Великие религии решили проблему



Сами того не зная, Фрейд и Джеймс вторили извечным жалобам новичков, которые, начиная учиться медитации, на собственном опыте обнаруживали, как легко отвлекается внимание. Буддисты уже давно сравнивали ум, колеблющийся от одной мысли к другой, с мартышкой, которая беспорядочно скачет с ветки на ветку. Точно так же, "Бхагавадгита" – своего рода "индуистская библия" – две тысячи лет назад сетовала:

Как беспокоен ум...
Поистине, он переменчивее ветра.

Но в то время как западная психология признала свое бессилие перед этой проблемой, великие религии ее решали. Западные психологи утверждают, что внимание невозможно поддерживать, но великие религии говорят, что его возможно и необходимо поддерживать. Один из величайших индуистских мудрецов XX в. Рамана Махарши подчеркивал: "Все без исключения священные писания провозглашают, что для обретения спасения следует подчинить себе ум". Когда ученик спросил его: "Что не дает мне познавать самого себя или Бога?", он в ответ бросил: "Твой блуждающий ум!". Жизненную важность этой проблемы передает дзенская история:

Ученик Дзен приобрел духовный текст. Принеся книгу в монастырь, ученик показал ее учителю, и попросил его написать на ней какие-нибудь вдохновляющие слова.

"Конечно" – согласился учитель, что-то написал, и через мгновенье отдал книгу обратно. Ученик нашел там лишь одно слово: "Внимание!"

"Не напишете ли вы что-нибудь еще?" – взмолился ученик, снова отдавая книгу учителю.

"Ладно" – сказал учитель; на этот раз он писал несколько мгновений. Теперь ученик нашел в книге три слова: Внимание! Внимание! Внимание!

Некоторые практикующие были готовы пойти на все, чтобы овладеть вниманием. Ван Ян-мин жил в Китае XVI в и был одним из величайших неоконфуцианских философов и мудрецов. Стремясь обрести просветление, Ван и его друг Чен решили попытаться, не отвлекаясь, сосредоточиваться на куске бамбука, чтобы отточить свое сознавание настолько, чтобы они могли постичь в этом куске божественный принцип.

День и ночь Чен тщательно изучал принцип бамбука. Три дня он истощал свой ум, пока не перенапряг свою умственную энергию и не заболел. Поначалу я сказал, что все дело в том, что у него недостаточно силы. Я взялся за задачу сам и изучал бамбук с утра до темна, но все равно не мог раскрыть его принцип. Через семь дней я тоже заболел, поскольку изнурил свой ум. Так что мы вместе вздохнули и сказали: "Мы не можем быть мудрецами или достойными людьми, поскольку у нас нет необходимой для этого великой силы".

К счастью, у Ван Ян-мина, в итоге, были два озарения:

  1. Он осознал, что такие длительные и напряженные умственные усилия вовсе не обязательны.
  2. Он понял, что божественный принцип, который он искал, можно найти в собственном уме. С этим пониманием он, наконец, обрел просветление и впоследствии стал одним из величайших философов и государственных деятелей Китая.

ЗАЧЕМ СОСРЕДОТОЧИВАТЬСЯ?

Почему так жизненно важно тренировать внимание? Зачем давать себе труд учиться сосредоточению? Потому, что наш нетренированный ум взимает огромную дань с нашего психологического и духовного благополучия, и потому, что, будучи обуздан, сосредоточенный ум дает огромные преимущества. Далай Лама утверждал: "Религия – это, в лучшем случае орудие, призванное помочь вам тренировать свой ум". По словам Будды:

Больше, чем все, кто тебя ненавидят,
больше, чем все твои враги,
тебе вредит неумелый ум.
Отточенный ум приносит большее благо,
чем твои мать и отец,
чем вся твоя семья.

Издержки неумения сосредоточиться

Если наш ум нам не подчиняется, то и наша жизнь становится неуправляемой. Наша проблема коренится в том, что мы позволяем себе становиться рабами, а не хозяевами собственного ума. Рам Дасс подытожил эту дилемму в двух фразах:

Все мы – пленники собственного ума.
Осознание этого составляет первый шаг по пути к свободе.

Один суфийский учитель выразился еще короче: "Узы – в уме".14

14 По-английски эта фраза рифмуется: "The bind is in the mind". (Прим. перев.)

Пока мы не способны сосредоточивать свое внимание, и оно по своей инициативе перескакивает с одного на другое, мы обречены отвлекаться и испытывать возбуждение. Сколь дорогой может оказаться расплата за это, видно на примере одного крайнего случая.

Семилетний Марк был настоящим маленьким ураганом. С того момента, когда он вбежал в приемную нашей детской психиатрической клиники, его ничто не могло остановить. Он метался из угла в угол, вскарабкивался на стул и тут же с него спрыгивал, углядев игрушку на полу. Но даже игрушка не могла удержать его внимание, и через секунду он уже интересовался чем-нибудь еще. Любых уговоров его матери было недостаточно, чтобы его утихомирить. Детский психиатр пытался занять его беседой, но Марк слушал лишь вполуха и затем внезапно отвлекался, чтобы посмотреть, что у психиатра в сумке. Когда его попросили составить картинку из кубиков, он начал делать это с большим жаром, однако не закончив ее и наполовину, он утратил к ней интерес. Его мать попыталась уговорить его довести дело до конца, но вызвала лишь яростную вспышку раздражения. Неудивительно, что у Марка было мало друзей, ему было трудно учиться, и он доводил до безумия своих родителей.

Марк страдал синдромом дефицита внимания (СДВ) – заболеванием, которое опустошает жизнь миллионов детей и многих взрослых. Будучи неспособными удерживать внимание на чем бы то ни было больше, чем на мгновение, они мечутся по жизни импульсивно, раздраженно, суетливо, и постоянно отвлекаясь. В результате они не могут ни на чем сосредоточиться, испытывают проблемы с обучением таким необходимым навыкам, как чтение и письмо, плохо справляются с учебой и работой, и постоянно все забывают.

Больным СДВ трудно даются отношения с другими людьми. Страдающие этим заболеванием – будь то взрослые или дети – с огромным трудом осваивают социальные навыки и формируют близкие отношения. Искусство взаимоотношений в значительной мере связано с умением обращать пристальное внимание на такие трудноуловимые сигналы, как эмоциональный тон и выражение лица. Человек с плохим вниманием может легко упускать эти сигналы, казаться равнодушным и неуместным, и, в конце концов, оказаться за бортом общества. Вместе с числом неудач на работе и в общественной жизни растут смятение и неверие в свои силы, и падает самооценка. Чтобы обуздать свое мечущееся внимание, миллионам этих людей, отчаянно жаждущих облегчения, приходится ежедневно принимать лекарства.

Психиатры выявили СДВ лишь недавно. Теперь очевидно, что это распространенное заболевание, поражающее около 3% детей и многих взрослых, усугубляется нашей неистовой, грохочущей, вечно спешащей культурой и приводит к огромным индивидуальным и общественным издержкам.

Двумя тысячелетиями раньше великие религии поставили аналогичный, хотя и более глубокий диагноз. С помощью психического микроскопа медитации они были способны в мельчайших подробностях наблюдать ум и его блуждающее внимание. Они пришли к захватывающему выводу, что мы все больны дефицитом внимания. Все мы страдаем от гиперактивного внимания, которое, хотя и не столь неистово, как в тяжелых клинических случаях, но все равно бесконтрольно мечется от одного объекта к другому. И все мы, по мнению великих религий, жестоко расплачиваемся за это в психологическом и духовном плане и в сфере межличностных отношений.

Великие религии не только поставили диагноз, но и предложили программу лечения. В отличие от западной психиатрии, которая полагается на лекарства, чтобы подавлять блуждание внимания, или на терапию, чтобы его компенсировать, они обнаружили методы тренировки и обуздания внимания, и показали, сколь благотворно могут действовать эти методы.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!