Упражнение 3. Двойное сознание
Активизация бессознательного, тренировка навыков управления вниманием.
Упражнение выполняется в два этапа с предварительным тестом. Тест помогает выявить индивидуальные особенности и способности каждого участника, требуемые для достижения цели.
Тест:участники стоят «стайкой», правая рука должна совершать круговые фиксированные движения (перед собой, вверх, вниз) на счет четыре четверти, левая – те же движения на две четверти. Нужно добиться хотя бы минимального успеха. У некоторых людей это упражнение без длительной «дрессировки» не получается.
Первый этап:представьте себе, что правая рука погружается в ледяную воду, одновременно левая рука – в очень горячую, какую только можно выдержать. Не нужно играть или изображать трудности погружения, надо попытаться ощутить кожей разницу этих сильных ощущений.
Второй этап:участники лежат на полу, правая половина тела – на воображаемом льду, ей очень холодно; левая – на горячей поверхности (пляж, горячая ванна), ей очень жарко. Граница – позвоночник. При выполнении второго этапа руководитель должен внимательно следить за каждым участником, так как возможен сильный озноб или значительное повышение температуры тела, а в таком состоянии нельзя оставаться долго, это может иметь последствия. Нужно вывести участников из очень сильного внушенного нарушения температурного режима при помощи регуляции дыхания, массажа грудной клетки и словесного внушения: «Вам тепло, вы вдыхаете теплый воздух, он согревает тело…» (или наоборот). Упражнение заканчивается брюшным дыханием.
|
|
Упражнение 4. Раздвоение
Развивает телесное внимание.
Перед выполнением нужно провести разминку на раздвоение: правая рука совершает круговые движения на четыре четверти, левая – на две четверти. Добиться, чтобы это получалось в течение не менее 3 мин. Затем участникам предлагается «раздвоиться»: левая половина тела – один человек, правая – другой. Это разные люди, со своими характерами, обстоятельствами. Пробуйте сыграть этюды: встреча и прощание этих людей, встреча и ссора, встреча и объяснение в любви и т. д. Далее один из участников может показать свой этюд, группа должна угадать, что произошло. Можно усложнять задание: ведущий задает характеры, а следовательно – ритм существования этих людей.
Вариант: «два человека» существуют отдельно, каждый в своих обстоятельствах, притом одновременно: например, один забивает гвоздь на морозе, другой читает книгу в жару.
Упражнение 5. Путешествие по состояниям
Осознание различных психофизических состояний, взаимосвязи между энергией (усилием), дыханием, телом (мышечным напряжением), голосом.
|
|
После выполнения любого упражнения на расслабление нужно предложить участникам, лежащим на полу, вообразить себя корнем или семенем любого растения, которое начинает расти, преодолевая толщу грунта, пробиваясь к свету и теплу (ускоренная съемка, как в учебных фильмах по биологии). Необходимо этому помочь, создав особую атмосферу: освещение, музыка. Звучание музыки с минимальной громкостью является сигналом начала роста. Участники воображают вид растения и окружающие обстоятельства. Важно не торопить процесс, он может длиться от 5 до 10 минут. Через 10 минут задается общая ситуация: начинается ветер, он усиливается (нужно бороться с ветром, не дать себя сломать, вырвать с корнем), ураган – сопротивление сломлено, полумертвые растения лежат на полу.
Далее участникам предлагается вспомнить любимое стихотворение и прочесть его в этом состоянии. Оно дает силы и помогает постепенно преодолевать слабость и сломленность. Участники начинают привставать, помогая себе стихотворением, встают во весь рост, читают стихи космосу.
Упражнение 6. Звуки
Выражение доосознанной реакции. Используется фонограмма, состоящая из смонтированных кусков разной музыки, перемежающихся звуками и шумами (дождь, ветер, раскаты грома, льющаяся вода и т. п.). Общее время звучания – не менее 15 мин. Фонограмму можно включить с любого места, а собственно упражнение длится 5 мин.; важно, чтобы участники не знали наизусть последовательность ритмов и шумов в записи.
|
|
Участники лежат на полу в свободных позах. Предварительно выполняется любое релаксационное упражнение. После начала звучания внимание следует сконцентрировать на звуках. Тело должно слышать их и отзываться соответствующим образом, следуя ритму и воспринимая шумы как воздействие. Естественно, что в сознании обязательно возникнут ассоциативные картины‑видения. Движения не должны носить бытовой характер или быть танцем, это скорее пластическая импровизация, отображающая чувства по поводу услышанного, звучание внутри тела.
Вариант: к описанному выше добавляется задание руководителя, определяющее тематическую направленность движений. Примеры:
1. «Вам снится сон, что вы семя или корень какого‑то несуществующего растения. С началом звучания прорастайте, растите и живите в обстоятельствах, подсказанных звучанием».
2. «Сядьте на корточки, голова опущена, руки обхватывают колени. Вы – яйцо неизвестного животного. Пробивайте скорлупу и выходите на свободу». (Фонограмма включается сразу после появления детеныша на свет, она задает характеристики среды, в которую он попал. Участник сам интерпретирует все звуки‑обстоятельства.)
|
|
Упражнение может выполняться не только индивидуально, но и коллективно (на втором этапе). В этом случае обстоятельства задаются не только звуками, но и партнерами по площадке (взаимодействие). Вылупившиеся существа могут не существовать реально; что это за существо и, соответственно, как реагировать на обстоятельства – подскажет тело. Руководитель может задать тип, например хищное животное, крупное и т. п.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!