Место дисциплины в учебно-воспитательном процессе
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
СВЯЩЕННЫЙ СИНОД
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
КОМИТЕТ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С КАЗАЧЕСТВОМ
Примерное содержание
Дополнительной дисциплины
Воскресной школы для детей
«православные истоки КАЗАЧЕСТВА»[*]
для детей 11–13 лет
Москва-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование актуальности дисциплины
С 1991 года в России идет активный процесс возрождения казачества. В настоящее время казачьи общества организованы в большинстве регионов России.
Казачество в истории России всегда играло особую роль – оно населяло окраины страны, защищая его рубежи. Приходя на новые земли, казаки приносили с собой земледелие, а для общинной жизни – крест и Евангелие. Казаки строили икрепости, и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Казачий историк XIX столетия Пудавов В. В. так характеризует образ жизни людей вольного периода казачьей истории: «Проникнутая высоким чувством Христианства, жизнь эта пролегала в непрерывной кипучей борьбе и, нося на себе кровавый венец мученический, всегда оставалась торжествующей победительницею во славу веры Христовой и царства Русского». Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были – «За веру…». Служению вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная, деятельностная форма – с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно духовному служению. Как правило, путь состарившегося казака, «переход майдана», лежал в этом случае в монастырь, где он очищался от последствий «кровавого промысла» подвигами духовными».
|
|
В основе образа жизни казака традиционно лежали в первую очередь православная вера и любовь к Отечеству. Эти чувства составляли духовный стержень казачества. Потому и говорили казаки о себе: «Мать казака – православная вера, а шашка – сестра». Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни.
Современные казаки – наследники и продолжатели славных казачьих традиций. А это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова.
«Быть православным – значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком – значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
|
|
Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, – только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям – политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество. Нет казака без доблести, силы духа, духовной чистоты и православной веры. На этом всегда стояло и ныне возрождается в былой славе и новой силе казачество.
14 октября 2009 года в Новочеркасске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял казачество под свое духовное водительство.
Воскресные школы, организованные при приходах Русской Православной Церкви, способны помочь казакам сохранять и передавать духовные ценности и традиции казачества подрастающему поколению казачат. Для этого в воскресных школах полезно организовать изучение дополнительной дисциплины «Православные истоки казачества», используя активные формы проведения занятий, такие как занятие-паломничество, занятие-путешествие во времени, занятие-исследование, занятие – исторический портрет, занятие – час подлинника, занятие – работа с первоисточником (архивами), занятие перед иконой, занятие-открытие, занятие – театрализация казачьих традиций, занятие-игра и т.д.
|
|
Примерное содержание дополнительной дисциплины «Православные истоки казачества» (далее – дисциплина) соответствует основным принципам Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации для детей 11–13 лет.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины направлено на достижение следующей цели: содействие приобщению воспитанников воскресных школ к исконным традициям и укладу жизни православного российского казачества.
Задачи:
– формирование целостного представления о месте и роли православного российского казачества в историческом процессе развития России;
– освоение систематизированных знаний об истории, культуре, духовно-нравственных традициях и ценностях православного российского казачества;
– применение воспитанниками полученных знаний и представлений в личной жизни для христианского самосовершенствования.
|
|
Место дисциплины в учебно-воспитательном процессе
1.3.1. Дисциплина реализуется в качестве дополнительной дисциплины Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви для детей 11–13 лет.
1.3.2. Примерный срок наставления в вере по дисциплине – 28 занятий.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Воспитанник, освоивший дисциплину «Православные истоки казачества», должен:
– знать культурные и духовные традиции православного российского казачества;
– уметь излагать основные этапы истории казачества, факты жизни и деятельности казаков, сыгравших выдающуюся роль в истории казачества и России;
– иметь навык разумного обоснования особенностей исторического понимания православного казачества как особого пути служения Богу и Отечеству;
– применять полученные знания и представления о православном российском казачестве в личной жизни детей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ
И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Результаты воспитания на традициях Православия:
а) осознание себя носителем славных традиций православного российского казачества, православным христианином, устремленным к служению Богу и Отечеству;
б) осознание себя верным чадом Русской Православной Церкви;
в) формирование целостного взгляда на историю православного российского казачества;
г) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе, казачьей доблести;
д) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
е) формирование ответственности за судьбу Отечества;
ж) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным отечественным ценностям.
2. Результаты обучения религии и религиозного воспитания:
– знание традиций православного российского казачества;
– знание основных событий истории православного российского казачества;
– умение рассказать о казачьих героях и святых;
– умение рассказать хронологию и содержание основных этапов истории православного российского казачества и объяснить их смысл;
– умение раскрыть нравственное содержание православных казачьих заповедей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– понимания процессов, происходящих в духовно-нравственной жизни современного общества;
– выражения собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе;
– использования знаний православных казачьих традиций христианской нравственности для личной благочестивой жизни.
СЕТКА РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Разделы и темы | Всего занятий | Занятия в классах
| Практические занятия | Выездные занятия | ||||
Модуль I: История казачества – 13 ч. | |||||||||
1 | Цели и задачи курса. Происхождение казачества. Духовные истоки | 2 | 2 |
|
| ||||
2 | Казачья вольница и служба казаков России | 4 | 2 | 1 | 1 | ||||
3 | Казачество в ХХ веке. Казаки-новомученики | 4 | 2 | 1 | 1 | ||||
4 | Казачество в эмиграции. | 1 | 1 |
|
| ||||
5 | Современное состояние российского казачества | 2 | 2 |
|
| ||||
Модуль II: Религия, культура и быт и казачества – 9 ч.
| |||||||||
6 | Религиозные взгляды казаков | 1 | 1 |
|
| ||||
7 | Православные праздники, особо почитаемые у казаков | 2 | 2 |
|
| ||||
8 | Казачьи святые и святыни | 2 | 2 |
|
| ||||
9 | Культура и быт казачества | 4 | 1 | 1 | 2 | ||||
Региональная специфика казачества – 5 ч. | |||||||||
10 | История казачества в регионе. Особенности обычаев и традиций | 2 | 2 |
|
| ||||
11 | Говоры. Кухня. Одежда. Казачья справа | 1 | 1 |
|
| ||||
12 | История монастырей и храмов, построенных казаками, по инициативе казаков или с их участием | 2 | 1 |
| 1 | ||||
13 | Подведение итогов. Творческие работы | 1 | 1 |
| |||||
ИТОГО: | 28 | 19 | 4 | 5
Мы поможем в написании ваших работ! |