МИНЧЕНКОВА Людмила Николаевна

Nbsp;

Частный институт управления и предпринимательства

 

 

И. А. Петрашень

Л. Н. Минченкова

 

 


КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тесты

Учебно-методическое пособие

Минск 2008

 

УДК 008

ББК Р 733

П 30

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Частного института управления и предпринимательства

А в т о р ы:

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Частного института управления и предпринимательства
И. А. Петрашень
;

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Частного института управления и предпринимательства
Л. Н. Минченкова
 

 

Р е ц е н з е н т ы:

проректор по научной работе Белорусского государственного института проблем культуры кандидат искусствоведения, доцент О. А. Галкин;

ректор Белорусского государственного института проблем культуры
кандидат педагогических наук И. Б. Богачева

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин,

протокол № 8 от 18.03.2008 г.

 

Петрашень , И. А.

П 30    Культурология. Тесты: учеб.-метод. пособие / И. А. Петрашень, Л. Н. Минченкова.– Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2008.– 56 с.

 

ISBN 978-985-6877-04-2.

 

Предназначено для развития у студентов самостоятельного творческого мышления, умения сопоставлять факты и анализировать изученный материал. Выполнение заданий тестов позволит добиться высоких результатов в процессе текущего и итогового контроля знаний как по отдельным темам, так и по всему курсу.

Предназначено для студентов Частного института управления и предпринимательства всех форм обучения.

УДК 008

ББК Р 733

 ã Петрашень И. А., Минченкова Л. Н., 2008

ISBN 978-985-6877-04-2   ã Частный институт управления и предпринимательства, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемые тестовые задания по курсу «Культурология» помогут студентам закрепить свои знания и будут способствовать развитию навыков самостоятельной работы.

Выполнение тестовых заданий не отменяет сложившихся в учебном процессе традиционных форм занятий. На семинарских занятиях они могут стать дополнительным материалом для обсуждения основных вопросов с целью уточнения, углубления или выработки умения применять теоретические положения при анализе конкретного материала. Кроме того, представленные в сборнике тесты могут эффективно использоваться обучающимися для самоконтроля и контроля со стороны преподавателя (письменные контрольные работы и домашние задания, коллоквиумы, зачеты
и др.).


Тема 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

1.  Что первоначально подразумевалось под словом «культура»:

  а) способы обработки земли;

  б) правила поведения в обществе;

  в) интеллектуальные достижения человечества;

  г) создание искусственной природы?

 

2.  Когда появился термин «культура» в его современном значении:

  а) в XVII в.;

  б) в XVIII в.;

  в) в XIX в.;

  г) в XX в.?

 

3.  Какое из приведенных ниже понятий адекватно отражает следующее определение: «Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностях»:

  а) социокультурная система;

  б) культура;

  в) социальная мобильность;

  г) цивилизация?

 

4.  Какое из нижеприведенных суждений правильно раскрывает понятие «миф»:

  а) сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прош-лого;

  б) короткий устный рассказ о каком-либо случае, будто бы имевшем место в действительности;

  в) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях;

  г) тайный религиозный обряд, к участию в котором допускаются только посвященные?

 

5.  Что такое мифология:

  а) фантастическое отражение действительности в первобытном сознании человека, воплощенное в устном народном творчестве;

  б) религиозно-философское учение, которое признает существование мнимого бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом, волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы;

  в) вера в общее происхождение какой-либо группы людей с определенным видом животных, растений, предметов или явлений;

  г) фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных?

6.  Как представлялся процесс возникновения мира в мифологии:

  а) хаос превращается в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождается борьбой богов или героев с демоническими силами;

  б) мир возникает благодаря деятельности верховных существ – богов;

  в) мир возникает благодаря развитию идеи;

  г) мир возникает благодаря творческой деятельности субъекта, его ощущений, его сознания?

 

7.  В какой картине мира естественное не отграничивается от сверхъестественного:

  а) в мифологической;

  б) в гуманитарной;

  в) в естественно-научной;

  г) в натуралистической?

 

8.  Что современные исследователи духовных сфер жизни отождествляют с совокупностью форм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе:

  а) искусство;

  б) этику;

  в) культуру;

  г) цивилизацию?

 

9.  Кому из нижеперечисленных теоретиков культуры принадлежит идея «архетипов культуры»:

  а) Э. Кассиреру;

  б) О. Шпенглеру;

  в) К. Юнгу;

  г) П. Сорокину?

 

10.  Кому принадлежит первенство в создании теории «локальных культур»:

     а) О. Шпенглеру;

     б) А. Тойнби;

     в) Ж. Фурастье;

     г) А. Веберу?

 

11.  Кому из ученых принадлежит идея культурно-исторического круговорота: каждый культурный организм, родившись, проходит естественный круг, достигая своего расцвета и истощаясь, в форме цивилизации приходит к своему естественному концу:

     а) А. Тойнби;

     б) О. Шпенглеру;

     в) Л. Уайту;

     г) К. Юнгу?

12.  Кто из ученых ввел в научный оборот термин «культурология»:

     а) К. Юнг;

     б) Б. Малиновский;

     в) Л. Уайт;

     г) Н. Данилевский?

 

13.  Какое из нижеприведенных понятий адекватно отражает следующее определение: «Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени»:

     а) традиция;

     б) предание;

     в) обычаи;

     г) наследие?

 

14.  О ком из известных немецких мыслителей студенты г. Швабинга
с уважением говорили: «Вот идет господин Закат Европы»:

     а) о Ф. Ницше;

     б) об О. Шпенглере;

     в) о Г. Зиммеле;

     г) о С. Кьеркегоре?

 

15.  Что такое субкультура:

а) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества;

б) особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами и комплексами ценностей;

в) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску;

г) все три определения?

 

16.  Какое понятие обозначает форму организации молодежи, представляющую собой автономное целостное образование внутри господствующей культуры и определяющую стиль жизни и мышление ее носителей:

     а) молодежная субкультура;

     б) молодежный инфантилизм;

     в) поп-арт;

     г) художественная самодеятельность?

17.  Каким термином в молодежной субкультуре выражается резкое неприятие молодым поколением традиционной культуры:

     а) контркультура;

     б) конформизм;

     в) конфликт;

     г) контраст?

 

18.  Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой:

а) находятся между собой в диалектической связи;

б) не существует связей, они существуют автономно друг от друга;

в) существуют глубокие качественные различия, поэтому не может существовать никаких связей;

г) деление культуры на материальную и духовную не корректно; культурой называют все то, что создано человеком?

 

19.  Что такое традиция:

а) стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов;

б) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе, социальных группах длительное время;

в) особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической формацией;

г) действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человеческого коллектива?

20.  Как происходит развитие культуры:

а) на основе полного отрицания предшествующей культуры;

б) на основе периодического осуществления культурных революций;

в) на основе тиражирования известных культурных ценностей;

г) развитие культуры – противоречивый процесс борьбы нового со старым, прогрессивного и реакционного?

 

21.  Что лежит в основе движущих сил развития культуры:

а) интеллектуальная элита;

б) героические личности;

в) народная душа, коллективные представления;

г) народ, трудящиеся?

 

22.  Может ли культура быть предметом философского анализа:

а) может, поскольку проблемы культуры приобретают в развитии общества все более глобальный характер;

б) не может, так как она является предметом анализа культуры и выступает только в культурологии;

в) не может, поскольку в понятие культуры входит философия;

г) может, поскольку только философия дает для этого методы специального научного анализа?

 

23.  Когда зарождается культурология как самостоятельная наука:

     а) середина ХХ в.;

     б) последняя треть ХІХ в.;

     в) середина ХІХ в.;

     г) двадцатые годы ХХ в.?

 

24.  Что такое культурология:

а) теория, объясняющая взаимосвязь различных культур;

б) система физических упражнений с различными отягощающими предметами (гантелями, гирями, штангой и др.), имеющая целью развитие мускулатуры;

в) научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизации;

г) общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры?

 

25.  Какие из перечисленных культур получили в культурологии название контркультуры:

     а) молодежная рок-культура;

     б) культура хиппи;

     в) культура панков;

     г) все вышеперечисленные?

 

26.  Как называется культура, конфликтующая с традиционной, господствующей в обществе:

     а) эвдемоническая культура;

     б) субкультура;

     в) псевдокультура;

     г) контркультура?

 

27.  Почему киносериалы «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Просто Мария» и другие обрели мировую популярность:

а) они сделаны по законам массовой культуры;

б) притягивают зрителей высокими художественными достоинствами;

в) являются крупнейшими достижениями современного киноискусства;

г) приближают элитарное искусство к массовому зрителю?

 

28.  Кинофильмы какого российского режиссера критики относят к элитарному искусству:

     а) А. Тарковского;

     б) И. Пырьева;

     в) А. Герасимова;

     г) В. Пудовкина?

 

29.  Что такое массовая культура:

     а) понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриального развития общества особенности бытия культуры, продукт «массового общества»;

     б) процесс распространения информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории;

     в) общественное сознание масс конкретного общества, отражающее условия их повседневной жизни, потребности, интересы;

     г) концепция, утверждающая, что современное общество характеризуется индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением?

 

30. Какое отношение к культуре пропагандирует автор следующего четверостишия:

«Мы во власти мятежного, страстного хмеля,

Пусть кричат нам: вы красоты палачи!

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».

     а) нигилистическое;

     б) новаторское;

     в) консервативное;

     г) традиционное?

 

Тема 2. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

1. Назовите одну из ранних форм религии, связанную с поклонением какому-либо животному или с верой в происхождение от них:

   а) фетишизм;

  б) тотемизм;

  в) магия;

  г) анимизм?

 

2. Как называется первоначальная форма общности первобытных людей:

   а) семья;

  б) стадо;

  в) община;

  г) род?

3.  Как называется культ неодушевленных предметов, наделенных, по представлению верующих, сверхъестественными свойствами:

      а) тотемизм;

  б) анимизм;

  в) фетишизм;

  г) формализм?

 

4.  Какая особенность характерна для мировоззрения людей первобытного общества:

   а) мифологичность;

  б) религиозность;

  в) философичность;

  г) утилитаризм?

 

5.  Как называется одна из форм ранней религии, связанная с верой в способность человека нанести особым, таинственным путем вред другому человеку (например, сглазить, навести порчу и т.п.):

   а) фетишизм;

  б) магия;

  в) тотемизм;

  г) знахарство?

 

6.  Как называется предмет, носимый суеверными людьми на теле как колдовское средство, якобы предохраняющее от всяких бед:

   а) аналог;

  б) сувенир;

  в) тотем;

  г) амулет?

 

7.  Назовите имя египетского бога, голова которого изображалась в виде головы шакала:

   а) Гор;

  б) Анубис;

  в) Тот;

  г) Сехмет?

 

8.  Какая из египетских пирамид имеет ступенчатую форму:

   а) Хефрена;

  б) Хеопса;

  в) Джосера;

  г) Микерина?

 

9.  Какому богу поклонялись в Древнем Египте при правлении фараона Эхнатона:

   а) Атону;

  б) Амону;

  в) Ра;

  г) Атуму?

 

10. Как звали жену египетского фараона Эхнатона:

     а) Нефертити;

     б) Хатшепсут;

     в) Исида;

     г) Клеопатра?

 

11.  Назовите имя скульптора, создавшего всемирно известный бюст Нефертити:

     а) Имхотеп;

     б) Рамзес;

     в) Тутмес;

     г) Аменхотеп?

 

12. В какой из восточных стран был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил:

а) в Индии;

б) в Китае;

в) в Бирме;

г) в Корее?

 

13. Какие первоэлементы, по мнению философов Древнего Китая, лежат в основе материального мира:

а) вода, огонь;

б) вода, огонь, металл;

в) вода, огонь, металл, дерево;

г) вода, огонь, металл, дерево, земля?

 

14. В каком веке появился фарфор:

а) I–II вв. н.э.;

б) III–IV вв. н.э.;

в) IV–V вв. н.э.;

г) VII–VIII вв. н.э.?

 

15. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в каком государстве он проявился с наибольшей силой:

а) в Китае;

б) в Индии;

в) в Вавилоне;

г) в Египте?

 

16.  Индийская легенда гласит, что сразу после рождения Будда самостоятельно сделал семь шагов. Там, где ступала ножка младенца, распускался цветок. Какой это был цветок:

а) эдельвейс;

б) орхидея;

в) лотос;

г) гладиолус?

 

17.  Где возникло религиозно-философское учение «буддизм»:

а) в Египте;

б) в Китае;

в) в Японии;

Г) в Индии?

 

18.  Что такое Веды:

а) древнейшие памятники индийской литературы, сборники священных текстов брахманизма, изданные на рубеже II–I тыс. до н.э., включающие в себя молитвы, гимны, заклинания;

б) великие народные индийские эпические поэмы «Махабхарата»
и «Рамаяна», появившиеся к IV–V вв. н.э.;

в) народные книги древней Индии – предшественники индийского средневекового романа;

г) эпические и лирические произведения, принадлежащие гениальному индийскому поэту и мыслителю Калидасе?

 

19.  Назовите направление индийской религии, для которого характерны аскетизм и запрещение убийства любого существа:

а) джайнизм;

б) брахманизм;

в) индуизм;

г) буддизм?

 

20.  Синтоизм – это древняя религия:

а) индийцев;

б) китайцев;

в) японцев;

г) вавилонцев?

 

21.  В каком из восточных государств возникли священные книги «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа», «Атхарваведа»:

а) в Японии;

б) в Вавилоне;

в) в Индии;

г) в Китае?

 

22. Какая из перечисленных ниже религий является по своему происхождению наиболее ранней:

а) иудаизм;

б) буддизм;

в) ислам;

г) христианство?

Тема 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

1.  В какой период возникли древнегреческие полисы:

а) архаический (VIII – VI вв. до н.э.);

б) классический (V – IV вв. до н.э.);

в) гомеровский (XI – IX вв. до н.э.);

г) эллинистический (IV – I вв. до н.э.)?

 

2. Кто из древних греков сжёг храм Артемиды Эфесской (356 г. до н.э.), чтобы обессмертить свое имя (его именем принято называть често-любцев, добивающихся славы любой ценой):

а) Гераклит;

б) Герострат;

в) Геродот; 

г) Герофил?

 

3.  Какой древнегреческий город-полис стал эталоном древнегреческой демократии:

а) Сиракузы;

б) Афины; 

в) Спарта; 

г) Коринф?

 

4.  Какое название получила основанная Аристотелем в Афинах школа – одна из первых форм обучения в эллинском мире:

а) академия;

б) университет;

в) гимназия;                                                                             

г) лицей?

 

5.  Почему древние греки называли своих северных соседей варварами:

а) за их провинциализм;

б) за их необразованность и невоспитанность;

в) за то, что не знали греческого языка;

г) за их патриархальность?

 

6.  Как называется в греческой мифологии крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем горгоны Медузы:

а) Пегас;

б) Буцефал; 

в) Росинант; 

г) Холстомер?

 

7.  Женский образ в греческой мифологии, ставший символом супружес-кой верности:

а) Пенелопа;

б) Клитемнестра;

в) Медея;

г) Евридика?

 

8.  Назовите древнегреческого философа-материалиста, одного из основателей античной атомистики:

а) Демокрит; 

б) Платон;

в) Аристотель; 

г) Эпикур?

 

9.  Кто из героев древнегреческой мифологии очаровывал богов и людей чудесным пением, а также укрощал дикие силы природы:

а) Орфей;

б) Ориона; 

в) Оракул;

г) Орест?

 

10.  Какая из муз в греческой мифологии является покровительницей трагедии:

а) Мельпомена; 

б) Каллиопа;

в) Клио;

г) Терпсихора?

 

11.  Какой герой – сын Зевса и земной женщины Алкмены – совершил множество подвигов, в том числе освободил Прометея, победил Антея, сражался с кентаврами и т. д.:

а) Геракл;

б) Тесей;

в) Гектор; 

г) Персей?

 

12.  Укажите древнегреческого философа-циника, практиковавшего крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства, называвшего себя гражданином мира («космополитом»), который в качестве жилища избрал бочку:

а) Диоген Синопский;

б) Эпикур;

в) Диоген Лаэртский;

г) Диоген Аполлинийский?

 

13. Как называли жену легендарного греческого скульптора Пигмалиона, оживленную богиней Афродитой из созданной им статуи:

а) Галатея;

б) Гекуба;

в) Елена;

г) Гелла?

14.  Кому из философов принадлежат слова: «Платон мне друг, но истина дороже»:

а) Феофрасту;

б) Аристотелю;

в) Деметрию Фалорскому;

г) Анаксимену?

 

15.  Кто из древнегреческих скульпторов создал знаменитую «Афродиту Книдскую» – прообраз многих позднейших изображений богини любви:

а) Скопас;

б) Пракситель;

в) Лисипп;

г) Леохар ?

 

16.  Назовите древнегреческого скульптора, изваявшего «Дискобола»:

а) Мирон;

б) Поликлет;

в) Скопас;

г) Лисипп?

 

17.  Назовите имя древнегреческого ваятеля, одного из создателей скульптурной группы «Лаокоон»:

а) Мирон;

б) Афинодор;

в) Поликлет;

г) Скопас.

 

18.  Кто из древнегреческих героев очистил сильно загрязненные конюшни царя Элиды Авгия:

а) Геракл;

б) Персей;

в) Гектор;

г) Тесей?

 

19.  Какое этическое направление считало счастье, блаженство – высшей целью человеческой жизни, причем его сторонники полагали, что познание природы освобождает от страха смерти:

а) эпикуреизм;

б) стоицизм;

в) пифагореизм;

г) эвдемонизм?

 

20.  Кто из философов назвал философию «госпожой наук», считая, что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей ни слова против:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Лукреций;

г) Зенон?

 

21.  Что означало слово «демократия» у древних греков:

а) власть тиранов;

б) власть аристократов;

в) власть народа;

г) власть толпы?

 

22.  Кому из софистов принадлежит следующее высказывание: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют»:

а) Протагору;

б) Сократу;

в) Платону;

г) Аристотелю?

 

23.  Как называли в древнегреческой мифологии жену аргонавта Ясона, свирепо отомстившую ему за неверность:

а) Мегера;

б) Метресса;

в) Алкеста;

г) Медея?

24.  Как в древнегреческой мифологии называли музу, которая покровительствовала истории:

а) Талия;

б) Терпсихора;

в) Эрато;

г) Клио?

 

25.  Как у древних греков назывался учитель красноречия:

а) аудитор;

б) репетитор;

в) ритор;

г) куратор?

 

26.  Кто из древнегреческих героев обезглавил горгону Медузу:

а) Персей;

б) Тесей;

в) Ахилл;

г) Геракл?

 

27.  Кто из древнегреческих философов основал школу киников, вел аскетический образ жизни и проповедовал отказ от каких-либо потребностей (автаркия):

а) Антисфен; 

б) Сократ;

в) Горгий;

г) Диоген?

 

28.  Назовите имя сына мифического древнегреческого царя города Фивы, сумевшего разгадать три загадки чудовища-сфинкса, которых до него никто разгадать не мог:

а) Менелай; 

б) Нестор;

в) Агамемнон; 

г) Эдип?

 

29.  Назовите имя героини греческой мифологии, дочери царя Трои Приама, получившей от Аполлона пророческий дар. Аполлон, отвергнутый ею, сделал так, что ее пророчествам перестали верить:

а) Кассандра;

б) Клитемнестра;

в) Алкестида;

г) Дафна?

 

30.  Великий «слепец», сочинивший «Илиаду» и «Одиссею»:

а) Геродот;

б) Гомер;

в) Гесиод;

г) Гораций?

 

31.  Кто из древнегреческих героев воспользовался нитью Ариадны, чтобы выбраться из лабиринта после убийства чудовища Минотавра:

а) Персей;

б) Беллерофонт;

в) Телемах;

г) Тезей (Тесей)?

 

32.  Растение, которое, по мнению древних греков, препятствует опьянению; именно с этой целью из него сплели корону для Бахуса (Вакха):

а) хмель;

б) плющ;

в) вьюнок;

г) лиана.

 

33.  Древнегреческий странствующий исполнитель эпических поэм:

а) рапсод;

б) менестрель;

в) трувер;

г) шансонье?

Тема 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

1.  Как называлась площадь в Древнем Риме, на которой происходили народные собрания, устраивались ярмарки, вершился суд:

а) агора; 

б) атриум; 

в) патио;

г) форум?

 

2.  Как назывались жрецы в Древнем Риме, предсказывавшие волю богов по крику птиц, сверканию молний и другим явлениям:

а) гаруспики;

б) авгуры;

в) чревовещатели;

г) понтифики?

3.  Как в Древнем Риме назывался жилой дом доходного типа:

а) вилла;

б) инсула;

в) терма;

г) палата?

4.  Кто был «первым» римским поэтом:

а) Ливий Андроник;

б) Гней Невий;

в) Квинт Энний;

г) Тит Плавт?

 

5.  Назовите одного из первых римских драматургов-комедиографов:

а) Лукреций;

б) Пакувий;

в) Плавт;

г) Акций?

6.  Кто из римских поэтов написал дидактическую поэму «О природе вещей»:

а) Луцилий;

б) Лукан;

в) Лукиан;

г) Лукреций?

7.  Как в Древнем Риме назывались ежегодные праздники, во время которых откладывались все наказания, а начинать войны считалось святотатством:

а) карнавалы; 

б) панафинеи;

в) вакханалии; 

г) сатурналии?

8.  На каком холме возник город Рим:

а) Авентин;

б) Квиринал;

в) Палатин;

г) Капитолий?

 

9.  Легендарный основатель Рима и его первый царь, который был вскормлен волчицей:

а) Помпилий;

б) Ромул;

в) Тарквиний;

г) Ганимед?

 

10.  Как в Древнем Риме назывались песни, исполнявшиеся во время празднеств по случаю сбора урожая и послужившие одним из истоков древнеримской комедии:

а) гимны;

б) фесценнины;

в) сатиры;

г) мистерии?

 

11.  Назовите древнеримского бога скотоводства и торговли, покровителя путников, вестника богов:

а) Марс;

б) Вулкан; 

в) Юпитер;

г) Меркурий?

 

12.  В римской религии божества – покровители семьи и дома:

а) домовые; 

б) лары;

в) пенаты;

г) фавны?

 

13.  Какое название получил «храм всех богов», который был построен при императоре Адриане:

а) Колизей;

б) Форум; 

в) Пантеон; 

г) Одеон?

 

14.  Кто из римских императоров построил себе дворец, поражавший современников стремлением к монументальности, пышности и роскоши и получивший название «Золотой дом»:

а) Нерва;

б) Нерон;

в) Октавиан Август;

г) Диоклетиан?

 

15.  Римское божество дверей, входа и выхода, начала любого действия:

а) Фавн;

б) Янус;

в) Палес;

г) Ферония ?

 

16.  Кто из римских государственных деятелей является автором «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданских войнах»:

а) Тацит;

б) Светоний;

в) Цезарь;

г) Цицерон?

 

17.  Как в Древнем Риме назывались жрецы, гадавшие по внутренностям животных и толковавшие явления природы:

а) астрологи;

б) понтифики;

в) гаруспики;

г) авгуры?

 

18.  Кто из римских поэтов был сослан за неугодный императору Августу аполитизм его любовных и мифологических поэм:

а) Катулл;

б) Гораций;

в) Овидий;

г) Тибулли?

 

19.  Назовите римского поэта, автора поэмы «Метаморфозы»:

а) Катулл;

б) Гораций;

в) Вергилий;

г) Овидий?

 

20.  Какие древние племена, населявшие Апеннинский полуостров, создавшие свою цивилизацию, оказали огромное влияние на римскую культуру:

а) вандалы;

б) этруски;

в) варвары;

г) греки?

 

21.  Что теряется, по мнению римского поэта Публия Сира, в излишних спорах:

а) факты;

б) истина;

в) мысль;

г) идея?

 

22.  Кто из ораторов и теоретиков ораторского искусства написал курс античной риторики под названием «Об образовании оратора»:

а) Квинтилиан;

б) Цицерон;

в) Демосфен;

г) Горгий?

 

23.  Кто из римских историков является автором дошедших до наших дней исторических сочинений «О заговоре Катилины» и «Югуртинская война»:

а) Саллюстий;

б) Светоний;

в) Плиний;

г) Димиан Марцеллин?

 

24.  Подземный канал для стока нечистот:

а) водопровод;

б) акведук;

в) арык;

г) клоака?

 

25.  Как в древнем Риме называлось должностное лицо, следившее за поведением и политической благонадежностью граждан:

а) консул;

б) ликтор;

в) цензор;

г) квестор?

 

26.  Кого из римских императоров, автора сочинения «Наедине с собой», называли «философом на троне»:

а) Траяна;

б) Августа;

в) Марка Аврелия;

г) Адриана?

 

27.  Кто из знаменитых римлян был первым преподавателем риторики в Риме, получившим за это плату от государства:

а) Квинтилиан;

б) Цицерон;

в) Марк Аврелий;

г) Сенека?

 

28.  Назовите римского поэта, трактат которого «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма:

а) Катулл;

б) Гораций;

в) Вергилий;

г) Овидий?

 

29.  Любимая поговорка римского императора Октавиана (Августа):

а) Работай с умом, а не до ночи;

б) Торопись не спеша;

в) Тише едешь – дальше будешь;

г) Нет ничего долговечнее временных сооружений?

 

30.  Кому из римских историков принадлежит выражение: «Лучше поздно, чем никогда»:

а) Саллюстию;

б) Ливию;

в) Полибию;

г) Тациту?

 

31.  Патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков, доблесть народа у древних греков и римлян:

а) апофеоз;

б) увертюра;

в) панегирик;

г) триумф?

 

32.  Одежда древних римлян:

а) плащ;

б) тога;

в) накидка;

г) бурка?

 

33.  Сын одного римского императора возмущался тем, что отец ввел налог на общественные уборные. В ответ отец подал сыну монету и спросил, пахнет ли она чем-нибудь. На его отрицательный ответ он сказал: «Видишь, деньги ничем не пахнут…». Укажите имя этого римского императора:

а) Валериан;

б) Валентиниан;

в) Веспасиан;

г) Вителлий?

 

34.  Кому из мифических героев посвятил эти строки римский поэт Овидий: «А меж тем, белоснежную, он с неизменным чувством резал слоновую кость. И создал он образ – подобной Женщины свет не видал, – и свое полюбил он созданье»:

а) Полифему;

б) Пигмалиону;

в) Персею;

г) Беллерофонту?

 

Тема 5. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

1.  Определите хронологические рамки византийской культуры:

а) IV – конец VII в.;

б) конец VII – середина IX в.;

в) середина IX – X вв.;

г) IV – середина XV в.?

 

2. Какой город до XII в. был важнейшим центром официальной византийской культуры:

а) Афины;

б) Александрия;

в) Бейрут;

г) Константинополь?

 

3. Кто был основоположником новой литературной формы в византийской культуре – церковной поэзии:

а) Григорий Богослов;

б) Василий Кесарийский;

в) Иоанн Златоуст;

г) Роман Сладкопевец?

 

4. Назовите крупнейший памятник раннего византийского зодчества:

а) церковь св. Виталия в Равенне;

б) собор св. Софии в Константинополе;

в) церковь монастыря в Дафнии;

г) церковь Пантократа в Константинополе?

5. Как называли градоначальника в Константинополе:

а) фогт;

б) дофин;

в) дож;

г) эпарх?

6.  Как в Византии называлась бескомпромиссная и воинствующая критика религиозного культа и изображений на религиозные темы:

а) атеизм;

б) ересь;

в) безбожие;

г) иконоборчество?

 

7.  Какой тип церковного здания был создан в византийской культуре,
в наибольшей степени отвечающий ритуалам христианского богослужения:

а) крестовый;

б) крестово-купольный;

в) круглый периптер;

г) купол на парусах?

 

8.  В каком веке был построен храм св. Софии:

а) в V в.;

б) в VI в.;

в) в VII в.;

г) в VIII в.?

 

9.  Какой основной тип средневековой станковой живописи возник в Византии:

а) парсуна;

б) портрет;

в) икона;

г) модель?

 

10.  Как называли наместника в Византии:

а) халиф;

б) прево;

в) экзарх;

г) инфант?

 

11.  При каком византийском императоре был построен собор святой Софии:

а) при Константине;

б) при Юстиниане;

в) при Иоанне VI;

г) при Иоанне VIII?

 

12.  Назовите византийского философа, автора труда «Источник знания»:

а) Максим Исповедник;

б) Иоанн Дамаскин;

в) Лев Математик;

г) Иоанн Грамматик?

13.  В каком году произошел раскол христианской церкви на католическую «вселенскую» и православную «ортодоксальную»:

а) в 476 г.;

б) в 843 г.;

в) в 1054 г.;

г) в 998 г.?

 

14.  Когда происходил спад в области развития культуры в Византии как результат экономического упадка, обусловленный также и другими внешними и внутренними причинами:

а) в IV – VII вв.;

б) в середине VII – середине IX вв.;

в) в середине IX – XII вв.;

г) в XIII – XV вв.?

 

15. Как называлась провинция в Византии:

а) халифат;

б) экзархат;

в) парцелла;

г) вилайет?

 

16. Назовите лирический жанр литературы средневековой Европы. Он являлся одним из главных в поэзии сентиментализма и романтизма:

а) баллада;

б) гимн;

в) поэма;

г) сонет?

 

17.  Как называлась короткая повесть в стихах во французской средневековой литературе:

а) афоризм;

б) фацеция;

в) сентенция;

г) фаблио?

 

18. Какое из определений адекватно отражает понятие «схоластика»:

а) средневековое религиозно-философское направление, основанное на церковных догматах;

б) философское направление, основанное на идеях платонизма;

в) способ рассуждения в ходе диспутов в средневековых университетах;

г) философское направление, господствующее в современной философской мысли?

 

19.  Как в Средние века называлась грамота об отпущении грехов:

а) ересь;

б) инквизиция;

в) аскетизм;

г) индульгенция?

 

20.  На каких позициях находился Пьер Абеляр, высказавший следующую мысль: «Самым главным для философа является исследовать истину при помощи разума и следовать во всем не мнению людей, а доводам  разума»:

а) на позициях приоритета веры по отношению к разуму;

б) на позициях отрицания;

в) на позициях приоритета знания по отношению к вере;

г) на позициях признания веры в качестве критерия истины?

 

21.  Какой архитектурный стиль в Средние века характеризовался стрельчатыми сводами на ребрах, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму:

а) барокко;

б) готика;

в) рококо;

г) ампир?

 

22.  Как называли в Средние века профессионального музыканта, поэта или рассказчика, состоявшего на службе у феодала:

а) голиард;

б) миннезингер;

в) менестрель;

г) жонглер?

23.  Как называют кающуюся грешницу:

а) Мадонна;

б) Магдалина;

в) Метресса;

г) Мегера?

 

24.  Место паломничества мусульман, по дороге к которому все оказывают странникам помощь:

а) Иерусалим;

б) Рим;

в) Мекка;

г) Медина?

 

25.  Как называется тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам:

а) логицизм;

б) формализм;

в) схоластика;

г) схематизм?

 

26.  Как в европейской средневековой мифологии назывались обитательницы рек, ручьев и озер:

а) сирена;

б) наяда;

в) русалка;

г) ундина?

 

27.  Как называлось укрепленное жилище феодала:

а) крепость;

б) замок;

в) кремль;

г) детинец?

 

28.  Укажите средневекового философа, написавшего автобиографическое сочинение о любви к Элоизе «История моих бедствий»:

а) Фома Аквинский;

б) Роджер Бэкон;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Пьер Абеляр?

 

29.  Как называются в средневековых поверьях ночные собрания ведьм:

а) явка;

б) притон;

в) вакханалия;

г) шабаш?

 

30.  Что в истории культуры называют поэзией вагантов:

а) религиозную поэзию;

б) придворную поэзию;

в) процветавшую в XI – XIII вв. поэзию странствующих школяров;

г) рыцарскую поэзию?

 

31.  Как в Средние века назывался рыцарский поединок:

а) дуэль;

б) турнир;

в) ристалище;

г) фехтование?

 

 

Тема 6. КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XV – XVII ВВ.

 

1. Хронологические рамки эпохи Возрождения в Италии:

а) XII – XVII вв.;

б) XIV – XVI вв.;

в) XIII – XVIII вв.;

г) XIV – XVIII вв.?

 

2. Хронологические рамки эпохи Возрождения для большинства стран Европы:

а) XII – XVII вв.;

б) XIV – XVI вв.;

в) XV – XVII вв.;

г) XIV – XVII вв.?

 

3.  Какой термин применяется историками культуры для обозначения периода наивысшего расцвета и кризиса итальянского Возрождения:

а) новоченто;

б) кватроченто;

в) треченто;

г) чинквеченто?

 

4.  Один из величайших гуманистов эпохи Возрождения, который заметил: «Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются»:

а) Леонардо да Винчи;

б) Франческо Петрарка;

в) Пьеро делла Франческа;

г) Эразм Роттердамский?

 

5.  Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное на освобождение личности от идейного застоя феодализма:

а) атеизм;

б) академизм;

в) ересь;

г) гуманизм?

 

6. Имя итальянского скульптора, крупнейшего представителя флорентийской школы эпохи раннего Возрождения («Св. Георгий», «Давид», «Юдифь и Олоферн», «Гаттамелата» и др.):

а) Микеланджело;

б) Верроккьо;

в) Донателло;

г) Пизано?

 

7. Итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт, автор картин «Оплакивание Христа», «Давид», росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, статуи «Моисей», фрески «Страшный суд»:

а) Микелоццо;

б) Микеланджело;

в) Рафаэль;

г) Джорджоне?

 

8. Итальянский живописец и архитектор, представитель Высокого Возрождения, автор известных картин и росписей: «Мадонна Конестабиле», «Сикстинская мадонна», «Афинская школа» и др.:

а) Донателло;

б) Джорджоне;

в) Рафаэль;

г) Тициан?

 

9. Итальянский живописец, автор росписи «Тайная вечеря», картины «Джоконда» и др.:

а) Рафаэль;

б) Джорджоне;

в) Леонардо да Винчи;

г) Тициан?

 

10. Итальянский живописец, глава венецианской школы Высокого и Позд-него Возрождения, автор широко известных картин «Любовь земная и небесная», «Ассунта», «Св. Себастьян», «Даная» и др.:

а) Рафаэль;

б) Мазаччо;

в) Боттичелли;

г) Тициан?

 

11. Известный фламандский живописец, один из представителей так называемого «крестьянского жанра» (17 в.), изображавший крестьян
с озорным юмором:

а) А. Дюрер;

б) П. Брейгель;

в) А. Броувер;

г) Д. Браманте?

 

12. Выдающийся живописец эпохи Возрождения, автор таких произведений, как «Весна», «Рождение Венеры», «Венера и Марс»:

а) П. Франческа;

б) Пизано;

в) Ф. Саккетти;

г) С. Боттичелли?

13. Кто из представителей итальянского Раннего Возрождения написал произведение «Декамерон», проникнутое духом свободомыслия и жизнерадостным юмором:

а) Д. Боккаччо;

б) Ф. Саккетти;

в) Л. Пульчи;

г) Л. Ариосто?

 

14. Кто из философов эпохи Возрождения сформулировал важнейшие черты механического материализма:

а) Г. Галилей;

б) Леонардо да Винчи;

в) Н. Коперник;

г) Дж. Бруно?

 

15. Кто из философов эпохи Возрождения возродил идею гелиоцентризма:

а) Н. Коперник;

б) Н. Кузанский;

в) Дж. Бруно;

г) Г. Галилей?

 

16. Как называется эпоха перехода истории культуры Европы от Средневековья к Новому времени:

а) романтизм;

б) Просвещение;

в) Возрождение;

г) сентиментализм?

 

17. Какой из перечисленных городов стал «столицей» итальянского Возрождения:

а) Рим;

б) Флоренция;

в) Венеция;

г) Генуя?

 

18. Какое произведение стало символом эпохи Возрождения:

а) «История моих бедствий» П. Абеляра;

б) «Божественная комедия» Данте Алигьери;

в) «Африка» Ф. Петрарки;

г) «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле?

 

19. Кто из немецких художников является основоположником искусства немецкого Возрождения:

а) А. Дюрер;

б) А. Ретель;

в) И. Хазенклевер;

г) Л. Кнаус?

 

20. Итальянский живописец, архитектор, историк искусства, который в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» впервые упоминает термин «Возрождение»:

а) А. Верроккьо;

б) Д. Вазари;

в) Витрувий;

г) П. Веронезе?

 

21. Кто из итальянских поэтов написал знаменитую поэму «Божественная комедия», о котором как-то было сказано, что он «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени»:

а) Делони;

б) Петрарка;

в) Духа;

г) Данте?

 

22. Кто из литераторов создал знаменитый роман «Дон Кихот»:

а) Лопе де Вега;

б) М. Сервантес;

в) Т. Кальдерон;

г) У. Шекспир?

 

23. Музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения:

а) ария;

б) мадригал;

в) оратория;

г) песнь?

 

24. Французский писатель, автор знаменитого многотомного художественного произведения «Гаргантюа и Пантагрюэль»:

а) Ж. Расин;

б) Э. Ростин;

в) П. Ронсар;

г) Ф. Рабле?

 

25. Итальянский художник Раннего Возрождения:

а) Вазари;

б) Джотто;

в) Веронезе;

г) Синьорелли?

 

26. Как назывались в Италии в эпоху Возрождения общества, объединявшие философов, поэтов, музыкантов, знатных и просвещенных людей, имевшие своей целью поощрение и развитие наук и искусств:

а) филармония;

б) университет;

в) академия;

г) цех?

 

27. Мыслитель начала XVI в., автор сочинения, после опубликования которого его название стало применяться ко всем проектам идеального устройства общества:

а) Ж. Мелье;

б) Т. Мор;

в) Ш. Фурье;

г) Т. Кампанелла?

 

28. Небольшие многоголосые музыкальные сценки из жизни пастухов и пастушек, характерные для музыки XVI в.:

а) идиллия;

б) пастораль;

в) эклога;

г) буколика?

 

29. Кому из литературных героев принадлежит знаменитая фраза: «Быть или не быть – вот в чем вопрос»:

а) Гамлету;

б) Ромео;

в) Сиду;

г) Лиру?

 

30. Испанский живописец XVI – XVII вв., представитель Позднего Возрождения, писавший картины на религиозные, мифологические сюжеты, жанровые картины, портреты, пейзажи («Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и др.):

а) Э. Мурильо;

б) Д. Веласкес;

в) Эль Греко;

г) Ф. Гойя?

 

31. Имя героя одноименной трагедии У. Шекспира, которое стало синонимом человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений:

а) король Лир;

б) Гамлет;

в) Яго;

г) Отелло?

 

Тема 7.  КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. Кто из знаменитых художников создал картину «Персей и Андромеда»:

а) К. Ванлоо;

б) П. Рубенс;

в) А. Менгс;

г) Б. Челлини?

 

2. Какой из мировых художественных музеев имеет наиболее полную коллекцию произведений испанского искусства, картины итальянских, нидерландских, фламандских мастеров XV – XVII веков:

а) Прадо;

б) Эрмитаж;

в) Лувр;

г) Цвингер?

3. Кто из французских художников XVII в. написал картину на библейский сюжет «Отдых на пути в Египет»:

а) Н. Пуссен;

б) А. ван Дейк;

в) Ф. Буше;

г) Б. Мурильо?

4. У кого из художников XVII в. тема блудного сына приобрела философскую глубину:

а) у С. Роза;

б) у Х. Рембрандта;    

в) у Г. Метсю;

г) у Т. Верхарта?

5. Кто из родственников голландского художника Х. Рембрандта выступает в «роли» Флоры в его одноименной картине:

а) жена;

б) дочь;

в) племянница;

г) сестра?

 

6. Французский драматург XVII в., представитель классицизма, автор трагедий «Британник», «Береника», «Митридат», «Федра» и др.:

а) Ж. Расин;   

б) Мольер;

в) П. Корнель;

г) Ф. Фенелон.

7. Хронологические рамки классицизма:

а) XVII–XX вв.;

б) XVII – начало XIX вв.;

в) XVI – начало XIX вв.;

г) начало XVII – начало XVIII вв.?

8. В какой европейской стране возник классицизм:

а) в Англии;

б) в Германии;

в) во Франции;   

г) в Италии?

9. Кто из французских литераторов сформулировал законы классицизма
в дидактической поэме «Поэтическое искусство»:

а) П. Корнель;

б) Ж. Расин;

в) Мольер;

г) Н. Буало?

10. Какой французский драматург написал трагедии, проникнутые пафосом гражданского героизма («Сид», «Гораций», «Цинна»):

а) Ж. Расина;

б) Мольера;

в) Вольтера;

г) П. Корнеля?

11. Кому из философов-материалистов XVII в. принадлежит высказывание: «Истина открывает и саму себя и ложь»:

а) Б. Спинозе;

б) Р. Декарту;

в) Т. Гоббсу;

г) Ф. Бэкону?

12. Основоположник реалистического направления европейской живописи XVII в., который внес в нее демократизм, эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени:

а) М. Караваджо;

б) Д. Веласкес;

в) П. Рубенс;

г) Х. Рембрандт?

13. Французский философ, который первый сказал: «Зрители должны занимать места согласно купленным билетам»:

а) Вольтер;

б) Р. Декарт;

в) Д. Дидро;

г) Ж.-Ж. Руссо?

14. Кто из итальянских композиторов создал первые классические образцы оперы («Орфей», «Ариадна», «Возращение Улисса» и др.) и называл свой музыкальный стиль «взволнованным»:

а) К. Монтеверди;

б) Д. Верди;

в) А. Скарлатти;

г) Д. Перголези?

15. Английский сатирик, который дал определение: «Сатира – такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного»:

а) Д. Джером;

б) Д. Свифт;

д) О. Уайльд;

г) Д. Китс.

16. Что по мнению Г. Лейбница, философа XVII – XVIII вв., является признаком истинности:

а) красота;

б) эмоции;

в) чувство;

г) простота?

17. Кто из французских философов афористично заметил: «Я мыслю – следовательно, существую»:

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Вольтер;

г) Д. Дидро?

18. Как называется стиль позднего классицизма в западноевропейской культуре и прикладном искусстве:

а) модерн;

б) ампир;

в) барокко;

г) рококо?

19. Кто из крупнейших художников был видным теоретиком классицизма:

а) Ж. Давид;

б) Н. Пуссен;

в) А. Фелибьен;

г) Ф. Блондель?

 

20. Один композитор не имел успеха на своем первом концерте в Лондоне. Это встревожило его друзей, но он подбадривал их: «Не волнуйтесь. В пустом зале музыка звучит лучше». Укажите его имя:

 

а) К. Глюк;

б) Г. Гендель;

в) И. Гайдн;

г) Ш. Гуно.

21. Танец, который танцевали французы в течение почти всех трех веков ( XVI – XVIII вв.):

а) гавот;

б) галоп;

в) вальс;

г) танго?

 

22. Английский писатель, создатель жанра исторического романа:

а) Р. Саути;

б) В. Скотт;

в) Дж. Свифт;

г) Р. Стивенсон?

23. Кто написал сказку «Синяя борода»:

а) Х. К. Андерсон;

б) К. Гоцци;

в) Ш. Перро;

г) братья Гримм?

24. Кто из перечисленных ниже литераторов высказал мысль: «Избыток вкуса убивает вкус»:

а) А. Шамиссо;

б) У. Шекспир;

в) Ф. Шатобриан;

г) П. Шеридан?

25. Кто из перечисленных ниже мыслителей написал книгу «Об общественном договоре», в которой обосновал право народа на свержение абсолютизма:

а) Д. Дидро;

б) Ж.-Ж. Руссо;

в) Ш. Монтескьё;

г) П. Гольбах?

26. Драматург XVIII в., автор сказок «Любовь к трем апельсинам», «Король-олень», «Турандот» с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте:

а) Э. Гофман;

б) Я. Гримм;

в) Ш. Перро;

г) К. Гоцци?

27. Литературный отец барона Мюнхаузена:

а) Р. Распе;

б) Э. Гофман;

в) Ф. Рабле;

г) П. Бомарше?

28.  Хронологические рамки сентиментализма:

а) вторая половина XVII в.;

б) вторая половина XVIII в.;

в) первая половина XIX в.;

г) вторая половина XIX в.?

29. В какой стране впервые возник сентиментализм:

а) в Германии;

б) в Англии;

в) в Италии;

г) в России?

30. Кто из австрийских композиторов является представителем венской классической школы, музыкантом универсального дарования, проявившегося очень рано (он написал свыше 20 опер, из которых наиболее известны «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»):

а) Ф. Гайдн;

б) В. Моцарт;

в) Л. Бетховен;

г) А. Сальери?

31. Литературоведы часто употребляют в своих работах следующий афоризм: «Все жанры хороши, кроме скучного». Укажите его автора:

а) Б. Паскаль;

б) Ж. Расин;

в) Вольтер;

г) Н. Буало?

32. Музыка какого композитора была наиболее ярким проявлением романтического направления в Германии:

а) Ф. Гайдна;

б) Ф. Шуберта;

в) Р. Шумана;

г) И. Штрауса?

33. Кто является «литературным отцом» Оливера Твиста:

а) Д. Драйден;

б) Ч. Диккенс;

в) Г. Джона;

г) Б. Дизраэли?

34. Хронологические рамки романтизма – идейного и художественного направления в европейской культуре:

а) конец XVI – начало XVIII в.;

б) начало XVII – конец XIX в.;

в) конец XVIII – первая половина XIX в.;   

г) начало XVIII – конец XIX в.?

35. Укажите главного представителя импрессионизма, картины которого отличались тонкостью колорита, напоенностью светом и воздухом; экспериментатора, стремившегося запечатлеть состояние свето-воздушной среды в разное время дня (серии «Стога сена», «Руанский собор»):

а) А. Сислей;

б) Э. Дега;

в) К. Моне;

г) О. Ренуар?

36. Как называется течение в живописи, развивавшееся во Франции
с 1867 по 1880 г. и получившее широкое признание:

а) имажинизм;

б) импрессионизм;

в) неоимпрессионизм;

г) символизм?

37. Кто из французских писателей был теоретиком и основоположником натурализма в литературе:

а) Э. Золя;

б) В. Гюго;

в) Ж. Санд;

г) Т. Готье.

38. Кто из французских художников-импрессионистов создал многочисленные образы балерин в танцклассах и на репетициях, предшествующих спектаклю:

а) К. Моне;

б) Э. Дега;

в) А. Тулуз-Лотрек;

г) К. Писсарро.

39. Парный танец, который приобрел наибольшую популярность во второй половине XIX в. и оказал большое влияние на весь бальный репертуар:

а) бостон;

б) твист;

в) вальс;

г) гавот?

40. Кому принадлежит знаменитое изречение: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой»:

а) И. Гете;

б) Г. Гейне;

в) В. Гюго;

г) Г. Гегель?

41. Кто является «душой фортепиано»:

а) Ф. Лист;

б) Ф. Шопен;

в) С. Рахманинов;

г) А. Рубинштейн?

 

 

Тема 8. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XX В.

 

1. Какое из приведенных суждений адекватно отражает понятие «модернизм»:

а) направление в литературе и искусстве, ставящее задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности;

б) направление в литературе и искусстве, которое использовало образы и формы античной литературы и искусства как идеальный эстетический образец;

в) направление в искусстве и литературе, отрицающее их традиционные формы и опирающееся на условность стиля, ведущее поиск новых эстетических принципов;

г) направление в литературе и искусстве, рассматривающее искусство как особую, лишенную социальной значимости эстетическую сферу?

 

2. Какой характер носят глобальные проблемы современности:

а) объективный;

б) субъективный;

в) метафизический;

г) механический?

 

3. Какая из неправительственных организаций ученых впервые поставила вопрос о глобальных проблемах современности:

а) Римский клуб;

б) Венский кружок;

в) Франкфуртская школа;

г) Философское общество СССР?

 

4.  Как называлось объединение немецких художников-экспрессионистов
в Дрездене (1905 – 1913), куда входили Э. Хеккель, Э. Кихнер и др.:

а) «Пегас»;

б) «Мост»;

в) «Дада»;

г) «Синий всадник»?

 

5.  Выдающийся французский композитор, бывший домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк:

а) Ф. Давид;

б) К. Дебюсси;

в) Г. Доницетти;

г) Л. Делиб?

 

6. Кто из итальянских композиторов написал широко известные оперы «Манон Леско», «Богема», «Тóска», «Чио-Чио-сан», «Турандот» и др.:

а) Дж. Пуччини;

б) Дж. Верди;

в) А. Сальери;

г) Дж. Россини?

 

7. Классик английской литературы, сочинивший романтическую историю о Маугли:

а) А. Кеттл;

б) Дж. Кери;

в) Дж. Р. Киплинг;

г) Л. Кэрролл?

 

8. Крупнейший кинорежиссер-мультипликатор, снявший полнометражные и мультипликационные фильмы «Белоснежка и семь гномов», «Бемби»
и др.:

а) У. Дисней;

б) В. Котеночкин;

в) Ю. Норштейн;

г) Й. Транка?

 

9. Французский живописец – создатель так называемого орфизма. Особенностью творчества этого живописца ХХ в. являются красочные декоративные композиции («Эйфелева башня»):

а) Р. Делоне;

б) М. Дени;

в) Э. Дега;

г) П. Пикассо?

 

10. Какую основную, определяющую черту содержал в себе дадаизм:

а) экспрессивный абстракционизм;

б) воинствующий примитивизм;

в) агрессивную антиэстетичность;

г) отказ от реалий окружающей действительности?

 

11. Итальянский певец-тенор, крупнейший мастер бельканто:

а) Э. Корузо;

б) М. Ланца;

в) М. дель Монако;

г) Дель Монте?

 

12. Укажите известного венгерского композитора и дирижера, представителя так называемой новой венской оперетты («Веселая вдова», «Цыганская любовь», «Граф Люксембург» и др.):

а) Ф. Легар;

б) Ш. Лекок;

в) Б. Бартон;

г) И. Кальман?

 

13. Какое из направлений в искусстве считало современный мир как комплекс алогизмов, парадоксов, социального безумия:

а) дадаизм;

б) супрематизм;

в) сюрреализм;

г) кубизм?

 

14. Французский живописец и график, выходец из России, автор фантастических, иррациональных произведений (часто на фольклорные и библейские темы), отмеченных тонкой красочностью, часто неопределенной проработкой форм («Над городом»):

а) А. Бакст;

б) В. Кандинский;

в) А. Бенуа;

г) М. Шагал?

 

15. Американский писатель, автор произведений «Прощай, оружие!», «Праздник, который всегда с тобой», «Старик и море» и др.:

а) Т. Драйзер;

б) С. Фитцджеральд;

в) С. Моэм;

г) Э. Хемингуэй?

 

16. Как называется популярный бальный импровизационный танец латиноамериканского происхождения с характерным движением бедер:

а) твист;

б) румба;

в) танго;

г) рок-н-ролл?

17. Какая известная танцовщица развивала танец в стиле модерн:

а) А. Павлова;

б) М. Кшесинская;

в) А. Дункан;

г) М. Плисецкая?

 

18. Французский философ и писатель, который отказался от Нобелевской премии:

а) Г. Марсель;

б) А. Камю;

в) Ж. П. Сарт;

г) С. де Бовуар?

 

19. Импрессионизм возник, как известно, из названия одной картины французского живописца. Укажите ее:

а) «Впечатление. Восходящее солнце» К. Моне;

б) «Голубые танцовщицы» Э. Дега;

в) «Завтрак на траве» Э. Мане;

г) «Вспаханная земля» К. Писсарро?

 

20. Кто из современных философов сказал: «Мир прекрасен, и вне его нет спасения»:

а) С. де Бовуар;

б) А. Камю;

в) Ж. П. Сарт;

г) Г. Марсель?

 

21. Бельгийский драматург и поэт, лауреат Нобелевской премии, символическая поэтика которого выражала протест против приземленности натурализма; вершина его творчества – пьеса «Синяя птица»:

а) М. Метерлинк;

б) Э. Верхарн;

в) Ж. Роденбах;

г) К. Лемонье?

 

22. Кто из художников является основоположником одного из видов абстрактного искусства, называемого «супрематизм»:

а) Р. Делоне;

б) К. Малевич;

в) В. Кандинский;

г) С. Дали?

 

23. Общее наименование кризисных явлений конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом:

 

а) модернизм;

б) декаденство;

в) дадаизм;

г) абстракционизм?

 

24. Кто из известных итальянских кинорежиссеров прославился фильмами «Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь», «Город женщин» и другими:

а) Л. Висконти;

б) Ф. Феллини;

в) Ч. Дзаваттини;

г) Р. Росселини?

 

25. Как называется наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой:

а) биоценоз;

б) экология;

в) биология;

г) бионика?

 

26.  Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается оригинальная концепция истории человечества:

а) «Исследование истории»;

б) «Россия и Европа»;

в) «Закат Европы»;

г) «Сумма технологий»?

 

27.  В каком году была принята «Всеобщая декларация прав человека»:

а) в 1948 г.;

б) в 1956 г.;

в) в 1975 г.;

г) в 1976 г.?

 

Тема 9. КУЛЬТУРА РОССИИ

1. Событием первостепенной исторической важности, имевшим огромное значение для развития русской государственности и культуры
в Х веке, было:

а) возникновение письменности;

б) принятие Русью христианства;

в) образование древнерусской народности;

г) строительство древнерусских городов?

 

2. Как называлось в Древней Руси серебряное или золотое украшение, надевавшееся на шею:

а) бусы;

б) гривна;

в) монисты,

г) ожерелье?

3. Стремление к отходу от средневекового аскетизма, рост интереса к внутреннему миру человека, усиление жизнеутверждающего начала проявились в творчестве:

а) Ивана Грозного;

б) Андрея Рублева;

в) Ярослава Мудрого;

г) Феофана Грека?

4. Этот памятник архитектуры (1194-1197) с исключительной выразительностью воплотил в камне мысль о могущественной княжеской власти. Его особенности: крестово-купольный храм, богатейшее резное убранство, изображение зверей и чудовищ, растений и ангелов:

а) Димитровский собор во Владимире;

б) Софийский собор в Киеве;

в) собор Ярослава Мудрого;

г) Софийский собор в Новгороде?

5. Становление русского народного театра связывают с деятельностью:

а) церкви;

б) скоморохов;

в) жонглеров;

г) трубадуров?

6. «Сближение с Европой было в глазах русского царя только средством для достижения цели, а не самой целью». О каком царе идет речь:

а) И. Грозном;

б) Петре I;

в) Петре III;

г) Павле I?

7. Определите, в каких жанрах работал И. Е. Репин:

а) натюрморт;

б) историческая картина;

в) пейзаж;

г) библейский?

8. Из какой оперы П. И. Чайковского ариозо «Что наша жизнь?...»:

а) «Иоланта»;

б) «Евгений Онегин»;

в) «Пиковая дама»;

г) «Мазепа»?

9. Кто из известных деятелей русской культуры написал в начале XII в. «Повесть временных лет»:

а) Кирилл;

б) Мефодий;

в) Нестор;

г) Златоцвет?

 

10. Как называется созданное на Руси в конце XII в. выдающееся произведение мировой средневековой литературы:

а) «Слово о законе и благодати»;

б) «Слово Даниила Заточника»;

в) «Слово о полку Игореве»;

г) «Слово о погибели Русской земли»?

11. Что нанесло громадный урон русской национальной культуре XII – XVI вв.:

а) феодальная раздробленность русского государства;

б) монголо-татарское иго;

в) отрыв культуры Руси от культуры Европы;

г) отрыв культуры Руси от культуры Византии?

12. Какой век называют «золотым веком» новгородской монументальной живописи:

а) XII в.; 

б) XIII в.;

в) XIV в.;

г) XV в.?

13. Кто является автором иконы «Троица», написанной для иконостаса Троицкого собора:

а) Д. Черный;

б) А. Рублев;

в) Ф. Грек;

г) Прохор с Городца?

14. Основатель русского книгоиздания, первопечатник:

а) Ф. Скорина;

б) И. Федоров;

в) И. Гуттенберг;

г) Я. Мстицлавец?

15. Социальный слой русского общества XVII в., в котором уровень гра мотности был наиболее высоким:

а) помещики;

б) купечество;

в) посадские люди;

г) крестьяне?

16. Какая книга была издана и продана в 1651 г. в России огромным по тому времени тиражом и продавалась по доступной цене:

а) Псалтырь;

б) Часослов;

в) Букварь;

г) Грамматика?

 

17. Кто из русских литераторов XVII в. был учителем царских детей:

а) Епифаний Славнацкий;

б) Арсений Сатановский;

в) Карион Истомин;

г) Симеон Полоцкий?

18. Кто из русских просветителей XVII в. создал первую грамматику, ставшую учебником и включавшую в себя четыре раздела: орфографию, этимологию, синтаксис, просодию (т.е. ударение и произношение):

а) В. Бурцев;

б) М. Смотрицкий;

в) А. Палицын;

г) С. Полоцкий?

19. Княгиня, деятельница русской культуры, директор Петербургской академии наук и президент Российской академии наук:

а) А. Я. Ефименко;

б) Е. Р. Дашкова;

в) А. П. Бунина;

г) Е. П. Ростопчина?

20. Кто из русских историков был участником Полтавской битвы:

а) В. Н. Татищев;

б) И. Н. Болтин;

в) П. П. Шафиров;

г) М. М. Щербаков?

21.  Кто из русских царей издал указ о строительстве на Красной площади театра на 400 мест – первого в России общедоступного театра:

а) Екатерина II;

б) Петр I;

в) Петр III;

г) Павел I?

22. Кто из русских скульпторов, представителей классицизма, создал
галерею скульптурных портретов А. М. Голицына, М. Р. Паниной,
И. Г. Орлова, М. В. Ломоносова:

а) Ф. Г. Гордеев;

б) Ф. И. Шубин;

в) И. П. Витали;

г) Б. И. Орловский?

23. Произведения какого русского литератора впервые отразили идеи классицизма:

а) В. В. Капниста;

б) Д. И. Фонвизина;

в) Г. Р. Державина;

г) А. Д. Кантемира?

24. Кто из знатных людей XVIII в. был владельцем крупнейшего в России крепостного театра:

а) Я. П. Шаховский;

б) Н. П. Шереметев;

в) И. И. Шувалов;

г) А. Д. Шишкова?

25. Кто из русских литераторов XVIII в. написал известные комедии «Корион», «Бригадир», «Недоросль»:

а) А. П. Сумароков;

б) В. К. Тредиаковский;

в) Г. Р. Державин;

г) Д. И. Фонвизин?

26. Кто из русских архитекторов, работавших в стиле барокко, создал Смольный монастырь, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец:

а) И. Е. Старов;

б) В. И. Баженов;

в) В. В. Растрелли;

г) М. Ф. Казаков?

27. Русский ученый, возродивший искусство мозаики:

а) Д. И. Виноградов;

б) М. В. Ломоносов;

в) В. М. Севергин;

г) А. К. Нартов?

28. Кому из русских поэтов принадлежат слова: «Любви все возрасты по-корны»:

а) А. С. Пушкину;

б) Г. Р. Державину;

в) М. Ю. Лермонтову;

г) П. А. Вяземскому?

29. Какое художественное произведение первой половины XIX в. было названо В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни»:

а) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина;

б) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова;

в) «Горе от ума» А. С. Грибоедова;

г) «Ревизор» Н. В. Гоголя?

 

30. Русский художник, автор жанровой картины «Дети, бегущие от грозы», а также ряда красочных жанрово-исторических сцен, портретов:

а) В. А. Тропинин;

б) В. В. Пукирев;

в) К. Е. Маковский;

г) П. А. Федотов?

31. «Отец» русской классической музыки:

а) М. И. Глинка;

б) А. С. Даргомыжский;

в) А. Н. Серов;

г) А. Н. Верстовский?

 

32. Кто из русских художников написал знаменитую картину «Девятый вал»:

а) А. И. Куинджи;

б) И. К. Айвазовский;

в) Б. М. Кустодиев;

г) В. В. Верещагин?

 

33. Укажите одного из самых популярных кинорежиссеров в 70–80-х гг., снявшего картины «Гараж», «Карнавальная ночь», «Служебный роман» и др.:

а) Л. И. Гайдай;

б) Э. А. Рязанов;

в) Э. Г. Климов;

г) Н. С. Михалков?

 

Тема 10. КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ

 

1.  Языческий бог, который, согласно преданиям, способствовал достатку и хорошему урожаю:

а) Хорс;

б) Купала;

в) Велес;

г) Ярило?

 

2.  Древнеславянская богиня любви и весеннего пробуждения:

а) Денница;

б) Мокша;

в) Лада;

г) Доля?

 

3. Как в Беларуси в XVIII в. назывались радзивилловские мастерские, где ткали слуцкие пояса:

а) цеха;

б) персиарни;

в) гильдии;

г) мануфактуры?

 

4. В XII веке в Беларуси было возведено оборонительное сооружение «Белая вежа». Какой архитектурный стиль был применен при ее строи-тельстве:

а) готика;

б) романский;

в) барокко;

г) классицизм?

 

5. Как называли бога-громовержца в славяно-русской мифологии, главу языческого пантеона:

а) Перун;

б) Стрибог;

в) Дажбог;

г) Ярило?

 

6. Кто был руководителем белорусского государственного выездного театра в начале ХХ в.:

а) А. Макаенок;

б) А. Дударев;

в) В. Золоторев;

г) В. Голубок?

 

7.  Какой архитектурный стиль был использован при строительстве гомельского дворца П. Румянцева в 1785 г.:

а) рококо;

б) барокко;

в) классицизм;

г) готика?

 

8.  Выдающийся белорусский и русский деятель XVII в., автор «Букваря языка славянского»:

а) Н. Гусовский;

б) С. Полоцкий;

в) Ф. Скорина;

г) М. Смотрицкий?

 

9.  Какое имя в миру было дано Евфросиньи Полоцкой:

а) княжна Анастасия;

б) княжна Предслава;

в) княжна Рогнеда;

г) княжна Ольга?

 

10.  При каком князе был построен в Полоцке Софийский собор:

а) Рогволоде;

б) Изяславе;

в) Брачиславе;

г) Всеславе?

 

11.  В каком памятнике славянской литературы была упомянута битва на Немиге:

а) «Повесть временных лет»;

б) «Слово о полку Игореве»;

в) «Слово о законе и божьей благодати»;

г) «Житие Александра Невского»?

 

12.  Живописец, представитель Витебской художественной школы, автор фантастических, иррациональных произведений («Над городом»):

а) М. Шагал;

б) К. Малевич;

в) Ю. Пен;

г) Я. Кругер?

 

13.  В 1928 г. на базе Минского института белорусской культуры основали:

а) Белорусский государственный институт культуры;

б) Белорусский государственный университет;

в) Белорусскую академию искусств;

г) Белорусскую академию наук?

 

14. Кто в Беларуси стал создателем первого светского театра в XVIII в.:

а) М. К. Огиньский;

б) В. Дунин-Марцинкевич;

в) У. Ф. Радзивилл;

г) Я. Бландт?

 

15.  Кому принадлежат эти строки: «Мой родны кут, як ты мне м i лы !. .. »:

а) Я. Коласу;

б) К. Буйницкому;

в) М. Богдановичу;

г) Я. Купале?

 

16.  Белорусский писатель, автор пьесы «Павлинка»:

а) Я. Колас;

б) К. Буйницкий;

в) М. Богданович;

г) Я. Купала?

 

17.  Составитель первой славянской грамматики (XVII в.):

а) М. Ломоносов;

б) С. Полоцкий;

в) М. Смотрицкий;

г) В. Тяпинский?

 

18.  Автор произведений «Дикая охота короля Стаха», «Черный замок Ольшанский» и др.:

а) К. Чорный;

б) К. Крапива;

в) В. Короткевич;

г) Н. Гилевич?

 

19.  Белорусский художник, автор серии работ «Числа на сердце», в которых он отразил бесчеловечность фашизма:

а) Г. Ващенко;

б) М. Савицкий;

в) Л. Щемелев;

г) В. Цвирко?

 

20. Какому русскому писателю принадлежат данные строки, посвященные князю Всеславу:

«Князь Всеслав в железы был закован,

В яму брошен братскою рукой:

Князю был жестокий уготован

Жребий, по жестокости людской…»:

а) И. Бунину;

б) А. Толстому;

в) И. Тургеневу;

г) А. Горькому?

 

21. Белорусский первопечатник и просветитель:

а) Кирилл Туровский;

б) Франциск Скорина;

в) Микола Гусовский;

г) Василий Тяпинский?

22. Кто был наиболее ярким представителем эстетики барокко восточнославянской разновидности? В основе его стихов лежит мысль о двух уровнях красоты – телесной и духовной:

а) Симеон Полоцкий;

б) Микола Гусовский;

в) Франциск Скорина;

г) Василий Тяпинский?

23. Белорусский художник из Голынца, который нарисовал икону «Рождение Богоматери», где использовал архитектурный пейзаж за окном, предметы быта Беларуси XVII в.:

а) Симеон Полоцкий;

б) Феофан Грек;

в) Петр Евсеевич;

г) Андрей Рублев?

24. Декоративно-прикладное искусство Беларуси XVII – XVIII вв. развивалось под влиянием:

а) барокко;

б) классицизма;

в) реализма;

г) готики?

25. Какой театр обслуживал город и деревню, герои пьес которого высмеивали панов и помогали бедным, играя на белорусском языке:

а) школьный;

б) церковный;

в) народный;

г) придворный?

 

26. В «Сморгонской академии» готовили:

а) профессиональных актёров;

б) дрессированных медведей;

в) служителей церкви;

г) жонглёров?

 

27. Создавая в XVIII в. пышные резиденции магнатов с парадными залами, зодчие использовали богатый арсенал художественно-композицион-ных средств архитектуры какого стиля:

а) романского;

б) позднего барокко или рококо;

в) классицизма;

г) готики?

 

28. Дворцы Огиньского, Сапеги, Валицкого (все в Гродненской области) были построены в стиле:

а) классицизма;

б) барокко;

в) рококо;

г) готики?

29.  Самое значительное место в творчестве Ивана Хруцкого второй половины 1830-х годов занял жанр:

а) пейзажа;

б) портрета;

в) натюрморта;

г) батального?

 

30. Автор трилогии «Люди на болоте»:

а) К. Крапива;

б) И. Мележ;

в) А. Макаёнок;

г) В. Короткевич?


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................. 3

Тема 1. Теория культуры. Культурология...................................... 4

Тема 2. Культура первобытного общества и древних цивилизаций  9

Тема 3. Культура Древней Греции.................................................. 13

Тема 4. Культура Древнего Рима.................................................... 18

Тема 5. Культура Византии и Европейского Средневековья......... 23

Тема 6. Культура Возрождения. Культура Европы XV–XVII вв.. 28

Тема 7. Культура Нового времени.................................................. 33

Тема 8. Культура Европы XX в....................................................... 39

Тема 9. Культура России.................................................................. 43

Тема 10. Культура Беларуси............................................................ 49


Учебное издание

ПЕТРАШЕНЬ Ирина Андреевна

МИНЧЕНКОВА Людмила Николаевна

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тесты

Учебно-методическое пособие

Ответственный за выпуск И. В. Лаврик

Редактор Н. В. Рябкова

Компьютерная верстка С. Л. Дудко

Корректор Н. А. Бебель

 

Подписано в печать 7.07.2008 г. Формат 60×841/16.

Бумага газетная. Гарнитура «Times New Roman».

Отпечатано способом ризографии.
Усл. печ. л. 3,25. Уч.-изд. л. 2,8. Тираж 150. Заказ 78.

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства».

220086, Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3.

Лицензия ЛИ № 02330/0133342 от 29.06.2004 г.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!