см. Таблицу III).

 

Работа с рисунком

Важная роль в психотерапии по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который пациенты рисуют после сеанса представления образов. Разработана специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с рисунком.

Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую фантазию, испытывающими трудности вербального выражения, скованных запретами и комплексами, а также переполненных силой образа. Если в первом случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем оказывает ограничивающее и систематизирующее воздействие.

Задание нарисовать пережитое, обычно, дается пациенту после окончания представления образа. Это своего рода специальное психотерапевтическое домашнее задание. Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса.

Всегда необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа бумаги и средств для рисования. Психотерапевт, если он наблюдает за процессом рисования, фиксирует сопровождающие его эмоциональные проявления. Если такого наблюдения не проводится, то о некоторых эмоциональных реакциях можно судить по продавливаниям на обратной стороне рисунка. Например, продавливания, соответствующие прямым линиям, уколам, толчкам и острым углам, как правило, говорят о проявлении агрессии, а повторяющиеся круговые движения обычно свидетельствуют о тревоге и страхе. При этом важно, где расположены эти круговые движения. Например, многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным страхам, что подтверждается наблюдениями, сделанными на большом статистическом материале.

Психотерапевту необходимо обращать внимание и на свои чувства, которые возникают при рассмотрении рисунка, так как это – обязательное условие контроля и анализа собственного контрпереноса.

При анализе рисунка используется и ряд других объективных диагностических критериев, разработанных юнгианским аналитиком Ингрид Олбрихт, заведующей психосоматическим отделением клиники Вернера Виккера в г. Бад Вильдунген (Германия), доцентом Института К.Г. Юнга в Цюрихе (Швейцария).

Один из важнейших критериев – это величина и формат выбранного листа бумаги.

Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент даже продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе.

Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают пациенты с шизоидной, депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имеющие заниженную самооценку, «маленькие» и «скромные».

Важно, как пациент отрезает бумагу. Некоторые подолгу ровняют края. Это один из признаков эпилептоидности. Некоторые сначала по линейке отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это признак педантичности, ригидности.

Следующий важный диагностический критерий – это наличие специально нарисованных рамок. Рамка может свидетельствовать о стремлении отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых как раз и служит рамка.

Рисунок 8-летнего мальчика окружен специально прорисованной рамкой, что отражает его повышенную тревожность и неуверенность по отношению к внешнему миру; в свою очередь, страх обуславливает агрессивные проявления у ребенка (по принципу «нападение – лучший способ защиты»): представляя луг, мальчик захотел изобразить на рисунке также боевой самолет и автомат М.Т. Калашникова.

 

«Рамка» может быть также образована из незанятого цветом пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!