Ориентация на людей, от людей и против людей



В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни разделила список десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий пред­ставляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью дос­тижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жиз­ни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешитель­ность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут» [Ногпеу, 1937, р. 97].

Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защища­ли и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать одиночества, беспомощности или ненужности.

Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажет­ся, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стра­тегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов ,которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибоч­ным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке» [Ногпеу, 1937, р. 99].

Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя влечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям — они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии

характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждеб­ность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, ис­ходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет» [Homey, 1973, р. 98].

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь — это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?*, независимо от того, о чём речь — деньгах, престиже, контактах или идеях. Хори и отмечала, что враж­дебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в in всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать дру­гих, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного соци­альными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас.Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здорового этот конфликт не несет и себе такого сильного эмоционального заряда, как больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спосо­бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встаю­щие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет.Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины

Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин [Homey, 1926]. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают сво­их матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и та­ким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подоб­ного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчи­ны испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто раз­вивал идеи психоанализа, были мужчинами» |Ногпеу, 1926/1967. р. 54]. Над отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвал большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу, в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного на­правления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в кон­тексте социокультурных влияний.

Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполно­ценными но сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на эконо­мической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство». Социальные системы, с их мужским доми­нированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несо­стоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» жен­щинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилеги­ям. «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маску­линными — такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобо­да, право выбирать партнера» [Ногпеу, 1939, р. 108].

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей [Ногпеу, 1926/1967]. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением [Westkott, 1986]. Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отноше­ниях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочислен­ные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!