Раздел 4. Антропология как философская дисциплина



Тема: Человек как центральный объект изучения философии

 

ЦЕЛЬ:

- создать учебную ситуацию и развивающую учебную среду для углубления, систематизации, обобщения знаний студентов об основных трактовках природы человека;

- уяснить соотношение биологического и социального в природе человека;

- раскрыть понятия: индивид, индивидуальность, личность;

- дать характеристику основным философским теориям личности;

- направить интеллектуальные усилия студентов на попытку создания программы собственного духовного совершенствования на основе выработанного у них понимания проблемы человека в философии;

- учить студентов применять полученные знания при решении профессиональных задач и в личной жизни.

ПЛАН

1. Трактовка природы человека в истории мировой философии.

2. Соотношение биологического и социального в природе человека.

3. Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность.

4. Философские теории личности.

 

Ключевые понятия: личность, индивид, индивидуальность, социализация, биологизаторский и социологизаторский подходы.

 

    Все многообразные трактовки человека, попытаемся свести к пяти основным концептуальным схемам, кратко изложив их суть.

    1) Космоцентризм. Человек рассматривается как неотъемлемая часть Космоса, повторяющая все его существенные черты. Космос же в этих концепциях одухотворен, ему присущ дуализм души и тела, отсюда просто объясняется наличие этих двух начал в человеке и их гармония. Платон, например, учил, что самое главное для человеческой души – подражать движению небесных тел. Они прекрасно вращаются целую вечность: всегда одинаково, симметрично, гармонично, без всякого нарушения. Такой должна быть и человеческая душа.

    2) Теоцентризм утверждает человека как плод божественного создания. Человек – образ и подобие бога. Бессмертная душа человека от бога. Н.Бердяев писал о религиозной трактовке человека: «Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был погружен в древнем мире, от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило в зависимость от Бога, а не от природы.

    3) Природоцентризм. Человек рассматривается как природное, биологическое существо, ничем от остальной природы принципиально не отличающееся. Как человек, так и человеческое общество развиваются в конечном счете по биологическим законам. Сознание, душа – это один из видов материи; душа умирает бесследно вместе с телом.

    4) Социоцентризм. Сущность человека социальна. Человек – результат общественных отношений, слепок формирующих его культурных условий и в то же время субъект, создатель культуры. Сознание человека, его духовная сущность и в историческом, общечеловеческом процессе, и в индивидуальном развитии появляются благодаря социальным факторам: производственной, практической деятельности – труд и общение (общественным отношениям): «Труд, - писал Ф. Энгельс, - …первое основное условие в сей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».

    5) Антропоцентризм. Человек - главная ценность, цель мироздания. Все в мире появляется для того, чтобы был, жил в нем человек. Н.Бердяев писал: «человек и космос меряются своими силами как равные. Познание есть борьба равных по силе, а не борьба карлика и великана. …Человек потому лишь силен познавать мир, что он не только в мире как одна из частей мира, но и вне мира и над миром, превышая все вещи мира как бытие равнокачественное миру».

    Человек – это единство природного (биологического) и общественного (социального). Необходимо подчеркнуть, что одно без другого не может существовать. Человек как биологическое существо разделяет судьбу своих «меньших братьев», т.е. животных: рождается, болеет, испытывает потребности в пище, продолжает жизнь в потомстве, умирает и т.д. Маркс справедливо указывал, что ни борода, ни кровь не образуют сути человеческой организации. Только в своем единстве генетическое и социально программы формируют человека. Поэтому марксистская философия отвергает чисто биологическое или чисто социальное толкование родовой сущности человека.

    Следует обратить внимание на то, что биологическое в человеке – это не только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то биологически новое, чем он отличается от животного. Можно указать следующие наследственные особенности человеческого организма, которые оказывают влияние на его общественную жизнь: прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучше охватывает взглядом окружающую обстановку; цепкие руки с подвижными пальцами; взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве. Большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни; сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи.

    Однако определяющим условиям становления человека является труд, трудовая деятельность, которая с самого начала выступает как коллективное, социальное. Именно развитие трудовой активности существенно изменило природную, биологическую организацию человека. Трудовая деятельность повлекла за собой формирование новых, социальных качеств человека – развитие мышления и речи, различных форм общения на основе определенных норм и принципов морали, ценностных ориентации и т.д.

    Приступая к изложению третьего вопроса, необходимо еще раз уяснить положение о том, что понятия «личность» можно раскрыть лишь исходя из диалектики соотношения человека и общества. В самом первом приближении (и мы это постарались сделать при рассмотрении первого вопроса) личность может быть описана продукт и как субъект общественных отношений. Но в чем суть проблемы?

    В свои подходах к диалектики соотношения личности и общества социальная философия издавна маневрирует между двумя крайностями. Первая из них выражена в рационалистической традиции западной философии, совпавшей по времени с эпохой расцвета буржуазного индивидуализма. Для нее общество противостоит реальному человеку как личности, противостоит как совокупности, как множество, как фиктивное целое. «Общество есть лишь собрание отдельных лиц», - писал французский материалист Гельвеций. Еще резче эта мысль выражена английским философом и правоведом Бентамом: «Общество есть единое целое, состоящее из индивидуальных лиц, которые рассматриваются как составляющие его члены. Что же такое есть в этом случае интерес общества? – сумма интересов отдельных членов, составляющих его».

    Второй вариант противопоставления индивида среде выражен в самых разнообразных концепциях, которые усматривают в социальных институтах, нормах, требованиях особую самостоятельную и первичную по отношению к личности силу. Возражая против распространенных в ХХI веке попыток рассматривать личность как некую изолированную и замкнутую в себе монаду, Маркс подчеркивал, что (индивиду как физически, так и духовно творят друг друга), что (развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении). Кстати, этимология слова (личность) показывает, что она имеет смысл лишь в контексте определенных общественных отношений.

    Марксизм исходит из того, что люди никогда не жили и не живут изолированно друг от друга. В процессе производства и потребления они всегда взаимосвязаны, их деятельность взаимообусловливается, именно в своем взаимодействии люди и составляют органическое целое – общество. Общественные отношения, взятые в их единстве, формируют человека как личность. Личность (и мы это уже подчеркивали) – это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Однако это положение нельзя понимать таким образом, что в личности нет ничего, кроме (совокупности общественных отношений). Нет, личность, будучи сформирована под воздействием среды становится активным деятелем, субъектом всех общественных отношений. С этих позиций личность представляет собой динамическую, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных. Социально-культурных и морально-волевых качеств человека. Выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

    В процессе обсуждения данной проблемы следует особо выделить положение о том, что личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности).

    Сущностная характеристика личности раскрывается прежде всего через раскрытые самосознания, воли, характера, нравственной зрелости, черт мировоззрения, ее реальных прав и обязанностей, социальной активности, ее способности быть свободной и действовать свободно. В литературе справедливо подчеркивается, что личность – это общественно развитый человек, осознанно относящийся к своему долгу и правам гражданина отечества, обладающий чувством собственного достоинства, осознающий меру своей ответственности за свою жизнедеятельность, судьбу своей семьи и товарищей, своего народа.

    Нами рассмотрена сущностная характеристика личности, ее «составляющие». Вторая концепция личности связана с раскрытием функциональной (ролевой) ее характеристики. В чем суть этой концепции? Здесь мы прежде всего должны выяснить понятие (социальной роли). Данное понятие означает поведение человека в зависимости от его социального статуса и позиции. Каждый человек выполняет множество ролей.

    Введение представления о социальных ролях важно с точки зрения научного анализа поведения личности. Вместе с тем следовало бы обратить внимание в ходе семинара на то, что эта теория не предполагает внешней «заданности» для этой или иной личности.

    Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым поведением, иначе бы за ее бортом остались новаторство, нетрадиционные мысли и поступки, да и сама свободная воля человека. Точно также структура личности не сводится к совокупности социальный ролей, а их усвоение (социализация) предполагает социальную индивидуальность, изобретательно относящуюся к навязываемым ей окружением ролям.

    Остановимся хотя бы вкратце на процессах социализации.

    Социализация – это усвоение индивидом определенной системы социальных ролей и культуры. Социализация имеет три периода: а) первичная социализация, или социализация ребенка; б) промежуточная социализация, или социализация подростка; в) устойчивое, целостная социализация; т.е. социализация взрослого, сложившигося в основном человек.

    Что такое социальный тип личности? Тип в общепринятом смысле – это человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей. Во многих своих работах В. И. Ленин не раз подчеркивал, что личность как объект исторического действия имеет типические свойства, определяемые принадлежностью к социальной группе или классу данной общественно-экономической формации. Каждый класс и социальная группа накладывает отпечаток на своих членах, предавая им общие черты в деятельности, взглядах и образе жизни.

    Одним из проявлений взаимоотношений личности и общества и вместе с тем одним из важнейших признаков личности, как уже отмечалось, является личная свобода.

    Сегодня, когда наше общество испытывает дефицит активности, предприимчивости, смелости своих граждан, надо усилить этот мотив сознательного строительства себя и выбора себя, своей позиции в борьбе добра и зла.

    Таким образом, человек – это субъект общественно-исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Личность – характеристика социальных качеств человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

1. Продолжается ли биологическая эволюция человека?

2. Укажите практическое значение тезиса К.Маркса: «Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан…»?

3. Вы могли бы предложить эффективную систему нравственного воспитания в современных условиях?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений в 2-х частях / рук. авт. кол. Фролов И.Т. – М., 1989, ч.1

2. Горелов А.А. Основы философии. – М., 2010

3. Губин В.Д. Основы философии. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2007

4. Гуревич П.С. Основы философии. – М.: Кронус, 2011

5. Гуревич П.С. Философия человека. В 2-х частях. – М.: Ифран, 1999-2001

6. История философии: учебник / Н. И. Горлач, Л. В. Губерский,

В. Г. Кремень и др. Под ред. Н. И. Горлача. - М .: Консум, 2002

7. История философии: учебник для высших учебных заведений /      Бычко А. К., Бычко И. В., Табачковский В. Г. - М .: Просвещение, 2001

8. История философии: учебник / Ярошовец В. И., Бычко И. В., Бугров В. А. и др.; под ред. В. И. Ярошовца. – М., 2002

9. Спиркин А.Г. Основы философии: учебное пособие для высших учебных заведений – М., 1988

10.  Философия: учеб.пособие / Л.В.Губерский, И.Ф. Надольный,

В.П. Андрущенко и др .; под ред. И.Ф. Надольного. - 7-е изд. - М .: Викар, 2008

11. Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк/ под общ.ред. 

А.И. Ракитова. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1990

12. Философия //Философский энциклопедический словарь. - М .: Абрис, 2000

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

1. http://filam.ru

2. http://www.ph4s.ru/book_gum_phylos.html

3. http://www.alleng.ru/d/phil/phil050.htm

4. http://aphy.net/student-phylosophy

5. http://www.studfiles/ru/dir/cat10/subj171/file14520/view150133.html

6. http://www.philosoff.ry

7. http://www.bsu.by/Cache/pdf/232993.pdf


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!