О. Конт – основатель социологии



 

Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, по праву считающийся основателем социологии. Он не только ввел в научный оборот термин “социология”, но и неожиданно резко противопоставил эту новую научную дисциплину философии. Основная идея Конта – отделение науки от метафизики и теологии. По его мнению, истинная наука должна отказаться от “неразрешимых” вопросов, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты. Он считал, что только та наука имеет право на существование, которая приносит практическую пользу, и настаивал на исследовании взаимосвязей социальных фактов.

Конт по-своему интерпретировал идеи философа-утописта Сен-Симона, секретарем которого был в течение семи лет. В 1830-1842 гг. он опубликовал свой труд “Курс позитивной философии” в шести томах, в 1844 г. – “Рассуждение о духе позитивной философии”, в 1851–1854 гг. – “Систему позитивной политики” и другие научные труды. Свою историческую миссию он видел в том, чтобы создать “Научную Библию” будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования. Его несогласие со взглядами Сен-Симона проявилось в подходах к приросту научного знания. Конт протестовал против его спекулятивного характера. Реальную жизнь практически никто не изучал: одно книжное знание давало другое. Он предложил изучать социальную реальность с помощью методов естественных наук – наблюдения, эксперимента, сравнительного анализа.

Появление социологии Конт связывал не только с новой стадией развития общества, но и со всей историей развития науки. Социология возникает на почве, подготовленной усилиями многих поколений ученых. Согласно контовскому закону классификации наук каждая предшествующая наука становится предпосылкой появления последующей, более сложной. Наиболее близкой социологии наукой является биология. Их объединяет сложность предмета исследования, каковым выступает целостная система.

Развитие общества, по Конту, является проявлением “Закона трех стадий”. Огюст Конт считал, что развитие общества представляет собой переход от одной стадии развития к другой: теологической, метафизической, позитивистской. Теологическая стадия продолжалась до 1300 г. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхестест-венных сил. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных вождей. Но законы развития ума остановить нельзя, и они подрывают старую систему. Разрушение старого порядка занимает целую эпоху, которая определяется Контом как метафизическая стадия развития общества, то есть стадия распада прежнего общественного порядка. Метафизическая стадия продолжалась с 1300 по 1800 гг. “Метафизический дух” есть проявление сомнения, эгоизма, моральной испорченности и политического беспорядка. Это ненормальное состояние общества. Для того, чтобы стать нормальным, обществу нужна интегрирующая идеология, которая выкристаллизовывается по мере развития научного знания. Естественно, что таким знанием является позитивизм, поэтому следующая стадия называется позитивистской. Новое общество должно отличаться победой альтруизма над эгоизмом, ростом социальных чувств, упрочением порядка и социального мира, переходом от военного общества к промышленно развитой системе. Но поскольку в нем сохраняются отрицательные черты, задача науки – содействовать его очищению.

 

Натуралистическое направление в социологии

 

Натурализм в социологии означает теоретико-методологическую ориентацию этой науки на методы естественных наук. В социологии XIX – начала XX вв. существовали две главные формы натурализма – социал-биологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма и социального дарвинизма.

Представители социал-биологизма стремились понять законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом.

Социальный органицизм – методологическая ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как единого целого. Представителями этого направления были Г. Спенсер, А. Шеффле, Р. Вормс. Следствием дальнейшего развития этого направления стало возникновение эволюционизма.

Идея эволюционизма проникает в социологию после выхода в свет работ Чарльза Дарвина. Социальный эволюционизм представлял собой попытку глобального осмысления исторического процесса как части общего бесконечного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры. Особое место в пропаганде этой идеи сыграли работы Герберта Спенсера (1820-1903) – выдающегося английского философа и социолога.

Теоретические взгляды Спенсера сформировались под влиянием достижений естественных наук, работы Ч. Дарвина “Происхождение видов...”, а также трудов Адама Смита и Роберта Маль-туса. Центральным звеном его мировоззрения является идея всеобщей эволюции. Социальная эволюция составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни. Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.

Спенсер впервые дал систематическое изложение предмета, задач и проблематики социоло-гии в работе “Основания социологии”. Задача социологии, по Спенсеру, – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.

Классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь эпохи, способствовал появлению новых научных школ и направлений. Одним из них былосоциал-дарвинистское направление всоциологии. Это направление связано с именами Г. Спенсера, Людвига Гумпловича, автора книг “Расовая борьба”, “Основы социологии” и др. Социальный дарвинизм провозгласил закономерности биологической эволюции, принципы естественного отбора в качестве определяющих факторов общественной жизни. Основная идея этого направления сводится к тому, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека, а все социологические положения должны находиться в соответствии с естественными законами.

Людвиг Гумплович (1838-1909), с одной стороны, стремился развить ортодоксальные подходы социал-дарвинизма, а с другой, ориентировался на поиск новых концептуальных горизонтов. Привлечение психологических знаний позволило ему увидеть социальные процессы как процессы социально-психологического взаимодействия. Предметом социологии он считал социальные группы, а главным фактором социальной жизни – непрерывную, беспощадную борьбу между ними. Теоретические представления Гумпловича были ориентированы на обоснование неизбежности социальных конфликтов и общественного неравенства людей. Он отвергал идею классовой борьбы, противопоставляя ей борьбу рас. Гумплович утверждал, что любой мощный этнический или социальный элемент стремится к порабощению слабого социального элемента, а в подчинении слабых проявляется естественный общественный закон – борьбы за существование.

Социальный механицизм – направление, возникшее в XIX в. на ранней стадии развития социологии, одна из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики и физики вообще стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механическим закономерностям. При этом широко использовалась физическая терминология и фразеология. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, а общество понималось как механический агрегат индивидов. Сторонники механицизма прибегали к еще более наивным аналогиям, чем сторонники органицизма. Так, Г.Ч. Кэри сравнивал общественные структуры и процессы со структурами и процессами неорганического мира, стремился установить общие для них законы.

В XX в. механицизм продолжал время от времени возрождаться в новых (“энергетических”, “термодинамических” и др.) формах, соответствовавших новым этапам развития физических наук. Эти идеи развивали такие крупные ученые, как В.Ф. Освальд и В.М. Бехтерев. Концепции меха-ницизма в значительной мере разделял и В. Парето. При всей несостоятельности своей методо-логии представители механицизма внесли заметный вклад в теорию и методику социальных измерений. Их влияние чувствуется и в современных тенденциях использования в социологии кибернетики и общей теории систем.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 541; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!