Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях



1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 320-328

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1847          Finney, 282-364

1892-1894 Miley, 2:327-336
1960          Purkiser, 292-297

3. Баптистские

1767          Gill, 2:107-121

1887          Воусе, 373-382

1907          Strong, 809-829

1917          Mullins, 385-389

1983-1985 Erickson, 932-933, 942-946

4. Диспенсационалистские

1947          Chafer, 6:104-121

1949         Thiessen, 271-276

1986          Ryrie, 325-326

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 2:498-501
1934          Mueller, 363-364

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559        Calvin, 1:592-621 (3.3)

1724-1758 Edwards, 543-565, 849-855

1861          Heppe, 518-527

1871-1873 Hodge, 2:682-732; 3:3-40

1878          Dabney, 579-599

1887-1921 Warfield, BTS, 351-374; SSW, 2:321-324

1889          Shedd, 2b, 490-528

1937-1966 Murray, CW, 2:167-201; RAA, 95-105

1938          Berkhof, 465-479

1962          Buswell, 2:168-175

7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)

1988-1992 Williams, 2:35-59


Глава 33. Рождение свыше________________________ 799

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия

1955          Ott, 219-249

2. Написанные после II Ватиканского собора

1980          McBrien, 2:991-1005

Другое работы

Hoekema, Anthony A. "Regeneration". In Saved by Grace. Grand Rapids: Eerd-mans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 93-112.

Kevan, E. F. Salvation. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1973.

Packer, J. I. "Regeneration". In EDT, pp. 924-926.

Toon, Peter. Born Again: A Biblical and Theological Study of Regeneration. Grand Rapids: Baker, 1987.

Отрывок для запоминания

Ин. 3:5-8:

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.


ГЛАВА 34

Обращение ( вера и покаяние )

Что такое истинное покаяние ?

Что такое спасительная вера ?

Может ли человек принять Иисуса как Спасителя ,

Но не принять как Господа ?

В двух предыдущих главах было рассказано, как Сам Бог (через пропо­ведь Евангелия людьми) обращает к нам евангельский призыв и возрождает нас Святым Духом, наделяя новой духовной жизнью. Понятие «обращение» мы можем определить следующим образом: обращение это наш доброволь­ ный ответ на евангельский призыв, когда мы искренне раскаиваемся в грехах и веруем в Христа ради спасения.

Духовное обращение есть обращение от греха к Христу. Отступление от греха называется покаянием, а приход к Христу называется верой. Не имеет значения, с какого из этих двух элементов начинать рассматривать данный вопрос, поскольку ни один из них не может быть без другого, они должны про­исходить одновременно. Для удобства изложения мы начнем со спасительной веры, а затем рассмотрим покаяние.

А. Истинная спасительная вера включает в себя знание, одобрение и личное доверие

1. Одного знания недостаточно. Личная спасительная вера, в том пони­мании, которое мы находим в Писании, связана с чем-то гораздо большим, чем просто знание. Конечно же, нам необходимо знать о том, Кто такой Иисус, и каковы Его деяния, ибо «как веровать в Того, о Ком не слышали?» (Рим. 10:14). Но знание фактов о жизни Иисуса, Его смерти и воскресении для нас недостаточно, поскольку люди могут знать эти факты, но протесто­вать против них и не принимать их: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:32). Даже бесы знают, Кто есть Бог, и знают факты, касающиеся жизни Иисуса и Его спасительного труда, ибо Иаков говорит: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и тре­пещут» (Иак. 2:19). Но это знание вовсе не свидетельствует о том, что бесы спасены.


___________________ Глава 34. Обращение (вера и покаяние)___________________ 801

2. Знания и одобрения недостаточно. Более того, даже знания фактов и
одобрения, или согласия с тем, что они истинны, недостаточно. Никодим знал,
что Иисус пришел от Бога, потому что он сказал: «Равви! мы знаем, что Ты —
Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не мо­
жет творить, если не будете ним Бог» (Ин. 3:2). Никодим рассмотрел факты,
которыми располагал, включая учение Иисуса и Его чудеса, и сделал верный
вывод из анализа этих фактов: Иисус — Учитель, посланный Богом. Но одно
лишь это не означало, что у Никодима была спасительная вера, поскольку он
еще не уверовал в Христа ради спасения. Царь Агриппа также представляет
собой пример знания и одобрения без спасительной веры. Павел располагал
информацией о том, что царь Агриппа знал и с одобрением относился к иудей­
ским писаниям (теперь мы называем их Ветхим Заветом). Когда Павел пред­
стал на суд перед Агриппой, то сказал: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам?
знаю, что веришь» (Деян. 26:27, курсив мой. — У. Г.). Тем не менее у Агриппы
не было спасительной веры, ведь он сказал Павлу: «Ты не много не убежда­
ешь меня сделаться Христианином» (Деян. 26:28).

3. Я должен поверить, что только Иисус может спасти меня лично. По­
мимо знания фактов Евангелия и одобрения этих фактов, для того чтобы спа­
стись, я должен уверовать в то, что только Иисус может спасти меня. Только
таким образом я становлюсь не просто наблюдателем, интересующимся
библейским учением, — я вступаю во взаимоотношения с живым Иисусом
Христом как с личностью. Таким образом, понятие «спасительная вера» мы
можем определить следующим образом: спасительная вера это доверие Иису­
су Христу как живой личности, ради прощения грехов и ради вечной жизни с
Богом.

Такое определение подчеркивает, что спасительная вера — это не просто уверенность в каких-то фактах, а личная вера в то, что Иисус спасет меня. Как будет разъяснено в следующих главах, спасение влечет за собой гораздо больше, чем прощение и вечную жизнь, — человек, приходящий к Христу, ред­ко осознает, какое большое количество благословений приносит спасение. Однако будет справедливо утверждать, что две вещи важнее всего для челове­ка, верующего в Христа, — это «прощение грехов» и «вечная жизнь с Богом». Безусловно, вечная жизнь с Богом требует исповедания праведности перед Богом (часть освящения, как это будет показано в следующей главе), усы­новления, освящения и прославления, но все это можно подробно разобрать несколько позже. Наибольшее значение для неверующего человека, который приходит к Христу, имеет тот факт, что прежде грех отделял его от Бога, а меж-ДУтем мы были созданы для общения с Ним. Неверующий приходит к Христу Для того, чтобы освободиться от греха и от вины и чтобы вступить в истинные взаимоотношения с Богом, которые будут длиться вечно.

#6 Зак 3605


802 _______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

Такое определение подчеркивает личное доверие Христу, а не веру в истин­ность каких-либо фактов, касающихся Христа. Поскольку спасительная вера втом понимании, которое мы находим в Писании, связана с личным довери­ем, то в контексте современной культуры лучше употреблять слово «доверие», чем слово «вера». Дело в том, что мы можем «верить» во что-либо и при этом лично никак не быть с этим связанными и никак не зависеть от этого. Я могу верить, что Канберра — столица Австралии или что шестью семь будет сорок два, но, веря в эти факты, я не испытываю никакого влияния на мою лич­ность, меня это не затрагивает — я просто верю в них. С другой стороны, сло­во «вера» в наши дни часто связано с почти иррациональным стремлением быть уверенным в чем-либо, притом в действительности очевидно, что все обстоит совершенно иначе, — это своего рода иррациональное решение верить во что-либо, относительно чего мы практически уверены, что это не так. (Если ваша любимая футбольная команда все время проигрывает, вам говорят, чтобы вы «нетеряли веры», даже если в действительности все противоположно тому, во что вы верите.) Эти два очень распространенных употребления слова «вера» по смыслу совершенно противоположны библейскому смыслу этого слова'.

Слово «доверие» гораздо ближе к библейскому контексту, ведь в повсед­невной жизни мы часто сталкиваемся с доверием к тому или иному человеку. Чем больше мы знаем кого-либо, чем больше мы видим по образу жизни этого человека, что он заслуживает доверия, тем в большей степени мы способны доверять обещаниям такого человека и рассчитывать на его поддержку. Та­кой более широкий аспект личного доверия встречается во многих местах в Писании, где обретение спасительной веры описывается очень лично и не­редко аналогии проводятся с частной жизнью человека. Иоанн говорит: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Бо-жиими» (Ин. 1:12, курсив мой. — У. Г.). Иоанн говоритотом, каклюди при­нимают Христа, почти так же, как если бы говорил о людях, которые прини­мают гостя в своем доме.

В Ин. 3:16 говорится: «...Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (курсив мой. — У. Г.). Здесь Иоанн употребляет очень необыч­ное выражение, он говорит не просто: «верящий Ему» (т. е. верящий в то, что Его слова правдивы), а «верующий в Него». Греческое выражение niaxeimv eiq аЬтди можно было бы пояснить так, что чувство доверия исходит из человека,

1 Конечно же, слово «вера» часто встречается в Библии, и мы не должны отказы­ваться от употребления этого слова в библейском его смысле только потому, что наша культура иногда придает ему неверное значение. Я просто хочу подчеркнуть, что, изла­гая Евангелие неверующему человеку, слово «доверие» в наши дни гораздо больше соот­ветствует тому, что имеется в виду в Библии. (Слово trust означает как «веру», так и «дове­ рие», и автор предлагает использовать именно это слово, чтобы отделить понятие веры [как он его видит] от дополнительных значений, которыми в современном английском языке обладают слова believe belieffaith. Примеч. пер.)


______________   Глава 34. Обращение (вера и покаяние)________________ 803

идет к Христу и пребывает в Нем, как в личности. Леон Моррис говорит: «Вера для Иоанна есть нечто, влекущее человека извне и объединяющее его с Хрис­том». Греческое выражение татеЬш е'^он трактует как важное обозначение того факта, что в новозаветном понимании вера не только интеллектуальный акт, важной ее составляющей является «моральный элемент личного доверия»2. Это выражение употреблялось крайне редко или даже вообще не использова­лось вне Нового Завета, но оно очень подходило для обозначения личного до­верия Христу, с которым связана спасительная вера.

Иисус неоднократно говорит о том, что люди должны «придти к Нему». Он говорит: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37, курсив мой. — У. Г.). Он говорит также: «Кто жаж­дет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Сходным образом Он говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28—30). В этих отрывках речь идет о приходе к Христу с просьбой принять, дать на­питься живой воды, научить и успокоить. Все это свидетельствует о том, что спасительная вера связана с глубоко личными вещами. Автор Послания к Евреям также предлагает нам мыслить об Иисусе как о ныне живущем на не­бесах и готовом принять нас: «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). Об Иисусе здесь говорится (как и во многих других местах в Писании) как о ныне живущем на небесах и способном помочь всякому, кто приходит к Нему. Реформатский богослов Дж. И. Пакер цитирует следующий отрывок из со­чинения британского писателя-пуританина Джона Оуэна, в котором говорит­ся о личной вере:

Вот какие слова ныне говорит Он вам: «Зачем вам умирать? Зачем гибнуть? Почему в вас нет сострадания к вашим собственным душам? Выдержат ли ваши сердца, будут ли руки ваши сильны в день гнева, ко­торый уже приблизился? <...> Взгляните на Меня и спаситесь; придите ко Мне, и Я освобожу вас от ваших грехов, печалей, страхов, горестей и дам успокоение душам вашим. Молю вас, придите; не медлите более; не отталкивайте Меня более; у порога вечность... Не имейте в сердце вашем такой ненависти ко Мне, что заставляет вас скорее погибнуть, чем принять от Меня освобождение.

2 Leon Morris, The Gospel According Го John, p. 336, со ссылкой на С. Н. Dodd, The Interpretation of the Fourth Gospel (Cambridge: Cambridge University Press, 1953), pp. 179-186. Моррис отмечает, что Додд не нашел в памятниках греческого языка того периода ни од­ного случая употребления глагола mateixo с предлогом eij для обозначения доверия к человеку. Это выражение является, скорее всего, калькой выражения «верить в», взято­го из еврейского варианта Ветхого Завета.


804 _______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

Вот что Господь Христос непрестанно провозглашает, вот с чем обращается Он к душам грешников... Он делает это в проповеди Слова так, словно бы Он был вместе с вами, стоял среди вас и лично обращался к каждому из вас... Он назначил служителей Евангелия, которые предстают пред вами, и обращаются к вам вместо Него, и от Его имени призывают вас к Нему (2 Кор. 5:19,20)3.

Принимая такое понимание новозаветной веры, мы можем сказать теперь, что, когда человек приходит к вере в Христа, должны присутствовать все три составляющие спасительной веры. Должно присутствовать первоначальное знание или понимание фактов Евангелия. Равным образом должно иметь мес­то и одобрение или согласие с этими фактами. Такое согласие включает в себя убеждение в том, что факты, излагаемые Евангелием, истинны, и в особенно­сти тот факт, что я — грешник, нуждающийся в спасении, и что Христос по­нес наказание за мои грехи и предоставил мне спасение. Оно также включает в себя осознание того факта, что мне необходимо верить в Христа ради спасе­ния и что это единственный путь к Богу и единственная возможность спас­тись. Одобрение фактов Евангелия также связано с желанием спастись через Христа. Однако даже всего этого недостаточно для спасительной веры. Она приходит лишь тогда, когда я принимаю добровольное решение возложить свою надежду, доверие, на Христа как моего Спасителя. Я принимаю в моем сердце такое личное решение доверять Христу, и от этого важнейшего центра зависит все, что связано с моей личностью.

4. Вера должна возрастать, по мере того как возрастает наше знание.

Вопреки распространенному мирскому пониманию «веры», истинная ново­заветная вера возрастает не от невежества или уверенности в чем-то, что про­тиворечит действительности. Спасительная вера тесно связана со знанием и верным пониманием тех или иных фактов. Павел говорит: «Итак вера от слы­шания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Если люди располагают истинной информацией о Христе, тогда они способны доверять Ему. Более того, чем больше мы знаем о Нем и о Его божественной сущности, которая полнос­тью в Нем раскрыта, тем с большей вероятностью мы способны уверовать в Него. Таким образом, вера не ослабляется знанием, а возрастает вместе с воз­растанием истинного знания.

В случае спасительной веры в Христа, наше знание о Нем приходит к нам через веру достоверным свидетельствам о Нем. В данном случае достоверное свидетельство, которому мы верим, есть слово Писания. Поскольку это есть слово Самого Бога, оно полностью достоверно и через него мы приобретаем истинное знание о Христе. Вот почему «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). В повседневной жизни мы верим многим вещам по сви­детельству людей, которых мы считаем достойными доверия. Здесь такое ре-

3 J. I. Packer, Evangelism and the Sovereignty of God, p. 104.


___________________ Глава 34. Обращение (вера и покаяние)___________________ 805

шение еще более оправдано, ведь свидетельством в данном случае являются слова Самого Бога, и мы верим им.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!