Чем лучше всего отрезать инфразвук после оцифровки фонограмм с виниловых дисков?



На низких частотах вполне сгодится, скажем, Transform/Scientific Filter из редактора Cool Edit Pro. Тип - Чебышевский (Chebychev 1), High Pass, Order - не более 18 (фазу можно сильно перекорежить), CutOff - частота, с которой подрезаем инфраниз (см. иллюстрацию).

Рис. 6. Окно Scientific Filter в звуковом редакторе Cool Edit Pro

Настоятельно рекомендую почитать Cool Edit Pro Online Manual и раздел More Information About Filters by David Johnston.

7. Стоит ли нормализовать сигнал под 98-99% перед сжатием в mp3, или наоборот ослаблять его до 91-95%? Что такое вообще "нормализация", ограничение пикового уровня сигнала?

Ограничение пикового уровня фонограммы… Это определение больше смахивает на устройство Limiter, нежели на нормализацию. Вот вам мое определение: нормализация - это анализ каждой выборки сигнала и их последующее умножение на постоянный коэффициент, равный заданной амплитуде нормализации поделенной на амплитуду самого "громкого" отсчета. По крайней мере, в Sound Forge так все работает. Правда, перед нормализацией полезно проделать DC-offset, то есть избавиться от постоянной составляющей.

Ну, а что касается целесообразности нормализации сигнала перед сжатием, то про это было много песен сложено :-). Мое мнение - если кодер солидный, то он сожмет все корректно, даже при 99%. Я нередко наблюдаю за тем, как отмастерены CD разных исполнителей и частенько попадаются треки с 98-99% нормализацией и даже под 0 дБ нормализуют, причем от класса исполнителя это не зависит. Но ведь никто не нормализует сграбленные с CD фонограммы, все их так прямо и кодируют. А Ogg, например, вообще, малость приглушает громкость после кодирования, так что ИМХО криминала не будет в любом случае.

Существуют ли другие (альтернативные) методы выравнивания АЧХ, за исключением описанного в Вашей статье?

Вне всяких сомнений. Я предложил лишь один из них, с помощью которого можно не углубляться в изучение софта. Для того, чтобы упростить и ускорить процесс коррекции АЧХ, предложенный в статье, необходимо знание основ программы SpectraLab. Если Вас это не смущает, то можете воспользоваться следующей методикой.

Рис. 6. Окно Scientific Filter в звуковом редакторе Cool Edit Pro

В опциях программы SpectraLab (Рис. 6) имеется возможность работы с двумя каналами (Dual Channel Processing). Чтобы эта замечательная возможность появилась, необходимо поставить "Stereo" в строке состояния. В открывающемся списке Options/Dual Channel Processing выбираем режим Real Transfer Function (Left/Right) (переводится как передаточная характеристика между каналами). Этот режим был создан разработчиками Sound Technology для построения АЧХ аппаратуры, однако если этот режим использовать шиворот-навыворот, то есть наоборот, то можно построить кривую компенсации между каналами, то есть в точности повторяющую характеристику фильтра, которую мы ищем. Теперь для более ясного представления, как этим воспользоваться, поясню все на примере:

1. Создаем стерео wav-файл, в одном канале которого записан фрагмент идеального белого шума, созданный, скажем, в Cool Edit или в Simple Synthesis программы Sound Forge, а во втором - белый шум, получившийся после перезаписи его на магнитофон и обратно в компьютер. То есть, делаем пока все, как и в статье.

2. Теперь настраиваем SpectraLab так, как было описано выше, то есть, ставим в Options - Stereo, Dual Channel Processing/Real Transfer Function (Left/Right).

3. Теперь в меню Mode проставляем Post Process (пост обработка), открываем созданный файл.

4. Теперь ставим в открывающемся списке Average Settings (Avg) значение Infinite (бесконечно усредняем результаты), а в FFT-overlap - 75% (коэффициент перекрытия FFT-окон).

5. Шкалу регулируем для начала так: Plot top=20-40, Plot Range=100. FFT Size=65536.

6. Все готово. Теперь Run и наблюдаем за процессом. Если получается кривая, уходящая постепенно вверх от 0 дБ и выше, все нормально. Но если получается, напротив, спад на высоких частотах, то есть, наблюдаем АЧХ своего магнитофона на спектрограмме, то просто поменяйте в Settings/Dual Channel Processing режим Real Transfer Function (Left/Right) на Real Transfer Function (Right/ Left), и повторите все заново.

7. Далее в режиме View/Time Series делаем Zoom Out Full, Select All и, нажимая правой кнопкой мыши в область волны нашего файла, выбираем: Compute and Display Average Spectrum (вычислить и построить усредненный спектр). Немного погодя, увидев результат - нажимайте Set (1 или 2…) в районе Overlays спектрограммы и можно с этой спектрограммой работать дальше.

8. Теперь можно строить кривую FFT-фильтра в точном соответствии с полученной кривой.

9. ВНИМАНИЕ! Все делаем, во-первых, на частоте 48 кГц (в том числе и в SpectraLab), во-вторых, нормализуем белый шум в обоих каналах под одно значение (например, -6 дБ). Это облегчит нам потом построение кривой фильтра. Для того, чтобы вы мало-мальски понимали, что делаете, прочтите документ "Измеряем с помощью программы SpectraLAB" Максима Лядова (84 Kb в формате RTF).

Можно скорректировать спектр сигнала и с помощью 30-полосного эквалайзера в Cool Edit. В этом случае мы имеем дело с FIR-фильтрами, и, подвергая сигнал фильтрации (пусть и не прецизионно-точной, но вполне приемлемой) мы его совершенно не искажаем, а лишь фильтруем. Вот как изящно проделал это читатель Andres Philippov:

"Я нашел достаточно эффективным следующий способ: получить результат Transfer Function (Compute and Display Average Spectrum), в Options/Scaling включить разбивку по 1/3 октавы, полученные значения для каждой полосы ввести в 30-полосном эквалайзере в Cool Edit. При Accuracy=5000 получаются вполне приемлемые результаты, а главное просто и быстро!"


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!