Современное общество, как наш личный выбор

Московский Патриархат

Воронежская митрополия

Воронежская и Лискинская епархия

Воронежская Православная Духовная семинария

 

Сочинение

По Основному богословию

Ценность жизни: христианство и биоэтика

Выполнил:

студент Подготовительного курса Заочного отделения______ Вареников П.П.

 

 

Воронеж

2017

 Содержание

1.Жизнь и смерть. ........................................................................................3

2. Аспекты этических проблем: ……………………………….................5

2.1. плодоизгнание; ………………….................................................6

2.2. репродуктивные технологии; ......................................................8

2.3. эвтаназия. ……………………….................................................9

3. Современное общество, как наш личный выбор. …………………....11

4. Библиографический список. …………………………………….....….13

 

 

Жизнь и смерть

Как мы знаем, Святое Писание учит, что смерть, не есть установленная Богом норма для человека. Богом была создана жизнь, но не смерть, которая вторглась в нашу природу вследствие нарушения первыми людьми Божией заповеди. И сегодня люди продолжают нарушать Его заповеди. Кровь невинных людей льется в результате гражданских и иных войн в Ираке, Украине, Сирии, Кувейте и других странах, в результате атак на мирных жителей европейских стран террористической организацией ИГИЛ и пр.

Кроме того, значение жизни обесценивается и безнасильственным путем, в частности, посредством развития науки и техники и вмешательства в нормальное течение жизни различных научных достижений и изобретений. И все более остро проявляется двойственный характер их достижений. И, творя историю, человек создает себе все новые и новые проблемы, губит чужие жизни.

Сегодняшний мир - мир стремительно прогрессирующих биомедицинских технологий. Новые небывалые до этого времени возможности связаны не сколько с лечением, а уже и с управлением нашей жизнью. Ещё в начале двадцатого века зарождение человеческой жизни считалось великой тайной. На сегодняшний день, это рутинная манипуляция под названием «Вспомогательные Репродуктивные Технологии». Современная наука уже способна давать новую жизнь (искусственное оплодотворение, клонирование, внутриутробная хирургия), отодвигать время смерти (реанимация, трансплантация, искусственное питание, диализ, искусственная вентиляция лёгких). Эти достижения направленны прежде всего на поддержании жизни в её физическом и биологическом качестве, не учитывая то, что Бог задумал нечто большее, чем просто биологическое существование. Человек был создан по образу Божию и призван возрастать в достижении подобия Божия. Появились новые вызывающие недоумения термины в современном обществе связанные с новой медициной, такие как «милосердное убийство», «планирование или медицинское прогнозирование», «репродуктивные права», «искусственный отбор», «планирование рождаемости». Такие успехи в медицине создают ошибочное впечатление, что мы можем контролировать жизнь.  Попытки поставить себя на место Бога могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Сам факт вторжения в механизмы самой жизни, вызывает обеспокоенность и страх в отношении возможных непредвиденных последствий, которые отразятся не только на людях, к которым их применяют и на их потомстве, а также на общественных отношениях, и прежде всего на состоянии традиционной семьи.

 

Аспекты этических проблем

В этом сочинении я хотел бы показать разность отношений светского и христианского подхода к достижениям последних десятилетий в сфере медицинских технологий. Я не буду детально описывать все достижения в этих областях, хочу лишь показать, в каком смысле подобные достижения могут нести надежду или угрозу жизни и вере христиан в сегодняшнем мире.

Биоэтика – это относительно новое направление в науке, которое зародилось в результате споров по вопросу границ, которые должны быть положены вмешательству новых медицинских технологий в человеческую жизнь. Своей задачей биоэтика ставит оценку новых открытий, является ли достижимое с помощью науки одновременно правильным и с нравственной точки зрения, не нанесут ли эти новые технологии вреда человеку и его потомству.

Следует отметить, что самим термином «биоэтика» – этика жизни – указывается на сверхзадачу данной науки: сохранение жизни человеческого рода.[1] Дисциплина же «православно-христианская этика» возникла, в первую очередь для того, чтобы помочь мирянам и пастырям адекватно и успешно, в свете подлинно живого Предания разрешать различные моральные дилеммы, которые возникают в современном технологическом обществе. Главной ее целью является выработка критериев правильного, справедливого и морального выбора, который бы отвечал Божией воле и Божию замыслу о нас самих и о том мире, в котором мы живем.[2]

Я считаю, что данная тема заслуживает особого внимания в свете кризисного состояния цивилизации на современном этапе. Данная проблема во многом основывается не на христианской культуре, а на светской гуманистической и при этом усиливается, к сожалению, процесс размывания духовной культуры, снижаются различные показатели духовной жизни современного общества, а также происходит переориентация общественного сознания, в частности, с ценностей духовных, гуманистических на определённые ценности материального и иного благополучия. Речь, по сути, идёт о потребительском характере ценностных ориентаций современного общества, о равнодушии к чужому горю и состраданию, эгоизме. Более того, обесценивается сегодня наивысшая ценность, великий дар Божий – жизнь человека. В её ход насильственно и безнравственно вмешиваются другие люди.

 

 

Плодоизгнание

Искусственный аборт, контрацепция и стерилизация — это современные формы медицинского вмешательства в репродуктивную способность человека. С одной стороны, аборт это сугубо личная, можно сказать, интимная проблема, которая никого кроме самой женщины не касается. Это просто одна из медицинских услуг, как и в случае любой процедуры все проблемы решаются врачом и пациентом. Считается, что аборт - это чисто медицинская проблема. Один из способов контролирования рождаемости. Так, некоторые ученые оправдывают плодоизгнание, считая, что присутствие души на начальной стадии жизни невозможно, поскольку тело еще не сформировано. И этим отрицается существование эмбриона как личности, считая плод всего лишь «сгустком клеток», который не обладает такими человеческими чертами как самосознание, мышление, логика, из-за несформировавшегося мозга. Но также с таким же успехом, можно не считать личностями и избавляться от родившихся детей, которые не развили ещё признаки личностных качеств. Ведь эти признаки развиваются постепенно в течении всей жизни - это свойственно нашей природе. Ценность человека как личности не должна зависеть от способности логического мышления, самосознания, самовыражения. Иначе спящий человек или кто находиться в бессознательном состоянии, должен считаться не имеющим право на жизнь.[3]

Еще задолго до того, как медики узнали о стволовых клетках и хромосомах, христианство осуждало аборт на любом сроке беременности именно потому, что плод, «сформировавшийся или не сформировавшийся», есть настоящий человек, наделенный «образом Божиим». Церковь всегда принимала внутриутробную жизнь вполне человеческой и личностной и примером этому служит ее литургическое предание. Праздниками Церкви считают не только Рождество Иисуса Христа, Божией Матери, Иоанна Предтечи, но и их зачатие. Например: Благовещение Пресвятой Богородицы есть праздник зачатия Иисуса Христа, а супружеское объятие Иоакима и Анны понимается, как иконографическое изображение зачатия Пресвятой Девы Марии. Библейской же основой свидетельства Церкви о зачатии является в первую очередь повествование евангелиста Луки о встрече Марии и ее родственницы Елисаветы: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее». Исполненная Духа Святого Елисавета благословила Марию со словами: «…когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостию во чреве моем» (Лк. 1:41-44). Это свидетельство о внутриутробной жизни Предтечи не оставляет сомнений, что и евангелист и стоящее за ним Предание видят в находящемся во чреве младенце полноценного человека, наделенного сознанием, испытывающего эмоции и выражающего человеческие желания.

 

 

Репродуктивные технологии

Просто поразительно, что в то время, как в мире каждый год производятся миллионы абортов, миллионы долларов направляются на разработку средств искусственной помощи репродуктивному процессу.

Развитие репродуктивных технологий позволило использовать такие возможности, как донорство половых клеток или оплодотворенных эмбрионов, освобождая матерей и отцов от всяких обязательств по отношению к детям, которые являются «плотью от плоти» их. Так же появились услуги «вынашивающей (суррогатной) матери», которая должна «вернуть» рожденного ею ребенка «генетическим родителям» или другим людям, заключившим с нею контракт. Иногда такая практика приводит к конфликтам, которые заканчиваются судебными процессами, между «суррогатной» и «генетической» матерью. Новые медицинские технологии предполагают уничтожение «невостребованных» или «бесперспективных» человеческих эмбрионов или их криоконсервацию с последующим использованием в научных, медицинских или коммерческих целях. Новые методы порождают соблазн рассматривать зародившуюся жизнь как продукт, который можно выбирать согласно собственным желаниям и которым можно распоряжаться, как с любыми другими продуктами человеческой деятельности. Жизнь человека становится предметом купли-продажи.

Неизбежная коммерциализация отношений, связанных с донорством половых клеток и эмбрионов, поставила перед юристами вопрос о «праве собственности» на человеческий эмбрион.

Псалмопевец Давид описывает развитие эмбриона и плода как творение самого Бога: «…Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был, во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои...» (Пс. 138:13, 15-16). Такое-же описание делает Иов в своих словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом...  Ты вывел меня из чрева» (Иов 10:8,18). Ещё: «Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…», - говорит  Господь пророку Иеремии (Иер. 1:5). Исходя из такого представления, христианство настаивало и будет настаивать на неприкосновенности жизни человеческого плода или эмбриона на любой стадии развития.[4]

Но христианское понимание биоэтических проблем, не сводит всё к запрету. Церковь никогда не приветствовала отказ от лечения и пренебрежение медицинской помощью. Она лишь напоминает, что корни болезней все же глубже их физиологических причин. К нравственно допустимым методам лечения бесплодия отнесено оплодотворение женской яйцеклетки сперматозоидами её супруга, потому что оно не противоречит целостности брака и происходит в рамках внутрисемейных отношений. Использование же донорских репродуктивных клеток или суррогатного материнства подрывает основы семейных взаимосвязей. Потому что у ребенка предполагается наличие помимо социальных родителей, ещё и генных.

Обобщая вышесказанное, можно заметить, что новые биомедицинские технологии возникают с благородными мотивами, как надежда для отчаявшегося человечества, но затем, делаются предметом коммерциализации человеческих отношений.

 

Эвтаназия

Другая причина биоэтической полемики - это эвтаназия. Она связана с намеренным прерыванием человеческой жизни медицинским путём. Несмотря на то, что всеми её сторонниками оправдывается, как «достойная смерть», на самом деле является содействием самоубийству. Она есть соединение убийства и самоубийства. Сторонники эвтаназии утверждают, что смертельно больной человек вправе сам решать, как достойно уйти из жизни, это как бы последнее распоряжение человека о своём теле.  Христианство в лице Церкви, признавая, что человек слаб по своей природе, всегда человеколюбно просит Творца освобождения «от всякия скорби, гнева и нужды» и о «христианской кончине живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной». Сторонники же эвтаназии подвергают сомнению Божий промысел и, по соглашению с больным, решают положить конец ближнего своего. Христианская этика отвергает эвтаназию, так как она ставит себя выше воли Божией о жизни и нарушает запрет на убийство. Некоторые настаивают, что эвтаназия является актом сострадания, но доброго намерения недостаточно для оправдания убийства. Любовь и сострадание к болящим, должны проявляться через труды и жертвы, а не через убийство, которое представляет собой конец всякой помощи и любого сострадания.

Существует три причины, которые подталкивают человека к этому поступку – это физическая боль, отчаяние от обессиливания и страх стать тяжкой обузой, для своих родных и близких. Больной не просил бы об эвтаназии, если бы был уверен, что одна или все вышеприведенные причины встретят любовь сострадание и участие со стороны поддерживающих его людей.

Церковь предполагает, что при не возможности активного лечения нужно создать условия защиты для таких больных от тягостных проявлений болезни, то есть своевременное обезболивание, полноценный уход, социальную поддержку и пастырское попечение. Всё это может обеспечить подлинно человеческое завершение жизненного пути, согретое любовью и милосердием.

 

Современное общество, как наш личный выбор

В христианстве утверждается реальность и праведность, красота и великолепие жизни, созданной Богом. И человек через представления о жизни неразрывно связан с природой, он по своему происхождению (то есть «из праха земного») укоренен в ней. Жизнь является базисом возможной человеческой истории, благодаря которой все виды жизни в своем существовании, развитии сопричастны божественному. Потому человек и его жизнь понимаются как место божественного откровения, нечто сакральное, что вызывает благоговейное отношение. И поэтому поступки против Божественной природы – недопустимы и грешны, так как разрушают Его Творение.

Следует подчеркнуть, что Церковно-общественным советом по биомедицинской этике Московского Патриархата было опубликовано заявление «Об этической недопустимости клонирования человека», где говорится об опасных, негативных, катастрофических последствиях, которые вполне могут наступить в результате пренебрежения требованиями морали и нравственными критериями при выборе направлений научных исследований. Институт науки жизни Ватикана придерживается той же точки зрения и призвал к изданию законов для наказания подобного вида преступлений против человечества, для предотвращения любых подобных разработок.[5]

И в ряде стран были приняты законы, запрещающие клонирование (Япония, США, Китай, Великобритания и пр.). В России наложен на неопределенный срок мораторий на клонирование человека.[6] Но многие страны до сих пор настаивают на разрешении клонирования с целью проведения разного рода экспериментов.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в целом сегодня наблюдаются положительные тенденции в биоэтике. Принимается множество международных документов, ставящих проблему социальной ответственности ученых на уровень наиболее социально-значимых, общецивилизационных проблем, конвенция о правах человека и биомедицине и пр. Также под влиянием активного роста факторов риска биомедицинской практики формируются и в национальных системах здравоохранения специальные социальные структуры – этические комиссии и комитеты, чьей задачей выступает регулирование медицинской практики и биомедицинских исследований для предотвращения последствий, неблагоприятных для человеческой жизни.

Дальнейшее единство биоэтики и христианской этики будет способствовать нивелированию проблем, вступающих в острый конфликт с такими традиционными христианскими ценностями как брак, деторождение, целостность человеческой личности, сакральность человеческой жизни и смерти.

При этом следует помнить о том, что общество, к которому мы сейчас пришли, есть результат нашей деятельности, нашего мировоззрения, наших принципов и ценностей, нашей совести. Ценность жизни человека заключается также в том, что обладаем мы не только разумом, но и свободой собственного выбора: изменить ли жизнь общества и свою жизнь в лучшую сторону, построить ли общество нового формата – нравственности, доброты и культуры, или оставить все как есть.

И сообразуя свой личный выбор, свою деятельность с главным смыслом существования – духовно-нравственным преображением, служением высшим духовным общечеловеческим ценностям, любя ближнего своего и ценя жизнь как данный свыше дар, каждый из нас будет закладывать кирпичик в мировоззренческий фундамент нового, гуманного, духовно-созидательного общества. Нужно ценить жизнь всякого человека, беречь ее как свою собственную, так как, несмотря на ее скоротечность, это дает нам шанс приумножить ключевую ценность – внутреннее духовное достояние.

 

Библиографический список

I. Литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / В русском переводе с параллельными местами. М., Российское Библейское Общество, 1995.

2. Федеральный закон от 20.05. 2002 № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27.05.2002, № 21, ст. 1917.

3. Православие и проблемы биоэтики: сборник работ по материалам сборников Церковно-общественного совета по биомедицинской этике / под ред. прот. Д. Смирнова, пр. д.м.н. А.В. Недоступа, пр. д.ф.н. И. В. Силуянова. – М., 2017. – 504 с.

4. Протопресвитер Иоанн Брек. Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика / пер. Ю.С. Терентьев. – М.: Паломник, 2004. – 401 с.

5. Силуянова И.В., Алёхина Е.В. Хрстианский смысл жизни как мировоззренческая основа решения этических проблем современных биомедицинских технологий // Вестник Московского государственного областного университета. – 2011. – № 1. – С. 40-52.

II. Источники:

1. Ванцос Мильтиадис «Православный взгляд на биоэтику» [Электронный ресурс] // Портал Богослов.RU Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/298266.html  (дата обращения 30.10.2017).

2. Силуянова И.В. Современная медицина и Православие [Электронный ресурс] // Православие и мир. Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2204  (дата обращения 30.10.2017).

3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Москва, 13-16 августа 2000 г» [Электронный ресурс] //.// Портал Патриархия.RU Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html(дата (дата обращения 30.10.2017).


[1] Силуянова И.В., Алёхина Е.В. Хрстианский смысл жизни как мировоззренческая основа решения этических проблем современных биомедицинских технологий // Вестник Московского государственного областного университета. – 2011. – № 1. – С. 41.

[2] Протопресвитер Иоанн Брек. Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика / пер. Ю.С. Терентьев. – М.: Паломник, 2004. С. 11.

[3] . Ванцос Мильтиадис «Православный взгляд на биоэтику» [Электронный ресурс] // Портал Богослов.RU Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/298266.html (дата обращения 30.10.2017).

 

[4] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви Москва, 13-16 августа 2000 г» [Электронный ресурс] //.// Портал Патриархия.RU Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html(дата обращения 30.10.2017).

[5]Православие и проблемы биоэтики: сборник работ по материалам сборников Церковно-общественного совета по биомедицинской этике / под ред. прот. Д. Смирнова, пр. д.м.н. А.В. Недоступа, пр. д.ф.н. И. В. Силуянова. – М., 2017. – 504 с.

 

[6] Федеральный закон от 20.05. 2002 № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27.05.2002, № 21, ст. 1917.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!