Источники древнеиндийского права о положении варн
Особенностью права Древней Индии являлось параллельное существование системы светского и религиозного права. Авторитетными источниками древнеиндийского права выступали сборники религиозно-нравственных предписаний — дхармашастры («дхарма» — религиозный долг, мораль, добродетель, норма поведения). Сборники создавались шастринами — брахманами, хранившими религиозную традицию. Дхармашастры представляют собой обширный свод текстов, составлявшихся со второй половины I тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э. Поэтому они содержат массу исправлений и позднейших вставок. Дхармашастры содержали традиционные предписания на все случаи жизни для разных социальных групп. Со временем в дхармашастры стали включать правовые предписания. Они стали важнейшим источником права на уровне общин. Наиболее известные из дхармашастр — Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.). Они состоят из 12 глав и 2685 шлок-стихов, в которых выражены наставления прародителя человечества полубога Ману. Из них лишь незначительная часть отражает правовые нормы (глава 8,9). Законы Ману составлялись под влиянием светского права и отличаются большей упорядоченностью. Правовые нормы в Законах Ману строятся на основе 18 поводов судебного разбирательства (среди них — неуплата долга, нарушение соглашения, клевета, оскорбление действием, кража, насилие, дхарма мужа и жены, раздел наследства и т.д.).
|
|
Другим источником древнеиндийского права являлись артха-шастры — светские трактаты о политике и государственном управлении. Артхашастры создавались в среде кшатриев и содержали сведения о внешней и внутренней политике, устройстве администрации, финансах, уголовном праве, судопроизводстве Древней Индии. Создатели артхашастр опирались на царское законодательство. До настоящего времени сохранилась артхашастра, составленная советником царя из династии Маурьев Каутильей (рубеж IV— III вв. до н.э.). Артхашастры отражали государственный уровень права, хотя и признавали дхармашастры в качестве правовых источников.
В Древней Индии в ведический период (вторая половина II тыс. до н.э. — середина I тыс. до н.э.) складывается система варн — особых сословных групп. В Законах Ману упоминается четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (земледельцы, ремесленники), шудры (слуги). Кроме того, в законах содержатся сведения о «неприкасаемых», которые фактически составляли самую низшую пятую варну. Вероятно, она пополнялась потомками от «неправильных» браков, изгнанными из своей Варны. По Законам Ману «неприкасаемым» предписывалась работа могильщиков, палачей. Они жили вне селений, любое общение с ними запрещалось.
|
|
Три высшие варны (брахманы, кшатрии, вайшьи) своим происхождением были связаны с завоевателями индоариями — основателями государства. Они именовались «дваждырожденными». Второе рождение — обряд инициации (посвящения), связанный с началом изучения священных книг, составлял привилегию этих варн. Обряд посвящения для брахмана производился в 8-летнем возрасте, для кшатрия — в 11 лет, для вайшья — в 12 лет. Изучение Вед без такого разрешения рассматривалось как кража. Шудры — «единождырожденные» устранялись от участия в жертвоприношениях и ритуалах.
За каждой Варной закреплялся наследственный круг занятий. Брахманам и кшатриям запрещалось заниматься ремеслом, торговлей и земледелием. Брахманам следовало изучать Веды, осуществлять жертвоприношения, раздавать и получать милостыню. Кшатрии — военная аристократия — должны были осуществлять управленческие функции. Вайшьям предписывались торговля, ростовщичество, земледелие. Шудры обязаны были со смирением служить высшим варнам. Поведение варн было жестко регламентировано, между ними были проведены четкие религиозно-правовые границы.
|
|
12. Демократизация американского избирательного права в 20 в. Реформы в избирательном праве были проведены путем принятия четырех поправок к Конституции: 17ой (1913 г.), 19ой (1920 г.), 24 (1964 г.) и 26ой (1971 г.). Определенное отношение к избирательному праву имеет и последняя 27-я поправка 1992 г.Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах.
Поправка 17ввела прямые выборы в Сенат (ранее он избирался легислатурами штатов)
Поправкой 19 были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США.
Поправка 23 гласила, что на президентских выборах Вашингтон должен быть представлен в коллегии выборщиков таким же числом выборщиков, каким представлен наименее населённый штат
Поправка 24отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах «в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога», который был своеобразным пережитком ранее существовавшего почти повсеместно имущественного ценза. Хотя сохранявшийся в 11 южных штатах избирательный налог был небольшим, он все же лишал права голоса около 10 млн бедняков, в основном негров. В некоторых штатах (Алабама, Миссисипи и др.) этот налог носил кумулятивный характер, при котором человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за ряд предшествующих лет. В 1965 г. Законом об избирательных правахдействие Поправки 23 было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа «равной защиты закона».
|
|
Поправка 26 снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет. Аналогичные изменения имели место во всех штатах.
Принятые конституционные поправки и соответствующие законы не смогли, однако, гарантировать труднодостижимого (или просто недостижимого) в силу как объективных, так и субъективных причин всеобщего характера выборов в США. Так, на выборах в Конгресс применяется мажоритарная система, при которой в каждом округе избирается один депутат, причем побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов, больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Эта система приводит к тому, что доля мест, полученных той или иной партией в Конгрессе, не соответствует числу собранных ею голосов по стране. Недостатки мажоритарной системы усугубляются так называемой «электоральной геометрией», при которой «нарезка» неравных по количеству жителей избирательных округов часто проводилась с нарушением принципа: равное количество депутатов от равного количества жителей. Начиная с 60-х гг., стала осуществляться политика устранения «электоральной геометрии». В 1962 г. было принято решение Верховного суда по делу Бейкера, в котором подчеркивалось, что избирательные округа должны быть «существенно равными».
Продолжают действовать в избирательном праве штатов некоторые цензы, например, ценз оседлости. Для президентских выборов он равен 30 дням, для других выборов – в зависимости от законов соответствующих штатов.
Сумма денежного обеспечения избирательных компаний постоянно растет. В целях ограничения огромных избирательных расходов в 1971 г. был издан закон, ограничивающий сумму пожертвований со стороны физических и юридических лиц в фонд избирательных компаний Президента и членов Конгресса. Давление, оказываемое на будущих конгрессменов компаниями, пожертвованиями денежных средств, привело к введению государственного финансирования избирательных компаний. Однако возможность получения этих средств доступна не каждому кандидату. Если кандидаты в президенты двух крупных политических партий получают автоматическое право на субсидии от государства, то независимые кандидаты или кандидаты других партий — только с условием получения не менее 5% голосов всех участников предыдущих выборов. Претенденту на выборах в Конгресс нужно также доказать, что его поддержат избиратели. Аргументом поддержки служат пожертвования по крайней мере 5 тыс. долл. от вкладчиков, дающих каждый не более 250 долл. в любых 20 из 50 штатов.
Выборы в Америке не стали действительно всеобщими и из-за массового абсентеизма, который особенно усилился в последние десятилетия. В президентских выборах, и в выборах в Конгресс принимает участие, как правило, немногим более половины всего самодеятельного населения США. Не могли избежать избирательные кампании США и противоправной практики организации клеветнических кампаний против конкурента, незаконного финансирования избирательных кампаний, политического шпионажа и проч. Преступное использование электронной аппаратуры для подслушивания в штаб-квартире демократической партии (в отеле «Уотергейт»), организованное в ходе избирательной кампании с ведома президента-республиканца Р. Никсона, и его ложные показания в ходе расследования привели последнего (после шумного «уотергейтского дела») к отставке вследствие угрозы импичмента.
Поправка 27в1992 г. запретила применять законы, «изменяющие размеры вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей», до проведения следующих выборов в Палату представителей.
Многочисленные законы, принятые в разное время в США в целях искоренения недостатков избирательного права, по признанию самих американцев, оставались и остаются до сих пор малоэффективными. Наиболее ярким примером этого может служить продолжавшаяся более столетия дискриминация негров на выборах после того, как им в 1870 г. Поправкой XV к Конституции были предоставлены избирательные права. Во второй половине XX в. Конгресс США вынужден был снова и снова возвращаться к вопросу о создании правовых гарантий осуществления этих прав.
Древнеиндийское государство
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более 4 тыс.лет назад. Наука располагает скудными историч.сведениями, но хорошо известно, что во 2 тыс.до н.э., когда углубляется соц.расслоение и складывается гос-венность в долине Ганга, чему способствует проникновение на территорию Индии индо-арийских племен. Хараппская культура долины не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов долины Ганга.
Наиболее разнообразные и исторические сведения относятся к магадхо-маурийскому периоду, периоду существования гос.образования – империи Маурьев (4-2 в.до н.э.). Среди литературных памятников этого времени особое место занимает древнеиндийский политич.трактат Артхашастра, припис.Каутилье, советнику основателя империи Маурьев, Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций – дхармасутр («Законы Ману») и дхармашастр.
По государственному устройству Древняя Индия в названный период представляла собой относительно централизованное унитарное государство. Территория его была обширной, включая почти всю территорию Индии и часть территории нынешнего Афганистана. Но в отличие от Древнего Египта и Древнего Вавилона Древняя Индия даже в период своего наибольшего могущества и расцвета (конец IV–III в.в. до н.э.) не была в классическом понимании единым централизованным государством, так как со ставные ее части имели значительную автономию, с которой монарх и его администрация считались. Об этом неоднократно говориться в «Архашастре» Каутильи (Чанакьи) и Законах Ману.
По форме правления Древняя Индия представляла собой монархию, которая никак не может быть поставлена в один ряд с такой ее разновидностью как «восточная деспотия».
Во главе государства стоял монарх, но правовой статус и полномочия его отличались от того, какими они были у монархов Древнего Египта и Древнего Вавилона. Во-первых, личность монарха в Древней Индии не обожествлялась. Более того, он не мог применять не только смертную казнь, но и телесные наказания к брахманам (жрецам), совершившим тяжкие правонарушения. Во-вторых, он рассматривался как высшее должностное лицо, обязанное охранять подданных (§§ 2, 3 главы VII Законов Ману). В-третьих, закон предусматривал ответственность монарха за неисполнение им или ненадлежащее исполнение главной обязанности (§ 111 главы VII Законов Ману). В-четвертых, власть монарха не была безграничной, так как закон предписывал монарху соблюдать обычаи, нормы права. Он и посланные им судьи при рассмотрении дел должны были руководствоваться не своим усмотрением, а обычаями, дхармами и нормами права. В-пятых, власть монарха в Древней Индии не была единоличной, так как он осуществлял ее с помощью шаришада – совета должностных лиц при царе.
Свою власть цари осуществляли с помощью государственного аппарата, состоящего из центральных и местных органов. Государственный аппарат Древней Индии по сравнению с государственным аппаратом Древнего Египта был менее бюрократическим и многочисленным, хотя и был построен на таких принципах, как единоначалие, назначение, ответственность перед царем непосредственно и других, присущих государственному аппарату стран Древнего Востока.
Все чиновники государственного аппарата Древней Индии подразделялись на высших и низших, которые в свою очередь подразделялись в зависимости от сферы управления на определенные категории, виды.
Местный государственный аппарат был создан с учетом административно-территориального деления Древней Индии на провинции, области, города и деревни. Каждой административно-территориальной единицей управлял специально назначенный чиновник. Так, как правило, провинцией управлял царевич или другой близкий родственник царя, а областью (джананиадой) – раджук, выполнявший хозяйственные, полицейские и судебные функции на вверенной ему территории через нижестоящих должностных лиц. К низшим городским чиновникам относился мукхья, который осуществлял на территории городского квартала те же функции, что и раджук на территории области. Поскольку активно действовало общинное самоуправление, то главой деревни (грамы) был деревенский староста, который должен был осуществлять хозяйственные, административные, полицейские и судебные функции.
Государственное устройство.
На полуострове Индостан в начале V в. – 185 г. до н.э. существовала Магадхское государство.
Столицей был город Магадха. В правлении царя, из династии Маурьев, государство Ашока (268-231) достигло могущества. Государственное устройство и право Маурийско - Магдагской державы является предметов изучения.
Развитие государства Древней Индии имеет особенности, отличающий его от других стран Востока.
1. Форма государственного устройства всего Древнего Востока, Восточная деспотия Индии имела особенность – власть правителя была ограничена (индийской общиной (некоторая коллегиальность управления);
2. Существенное влияние на развитие государства, оказала религия.
Центральная власть
Глава государства царь, власть которого обожествлялась.
Ограничивалась власть царя совещанием с наследственной знатью опирающихся на традицию общин.
- Паришад – совет при царе из знати военной и жреческой;
- Тайный совет паришада – состоял из верхушки знати;
- Сабха – совет менее знатных людей;
- Раджа – сабха, состоял из знатных людей.
Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
Система управления была жестоко централизованной. Царь назначал чиновников. Чиновники центрального аппарата были объединены в ведомства: военное, финансовое, налоговое, судебное.
Местная власть
Государство делилось на наместничества, во главе которых, стояли царевичи.
Наместничества были разбиты на провинции (джанипады) управляли ими раджуки – чиновники, назначаемые царем.
Провинции были разделены на области (прадеши).
Области (прадеши) были разделении на округа и города (ахале).
Низовой системой управления были деревенские общины из пяти или десяти селений.
Отдельными деревнями управлял староста (грамма).
Система местного управления была централизована.
Во главе каждой административно-территориальной единицы стоял чиновник, назначаемый сверху.
Надзор за огромным центральным и местным бюрократическим аппаратом, осуществляло специальное контрольное ведомство: царские тайные агенты, шпионы.
Суды
В Древней Индии существовали две системы судов:
1. Царские суды (верховный судья – Охармадьякша);
2. Внутриобщинные суды.
Армия
Главнокомандующий царь, его помощником был командующий армией (сенапати).
Армия состояла из:
1. Кшатриев (наследственных воинов);
2. Наемников;
3. Отряды зависимых союзников.
Население Магадхской державы состояла из группы – Варн: не равных по своему общественному положению, правом, обязанностям.
Варны были замкнуты, нельзя было переходить из одной в другую. Варны были созданы богом Брахмой, и принадлежность в каждой варне, определялось рождением человека. Браки между варнами запрещались.
Бог Брахма для каждой варны дал закон жизни – дхарму.
1. Брахманы должны выполнять жреческие обязанности (они были созданы из уст Бога Брахмы).
2. Кматрии должны заниматься военным делом (созданы из рук Бога Брахмы).
3. Вайшьи – заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей (они были созданы из бедер Бога Брахмы).
4. Шудры должны находится в услужении у брахманов, кматриев, Вайшьи (они созданы из ступней Бога Брахмы).
Члены первых трех Варн, считались дважды рождение (двиджати), так как знали учения Бога Брахмы.
Члены четвертой варны – шудры, считались единожды рожденные. Не знали учение Бога Брахмы.
Особое место в государстве занимали лица, оказавшиеся вне варн (парии и чандалы).
Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкосновенных. Это были палачи, мусорщики, могильщики.
В Древней Индии были рабы, но в права отсутствует, четкое противопоставление свободных и рабов. Варны заслонили собой классы. Свободный становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.
Раб мог иметь семью, собственность, право на наследование. Хозяин при использовании труд раба, обязан был учитывать его кастовое положение.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 624; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!