Багдад как крупный торговый центр
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Реферат на тему:
«Багдад и Каир как международные центры средневековой торговли»
Работу выполнила: студентка 1 курса
факультета Мировой экономики
173 группы
Халбаева Е.А.
Научный руководитель: Доктор экономических наук
Гловели Г.Д.
Москва
2017
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Арабский халифат………………………...……………………………..4
2.1 Законы шариата……………………………………………………...5
2.2 Заимствование арабских инноваций в Европу…………………….5
3. Багдад как крупный торговый центр…………………………………...6
3.1 Главные торговые маршруты……………………………………….6
3.2 Багдад и Великий шёлковый путь…………………………………..6
3.3 Главные экспортируемые товары…………………………………...7
4. Фатимидское государство……………………………………………….8
4.1 Экономика Фатимидов до XI века………………...………………...9
4.2 Арабские ценные бумаги……………………………………………10
4.3 Главные ремесла Фатимидского государства………..……………10
4.4 Каир и внешняя торговля…………………………………………….11
5. Багдад и Каир……………………………………………………………..13
6. Вывод……………………………………………………………………...13
Введение
Арабский халифат – огромное государство, возникшее в результате множественных завоеваний. Исламское завоевание империи, которая простиралась от Испании до границ Китая во внутреннюю Азию, создало огромную экономическую единицу, которая также объединила морскую торговлю Средиземноморья и Индийского океана (величайшие центры экономической деятельности в средневековом мире). Торговля, как профессия, всегда была более благоприятной в исламском мире, чем в Европе. Для многих мусульман торговля была почти необходимой, поскольку перевозка небольших партий товаров для продажи была обычным способом финансирования паломничества в Мекку, которое должны были совершить все мусульмане в их жизни.
|
|
Отсутствие политических барьеров в этой обширной сфере помогло движению не только торговли, но и также армий, ремесленников, ученых и паломников. Правительство, города, сельское хозяйство и дальняя торговля - все питает друг друга и, следовательно, процветает. Крупные города исламского мира нуждались в продовольствии и сырье, а дворцы, мечети и аристократы требовали роскоши для проявления богатства и власти. Арабские торговцы были готовы их снабжать. [7]
Легкость торговли в исламском мире также означала, что новые идеи, методы и изобретения могли свободно распространяться. На самом прозаическом уровне, например, коврик, изготовленный в Китае, мог бы быть проданным в Алжире в течение года, и технику его изготовления могли бы изучить и скопировать местные мастера. Изобретения, такие как вращающееся колесо, переместились из Китая в Европу через исламские торговые пути. Также благодаря торговле, книги могли быстро перемещаться по Исламскому миру. [7]
|
|
Хотя торговля была обложена налогом, исламское правительство обычно не вмешивалось в торговлю и многое сделало для ее поддержки.
Арабский халифат
В Арабском халифат быстро росли города, где торговые операции были сосредоточены на хорошо организованных базарах. Хорошо была развита сфера финансовых услуг – можно было с легкостью получить кредит или обменять деньги в ростовщиков (саррафов). В городах халифата были накоплены богатства, а способность арабской экономики приумножать это богатство намного превосходила европейскую экономику тех времен. Капиталы располагались в крупных финансовых центрах, таких как Дамаск, Медина и Багдад
В прежние времена Дамаск славился сухофруктами, вином, шерстью, бельем и шелками. «Дамаск» - так назывался тип узорчатой ткани , город был назван в честь этих шелковых тканей. Город был примечателен также для изготовления и перевалки поврежденных лезвий из стального меча, которые были исключительно жесткими и упругими.
|
|
Важность Дамаска как города-каравана была очевидна благодаря торговым маршрутам из Южной Аравии, Пальмиры, Петры и Шелкового пути из Китая, все сходятся на нем. Город удовлетворил римские требования восточной роскоши.
Столица была завоевана халифом Умаром I в 636 году. Сразу после этого сила и престиж города достигли своего пика, когда он стал столицей империи Омейядов, которая простиралась от Испании до Индии с 661 до 750. В 744 году последний халиф Омейядов , Марван II, перенесла столицу в Харран в Джазире, и Дамаск никогда не возвращался к политической известности, которую он провел в тот период.
После падения Омейядов и установления халифата Аббасидов в 762 г. году столица была перенесена из Дамаска в Багдад. Поскольку халифат Аббасидов уменьшился, Дамаск пострадал от преобладающей нестабильности и попал под контроль местных династий.
К началу X в. финансовые услуги были наиболее развиты именно в Багдаде – новой столице Арабского халифата. К X в. он стал огромным промышленным центром ( на тот момент там проживало около миллиона человек) [3, с. 211 ]
|
|
Срединное положение Арабского халифата на перекрещивавшихся международных торговых путях, по которым товары из стран Дальнего Востока и Индии поступали в Европу, определило его выдающееся значение в международной транзитной торговле. Но гораздо большее значение для экономики халифата имели торговые отношения между различными странами, входившими в состав этого обширного государства, расположенного между двумя океанами — Индийским и Атлантическим— и омывавшегося четырьмя морями — Средиземным, Черным, Красным и Басрийским (Персидский залив). Широкой базой оживленного торгового обмена служили развитое ремесленное производство и хорошо освоенная добыча полезных ископаемых. [1, с. 231-232]
Закон шариата препятствовал мусульманам взиманию платы или выплаты процентов, но это, похоже, не мешало развитию экономической активности в исламском мире по сравнению с тем, что было в древности.
Арабские торговцы создали для себя новые финансовые институты и инструменты, которые не были доступны в более ранние времена. Международные банки были созданы и распространены по модели сасанидской (древнеперсидской) банковской системы. В Багдаде сформировался многочисленный слой профессиональных финансистов, принимавших депозитные вклады, выдававших кредиты для финансирования торговли с дальними странами и даже предоставлявших займы государству. Финансисты в Багдаде были настолько многочисленны, что занимали отдельную улицу. [3, с. 211]
Багдад как крупный торговый центр
С основанием Багдада, основанного на Тигре, рядом с разрушенным Ктесифоном и недалеко от мест, где располагались прежде Вавилон и Селевкия. С захватом арабов Мерва, Балха и других оазисных городов начался расцвет портовой Басры. [2]
Выбирая место для своей новой столицы, аль-Мансур учитывал также и ее стратегическое значение. С политической и коммерческой точки зрения Багдад играл в Халифате ту же роль, что Александрия в древнегреческой ойкумене.
Багдад был важным центром, через который проходили международные торговые маршруты, включая Великий шёлковый путь. Важность Багдада заключалась в том, что его коммерческие зоны распространились на Китай, Индонезию и Японию на востоке и достигли Скандинавии и Британских островов на западе. Географическое расположение, посередине между северным и южным районами, сделало Багдад рынком для различных товаров и продуктов – он был полон товаров со всего мира, поэтому город и был центром интересов торговцев с востока и запада. Кроме того, Багдад был расположен на маршрутах торговли и караванов, так как он находится на дороге в Басру, Мосул, Анатолию, Шам и Арабский залив. Поэтому Багдад был местом, через которое проходила большая часть всех караванов как по суше, так и по воде.
Сотни судов из всех от Китая до Африки перевозили различные виды товаров и продуктов из Багдада. Такими товарами были, к примеру, слоновая кость и эбеновое дерево из Восточной Африки, золото и верблюжьи шкуры из Северной Африки; фарфоровые изделия, седла, чернила, бумага, рабочие лошади, павлины, шелка, лекарства из Китая; Взамен арабские торговцы вывозили на Ближний Восток и Европу товары, произведенные в Багдаде, которые затем транспортировались в Болгарию, Бухару, Самарканд и даже на Русь. [7, с. 5]
В дополнение к морскому пути из Багдада в Басру и через арабский залив в порты Индии и Китая существовали наземные маршруты, связывающие Багдад с Сирией, Средиземным морем и Европой. В целом, перевозка по морю была намного эффективнее и безопаснее, чем по суше. [4, с. 111]
Среди свидетельств арабо-китайских военно-морских отношений есть зафиксированное наличие китайских кораблей в порту Убулла под Басрой, когда он был завоеван арабскими мусульманами. Также по пути в Китай у арабов было много коммерческих центров, в которых они поселились: они направились к побережью Индии, а затем на Цейлон, и оттуда они продолжили свое путешествие до Гуанчжоу на юге Китая. Гуанчжоу был городом, специально построенным правительством Тан для торговли с исламскими землями. [4, с. 111]
Багдадская дорога, связанная с востоком - наземный шёлковый путь. Эта дорога, начавшаяся с Багдада к востоку, считалась самой важной в мире торговой дорогой в средние века. Этот маршрут не ограничивался караванами, которые везли шёлк из Китая в Багдад, а затем в Средиземное море и Европу, но это была также коммерческая дорога для всех видов товаров и продуктов, которые перевозились через Багдад между югом и юго-востоком Азии и Средиземным морем (сеть коммерческих дорог, которые были разделены во внутренней Азии и достигали Чангана (нынешний Сиань) через пустыню Такла-Макан, Таримскую впадину, Кашгар, а затем Антиохии на побережье Средиземного моря). [7 с. 11]. Караванские маршруты пересекали большую часть исламского мира, но между городами было построено несколько дорог, которые могли бы поддерживать колесные транспортные средства. Индивидуальные караваны могли состоять из пяти тысяч верблюдов.
Шёлк был основным торговым материалом Китая со странами Средиземного моря и Западной Азией, где шёлк-сырец, его нитки и шелковые ткани были транспортированы и обработаны в Ираке и либо использованы, либо экспортированы в другие районы. [7 , с.11]. Несомненно, этот путь, по которому человеческие знания передавались с континента на континент, сыграл важную роль в передаче торговли, людей и цивилизации между Восточной и Западной Азией и Средиземным морем и Европой. В период процветания этой дороги в средние века, в текстильной и шелковой промышленности мира, Багдад экспортировал и импортировал шелковые изделия из текстиля из четырех уголков мира.
В Средние века основным источником богатства была сельскохозяйственная эксплуатация земли. Однако дальнейшее объединение торговых путей между Дальним Востоком и Средиземным морем сделали международную торговлю гораздо более выгодной, чем в древности. Самые главные из экспортируемых товаров были товары текстильного производства: льняные, хлопковые, шелковые, шерстяные ткани, а также стекло, бумага, ювелирные изделия, ценные специи, предметы роскоши, ковры. Из Европы в мусульманские страны привозили изделия из кожи, пушнину; железо и лесоматериалы, каштановое дерево для строительства новых кораблей. Кроме того, из Багдада товары реэкспортировались в районы, которые нуждались в них, так как в столице было больше товаров, чем в странах происхождения, откуда эти товары были привезены.
Упадок Багдада как города, совпал с появлением Каира и передал свое значение самого крупного центра международной торговли новой столице Египта. В период расцвета в Багдаде проживало около двух миллионов жителей, и он являлся самым крупным городом в мире, но после монгольских завоеваний XIII в. полностью утратил свое значение и былую роскошь.
Фатимидское государство
Государство Фатимидов образовалось в 909 г. в провинции Ифрикия, современном Тунисе, в результате восстания берберских племен во главе с Абу Абдаллахом и Убейдаллахом, исмаилитским имамом. Фатимидский халифат откололся от халифата Аббасидов. Далее Фатимиды предпринимали неоднократные попытки овладеть Египтом, однако сделать это удалось только в 969 г., когда Джаухар (бывший раб – христианин из Сицилии) под командованием правнука Убейдаллаха вторгся в Фустат и основал в его окрестностях новую столицу – Каир.
В первую очередь, Фатимиды интересовались внутренними экономическими делами своей новой территории, однако, на удивление, вели довольно открытую внешнюю политику. Так, например, впервые за всю историю Египта, в торговле предпочтение больше отдавалось европейцам, а именно - заключение соглашений и союзов. Особенно тесная связь была установлена с Италией – главным торговым партнером Египта на тот момент была Сицилия. Особенно большим спросом пользовался папирус.
Возрождение египетско-европейского торгового сотрудничества побудило арабских торговцев возвращаться назад из Индии через Красное море, а не Персидский залив, из-за чего основной поток транзитных товаров был отвлечен от Персидского залива и центр экономической тяжести начал сдвигаться из Месопотамии в Восточное Средиземноморье.
Вплоть до второй половины XI в. при правлении Фатимидов экономика страны испытывала подъем. Торговля, земледелие и ремесло развивались и приносили хороший доход. Главным аграрным новшеством в развитии экономики города стала трансформация земель государственного фонда. Все это происходило в главной мечети Фустата, бывшей столицы Египта (постепенно сливавшейся с Каиром). Главным условием был взнос в казну, тогда подобные соглашения заключались на срок до шести лет. Такой акт соглашения о сдаче на откуп назывался кабала, по договору взятые на откуп земли (акта) могли обрабатываться членами семьи откупщика, но, по-видимому, больше преобладала трудовая аренда. В арабском мире давно были известны письменные долговые обязательства (суфтаджа). Предположение, что европейский вексель возник в Италии под влиянием суфтаджи, высказывалось не раз. Фернан Бродель считал, что «вексель, давно известный в странах победоносного ислама ІХ–Х вв., зародился на Западе в ХІІ в.», потому что и там деньги «должны были перемещаться на огромные расстояния, через все Средиземноморье и от итальянских городов к ярмаркам Шампани». Другие осторожно отнеслись к таким параллелям, но, как бы там ни было, существование разветвленной системы торговли на далекие расстояния, требовало инструмента для безопасной передачи денег. Таким инструментом стала суфтаджа. Создатели исламского права разработали правовую конструкцию передачи долгового обязательства (хавала, hawala), воплощенного в документе – суфтаджа, однако они не определили формальные требования к самому документу, который составлялся в произвольной форме как долговое обязательство. Принципы хавалы и правила использования суфтаджи появились в VIII в. в завершенном виде уже в трактатах основоположников исламского права. Сохранившиеся документы Х в. еврейских купцов Каира подтверждают распространенность суфтаджи, с помощью которой крупные суммы можно было безопасно передавать на большие расстояния. Суфтаджа особенно широко использовалась членами коммерческих объединений – гирад (qirad), дававших возможность обходить запрет на кредит под проценты с помощью неформальных договоренностей. Право выписывать суфтаджу имело любое лицо, и этот документ получил широкое распространение в Арабском халифате. Однако со временем понятие «суфтаджа» использовалось всё реже, и на смену ему пришло понятие «хавала», обозначавшее теперь не только правовой механизм передачи долгового обязательства, но и сам документ, используемый для этого. [3, с. 211]
Сохранившиеся с древности города были главными центрами ремесел, таких как искусство изготовления тканей. Льняные ткани изготавливали в Александрии, Дамиетте, Тиннисе и др. Выделка шелковых тканей преобладала в Нижнем Египте, куда привозилось сырье из Италии (Сицилия), Ирана, Ирака и Сирии. В Верхнем Египте преобладало изготовление шерстяной ткани и одежды. [8, с. 268] Появилась технология изготовления бумаги, вытеснившая папирус и пергамент. Обработка металлов, гончарное дело, стекольное, дубление кожи и обработка дерева, изготовление мыла и сахароварение – все это развивалось по всему Египту. Также у Фатимидов было хранилище книг, где находилось примерно шестьсот тыс. различных томов. Здесь имела место книжная торговля и перепись. Фатимидский Египет стремительно развивался и приобретал международную славу. Для увеличения объема импортной продукции были созданы государственные централизованные мастерские по сахароварению и изготовлению бумаги. Остальная продукция была предоставлена мелким хозяйствам.
Каир и Фустат, находясь рядом, имели очень выгодное географическое положение – на берегу Нила, между Верхним и Нижним Египтом, таким образом являясь центром, куда со всей страны стекались купцы и откуда отправлялись товары. Европейская торговля продолжала развиваться и многие европейцы предпочитали покупать специи и шелк в Александрии. В XI в. Из Амальфи, Южная Италия, в Каир одновременно приезжали приблизительно двести, а то и триста купцов.
В окрестностях Каира, как и любого другого крупного города, развивалось товарное производство продуктов земледелия. Центрами обмена между городом и деревнями являлись городские рынки. Однако бывшая столица Египта – Фустат, все еще была на тот момент крупнейшим центром внутренней и внешней торговли. Внешняя торговля приносила Фатимидам огромные доходы в виде пошлины и арендной платы, прибыли от перевозки товаров или непосредственного участия в торговле.
Региональная торговля в основном была ориентирована на два крупных города – Дамаск и Каир, в то время как остальные города играли незначительную роль в торговле. В Дамаск, например, импортировали фрукты и зерно непосредственно из близлежащих районов. Особенные продукты, такие как рис, попадал из долины Хула, молоко привозили из Баальбека, финики и фисташки из Алеппо, а мыло из Сармина. Другие внутренние торги, несомненно, были оживленными, поскольку Алеппо, Иерусалим и другие крупные города переплачивали за продукты, но спрос в Дамаске все еще был самый высокий среди всех прочих. Также Сирийские продукты поставлялись в Каир. Самыми востребованными товарами были масло, мыло, свечи, фрукты, овцы, лошади, металл и дерево. Дамаск импортировал в другие страны керамику, стекло, металл и богатые одежды. Торговцы осуществляли регулярные обмены через прибрежные порты Сирии, Сидона и Бейрута, а также через сухопутные таможенные пункты в Катии на границе сирийско-египетских торговцев. На основании адвалорного налога в пять-десять процентов, доходы Катии, как сообщается, были равны приблизительно тысяче динаров в день. Базары были сохранены в Каире для сирийских торговцев и их продукции, и в течение позднего XII-XIV вв., режим уже захвативших власть Мамлюков помогал этому движению, строя и поддерживая мосты и сараи для караванов в качестве мест для отдыха. Однако мало свидетельство того, что этот импорт был приобретен за счет компенсирующего оттока городских промышленных товаров. Похоже, что шелковицы из Дамаска были экспортированы во внутренние районы и, скорее всего, крестьяне покупали их чтобы самим производить шёлк. Крестьяне, выращивающие зерно, например, шли в Дамаск или Алеппо чтобы продать побольше товара в городе покрупнее. Ценность этой торговли сложно оценить, но она незначительна, так же как избыток крестьянства и их покупательная способность. Более того, крестьяне, которые отправили свою продукцию из дальних регионов Сирии в Дамаск, обычно не совершали там покупки. В целом производство Дамаска отправлялось в Каир, а не в провинции. Торговая система была организована вокруг концентрации сельских продуктов в крупных городах, определенного объема обмена промышленными товарами между Дамаском и Каиром без эквивалентной торговли между гигантами и остальной частью региона. [6, с. 17-18] При Мамлюкском султанате, начиная с XII в. развитие хозяйства пошло на спад, резко ухудшилось состояние народных масс по причине отсутствия необходимого орошения земель и ненадлежащего ухода за ними.
В XVI в. почти все арабские страны были завоеваны турецкими феодалами. В их число входит и Египет.
Багдад и Каир
Расцвет Багдада как культурного и экономического центра пришелся на X-XII вв., в то время как пик развития Каира как крупного промышленного центра пришелся на X-XVI вв. Прямая торговля с Европой в Каире развивалась гораздо лучше, чем в Багдаде. Обе столицы имели очень выгодное географическое положение, что обуславливало возможность быстрой и эффективной торговли не только по стране, но и за рубеж.
Вывод
В общем случае, в городах Востока в Средние века главными функциями являлись административная и военная, но, как и в Европе, большую часть населения составляли ремесленники и торговцы. Отсутствие автономии и постоянные завоевания более отсталыми народами тормозило социальный, культурный и технический прогресс и сохранило пережитки феодальных отношений вплоть до начала XX в. Арабские города уступают звание мировых торговых лидеров из-за Западно-Европейской экспансии, т.к. Ближний Восток всегда привлекал экспансионистов своим местоположением и богатыми ресурсами. В этом состоит и сила, и слабость Востока, ведь нужно быть в любое время готовым ответить на посягательство на эти богатства.
Список литературы
1) Беляев Е.А. Арабы, ислам, и Арабский халифат в Раннее Средневековье./Е.А. Беляев. – 2-е изд. – Москва: Изд-во «Наука», 1966. (Главная редакция восточной литературы)
2) Гловели, Г.Д. Экономическая история : учебник для бакалавров / Г.Д. Гловели. – Москва: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2016. – Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
3) Мошенский С. З. Зарождение финансового капитализма. Рынок ценных бумаг доиндустриальной эпохи / С. З. Мошенский. – Киев: Планета, 2016.
4) Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.)/ И.М. Фильштинский. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: АСТ: Восток-Запад, 2006.
5) Dr. Sabah Mohammad. Baghdad and Silk Route. Al-Mustanseriya University.
https://ru.unesco.org/silkroad/sites/silkroad/files/knowledge-bank-article/baghdad_and_silk_route.pdf
6) Lapidus, Ira M. Muslim cities in the later Middle Ages. – 2nd ed. – Press Syndicate of the University of Cambridge.
https://books.google.ru/books?id=3Vg7AAAAIAAJ&pg=PA18&lpg=PA18&dq=trade+in+cairo+egypt+middle+ages&source=bl&ots=XFbtgRiLry&sig=UVBhGxeMHDVMT8bPceocF_NAFBQ&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjc047UvtPXAhWjQJoKHaMRArgQ6AEIVjAF#v=onepage&q=trade%20in%20cairo%20egypt%20middle%20ages&f=false
7) Skeen, Bradley A. Trade and exchange in the medieval Islamic World. In Crabtree, Pam J. Encyclopedia of Society and Culture in the Medieval World. New York: Facts On File, Inc., 2008. Ancient and Medieval History Online, Facts On File, Inc.
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwiZ0d_BoJTYAhUBLZoKHSNxBEsQFggoMAA&url=https%3A%2F%2Fwww.sanleandro.k12.ca.us%2Fcms%2Flib07%2FCA01001252%2FCentricity%2FDomain%2F991%2FTrade%2520and%2520Exchange.pdf&usg=AOvVaw0L1_fSlHtHNM67pJbd3mq8
8) Udovitch A.L. International Trade and the Medieval Egyptian Countryside. – The British Academy, 1999.
https://www.britac.ac.uk/pubs/proc/files/96p267.pdf
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1184; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!